Научная статья на тему 'Лингвокультурный типаж рокера: ассоциативные признаки'

Лингвокультурный типаж рокера: ассоциативные признаки Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
807
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИКТАЛЬНЫЙ / МОДУСНЫЙ / ДЕФИНИЦИИ / ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ТИПАЖ РОКЕРА / РОК-ПЕВЕЦ / MODUS / DEFINITIONS / LINGO-CULTURAL TYPE OF A ROCKER / POCK-SINGER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ворошилова М. Б.

Исследуется лингвокультурный типаж рокера, в данной статье – рокера-музыканта. Рассматриваются ключевые характеристики данного типажа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGO-CULTURAL TYPE OF A ROCKER: ASSOCIATIVE SIGNS

Lingo-cultural type of a rocker is described, in this article the attention is given to a rocker-musician. Key characteristics of this type are given.

Текст научной работы на тему «Лингвокультурный типаж рокера: ассоциативные признаки»

УДК 316.613

ББК Ч104 ГСНТИ 16.21.07 Код ВАК 10.02.19

М. Б. Ворошилова

Екатеринбург, Россия

ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ТИПАЖ РОКЕРА: АССОЦИАТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ

АННОТАЦИЯ. Исследуется лингвокультурный типаж рокера, в данной статье - рокера-музыканта. Рассматриваются ключевые характеристики данного типажа.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: диктальный, модусный, дефиниции, лингвокультурный типаж рокера, рок-певец.

M. B. Voroshilova Ekateinburg, Russia

LINGO-CULTURAL TYPE OF A ROCKER: ASSOCIATIVE SIGNS

ABSTRACT. Lingo-cultural type of a rocker is described, in this article the attention is given to a rocker-musician. Key characteristics of this type are given.

KEY WORDS: modus; definitions; lingo-cultural type of a rocker; pock-singer.

Настоящая статья открывает ряд работ, посвященных исследованию лингвокультурного типажа рокера. Лингвокультурный типаж - это «типизируемая личность, представитель определенной этносоциальной группы, узнаваемый по специфическим характеристикам вербального и невербального поведения и выводимой ценностной ориентации» [Карасик 2005].

Лингвокультурное моделирование типажа рокера представляет несомненный научный интерес, так как:

1) образные и понятийные характеристики рокера в русской культуре часто представлены в упрощенном и искаженном виде, поэтому специальный и целостный анализ даст возможность увидеть реальную картину осмысления данного

© Ворошилова М. Б., 2007

лингвокультурного типажа в собственной культуре;

2)этот типаж в течение длительного времени был идеологически маркирован, в современном российском сознании в новых социально-политических условиях претерпел определенные изменения, которые еще не осмыслены в лингвокультурном ключе;

3) ключевые характеристики данного типажа являются несомненными направляющими при создании имиджа рок-певца, рок-звезды;

4) а также анализируемый лингвокультурный типаж является некой основой формирования ориентиров поведения современного подростка, а значит, его осмысление может внести существенный вклад в понимание образа молодого поколения;

5) и конечно, актуальность настоящего исследования определяется и неизученностью данной проблемы в современной науке.

При анализе и моделировании лингвокультурного типажа мы использует опыт волгоградской научной школы и схему описания, предложенную Карасиком В. И. [Аксиологическая лингвистика 2005]. На настоящем этапе в центре нашего внимания оказались такие составляющие лингвокультурного типажа, как:

1. Понятийные характеристики, построенные на дефинициях, описаниях и толкованиях. В качестве основного материала используются толкования данного понятия и словарные иллюстрации, представленные в современных словарях: настоящие дефиниции дают возможность исследователю выделить существенные характеристики в значении анализируемого слова.

2. Ассоциативные признаки рассматриваемого типажа в языковом сознании, т.е. перцептивно-образное представление, с указанием типичной внешности, одежды, каких-либо атрибутов, среды обитания, речи, ритуальных действий, сферы деятельности, досуга, круга общения, материального положения, этикета, происхождения, возраста. Конечно, не все отмеченные параметры одинаково релевантны для всех лингвокультурных типажей, их выбор зависит от конкретных характеристик анализируемого материала.

