Научная статья на тему 'Лингвистический статус ассоциативной реакции'

Лингвистический статус ассоциативной реакции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
222
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АSSOCIATIVE EXPERIMENTS WITH THE MULTIPLE RESPONSE / REACTIONS AS SENTENCES / UTTERANCES / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ НА МНОЖЕСТВЕННУЮ РЕАКЦИЮ / РЕАКЦИИ КАК ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ / РЕАКЦИИ КАК ПРЕДЛОЖЕНИЯ / ВЫСКАЗЫВАНИЯ / REACTIONS AS LEXICAL UNITS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Миронова Наталия Изяславовна

Реакции ассоциативного поля, полученные в экспериментах и на единичную, и на множественную реакцию, можно анализировать не только как лексические единицы, но и как предложения / высказывания, которые они образуют самостоятельно или вместе со словом-стимулом в зависимости от того, какой объект (действие и т.п.) находится в фокусе внимания респондента в момент порождения реакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguistic status of associative reaction

Associative reactions obtained in the experiments with a single or multiple response can be analyzed not only as lexical units, but also as sentences / utterances that they form their own or together with the word-stimulus, depending on what kind of object (action, etc.) is in the focus of attention of the respondent at the time of generation of the reaction.

Текст научной работы на тему «Лингвистический статус ассоциативной реакции»

УДК 81.33

Н.И. Миронова

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СТАТУС АССОЦИАТИВНОЙ РЕАКЦИИ

Реакции ассоциативного поля, полученные в экспериментах и на единичную, и на множественную реакцию, можно анализировать не только как лексические единицы, но и как предложения / высказывания, которые они образуют самостоятельно или вместе со словом-стимулом в зависимости от того, какой объект (действие и т.п.) находится в фокусе внимания респондента в момент порождения реакции.

Ключевые слова: ассоциативный эксперимент на множественную реакцию, реакции как лексические единицы, реакции как предложения / высказывания.

Nataliya I. Mironova

LINGUISTIC STATUS OF ASSOCIATIVE REACTION

Associative reactions obtained in the experiments with a single or multiple response can be analyzed not only as lexical units, but also as sentences / utterances that they form their own or together with the word-stimulus, depending on what kind of object (action, etc.) is in the focus of attention of the respondent at the time of generation of the reaction.

Key words: аssociative experiments with the multiple response, reactions as lexical units, reactions as sentences / utterances.

Введение

В большинстве случаев реакции ассоциативного поля в экспериментах и на единичную, и на множественную реакцию анализируются на лексическом уровне. Мы хотим показать, что и анализ реакций на синтаксическом уровне возможен и дает интересные результаты. Источником примеров нам послужили ассоциативные поля, полученные в результате ассоциативного эксперимента на множественную реакцию, в рамках которого респонденты давали реакции на слова младенец, старик, собака, медведь в течение 5 минут.

Реакции ассоциативного поля как предложения/высказывания

С одной стороны, реакции ассоциативного поля можно рассматривать как слова, принадлежащие к определенной части речи. Респонденты могут давать реакции в форме любой самостоятельной части речи. Встречаются даже местоимения, личные (я, ты, он, она - реакции на стимулы младенец и старик) и притяжательные (мой - реакция на стимул младенец), а также слова категории состояния (жалко - реакции на стимулы старик и медведь); страшно (реакция на стимулы собака и медведь).

С другой стороны, реакции можно анализировать и с точки зрения их возможности образовывать предложения / высказывания. Мы можем рассматривать реакцию как определенный тип предложения, план содержания которого - это та информация, которая может быть извлечена из него любым носителем данного языка только на основе его лингвистических знаний, т.е. знаний значений слов и синтаксических конструкций. Вместе с тем мы можем рассматривать реакцию и как конкретный экземпляр предложения, т.е. как высказывание. В этом случае план содержания реакции-высказывания будет включать, помимо лингвистической, еще и экстралингвистическую информацию: знания коммуникантов о мире, о ситуации общения [Кобозева 2000: 199-200]. С таким подходом хорошо согласуется термин «предложение-высказывание», используемый в соответствии с традициями функ-

ционального синтаксиса, в рамках которого появившееся в определенной коммуникативной ситуации конкретное предложение-высказывание рассматривается как конкретная речевая реализация определенного абстрактного типа, образца [Всеволодова 2000: 195].

