Научная статья на тему 'Судьба золотоордынской принцессы Тулунбай по данным средневековых арабских сочинений'

Судьба золотоордынской принцессы Тулунбай по данным средневековых арабских сочинений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
237
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛОТАЯ ОРДА / МАМЛЮКСКИЙ ЕГИПЕТ / ДИНАСТИЧЕСКИЙ БРАК / СУЛТАН АН-НАСИР / ТУЛУНБАЙ / GOLDEN HORDE / MAMLUK EGYPT / DYNASTIC MARRIAGE / SULTAN AN-NASIR / TULUNBAI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сайфетдинова Эльмира Гаделзяновна

В данной статье рассматривается вопрос о судьбе золотоордынской принцессы «высокосановной хатуни» Тулунбай, выданной замуж за мамлюкского султана ан-Насира Калавуна во времена правления хана Узбека. Этот династический брак был одним из ярких в междипломатических отношениях Золотой Орды и Египта. Несмотря на неудачный брак с султаном, Тулунбай не вернулась в Золотую Орду и до конца своей жизни прожила в Египте. В Каире до сих пор сохранилась ее могила, о которой упоминали еще средневековые арабские летописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сайфетдинова Эльмира Гаделзяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FATE OF THE GOLDEN HORDE PRINCESS TULUNBAI ACCORDING TO MEDIEVAL ARAB WRITINGS

The article considers the fate of a Golden Horde princess the “highly dignified khatun” Tulunbai given in marriage to Mamluk sultan an-Nasir Kalavun during the reign of khan Uzbek. This dynastic marriage was one of the brightest moments in the interdiplomatic relations between the Golden Horde and Egypt. Despite the unsuccessful marriage with the Sultan, Tulunbai did not return to the Golden Horde and lived in Egypt for the rest of her life. Her grave in Cairo has preserved until today, and has been mentioned by Arab chroniclers as early as in the Middle Ages.

Текст научной работы на тему «Судьба золотоордынской принцессы Тулунбай по данным средневековых арабских сочинений»

ЭПИГРАФИКА

УДК 94(47).031

СУДЬБА ЗОЛОТООРДЫНСКОЙ ПРИНЦЕССЫ ТУЛУНБАЙ ПО ДАННЫМ СРЕДНЕВЕКОВЫХ АРАБСКИХ СОЧИНЕНИЙ

Э.Г. Сайфетдинова

THE FATE OF THE GOLDEN HORDE PRINCESS TULUNBAI ACCORDING TO MEDIEVAL ARAB WRITINGS

Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ

В данной статье рассматривается вопрос о судьбе золотоордынской принцессы «высокосановной ха-туни» Тулунбай, выданной замуж за мамлюкского султана ан-Насира Калавуна во времена правления хана Узбека. Этот династический брак был одним из ярких в междипломатических отношениях Золотой Орды и Египта. Несмотря на неудачный брак с султаном, Тулунбай не вернулась в Золотую Орду и до конца своей жизни прожила в Египте. В Каире до сих пор сохранилась ее могила, о которой упоминали еще средневековые арабские летописи.

Ключевые слова: Золотая Орда, мамлюкский Египет, династический брак, султан ан-Насир, Тулун-

бай.

The article considers the fate of a Golden Horde princess - the "highly dignified khatun" Tulunbai given in marriage to Mamluk sultan an-Nasir Kalavun during the reign of khan Uzbek. This dynastic marriage was one of the brightest moments in the interdiplomatic relations between the Golden Horde and Egypt. Despite the unsuccessful marriage with the Sultan, Tulunbai did not return to the Golden Horde and lived in Egypt for the rest of her life. Her grave in Cairo has preserved until today, and has been mentioned by Arab chroniclers as early as in the Middle Ages.

Keywords: Golden Horde, Mamluk Egypt, dynastic marriage, sultan An-Nasir, Tulunbai.

Династические браки играли большую роль в международной политике и заключались с целью объединить две династии и, тем самым, прочными узами связать друг с другом две страны. В истории Золотой Орды также существуют примеры брачных союзов. Но, пожалуй, самым известным считается династический брак между султаном Мухаммедом ан-Насиром и представительницы чингизидского рода по имени Тулунбай, который был красочно описан в средневековых арабских летописях.

