Научная статья на тему 'Лингвокреативная деятельность языковой личности в условиях Интернет-коммуникации'

Лингвокреативная деятельность языковой личности в условиях Интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
796
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВОТВОРЧЕСТВО / ЛИНГВОКРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / НОВООБРАЗОВАНИЕ / НЕОЛОГИЗМ / ПРОТОЛОГИЗМ / НОМИНАЦИЯ / ЛИНГВИСТИКА КРЕАТИВА / СЛОВАРИ НОВЫХ СЛОВ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ КОРПУСНАЯ НЕОГРАФИЯ / LINGUISTIC (LEXICAL) CREATIVITY / WORD CREATION / LINGUISTIC PERSONALITY / COINAGE / NEOLOGISM / PROTOLOGISM / NOMINATION / CREATIVE LINGUISTICS / DICTIONARIES OF NEW WORDS / INTERNET COMMUNICATION / WEB-BASED CORPUS LEXICOGRAPHY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сергаева Ю. В.

В статье осмысливаются особенности словотворчества языкового виртуального сообщества в новых условиях компьютерно-опосредованной коммуникации, построенной на принципах социального конструктивизма и интерактивности, подчеркивается роль составителей коллаборативных словарей новых слов в формировании современных тенденций развития языка. Автор рассматривает проблему статуса новых слов, зафиксированных в таких источниках, а также комментирует результаты проведенного опроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article explores such area of linguistic creativity as coining of novel lexical items to fill blank spaces and semantic voids in the system of English language. The author focuses on the contribution of on-line communities to the interactive process of compiling dictionaries and databases of new words, thus shaping the language of the future. The author raises an issue of defining a status of new words and outlines the main features of collaborative lexical creativity in Internet communication while analyzing the Web-based corpus findings and survey results.

Текст научной работы на тему «Лингвокреативная деятельность языковой личности в условиях Интернет-коммуникации»

УДК 81.111 '23

Ю. В. Сергаева

Лингвокреативная деятельность языковой личности в условиях Интернет-коммуникации

В статье осмысливаются особенности словотворчества языкового виртуального сообщества в новых условиях компьютерно-опосредованной коммуникации, построенной на принципах социального конструктивизма и интерактивности, подчеркивается роль составителей коллаборативных словарей новых слов в формировании современных тенденций развития языка. Автор рассматривает проблему статуса новых слов, зафиксированных в таких источниках, а также комментирует результаты проведенного опроса.

The article explores such area of linguistic creativity as coining of novel lexical items to fill blank spaces and semantic voids in the system of English language. The author focuses on the contribution of on-line communities to the interactive process of compiling dictionaries and databases of new words, thus shaping the language of the future. The author raises an issue of defining a status of new words and outlines the main features of collaborative lexical creativity in Internet communication while analyzing the Web-based corpus findings and survey results.

Ключевые слова: словотворчество, лингвокреативная деятельность, языковая личность, новообразование, неологизм, протологизм, номинация, лингвистика креатива, словари новых слов, Интернет-коммуникация, компьютерная корпусная неография

Key words: word creation, linguistic (lexical) creativity, linguistic personality, coinage, neologism, protologism, nomination, creative linguistics, dictionaries of new words, Internet communication, Web-based corpus lexicography

Потребность в общении и способность к лингвокреативной деятельности, источником которой являются "когнитивные преобразования в процессах отражения сознанием объективной реальности и взаимодействия этого субъективного отражения с миром" [1, с. 19], составляют ингерентные свойства Человека говорящего (Homo Lo-quens). Понимая под языковой личностью «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений...» [3, с. 3] <курсив мой -

55

Ю.С.>, отметим, что в понятие творческой языковой личности входит как номинатор, автор речевого произведения, так и личность этот творческий продукт воспринимающая, оценивающая и интерпретирующая во всей совокупности его функций и компонентов, что тоже является актом творчества. Таким образом творчество вообще и словотворчество в частности являются двусторонней деятельностью, которая в идеале должна быть основана на принципе конгениальности, т. е. соразмерности творческого потенциала автора и интерпретатора, которые часто разделены временем и пространством, не пересекаясь в своих оценках.

Всестороннее изучение взаимоотношений языка и творческой деятельности человека становится главной задачей относительно недавно сформировавшейся отрасли гуманитарного знания - лингвистики креатива (Creative Linguistics), объединившей представителей как отечественных, так и зарубежных научных школ (Е.А. Земская, Т.А. Гридина, Т.В. Попова, A. Aleinikov и др.), занимающихся исследованием языкового творчества в разных проявлениях и практически любых сферах, от поэзии и рекламного дискурса до детской речи и молодежного жаргона. Выделение лингвистики креатива в отдельную проблемную область свидетельствует о необходимости выявления как общих закономерностей словотворческих процессов, так и сопоставления особенностей создания и функционирования новообразований в разных языковых ситуациях. В данной статье мы обратимся к ситуации общения в виртуальном пространстве, а именно к процессу создания и фиксации пользователями Интернет новых языковых единиц.

