Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИСЛАМА И ЕГО ТРАДИЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ ПО СВЕДЕНИЯМ СРЕДНЕВЕКОВЫХ АРАБСКИХ СОЧИНЕНИЙ XIII-XV ВВ.'

РАЗВИТИЕ ИСЛАМА И ЕГО ТРАДИЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ ПО СВЕДЕНИЯМ СРЕДНЕВЕКОВЫХ АРАБСКИХ СОЧИНЕНИЙ XIII-XV ВВ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
484
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Исламоведение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМ / СУФИЗМ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА / СРЕДНЕВЕКОВЫЕ АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сайфетдинова Эльмира Гаделзяновна

В статье рассматриваются принятие ислама и его легитимация на территории Золотой Орды. Отмечается, что ислам сыграл важную роль в становлении и развитии этого средневекового государства, а также в какой-то мере помог укрепить свои позиции не только внутри страны, но и за ее пределами. Процесс исламизации также повлиял на интегрирование социокультурных и этнополитических элементов в единую общность благодаря проведению толерантной религиозной политики. Важную лепту в развитие исламских институтов внес и суфизм. Проникновение суфизма на территорию Золотой Орды отразилось и в формировании различных суфийских учений, широко распространявшихся как среди простого народа, так и в системе правящей элиты, которая поддерживала учения шейхов, представителей различных религиозных школ. Это закреплено и на страницах летописных книг, исторических и художественных сочинений. Многие сведения о формировании и распространении ислама на территории Золотой Орды закреплены на страницах средневековых арабских летописей XIII-XV вв. В большинстве своем это воспоминания мусульманских торговцев и путешественников, лично посетивших Золотую Орду, а также сочинения египетских писцов, служивших при дворе мамлюкских султанов в Египте во времена, когда были тесно установлены дипломатические и дружественные связи между двумя государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF ISLAM AND ITS TRADITIONS IN THE TERRITORY OF THE GOLDEN HORDE, ACCORDING TO MEDIEVAL ARABIC SOURCES OF THE 13TH-15TH CENTURIES

The article deals with the adoption of Islam and its legitimization in the territory of the Golden Horde. It is noted that Islam played an important role in the formation and development of this medieval state, helping to strengthen its position both within the country and abroad. Islamization also influenced the process of integrating socio-cultural and ethno-political elements into a single community, thanks to the implementation of a tolerant religious policy. Sufism also made an important contribution to the development of Islamic institutions. The spread of Sufism in the territory of the Golden Horde also led the formation of various Sufi teachings, widely disseminated both among the common people and in the ruling elite. The latter supported the teachings of sheikhs and representatives of various religious schools, which is confirmed by chronicles, historical and artistic works. Most of the information on the formation and spread of Islam in the territory of the Golden Horde can be found on the pages of medieval Arabic chronicles of the 13th15th centuries. For the most part, these are the memoirs of Muslim merchants and travelers who personally visited the Golden Horde, as well as the writings of Egyptian scribes who served at the court of the Mamluk sultans in Egypt at a time when diplomatic and friendly ties were established between the two states.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИСЛАМА И ЕГО ТРАДИЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ ПО СВЕДЕНИЯМ СРЕДНЕВЕКОВЫХ АРАБСКИХ СОЧИНЕНИЙ XIII-XV ВВ.»

Ответственный за рубрику: Асатрян Г. С. © Исламоведение. 2022. Т. 13, № 5 (51)

ИСТОРИЯ ИСЛАМА

Person in charge of the section: Asatryan G.S. © Islamic Studies (Islamovedenie). 2022. Vol. 13, no 5(51)_

HISTORY OF ISLAM

DOI: 10.21779/2077-8155-2022-13-1-25-32

УДК 29.297

Содержание статьи

Информация о статье

Э.Г. Сайфетдинова1 Введение

Поступила в редакцию: 15.03.2022 Передана на рецензию: 16.03.2022 Получена рецензия: 22.03.2022 Принята в номер: 22.03.2022

Этап становления Влияние суфизма

Легитимация власти ислама на территории Золотой Орды Отражение в литературе периода Золотой Орды Образцы зодчества Заключение

Развитие ислама и его традиций на территории Золотой Орды по сведениям средневековых арабских сочинений ХШ-ХУ вв.

Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан; adulya2@yandex.ru

В статье рассматриваются принятие ислама и его легитимация на территории Золотой Орды. Отмечается, что ислам сыграл важную роль в становлении и развитии этого средневекового государства, а также в какой-то мере помог укрепить свои позиции не только внутри страны, но и за ее пределами. Процесс исламизации также повлиял на интегрирование социокультурных и этнополитических элементов в единую общность благодаря проведению толерантной религиозной политики. Важную лепту в развитие исламских институтов внес и суфизм. Проникновение суфизма на территорию Золотой Орды отразилось и в формировании различных суфийских учений, широко распространявшихся как среди простого народа, так и в системе правящей элиты, которая поддерживала учения шейхов, представителей различных религиозных школ. Это закреплено и на страницах летописных книг, исторических и художественных сочинений.

Многие сведения о формировании и распространении ислама на территории Золотой Орды закреплены на страницах средневековых арабских летописей ХШ-ХУ вв. В большинстве своем это воспоминания мусульманских торговцев и путешественников, лично посетивших Золотую Орду, а также сочинения египетских писцов, служивших при дворе мамлюкских султанов в Египте во времена, когда были тесно установлены дипломатические и дружественные связи между двумя государствами.

Ключевые слова: ислам, суфизм, Золотая Орда, религиозная политика, средневековые арабские источники.

1 Эльмира Гаделзяновна Сайфетдинова - старший научный сотрудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук, orcid: http://orcid.org/0000-0002-7138-1256._

DOI: 10.21779/2077-8155-2022-13-1-25-32

UDC 29.297 E.G. Sayfetdinova2

Content of the article

Introduction. Stage of formation. Influence of Sufism.

Legitimation of the power of Islam in the territory of the Golden Horde. Presentation of the Golden Horde period in literature.

Architectural works. Conclusion.

Information about the article

Received: 15.03.2022 Submitted for review: 16.03.2022 Review received: 22.03.2022 Accepted for publication: 22.03.2022

The Development of Islam and Its Traditions in the Territory of the Golden Horde, According to Medieval Arabic Sources of the 13th-15th Centuries

Sh. Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences; adulya2@yandex.ru

The article deals with the adoption of Islam and its legitimization in the territory of the Golden Horde. It is noted that Islam played an important role in the formation and development of this medieval state, helping to strengthen its position both within the country and abroad. Islamization also influenced the process of integrating socio-cultural and ethno-political elements into a single community, thanks to the implementation of a tolerant religious policy. Sufism also made an important contribution to the development of Islamic institutions. The spread of Sufism in the territory of the Golden Horde also led the formation of various Sufi teachings, widely disseminated both among the common people and in the ruling elite. The latter supported the teachings of sheikhs and representatives of various religious schools, which is confirmed by chronicles, historical and artistic works. Most of the information on the formation and spread of Islam in the territory of the Golden Horde can be found on the pages of medieval Arabic chronicles of the 13th—15th centuries. For the most part, these are the memoirs of Muslim merchants and travelers who personally visited the Golden Horde, as well as the writings of Egyptian scribes who served at the court of the Mamluk sultans in Egypt at a time when diplomatic and friendly ties were established between the two states.

Keywords: Islam, Sufism, the Golden Horde, religious policy, medieval Arabic sources.

Введение

Ислам сыграл важную роль в формировании духовной культуры населения евразийского пространства. Рассматривая роль ислама в жизни евразийского общества, нужно обратить внимание на процесс исламизации в золотоордынский период: именно тогда ислам смог интегрировать социокультурные и этнополитические элементы в единую общность. Тема исламизации в Золотой Орде привлекала как зарубежных [ 1315], так и отечественных исследователей [2-4; 6]. Однако поэтапный процесс исламизации не был раскрыт до сих пор из-за недостающего количества внутренних источников, ввиду утери большинства из них. Большинство сведений о распространении мусульманства на золотоордынских территориях сохранилось на страницах письменных источников, значительную часть которых составляют средневековые арабские летописи, биографические и описательные энциклопедии, заметки арабских путешественников.

2 Elmira Gadelzyanovna Sayfetdinova - Cand. Sc. (History), Senior Researcher, Usmanov Center for Research on the Golden Horde and Tatar Khanates, Sh. Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences; orcid: http://orcid.org/0000-0002-7138-1256._

Именно они позволяют нам более подробно изучить становление ислама и власти в Золотой Орде.