Об этом династическом браке знают многие ученые, занимающиеся исследованием золотоордынской истории [1; 2; 3; 4; 7; 8; 10]. Первым на заключение династического брака был настроен ан-Насир «султан, посылал уже (прежде) к Узбеку сватать одну из княжен Чингизханова рода» [9, с. 438]. Золотоордынский хан Узбек долго сомневался в необходимости такого союза, но по совету эмиров дал свое согласие и выдвинул неимоверные условия, которые привели к тому, что султан ан-Насир отказался от этого брака и не упоминал его при встрече с послами из Золотой Орды. Но во время одного из визитов египетских послов в Золотую Орду, Узбек хан заявил, что «назначил (султану) упомянутую (княжну)» [9, с. 440]. И в Египет была отправлена, Тулунбай «называемая также Дулунба и Тулубия, дочь Тогаджи, сына Хинду, сына Бертеку, сына Душиха-на, сына Чингизхана» [9, с. 438]. Исследование родословной цепочки Тулунбай привела нас к мнению, что это была не племянница Узбек хана, а его двоюродная сестра, поскольку отец Узбек хана Тогрул и отец Тулунбай Тогаджи (Такаджу, Таджу) согласно родословным, составленных

168

АРХЕОЛОГИЯ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ. № 6. 2017

Рашид ад-дином, скорее всего являлись родными братьями [6, с. 22-25]. Правда Ибн Халдун называл ее дочерью Бурлюка и сообщал, что первоначально сам Узбек-хан «подослал к нему (султану - С.Э.) Кутлугтемира по поводу одной знатной женщины их (Татар), возбуждая ее жениться на ней, и назначил ему дочь Бурлюка брата Токтая» [9, с. 385]. Однако есть предположение, что после казни отца Тулунбай Тогаджи (Такаджу, Таджу) его дети были переданы Бурлюку и поэтому Тулунбая еще называли дочерью Бурлюка [7].

В Египет Тулунбай прибыла с большим сопровождением «в последний десяток ребиэльэв-веля (в первых числах мая 1320 г.) к пределам богохранимого города Александрия) [9, с. 327]. По прибытии процессия разместилась в султанском замке. В Каир они плыли на специально заготовленных шлюпках, а к главному дворцу султана Тулунбай отправилась «на повозке, внутри которой (была устроена) комната, обтянутая алтабазными, атласными и зербафными покровами; вез ее повозку один (лишь) мерин, которого два невольника вели за повода, по обычаю Татарских стран» [9, с. 327]. Султан с большим почтением отнесся к гостям, подарил около 500 халатов, собрал большой пир, после чего в мечете, был подписан «договор, в котором определена и немедленная и срочная уплата (приданого), всего 60000 динаров» [9, с. 327].

Таким образом, египетская сторона с большим вниманием и уважением отнеслась к татарской принцессе Тулунбай. Как пишет Ибн Дукмак: «Торжества, подобнаго этому, не было (еще) не с одним, из тюркских царей в Египетских странах» [9, с. 327].

Торжественная свадьба состоялась, и был заключен брачный союз. «В ту же ночь он вступил в брак с нею, но она не понравилась ему» [9, с. 439]. Султан неожиданно рано утром отправился на юг Египта в Саид. Причины, побудившие султана сделать такой шаг не понятны. Так, Амин ал-Холи предполагал, что «жених пренебрежительно отозвался о церемониале переезда татарской принцессы из Сарая в Калат ал-Джебел и вообще о свадебных обрядах и торжества» [1 с 25]. Но возможно, что здесь свою роль сыграла и первая жена султана ан-Насира, известная под именем Тогай, имевшая большое влияние на султана. По сообщению Мерена Тогай умерла в 724 г.х. (1324 г.) [11, с. 555], похоронена она в отдельном склепе, который сохранен и до наших дней в Египте (Рис.1*).

