Научная статья на тему 'Лингвокультурный типаж рокера (на материале анекдотов)'

Лингвокультурный типаж рокера (на материале анекдотов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
384
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОКЕР / АНЕКДОТ / ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ТИПАЖ / ROCKER / ANECDOTE / LINGO-CULTURAL TYPE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ворошилова М. Б.

Рассматривается лингвокультурный типаж рокера в анекдотах. Анекдот создается на обыгрывании определенных характеристик типажа, которому посвящен. Именно анекдот обостряет наиболее существенные признаки лингвокультурного типажа. Одной из ярких особенностей рокера является внешность – она обыгрывается так же часто, как пристрастие к «травке» и алкоголю. Нередко в анекдотах рокер представлен недалеким, глупым человеком (чаще всего это басист или барабанщик). Иногда в анекдоте делается упор на то, что рокер – не обычный, средний человек, а неординарная личность, его реакции тоже необычны. У рокера в русских анекдотах два врага – милиция и «попса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lingo-cultural Type of a Rocker (on the basis of anecdotes)

Lingo-cultural type of a rocker found in anecdotes is described. An anecdote is created by means of playing up definite characteristics of the type which it is devoted to. It is the anecdote that underlines the most characteristic features of the lingo-cultural type. One of the brightest features of a rocker is his/her appearance – it is involved into language game as often as his/her addiction to marijuana and alcohol. A rocker is often described as a dull-witted, stupid person (more often it is bass player or drummer). Sometimes it is underlined that a rocker is not an average and ordinary person but an extraordinary person and his/her reactions are also unusual. A rocker in Russian anecdotes has two enemies: militia and pop music.

Текст научной работы на тему «Лингвокультурный типаж рокера (на материале анекдотов)»

УДК 82-36

ББК Ш3 (2Рос=Рус) - 615 ГСНТИ 17.82.30 КОД ВАК 10.01.08

М. Б. Ворошилова

Екатеринбург, Россия Лингвокультурный типаж рокера (на материале анекдотов)

Аннотация. Рассматривается лингвокультурный типаж рокера в анекдотах. Анекдот создается на обыгрывании определенных характеристик типажа, которому посвящен. Именно анекдот обостряет наиболее существенные признаки лингвокультурного типажа. Одной из ярких особенностей рокера является внешность - она обыгрывается так же часто, как пристрастие к «травке» и алкоголю. Нередко в анекдотах рокер представлен недалеким, глупым человеком (чаще всего это басист или барабанщик). Иногда в анекдоте делается упор на то, что рокер - не обычный, средний человек, а неординарная личность, его реакции тоже необычны. У рокера в русских анекдотах два врага - милиция и «попса».

Ключевые слова: рокер; анекдот; лингвокультурный типаж.

M.B. Voroshilova

Ekaterinburg, Russia Lingo-cultural Type of a Rocker (on the basis of anecdotes)

Abstract. Lingo-cultural type of a rocker found in anecdotes is described. An anecdote is created by means of playing up definite characteristics of the type which it is devoted to. It is the anecdote that underlines the most characteristic features of the lingo-cultural type. One of the brightest features of a rocker is his/her appearance - it is involved into language game as often as his/her addiction to marijuana and alcohol. A rocker is often described as a dull-witted, stupid person (more often it is bass player or drummer). Sometimes it is underlined that a rocker is not an average and ordinary person but an extraordinary person and his/her reactions are also unusual. A rocker in Russian anecdotes has two enemies: militia and pop music.

Key words: rocker; anecdote; lingo-cultural type.

Настоящая статья продолжает ряд работ, посвященных изучению и описанию лингвокультурного типажа рокера [см. Ворошилова 2007]. В основе нашего исследования лежит методика волгоградской научной школы и схема лингвокультурного моделирования, предложенная В. И. Карасиком [Аксиологическая лингвистика 2005]. Вслед за авторами настоящей методики мы понимаем лингвокультурный типаж как «типизируемую личность, представителя определенной этносоциальной группы, узнаваемого по специфическим характеристикам вербального и невербального поведения и выводимой ценностной ориентации» [Карасик 2005].

Отметим, что в русском языковом сознании понятие «рокер» может представлять два лишь условно связанных явления: рокер - музыкант и рокер - байкер. Мы, выбирая материал в рамках настоящей работы, искусственно вычленяем только одно (рокер - музыкант), что обусловлено целью и задачами нашего исследования.

В прошлой статье нами был представлен сопоставительный анализ понятийных и ассоциативных характеристик рассматриваемого типажа. В качестве материала исследования мы использовали дефиниции, представленные в современном иноязычном толковом словаре [Крысин 2005] (данный концепт в русском языковом сознании до сих пор находится на стадии формирования, потому толкование лексической единицы «рокер» пока отражено только в словаре иноязычных слов) и топики, выполненные студентами Уральского государственного педагогического университета.

