Научная статья на тему 'Ассоциативный словарь как инструмент анализа номинативных свойств слов'

Ассоциативный словарь как инструмент анализа номинативных свойств слов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
595
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ / ASSOCIATIVE DICTIONARY / СТРУКТУРА АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЯ / ASSOCIATIVE FIELD STRUCTURE / ФРЕЙМОВЫЙ АНАЛИЗ АССОЦИАЦИЙ / FRAME ANALYSIS TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трещева Елена Геннадиевна

В статье рассматривается возможность изучения семантики слов на материале данных ассоциативного словаря. С помощью методики фреймового анализа показано, что структура ассоциативного поля зависит как от семантического класса стимула, так и от его номинативного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ASSOCIATIVE DICTIONARY AS AN INSTRUMENT FOR THE ANALYSIS OF NOMINATIVE PROPERTIES OF WORDS

The article is focused upon a possibility to study word semantics based on associative dictionaries data. Using a frame analysis technique we show that an associative field structure is influenced by a stimulus semantic class as well as by its nominative type.

Текст научной работы на тему «Ассоциативный словарь как инструмент анализа номинативных свойств слов»

явление требует поиска определённых лексикографических инструментов для системной параметризации данной модели в словарях идеографического типа, в которых семантически близкие единицы оказываются расположенными рядом.

Значимым для лексикографического представления наименований классов слов оказывается их лингвокультурная специфика, связанная с коллективистской идеологией русских, с приоритетом коллективных целей и интересов над личными, что должно найти отражение в иллюстративной зоне словарных статей идеографического словаря.

Таким образом, интеграция человека в сложную систему социальных отношений обусловливает расширение семантического класса слов, называющих социальные объединения. Конституирующие признаки множеств, такие, как однородность и неоднородность, дискретность и целостность, оказываются релевантными для языкового представления социальных совокупностей лиц и характеристики тенденций развития слов, называющих множества лиц в русском языке. Концептуально, семантически и прагматически значимым является актуализация отдельных элементов значений у коррелирующих собирательных имён и форм множественного числа, расширение экстенсионала значений этих единиц. Возникающие в речи новые номинации социальных объединений свидетельствуют о лингвокультурной значимости рассматриваемого семантического класса и его широком коммуникативно-прагматическом диапазоне.

ЛИТЕРАТУРА

Бабенко Л. Г. 2005: Предисловие // Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание / Л. Г. Бабенко (ред.). М.

Иссерс О. С., Ганеева Д. А. 2013: «Новое русское слово» в контексте политического дискурса: диалог, оппозиция, креативный класс // Политическая лингвистика. 3 (45), 37-47.

МарьянчикВ.А. 2013: Аксиологичность и оценочность медиа-политического текста. М.

Петрухина Е. В. 2009: Имена коллективов в современном русском языке: ценностные элементы значения // Оценки и ценности в современном научном познании / С. С. Ваулина, В. И. Грешных (ред.). Ч. 2. Калининград, 51-60.

Румянцева А.В. 2009: Комплексный анализ способов выражения множеств лиц в современном русском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М.

DENOMINATIONS OF SOCIAL GROUPS AND COLLECTIVES IN IDEOGRAPHIC DICTIONARIES OF THE RUSSIAN

LANGUAGE

А. M. Plotnikova

The paper deals with the semantic and linguistic and cultural peculiarities of Russian words nominating social communities. The particular attention is paid to a homogeneous notion of denominations of social groups and collectives in ideographic dictionaries. Some tendencies of developing a semantic class are recorded.

Key words: ideographic dictionary, semantic class, social communities

© 2014

Е. Г. Трещева

АССОЦИАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ КАК ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА НОМИНАТИВНЫХ СВОЙСТВ

СЛОВ

В статье рассматривается возможность изучения семантики слов на материале данных ассоциативного словаря. С помощью методики фреймового анализа показано, что структура ассоциативного поля зависит как от семантического класса стимула, так и от его номинативного типа.

Ключевые слова: ассоциативный словарь, структура ассоциативного поля, фреймовый анализ ассоциаций

Номинативные возможности слов давно являются предметом изучения и споров в лингвистике и смежных науках. Изучаются и характер языковой номинации, и её виды1, — различен и материал научных исследований, посвящённых данному вопросу В настоящей работе характер языковой номинации изучается на материале ассоциативных связей слов, а ассоциативный словарь рассматривается в качестве надёжного, достоверного источника данных для такого рода исследований, поскольку открывает доступ к глубинным когнитивным структурам, отражая через связи слов знание говорящих о мире.