Этап становления

На этапе становления золотоордынского государства религиозная политика правящей элиты отличалась веротерпимостью, толерантностью, поскольку на ее территории проживали различные народы со своей религией, традициями и обычаями. Но со временем религиозный фактор стал играть определяющую роль в политике окружения золотоордынских правителей.

Позиции ислама стали упрочиваться во времена правления Берке хана, который после принятия им ислама всячески стремился распространить эту религию среди своего близкого окружения и народа [12, с. 64, 98, 121, 151, 204, 431]. В мусульманской историографии того периода Берке предстает как правитель, «славящий и возвеличивающий ученых, стремящийся к благочестию и получавший благословение через это» [4, с. 194].

О своей приверженности исламу Берке писал в послании египетскому султану Бейбарсу, с которым установил тесные дипломатические отношения [3; 10]. В письме были перечислены имена ближайших соратников Берке, которые «все приняли ислам, без исключения, ввели у себя уставы и правила (ислама)» [12, с. 99]. В свою очередь Бейбарс в знак почтения отправил в Орду редкий экземпляр Корана и множество других подарков [12, с. 59-60, 152]. Принятие Берке ханом ислама стало важным фактором в обретении Ордой важного политического союзника в лице мамлюкского Египта, который на тот момент стал политическим, культурным и религиозным центром мусульманского мира. В Египет часто отправлялись послы из Золотой Орды с письмами, в которых содержалось сообщение о принятии ее правителем ислама [12, с. 121, 203], а также с просьбой наречь его мусульманским именем, как было при Туда-Менгу [12, с. 68, 105, 122, 362]. Заручиться поддержкой египетского султана желали лично и влиятельные беклярибеки, в том числе и Ногай, текст послания которого передали арабские летописцы: «Мы вступили в ислам и уверовали в Аллаха, в то, что пришло от Аллаха, да в ниспосланного Аллахом» [12, с. 101, 122].

Для популяризации знаний об исламской религии из многих мусульманских центров были призваны ученые и шейхи, в частности из Каира, Бухары и Хорезма. Наставником самого Берке хана стал среднеазиатский проповедник Сайфетдин ал-Бахарзи, шейх, представитель суфийского братства кубравийа [12, с. 205, 245, 379].

Влияние суфизма

Cуфизм оказал большое влияние на распространение ислама в Золотой Орде. Понимание ислама в суфизме выходило за рамки традиционной концепции, в которой не приветствовалось отстранение от забот земной жизни, чудотворчество и возведение в культ святых знатоков религиозного знания. А суфии-дервиши стремились посвятить свою жизнь лишь религиозному служению и духовному наставлению. Однако именно под действием суфийских проповедников удавалось распространять ислам среди народов Золотой Орды. Суфиям как миссионерам было дозволено трансформировать старые верования, придав им мусульманскую догматическую форму, и более лояльно относиться к сохранению народных традиций [7, с. 75-78].

Некоторые правители настолько доверяли и благоволили шейхам и следовали их учениям, что отказывались от золотоордынского трона. Так произошло с Туда-Менгу, который «привязался к шейхам и факирам, посещал богомолов и благочестивцев, довольствуясь малым против большего» [12, с. 105].

Поддержка суфийских шейхов и их мюридов со стороны правящей власти позволяет со временем увеличить количество суфийских обителей - рибатов, ханак,

завия и текие, которые использовались в основном суфийскими братствами либо играли роль убежищ для странствующих дервишей, познававших и пропагандировавших религиозные знания. Так, Ибн Баттута сообщал, что в городе Маджаре существовал рибат шейха Мухаммеда ал-Батаихи, где проживали 70 суфиев [12, с. 287].

Широкое влияние суфийских проповедников на религиозную политику Золотой Орды отразилось позже и на официальном делопроизводстве. В одном из тарханных ярлыков золотоордынского хана Тимура Кутлуга (1395-1399) в списке представителей государственно-административной службы указаны суфии-дервиши.

Легитимация власти ислама на территории Золотой Орды

Возведение ислама в ранг государственной религии произошло во времена правления Узбек хана (1313-1341), который принял ислам под наставничеством суфийского шейха Сейида-Ата, представителя суфийского братства ясавийа. Узбек хан также каждую пятницу посещал ханаку шейха Ногман ад-дина ал-Хорезми в Сарае.

С этого времени ислам все больше стал рассматриваться как фактор политической силы и источник культурного подъема, повлиявший на развитие повседневной обрядовой жизни населения.