Моделирование лингвокреативной деятельности языковой личности в условиях современной Интернет-коммуникации осуществляется под влиянием целого ряда факторов, взаимосвязанных с традиционно выделяемыми в структуре языковой личности уровнями: 1) вербально-семантическим; 2) когнитивным; 3) прагматическим [3], при этом цели, установки, интенции говорящего, как правило, предопределяют отбор требующих вербализации понятий, концептов и, далее, выбор оптимальной номинации.

Выделим и рассмотрим наиболее характерные особенности словотворчества в виртуальном пространстве:

1. Появление новых форм электронной коммуникации и новых способов фиксации результатов словотворчества в виртуальном пространстве предопределяет специфику креативности языковой личности на современном этапе. С внедрением современных технологий - социальных сервисов и сетей нового поколения, обеспечивающих коммуникацию в виде сотрудничества, - двусторонняя творческая деятельность языковой личности принимает новые формы оперативного, коллаборативного и интерактивного создания творческого продукта, тем самым придавая триаде «автор - продукт - реципиент» черты социального конструктивизма и диалогизма.

Технологии компьютерно-опосредованной коммуникации поколения 2.0 и выше позволили создать целый ряд авторских и колла-боративных неографических проектов, фиксирующих все лексические инновации (новообразования) и часто вовлекающих виртуальную аудиторию в творческий процесс создания новых слов:

• Word Spy: The Word Lover's Guide to New Words (www.wordspy.com);

• The Unword Dictionary (www.unwords.com);

• Urban Dictionary (www.urbandictionary.com);

• Pseudodictionary (www.pseudodictionary.com)

• Verbotomy: The create-a-word-game (www.verbotomy.com).

2. Такие черты современной компьютерной лексикографической практики, как демократизм, сотрудничество, интерактивность, оперативность и прозрачность отслеживания информации, способствуют своевременной фиксации нового слова, его разносторонней репрезентации в словаре, когда значение уточняется и корректируется другими пользователями, а также быстрому распространению. Новообразование может быть подхвачено другими пользователями, а его успешность вхождения в узус может быть прослежена по растущему из года в год числу употреблений.

Электронные ресурсы такого рода представляют особую ценность для исследования неологизмов и новых слов в целом, так как в них не только оперативно отражается то новое, что появляется в

языке, но и часто прослеживается мотивация и модель создания единицы, приводятся культурологические комментарии, примеры самого раннего и последующих употреблений единицы и др., например:

solastalgia - п. Distress or melancholy caused by a significant change to one's local environment.

Example Citation:

Whereas nostalgia is homesickness for a place, solastalgia is a yearning for the way a loved place used to be. - Des Houghton, "Pain has a brand new label," The Courier Mail, February 27, 2010

Earliest Citation:

<...>What these people lacked was solace or comfort derived from their present relationship to 'home'. In addition, they felt a profound sense of isolation about their inability to have a meaningful say and impact on the state of affairs that caused their distress. 'Solastalgia' was created to describe the specific form of melancholia connected to lack of solace and intense desolation. — Glenn Albrecht, "'Solastalgia': A New Concept in Health and Identity," PAN: Philosophy Activism Nature, August 30, 2004 [http://www.wordspy.com/words/solastalgia.asp]

3. Сотворческое участие пользователей в появлении и фиксировании новой единицы языка, влияние на создаваемый продукт может осуществляться как посредством оценки, комментария, голосования за или против предложенной номинации, дефиниции, так и в виде совместного написания, редактирования, дополнения, крео-лизации какого-либо текста, словарной статьи пользователями, часто при этом удаленными во времени и пространстве. Например, интерактивная словотворческая игра Verbotomy предполагает такой алгоритм «двустороннего» творчества - дефиниция, предложенное слово, соответствующее дефиниции, комментарий к номинации, данный другими участниками проекта: 1) DEFINITION: v. То secretly take a photo of someone with your cellphone, n. A cellphone photo, especially if it was taken surreptitiously. 2) SUGGESTED WORD: Cellpwnd: Iselpoundl. Etymology: Cell (cellular telephone) + pwnd (beaten - a leetspeak slang term, derived from the word "own", that implies domination or humiliation of a rival) Created by: artr. 3)

COMMENTS on Cellpwnd: - nice etymology (Jabberwocky, 2009-02-06) - A modern word for these modern times! (silveryaspen, 2009-02-09) [www.verbotomy.com].

