Научная статья на тему 'ЛИНГВИСТИКА МЕДИА: СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (РЕЦЕНЗИЯ НА СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК: МЕДИАЛИНГВИСТИКА В ТЕРМИНАХ И ПОНЯТИЯХ / ПОД РЕД. Л.Р. ДУСКАЕВОЙ. М.: ФЛИНТА: НАУКА, 2018)'

ЛИНГВИСТИКА МЕДИА: СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (РЕЦЕНЗИЯ НА СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК: МЕДИАЛИНГВИСТИКА В ТЕРМИНАХ И ПОНЯТИЯХ / ПОД РЕД. Л.Р. ДУСКАЕВОЙ. М.: ФЛИНТА: НАУКА, 2018) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
167
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВИСТИКА МЕДИА: СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (РЕЦЕНЗИЯ НА СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК: МЕДИАЛИНГВИСТИКА В ТЕРМИНАХ И ПОНЯТИЯХ / ПОД РЕД. Л.Р. ДУСКАЕВОЙ. М.: ФЛИНТА: НАУКА, 2018)»

Лингвистика медиа: современная парадигма научногознания

(Рецензия на словарь-справочник: Медиалингвистика в терминах и понятиях / под ред. Л.Р. Дускаевой. М.: Флинта: Наука, 2018)

Андрей Полонский

© Полонский Андрей Васильевич

доктор филологических наук, профессор,

заведующий кафедрой журналистики

Белгородского государственного национального

исследовательского университета

(г. Белгород, Россия), [email protected]

Наука, как известно, имеет два вектора движения, один из которых связан с расширением проблемного поля познаваемого объекта, выявлением и осмыслением его новых аспектов, с изучением его форм, функций и обусловленных им социальных эффектов, другой же - ориентирован на обобщение, идентификацию, аналитическую интерпретацию и систематизацию уже имеющихся об объекте знаний. Особую роль в аккумулировании, упорядочении и структурировании опыта аналитического опознавания объекта, в осмыслении существующих концепций и теорий, отборе и раскрытии содержания наиболее значимых и употребительных понятий и терминов, в которых фиксируется характер и направление исследовательской мысли научного сообщества, играют словари. Сегодня круг изданий такого типа пополнился словарем-справочником «Медиалингвистика в терминах и понятиях» (под ред. Л.Р. Дускаевой; ред-колл.: В.В. Васильева, Ю.М. Коняева, А.А. Малышев, Т.Ю. Редькина. М.: Флинта: Наука, 2018), представляющим собой концептуально выверенное, аналитико-система-тизирующее описание широкого спектра знаний, концепций и идей, сформулированных в той сфере лингвистических исследований, в проблемное поле которых входит «речь <...> как феномен реально-

го функционирования в медиасфере и <...> как средство реализации целенаправленной деятельности журналиста, рекламиста, специалиста по связям с общественностью» (Дускаева, 2014 (а): 5).

Подобный опыт «словарной систематизации» широчайшей проблематики ме-диалингвистики, упорядочения ее категориального аппарата - первый в России. Он осуществлен под руководством профессора, доктора филологических наук, заведующего кафедрой медиалингвисти-ки СПбГУ Л.Р. Дускаевой, а также международным авторским коллективом, в составе которого - представители ведущих научно-исследовательских и академических центров России, Республики Беларусь, Литвы и Польши. Коллективом авторов проделана огромная работа по обобщению, осмыслению и систематизации богатейшего исследовательского материала (с заметным акцентом на российский и межславянский исследовательский контекст) медиалингвистики - одного из самых сегодня влиятельных, стремительно развивающихся и вместе с тем наиболее проблемных научных направлений.

Глубина экспертного знания, скрупулезный анализ существующих точек зрения, внимательный, заинтересованный «внутренний аудит» теорий, концептуальных построений и научно-эмпирического опыта, профессиональное владение методологией поиска, анализа и репрезентации научной информации, высочайшая научно-исследовательская культура авторского коллектива позволили раскрыть современное содержание ключевых понятий и терминов медиалингвистики, прокомментировать их и представить в словарных статьях - корректно, в сжатой, реферированной форме, с необходимой акцентировкой важнейших положений и выводов.

