Научная статья на тему 'Династический брак мамлюкского султана Египта ан-Насира и царевны Тулунбай по данным средневековых арабских летописей'

Династический брак мамлюкского султана Египта ан-Насира и царевны Тулунбай по данным средневековых арабских летописей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
422
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Золотоордынское обозрение
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / ЕГИПЕТ / ДИНАСТИЧЕСКИЙ БРАК / МАМЛЮКИ / АН-НАСИР / ТУЛУНБАЙ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / АРАБСКИЕ ЛЕТОПИСИ / HISTORY / GOLDEN HORDE / EGYPT / DYNASTIC MARRIAGE / MAMLUKS / AL-NASIR / TULUNBAY / MIDDLE AGES / ARAB CHRONICLES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сайфетдинова Эльмира Гаделзяновна, Гамаль Абдель Рехем Ибрагим Хасан

Цель: установить основные причины заключения династического брака между мамлюкским султаном ан-Насиром и царевной Тулунбай из чингизидского рода и проанализировать результаты его расторжения по материалам средневековых арабских летописей. Материалы исследования: средневековые арабоязычные летописи мамлюкских авторов: Ибн Дукмака, ал-Калькашанди, ал-Макризи, Могултая, ан-Нувейри, Ибн Тагрибарди, ал-Элайни и др. Результаты и научная новизна: дипломатические связи между Египтом и Золотой Ордой были вызваны экономическими и внешнеполитическими задачами, стоявшими перед обоими государствами. Египет в то время было одним из мощных и влиятельных государств на мусульманском Востоке и с большим интересом следил за событиями, происходившими в Золотой Орде. Интерес стимулировался тем, что Золотая Орда была вовлечена в орбиту ислама и все интенсивнее интегрировала ислам в повседневную культуру золотоордынского общества. После укрепления позиций Золотой Орды во времена правления Узбек хана, мамлюкские султаны еще больше стали упрочивать свои взаимоотношения с Золотой Ордой. Одним из значимых шагов в сближении двух стран был династический брак между мамлюкским султаном ан-Насиром и царевной из чингизидского рода по имени Тулунбай. Тема, представленная в статье, актуальна тем, что вопрос о политическом значении династических связей мамлюкских и золотоордынских правителей остается недостаточно изученным. Между тем династический брак представляется как политический акт: изъявление доброй воли одного государства по отношению к другому и способ укрепления влияния одной страны на другую. Новизна исследования заключается в том, что наряду с подробным анализом сведений арабских летописей по данной тематике впервые была представлена могила царевны Тулунбай, сохранившаяся до наших дней на территории Египта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNASTIC MARRIAGE OF MAMLUK SULTAN OF EGYPT AL-NASIR AND PRINCESS TULUNBAY ACCORDING TO MEDIEVAL ARAB CHRONICLES

Objective: to identify the main reasons for the dynastic marriage between Mamluk Sultan al-Nasir and the Chinggisid princess Tulunbay and to analyze the impact of the termination of the marriage, according to medieval Arab chronicles. Research materials: medieval Arab chronicles of Mamluk authors: Ibn Duqmaq, al-Qalqashandi, al-Maqrizi, Mogultay, al-Nuwayri, Ibn Tagriberdi, al-Ayni et al. Results and novelty of the research: diplomatic relations between Egypt and the Golden Horde were the result of economic and foreign policy objectives of both states. Egypt at that time was one of the most powerful and influential states in the Muslim East, which showed an increased interest in events in the Golden Horde. This interest was stimulated by the fact that the Golden Horde was involved in the orbit of Islam and began to more intensively integrate Islam into the everyday culture of the Golden Horde society. After the Golden Horde had strengthened its position during the reign of khan Uzbek, Mamluk sultans began to consolidate even more their relations with the Golden Horde. One of the most important steps for the rapprochement between the two countries was a dynastic marriage between Mamluk Sultan al-Nasir and the Chinggisid princess Tulunbay. The object of this study is relevant, since the issue of political significance of dynastic relations between Mamluk and the Golden Horde rulers remain understudied. Meanwhile, the dynastic marriage is presented as a political act: as an expression of the good will of the state in relation to the other and a way to strengthen the influence of one country on another. The novelty of this research lies in the fact that, along with a detailed analysis of the Arab chronicles’ information on this subject, it presents for the first time the tomb of princess Tulunbay, which has been preserved in Egypt.

