Научная статья на тему 'Модель ассоциативного реагирования, сферы референции стимулов и картина мира'

Модель ассоциативного реагирования, сферы референции стимулов и картина мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
233
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ КЛАСС / СФЕРА РЕФЕРЕНЦИИ / КАРТИНА МИРА / ASSOCIATIVE AREA / SEMANTIC CLASS / REFERENTIAL AREA / THE PICTURE OF THE WORLD. REFERENCES ACCESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гольдин Валентин Евсеевич, Сдобнова Алевтина Петровна

Авторы статьи утверждают, что в ассоциативных полях стимулов, относящихся к одному и тому же семантическому классу, обнаруживаются единые для данных классов сочетания сфер референции. Устойчивые комплексы сфер референции авторы интерпретируют как модели реагирования и связывают с ними строение языковой картины мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of associative responding, referential areas of stimuli and the picture of the world

The authors of the article claim that associative areas of those stimuli that belong to the same semantic class exhibit unitary combinations of referential areas of these classes. Persistent complexes of referential areas are interpreted by the authors as responding models which are connected to the configuration of the picture of the world.

Текст научной работы на тему «Модель ассоциативного реагирования, сферы референции стимулов и картина мира»

УДК 81'23

модель ассоциативного реагирования, сферы референции стимулов и картина мира

гольдин валентин Евсеевич, проф. Саратовского национального исследовательского государственного

университета имени Н.Г. Чернышевского, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83 e-mail: [email protected]

сдобнова Алевтина петровна,

доц. Саратовского национального исследовательского государственного

университета имени Н.Г. Чернышевского, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83 e-mail: [email protected]

Авторы статьи утверждают, что в ассоциативных полях стимулов, относящихся к одному и тому же семантическому классу, обнаруживаются единые для данных классов сочетания сфер референции. Устойчивые комплексы сфер референции авторы интерпретируют как модели реагирования и связывают с ними строение языковой картины мира.

ключевые слова: ассоциативное поле, семантический класс, сфера референции, картина мира.

В основе исследования лежит положение о том, что ассоциативно-вербальная сеть, рассматриваемая как «овнешнение» (Е. Ф. Тарасов) языкового сознания, обладает не только свойством глобальной связанности, обеспечивающим при необходимости переход от каждого из узлов сети к другим ее узлам, но и некоторыми видами внутренней группировки единиц, что ведет к сочетанию универсальных моделей и процедур обработки словесного материала сети со специальными моделями и процедурами, ориентированными на отдельные функциональные блоки в ее составе.

В свободном ассоциативном эксперименте внутренняя структурированность сети проявляется, в частности, в том, что реагирование на слова-стимулы, входящие в один блок, совершается в основном по общей для всех членов блока модели и системно отличается от реагирования на слова-стимулы других блоков. Например, известно, что характер реагирования на словесные стимулы зависит прежде всего от того, могут ли предъявляемые стимулы восприниматься испытуемыми как целые высказывания, задающие тему коммуникации, или для выявления своей связи с высказыванием требуют определенной трансформации, достройки, поэтому ассоциативные поля стимулов-существительных, предъявляемых испытуемым в начальной форме (они могут восприниматься как номинативные предложения и вводить тему коммуникации), существенно отличаются от ассоциативных полей стимулов, представленных словами других частей речи или стимулами-существительными в косвенной форме. При этом стимулы-существительные в начальной форме при достаточном количестве испытуемых дают в сравнении с другими стимулами наи-

вопросы психолингвистики

большее разнообразие типов реакций, и их ассоциативные поля наиболее разносторонне представляют соответствующие фрагменты действительности.

Однако и стимулы-существительные разных семантических классов ведут себя в ассоциативном эксперименте неодинаково. По-разному, например, строятся ассоциативные поля существительных, именующих лиц (мальчик, человек и под.), и существительных, характеризующих лиц (весельчак, негодяй и под.). При этом опыт анализа ассоциативных полей стимулов разных классов подтверждает существование моделей реагирования в основном единых для каждого класса. Так, Е. Г. Трещева в результате изучения ассоциативных полей имен ситуаций-событий заключает, что оно «позволяет, с одной стороны, выявить отличия АП (ассоциативных полей - В.Г, А.С.) имен ситуаций-событий от АП стимулов других типов и, с другой стороны, выделить группы внутри класса событийных имен» [Трещева 2012: 20].