Объектом нашего внимания стали реакции-высказывания, связанные с действиями, состояниями и характеристиками референта слова-стимула (они образуют одноименный слот, подробнее см. [Миронова 2011]). В них представлена такая ситуация действительности, в которой присутствует лишь один участник - референт слова-стимула.

В ассоциативном поле возможны два типа реакций: в одних связь со словом-стимулом отражена в грамматической форме реакции, в других она формально не выражена и устанавливается на основе знаний о мире.

Первый тип реакций - реакции, грамматически согласованные со словом-стимулом, - мы можем рассматривать как предложения, в которых слово-стимул выступает в роли подлежащего, а реакция - в роли сказуемого (исключение составляют только реакции - действительные причастия настоящего времени, которые не образуют со словом-стимулом предложений).

В первую очередь, предикативные отношения могут быть установлены между стимулом и реакцией, выраженной личной формой глагола: [Младенец] плачет, кричит, спит; [Старик] ворчит, курит, ругается; [Собака] лает, воет, нападает; [Медведь] ревет, рычит, задрал. Подобные реакции составляют предложение вместе со словом-стимулом, стимул не надо повторять многократно, он зафиксирован на листе ответа и может быть активирован в памяти респондента в момент порождения реакции-высказывания. Предикативные отношения устанавливаются и между стимулом и реакцией-прилагательным или реакцией-существительным в разных падежных формах: [Старик] ворчливый; ворчун; умный; без зубов, с морщинами; (мой) дедушка;

сторож; [Младенец] маленький; плакса; (мой) сын; [Собака] агрессивная; животное; [Медведь] страшный; зверь.

О наличии между стимулом и реакцией предикативных отношений говорил еще А.Р. Лурия [1928]. Эта идея не осталась без внимания. Ю.Н. Караулов [Караулов 1999], подробно рассматривая отношения между стимулом и реакцией, различает собственно предикацию и предикацию в широком смысле (включающую собственно предикацию, номинацию, локацию и оценку). В истории исследования ассоциаций были и другие примеры, когда ученые рассматривали реакции не просто как слова. Например, Л.В. Сахарный [1989; 1991: 221-237] классифицировал пару «стимул - реакция» как текст-примитив, определяя подобные тексты как «текстовые структуры небольших размеров с полным (или почти полным) отсутствием привычных для нормы специальных средств связности». Автор указывал, что подобные тексты широко распространены в периферийных, с точки зрения нормы, коммуникативных ситуациях.

Второй тип реакций (в них связь со словом-стимулом формально не выражена и устанавливается на основе знаний респондента о мире) представлен теми, которые выражены конкретными и абстрактными существительными в именительном падеже и могут образовывать предложения самостоятельно (как контекстуально-свободные, так и контекстуально-связанные). Это плач, наивность, маленькие ручки (реакции на слово младенец); ворчание, ум, слезящиеся глаза (реакции на слово старик); лай, морда (реакции на слово собак); рев, когти (реакции на слово медведь).

Ассоциативные поля всех слов-стимулов содержат огромное количество реакций в форме существительных, как конкретных, так и абстрактных, они могут быть связаны с референтом слова-стимула, с его действиями, состояниями и характеристиками (плач, наивность, ребенок (младенец), ворчание, мудрость, (пожилой) человек (старик), лай, животное (собака), рев, животное, зверь (медведь); могут представлять

других субъектов - участников ситуации (мама, отец, бабушка, собака (младенец); внуки, дети, жена, кошка (старик); хозяин, дети (собака); охотники, цыгане, заяц, волк (медведь); задействованные там объекты (коляска, пеленки, распашонки, каша, молоко (младенец); палка, очки, газета, пиджак, кефир (старик); намордник, поводок, ошейник, косточка (собака); мед, малина (медведь); место, где разворачивается ситуация (комната, дом, больница (младенец и старик); дом, конура (собака); лес, берлога (медведь); события и периоды жизни референта слова-стимула (детство, лето, день рождения (младенец); война, осень, 9 мая, старость (старик); утро, вечер, лето (собака); зима (медведь); чувства и эмоции, которые испытывают к референту разные участники ситуаций, представленных в ассоциативном поле, а также респонденты (радость, счастье (младенец); жалость (старик); радость (собака); страх (медведь) и т.п.