Востребованность подобного словаря-справочника не вызывает сомнений

и объясняется следующими обстоятельствами. Медиалингвистика все еще нуждается в своем доказательном обосновании в качестве самостоятельного научного направления, которое имеет собственную исследовательскую область (объект и предмет), проблематику, категориальный аппарат и совокупность методов. Термин «медиалингвистика», вошедший в широкий обиход российской науки благодаря работам Т.Г. Добросклонской (2000), пока еще, как справедливо замечает Л.Р. Дус-каева, «не имеет однозначного толкования и остается весьма неопределенным вследствие размытости границ самой научной дисциплины. В научной литературе медиалингвистическими часто называются дисциплины, не связанные с лингвистикой ни по объекту, ни по предмету, ни по целям и задачам. Встречается и другая крайность: к медиалингвистическим относят все исследования, связанные с функционированием языка в Интернете, отождествляя медиалингвистику с интернет-лингвистикой. И то и другое <...> представляется чрезмерно расширительным толкованием термина» (Дускаева, 2018: 49). Эта проблема обозначена и в предисловии к словарю-справочнику: «В последние годы термин "медиалингвистика" стал необычайно популярен. Сегодня вряд ли кто-то занимающийся медиаведением станет оспаривать значимость лингвистических исследований медиасреды. Но вследствие размытости границ научной дисциплины, которую принято называть медиалингвистикой, само понятие остается весьма неопределенным. В исследовательской литературе встречаемся с тем, что не связанные с лингвистикой ни по предмету, ни по объекту, ни по целям и задачам дисциплины называются медиа-лингвистическими. Думается, что расширительное толкование медиалингвистики вредно для образовательной среды: неаккуратность употребления терминов

и понятий в обучающей коммуникации причине отсутствия специализированных приводит к неорганизованности мышле- работ, обобщающих богатейший опыт ния, к потере обучаемыми навыков четких лингвистического опознавания медиа-определений понятий» (с. 8)1. среды, не всегда могут принять его во

В медиалингвистике пока еще остает- внимание в должном объеме. ся слишком широким поле дискуссионных Словарь-справочник «Медиалингвис-вопросов, требующих дополнительного, тика в терминах и понятиях» - давно ожи-развернутого, широко аргументирован- даемое научным сообществом издание, ного научного диалога. Среди них - воп- в котором отражается потребность в ос-росы, касающиеся таких основополага- мыслении теоретического опыта медиа-ющих понятий, как медиатекст, медиа- лингвистики - того научного направления, дискурс, медиажанр, медиастиль, медиа- которое объединило когнитивный и эв-лект, медиаслово, медиареальность, ме- ристический потенциал разных научных диабытие, медийный человек, медийное дисциплин и их исследовательскую ме-сознание, медийная чувствительность, тодологию - лингвистики, медиалогии, медийность и др. Список этот, безусловно, риторики, стилистики, коммуникативис-может быть продолжен. тики, жанрологии, дискурсологии, семио-

Разобщенность представляющих раз- тики, культурологии, эстетики, политоло-ные сферы знания и школы исследовате- гии, теории рекламы и связей с общест-лей, многообразие применяемых ими венностью. Как междисциплинарное на-подходов к интерпретации медиа, моти- учное направление медиалингвистика вируемых ими содержательных форм и стала той формой исследовательской социальных эффектов затрудняют воз- мысли, фокус которой направлен на сис-можность увидеть медиалингвистику в ее темное изучение языка, функционирую-целостности и непротиворечивости. Как щего в средствах массовой информации замечает Н.С. Цветова (2016: 135), «со- (Добросклонская, 2008), на осмысление временная разобщенность исследовате- проблем «функционирования медиатекс-лей <...>, только формирующееся и тех- тов в самых разнообразных аспектах: нологически плохо разработанное гло- о соотношении лингвистического и экстрабальное информационное поле не дают лингвистического в организации медиа-возможности в деталях представлять иде- текстов; об их социальной и жанровой ологию [обращенного к исследованию типологии; о закономерностях разверты-медиаречи - А.П.] научного сообщества». вания и принципах построения медиатекс-Такая обособленность, несогласованность, тов, об их архитектонике и композиции; слабость междисциплинарных связей всех об их концептосфере <...> обо всех тех отраслей «медийного речеведения» (Шме- речевых свойствах медиатекста, которые лева, 2012) сегодня, по всей видимости, способствуют эффективности воздейст-неизбежна. Словарь же дает научному вия» (Дускаева, 2014 (б): 152); на «лингвис-сообществу возможность минимизировать тическую архитектуру речевой деятель-ее последствия на основе обобщения и ности в медиакоммуникации» (Дускаева, систематизации богатейшего исследова- 2018: 60); на аналитическое опознавание тельского опыта разных медиалингвисти- многослойной, многоаспектной, отлича-ческих школ. ющейся повышенной динамикой языко-

Стремительно расширяется круг иссле- вой реальности современного человека, дователей, которые обращаются к изуче- названного Е.Л. Вартановой «медийным», нию медиа, их речевой практики и по человека, который принцип отношений

между реальностью и своей мыслью уста- Науке о медиа и языке или, по нашему навливает посредством медиа2. мнению, лингвистическому медиаведению

