слово, заданное в АЭ (ассоциативном эксперименте. - Н. Т.)» (с. 158). В качестве слов-конкретизаторов «чужого» участникам эксперимента (студентам 2-4 курсов московских вузов) были предложены лексические единицы гость, посторонний, пришлый, иностранец, чужой. Эксперимент проводился в устно-письменной форме: услышав слово, респонденты должны были в течение ограниченного времени записать с ним осмысленное предложение (текст). Анализируя образы «чужих», отраженные в полученных текстах, О.В. Балясникова приходит к следующим основным выводам:
1. Контексты с этими лексическими единицами выражают общую идею нарушения территориально или социально ограниченного пространства.
2. Сопоставление результатов ассоциативного эксперимента и данного эксперимента показало, что периферийные (нечастотные) ассоциативные структуры, представленные в ассоциативных полях рассматриваемых слов, могут становиться частотными при конструировании более широкого контекста. Типичными являются: а) прескрипции (запрет брать чужой предмет); б) указание на опасность, исходящую от «чужого»; в) сценарий вторжения «чужого» на «свою» территорию.
3. Зафиксирована «преимущественная референция к лицу, а не к неодушевленному предмету» (с. 169).
В заключении указывается, что «семантическое ядро оппозиции ("свой - чужой". - Н. Т.) может быть представлено отношениями принадлежности / непринадлежности. В этом смысле оппозиция не только антропоцентрична, но и эгоцентрична, поскольку определять кого-то / что-то своим или чужим - прерогатива субъекта отношения, часто совпадающего, как показывают результаты экспериментов, с 'эго' говорящего» (с. 183).
Н.Н. Трошина
2018.01.003-013. ПРОБЛЕМЫ АССОЦИАТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ. (Обзор).
2018.01.003. ГОЛЬДИН В.Е., СДОБНОВА А.П. Модель ассоциативного реагирования, сферы референции стимулов и картина мира // Вопр. психолингвистики. - М., 2016. - № 2 (28). - С. 112-119.
2018.01.004. ЕЛЕНЕВСКАЯ М.Н., ОВЧИННИКОВА ИГ. Хранение и описание вербальных ассоциаций: Словари и тезаурусы // Вопр. психолингвистики. - М., 2016. - № 3 (29). - С. 69-92.
2018.01.005. КАФТАНОВ Р.А. Ассоциативный словарь как инструмент изучения иностранного языка // Жизнь языка в культуре и социуме - 6: Материалы междунар. науч. конф., М., 26-27 мая 2017. - М., 2017. - С. 195-197.
2018.01.006. ЛЕВИЦКИЙ А.Э. Жизнь языка в пространстве межкультурной коммуникации: (На материале ассоциативного эксперимента) // Жизнь языка в культуре и социуме - 6: Материалы ме-ждунар. науч. конф., М., 26-27 мая 2017. - М., 2017. - С. 229-230.
2018.01.007. МИРОНОВА Н И. Семантический анализ ассоциативного поля // Вопр. психолингвистики. - М., 2016. - № 2 (28). -С.192-201.
2018.01.008. МИРОНОВА НИ., ТЮРИНА ЕЮ., СМЫЧКОВА Е.Г. Ассоциативный эксперимент в исследовании современных лексических процессов // Жизнь языка в культуре и социуме - 6: Материалы междунар. науч. конф., М., 26-27 мая 2017. - М., 2017. -С.261-262.
2018.01.009. НИСТРАТОВ А.А. Исследование структуры ассоциативных и категориальных семантических полей // Вопр. психолингвистики. - М., 2016. - № 2 (28). - С. 180-185.
2018.01.010. ОНЯКОВА А.Л., РУЖИЦКИЙ И В. Цепочка ассоциаций как лингвометодическая категория // Вопр. психолингвистики. -М., 2016. - № 1 (27). - С. 186-193.
2018.01.011. РУДАКОВА А.В., СТЕРНИН И.А. Психолингвистический эксперимент и описание семантики слова // Вопр. психолингвистики. - М., 2016. - № 1 (27). - С. 194-208.
2018.01.012. ЧЕРНЫШОВА Е.Б. Оценочная параметризация ассоциативных доминант русского языкового сознания // Жизнь языка в культуре и социуме - 6: Материалы междунар. науч. конф., М., 2627 мая 2017. - М., 2017. - С. 104-105.
2018.01.013. ШАПОШНИКОВА И.В., РОМАНЕНКО А.А. Русский региональный ассоциативный словарь: (Сибирь и Дальний Восток). -М.: Ин-т лингвистики, 2014-2015. - Т. 1-2. - Т. 1: От стимула к реакции. - 537 с.; Т. 2: От реакции к стимулу. - 763 с.