3. Сопоставительная характеристика представленных параметров: сравнение понятийных и ассоциативных характеристик.

Как единица сознания лингвокультурный типаж не поддается непосредственному наблюдению, но находит свое выражение в различных средствах языковой и речевой репрезентации от отдельных лексем до совокупности текстов. Для наиболее полного его анализа необходимо привлекать самый различный материал: анкетирование, анализ топиков (короткие сочинения на заданную тему) и дефиниций из различных словарей, материалы СМИ, кино, литературных произведений, Интернет-ресурсов, т.е. все возможные источники, несущие информацию об определенном лингвокультурном типаже. На настоящем первоначальном этапе исследования в качестве материала использовались дефиниции словарей и топики, выполненные студентами Уральского государственного педагогического университета.

Итак, охарактеризуем понятийную составляющую рассматриваемого явления, опираясь на дефиниции, представленные в современном толковом словаре. Необходимо отметить, что данный концепт в русском языковом сознании до сих пор находится на стадии формирования, потому толкование лексической единицы «рокер» пока отражено только в словаре иноязычных слов. Для целостного раскрытия понятийного содержания рассматриваемого лингвокультурного типажа необходимо было бы проанализировать как непосредственную дефиницию слова «рокер», так и дефиниции связанных с ним однокоренных слов, прежде всего рок, рок-. Но в связи с отмеченной неоформленностью данного концепта данное исследование пока произвести невозможно.

Также считаем необходимым отметить, что в русском языковом сознании понятие «рокер» может представлять два лишь условно связанных явления: рокер - музыкант и рокер - байкер. Мы, выбирая материал или задавая условия эксперимента в рамках настоящей работы, искусственно вычленяем только одно (рокер - музыкант), что обусловлено целью и задачами нашего исследования.

Итак, в «Толковом словаре иноязычных слов» Л. П. Кры-сина (2005) приводятся следующие дефиниции:

Рокер1 - Представитель группы молодежи, противопоставляющей себя обществу своеобразным поведением, которое выражается во внешнем виде (кожаные куртки, темные очки, особая стрижка и т.п.).

Рокер2 - 1. Исполнитель музыкальных произведений в стиле рока. 2. Поклонник таких музыкальных произведений.

В результате анализа приведенных дефиниций были выделены следующие основные признаки в содержании рассматриваемого концепта:

1) представитель группы молодежи;

2) противопоставляющей себя обществу;

3) своеобразное поведение, которое выражается во внешнем виде (кожаные куртки, темные очки, особая стрижка и т.п.);

4) исполнитель музыкальных произведений в стиле рока;

5) поклонник таких музыкальных произведений.

Так как анализируемый концепт, как уже было отмечено выше, только формируется в русском языковом сознании, ни в одном из современных русских ассоциативных словарей не отражены необходимые для анализа данные. Поэтому для сбора материала в ходе исследования использовался прием написания топиков на определенную тему, которые позволили выявить социальные стереотипы в сознании современных носителей русской лингвокультуры.

Топики были выполнены студентами Уральского государственного педагогического университета. Средний возраст исполнителей 18-20 лет, что соответствует возрастным характеристикам стереотипной адресной аудитории русского рока. Перед выполнением топика студентам было предложено отнести себя к одной из следующих групп:

1) рокер;

2) слушаю рок;

3) знаком;

4) случайный «прохожий».

В ходе анализа материала данная классификация была упрощена:

1) «рокеры и поклонники», где были объединены представители первых двух групп;

2) «стоящие в стороне» лишь отчасти знакомые с рок-культурой.

Оценки, предложенные в рамках данных групп, действительно имели существенные различия, более дробное же членение оказалось излишним.