Вопрос о том, насколько реакции-существительные способны образовывать контекстуально-независимые предложения, решается по-разному в каждом конкретном случае в зависимости от их семантических особенностей. Это убеждение разделяется многими авторами.

В Грамматике-80 [Русская грамматика 1980] оговаривается, что слова разных лексических значений входят в номинативные предложения при разных условиях. Только существительные, называющие состояния внешней среды, периода времени, стихийного явления, события могут образовывать номинативные предложения в контекстно не обусловленной, относительно независимой позиции и в нераспространенном виде.

На наличие ограничений в способности существительных образовывать предложения указывает и Я.Г. Тестелец [2001: 252-253]. Он отмечает, что «при определенных условиях именные группы (ИГ) могут выступать в роли полных высказываний»; такие ИГ обычно считают номинативными предложениями. Они могут обозначать явления природы или состояния окружающей среды (Тишина; Гром; То свет, то тьма);

обобщающие суждения (Всюду жизнь) и т.п. Автор подчеркивает, что «номинативные предложения в русском языке можно рассматривать как бытийные с опущенной локативной частью: (Кругом) Тишина». Доказательством этого может служить тот факт, что номинативные предложения обладают парадигмой, характерной для бытийных: а. Тишина; б. Была тишина; в. Была бы тишина; г. Пусть будет тишина!; ср. отрицательные и вопросительные формы д. Нет тишины; е. Есть (была) тишина? при неграмматичности ж. * Тишина ли? и т.п. В таких предложениях невозможна ненулевая связка ЕСТЬ без отрицания з. ? Есть тишина), что характерно для бытийных предложений «с событийным, качественным или оценочным значением» [Арутюнова, Ширяев 1983: 86]. ИГ не может быть носителем грамматических признаков наклонения и времени, поскольку «не обладает соответствующими синтаксическими категориями». Носителем предикативных признаков выступает «предложение в целом и глагол -связка БЫТЬ, который в конструкции, выражающей настоящее время индикатива, присутствует только в виде нулевой единицы» [Тестелец 2001: 253]. Особенности бытийных предложений в русском языке подробно рассматриваются в [Арутюнова 2002, 1997; Арутюнова, Ширяев 1983; Борщев, Парти 2002; Апресян 1985; Падучева 1992, 1997]; (см. также [Шатуновский 1996: 146-147]).

Н.С. Валгина и О.Б. Сиротинина, в свою очередь, подчеркивают тот факт, что «в формировании номинативных предложений основную роль играет семантическая природа имени» [Сиротинина 1980: 81-82]. Это должны быть слова, называющие явления и предметы, поддающиеся наглядно-чувственному восприятию, поэтому такие слова, как студенчество, отклонение, типаж и т.п. не могут приобретать функцию предложений. Разногласия в понимании номинативных предложений, с точки зрения О.Б. Сиротининой [Там же: 83], связаны с их особой природой - с формальной омонимией в них предложения и слова, с имплицит-ностью выражения предикативности.

Подробную классификацию существительных можно найти, например, у М.В.Всеволодовой [2000: 47-50]. Все существительные традиционно подразделяют на три разряда: предметные имена, событийные (пропозитивные) имена, признаковые имена.

Предметные имена называют конкретный предмет или класс предметов, материальную субстанцию. Это а) предметы, в том числе одушевленные предметы: лица

- названия одного или множества лиц (брат / братья) или совокупности лиц (детвора, семья) - и зоонимы; а также неодушевленные предметы: природные предметы (море, дерево, рука), предметы человеческой деятельности (страна, стол, опера), вещества, субстанции (вода, воздух, хлеб)

Событийные (пропозитивные) имена называют события, процессы, явления, действия, состояния: война, урок, развитие, затмение, приезд, болезнь, растерянность; это также названия частей суток и времен года: утро, день, зима, весна; возрастных периодов: детство, старость; дней недели и месяцев: среда, май и др.