На настоящем этапе в центре нашего внимания оказались ассоциативные признаки лингвокультурного типажа рокера, выделенные в ходе анализа анекдотов про музыкантов, распространенные в сети Интернет, а также их сопоставительный анализ с материалами предыдущего исследования. Анекдот, как известно, создается на обыгрывании определенных характеристик в значении лингвокультурного типажа, которому данный анекдот посвящен, подчеркнем, что данные признаки всегда «обострены», а значит, в ходе анализа

именно анекдотов исследователь может выделить наиболее существенные признаки лингвокультурного типажа.

Итак, в ходе анализа топиков в рамках предыдущей статьи нами были выявлены следующие поведенческие и образные характеристики, составляющие основу лингвокультурного типажа рокера: 1) внешность; 2) мировосприятие и характер; 3) атрибуты; 4) возраст; 5) поведение; 6) гендерная характеристика; 7) оценка и восприятие; 8) творчество; 9) материальное положение.

В ходе анализа анекдотов данный список был сокращен. Так, не были отмечены такие характеристики, как мировосприятие и характер, возраст и гендерные характеристики, материальное положение.

Наиболее частотной, отмеченной абсолютно всеми участниками эксперимента и, следовательно, актуальной характеристикой при формировании данного концепта в русском языковом сознании является - внешность. Данное положение было подтверждено и в ходе настоящего исследования: в 40 из 136 проанализированных анекдотов (29,4%) внешность героя используется как некий отличительный признак. Большинство анекдотов начинается с фраз типа: Молодая рокерша, с ирокезом, в рваной коже, булавках и уни-тазных цепях катает по двору детскую колясочку...; Бабка обращается к патлатому парню в заклепках на улице.

Среди важнейших черт внешности рокера выделяются:

1) длинные волосы и ирокезы;

2) кожаная одежда;

4) крупные металлические цепи, заклепки, бляшки

Отметим, что данные характеристики в ходе предыдущего исследования были классифицированы как менее частотные, их низкая частотность была объяснена нами узкой распространенностью, данные атрибуты присущи только представителям отдельных направлений рока, чаще тяжелого рока. Их высокая частотность в анекдотах несомненно обусловлена их своеобразностью и эпатажностью.

Ранее нами также было отмечено, что для группы «стоящих в стороне» описание внешности рокера, как правило, являются модусным и сугубо отрицательным, описание нередко сводится к таким характеристикам, как немытый,

вонючий, грязный, объединенным оценочными семами: ‘отвратительный’, ‘неприятный’, ‘безнравственный’, ‘аморальный’. Именно эти характеристики и положены в основу большинства анекдотов.

Например: Идут два рокера по улице. Смотрят - а навстречу им идет крутейший мужик: весь взъерошенный и на голове здоровенный ирокез мерзко-зеленого цвета. Один панк говорит:

- Чувак, да ты даешь! Где ты такой гребень соорудил?

- Да нет, что вы! - И вытирает сопли ладонью. -Это меня насморк! - и вытирает ладонь об волосы.

Важной характеристикой лингвокультурного типажа рокера при анализе анекдотов стали атрибуты. Если в ходе рассмотрения топиков нами были отмечены как несомненные атрибуты рокера гитара и сигареты, нередко с травкой, то в анекдотах в центре внимания, конечно, оказались травка и алкоголь как запрещенные средства. Данные атрибуты были отмечены в 20 анекдотах, что составляет 15%.

Басист опаздывает на репетицию. Запыхался, прибежал, ставит на колонку бутылку водки. Ему все:

- Ты что - на репетицию с водкой?

- Нет, я на пьянку - с гитарой.

Анекдоты про травку нередко дублируют известные анекдоты про наркоманов, только герои заменены панками, хиппи и рокерами. Так, например, известный анекдот про ежика, волка и медведя был трансформирован следующим образом: Посадили возле рок-клуба травку. Подросла она, и, чтобы ее никто раньше времени не сорвал, решили ночные дежурства устраивать. Первым назначили Шевчука. Ходил, ходил он с ружьишком, но не выдержал и к часу ночи заснул. На утро проснулся - травы нет. Посадили второй раз. Выросла она, но на этот раз поставили дежурить Б. Г. Терпел, терпел он, но все равно часам к двум заснул. Проснулся -нет травы. Посадили третий раз. И как самого обязательного поставили Витьку Цоя. Терпел, терпел он, но часам к трем засыпать стал. Только глаза закрыл, слышит шелест по траве. Цой вскидывает ружье. Сидит он темной ночью на поле и слышит:

- ШЫХ-ШЫХ.... ШЫХ-ШЫХ

- Энто хто тут коноплю косить ???

- ЭТТТО ВЕТЕР, ВЕТЕР!!!

Данное положение можно объяснить тем, что наркотики не являются существенной, исконной характеристикой лингвокультурного типажа рокера: данный анекдот был нами отмечен также и с интернет-героями - хакер, геймер и ламер. Но справедливости ради мы должны сказать, что травка всегда воспринималась в русском языковом сознании как неотъемлемый атрибут хиппи, чья культура, несомненно, была одной из основ русского рока и до сих пор воспринимается рядом респондентов как некое родственное явление, а нередко и синонимичное понятие, что и обуславливает столь широкое распространение анекдотов про травку в анализируемом дискурсе.

