Научная статья на тему 'ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРАБСКОГО СЕМЕЙНОГО ДИСКУРСА'

ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРАБСКОГО СЕМЕЙНОГО ДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
83
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКИЙ ЯЗЫК / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ДИСКУРС / БРАК / ИСЛАМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лукашенко Д.Э.

В данной статье даётся определение понятий «лингвокультурология», «дискурс», рассматриваются лингвистические и культурно-специфические особенности арабского семейного дискурса. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что важным аспектом арабского семейного дискурса является религия, которая регулирует межличностные отношения и стиль коммуникации между членами семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC AND CULTURAL FEATURES OF ARABIC FAMILY DISCIURSE

This article defines the concepts of «linguoculturology», «discourse», examines the linguistic and cultural-specific features of Arabic family discourse. As a result of the study, the author comes to the conclusion that an important aspect of Arabic family discourse is religion, which regulates interpersonal relationships and the style of communication among family members.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРАБСКОГО СЕМЕЙНОГО ДИСКУРСА»

ЛИНГВИСТИКА И НАУКИ О ЯЗЫКЕ (LINGUISTICS) УДК 811.411.21

Лукашенко Д.Э.

студент филологического факультета, направление «лингвистика» Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

(г. Москва, Россия)

ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРАБСКОГО СЕМЕЙНОГО ДИСКУРСА

Аннотация: в данной статье даётся определение понятий «лингвокультурология», «дискурс», рассматриваются лингвистические и культурно-специфические особенности арабского семейного дискурса. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что важным аспектом арабского семейного дискурса является религия, которая регулирует межличностные отношения и стиль коммуникации между членами семьи.

Ключевые слова: арабский язык, лингвокультурология, лингвокультурологический аспект, дискурс, брак, ислам.

Лингвокультурология - это область исследований, которая занимается изучением взаимосвязи языка и культуры. Эта наука изучает, как язык отражает культурную специфику, как культурные особенности влияют на язык и как эти взаимосвязи проявляются в межкультурном общении. Лингвокультурология изучает соотношение определенного языка и его культуры. По определению В.А. Масловой, лингвокультурология это «направление лингвистики, которое изучает определенное видение мира сквозь призму национального языка, когда язык выступает как носитель определенной ментальности» [3]. То есть лингвокультурология отвечает на вопрос: каким человек видит мир и как это выражается в самом языке.

Термин «лингвокультурология» появился в конце 20-го века в работах отечественных лингвистов-исследователей и стал важным аспектом интегрированных процессов в гуманитарной науке. Она анализирует не только языковые явления, но и социально-культурный контекст, в котором они функционируют. Лингвокультурология изучает исторические, географические, религиозные, этнические и многие другие факторы, определяющие культуру и язык определенного народа или сообщества. Ее цель - раскрыть взаимодействие между языком и культурой и объяснить, как это взаимодействие влияет на нашу жизнь и понимание мира вокруг нас. Объектом лингвокультурологии является «взаимосвязь культуры и языка в процессе его функционирования» [1], «отражение и фиксация культуры, и культура сквозь призму языка» [2].

По итогу, можно отметить, что лингвокультурология в современном мире призвана решать такой ряд задач, как:

• Воссоздание языковой картины мира;

• Обнаружение своеобразия культуры того или иного языка, основанного на опыте и знаниях носителя;

• Выявление национальных социокультурных стереотипов речевого общения.

Отмечается, что появление лингвокультурологии открыло широкое поле деятельности для исследователей языка и выявило новые перспективы в разработке проблем гуманитарного знания на «перекрестке» нескольких направлений. Использование экстралингвистических данных расширило возможности традиционной лингвистики. Таким образом, описывая лингвистические и культурные явления, важно акцентировать внимание на высказывание Р.М. Фрумкиной, согласно которому «при обсуждении проблем и перспектив «культурологической семантики», то есть семантики, занятой толкованием культурообразующих концептов, из аргументов «за» или «против» следует заранее исключить упреки в избытке культурологии или в недостатке лингвистики» [12]. В то же время интерпретация результатов, полученных в

смежных областях (когнитология, лингвострановедение, этнолингвистика), по мере необходимости составляет необходимую часть описания лингвокультуры. Для лингвистических и культурных исследований важны знания, стоящие за культурно обусловленными языковыми символами. Сюда входит вербализация определенных стереотипных представлений, культурные тексты, сформированные их реальными значениями, и наиболее важные культурные категории, включая «гендер».