Текст научной работы на тему «Династический брак мамлюкского султана Египта ан-Насира и царевны Тулунбай по данным средневековых арабских летописей»

УДК 929.731 DOI: 10.22378/2313-6197.2017-5-1.116-125

ДИНАСТИЧЕСКИЙ БРАК МАМЛЮКСКОГО СУЛТАНА ЕГИПТА АН-НАСИРА И ЦАРЕВНЫ ТУЛУНБАЙ ПО ДАННЫМ СРЕДНЕВЕКОВЫХ АРАБСКИХ ЛЕТОПИСЕЙ

Э.Г. Сайфетдинова 1, И.Х. Гамаль Абдель Рехем 2

1 Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ 420111, Казань, Российская Федерация E-mail: а[email protected]

2 Каирский университет 12613, Каир, Египет E-mail: [email protected]

Цель: установить основные причины заключения династического брака между мамлюкским султаном ан-Насиром и царевной Тулунбай из чингизидского рода и проанализировать результаты его расторжения по материалам средневековых арабских летописей.

Материалы исследования: средневековые арабоязычные летописи мамлюк-ских авторов: Ибн Дукмака, ал-Калькашанди, ал-Макризи, Могултая, ан-Нувейри, Ибн Тагрибарди, ал-Элайни и др.

Результаты и научная новизна: дипломатические связи между Египтом и Золотой Ордой были вызваны экономическими и внешнеполитическими задачами, стоявшими перед обоими государствами. Египет в то время было одним из мощных и влиятельных государств на мусульманском Востоке и с большим интересом следил за событиями, происходившими в Золотой Орде. Интерес стимулировался тем, что Золотая Орда была вовлечена в орбиту ислама и все интенсивнее интегрировала ислам в повседневную культуру золотоордынского общества. После укрепления позиций Золотой Орды во времена правления Узбек хана, мамлюкские султаны еще больше стали упрочивать свои взаимоотношения с Золотой Ордой. Одним из значимых шагов в сближении двух стран был династический брак между мамлюкским султаном ан-Насиром и царевной из чингизидского рода по имени Тулунбай. Тема, представленная в статье, актуальна тем, что вопрос о политическом значении династических связей мамлюкских и золотоордынских правителей остается недостаточно изученным. Между тем династический брак представляется как политический акт: изъявление доброй воли одного государства по отношению к другому и способ укрепления влияния одной страны на другую. Новизна исследования заключается в том, что наряду с подробным анализом сведений арабских летописей по данной тематике впервые была представлена могила царевны Тулунбай, сохранившаяся до наших дней на территории Египта.

Ключевые слова: история, Золотая Орда, Египет, династический брак, мамлюки, ан-Насир, Тулунбай, Средневековье, арабские летописи.

Для цитирования: Сайфетдинова Э.Г., Гамаль Абдель Рехем И.Х. Династический брак мамлюкского султана Египта ан-Насира и царевны Тулунбай по данным средневековых арабских летописей // Золотоордынское обозрение. 2017. Т. 5, № 1. С. 116-125. DOI: 10.22378/2313-6197.2017-5-1.116-125

Дипломатические связи между Египтом и Золотой Ордой были вызваны экономическими и внешнеполитическими задачами, стоявшими перед обоими государствами. Египет в то время был одним из мощных и влиятельных государств на мусульманском Востоке и с большим интересом следил за событиями, происходившими в Золотой Орде. Тем более что интерес стимулировался тем, что Золотая Орда была вовлечена в орбиту ислама и все интенсивнее интегрировала ислам в повседневную культуру золотоордынского общества.

В изучении дипломатических взаимоотношений мамлюкского Египта и Золотой Орды особую роль представляют средневековые арабоязычные летописи мамлюкских авторов: Ибн Дукмака, ал-Калькашанди, ал-Макризи, Могултая, ан-Нувейри, Ибн Тагрибарди, ал-Элайни и др. Сочинения арабских авторов представляют собой самостоятельную историографическую традицию. Несмотря на ряд хронологических, генеалогических ошибок, в целом их сведения существенно раскрывают некоторые аспекты международных отношений Золотой Орды и мамлюкского Египта.