Далее в ходе анализа ассоциативных признаков нами было отмечено, что оценка рокера в топиках студентов строго разделилась по группам: «рокеры и поклонники» представляют рок-героя как неординарную личность, незаурядная, выделяющаяся в толпе, а «стоящие в стороне» чаще использует синонимичную лексему, но обладающую отрицательной коннотацией, - неадекватные, несоответствующие неким требованиям, нормам. Данные оценки отчасти соотносятся с характеристикой, представленной в дефиниции словаря - противопоставление общественному порядку. Но для участников эксперимента важно, что рокер не противопоставлен обществу, он просто вне него, он не такой, как все, он отличается от некоего «серого» среднего. А значит, мы можем говорить о том, что в настоящее время молодежь не воспринимает рок как контркультуру, закон противостояния, идеологической борьбы отвергнут.

В интернет-дискурсе на материале анекдотов, напротив, сформировалась четкая контрпозиция рокера: у рокера в русском анекдоте есть два злейших врага - милиция и попса.

Победила рок-революция. Стали рокеры главными. Едут на своей машине и видят: в старом подвале горит свет. Влетают в него - а там милиция. Короче, повязали всех, посадили в свой разукрашенный бобик и увезли. По дороге один у другого спрашивает:

- А шо мы с ними делать будем?

- Отправим на Соловки... Пусть феньки вяжут, пока хайр не отрастет.

Или: На репетицию рок-группы гитарист приходит с мешками под глазами, помятый и не в настроении.

- Что случилось?

- Всю ночь кошки орали под окном - не давали уснуть.

- Ничего хоть орали?

- Да так, попсу всякую.

Отметим, что в современном интернет-пространстве главным «попсовым» врагом рокера стал Ф. Киркоров, что обусловлено его публичными ссорами с одним из рок-лидеров Ю. Шевчуком. Его имя появилось даже в анекдотах «с бородой». Например: Лежит ариец на диване, его тошнит. Подходит к нему мама и говорит:

- Сыночек тебе плохо, может скорую вызвать?

- Мама, меня тошнит. Включи Киркорова, может, вырвет.

Описывая творчество рокера, 70% студентов вне зависимости от группы отметили тексты со смыслом (не попсовые тексты, глубокие тексты), хороший или сильный голос. Данные модусные, а именно положительные оценки в анекдотах получили полностью противоположный вектор: рокеры не умеют играть, у них нет слуха и голоса, они забывают слова, хотя слова их песен незамысловаты.

Например: Сидят два рокера, один на гитаре тренькает, и подпевает: «Блинннн! Блинннн!». Час играет: «Блинннн! Блинннн!». Два играет: «Блинннн! Блинннн!».

Второй вдруг:

- Запиши слова, за душу взяло!

В целом создается портрет глупого, недалекого человека, причем чаще всего дураком в анекдотах называют басиста или барабанщика: Захотел мужик стать музыкантом, заходит в магазин и видит: мозги гитариста 250 долларов за килограмм, мозги барабанщика 300, мозги басиста 500. Он спрашивает продавца, почему басистовы мозги такие дорогие. Ему отвечают: а вы знаете, сколько басистов надо убить, чтобы килограмм мозгов получить?!

Или:

- Как называется барабанщик, у которого есть половина мозга?

- Одарённый...

В заключение данного этапа исследования подведем некоторые итоги. Во-первых, ассоциативные признаки, отмеченные студентами, могли быть как диктальными, констатирующими, так и модусными, оценочными. В свою очередь, модусные оценки - как положительные (творчество), так и отрицательные (внешность). В ходе же анализа анекдотов можно говорить о формировании целостного отрицательного образа рокера: грязного, пьющего, употребляющего наркотики, глупого, не имеющего ни слуха, ни голоса, что, несомненно, обусловлено спецификой анализируемого материала.

Во-вторых, мы должны отметить, что признаки анализируемого типажа в русском языковом сознании еще не сформировались полностью, нет четкого, устоявшегося, цельного представления, так как характеристики лингвокультурного типажа рокера варьируются в зависимости от жанра и от взглядов респондентов.

В-третьих, признаки лингвокультурного типажа рокера складываются под влиянием различных источников информации. Для людей, «стоящих в стороне», таковым источником в первую очередь становятся СМИ. В то время как для «рокеров и поклонников» в центре внимания оказываются поведение и высказывания рок-звезд, их имидж. А значит, материалом наших последующих работ будут средства массовой информации как периода формирования русского рока, так и современных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: сб. науч. тр. / под ред. В. И. Карасика. - Волгоград: Парадигма, 2005. - 310 с.

2. Ворошилова М.Б. Лингвокультурный типаж рокера: ассоциативные признаки // Лингвокультурология. №1. 2007. -С. 44-51.

3. Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. №1. 2001. - С. 90-106.

4. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. -М.: Изд-во Эскмо, 2005. - 944 с.

© Ворошилова М. Б., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.