Изучать дискурс — значит анализировать использование устной или письменной речи в социальном контексте. В свою очередь, семейный дискурс -это коммуникативный процесс общения между членами семьи, в ходе которого обмениваются мнениями, идеями, ценностями и убеждениями. Он является ключевым элементом в формировании представлений о мире, о самом себе и об окружающей действительности у детей и подростков. Семейный дискурс может принимать разные формы - от повседневных разговоров за обеденным столом до обсуждения серьезных жизненных вопросов. Главное - быть открытым и уважать взгляды других. Выражение своих мыслей и чувств и ощущение поддержки со стороны близких людей также являются важными элементами семейного дискурса. Семейный дискурс помогает создавать и поддерживать семейные ценности, устанавливать границы и правила поведения и развивать социальные навыки у детей, подростков и взрослых членов семьи. Он также помогает разрешать конфликты и улучшать качество семейных отношений. В целом, семейный дискурс является важным элементом в формировании и поддержании здоровых и гармоничных семейных отношений, а также в развитии личностного роста и самосознания всех членов семьи. [3]

Существует несколько культурных особенностей арабского семейного дискурса, которые отличают его от дискурсов других культур:

1. Уважение к старшим: в арабской культуре уважение к старшим является одной из ценностей, передающихся из поколения в поколение. В

семейных разговорах старшим членам семьи всегда уделяется большое внимание и уважение, а их мнение учитывается при принятии важных решений.

2. Использование формального языка: в арабском семейном дискурсе используется более формальный язык, который отличается от разговорного. Это объясняется уважением к другим членам семьи и необходимостью соблюдать приличия в общении.

3. Использование религиозных терминов: религия играет важную роль в арабском обществе, поэтому религиозные термины и выражения часто используются в семейных разговорах.

4. Обсуждение вопросов, связанных с семьей: поскольку семья играет центральную роль в арабской культуре, вопросы, связанные с семьей, такие как брак, дети, финансы и здоровье, часто обсуждаются в семейных разговорах.

5. Использование эмоционального языка и жестов: арабская культура богата выражениями, подчеркивающими настроение и эмоции говорящего, такими как жесты и мимика. Эмоциональные слова и выражения часто используются в семейных разговорах, чтобы подчеркнуть важность темы.

В качестве экстралингвистических составляющих семейного дискурса рассматриваются следующие компоненты: возраст, статус, родственные отношения коммуникантов. Идеальный тип мусульманской семьи или социокультурная модель мусульманской семьи определяется принципами и параметрами, установленными в Коране и Шариате. Семья — это религиозно одобряемая микросоциальная система, рассматриваемая как одна из лучших форм служения Аллаху, социокультурная миссия которой заключается в рождении потомства, увеличении уммы и воспитании правоверных мусульман. «Самым важным в семейных отношениях ислам считает продолжение рода. Рождая и воспитывая детей дозволенным благословленным Аллахом образом, семейная пара увеличивает и укрепляет мусульманскую умму (религиозную общину)» [9, с. 139]. Брак является одной из главных религиозных обязанностей правоверных мусульман, поскольку семья считается одной из лучших и

основных форм служения Аллаху. Другими словами, брак считается в исламе добродетелью и актом поклонения Творцу. Позитивные религиозные санкции против брака и семьи можно найти во многих исламских писаниях, включая Коран.