Вопрос о политическом значении династических связей мамлюкских и золотоордынских правителей остается недостаточно изученным историками, хотя династический брак представляет собой и политический акт: изъявление доброй воли одного государства по отношению к другому и способ укрепления влияния одной страны на другую.

При создании родственных связей между династиями их главы исходили из мотивов обеспечения преемственности престола, а также из той политической аксиомы, что породнившие династии должны действовать в политическом отношении солидарно.

После укрепления позиций Золотой Орды во времена правления Узбек хана, мамлюкские султаны еще больше стали упрочивать свои взаимоотношения с Золотой Ордой. Одним из значимых шагов в сближении двух стран был династический брак между мамлюкским султаном ан-Насиром и царевной из чингизидского рода по имени Тулунбай. В Египте до сих пор находятся в сохранности памятники архитектуры мамлюкского периода, в частности, относящиеся к периоду правления малика ан-Насира (см. Рис. 1).

В средневековых арабских летописях ал-Элайни, ал-Макризи, ал-Мисри, ан-Нувейри, Могултая, Ибн Дукмака сообщается о деталях соглашения, принятых по поводу совершения женитьбы ан-Насира. В летописях раскрываются некоторые обстоятельства брачного союза, а также причины размолвки, указана дата смерти царевны.

О возможном заключении союза и родственного брака между двумя государствами заговорили еще послы, прибывшие из Золотой Орды в 1314 году: «Они представили послание (Узбека) и Мангуш объяснился с султаном о том, что Кутлуктемир указал ему (Мангушу) по части брака и союза» [9, с. 516]. Это предложение понравилось мамлюкскому султану, и он оказал послу уважение и почет.

Через некоторое время в Орду были отправлены два посла, которые передали подарки Узбек-хану и напомнили ему по поводу невесты. Таким образом, ан-Насир был настроен на заключение династического брака и просил себе в жены одну из дочерей Узбек-хана. Сам Мухаммад ан-Насир был младшим сыном султана Калавуна, его мать имела монгольское происхождение. Ан-Нувейри пишет, что золотоордынский хан и его эмиры были отрицательно

Рис. 1. Вход в четырехайванное медресе, построенное

по приказу султана ан-Насира (Каир, Египет)

Pic. 1. Entrance into rectangular madrasas built by order of Sultan al-Nasir (Cairo, Egypt)

настроены по отношению к предложению султана Египта: «такого требования еще никогда не было со времени появления Чингиз-хана до настоящего времени и с какой стати должна отправиться царская дочь из рода Чингизханова в земли Египетские, да переехать через семь морей» [9, с. 168]. Однако после коротких переговоров было дано согласие, но выдвинуты непомерные условия, которые привели к тому, что ан-Насир отказался от этого брака и не упоминал его при встрече с послами из Золотой Орды. Но тогда Узбек хан проявил рвение и заявил: «я уже снарядил для брата моего, султана Эльмелика-Эннасыра, то, о чем он просил и назначил ему дочь из дома Чингиз-хана» [9, с. 168]. С. Закиров считает, что такая настойчивость Узбека проявилась по причине того, что «брачный союз султана с выбранной для него принцессой будет чрезвычайно выгоден для золотоордынского государства из соображений предстоящей борьбы с Хулагуидами за Азербайджан, которая все еще тянулась и даже обострилась в годы его правления» [2, с. 79]. Сколько бы посол Утуджи не пытался увернуться от такого неожиданного предложения, Узбек хан был непреклонен и настоял на совершении этого брачного союза. При этом Узбек настоял на том, чтобы было выплачено приданое в размере 20000 динаров и 7000 динаров на устройство пира по случаю отъезда невесты, которое было взято в долг у купцов [9, с. 520]. И в Египет была отправлена двоюродная сестра Узбек-хана, Тулунбай. Некоторые арабские источники ошибочно сообщают о том, что царевна Тулунбай была дочерью Узбек-хана [9, с. 264]. В истории известна лишь одна дочь Узбек-хана - Иткуджуджюк, - сведения о ней даны в заметках Ибн Баттуты [9, с. 290, 295-296].

