Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ИСЛАМЕ'

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ИСЛАМЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1414
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ислам / вероучение ислама / культовая практика ислама / образование / воспитание / нравственные ценности / семья / Коран / Сунна / фикх
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ИСЛАМЕ»

Бегалинова К.К.

д.филос.н., профессор, Казахский национальный университет, г. Алматы каИша910 @шаП. ги Назаров А. Б.

магистрант, Казахский национальный университет, г. Алматы

abu198708@mail.ru

Таласбаев Е. Т.

магистрант, Казахский национальный университет г. Алматы eseke1993@mail.ru

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ИСЛАМЕ

Ключевые слова: ислам, вероучение ислама, культовая практика ислама, образование, воспитание, нравственные ценности, семья, Коран, Сунна, фикх.

Ислам возник как религия арабских скотоводческих племён, выступая объединяющим, координирующим фактором в создании единого арабского государства - Халифата. Формирование ислама с самого начала приобрело черты религиозно-правового, нравственного учения, в отличие от других монотеистических религий, которые усилились с развитием и упрочением его статуса в обществе. Основные положения ислама нашли отражение в Коране - богоот-кровенном, боговдохновенном, всесовершенном источнике, самой священной книге мусульман и были зафиксированы в других источниках - шариате, Суннах, фикхе и др.

Следует отметить, что в исламской теологии единоначалие представлено более чётко и определённо - Аллах -един, единственный Бог. Это сказалось в последующем в самой сути вероучения, в сущности самих течений, направлений, для которых соблюдение ат-таухид было незыблемой основой, фундаментом их вероисповедания. Ат-таухид -краеугольный камень исламской этики.

По своему содержанию Священная книга мусульман - Коран - представляет собой свод законов и традиций, а также мифологических сказаний, частично заимствованных из других религий и верований, распространенных среди арабского населения. В ней есть указания, касающиеся самых различных отраслей жизни - начиная от торговли и имущественных отношений, заканчивая вопросами этики и морали.

Сущностной и существенной чертой Корана является идея единобожия. В исламской теологии, в отличие от христианской, единоначалие представлено более чётко, жёстко, определённо. Если Бог в христианстве выступает в 3 лицах-ипостасях, то в исламе Аллах - един, единственный Бог. Ислам постоянно подчёркивает более последовательное проведение монотеизма в нём. «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад - посланник Аллаха», -говорится в первом и основополагающем символе мусульманской веры, который носит название аш-шахада («свидетельство»). Это сказалось в последующем в самой сути вероучения, и в сущности самих течений, для которых соблюдение ат-таухид было незыблемой основой, фундаментом их вероисповедания.

Сунна - Священное Предание - содержит повествования о жизни и деяниях Пророка, состоит из хадисов. Ислам нередко относят к юридическому типу веры. В этой религии, как ни в одной другой, четко разработана система правовых норм и установлений. В числе основных источников исламского права - шариата - Коран и Сунна. Закон, по мнению мусульман, был установлен самим Аллахом. Шариат как совокупность божественных установлений обязателен для каждого мусульманина.

Вероучение ислама опирается на следующие основные догматы: вера в единого и единственного Аллаха, который является Творцом, Создателем мира и человека, вера в ангелов и демонов, вера в пророков и в посланничество Мухаммада, вера в святость Корана, вера в рай и ад, в бессмертие души, в божественное предопределение и т.д.

Человек, по мусульманскому вероучению, является венцом творения, он создан из земли и глины. Бог наделил его зрением, слухом, сердцем, а потом вдохнул в него жизнь.

Культовая практика ислама включает в себя совокупность пяти «столпов» (аркан) или основных религиозных правил. К этим «столпам» ислама относятся: 1) Аш-шахада - исповедание веры, содержащее в себе два основных догмата - исповедание единобожия (ат-таухид) и признание пророческой миссии Мухаммада, выраженное формулой: «Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи» («Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад - посланник Аллаха»). Троекратное произнесение шахады является главной частью ритуала принятия ислама немусульманином. 2) Ежедневная пятикратная молитва (намаз, салят), которая состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных формул. Молитве предшествует ритуальное омовение. Совершать молитвы можно везде - и дома, и в мечети, и в поле, за исключением мест, где располагаются бойни и отхожие места. Всеобщим днём молитвы является пятница, в этот день молитва обычно совершается в мечети. Главным местом мечети является мих-раб - ниша, которая указывает направление на Каабу, - святыню всех мусульман. И во время молитвы лицом к ней

обращаются молящиеся. 3) Соблюдение поста (ураза, саум), особенно в месяц рамазан, сущность которого заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений. Во время поста правоверный мусульманин всё своё время проводит в молитвах, благочестивых размышлениях, за чтением Корана и религиозных сочинений. После важного месячного поста месяца рамазан наступает праздник разговения - «ид аль-адха» (курбан-байрам), являющийся великим праздником жертвоприношения. Отмечается ещё «ид аль-фитра» (ураза-байрам) - малый праздник разговения. В исламе существует большое количество ограничений и запретов, регулирующих разнообразные стороны жизнедеятельности мусульман, зафиксированных в Коране, шариате. «Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием не Аллаха, и удавленная, и убитая ударом, и убитая при падении, и забоданная (скотина) и то, что ел дикий зверь...» - говорится в Коране1. Кроме того, правоверным мусульманам запрещается пить алкогольные напитки, играть в азартные игры, запрещается играть и на музыкальных инструментах, украшать дома художественными картинами, скульптурными изображениями человека и животных и т.д. (там же, 5:4). 4) Добровольная очистительная милостыня (закят), налог на имущество и доходы, которые идут на нужды общины и верующих. В Коране говорится: «Милостыня только бедным, нищим, смотрителям милостынь, сердечно верным союзникам; на откуп рабов, для вошедших в долги, на походы по пути Божию: и на путешественников, согласно уставу Божию: Бог знающий, мудр». Как видим, Коран определяет круг людей, которым необходимо давать милостыню. В ведении Бога социальный статус человека, он определяет, кому быть богатым, кому - бедным. Обязанностью богатых является помощь бедным. 5) Паломничество в Мекку (хадж) - правда, в шариате оговаривается - если у кого есть к тому физическая или материальная возможность. Согласно мусульманским священным писаниям, Аллаха нельзя видеть, лицезреть, хотя он всех и вся видит, даже видит движение маленького чёрного муравья в тёмной непроглядной ночи.