В центре нашего внимания находится изучение структуры ассоциативных полей, хотя анализ вербальных ассоциаций может быть проведён и на других уровнях организации ассоциативного словаря: в частности, на уровне ассоциативных пар, на уровне словаря как целого, на уровне отдельных анкет2.

В рамках различных подходов к представлению структуры ассоциативного поля (далее АП) изучается соотношение в нём частотных и редких, единичных и неединичных, синтагматических и парадигматических реакций (А. А. Залевская, В. Е. Гольдин, А. П. Сдобнова, Е. И. Горошко, В. В. Красных, Ю. Н. Караулов и мн. др.), — всё это попытки создать модели, обобщающие ассоциативные поля разных стимульных слов. Эти модели могут быть построены с опорой как на количественные, так и на содержательные характеристики ассоциативных реакций.

Трещева Елена Геннадиевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Е-mail: [email protected]

1 См., в частности, одно из ранних исследований такого рода — Mill 1843, 32-33, 37-38, где предложено деление слов на индивидуальные и общие наименования, на конкретные и абстрактные имена, на имена референтные и коннотативные.

2 Гольдин, Сдобнова 2008, 19.

Ассоциативный словарь как инструмент анализа номинативных свойств слов

25

Обращаясь к содержательному анализу структуры АП, исследователи отмечают, что она зависит от совокупности разных факторов, прежде всего — от семантического класса слова-стимула: разную структуру имеют АП имён поступков и событий и предметных имён, различны также и АП предметных существительных, называющих онтологически разные объекты (артефакты, животных, людей, природные объекты)3.

В качестве методики исследования мы используем методику фреймового анализа, заключающуюся в построении для каждого АП фрейма, отражающего знания разного типа. Процедура проведения свободного ассоциативного эксперимента не ограничивает испытуемых в характере реагирования, и в вербальных ассоциациях отражаются как знания участников эксперимента о явлениях внеязыковой действительности, так и их знания о языке и речевом употреблении; кроме того, ассоциативными реакциями фиксируются знания категориального характера (логические отношения между понятиями), а также отношение говорящих к обозначаемому стимулом явлению. Важно отметить, что в ассоциациях отражаются лишь знания вербализованные, но именно они, по Ю. Н. Караулову, составляют большую часть наших знаний о мире4.

Исследование было проведено на материале ассоциативных полей слов особого семантического класса, имён ситуаций-событий — таких номинаций, которые обозначают событие целиком, в совокупности всех его компонентов и включают в свою семантику как статический компонент (целостную ситуацию), так и динамический компонент происходящего (переход одной ситуации в другую). С точки зрения категориальной семантики, данный класс объединяет в себе слова, которые могут выступать в качестве свёрнутых пропозиций и, в общем смысле, употребляются в речи для обозначения того, что произошло, случилось, состоялось (авария, взрыв, встреча, праздник, случай, событие, урок и др.). Общий объём материала составил 95 АП, или более 43 тысяч ассоциативных пар, зафиксированных Русским ассоциативным словарём (далее РАС)5 и Ассоциативным словарём школьников Саратова (далее АСШС)6.

Фреймовый анализ АП стимулов этого семантического класса показывает, что все поля имеют сходную структуру

Так, большинство событийных имён имеют в составе своего фрейма следующие слоты: «Участники события» (разговор ^ с девушкой, с соседом; митинг ^ студентов, рабочих; поход ^ археологов, пионеров), «Время события» (прогулка ^ вечером, ночью, весна, летняя; экзамен ^ скоро, не скоро, на носу; ярмарка ^ воскресенье), «Локализация события» (встреча ^ вокзал, в парке, у фонтана, метро, на улице; операция ^ больница, на хирургическом столе), «Атрибуты» (путешествие ^ рюкзак, чемодан, карта; бал ^ платье, костюм, люстра, шампанское; встреча ^ цветы, платье, свеча), «Обстоятельства» (операция ^ без наркоза; скачки ^ ставки, шум; беседа ^ наедине, с глазу на глаз, в дружеской обстановке), «Действия» (праздник ^ отдых, отмечать, гулять; война ^ стреляют, бомбёжка, стрельба; охота ^ стрелять, бег, догонять, искать, стрельба). Реакции, приведённые здесь, объединяет то, что они называют компоненты событий, обозначаемых стимулом, т.е. имеют выраженный референтный характер.