Однако религиозный статус семьи в исламе и детальная регламентация всех аспектов семейной жизни и брака не означают божественного освящения самого брака. В отличие от православного брака, исламский брак — это вид гражданского договора между супругами, который не имеет статуса освященного Богом безотзывного союза и принимает форму церковной церемонии венчания с обязательным божественным освящением священником, а заключается особым образом, строго регламентированным одной из форм исламского права.

Договорной характер исламского брака проявляется в самой церемонии бракосочетания - (зауадж). Основной частью этой церемонии является

провозглашение сторонами, вступающими в брак, особой формулы брака. Сначала невеста или ее опекун делают предложение жениху (иджаб (м^])), затем жених объявляет церемонию принятия (кабуль (3 ^)); присутствие двух свидетелей-мусульман и опекуна невесты является обязательным условием мусульманского брака. Важным элементом церемонии является фактическое подписание парой заранее оговоренного брачного контракта, который передается на хранение невесте. Наконец, мусульманская церемония бракосочетания включает в себя вручение женихом невесте махра (свадебного подарка), который остается ее неотъемлемой собственностью даже в случае развода.

Женщины и мужчины играют разные роли в арабском дискурсе семьи. Мужчины обычно считаются главой семьи, который несет ответственность за ее обеспечение и защиту. Женщины же играют роль заботливых матерей и жен, которые заботятся о детях и домашнем хозяйстве. Тем не менее, женщины также играют важную роль в принятии решений и управлении семейными делами. В

современном мире глобализация влияет на арабский дискурс семьи, вызывая изменения в традиционных ролях, отношениях и поведении в семье. [8]

Будучи сообществом эмоционального и социального взаимодействия, семья оказывает сильное влияние на формирование мировоззрения и идентичности каждого из ее членов. Семейный дискурс является важным средством общения в семье, и это важно, поскольку помогает детям узнать свои корни, поверить в свои силы и понять свою ответственность. Он включает в себя обсуждение различных тем, от повседневных дел до важных жизненных решений. Такие разговоры позволяют семье рассматривать мнения каждого члена, что способствует формированию уважительной и доверительной обстановки, где каждый чувствует себя уважаемым и услышанным. Как область семейный дискурс привлек внимание ряда исследователей, которые проводили исследования, обычно основанные на данных, собранных в виде аудио- или видеозаписей расшифрованных взаимодействий, происходящих в семейной обстановке. В свою очередь, эти данные систематически анализируются с использованием различных теорий и ряда методов дискурс-анализа (к примеру, этнографии коммуникации и прагматики). Размышляя о важности изучения семейного дискурса, Гордон (2012) утверждает, что это не только дает представление о том, как повседневная семейная жизнь создается посредством дискурса, но и проливает свет на человеческое взаимодействие с использованием языка в целом [5].

Ислам - это всемирная религия, распространенная в Аравии пророком Мухаммедом в VII веке. Арабское слово (ислам) буквально означает

"сдача" и указывает на основную религиозную идею ислама, согласно которой верующие подчиняются воле Аллаха (^ - Бог по-арабски) (называемого мусульманином от активной частицы ислам). Аллах рассматривается как единственный Бог, Творец, Поддерживающий и Восстанавливающий мир. Воля Аллаха, которой должен следовать человек, изложена в Коране (йЪ^) (в английском языке часто переводится как Koran), священной книге, открытой

Аллахом своему посланнику Мухаммаду. В исламе Мухаммад считается последним из ряда пророков (включая Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Соломона и Иисуса), чьи послания одновременно завершают и совершенствуют "откровения", приписываемые предыдущим пророкам.

Ислам учит верующих в единого Бога (Аллаха), а также в его посланника, пророка Мухаммада. Мусульмане следуют пяти основным обязанностям, известным как пять столпов ислама:

1. Шахада — исламское свидетельство.

2. Ежедневное совершение пятикратного намаза (молитвы).

3. Ежегодное соблюдение поста в месяц Рамадан.

4. Ежегодная выплата закята.