В ходе анализа топиков были выявлены следующие поведенческие и образные характеристики, составляющие основу лингвокультурного типажа рокера:

1) внешность;

2) мировосприятие и характер;

3) атрибуты;

4) возраст;

5) поведение;

6) гендерная характеристика;

7) оценка и восприятие;

8)творчество;

9) материальное положение.

Наиболее частотной, отмеченной абсолютно всеми участниками эксперимента, и, следовательно, актуальной характеристикой при формировании данного концепта в русском языковом сознании является - внешность. Среди важнейших черт внешности рокера, отмеченных 68 % опрошенных, студенты выделяют:

1) длинные волосы, неформальные стрижки;

2) одежда темных тонов;

3) кожа черная;

4) куртка-косуха.

Данные характеристики являются общими для обеих групп интервьюеров, а также полностью соответствуют понятийным признакам, указанным нами выше, что объясняется объективными социокультурными причинами: именно так предстали перед русским слушателем первые рок-звезды, именно их образ лег в основу лингвокультурного типажа рокера. Отметим, что данные атрибуты внешности не свойственны современным рокерам, не соответствуют образу современной рок-звезды, но иногда еще встречаются среди поклонников «рок-классики».

Важно, что для первой группы («рокеры и поклонники») данные характеристики, как правило, являются диктальными

(т.е. только характеризующими предмет, сообщающими некие его основные черты, «естественные»), а для второй группы - модусными, т.к. представляют оценочное отношение к предмету, при этом данные оценочные характеристики, как правило, являются сугубо отрицательными: с грязными волосами, он трясет грязными длинными волосами, грязная черная косуха, неопрятная темная кожаная одежда. В данном контексте уместно будет также отметить, что в топиках второй группы описание внешности рокера нередко сводится к таким характеристикам, как: урод вонючий, потный; волосатый и вонючий, в общем противный; он трясет волосами и от него воняет как от коня; немытые, вонючие люди; грязный, неопрятный человек. Интересно, что чаще интервьюеры используют лексемы одной тематической группы (немытые, вонючие, грязные...), объединенные оценочными семами: ‘отвратительный’, ‘неприятный’, ‘безнравственный’, ‘аморальный’.

Реже, лишь в 29 % топиков, при описании внешности рокера опрашиваемые отмечают наличие крупных металлических цепей, клепок и заклепок, бляшек, а также пирсинга (проколы на лице, проколоты уши, брови, язык). Низкая частотность данных характеристик объясняется их узкой распространенностью, данные атрибуты характерны только для представителей тяжелого рока.

Описание мировосприятия и характера рокера практически полностью совпадает в работах обеих групп. Среди важнейших черт, обозначенных 99 % опрошенных, можно отметить следующие:

1) открытый, откровенный, честный, искренний;

2) разносторонний, с интеллектом выше среднего;

3) романтичный, с чувствительной душой;

4) отвязный, оторванный.

Важно, что все указанные признаки являются модусными и положительными, что объясняется двумя основными причинами. Во-первых, данные характеристики актуализировало резкое противопоставление в современном мире рок- и поп-культуры. Рокер в отличие от поп-звезды поет «в живую», а значит, он честен; тексты русской рок-поэзии в отличие от поп-текстов отличаются элитарностью, а значит их автор ум-

нее; личная жизнь рок-героя, как правило, скрыта, по крайней мере - она не являются частью специального созданного сценического имиджа, а значит, он чувствительный романтик; и наконец, он не знает никаких рамок, он свободен, он естественен, а значит - он «отвязный малый». Во-вторых, рок-герой - кумир подростков-романтиков, которые наделяют его лучшими качествами актуальными для них.

Также все опрашиваемые согласились с тем, что несомненным атрибутом рокера является гитара, и несмотря на активную борьбу современных рок-звезд за здоровый образ жизни (множественные концерты под девизом «против наркотиков») авторы топиков единогласно отметили, что не мыслят рокера без сигареты, нередко с травкой. Не менее важными оказались и гендерные характеристики, их упомянули практически все (97%) опрашиваемые: рокер - это мужчина или молодой человек, несмотря на тот факт, что в последние годы на российской сцене каждый год появляются новые женские рок-коллективы (Ночные снайперы, Земфира и др.)