Учитывая факты этого рода, приходится решать, следует ли при анализе моделей ассоциативного реагирования опираться на какие-либо из уже существующих детально разработанных семантических классификаций имен или имеет смысл начинать с самого общего их разделения и пытаться устанавливать частные классы на самом ассоциативном материале, по обнаруживаемым в нем моделям реагирования. Второе решение представляется предпочтительным, тем более что известные варианты семантических классификаций существенно различаются своими целями, основаниями и степенью подробности, что затрудняет их использование в качестве опорной понятийной системы (ср., например, семантическую классификацию лексики, используемую И. Б. Шатуновским [Шатуновский 1996], и классификацию, принятую в Национальном корпусе русского языка).

Задача установления соответствия между отраженными в строении ассоциативных полей направлениями реагирования и семантическими классами слов-стимулов, с одной стороны, сходна с конструированием «семантических геш-тальтов» этих полей [Караулов 2000; Караулов 2015], поскольку она решается группировкой реакций и созданием обобщающей модели; с другой же стороны, ее решение направлено не на выявление семантической специфики тех или иных полей, а, напротив, на отвлечение от их индивидуальных характеристик, на обнаружение моделей реагирования, общих для семантического класса стимулов, и в этом смысле она имеет противоположную направленность.

Гораздо ближе наше понимание модели ассоциативного реагирования к концепции ассоциативных схем, представленной в ряде работ Н. И. Мироновой [Миронова 2008; Миронова 2014]. В качестве примера ассоциативной схемы автором приводится построенная на материале реакций на стимулы старик, младенец, собака, медведь универсальная схема для ассоциативных полей стимулов, представляющих одушевленный объект:

«1. Возможные референты слова-стимула.

2. Действия, состояния и характеристики референта слова-стимула.

3. Другие субъекты - участники ситуации.

4. Действия, состояния и характеристики других субъектов - участников ситуации.

5. Объекты - участники ситуации.

6. Место ситуации.

7. События жизни референта слова-стимула и периоды времени.

8. Чувства и эмоции» [Миронова 2014].

Как можно видеть, многие слоты данной схемы могут относиться не только к стимулам группы «одушевленный объект», но и к стимулам других семантических групп. Это свидетельствует о том, что разнообразие ассоциативных связей не беспредельно, что отношения между единицами ассоциативно-вербальной сети в значительной мере универсальны и что поэтому актуальной является задача выявления общих моделей реагирования на стимулы, относящиеся к семантическим группам и классам разного типа и разных уровней обобщения.

Для семантического класса предметных имен существительных, выступающих в роли стимулов в свободном ассоциативном эксперименте, возможное решение данной задачи было предложено в работе [Гольдин 2010], где раскрывалась и итеративная процедура обнаружения модели. Суть этой процедуры - в поэтапном уточнении и обобщении сфер (зон) референции, выявляемых на материале ассоциативных полей стимулов одного класса, и представлении этих сфер в том виде, какой наиболее соответствует семантическому классу предметных существительных как целому. Например, ассоциативные пары типа девочка « в школе, бочка « огород, бабушка « деревня, деньги « банк, бегемот « болото, тигр « в клетке, тигр « зоопарк, тигр « цирк, грабитель « тюрьма, лошадь « конюшня и под. послужили основанием для выделения обобщенного референциального отношения «предмет и его место», а пары типа тигр « охотник, газета « журналист, гора « альпинист, велосипед « гонщик, деньги « богач, телега « извозчик и под. - референциального отношения «предмет и функционально связанное с ним лицо».

При выявлении общей структуры ассоциативных полей стимулов класса предметных существительных и построении соответствующей модели принципиальным является, с нашей точки зрения, толкование сферы референции стимула как устанавливающегося в сознании испытуемых отношения между предметом (его вводит стимул)и теми элементами, свойствами, состояниями реального или воображаемого мира, которые задаются реакцией. Понимаемые таким образом сферы референции являются в семантическом плане двучленными, поэтому, например, сферу референции ассоциативной пары корабль « штурвал образует не элемент «штурвал», а двучлен «корабль, штурвал», которому соответствует референциаль-ное отношение «предмет и его часть». Двучленностью сфер референции обусловлены содержание и форма представления референциальных отношений: «предмет и его место», «предмет и его часть или материал, из которого предмет состоит», «предмет и сопутствующие ему предметы», «предмет и функционально связанное с ним лицо», «предмет и связанные с ним чувство, состояние лица» и т.п. Референ-циальное отношение при такой интерпретации сфер референции - это отношение между компонентами сферы референции.