Медиалингвистика сегодня ставит пе- удалось аккумулировать в практике как ред собой масштабную задачу - осмыслить российских, так и зарубежных медиаис-роль медиа в производстве языка, а сле- следований внушительный объем знаний, довательно, человека, его культуры, со- концепций и идей, которые в упорядо-знания, памяти, истории, его текущей ре- ченном виде представлены в словаре-альности. Медиа сегодня являются тем справочнике «Медиалингвистика: в тер-фактором, который обладает особой си- минах и понятиях». лой влияния. Они не просто присутствуют В четырех разделах словаря-справоч-в жизни человека, предлагая ему свои ника, содержащих в общей сложности посреднические услуги, а являются тем более 280 статей, представлена ключевая концептуальным предложением, на ко- проблематика медиалингвистики - осо-торое ориентированы практически все бенности функционирования в современной его духовные запросы, сконцентрирова- культуре маркированного медийными но все его внимание, все его силы, весь технологиями языка и текста, принципы его интеллектуальный и эмоциональный идентификации и типологии современных потенциал. Медиа - это тотальный фено- медиатекстов (журналистского текста, рек-мен. Они форсированно внедряются во ламного и пиар-текста, кинотекста), про-все сферы жизни и деятельности челове- цесс гибридизации медиатекстов, диска, во все его культурные практики и ком- курсивные аспекты медиатекста, ресурсы муникативные пространства - массовое, медиакритики в воздействии на культуру публичное и приватное, создавая каче- современного общества. ственно новую социальную, культурную Первый раздел «Онтология медиалинг-и языковую реальность. вистики» посвящен рассмотрению важ-

Всеобъемлющий «эксперимент с ме- нейших категорий медиалингвистики как диа» обусловлен не только инноватикой научной дисциплины, а также толкованию в сфере коммуникационно-информаци- тех ее понятий и терминов, которые опи-онных технологий, но и изменениями в сывают важнейшие особенности функ-самом человеке, формированием у него ционирования языка в современных ме-особой, медийной чувствительности, про- диа: медиа, медиаречь, медиатекст, диа-являющейся в неизбывной потребности, логичность, конвергентность, эстетика и во-первых, в информации, в ее бесконеч- этика медиаречи.

ном мультиплицировании, постоянной, Во втором разделе «Языковые ресур-динамической обновляемости, в ее пе- сы медиаречи» представлены понятия, рекодировании, переформатировании, отражающие лексико-грамматические конвертировании; во-вторых, в высказы- особенности речи, сформировавшиеся вании, в публичности, в управлении вни- под воздействием или в условиях функ-манием и впечатлением другого, в том ционирования в медийной среде: слово, числе посредством продуманного выбо- фразеологизм, предложение, актуальное ра как используемой медийной платфор- членение предложения, дискурсивные мы и медийной технологии, так и соот- слова, кореференция, простое и сложное ветствующего инструментария; в-третьих, предложение, чужая речь и др. в медиа, их беспрестанном обновлении, Третий раздел «Медиатекст в профес-апгрейде и генерировании из всего, что сиональных сферах общения» посвящен находится вокруг. рассмотрению понятий и терминов, от-

209

Лингвистика медиа: современная парадигма научного знания

ражающих многослойную структуру проб- ных и зачастую дискуссионных медиа-лемного поля медиалингвистики: медиа- лингвистических терминов. стилистика, дискурсология, журналисти- Историко-методологическим ядром ка, публицистика, реклама, пиар, медиа- словаря-справочника «Медиалингвисти-жанр, радио- и телевизионная речь, ней- ка в терминах и понятиях» является под-минг, репост и др. готовленное Л.Р. Дускаевой введение.

В завершающем разделе «Гипермедиа- В нем рассматриваются этапы становления текст» систематизированы современные российской медиалингвистики как самознания в сфере интернет-коммуникаций: стоятельного научного направления, за-сетевые медиа, социальные сети, гипер- рождение которого связывается с работой текст, мультимедийность и др. Г.О. Винокура «Культура языка» (1929 г.).

Заслуживающим всяческого одобрения «Ценность книги Г.О. Винокура для медиа-является включение в словарь-справоч- лингвистики, - пишет Л.Р. Дускаева, - со-ник наряду с устоявшимися (во всяком стоит в том, что в ней была заложена идея случае в большей или меньшей степени) о языке газеты как особом феномене на-понятиями, уже не требующими допол- циональной речевой культуры, требующем нительной, развернутой, полемически выработки специфических лингвистиче-заряженной научной дискуссии (лекси- ских критериев анализа и оценки» (с. 14-15). ческая типология, морфемика и слово- Каждый этап становления медиалинг-образование, идиостиль, оценочность, вистических знаний (в контексте россий-речевой этикет в массмедиа и др.), тех ской и межславянской интеллектуально-понятий, которые все еще остаются весь- исследовательской традиции, представ-ма неопределенными, пока еще не имеют ленной работами таких авторов, как однозначного и непротиворечивого тол- И.В. Анненкова, А.Н. Васильева, Ст. Гайда, кования, однако являются широко востре- Т.Г. Добросклонская, Л.Р. Дускаева, И.В. Ив-бованными в практике современных, не ченков, М.Ю. Казак, Т.Л. Каминская, Е.С. Ка-только лингвистических медиаисследо- ра-Мурза, Н.И. Клушина, Е.А. Кожемякин, ваний. Среди таковых - медиадискурс, М.Н. Кожина, В.И. Коньков, М.А. Кормилицына, поликодовость, брендовый нарратив, ме- А.П. Короченский, В.Г. Костомаров, И.П. Лы-диажанр, медиатекст. сакова, Л.Г. Кайда, Л.М. Майданова, Н.Г. Не-