Тулунбай пробыла в замужестве за султаном около 8 лет и после была выдана замуж за одного из эмиров: «29 шевалля 728 года (= 6 сентября 1328 г.) заключен брачный договор хатуни Тулунбии - прибывшей из владений Узбековых - с эмиром салахдаром Сейфеддином Менглибу-гой, после того как с ней развелся султан и прошел срок ея (установленный для вступления в новый брак. Он женился на ней 8-го дзулкаадда (= 14 сентября 1328 г.) [9, с. 441]. Этот брак был непродолжительным, так как Менгли-буга умер в 731 г.х. (1331) г., о чем сообщает ал-Макризи: «скончался эмир Сейф ад-дин Менгли Буга салахдар, в день 16-ый и захоронен за воротами Насер в Каире и был один из тысячи эмиров, был женат на госпоже Дуланбия дочери Таджи, разведенная султаном и даровал свое имущество Тимербуге» [5, с. 147]. По традиции женщина не могла оставаться вне брака, поэтому Тулунбай снова выходит замуж на этот раз за эмира Сусуна, брата известного мамлюкского эмира Кусуна (ум. 1342 г.), который прибыл в Египет со свадебной процессией Тулунбай и за это время стремительно возвысился до звания эмира и даже породнился с султаном ан-Насиром, женившись на одной из его дочерей [2, с. 16].

После смерти эмира Сусуна (1334 г.) Тулунбай снова становится вдовой. В 1334-1335 г. из Золотой Орды прибывают послы с посланием от Узбек хана, в котором он упрекал ан-Насира в том, что он развелся с царевной и выдал ее замуж за мамлюка: «султан посылал ко мне несколько раз по поводу сватовства на одной из дочерей ханских; я откладывал дело до тех пор пока мне (наконец) стало совестно перед султаном и я отправил к нему одну из лучших дочерей ханских. Затем если она для твоей милости оказалась неудобною, то тебе следовало отослать ее (назад) в то место, из которого она прибыла, а не дарить ее одному из твоих мамлюков» [9, с. 527]. Но тогда султан ан-Насир сказал, что это ложь и прожив с ним год, она заболела и скончалась. Для подтверждения этого, был составлен официальный документ и призваны двое мамлюков, которые засвидетельствовали смерть хатуни. Этот акт и подарки он отправил Узбек-хану [9, с. 184, 528]. Было ли это единоличное решение самого султана, вследствие нежелания усугублять взаимоотношения с Золотой Ордой, либо царевна Тулунбай сама не пожелала вернуться в Золотую Орду остается неизвестным. Именно после этого письма, Тулунбай была выдана замуж в последний

* Цветные рис. 1—4 к статье см. на стр. 254.

НУМИЗМАТИКА И ЭПИГРАФИКА

169

четвертый раз за сына египетского наместника Аргуна - Омара, в браке с которым прожила до самой смерти [9, с.269]. Интересен и тот факт, что наместник Аргун был одним из людей, которые встречали свадебное посольство Тулунбай в Александрии и видимо уже тогда познакомился с ней.

Однако Узбек-хан не забывал о Тулунбай. В 739 г. х. (= 1339 г) из Золотой Орды приходит еще одно посольство с письмом от Узбек хана, в котором он просил для Узбека одну из дочерей султана ан-Насира, «которую он мог бы славиться и заключить братство и дружбу. Султан понял, что они намерены поступить так, как он поступил с ними. Через несколько дней пригласил он к себе, пожаловал им халаты и написал следующий ответ «дочери мои (еще) малолетки и старшей из них всего шесть лет, по достижении ею законного срока для вступления в брак, мы снарядим ее и вышлем ее к услугам его (Узбека) если на то будет воля Всевышнего Аллаха» [9, с. 262-263, с. 441]. Неизвестно чем бы закончилась эта история вокруг царевны Тулунбай, если бы главные зачинщики этого династического брака не скончались: в 1341 году умер ан-Насир, а в 1342 году скончался и Узбек-хан.