Принятие ислама повлекло за собой не только соблюдение основ мусульманской религии (признание единства Аллаха и Его пророка Мухаммада, совершение намаза, выплата закята, соблюдение поста и совершения паломничества в Мекку), но и установление определенной правовой школы, по правилам которой формировалась общественная и духовная жизнь населения. В Золотой Орде это был ханафитский мазхаб, в котором допускали применение личного мнения в решении некоторых вопросов фикха (мусульманского права), а также допускали использование, помимо религиозного, светского права - местного права, сложившегося до принятия ислама. Средневековые арабские летописи сообщают о том, что в стране существовали правоведы шафиитского толка, в частности в 1323 году золотоордынские правоведы наряду с другими религиозными книгами запросили сочинение шафиитского факиха Абу-л Махасина ар-Равьяни «Китаб ал-Бахр ал-мазхаб» [2, с. 37].

При золотоордынском дворе хана Узбека было распространено следование мусульманским традициям. Также при каждой жене хана был свой муэдзин и имам, а дети слушали чтение Корана, проводились религиозные праздники.

Сохранилось описание празднования Ураза-байрама, посвященного окончанию поста в священный месяц Рамадан. В 1334 г. арабский путешественник Ибн Баттута, прибывший в ставку Узбека, вспоминал, что это было большое торжество с выездом хана с семьей, придворными и духовенством на место празднования под бой литавров и со знаменами. После проповеди главного кади проводились соревнования в стрельбе, затем была церемония вручения эмирам ханских подарков. После чествования эмиров в шатре начинался пир, на котором ели конину и баранину и пили кумыс. И лишь потом совершали молитву в мечети. Застолье продолжалось вплоть до вечерней молитвы [12, с. 298-300].

Отражение в литературе периода Золотой Орды

Отдельную роль в популяризации ислама сыграли религиозно-дидактические сочинения, написанные в Золотой Орде. Например, сочинение «Каландар-наме» Абу Бакра Каландара Руми представляет собой мистико-дидактическую поэму и содержит разъяснения различных вопросов суфийского учения [1]. В книге также восхваляются достоинства золотоордынских правителей Узбек хана и Джанибек хана и представителей аристократии, наместников Крымского улуса Золотой Орды. Книга была написана в

Сайфетдинова Э.Г. Развитие ислама и его традиций на территории Золотой Орды по сведениям средневековых арабских сочинений XШ-XV вв. // Исламоведение. 2022. Т. 13, № 1. С. 25-32 Крыму и создавалась в течение 20 лет на персидском языке, отчего была доступна лишь небольшому кругу читателей.

Другим произведением религиозно-дидактического направления, дошедшим до наших дней, является сочинение Махмуда ал-Булгари «Нахдж ал-Фарадис» («Путь в рай») [5]. Сочинение было написано на доступном для простого населения языке и передавалось из уст в уста. Множество сохранившихся копий в поволжском регионе говорит о том, что это произведение было широко распространено среди татарского населения вплоть до начала XX века. Книга «Нахдж ал-Фарадис» не посвящалась какому-то правителю либо эмиру, как многие другие книги, дошедшие до наших времен, авторов Кутб, Сараи, Хорезми.

Главной целью для автора данной книги было донести до читателя основные понятия, связанные с исламской религией. Автор Махмуд ал-Булгари первоначально пишет о необходимости получить основные знания о Коране и Сунне пророка Мухаммада, поверить в существование ангелов и Судного дня. Это самое необходимое для мусульманина: других знаний ему не требуется, кроме знания о правилах счета, поскольку торговля признавалась богоугодным делом.

Другой необходимостью является намаз и строгое соблюдение времени его совершения. Согласно шариату, пропагандировалось не оставлять намаз ни при каких обстоятельствах. Это особое наставление, принимая во внимание то, что еще одной важной проблемой, существовавшей в соблюдении религиозной практики, была невозможность совершения пятого намаза (иша). Речь шла об обязательности иша в месяц Рамадан: т. к. ночь длилась только три часа, мусульмане не успевали на ифтар, если совершали ночную молитву.

Тема краткости светового дня и невозможности прочтения пятой молитвы, впервые затронутая Ахмедом Ибн аль-Аббасом Фадланом (921-922), сохранялась и в золотоордынскую эпоху. Бывавшие в Золотой Орде египетские послы-переводчики рассказывали об отмене ночной молитвы согласно фетве, полученной булгарами в Бухаре.