При характеристике возраста участники эксперимента вновь разошлись во мнениях: «рокеры и поклонники» обозначают возрастные рамки от 35 до 48 лет; «стоящие в стороне» представляют рокера как тупого, грязного и голодного подростка - что очевидно связано с актуальной проблемой определения рамок русской рок-культуры. Сами рокеры и их истинные поклонники нередко говорят о том, что настоящий «рок мертв», только «дедушки русского рока» -Ю. Шевчук, Б. Гребенщиков, К. Кинчев (именно ему в 2006 году было 48 лет) и т. д. могут называть себя настоящими рокерами, для людей же сторонних рок до сих пор воспринимается как культура молодежная, не выходящая за эти рамки.

Характеризуя материальное положение российского рокера, интервьюеры отмечали:

1) он нищий, безденежный,

2) материальные ценности для него значения не имеют, поэтому он не гонится за какими-либо материальными благами, выгодами.

Данная характеристика была основой имиджа пионеров-рокеров и в настоящее время активно поддерживается современными звездами, которые часто участвуют в «бесплат-

ных», благотворительных мероприятиях, а на своих концертах нередко извиняются перед публикой за дорогие билеты, только на концерты рокера можно пройти бесплатно по его же приглашению, он же поможет найти место для «вписки» для иногородних поклонников.

Далее, описывая творчество рокера, 70 % студентов не зависимо от группы отметили тексты со смыслом (не попсовые тексты, глубокие тексты). Интересно, что все опрашиваемые девушки также отметили хороший или сильный голос. Данное дополнение особенно актуально в настоящее время, когда рокеры развязали открытую борьбу с представителями популярного музыкального направления за чистоту звука и за его естественность, против так называемой «фанеры».

Оценка рокера строго разделилась по группам: «рокеры и поклонники» представляют рок-героя как неординарную личность, незаурядную, выделяющуюся в толпе, а «стоящие в стороне» чаще использует синонимичную лексему, но обладающую отрицательной коннотацией, - неадекватные, несоответствующие неким требованиям, нормам. Данные оценки отчасти соотносятся с характеристикой, представленной в дефиниции словаря: но для участников эксперимента важно, что рокер не противопоставлен обществу, он просто вне него, он не такой как все, он отличается от некоего «серого» среднего. А значит, мы можем говорит о том, что в настоящее время молодежь не воспринимает рок как контркультуру, закон противостояния, идеологической борьбы отвергнут.

В заключение данного этапа исследования подведем некоторые итоги. Во-первых, необходимо отметить, что ассоциативные характеристики анализируемого типажа в значительной мере не совпадают с признаками, выделенными в словарных дефинициях. Никто из опрашиваемых не отметил такие характеристики, как: противопоставление обществу, исполнитель музыкальных произведений в стиле рока, поклонник таких музыкальных произведений. Признак «представитель группы молодежи» в среде студентов оказался спорным, но все единогласно отметили своеобразное поведение рокера, которое выражается во внешнем виде (кожаные куртки, темные очки, особая стрижка и т. п.).

Во-вторых, студенты первой группы («рокеры и поклонники») чаще представляли диктальные характеристики, в то время как представители второй группы - модусные, оценочные и, как правило, сугубо отрицательные.

В-третьих, было отмечено, что признаки лингвокультурного типажа рокера в указанных группах складываются под влиянием различных источников информации. Для людей, «стоящих в стороне», таковым источником в первую очередь становятся СМИ. В то время как для «рокеров и поклонников» в центре внимания оказываются поведение и высказывания рок-звезд, их имидж.

ЛИТЕРАТУРА

Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: сб. науч. тр. / под ред.В. И. Карасика.- Волгоград: Парадигма, 2005. -310 с.

Крысин Л. П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. №1. 2001. -С. 90-106.

Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - М. : Изд-во Эскмо, 2005 - 944 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.