Разряд признаковых имен, по словам М.В. Всеволодовой [Там же: 49], достаточно сложен и еще мало описан. Кроме названий качеств - деадъективов типа красота, смелость, талант, ум и т.п. - сюда относятся и другие подклассы. Это а) названия признаков: качественных (жанр, сорт, вид) и количественных, т.е. параметров (размер, температура, длина, мощность); б) названия параметрических единиц: временных (секунда, день, сутки, год, век) и их определенных качеств (столетие, десятидневка); пространственных (метр, километр, фут, аршин); других единиц (эрг, бар, люкс, герц и под.), кроме денежных единиц, выступающих в опредмеченном виде, ср.: Этот рубль

- старый; в) названия сфер человеческой деятельности (искусство, наука, авиация) и их конкретных отраслей (музыка, кино, математика, физика); г) названия абстрактных понятий: философских категорий (время, пространство, причина, качество) и их более конкретных проявлений (момент, пора,

результат, центр, число, признак); разного рода качественных характеристик действий, предметов и явлений (метод, технология, способ, система, структура); гносеологических понятий (закон (природы), понятие, смысл, значение, идея, теория).

Личные имена (антропонимы), зоони-мы и предметные имена - это конкретные имена; а событийные и признаковые имена относятся к абстрактным именам. Хотя подразделение имен на конкретные и абстрактные общепризнанно, Л.О. Чернейко [Чернейко 1997], рассматривая категории конкретности - абстрактности как шкалу, отмечает и разную степень абстрактности предметных имен. С ее точки зрения, слова водоем, растение более абстрактны, чем слова река, озеро, пруд или дерево, куст, цветок.

В ассоциативном поле можно встретить все разряды предметных и событийных имен. Признаковые имена также встречаются, в том числе и параметрические единицы (например, 70 лет - реакция на стимул старик; 1 год, 3 килограмма - реакции на стимул младенец); исключение составляют только слова из разряда, который у М.В.Всеволодовой назван «Другие единицы».

Традиционно считается, что способностью образовывать предложения (контекстно-независимые высказывания) обладают прежде всего событийные имена [Арутюнова 2002; Всеволодова 2000, Русская грамматика 1980]. Что касается предметных имен, то подобной способностью обладают далеко не все, и еще больше ограничений накладывается в этом смысле на признаковые имена.

Так, анализируя синтаксический потенциал семантических разрядов существительных, М.В. Всеволодова [2000: 50-51] отмечает, что наиболее легко способны самостоятельно образовать предложение событийные имена, часто средствами только просодическими: Зима. Пожар! Вечер.

Предметные имена образуют предложения в определенных условиях, например, в начале текста (так называемые «фоновые» предложения): Улица. Фонарь. Аптека; в

ремарках пьес: Небольшая комната. Стол, диван, два стула или при выражении события, ясного из ситуации: Кошелек! Данное предложение может иметь отношение ко множеству ситуаций, например: Я нашел или потерял кошелек; Дай мне кошелек - и этот список примеров Н.Д. Арутюновой мы можем легко продолжить: Возьми с собой кошелек; Вы уронили кошелек; Вы забыли кошелек и др.

Признаковые имена обычно выступают в роли самостоятельного предложения в сочетании с именем носителя признака (Высота горы удивляет; Настало время уезжать) или конкретизатора признака (Огромная высота! Было трудное время), как и происходит в наших реакциях (ср. 70 лет, 3 килограмма).

М.В. Всеволодова отмечает одно очень важное (в том числе и для анализа ассоциативных реакций) свойство признаковых имен: выступая без определений, они имплицитно содержат указание на степень признака: У ребенка температура (=высо-кая); Нам нужно качество (=хорошее), а не количество (=большое).

Н.Д. Арутюнова отмечает еще один значимый факт [Арутюнова 2002: 74-80]: разные семантические категории событийных имен в разной степени пригодны к использованию в роли контекстуально автономного высказывания. Наиболее естественно образуют высказывание существительные, значение которых непосредственно связано с понятием времени, так называемые темпоральные существительные: Утро; Полдень; Время обеда; Пора созревания плодов; за некоторыми словами прочно закрепилась предикативная функция (время, пора). Для превращения такого существительного в высказывание достаточно лишь интонации сообщения. Предложения данного типа обладают системой модально-временных форм, образованных непосредственным присоединением глагола быть. Ср. Был бы май; Была бы полночь; вспомогательный глагол выражает только категории времени и наклонения. Темпоральные имена могут и занимать позицию придаточного предложе-

ния, подчиняясь напрямую союзу или союзному слову: Когда май, все цветет.