Выплата закята представлялась как непреложная обязанность, которая «взималась с богатых и раздавалась бедным», но особый акцент делался на необходимости милосердия и раздачи садака («добровольной милостыни»), что приравнивалось к благочестию, обязывающего верующего искренне делиться с бедным.

Призывалось соблюдение поста как в месяц Рамадан, так и в другие месяцы, но воздержание от пищи и питья не должно было привести к полному отказу от пропитания: это не приветствовалось.

В Золотой Орде старались соблюдать правила, касающиеся совершения паломничества (хаджа). Известно, что многие знатные люди и представители духовенства Золотой Орды отправлялись в хадж через мамлюкский Египет и иногда их поездки обеспечивал египетский султан [12, с. 68, 105, 122].

Образцы зодчества

Укрепление позиций ислама связано и с увеличением строительства мусульманских учреждений: мечетей, медресе. Самой известной является мечеть города Булгара. Начало ее постройки связывают с 30-40 гг. XIII в. В Крыму сохранилось несколько мечетей золотоордынского периода.

Согласно сведениям средневековых арабских источников в 1287-1288 гг. султан Египта отправил в Орду «дорогой подарок и 2000 динаров, предназначавшихся для постройки мечети в Крыму, на которой должны были быть начертаны титулы султана» [12, с. 435].

Наиболее известными памятниками того времени являются мечеть, построенная по повелению Узбек хана (1314), и «мечеть Бейбарса» (1288), названная так в честь мамлюкского султана Египта.

Медресе представляли собой опору религии: именно оттуда выпускались законоведы, духовные наставники, теологи. Медресе зачастую выполняли функцию развития наук: в них располагались библиотеки, здесь совершенствовали свое образование ученые. Строительство медресе считалось богоугодным делом, поэтому эти учреждения часто основывались правителями, высшими чиновниками, представителями знати. Ибн Баттута сообщает, что во времена своего путешествия он останавливался в Ургенче в медресе, построенном золотоордынским наместником Тимуром Кутлугом [12, с. 312]. В Солхате (Старом Крыму) до наших дней сохранились развалины медресе, основанного супругой правителя Солхата Инджибек хатун (1332-1333).

Получив первоначально религиозное образование в городе Сарае и Солхате, многие отправлялись за знаниями в каирские медресе, в истории которых сохранилась информация об учителях с именами Сараи, Кырыми.

Заключение

Несмотря на постепенное ослабление Золотой Орды ввиду воцарившейся смуты и бесконечных междоусобиц, авторитет ислама сохраняется и после распада этого государства и продолжает играть заметную роль в татарских ханствах.

Таким образом, ислам оказал существенное воздействие на становление в Золотой Орде общественного сознания, письменности, литературы и культуры.

Литература

1. Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное / пер с перс. И.Р. Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой; научн. ред., предисл., коммент. И.Р. Гибадуллина. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. - 1044 с.

2. Амин ал-Холи. Связи между Нилом и Волгой в ХШ-ХГУ вв.: сокр. пер. с араб. - М.: Изд-во вост. лит., 1962 - 40 с.

3. Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом в ХШ-ХГУ вв. - М., 1966.

4. Ибн Тагриберди. Ан-нуджум аз-захира фи мулук Миср ва ал-Кахира: в 16 т. Т. 7. Дар ал-кутуб ал-илмия. 1992.

5. Измайлов И., УсмановМ. Ислам в Улусе Джучи // История татар с древнейших времен: в 7 т. Т. 3. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани, 2009. -С.599-617.

6. Марджани Ш. Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар. - Казань, 1900.

Т. 1.

7. Миргалеев И.М. Сведения ал-Хадж Абд ал-Гаффара Кырыми об исламизации в Золотой Орде // Ислам и власть в Золотой Орде: сб. ст. / под ред. И.М. Миргалеева, Э.Г. Сайфетдиновой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2012. -332 с.

8. Махмуд ал-Булгари Нахдж ал-Фарадис.: / транскр. Ф.Ш. Нуриева; / пер. И.Р. Гибадуллина, Э.Г. Сайфетдиновой, И.Г. Галиуллиной. - М.: Исламская книга, 2019.

9. Сайфетдинова Э.Г. Исламская культура Золотой Орды // Золотая Орда в мировой истории: коллективная монография. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. - С. 457-463.