Между тем, событийный стимул вызывает в сознании испытуемых не только реакции, основанные на их внеязыковом опыте, — важную роль играет также переосмысление, категоризация этого опыта, что отражено в наличии таких слотов, как «Связи логического характера» (верхнего уровня: авария ^ происшествие; беседа ^ мероприятие; нижнего уровня: праздник ^ день рождения, рождество, свадьба; одноуровневые понятия: экзамен^ зачёт, в т.ч. оппозиты: беседа ^ молчание, война ^ мир) и «Оценка и эмоции» (беседа ^ бойкая, бурная, тёплая, приятная, весёлая, задушевная, пустая, хорошая; эксперимент ^ удачный, не удался, трудный, подвиг; операция ^ страх, боль; беседа ^ интерес; экзамен ^ страх, ужас, волнение, нервы ).

Наконец, важной частью любого ассоциативного фрейма является блок реакций, отражающих отношения стимульного слова с другими языковыми знаками: формальные реакции (выборы ^ бор, вборы, буран ^ бурое, бурый, бурный), реакции прецедентного характера (путешествие ^ Гулливер, из Петербурга в Москву, Мюнхгаузена), речевые формулы, устойчивые сочетания (завтрак ^ в постель; война ^ холодная; разговор ^ по душам) и др.

Набор слотов в событийных фреймах не является строго одинаковым, однако имеется ряд слотов, повторяющихся в структуре каждого АП имени ситуации-события. Так, ассоциативный фрейм обязательно содержит реакции, называющие такие компоненты события, как его участники, время, локализацию, атрибуты и обстоятельства, действия; обязательны и ассоциаты, отражающие внешнесобытийные связи, связи логического характера, оценку события, а также речевые особенности стимульного слова. Это, однако, не означает, что во всех ассоциативных фреймах слоты заполнены одинаково: соотношение долей разных групп и подгрупп в АП зависит от ряда факторов. Среди них — номинативный тип стимульного слова.

Как любой другой естественный класс, имена ситуаций-событий обнаруживают неоднородность своего номинативного состава: 1) наряду с частнособытийными номинациями (встреча, операция, охота, ссора, урок), в этот класс слов входят общие наименования событий (происшествие, случай, событие, в т.ч. имена более низкого уровня обобщения праздник, конфликт); 2) класс событийных имён с преимущественно референтным значением (авария, бал, праздник, развод, происшествие, случай) противопоставлен событийным именам-интерпретациям (беда, катастрофа, радость, счастье), в семантике которых большую значимость приобретают эмоции и оценка.

Указанные различия в номинативном характере слов с событийной семантикой находят отражение в структуре их АП. При этом если макроструктура поля в целом одинакова у всех имён ситуаций-событий, то наполнение реакциями отдельных слотов существенно варьируется.

Так, при сравнении АП частнособытийных наименований и событийных имён-классификаторов выделяются следующие особенности:

1) в АП частнособытийных имён велико число реакций, называющих различные «подробности» события: его участников, атрибуты и обстоятельства, условия протекания; малые доли реакций со значением «подробностей» события, напротив, отличают АП имён с общей семантикой, которые не связываются в сознании испытуемых с образом конкретной ситуации;

3 см. Гольдин 2008, 2010; Гольдин, Сдобнова 2008; Трещева 2012.

4 Караулов 1994, 194.

5 Караулов и др. 2002.

6 Гольдин, Мартьянов, Сдобнова 2011.

2) наличие в АП большого числа гипонимических реакций в слоте «Логические связи» отличает имена-классификаторы от частнособытийных номинаций, чаще вызывающих реакции гиперонимами или же словами, обозначающими понятия того же уровня (когипонимы или оппозиты);

3) реакции, называющие части события или, напротив, события-целые по отношению к обозначаемому стимулом явлению, чрезвычайно редки в АП стимулов с общесобытийным значением, которые выступают в качестве родовых терминов для частных имён событий и лишены конкретности.

В целом, главное отличие фреймовых структур частнособытийных имён от наименований классов событий состоит в том, что их фреймы тяготеют к фиксации референтных смыслов, актуализируемых стимулом, в то время как фреймы имён-классификаторов отражают скорее результат когнитивной обработки внеязыковой действительности.