5. Совершение хаджа хотя бы раз в жизни.

Рассмотрим все пять аспектов. Первое, что обязан сделать взрослый разумный человек, принявший призыв ислама, — это произнести шахаду [6]. Шахада (^U-^) — это свидетельство, после произнесения которого человек становится мусульманином. Необходимо сказать следующее:

« Л)1 ¿JjLj l-^i ¿i VI Ц V ¿1 что переводится как: «Я

свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад - Его посланник.» [9]

Шахада должна произноситься с искренней убежденностью и пониманием ее смысла. Условием действительности шахады является отказ от прошлых убеждений, противоречащих исламу, и готовность действительно следовать этой религии. Желательно произносить ее на арабском языке в присутствии мусульман.

Следующим, что мы рассмотрим, это Намаз (S^^l). Молитва играет незаменимую роль в жизни каждого человека. Намаз воспитывает душу человека в воздержании от зла и разврата, пьянства и тщеславия, укрепляет чистые нравственные качества и способен установить добрые отношения между рабом и его господином. Кроме того, это физическое упражнение, полезное для тела,

целительное в чисто эмоциональном смысле и подходящая разрядка для высвобождения избыточной энергии. Можно много говорить о положительных аспектах Намаза, но это могут понять только те, кто сам занимается им.

Далее идет Ураза У поста имеется 3 обязательных

действия:

1. Намерение.

2. Воздержание от еды и питья.

3. Воздержание от половой близости.

После приема пищи до восхода солнца следует вновь подтвердить намерение поститься в уме (мустахаб (^^1»^)). Важно, чтобы намерение поститься было подтверждено как минимум за час до полуденной молитвы. Достаточно подтвердить намерение поститься в сердце. Если постящийся намерен снова поститься на следующий день в своем сердце, не произнося этого вслух, то пост является правильным.

Следующим, немаловажным аспектом является Закят (^3^). Верующие, достигшие совершеннолетия и находящиеся в здравом уме, теперь обязаны раз в год выплачивать закят на свое имущество. Условием обязательности закята

является владение в течение одного года любым из видов имущества, с которого выплачивается закят в размере нисаба (М^). Выплата закята не является обязательной пока не пройдет один год с момента владения этим

имуществом; после одного года становится обязательной ежегодная выплата закята с момента владения этим имуществом. Закят выплачивается с трех видов имущества:

1. Деньги.

2. Животные.

3. Предметы торговли.

В исламе пятым обязательным ритуалом поклонения взрослого разумного верующего является хадж (паломничество в священный город

Мекку), который необходимо совершить хотя бы раз в жизни. Существуют 3 обязательных условия хаджа [7]:

1. Ихрам — специальная одежда паломников, в которую надо облачиться перед входом в Священную Мекку в одном из мест, называемых микат, с намерением совершить хадж.

2. Вакф (^Ъ^ — стояние в день 'Арафа (9-е число месяца Зу-л-хищща) после полуденного намаза на горе 'Арафат.

3. Таваф — семикратный обход Каабы известным образом в день праздника Курбан-байрам или на его второй или третий день.

Таким образом, ислам и его пять столпов безукоризненно объединяют арабскую семью и являются важным элементом в арабском семейном дискурсе. По мнению А. Ф. Поломошнова и П.А. Поломошнова, исламская религия укрепляет и объединяет семьи своими порядками и традициями: «Мусульманская семья как форма традиционной семьи обладает большой социокультурной устойчивостью. Ее устойчивость обеспечивает, между прочим, и социокультурную стабильность регионов, в которых доминирует исламская культура.» [6].