10. Сайфетдинова Э.Г. Личность султана Бейбарса и его роль в развитии взаимоотношений мамлюкского Египта с Золотой Ордой по арабским источникам // Золотоордынское обозрение. 2017. Т. 5, № 4. - С. 726-735.

11. Сайфетдинова Э.Г. Суфийские традиции в духовной культуре Золотой Орды // Золотоордынское обозрение. № 3. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2013. - С. 75-78.

12. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. Извлечения из арабских сочинений. - СПб., 1884. - 564 с.

13. Шпулер Б. Золотая Орда. Монголы в России. 1223-1502 гг. / пер. с нем. и коммент. М.С. Гатина. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. - 500 с.

14. Deweese D. Islamization and Native Religion in the Golden Horde. Baba Tukles and Conversion to Islam in Historical and Epic Tradition. Pennsylvania State University, 1994.

15. Hammer-Purgstall J. Von. Geschichte der Golden Horde in Kiptschak, das ist: der Mongolen in Russland. - Pesth, 1840.

References

1. Abu Bakr Qalandar Rumi. Qalandar-name: favorites / Translated from Persian.

1.R. Gibadullina, M.R. Shamsimukhametova. General and scientific edition, foreword, comments by I.R. Gibadullina. Kazan: Institute of History. Sh. Marjani AS RT, 2017. - 1044 p. (In Russian).

2. Amin al-Kholi. Connections between the Nile and the Volga in the XIII-XIV centuries. - Moscow, 1962. (In Russian).

3. Zakirov S. Diplomatic relations of the Golden Horde with Egypt in the XIII-XIV centuries. - Moscow, 1966. (In Russian).

4. Ibn Taghriberdi. An-nujum az-zahirafi mulukMisr wa al-Qahira. In 16 v. Vol. 7. Dar al-kutub al-ilmiya, 1992. (In Russian).

5. Izmailov I., Usmanov M. Islam in the Juchi Ulus. History of the Tatars since ancient times. In 7 v. V. 3. Kazan. Institute of History. Sh. Marjani, 2009. - P. 599-617. (In Russian).

6. Marjani Sh. Mustafadal-akhbar fi ahwali Kazan vaBulgar. Kazan, 1900. Vol. 1. (In Russian).

7. Mirgaleev I.M. Information of al-Hajj Abd al-Ghaffar Qirimi about Islamization in the Golden Horde. Islam and power in the Golden Horde. Islam and power in the Golden Horde. Digest of articles. / Ed. I.M. Mirgaleeva, E.G. Sayfetdinova. Kazan. Institute of History. Sh. Marjani AS RT, 2012. - P. 332 p.

8. Nahj al-Faradis. Mahmud al-Bulgari: translation, transcription. Transcription by F.Sh. Nureyev. Translation by I.R. Gibadullin, E.G. Sayfetdinova, I.G. Galiullina. Moscow. Islamic book, 2019. (In Russian).

9. Sayfetdinova E.G. Islamic culture of the Golden Horde. Golden Horde in world history. Collective monograph. Kazan. Institute of History. Sh. Marjani AS RT, 2016. -P. 457-463. (In Russian).

10. Sayfetdinova E.G. Personality of Sultan Baybars and his role in the development of relations between Mamluk Egypt and the Golden Horde according to Arabic sources. Golden Horde Review. 2017. Vol. 5, no. 4. - P. 726-735. (In Russian).

11. Sayfetdinova E.G. Sufi traditions in the spiritual culture of the Golden Horde. Golden Horde Review. Kazan. Institute of History. Sh. Marjani AS RT, 2013, no. 3. -P. 75-78 (In Russian).

12. Tizengauzen V.G. Collection of materials relating to the history of the Golden Horde. Vol. 1. Extracts from Arabic writings. Saint Petersburg, 1884. - 564 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Shpuler B. Golden Horde. Mongols in Russia. 1223-1502. Translation from German. lang. and comment. M.S. Gatin. Kazan. Institute of History. Sh. Marjani AS RT, 2016. - 500 p. (In Russian).

14. Deweese D. Islamization and Native Religion in the Golden Horde. Baba Tukles and Conversion to Islam in Historical and Epic Tradition. Pennsylvania State University, 1994.

15. Hammer-Purgstall J. Von. Geschichte der Golden Horde in Kiptschak, das ist: der Mongolen in Russland. Pesth, 1840.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.