Легко переходят в предложения со-нантные существительные, обозначающие звуковые эффекты, поскольку звуки также характеризуются временным параметром: Пение; Гам; Трели соловья; Третий звонок; Смех. Такие существительные образуют одночленные предложения даже в тех случаях, когда они произведены от глаголов. Субстантивное предложение Третий звонок, по словам автора, употребляется не реже, чем предложение Зазвонили в третий раз; Дали третий звонок. Одинаково распространены и члены таких пар предложений, как Галдят и Галдеж; Шумят и Шум; Трещит и Треск. Предложения этого разряда также обладают системой временных, видовых и модальных форм. Ср. Был шум; Была бы тишина. Они могут входить в прямой контекст с союзами. Ср. Трудно работать, когда шум. Аналогично ведут себя и существительные со значением световых эффектов: Солнце; Было солнце; Да будет солнце! Хорошо, когда солнце.

Склонностью к преобразованию в предложение обладают и событийные существительные, обозначающие безличные, неопределенно-личные, социальные, личные и психологические события, ситуации, явления, происшествия, процессы, поступки и пр.: Беда; Крах; Ветер; Дождь; Пожар; Голод; Паника; Давка; Суматоха; Война; Карнавал; Собрание; Бесконечные дискуссии; Заседание; Суд; Суета; Беготня; Погрузка; Танцы и др. Эти имена также имеют модально-временную и фазовую парадигму и могут занимать место придаточного предложения: Когда мигрень, не до смеха; Когда давка, лучше в автобус не садиться.

Что касается способности предметных имен образовывать предложения, Н.Д. Арутюнова отмечает [Там же: 76]: «чем более предметно значение существительного, тем затруднительней для него непосредственное включение в систему форм предложения». Из существительных конкретной семантики свободно образуют «фоновые» обстоятельственные предложения только те, кото-

рые относятся к разряду пространственных имен: Море; Горы; Пустыня; Ледяные поля.

Собственно предметные существительные, по мнению Н.Д. Арутюновой, могут образовывать назывные предложения классифицирующего типа. Ср. Что у тебя в руке? - Молоток (= тот предмет, который я держу в руке, есть молоток). Такие предложения не отличаются контекстуальной независимостью, обычно контекстуально связаны (ср. с высказыванием М.В. Всеволодовой о том, что такие существительные могут образовывать предложения только в определенных условиях). Если высказывания, образованные темпоральными, сонантными и связанными со световыми эффектами существительными типа Полдень; Смех; Солнце, а также такими событийными существительными, как Дождь, понятны и вне контекста, то предложения Молоток; Кошелек вне связи с конситуацией будут непонятны. Конкретные существительные не подчиняются напрямую союзу. Глагол быть в соединении с ними указывает на наличие предмета. Поэтому в предложения, образованные на основе конкретной лексики, естественно входят обстоятельства места, ср. Здесь был (имелся, находился, лежал) молоток. При этом в сочетаниях с событийной лексикой замена глагола быть глаголами местопребывания невозможна, ср. Был (но не находился, имелся, пребывал) ветер. Появление быть при конкретно-предметных именах почти всегда сопровождается локальной детерминацией: Здесь была бутылка молока.

Что касается абстрактных имен, то далеко не все они могут стать предложением, получить пропозитивное значение [Арутюнова 2002: 78-80, 93-94]. Обычно не получают пропозитивного значения имена, указывающие на физические параметры предмета (форма, размер, величина, вес, рост, длина, высота и т.д.). Далеки от пропозитивной семантики абстрактные термины типа функция, условие, причина, количество, качество, число, признак и пр. Подобные имена обозначают широкие классы понятий и не соотносимы с предикатами. Не могут сформировать предложение обозначения элемен-

тов психической деятельности человека, названия элементов психической жизни человека - эмоциональных состояний и переживаний, настроений, ощущений, желаний и пр., например, совесть, ум, рассудок, чувство, настроение, воля и пр. Такие имена уже не воспринимаются как произведенные от предикатов, их функция - обозначение «предметов» психического мира. Причину автор видит в том, что все эти категории абстрактных имен уже не связаны «живыми» отношениями с предикатами предложения, а пропозитивная семантика может присутствовать только у синтаксических дериватов предложения, связанных с предикатом.