После пяти месяцев пребывания в дороге - задержка произошла вследствие того, что делегация отправилась в путь поздней осенью, - процессия высадилась в Александрии. Подробности прибытия царевны «из дома Берке» в Египет сообщает ал-Элайни: «В 720-м году (=12 февраля 1320 - 30 января 1321 г.) прибыла (в Египет) высокосановная хатунь, отправленная из дома Берке к Эльмелик-Эннасыру, т.е. Тулунбай, дочь Тукаджи, сына Хинду, сына Теку, сына Душихана, сына Чингизхана. Прибыли они в город Александрию в ребиэльэввель (=11 апр. - 10 мая 1320 г.) Когда хатунь сошла с корабля, то ее усадили в позолоченную палатку на повозку, которые мамлюки повезли в дворец султанский в Александрии. Султан выслал к услугам ея множество хаджи-бов и 18 женщин из харема султанского, они сели в шлюпки. И прибыла она в Замок в понедельник 25-го ребиэльввеля (=5 мая 1320). В светлицах Майдана для нея была разбита султанская палатка из Мааденского атласа и им (прибывшим) предложены были яства... Потом был заключен брачный договор в понедельник 6-го ребиэхира (=16 мая 1320 г.) на основании, т.е. с уплатою 30 000 мискалей, за вычетом из них прежних 20 000 динаров. Султан сочетался с нею и затем послы вернулись, после того как он пожаловал им награды и отправил с ними великолепные подарки для Узбека» [9, с. 521, 326]. Перед заключением брака ан-Насиру представили письмо Узбек хана, в котором говорилось: «он (Узбек) отправил лучшую из дома Берке и если она не понравится тебе пусть вернется обратно». Однако ан-Насир ответил, что ему не важна красота, а важна знатность рода и близкое родство с Узбек ханом.

Однако брак распался на следующий день, ал-Макризи пишет: «В ту же ночь он вступил в брак с нею, но она не понравилась ему» [9, с. 439]. Султан рано утром отправился на юг Египта в Саид, тем самым показав свое равнодушное отношение к царевне. Возможно, здесь были и внутренние причины, ведь у султана уже была первая жена Тогай, которая, по сообщению Мерена, была «дочерью меченосца (салахдара? - Э.С.) Тогай Ногайская, нареченная Ордотекин» [11, с. 555]. Она была наложницей в гареме султана, он освободил ее от рабства и женился на ней. Тогай была очень красива, и никого из других женщин султан так не любил. Эта Тогай родила султану сына Анука и играла важную роль в судьбе ан-Насира. Могла ли Тогай являться родственницей Ногая? По сведениям Ибн Халдуна известно, что после убийства Ногая «лагерь Ногая был отдан на разграбление, а пленники и узники их были распроданы во все страны света. Часть их в Египте была обращена в рабство и зачислена в ряды египетского войска» [9, с. 385]. Скорее всего, семья Тогай была из их числа. В этом отношении логичным кажется утверждение Б. Шпу-лера о том, что «на протяжении многих десятилетий, в течение которых Но-гай почти безраздельно господствовал в южных степях, жившие там татарские племена настолько сблизились, что стали чувствовать себя единым целым, приняли его имя и стали называться ногайцами» [11, с. 104]. До сих пор в Каире сохранен мавзолей Тогай (см. Рис. 2).

О причине расторжения брачного союза Ас-Сафади сообщает, что «султан вообразил, что она (Тулунбай - Э.С.) не является дочерью Узбека, поэтому он приготовил ей приданное и выдал замуж за эмира Сайф ад-дина Мунк-ли Буга (ум. 731/1331 г. - Э.С.), силахдара, вскоре он скончался, оставив ее вдовой» [1, с. 773].

Рис. 2. Мавзолей Тогай (1348 год) - любимой жены султана ан-Насира Мухаммада Pic. 2. The Mausoleum of Togay (1348), of Sultan al-Nasir Muhammad's beloved wife

По сведениям Могултая, «Пробыла она (Тулунбай) в замужестве султана около 8 лет; потом он развелся с нею и выдал ее замуж за Менглибугу, который умер. Тогда женился на ней Сусун, брат Кусуна; он также умер. Женился на ней (наконец) Омар, сын Аргуна, наместника султанского, и она умерла в браке с ним, как сказано выше) [7, с. 269]. Интересен и тот факт, что несмотря на четыре брака Тулунбай так и не смогла стать матерью, из чего можно предположить, что она была бесплодна.