Референциальные отношения предстают в конструируемой модели чрезвычайно обобщенными. Мы ни в коем случае не хотим сказать, будто для испытуемых в процессе свободного ассоциативного эксперимента вся сложность содержания предметного имени, всё составляющее живого слова с его образностью, личностным смыслом, чувственной тканью оказывается несущественным, не играющим

никакой роли. По крайней мере часть из этих сторон содержания слова хорошо прослеживается семантическим анализом ассоциативных полей, рассматриваемых по отдельности, в том числе методом построения их «семантических гештальтов», однако общая модель ассоциативного реагирования на слова-стимулы рассматриваемого семантического класса именно в силу своей обобщенности не удерживает каких-либо компонентов помимо референциальных отношений.

Анализ, выполненный по материалам РАС и АСШС, показал, что устойчиво реализуемая ассоциациями общая для предметных существительных модель их связей в языковом сознании включает четыре обязательных блока отношений, каждое из которых имеет разнообразные формы проявления.

Блок А образуется отношением предмета, вводимого словом-стимулом (далее обозначается как к ситуациям, компонентом которых N является в сознании испытуемых, или к другим, кроме N компонентам этих ситуаций. Данное отношение воплощают:

- реакции-номинации ситуаций и/или обозначения ситуаций другими способами (например, молоток « аукцион, работа, забил гвоздь; заяц « охота; памятник « экскурсия и под.);

- реакции-наименования предметов (в том числе живых существ), веществ, явлений, встречающихся вместе с N в той же ситуации (молоток « гвоздь, наковальня; памятник « клумба; заяц « морковка, капуста, ружьё, лиса, собака; ученик « учитель и под.);

- наименования частей предмета N и/или целого, частью которого является предмет N а также материала N (молоток « ручка; памятник « постамент; памятник « из гранита, из бронзы; заяц « уши);

- реакции, характеризующие свойства N (молоток « маленький, тяжелый, массивный, крепкий и под., памятник « новый, белый, красивый и под.; заяц « пушистый, лопоухий, быстроногий и под.);

- реакции, устанавливающие существование, действия, деятельность, состояния N (молоток « бьёт, сломался, лежит; памятник « стоит, открыт, поставлен; заяц « прыгает, бегает, скачет);

- реакции, определяющие локализацию N в пространстве и/или во времени (молоток « в квартире, мастерская, кузница; памятник « парк, площадь, сквер, мемориал; заяц « зима, в поле, клетка).

Блок Б составляют реакции, воплощающие связь N с человеком: и человек». Человек так или иначе (непосредственно или опосредованно) связан со всеми ситуациями и их компонентами, связан уже тем, что выделяет их и говорит о них, но в ассоциативных полях предметных существительных связь с человеком почти всегда получает не только опосредованное, но и прямое, явное выражение, специфицируется и потому должна быть представлена отдельным блоком реакций и референциальных отношений. Формами ее воплощения выступают:

- номинации лиц, функционально связанных с N (молоток « слесарь, памятник « скульптор, памятник « Пушкину, Лермонтов и под.; заяц « охотник);

- реакции, выделяющие использование N человеком (функции К) и его действие на N (молоток « стучать, забивать, бить, строить; памятник « людям о войне, на память, соорудить, беречь, крушить; заяц « добыча, мясо, шапка, шуба);

- отношение «предмет и связанное с ним чувство, состояние лица» (молоток « боль, по пальцу; памятник « торжественность; заяц « нежность).

Блок В образуют связи предметно-логического, классификационного характера - «предмет и его место в системе знаний». К ним относятся:

- гиперо-гипонимические отношения (молоток « инструмент; молоток « ручник; памятник « произведение; заяц « животное; заяц « беляк, русак и под.);

- связи соподчинения, номинации предметов того же уровня обобщения, что и уровень предмета N связи «несовместимости» (молоток « напильник, рубанок, топор; заяц « кролик, волк, лиса).