Ключевые слова: языковое сознание; лексикографическое значение; системное значение; коммуникативное значение; ассо-
циативное значение; психолингвистическое значение; ассоциативный эксперимент; ассоциативное поле; ассоциат; ассоциативная норма; ассоциативно-вербальная сеть; ассоциативная доминанта; ассоциативный словарь; слово-стимул; сфера референции стимула; слово-реакция; семантическое расстояние; кластеризация; коннекционизм; параметризация; единица обучения.
Экспериментальные психолингвистические данные дают возможность получить относительно надежную информацию о семантике единицы в языковом сознании современных носителей языка (при правильном подборе контингента испытуемых), считают А.В. Рудакова и И. А. Стернин (011), поскольку: 1) в лексикографическом значении (в словарях) семантика слова представлена, в основном, в своих ядерных компонентах, т.е. не полностью; 2) системное значение слова - это некоторая гипотетическая абстракция: «выявить и описать системное значение оказывается в реальности невозможным, поскольку знание значений различается у разных носителей языка, а выявить общеизвестный для всех объем значений и семантических компонентов оказывается невозможным» (011, с. 195); 3) выявление коммуникативного значения (актуализируемого в контекстах) всегда ограничено перечнем исследованных текстов, так что многие реальные значения не могут быть учтены.
Психолингвистическое значение слова наиболее объективно отражает реальное положение вещей. Под этим значением авторы понимают «упорядоченное единство всех семантических компонентов, которые реально связаны с данной звуковой оболочкой в сознании носителей языка. Это тот объем семантических компонентов, который актуализирует изолированно взятое слово в сознании носителей языка, в единстве всех образующих его семантических компонентов - более и менее ярких, ядерных и периферийных» (там же). Психолингвистическое значение структурировано по полевому принципу, а образующие его компоненты организуют иерархию по яркости.
Алгоритм описания психолингвистического значения слова состоит из последовательных этапов: 1) обобщения словарных дефиниций; 2) описания результатов эксперимента; 3) ассоциативного описания семантики слова; 4) семантической интерпретации ас-
социативных реакций. Эта модель описания представлена на примере анализа слов машина и блондинка.
А. А. Нистратов (009) дает краткую характеристику ассоциативного эксперимента как одной из наиболее разработанных техник семантического анализа. Общая схема ассоциативного эксперимента такова: испытуемому предъявляется слово-стимул, на которое он должен дать первые пришедшие на ум ассоциации (они зависят от возраста, пола, уровня образования и профессии испытуемого). Полученная информация важна для выявления ассоциативного поля данного слова, т.е. совокупности ассоциатов.
Ассоциативное поле имеет ядро (наиболее частотные реакции) и периферию (единичные реакции). Различается индивидуальное и коллективное ассоциативное поле. Коллективное ассоциативное поле, выявленное в свободном ассоциативном эксперименте, называется ассоциативной нормой. В ассоциативных полях встречаются отношения, обусловленные связанной со словом коннотацией. В ассоциативное поле лексемы неизбежно попадают слова, семантическое отношение которых к слову-стимулу индивидуально обусловлены. «Это значит, что ассоциативная техника отражает как когнитивные структуры, стоящие за языковыми значениями, так и индивидуальные особенности испытуемых. Последующая статистическая обработка отчасти нивелирует эти особенности, выделяя аспекты, инвариантные для всей группы испытуемых» (009, с. 181).
В статье используется понятие ассоциативного значения, введенное Дж. Дизом1, который понимал под этим потенциальное распределение ответов на некоторое слово-стимул. «Отношение между словами отражается в распределении ассоциаций, поскольку ассоциативное значение некоторого слова-стимула выявляется через распределение полученных на это слово ассоциативных реакций. Общность ассоциативного значения двух слов-стимулов должна определяться посредством установления степени общности распределения реакций и будет зависеть от встречаемости общих элементов в сопоставляемых распределениях» (там же). Ассоциативные поля слова-стимула указывают на неосознаваемые содержания, связанные со словами и сохраняемые в сознании носителей
1 Deese J. The structure of association in language and thought. - Baltimore, 1965. - 216 p.
данного языка, на основании чего можно говорить об ассоциативной картине мира носителей конкретного языка и культуры.
Используется также понятие семантической близости (расстояния) пары слов в ассоциативном поле, что определяется степенью совпадения в распределении ответов, т.е. «коэффициентом пересечения, коэффициентом ассоциации, мерой перекрытия» (009, с. 182).