Словарные статьи отражают не только стерова, А.В. Полонский, А. Пстыга, К.А. Ро-особенности предметной области медиа- гова, Д.Э. Розенталь, С.В. Светана-Толстая, лингвистики, но и научно-прагматическое О.Б. Сиротинина, Б. Сковронек, С.И. Сме-назначение словаря, которое сам автор- танина, Г.Я. Солганик, Н.С. Цветова, Т.В. Черский коллектив определил так: «активи- нышева, А.В. Швец, Т.В. Шмелева и др.) зация исследовательских усилий» (с. 2). опознается Л.Р. Дускаевой на основе вы-Каждая статья сопровождается продуман- явления аналитического вектора иссле-ным, концептуально выверенным списком дований - речевая культура СМИ и кри-литературы, что, безусловно, способст- тика медиаречи, грамматика информа-вует углублению исследовательской мыс- ционно-воздействующей речи, язык СМИ ли и формированию собственной точки в функционально-стилистическом аспек-зрения на предмет исследования. Несом- те, медиастилистика, медиатекст, медиа-ненное достоинство рецензируемого сло- жанрология и медиадискурсология. Такой варя-справочника - в доступности изло- подход обеспечивает, на наш взгляд, ви-жения не всегда простого материала, что дение общей перспективы и понимание чрезвычайно важно для понимания слож- логики развития медиалингвистики.

В заключение отметим, что благодаря словарю-справочнику «Медиалингвистика в терминах и понятиях» научное сообщество, интересы которого лежат в сфере изучения обусловленной медиа социальной, культурной и языковой реальности человека, получило не только дополнительный источник надежной, концептуально выверенной, подвергшейся «внутреннему аудиту» информации, но и «когнитивный ключ» к существующим в современной медиалинг-вистике теориям, сформулированным прежде всего в российской интеллектуально-исследовательской традиции.

Словарь-справочник «Медиалингвистика в терминах и понятиях» имеет не-

сомненный и научный, и обучающий потенциал, благодаря которому он станет «надежной опорой для всех, кто <...> входит в эту активно развивающуюся науку» (с. 8). Он, безусловно, будет полезен как тем, кто только открывает для себя проблемное поле науки - бакалаврам, магистрантам, аспирантам, так и специалистам, имеющим богатый исследовательский опыт в сфере лингвистики медиа, изучения языковых аспектов медийного бытия, медийной биографии человека, специалистам, в профессиональную компетенцию которых входят знания о медиа, обществе, человеке, культуре и языке.

Приложение

1 Здесь и далее книга «Медиалингвистика в терминах и понятиях» под редакцией Л.Р. Дускаевой цитируется с указанием страницы цитаты в тексте в круглых скобках по изданию: Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник / под ред. Л.Р.Дускаевой. М.: Флинта: Наука, 2018.

2 Вартанова Е.Л. «Человек медийный» - новая ступень эволюции или приложение к гад-жету? // Наука и жизнь. 2015. Дек., 3. Режим доступа: https://www.nkj.ru/open/27523 (дата обращения: 09.06.2016).

Библиография

Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. М.: Флинта: Наука, 2008.

Добросклонская Т.Г. Теория и методы медиалингвистики: на материале английского языка: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2000.

Дускаева Л.Р. (а) Медиалингвистика в России: лингвопраксиологическая доминанта // Медиалингвистика. 2014. № 1 (4). С. 5-15.

Дускаева Л.Р. Медиалингвистика в России: становление структуры и векторы развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2018. № 6. С. 48-74.

Дускаева Л.Р. (б) Российская медиалингвистика в луче праксикологии // Ученые ведомости БелГУ. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. № 6 (177). Вып. 21. С. 152-156.

Цветова Н.С. Эстетика медиаречи: к вопросу о лингвостил истическом статусе проблемы // Верхневолжск. филол. вестн. 2016. № 4. С. 134-139.

Шмелева Т.В. Медиалингвистика как медийное речеведение // Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. ст. / отв. ред. Л.Р. Дускаева, Н.С. Цветова. СПб: Изд-во СПбГУ, 2012. С. 56-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.