Блок Г определяет отношение к слову-стимулу как языковому феномену, отражает рефлексию испытуемых над словом и речью. Это отношение воплощают:

- реакции, синонимичные слову-стимулу, реакции-дублеты (бегемот « гиппопотам; врач « доктор, лекарь; заяц « косой);

- реакции-толкования значения слова-стимула (молоток « инструмент для забивания; стакан « предмет для питья воды; слон « африканское животное);

- метаязыковые характеристики слова-стимула (деталь « существительное);

- речевые формулы, прецедентные тексты с N (памятник « воздвиг, себе воздвиг нерукотворный; заяц « дед Мазай, Ну погоди!);

- слова или словоформы, близкие слову-стимулу по внешней форме (молоток « платок; заяц « паяц; врач « грач);

- индивидуальное имя предмета, имя собственное (памятник « Орленок, Журавли)

В ассоциативных полях слов-стимулов класса предметных существительных обычно представлены все четыре блока отношений, тогда как конкретные формы ассоциативного воплощения этих отношений зависят от особенностей отдельных групп слов в составе класса предметных имен, поэтому они могут варьироваться и не всегда регистрируются в эксперименте. Выделенные блоки референциальных отношений настолько характерны для ассоциативных полей предметных существительных, что они четко выявляются даже при относительно небольшом количестве участников эксперимента. Например, среди 102 ответов на слово-стимул лопата (РАС) находим реакции блока А:

• работа (ситуация),

• клад, земля, картошка, конь, лошадь, яма (встречаются вместе с К),

• черенок, без рукоятки (части целого),

• совковая, деревянная, тяжелая, железная... (свойства К),

• была, стоит, лежит, сломалась... (существование, состояние),

• огород, в саду... (локализация);

• реакции блока Б:

• солдат, стройбат, народ... (лица, связанные с К),

• для копания, копать, работать... (функция К);

• реакции блока В:

• инструмент, орудие труда (гиперонимы),

• кирка, лом, вилы, грабли (предметы того же рода, что К);

• реакции блока Г:

и др.

• не вата, солдата (фонетическое сходство со словом-стимулом),

• баба-Яга (отсылка к прецедентному тексту).

Реакций 102 испытуемых на стимул лопата, по-видимому, мало для создания из них текста, раскрывающего с достаточной полнотой наши знания об этом инструменте, его устройстве, разновидностях, ситуациях использования и тому подобном, но базовые направления ассоциативного развертывания исходного представления в языковом сознании, именно вследствие своей «базовости», здесь реализованы..

В представленном варианте общей модели ассоциативного реагирования не учитывались относительные веса рассматриваемых блоков, различных сфер референции и соответствующих им типов реакций, но модель может быть развита и в этом направлении и использоваться при сопоставлении ассоциативных полей.

Четыре блока референциальных отношений можно интерпретировать как четыре способа идентификации слова (предметного существительного) и предмета в языковом сознании, четыре пути распознания картин мира и ориентации в его ситуациях.

Блок А служит полному или частичному восстановлению на основе стимула положений дел, ситуаций, компонентом которых может быть вводимый стимулом предмет. Содержание этого блока в наибольшей степени соответствует практическому взгляду на мир, и потому на состав реакций, овнешняющих референциаль-ные отношения данного блока, заметно влияют такие характеристики испытуемых, как их возраст, жизненный опыт, пол, социальная позиция, интересы, ценностные ориентации.

Блок Б теснейшим образом связан с блоком А, так же соответствует практическому взгляду на мир, но выделяет человека в качестве особого компонента любых ситуаций, которые человек может себе представить и о которых может говорить.

Блок В чрезвычайно интересен тем, что добавляет к практическому взгляду на мир элементы теоретического знания, которое не обязательно является научным (см., например: паук « букашка; олень « зверь и под.), но использует систематизацию, классификацию, категоризацию гиперо-гипонимического типа и, по-видимому, является той почвой, на которой зарождаются ростки научного знания.

В блоке Г стимул выступает как представитель особой реальности: как единица языка и компонент речи, соотносящиеся с метаязыковыми и метаречевыми знаниями. Реакций, представляющих данный блок референциальных отношений, в каждом из ассоциативных полей относительно немного, но они появляются регулярно, особенно реакции, отсылающие к речевым формулам и прецедентным текстам (слон « и Моська, в посудной лавке, розовый и под.).

Каждый из четырех блоков референциальных отношений специфически дополняет и конкретизирует общую картину мира, репрезентируя стимулами и реакциями различные типы и формы знания. Как справедливо утверждает Н. В. Уфим-цева, «Образ сознания, ассоциированный со словом - это одна из многих попыток описать знания, используемые коммуникантами при производстве и восприятии речевых сообщений» [Уфимцева 2011: 252].