4. Проведенный нами опрос членов виртуального словотворческого сообщества - авторов новых номинаций и тех, кто их оценивает, - показал, что оптимальная номинация, в числе прочих характеристик, должна отвечать таким требованиям, как: 1) Произ-носимость слова; 2) Краткость (2-4 слога); 3) композиционная простота (слияние не более трех компонентов); 4) Возможность образования парадигматических рядов; 5) Выводимость значения из внутренней формы; 6) Экспрессивность и остроумие в номинации. Параметры оптимальности номинации, таким образом, соотносятся с системными и функциональными характеристиками языка, основываясь как на универсальном принципе наименьших затрат номи-натора и интерпретатора, так и на специфических прагматических целях лингвокреативного субъекта, на его ориентированности на особое коммуникативное задание.

5. Создание новообразования может преследовать цель заполнить лакуну, образовавшуюся при появлении новой реалии, социального явления и т. п., но может и предполагать детализацию, эмфатизацию какой-либо привычной ситуации, оценку и эмоции. При этом для вербализации часто предлагаются неоднозначные ситуации или оценки, смешение эмоций, в том числе полярных, что достаточно трудно выразить в одной номинации: Abdorable ('abhor' + 'adorable') - То be dumb, fat, lazy, arrogant and totally, completely, ir^ resistíblv cute (usu. about pets), [www.verbotomy.com].

6. Проведенный анализ новообразований, соответствующих определенному ономасиологическому описанию, показал, что основные способы создания предложенных новых номинаций - это словосложение, словослияние (телескопические образования разного типа), аффиксация, что в общем-то типично для создания неологизмов в целом. С другой стороны, такие факторы, как определенное коммуникативное задание (творческий конкурс), наличие в ёмкой дефиниции специфических дескриптов, задача выразить одним словом биполярную оценочность и эмотивность,

присущую, как уже отмечалось выше, некоторым требующим объективации фрагментам действительности, влияют на творческий поиск. Как результат, в чистом виде названные выше способы словообразования встречались в предложенных номинациях крайне редко, а дополнялись различными средствами языковой игры, способствующими большей прагматизации языковой единицы - каламбуром, аллюзией, рифмованием и др. Например, для дефиниции «л. The uneasy comfort that comes from knowing that your family, your friends, the police, the taxman, and every marketer in the world, are using the newest technology track your every move» были предложены следующие варианты номинации:

Tracknowledgy - (to) track + knowledg(e) + аффикс -у (часть аффиксоида -logy) - гаплологическое телескопическое образование с каламбурным обыгрыванием общей модели - technology

Techsposed - наложение усеченной формы techs на слово (ex) posed

Orwellwellwellian - словосложение с редупликацией и суффиксацией + аллюзивное обыгрывание имени собственного -Дж.Оруэлла, автора романа «1984», повествующего об обществе тотального контроля.

[http://www.verbotomy.com/verbototop. php?jid=privacy]

7. Структурообразующая роль оценки в процессах словотворчества обусловлена тем, что «... сознание начинается с формирования прагматических структур, обеспечивающих полезностную оценку, ценностную ориентацию и оптимальное реагирование на среду» [5, с. 692]. Фиксируемые пользователями в вышеназванных электронных ресурсах новые слова и выражения в меньшей мере отражают новые реалии, артефакты, концепты, требующие объективации (ср. a social media ninja - "someone who uses social media extensively to promote a company's or their own services" [www.urbandictionary.com], to defriend - "to remove a person from one's list of friends on a social networking site") [www.wordspy.com], а чаще всего вербализуют целые ситуации, смешанные чувства и эмоции, специфику восприятия окружающего мира и др. (См. приведенный выше пример - tracknowledgy - "The uneasy comfort that comes from

knowing that your family, friends, the police, the taxman, and every marketer in the world, are using the newest technology to track your every move." [www.verbotomy.com].)

Анализ новых слов и предлагаемых дефиниций показывает, что вербализация современного мира пользователями Интернет часто основывается на критическом, неоднозначном восприятии окружающей действительности:

DEFINITION: The act of sitting at the computer surfing the world wide web until your body goes numb.

DEFINITION: The people who race to book the limited window seats on an aircraft, who only then either read, fall asleep or pull down the shade so that no one sees the view!

DEFINITION: The word for idiotic inventions like Spring-Loaded Faucets and Chinese Apple-Peeling Machines or Ultrasonic Plug-In Rodent Repellers.