Принадлежность к ассоциативному полю, конечно, накладывает свой отпечаток на форму реакций. Если одни из них безоговорочно можно отнести к предложениям (высказываниям), то другие можно рассматривать как неполные высказывания, причина появления которых - активное участие конситуации в процессе порождения и понимания высказывания, что сближает ситуацию ассоциативного эксперимента и спонтанной речи.

Ассоциативный эксперимент разворачивается в определенной коммуникативной ситуации. Реакции-высказывания имеют некоторые черты разговорной речи, прежде всего, это неподготовленность и отсутствие редактирования. Но есть и еще одно важное сходство. Как известно, в разговорной речи «полноправным участником акта коммуникации является конситуация», которая «вплавляется» в речь. «Многие элементы коммуникации не имеют вербального выражения, так как они даны в конситуации» [Русская разговорная речь 1981: 25-26]. Это справедливо и для ассоциативного эксперимента. Элементом конситуации здесь является слово-стимул, известное экспериментатору и испытуемому и зафиксированное им на листе ответа. Нет необходимости повторять его в каждой реакции, и реакции нельзя рассматривать отдельно от слова-стимула.

В качестве иллюстрации роли конси-туации можно привести и инфинитивные реакции. В наших примерах на основе зна-

ний о мире четко можно определить, какие реакции-инфинитивы имеют отношение к действиям и состояниям референта слова-стимула, а какие - к действиям и состояниям других участников ситуации. Круг лиц, которые обычно осуществляют, должны осуществлять (или желательно, чтобы осуществляли) некоторые действия в отношении референта слова-стимула, составляют участники связанных с ним типичных ситуаций. Так, купать, кормить (младенца), гулять с ним, очевидно, будут или должны родители, или мама, или папа, или бабушка, или дедушка (в любых сочетаниях); уступать место в транспорте старику должны все, в первую очередь, респонденты -школьники и студенты, мыть лапы собаке, кормить ее и выгуливать должен хозяин или кто-то из членов семьи, которая ее держит, а выслеживать медведя и охотиться на него должны, например, охотники. Показательно, что инфинитив - лишь один из способов выражения определенного смысла, поскольку в ассоциативном поле мы можем встретить реакции плакать, плачет, плач; лаять, лает, лай; кричать, кричит, крик и т.п.

На неполноту как характерное для синтаксиса разговорной речи явление указывают все исследователи, ср. [Лаптева 1974; Сиро-тинина 1980, 2003]; неполные предложения считаются там нормой и составляют более половины всех предикативных единиц [Си-ротинина 2003: 192-194]. К таким предложениям относятся конситуативно-неполные предложения (- На, пробуй. - Квас? - Квас). Неполнота, доходящая до предела, проявляется в тех случаях, когда конситуация позволяет понять такое высказывание только в самом общем смысле, а дополнение конструкции не может быть произведено однозначно (Сдает хорошо. Потому что я уж его не впрягаю в домашние дела. Тут уж я сама. И с утра до вечера). К этой же группе автор относит так называемые «структурно незавершенные высказывания» (Идти к ним как-то... = неловко, неудобно).

Рассматривая предикативные конструкции, выполняющие в языке коммуникативную функцию, автор подчеркивает по-

вышенную роль слова в разговорной речи, которую оно приобретает благодаря возможности выступать в качестве коммуникативной единицы (Какая-то неделя была, хорошая погода, да-а?). Самостоятельность слова объясняется тем, что в свободной речевой ситуации используют «прагматический способ речеговорения». Использование слова в качестве коммуникативной единицы позволяет конденсировать смысл высказывания, углубить его семантику.