литература

АСШС - Ассоциативный словарь школьников Саратова и Саратовской области [ ] : база данных на платформе MS Office Access. Версия 1.05.00 / Сост. В. Е. Гольдин, А. П. Сдобнова, А. О. Мартьянов / Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 1998-2008.

Гольдин В.Е. Концептуальные переменные образа мира по данным ассоциативных словарей // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной Междунар. конф. «Диалог». Вып. 9(16). М. : Изд-во РГГУ 2010. С. 97-101.

Караулов Ю.Н. Ассоциативный анализ: новый подход к интерпретации художественного текста // Вопросы психолингвистики. 2015. № 3(25). С. 14-35.

Караулов Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Языковое сознание и образ мира. М., 2000. С. 191-206.

Миронова Н. И. Ассоциативный эксперимент: методы анализа данных и анализ на основе универсальной схемы // Вопросы психолингвистики. 2014. № 2(14). С. 108-119.

Миронова Н.И. Когнитивный подход к содержательному анализу реакций ассоциативного поля: схема // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 20. С. 69-79.

РАС - Русский ассоциативный словарь : интернет-версия. URL: http://www. tesaurus.ru/dict/dict.php (дата обращения: 16.12.2009).

Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность. М.: Ин-т языкознания РАН, 2011. 252 с.

Шатуновский И.Б. Семантика предложения и нереферентные слова (значение, коммуникативная перспектива, прагматика). М. : Школа «Языки русской культуры», 1996. 400 с.

model of associative responding, referential areas of stimuli and the picture of the world

Valentin E. Goldin,

Prof. (National Research Saratov State University; 83 Astrakhanskaya Street, Saratov, 410012), e-mail: [email protected]

Alevtina P. sdobnova,

Ass. Prof. (National Research Saratov State University;

83 Astrakhanskaya Street, Saratov, 410012), e-mail: [email protected]

The authors of the article claim that associative areas of those stimuli that belong to the same semantic class exhibit unitary combinations of referential areas of these classes. Persistent complexes of referential areas are interpreted by the authors as responding models which are connected to the configuration of the picture of the world.

вопросы психолингвистики

Keywords: Associative area, semantic class, referential area, the picture of the

world.

Access. Versija 1.05.00 / Sost. V. E. Gol'din, A. P. Sdobnova, A. O. Mart'janov / Saratovskij gosudarstvennyj universitet im. N. G. Chernyshevskogo. Saratov, 1998-2008.

Gol'din V.E. Konceptual'nye peremennye obraza mira po dannym associativnyh slovarej [Conceptual variables of the world-image according to the data of associative dictionaries] // Komp'juternaja lingvistika i intellektual'nye tehnologii: Po materialam ezhegodnoj Mezhdunar. konf. «Dialog». Vyp. 9(16). M. : Izd-vo RGGU, 2010. S. 97-101.

Karaulov Ju.N. Associativnyj analiz: novyj podhod k interpretacii hudozhestvennogo teksta [Associative analysis: a new approach to literary text interpreting] // Voprosy psiholingvistiki. 2015. № 3(25). S. 14-35.

Karaulov Ju.N. Pokazateli nacional'nogo mentaliteta v associativno-verbal'noj seti [Markers of national mentality in verbal associative networks]// Jazykovoe soznanie i obraz mira. M., 2000. S. 191—206.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mironova N.I. Associativnyj jeksperiment: metody analiza dannyh i analiz na osnove universal'noj shemy [Associative experiment: methods of data analysis and analysis based on universal scheme] // Voprosy psiholingvistiki. 2014. № 2(14). S. 108—119.

Mironova N.I. Kognitivnyj podhod k soderzhatel'nomu analizu reakcij associativnogo polja: shema [Cognitive approach to content analysis of associative area reactions: the scheme] // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. № 20. S. 69—79.

RAS Je - Russkij associativnyj slovar' [Russian associative thesaurus]: internet-versija. URL: http://www.tesaurus.ru/dict/dict.php (data obrashhenija: 16.12.2009).

Ufimceva N.V. Jazykovoe soznanie: dinamika i variativnost' [Linguistic consciousness: dynamics and variability.]. M.: In-t jazykoznanija RAN, 2011. 252 s.

Shatunovskij I.B. Semantika predlozhenija i nereferentnye slova (znachenie, kommunikativnaja perspektiva, pragmatika) [Sentence semantics and non-referential words (meaning, communicative perspective, pragmatics)]. M. : Shkola «Jazyki russkoj kul'tury», 1996. 400 s.

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.