В 1335 году из Золотой Орды прибыли послы с посланием от Узбек-хана, в котором он упрекал ан-Насира в том, что он развелся с царевной и потребовал возвращения ее на родину. Но тогда ан-Насир сказал, что она умерла, и отправил Узбек хану подарки [4, с. 184]. Было ли это единоличное решение самого султана вследствие нежелания усугублять взаимоотношения с Золотой Ордой, либо царевна Тулунбай сама не пожелала вернуться в Золотую Орду остается неясным.

В 1339 году из Золотой Орды прибывает еще одно посольство с письмом от Узбек-хана, в котором он просит для себя одну из дочерей султана ан-

Насира, «которую он мог бы славить и заключить братство и дружбу. Султан понял, что они намерены поступить так, как он поступил с ними. Через несколько дней пригласил он к себе, пожаловал им халаты и написал следующий ответ 'дочери мои (еще) малолетки и старшей из них всего шесть лет, по достижении ею законного срока для вступления в брак, мы снарядим ее и вышлем ее к услугам его (Узбека), если на то будет воля Всевышнего Аллаха'» [9, с. 262-263]. Неизвестно, чем бы закончилась эта история вокруг царевны Тулунбай, если бы главные зачинщики этого династического брака не скончались: в 1341 году умер ан-Насир, а в 1342 году скончался и Узбек-хан.

Что касается даты смерти Тулунбай, в арабских летописях встречаются разночтения. В летописях ал-Асади говорится, что Тулунбай «умерла в 741 году хиджры (1341 г.) и похоронена в Элькараф, в склепе детей Аргуна [9, с. 447]. Шамс ад-дин аш-Шуджа-и Элмисри в книге «Тарих ал-малик ан-Насир Мухаммад бин Калавун ва авладуху» («История султана ан-Насира Мухаммада ибн Калавуна и его детей») сообщает, что «В 743-м году умерла Дулунбия хатунь, дочь царя Узбек-хана Сарайского, которая была замужем за султаном (Египетским). Он развелся с нею и выдал ее за Менгли бугу. По смерти его, она вышла замуж за эмира Сусуна, брата Кусуна, а потом за Омара, сына наместника Аргуна. Она скончалась в Египетской земле 15-го реби-эльэввеля (=18 авг. 1342 г.)» [9, с. 264].

Могултай1 в биографии малика ан-Насира сообщает совсем другую дату смерти царевны: «В субботу вечером, 15-го ребиэльэввеля 741 года (=8 сент. 1340 г.) скончалась знаменитая госпожа Дулунбия, родственница Узбека, государя стран Кипцакских. Она была схоронена в воскресенье 16-го числа (=9 сент. 1340 г.) в склепе, (принадлежавшем) детям Аргуна, наместника султанского, в Элькарафе» [9, с. 268].

Но самую точную дату указал ал-Макризи, который указал дату 765 г. х., что подтверждается сохранившимся в Каире надгробном памятнике Тулун-бай, который был описан профессором Мереном в журнале Mélanges asiatiques, tirés du Bulletin de l'Académie impériale des sciences de St.-Péters-bourg (T. VI, St.-Pbg.,1868) [11]. Она (Тулунбай) умерла 14-го ребиэлахыра 765 г. х. (=20 января 1364 г.) и была похоронена в своей часовне за воротами эл-Бакри по соседству от часовни госпожи Тогай, матери Анука [9, с. 440]. Таким образом, Тулунбай прожила в Каире достаточно долгую жизнь и пережила многих правителей, которые сменялись в Египте также часто, как и в Золотой Орде.

Другой интересный вопрос о происхождении царевны Тулунбай: являлась ли она близкой родственницей Узбек-хану? На этот вопрос в арабских летописях нет единого мнения. В сведениях ал-Макризи вообще содержатся разные данные о родословной цепочке царевны Тулунбай. В одной части сказано, что Тулунбай - дочь Тукаджи, сына Хинду, сына Теку, сына Души-хана, сына Чингиз-хана; по другим сведениям Тулунбай - дочь Тогаджи (сына Хинду), сына Бекра, сына Души-хана, сына Чингиз-хана. Арабские источники сходятся в едином мнении, что она принадлежала к роду Джучидов, Чнгизидов.