О.Б. Сиротинина [1980: 93-95] признает существование в разговорной речи, помимо предложений, других коммуникативных единиц - так называемых коммуникатов. К таким информативным единицам (так называемым «релятивам») относятся заместители предложения (Ты возьмешь меня с собой? - Хорошо), эмоциональные отклики (междометия и вокативы типа: Треплев (умоляюще и с упреком): Мама!), поведенческие единицы (Спасибо; Пожалуйста; Здравствуйте), различные назывные единицы (Война и мир; МГУ), указательные предложения (Вот мельница), именительный представления (Знакомьтесь: Иван Иванович), именительный темы (Долина роз! Самые эти слова меня волновали (Паустовский)), а также вводные единицы и обращения. В отличие от предложения все информативные единицы специализированы по функциям и являются не основными, а добавочными коммуникативными единицами, которые не могут выступать самостоятельно и в процессе общения опираются на контекст и ситуацию. Коммуникаты выработаны языком как более экономные, более краткие и более эмоциональные формы выражения. В таком специфическом лингвистическом материале, как ассоциативное поле, мы также можем предположить существование особых коммуникативных единиц.

В качестве еще одной причины появления неполных конструкций в ассоциативном поле можно рассматривать и задачу, поставленную перед респондентами (дать реакции на слово-стимул), и ограниченность во времени, вследствие чего редактирование отсутствует или сведено до минимума. О

влиянии этого фактора можно говорить, поскольку сама официальная, хотя и привычная, обстановка эксперимента и преподаватель в роли экспериментатора создают у респондентов (студентов и школьников) атмосферу выполнения задания и могут сформировать соответствующую установку - выполнить задание как можно лучше, т.е., в представлении респондента-учащегося, успеть написать как можно больше реакций.

Можно отметить и другие черты сходства разговорной речи и ассоциативных реакций. Так, исследователи отмечают, что разговорная речь отличается обилием односоставных конструкций, составляющих 37% от общего количества предикативных единиц [Там же: 188].

Заключение

Итак, абсолютное большинство реакций ассоциативного поля мы можем рассматривать как предложения / высказывания. Реакции на стимул младенец типа плачет, кричит, пищит, невинный, плакса можно рассматривать как предложения [Младенец] плачет (кричит, пищит, невинный, плакса); реакции на стимул старик типа ворчит, спит, крикливый, бедняк - как предложения [Старик] ворчит (спит, крикливый, бедняк). А реакции на стимул младенец типа плач, крик, писк, невинность и на стимул старик типа сон, крик, бедность - соответственно, как предложения Плач (крик, писк, невинность) [младенца] и Сон (крик, бедность) [старика].

Традиционно не считаются предложениями инфинитивы и действительные причастия настоящего времени. В наших примерах подобных реакций очень мало (например, инфинитивы и причастия составляют менее 2% от общего количества реакций и 5.9% от количества реакций, связанных с действиями, состояниями и характеристиками референта слова-стимула). Не формируют предложение и некоторые разряды существительных, например, названия элементов психической жизни человека (ум). Такие существительные, воспринимаемые как «предметы» психического мира [Арутюнова 2002], т.е. как своего рода

предметные имена, не могут образовывать контекстуально-независимые предложения, но, как любые предметные имена, могут формировать контекстуально-связанные предложения, как и происходит в случае ассоциативного эксперимента на множественную реакцию.

Реакции, традиционно не рассматриваемые как предложения, следует, как нам кажется, трактовать как высказывания, в которых вербализован, вынесен на поверхностный уровень не конечный, а один из промежуточных этапов порождения речи. Такую возможность нам дает в том числе и сходство ассоциативных реакций со спонтанной речью, отмеченное нами выше. Но даже не вполне завершенная экстериори-зированная форма высказывания позволяет ему выполнить его основную функцию - в конситуации слова-стимула и других реакций ассоциативного поля донести до адресата нужную информацию. С этой точки зрения реакции плакать, кричащий и подобные им представляют действия или качества, которые респондент не успел (в силу ограниченности времени) или не счел нужным «привязать» к референту слова-стимула, к действительности (как было бы в случае плачет, кричит). Тем не менее мы легко восстанавливаем из контекста недостающую информацию.