Сразу же по прибытии в Мекку паломники обязаны семь раз совершить обход против часовой стрелки вокруг Каабы. В период совершения хаджа от паломников требуется выполнение четырёх обязательных условий: 1) облачение в одеяние ихрам; 2) совершение обхода вокруг Каабы; 3) совершение Предстояния в долине Арафат; 4) совершение обхода вокруг Каабы после возвращения из долины Арафат. Если все четыре условия выполняются, то паломник заслуживает почётного звания хаджи (женщина - хаджа). Люди, совершившие хадж, пользуются уважением среди своих земляков.

Иногда к столпам ислама причисляют джихад. Это слово означает полную отдачу мусульманином своих сил, возможностей, времени, и если надо жизни для торжества своей религии. Обычно джихад сводят к борьбе с неверными, что противоречит сущности исламского учения. В Коране говорится, что джихад может быть объявлен в следующих случаях: для защиты веры Аллаха, но не на завоевательные войны, а для освобождения народа от тирании и для восстановления справедливости под руководством духовного вождя. Джихад порицает убийства во имя религии и не призывает к войнам, особенно таким, которые направлены к насильственному принятию ислама людьми другой веры.

К числу наиболее строго соблюдаемых правил ислама относится ритуал инициации - обряд обрезания, существовавший у арабов задолго до принятия ислама. Он является не только испытанием юноши на болевую выносливость, но и переходной ступенью в превращении юноши в мужчину, более того он - важный показатель принадлежности мужчины к мусульманской вере. Возраст совершения обряда обрезания в исламе точно не определяется, он колеблется от семи-восьми дней от роду до пятнадцати лет. Обряд обрезания относится к числу семейных праздников.

Немаловажное значение в исламской этике имеет прощальная проповедь пророка Мухаммада, более известная как «Последняя проповедь», которую он произнес незадолго до своей смерти во время хаджа в Мекке. Она является одной из важнейших основ исламской этики. В ней содержатся такие важные нравственно-этические положения:

1. Жизнь и собственность мусульман неприкосновенны.

2. Отдавать и принимать деньги или имущество в рост запрещено.

3. Кровная месть отменяется.

4. Нельзя поклоняться идолам.

5. Все мусульмане - братья.

6. Нельзя вставлять в лунный календарь месяц.

7. Мужья должны заботиться о женах.

Эти положения составляют фундамент шариата и фикха. Шариат - это нравственно-правовые установления ислама, которые обязательны для выполнения мусульманином. В нем все поступки, деяния человека делятся на дозволенные (халал) и запретные (харам). В научно-исследовательской литературе выделяют пять категорий поступков: обязательные (фард), желательные (мандуб), дозволенные (джаиз), недостойные (макрух), запретные (махзур). Исламская этика распространяется буквально на все сферы жизнедеятельности общества и человека, охватывая сферу управления государством, заканчивая семейными проблемами.

В основе исламской этики лежит любовь к людям. «Семья - это царство отца, мир матери и рай ребенка». Когда к пророку Мухаммаду обратились с вопросом: «О, пророк Божий! Покажи, где рай небесный?», то он ответил: «Рай не на небесах, он - у ног твоей матери». И поэтому слово «мать» в исламе превыше всего.

Для ислама характерно обоготворение грамотных, образованных людей, а получение знаний в коранической традиции поощряется и стимулируется: «О, Аллах! Даруй нам полезные знания, полное запоминание, обширный ум, смекалистое понимание и помощь в обучении наукам! О, Аллах! Выведи нас из потемок невежества и заблуждения и почти нас светом знания и понимания! О, Аллах! Открой для нас ворота твоего знания и распространи нам сокровища твоей милости, милостивый из милостивых!», говорится в одной из молитв.

1 Коран / Перевод с арабского языка Г.С. Саблукова. 3 изд. - Казань. Центральная типография, 1907.

540

Как сказал праведный халиф Али, «знание лучше собственности», «знание защищает тебя, тогда как собственность должен защищать ты сам. Тратя собственность, мы теряем ее, тогда как знание от траты процветает». Особенно большие надежды исламская этика возлагает на правителей, которые должны быть высокообразованными, совершенными в нравственном отношении людьми. Они должны быть образцом, примером для своего народа. Как видим, проблемам образования, воспитания ислам уделяет немаловажное значение. Согласно исламским источникам, пророк Мухаммед был самым добродетельным, гуманным, высоконравственным человеком. Его жизнедеятельность является образцом для всех правоверных мусульман. Ислам является гуманной религией, сущность и содержание которой пронизывают идеи любви, добра и справедливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.