1 Могултай Ибн Абдулла ал-Джамали эмир Гала ад-дин. Родом был из тюрок. Был на службе султана ан-Насира Мансура ал-Калавуна. Создатель многих произведений, в частности, биографии султана ан-Насира. В Египте сохранилось здание медресе Могултая ал-Джамали.

Известно, что одним из значимых источников по хронологии Чингизидов является сочинение Рашид ад-дина «Шуаб ал-панджгана». Сегодня идет плодотворная работа по изучению и переводу этого исторического источника с персидского языка на русский [5; 6; 10; 13].

По опубликованным данным отрывков «Шуаб ал-панджгана» [10, с. 7386], цепочка Хинду приводит к ветви сына Джучи по имени Чимбай, а Теку (Яку) являлся представителем ветви сына Джучи - Бувала. Тукаджи там упоминается именно так, как написано - сын Яку, сын Хинду, сын Чимбая, сын Джучи. По сообщению Ч.И. Хамидовой, существует разная транслитерация имени отца Тулунбай - Тукаджу: в «Сборнике летописей» -это Такаджу [7, с. 76], в «Шуаб ал-панджгана» - Таджу. В «Муизз ал-ансаб» [3] его имя указывается как Тайджу.

Рис. 3. Могила принцессы Тулунбай (Каир, Египет) Pic. 3. The tomb of Princess Tulunbay (Cairo, Egypt)

По мнению Ж.М. Сабитова, Тулунбай еще называют дочерью Бурлю-ка/Пурлука (брат Тугрелдже); причина этого в том, что «видимо, после казни Тайджу (Такаджу) его жены с детьми отошли к Бурлюку, брату Тохты, что объясняет «двойное отцовство» царевны Тулунбай, которую называли то дочерью Бурлюка, то дочерью Такаджу, сына Хинду, сына Теку (здесь Теку (Яку) и Хинду перепутаны местами)» [8]. Так или иначе, Тулунбай являлась близкой родственницей Узбек-хану, и он хотел знать о ее судьбе. При этом, как нам кажется, было бы неверно полагать, что судьба Тулунбай в мамлюк-ском Египте сложилась трагично. Нет никаких доказательств тому, царевна Тулунбай провела свою жизнь в неволе и насильно была выдана замуж за эмиров. Скорее всего, здесь большую роль сыграли традиции, согласно которым женщина не должна была оставаться вне брака. Возможно, Тулунбай и сама не хотела возвращаться в Золотую Орду, ведь после казни своего отца

Такаджу, она также не могла быть уверена в своей безопасности. Более того, в эпоху мамлюков многие выходцы из Золотой Орды жили в Египте. Как бы там ни было, доказательством ее почета и знатности является тот факт, что Тулунбай была захоронена в отдельном мавзолее (часовне), могила ее сохранилась до сих пор в Каире (см. Рис. 3).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зайнуддинов Д.Р. Биографический сборник ас-Сафади Салах ад-дина как источник по истории Золотой Орды // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 4. С. 767-778. DOI: 10.22378/2313-6197.2016-4-4.767-778

2. Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом (XIII-XIV вв.) М.: «Наука», 1966. 160 с.

3. История Казахстана в персидских источниках. Т. 3. Муизз ал-ансаб (Прославляющие генеалогии). Алматы, 2006. 672 с.

4. ал-Макризи. Китаб ас-сулук ли магрифат дувал ал-мамлюк. Каир, 1936. Т. 3. 566 с.

5. Миргалеев И.М. «Шуаб-и панджгана» Рашид ад-дина: перспективы изучения // Золотоордынское обозрение. 2013. № 1. С. 57-64.

6. Миргалеев И.М., Хамидова Ч.И. Генеалогия предков Узбек-хана по данным «Шуаб-и панджгана» Рашид ад-дина // Золотоордынская цивилизация. Вып 6. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2013. С. 22-25.

7. Рашид ад-дин. Сборник летописей. Т. 2. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. 316 с.