Что касается смерти самой Тулунбай существуют разные даты: ал-Асади указал дату 1341 г., ал-Мисри 1342-1343 г. В Булакском издании сочинения ал-Макризи, хранящемся в Париже есть отметка переписчика, которая гласит: «Она (Тулунбай) умерла в 14-го ребиэлахыра 765 г. хиджры (=20 января 1364 г.) и похоронена в своей часовне за воротами ал-Бакри по соседству от часовни госпожи Тогай, матери Анука [9, с. 440]. Этот надгробный памятник сохранился в Каире до наших дней (Рис. 2, 3, 4), в котором есть надпись с именем Тулубай. Этот эпиграфический памятник дает нам возможность полагать, что Тулунбай прожила в Каире достаточно долгую жизнь и пережила многих правителей, которые сменялись в Египте также часто, как и в Золотой Орде.

По сообщению Мерена (вторая половина XIX в.) сохранился не только сам саркофаг, но и часовня, которые были построены по приказу самой Тулунбай, однако профессор Каирского университета Гамаль Абдель Рехем сообщил нам, что купол часовни был разрушен возможно вследствие одного из землетрясений случившихся в Каире.

Вопрос о судьбе Тулунбай остается еще открытым, необходимы более подробные описания ее жизни в мамлюкском Египте. При этом оценивать судьбу Тулунбай как сугубо трагичную, полагая, что царевна провела в неволе и насильно была выдана замуж за эмиров, требует дальнейшего изучения. Заключение брачных союзов с эмирами было связано прежде с тем, что Тулунбай оставалась вдовой, а по традициям того времени женщина не должна была оставаться вне брака. Ее высокий и уважаемый статус доказывается и тем, что Тулунбай носила титул «хонд», что в переводе с персидского означает госпожа, так именовались все жены мамлюкских султанов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аль ал-Холи. Связи между Нилом и Волгой в XIII-XIV вв. Казань: Изд-во Иман, 2002. 49 с.

2. Зайнуддинов Д.Р. Биографический сборник ас-Сафади Салах ад-дина как источник по истории Золотой Орды // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 4. С. 767-778. DOI: 10.22378/2313-6197.2016-44.767-778

3. Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом (XIII—XIV вв.). М.: «Наука», 1966. 160 с.

4. Золотая Орда в мировой истории. Коллективная монография. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. 968 с.

5. ал-Макризи. Китаб ас-сулук ли магрифат дувал ал-мамлюк. Каир, 1936. Т. 3. 566 с.

6. Миргалеев И.М., Хамидова Ч.И. Генеалогия предков Узбек-хана по данным «Шуаб-и панджгана» Рашид ад-дина // Золотоордынская цивилизация. Вып 6. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2013. С. 22—25.

7. Сабитов Ж.М. Улусы Джучидов в 1242—1266 годах [Электронный ресурс]. Адрес доступа: https://www.proza.ru/2012/03/20/1068

8. Сайфетдинова Э.Г., Гамаль Абдель Рехем И.Х. Династический брак мамлюкского султана Египта ан-Насира и царевны Тулунбай по данным средневековых арабских летописей. Zolotoordynskoe Obozrenie=Golden Horde Review. Vol. 5, no. 2 2017, pp. 116-125 DOI: 10.22378/2313-6197.2017-5-1.116-125

9. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. Извлечения из сочинений арабских. СПб., 1884. 564 с.

170

АРХЕОЛОГИЯ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ. № 6. 2017

10. Шпулер Б. Золотая Орда. Монголы в России. 1223—1502 гг. / Пер. с немец. яз. и коммент. М.С. Гатина. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. 500 с.

11. Mélanges asiatiques, tirés du Bulletin de l'Académie impériale des sciences de St. Pétersburg. T. I-XVI. St.-Pbg., 1852-1892.

Информация об авторе:

Сайфетдинова Эльмира Гаделзяновна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (Казань, Российская Федерация); adulya2@yandex.ru

About the Author:

Sayfetdinova Elmira G., Candidate of Historical Sciences, Senior Research Fellow, Usmanov Center for Research on the Golden Horde and Tatar Khanates, Sh.Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences (Kazan, Russian Federation); adulya2@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.