DEFINITION: The rampant fear of lawsuits which has led to the stupid application of WARNING labels on everything we purchase. [www.verbotomy.com].

8. В условиях возможности оперативной фиксации слова в электронном словаре любым индивидуальным пользователем Сети отчасти стирается грань между типами новых слов - вошедшими в узус неологизмами, потенциальными словами, предполагающими продуктивные модели словообразования, и окказионализмами, характеризующимися такими признаками [2; 4], как принадлежность к речи; невоспроизводимость (творимость); ненормативность; функциональная одноразовость; экспрессивность; индивидуальная принадлежность; словообразовательная производимость; номинативная факультативность и др. Известно, что в онлайн-словари и тематические списки пользователи могут вносить не только новые слова, уже относительно широко употребляемые в языке (собственно неологизмы), но и те, которые возникли совсем недавно и не успели еще закрепиться в какой-либо сфере употребления или же предложенные в данный момент именно для расширения словаря, а не в качестве одноразовой единицы.

В связи с этим встаёт вопрос об уточнении типологии новых слов - промежуточного класса новообразований, предложенных кем-либо для введения в язык, но еще не нашедших широкого применения у других носителей языка (ср. термины «протологизмы» (Эпштейн, 2003), «word fugitives» (Wallraff, 2006), «sniglets (Hall, 1984)). На наш взгляд, вполне адекватным и уместным можно считать предложенный М. Эпштейном в 2003 г. термин «протологизм» (от греч. protos, первый, начальный + logos, слово), который уже получил распространение в английском языке (protologism) и отличается от неологизма степенью внедренности слова в язык. По определению самого автора термина, - это новое слово, предложенное кем-либо для введения в язык, но еще не нашедшее применения у других авторов, не закрепившееся в качестве неологизма, это так называемый зародыш слова как лексической единицы языка [6]. Как отмечает М. Эпштейн, протологизм становится неологизмом, если им начинают пользоваться три-четыре других автора, причем не в виде цитаты, а в раскавыченном виде, по его прямому смыслу и назначению. Когда же словом на протяжении нескольких лет пользуются сотни людей, оно перестает быть неологизмом и становится лексической единицей языка, уже не отмеченной по признаку новизны [6].

Примеры таких протологизмов часто встречаются в творчестве участников интерактивных сетевых проектов по созданию новых слов с целью номинирования ещё необъективированного участка окружающей действительности.

9. Словотворчество как способ пополнения словарного состава языка и вид языковой игры приобретает всё более массовый характер в условиях Интернет-коммуникации. Так, проведенный нами опрос показал, что контрибьюторами новых слов становятся пользователи преимущественно из США, Канады, Великобритании, Ирландии, широкого возрастного диапазона (зафиксированы респонденты в возрасте от 25 до 78 лет, при этом наибольшее число респондентов (42, 86 %) соответствовало возрастному периоду 30-49 лет), представители различных профессий, большинство из ко-

торых (61 %) не имеют специализированного лингвистического образования.

Подводя итоги, можно сказать, что словотворчество современной языковой личности моделируется как собственно лингво-когнитивными процессами и прагматическими установками, так и новыми технологиями, спецификой интеракций с другими членами виртуального сообщества.

Доступность и многообразие форм интеграции в трансграничное виртуальное пространство, включая коллаборативные проекты по составлению базы данных новых слов и словотворческие конкурсы (Urban Dictionary, The Unword Dictionary, Verbotomy: The create-a-word-game и т.п.), способствуют реализации как творческого потенциала отдельной личности, так и активной проективной функции языкового Интернет-сообщества, конструирующего язык будущего.

Список литературы

1. Архипов И.К. Язык и языковая личность. - СПб.: Книжный дом, 2008.

2. Бабенко Н.Г. Окказиональное в художественном тексте: Структурно-семантический анализ. - Калининград, 1997.

3. Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность; под ред. Д.Н. Шмелева. - М., 1989.

4. Лыков А.Г. Современная русская лексикология: Русское окказиональное слово. - М., 1974.

5. Никитин М.В. Курс лингвистической семантики. - СПб., 2007.

6. Эпштейн М..Н. Типы новых слов: Опыт классификации // Топос. Электронный журн. Дата публикации 15/12/2006 // URL:http://www.topos.ru/article/5174#1

7. Wallraff В. Word Fugitives: in pursuit of wanted words. - New York: Collins,

2006.

8. Hall R. et al, Sniglets. Collier Books, 1984.

Источники:

The Unword Dictionary // www.unwords.com

Urban Dictionary // www.urbandictionary.com

Verbotomy: The create-a-word-game // www.verbotomy.com

Word Spy: The Word Lover's Guide to New Words // www.wordspy.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.