8. Сабитов Ж.М. Улусы Джучидов в 1242-1266 годах [Электронный ресурс]. Адрес доступа: https://www.proza.ru/2012/03/20/1068

9. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. Извлечения из сочинений арабских. СПб., 1884. 564 с.

10. Хамидова Ч.И. Генеалогия Джучидов по данным «Шуаб-и панджгана» Рашид ад-Дина // Золотоордынская цивилизация. 2014. № 7. С. 73-86.

11. Шпулер Б. Золотая Орда. Монголы в России. 1223-1502 гг. / Пер. с немец. яз. и коммент. М.С. Гатина. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. 500 с.

12. Mélanges asiatiques, tirés du Bulletin de l'Académie impériale des sciences de St. Pétersbourg. T. I-XVI. St.-Pbg., 1852-1892.

13. Mirgaleev I.M., Khamidova Ch.I. The Study of Jochid Genealogy according to Ra-shid al-Din's «Shuab-i Pandjghana» // Золотоордынское обозрение. 2014, № 4. С. 50-56.

Сведения об авторах: Сайфетдинова Эльмира Гаделзяновна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, orcid.org/0000-0002-7138-1256 (420111, ул. Батурина, 7, Казань, Российская Федерация). E-mail: [email protected]

Гамаль Абдель Рехем Ибрагим Хасан - Ph.D., профессор факультета археологии Каирского университета (12613, Каир, Египет). E-mail: [email protected]

Поступила 13.01 2017 г.

Принята к публикации 02.03. 2017 г.

DYNASTIC MARRIAGE OF MAMLUK SULTAN OF EGYPT AL-NASIR AND PRINCESS TULUNBAY ACCORDING TO MEDIEVAL ARAB CHRONICLES

E.G. Sayfetdinova 1, I.H. Gamal AbdelRehem 2

1 Sh. Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences Kazan 420111, Russian Federation E-mail: [email protected]

2 Cairo University Cairo 12613, Egypt E-mail: [email protected]

Objective: to identify the main reasons for the dynastic marriage between Mamluk Sultan al-Nasir and the Chinggisid princess Tulunbay and to analyze the impact of the termination of the marriage, according to medieval Arab chronicles.

Research materials: medieval Arab chronicles of Mamluk authors: Ibn Duqmaq, al-Qalqashandi, al-Maqrizi, Mogultay, al-Nuwayri, Ibn Tagriberdi, al-Ayni et al.

Results and novelty of the research: diplomatic relations between Egypt and the Golden Horde were the result of economic and foreign policy objectives of both states. Egypt at that time was one of the most powerful and influential states in the Muslim East, which showed an increased interest in events in the Golden Horde. This interest was stimulated by the fact that the Golden Horde was involved in the orbit of Islam and began to more intensively integrate Islam into the everyday culture of the Golden Horde society. After the Golden Horde had strengthened its position during the reign of khan Uzbek, Mamluk sultans began to consolidate even more their relations with the Golden Horde. One of the most important steps for the rapprochement between the two countries was a dynastic marriage between Mamluk Sultan al-Nasir and the Chinggisid princess Tulunbay. The object of this study is relevant, since the issue of political significance of dynastic relations between Mamluk and the Golden Horde rulers remain understudied. Meanwhile, the dynastic marriage is presented as a political act: as an expression of the good will of the state in relation to the other and a way to strengthen the influence of one country on another. The novelty of this research lies in the fact that, along with a detailed analysis of the Arab chronicles' information on this subject, it presents for the first time the tomb of princess Tulunbay, which has been preserved in Egypt.

Keywords: history, Golden Horde, Egypt, dynastic marriage, Mamluks, al-Nasir, Tulunbay, Middle Ages, Arab chronicles.

For citation: Sayfetdinova E.G., Gamal Abdel Rehem I.H. Dynastic Marriage of Mamluk Sultan of Egypt al-Nasir and Princess Tulunbay according to Medieval Arab Chronicles. Golden Horde Review. 2017. Vol. 5, no. 1, pp. 116-125. DOI: 10.22378/23136197.2017-5-1.116-125

REFERENCES

1. Zaynuddinov D.R. Biograficheskiy sbornik as-Safadi Salakh ad-dina kak istochnik po istorii Zolotoy Ordy [Biographical Compilation by as-Safadi Salah al-Din as a Source of the Golden Horde History]. Golden Horde Review. 2016. Vol. 4, no. 4, pp. 767-778. (In Russian). DOI: 10.22378/2313-6197.2016-4-4.767-778

2. Zakirov S. Diplomaticheskie otnosheniya Zolotoy Ordy s Egiptom (XIII—XIV vv.) [Diplomatic Relations of the Golden Horde with Egypt in the 13th-14th centruies]. Moscow, Nauka Publ., 1966. 160 p. (In Russian).