Сопоставление ассоциативных структур, образованных именами с преимущественно референтным значением и именами-интерпретациями, выявляет различия между ними не только на уровне микроструктуры поля (наполнение слотов), но и на уровне его макроструктуры.

Так, во фреймах оценочно-событийных имён могут отсутствовать слоты «референтного» характера, обязательные в структуре прототипического событийного имени (к примеру, во фрейме стимула беда актуализированы лишь слоты «Локализация» и «Участники»; а в АП стимула горе из «референтных» слотов имеется лишь один — «Участники»). Кроме того, во фреймовой структуре имён-интерпретаций имеет место наложение слотов «концептуального» блока: слот «Оценка и эмоции» пересекается со слотом «Связи логического характера», что обусловлено семантикой стимульных слов. Наконец, важной особенностью АП оценочных наименований событий является значительно большая доля реакций, отражающих ре-чеязыковые связи стимула: в АП стимула беда слот «Речевой аспект стимула» характеризуется долей 67,92% (РАС) и 45,66% (АСШС), в АП стимула горе (РАС) он объединяет в себе 79,41% реакций АП. Самые низкие доли реакций данного слота отмечены во фреймах стимулов победа (33,98%) и катастрофа (30,19%) в РАС, в которых он, тем не менее, занимает первый ранг по частотности.

Сопоставление, таким образом, позволяет заключить, что фреймовая структура АП имён-интерпретаций отличается меньшим количеством ассоциативных связей референтного характера (что сближает их с ассоциативными структурами событийных имён-классификаторов) и большей ориентированностью на речевые и языковые связи слов-стимулов.

Выявленные различия между ассоциативными структурами событийных имён разного номинативного типа позволяют сделать выводы относительно организации фрагмента лексической системы языка, объединяющей событийные наименования: семантический класс имён ситуаций-событий неоднороден и имеет полевый характер; ядро этого класса составляют частнособытийные номинации с выраженным референтным значением, к периферии относятся событийные имена с общей семантикой, переходный характер имеют событийные имена-интерпретации.

Как показывает анализ ассоциативных полей слов, входящих в один большой семантический класс событийных имён, структура ассоциативного поля существенно зависит от номинативного характера стимула. Фреймовый анализ АП помогает вскрыть регулярные связи, пронизывающие лексический слой языка, а также выявить, какие факторы управляют организацией внутреннего лексикона. Таким образом, ассоциативный словарь можно рассматривать как мощный инструмент анализа системных связей в лексике, позволяющий наблюдать важные закономерности, характеризующие слова с точки зрения их места в лексической системе языка, а стоящие за ними понятия — с точки зрения их места в концептуализации мира сознанием человека.

ЛИТЕРАТУРА

Гольдин В. Е. 2008: Конфигурации ассоциативных полей и языковая картина мира // Язык. Сознание. Культура. Социум / В. Е. Гольдин и др. (ред). Саратов, 147-152.

Гольдин В. Е. 2010: Концептуальные переменные образа мира // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: по материалам ежегодной междунар. конф. «Диалог». Вып. 9 (16). М., 97-102.

Гольдин В. Е., Мартьянов А. О., Сдобнова А. П. 2011: Русский ассоциативный словарь: Ассоциативные реакции школьников I-XI кл.: в 2 т. Саратов.

Гольдин В. Е., Сдобнова А. П. 2008: Русская ассоциативная лексикография. Саратов.

Залевская А. А. 2007: Введение в психолингвистику. М.

Караулов Ю.Н. 1994: Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности // Русский ассоциативный словарь. Кн. 1. М., 191-218.

Караулов Ю. Н. и др. 2002: Русский ассоциативный словарь: в 2 т. М.

Трещева Е. Г. 2012: Имена ситуаций-событий и типология их ассоциативных полей: дис. ... канд. филол. наук. Саратов.

Mill J. S. 1843: A System of Logic, Ratiocinative and Inductive: Being a Connected View of the Principles of Evidence and the Methods of Scientific Investigation. Vol. 1. London.

AN ASSOCIATIVE DICTIONARY AS AN INSTRUMENT FOR THE ANALYSIS OF NOMINATIVE PROPERTIES OF WORDS

E. G. Treshcheva

The article is focused upon a possibility to study word semantics based on associative dictionaries data. Using a frame analysis technique we show that an associative field structure is influenced by a stimulus semantic class as well as by its nominative type.

Key words: associative dictionary, associative field structure, frame analysis technique

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.