Рассматривать все реакции как предложения / высказывания, но экстериоризован-ные на разной стадии готовности, позволя-

ют нам и сходные механизмы, действующие и при порождении текста, и при порождении ассоциативного поля. Этот факт доказывается тем, что участники ассоциативного эксперимента часто переходят от ассоциаций-слов к ассоциациям-развернутым предложениям и обратно. В качестве примеров приведены реакции студенток 19-20 лет.

Реакции на слово младенец: Маленький, крошечный, нежный, малыш, голенький, без зубов, симпатяга, смотрит на мир беззлобно, хочет кушать все время, нужно много внимания и ухода, приносит радость родителям, но много хлопот и забот, растет быстро, спит в кроватке с игрушками, хочется оберегать его от несчастий, помогать ему. Многие хотят иметь младенцев, а некоторые их терпеть не могут. Мужчины к ним безразличны.

Реакции на слово старик: Борода, горб, серые глаза, палка, молоко, мед, губы, доброта, его жалко, кресло, огонь, старушка, время, очки, улыбка, дать понять, услышать, он много работал, прошел войну, в молодости был очень красивым, деревня, скамейка, вишни, внуки, сумерки.

Подход к реакциям ассоциативного поля как высказываниям позволяет нам анализировать действие когнитивной категории выделенности в реакции, определять, что находится в фокусе внимания респондента в момент порождения реакции-высказывания: референт слова-стимула (Младенец плачет) или другой объект, некоторое действие, состояние и т.п. (Плач младенца).

Литература

Арутюнова Н.Д. Бытийные предложения / Ю.Н. Караулов // Русский язык: энциклопедия. - М.: Дрофа, 1997. - С. 57-59.

Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл (логико-семантические проблемы). - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 384 с.

Арутюнова Н.Д., Ширяев Е.Н. Русское предложение. Бытийный тип. - М.: Русский язык, 1983. - 198 с.

Борщев В.Б., Парти Б.Х. О семантике бытийных предложений / В.А. Успенский, Е.В. Рахилина // Семиотика и информатика. - М.: ВИНИТИ, 2002. - Вып. 37. - С. 59-77.

Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса: Фрагмент прикладной (педагогической) модели языка : учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - 502 с.

Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. - М.: ИРЯ РАН,

1999. - 180 с.

Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: учебное пособие. - М.: Эдиториал УРСС,

2000. - 352 с.

Лаптева О.А. Устно-разговорная разновидность современного русского литературного языка и другие его компоненты (статья вторая) // Вопросы стилистики. - Саратов, 1974.

- Вып. 8. - С. 21-42.

Лурия А.Р. Экспериментальное исследование речевых реакций ребенка / А.Р. Лурия // Речь и интеллект в развитии ребенка : Тр. психологической лаборатории Академии коммунистического воспитания: в 2 т. - М., 1928. - Т. I. - С. 11-45.

Миронова Н.И. Ассоциативный эксперимент: методы анализа данных и анализ на основе универсальной схемы // Вопросы психолингвистики. - 2011. - №14 (2). - С. 108-119.

Падучева Е.В. О семантическом подходе к синтаксису и генитивном субъекте глагола БЫТЬ // Russian linguistics. - 1992. - № 16. - С. 53-63.

Падучева Е.В. Родительный субъекта в отрицательном предложении: синтаксис или семантика? // Вопросы языкознания. - 1997. - № 2. - С. 101-116.

Русская грамматика. Т. 2. Синтаксис / Н.Ю. Шведова. - М.: Наука. - 709 с. Русская разговорная речь: Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис / Е.А. Земская, М.В. Китайгородская, Е.Н. Ширяев. - М.: Наука, 1981. - С.25-31.

Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: курс лекций. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. -

180 с.

Сахарный Л.В. Тексты - примитивы и закономерности их порождения / Е.С. Кубрякова // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. - М.: Наука, 1991. - С. 221-237.

Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка: учебн. пособие для филологических специальностей университетов. - М.: Высшая школа, 1980. - 141 с.

Сиротинина О.Б. Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка. Лексика. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 256 с.

Тестелец Я.Г. Введение в общий синтаксис. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001.

- 800 с.

Чернейко Л.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. - М.: МГУ, 1997. -

320 с.

Шатуновский И.Б. Семантика предложения и нереферентные слова (значение, коммуникативная перспектива, прагматика). - М.: Языки русской культуры, 1996. - 400 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.