Религия в арабоязычном мире играет одну из ключевых ролей во всех областях жизни, в том числе и в семейном дискурсе. В большинстве арабских семей религия играет важную роль в формировании и поддержании традиций, моральных и этических ценностей, а также общих правил поведения. Так, отличительной особенностью арабского семейного дискурса является тот факт, что арабская семья функционирует как особое место для (со)конструирования религиозной идентичности [4], где религия играет важную роль в построении отношений между членами семьи, влияет на стиль коммуникации внутри семьи. Религия в арабском семейном дискурсе выступает как основной способ воспитания детей [9]. Саудовский лингвист Иман Аль -Мула подчеркивает, что в зависимости от социального положения семьи степень использования религии

как доминирующего инструмента регулирования отношений в рамках семейного дискурса различается [4].

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Семейная связь является большой ценностью в исламском обществе. Изучая лингвокультурные особенности арабского семейного дискурса, невозможно не сказать, что арабский язык имеет богатое наследие и нельзя представить этот язык без его форм обращения, религии, уважении. Семейная связь в исламском обществе представляет собой цельную и сложную систему, в основу которой заложены уважение, любовь и защита всех ее членов. Она играет ключевую роль в формировании культуры и морали общества. Арабо-исламская культура приобрела свои основные характеристики, такие как ориентация на прошлое и коллективизм, а арабский язык также сформировал арабо-исламские модели общения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вежбицкая А. Понимание культур посредством ключевых слов / А. Вежбицкая. М.: Языки славянской культуры, 2021. 287 с.

2. Воробьев В. В. Лингвокультурология/ВВ Воробьев //М.: Издательство Российского ун-та дружбы народов. - 2021. с.33.

3. Галинская И. Л., Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология как научная и учебная дисциплина // Вестник культурологии. 2019. №3.

4. Даль В. И. (2022). Толковый словарь живого великорусского языка в четырёх томах. Москва: Издательство "АСТ"

5. Желтов В.В., Желтов М.В. Религия и арабская весна // Вестник КемГУ. 2019.

6. Зиангирова Э.М. Отражение национальной специфики языковой картины мира в произведениях М. Магдеева // Вестник ЧГУ. 2019.

7. Иванова С.В. Лингвокультурология: изучая лингвокультурный универсум // Russian Journal of Linguistics. - 2019. - Т. 20. - №2. - C. 9-16.

8. Красных В. В. Лингвокультурология //М.: Академия. - 2022. с.12.

9. Кускарова О.И. Семья как духовно-нравственная основа ислама // Позитивный потенциал ислама как фактор этносоциальной консолидации России. Материалы Международной научно-практической конференции (г. Майкоп, 24 мая 2019 г.) / Адыгейский государственный университет. - Майкоп, 2019. - С. 138-142.

10. Маслова В. А. лингвокультурология. - Издательский центр" Академия", 2021. - с. 208-212.

11. Поломошнов А.Ф., Поломошнов П.А. ч.1 Мусульманская семья в свете кризиса семейно-брачных отношений // Исламоведение. 2022. №1 (51).

12. Фрумкина Р. М. Культурологическая семантика в ракурсе эпистемологии // Изв. АН. СЛЯ. 2019. Т. 5В. № 1. С. 3-10.

13. Энциклопедия Корана\ Академия Корана: сайт. - URL: https://ru.quranacademy.org/encyclopedia/article/Quran (дата обращения: 13.05. 2023)

14. Al-Mulla I. Investigating religious identity in family discourse in Saudi Arabia: a study of moral order, narratives, power and solidarity. - Lancaster University (United Kingdom). - 2019. С.156.

15. Gordon C. Making meanings, creating family: Intertextuality and framing in family interaction. - OUP USA. - 2019. С.229.

Lukashenko D.E.

Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia

(Moscow, Russia)

LINGUISTIC AND CULTURAL FEATURES OF ARABIC FAMILY DISCIURSE

Abstract: this article defines the concepts of «linguoculturology», «discourse», examines the linguistic and cultural-specific features of Arabic family discourse. As a result of the study, the author comes to the conclusion that an important aspect of Arabic family discourse is religion, which regulates interpersonal relationships and the style of communication among family members.

Keywords: Arabic language, linguoculturology, linguoculturological aspect, discourse, marriage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.