Cafl^eTguHOBa Э.Г., raMa^b ASge^b PexeM H.X. ^HHacTHHecKHH 6paK.

125

3. Istoriya Kazakhstana v persidskikh istochnikakh. Vol. 3 Muizz al-ansab (Proslavlyayushchie genealogii) [History of Kazakhstan in Persian Sources.: Muizz al-ansab (Glorifying Genealogies)]. Almaty, 2006, 672 p. (In Russian).

4. al-Maqrizi. Kitab as-suluk li magrifat duval al-mamlyuk. Cairo, 1936. Vol. 3. 566 p. (In Arabian).

5. Mirgaleev I.M. «Shuab-i pandzhgana» Rashid ad-dina: perspektivy izucheniya [Rashid al-Din's "Shuab-i Pandjghana": Research Perspectives]. Golden Horde Review, 2013, no. 1, pp. 57-64. (In Russian).

6. Mirgaleev I.M., Khamidova Ch.I. Genealogiya predkov Uzbek-khana po dannym «Shuab-i pandzhgana» Rashid ad-dina [The Genealogy of Uzbek Khan's Ancestors according to the Rashid al-Din's "Shuab-i pandzhgana"]. Golden Horde Civilization. Iss. 6. Kazan, Sh.Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences Publ., 2013, pp. 2225. (In Russian).

7. Rashid al-Din. Sbornik letopisey [Compendium of Chronicles]. Vol. 2. Moscow, Leningrad, Akademiya nauk SSSR Publ., 1960. 316 p. (In Russian).

8. Sabitov Zh.M. Ulusy Dzhuchidov v 1242-1266 godakh [Juchid Uluses in 12421266]. Available at: https://www.proza.ru/2012/03/20/1068 (In Russian).

9. Tiesenhausen V.G. Sbornik materialov, otnosyashchikhsya k istorii Zolotoy Ordy. T. I. Izvlecheniya iz sochineniy arabskikh [Collection of Materials Relating to the Golden Horde History. Vol. I: Excerpts from the Arab Writings]. St. Petersburg, Tipografiya Imperatorskoy Akademii nauk Publ., 1884. 564 p. (In Russian).

10. Khamidova Ch.I. Genealogiya Dzhuchidov po dannym «Shuab-i pandzhgana» Rashid ad-Dina [The Genealogy of the Jochids according to "Shu'ab-i panjganah" of Rashid al-Din] Golden Horde Civilization. No. 7. Kazan, Sh.Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences Publ., 2014, pp. 73-86. (In Russian).

11. Spuler B. Zolotaya Orda. Mongoly v Rossii. 1223-1502 gg. [The Golden Horde. The Mongols in Russia. 1223-1502]. Perevod s nemets.yaz. i komment. M.S. Gatina. Kazan, Sh.Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences Publ., 2016. 500 p. (In Russian).

12. Mélanges asiatiques, tirés du Bulletin de l'Académie impériale des sciences de St.-Pétersbourg. Vol. I-XVI. St. Petersburg, 1852-1892. (In French).

13. Mirgaleev I.M., Khamidova Ch.I. The Study of Jochid Genealogy according to Rashid al-Din's «Shuab-i Pandjghana». Golden Horde Review. 2014, no. 4, pp. 50-56.

About the authors: Elmira G. Sayfetdinova - Cand. Sci. (History), Senior Research Fellow, Usmanov Center for Research on the Golden Horde and Tatar Khanates, Sh.Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences, orcid.org/0000-0002-7138-1256 (7, Baturin Str., Kazan 420111, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Gamal Abdel Rehem Ibrahim Hassan - Ph.D., Professor at the Faculty of Archaeology, Cairo University (Cairo 12613, Egypt). E-mail: [email protected]

Received January 13, 2017 Accepted for publication March 2, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.