Реконструкция семантического состава слова проводится в статье на примере слова-стимула семья. Данные ассоциативного эксперимента взяты из Русского ассоциативного словаря (РАС)1. Строится матрица семантических расстояний для этого слова, которая затем подвергается процедуре кластеризации: исследуемый материал дифференцируется в ряды кластеров - объединений этого материала на разных уровнях семантической близости. В результате обработки получается дерево кластеризации (дендрограмма). Кластерный анализ позволяет проследить семантическую организацию материала на различных уровнях обобщения. «Процедура кластеризации дает возможность выделить на основе формальной обработки данных ассоциативного эксперимента группы, которые можно интерпретировать содержательно как семантические компоненты слов, исследуемых в эксперименте» (там же).
Статья Н.И. Мироновой (007) посвящена вопросу о том, какие виды семантической информации представлены в ассоциативном поле. Для этого проведен ассоциативный эксперимент на множественную реакцию: испытуемым предъявлялось слово-стимул агрессия, на которое они давали реакции в течение пяти минут. Семантика этого слова изменилась в конце ХХ - начале XXI в.: от «нападение, захват чужой территории» (причем это значение соотносилось только с государством) к значению «открытая неприязнь, вызывающая враждебность» (соотносится также с человеком и животным). Автор рассматривает соотношение ассоциативного поля с дефиницией и коннотациями слова-стимула. Получены данные о связи ассоциативного поля именно с современной дефиницией слова агрессия в словарях русского языка; в ассоциативном поле обнаружены также реакции-коннотации слова агрессия. Автор ис-
1 Русский ассоциативный словарь / Караулов Ю.Н., Черкасова Г.А., Уфим-цева Н.В. и др. - М., 2002. - Т. 1-2.
ходит из концепции параллельной переработки информации, т.е. концепции, пришедшей на смену представлениям о ее последовательной переработке. Современный уровень развития когнитивной психологии позволяет иначе трактовать ассоциативный эксперимент на множественную реакцию: не обнаруживать связи между двумя конкретными словами (понятиями), а устанавливать паттерн (образец) активации, соответствующий данному стимулу. Такой подход основан на выдвинутой в рамках коннекционизма идее о параллельной переработке информации, пришедшей на смену представлениям о ее последовательной переработке1. «В отличие от символических моделей, закрепляющих за понятием один определенный узел с определенным местоположением, коннекционист-ские модели представляют понятия как паттерны активации, распределенной между отдельными узлами и связями. Сеть (нейронная. - Н. Т.) объединяет несколько слоев элементов: 'входной слой' (input layer), 'выходной слой' (output layer) и 'скрытый aro^(hidden layer) - систему промежуточных слоев. Узлы реагируют на ввод информации параллельно и, в свою очередь, возбуждают или тормозят другие узлы, с которыми они связаны. Каждая связь между элементами сети имеет определенный вес» (005, с. 195).
В статье Н.И. Мироновой, Е.Ю. Тюриной и Е.Г. Смычковой (008) сообщаются результаты ассоциативного эксперимента с продолжающейся реакцией на то же самое слово-стимул. Эксперимент должен был выяснить, распространяются ли изменения в значении на дериваты этого слова, в частности, на имя существительное агрессия. Анализ дефиниций показал, что изменение значения, характерное для лексемы агрессия, не затронуло этот дериват. Слово агрессор связывается в словарях, вышедших после 2000 г., только с государством. Значение имени прилагательного агрессивный соотносится не только с названиями государств и организаций, но и с антропонимами, зоонимами и т.д. Анализ толкований словосочетаний позволил установить, что «круг объектов, которые могут быть охарактеризованы как агрессивные, постоянно расширяется за счет метафоризации» (008, с. 262).
1 Andrade J., May J. Cognitive psychology. - L.; N.Y., 2004. - 242 p.
Концепция Н.И. Мироновой используется в статье В.Е. Голь-дина и А.П. Сдобновой (003), которые подчеркивают, что разнообразие ассоциативных связей не беспредельно, что отношения между единицами АВС в значительной мере универсальны и что поэтому актуальной является задача выявления общих моделей реагирования на стимулы, относящиеся к семантическим группам и классам разного типа и разных уровней обобщения. Принципиально важным авторы считают «толкование сферы референции стимула как устанавливающегося в сознании испытуемых отношения между предметом (его вводит стимул) и теми элементами, свойствами, состояниями реального или воображаемого мира, которые задаются реакцией» (003, с. 114). Понимаемые таким образом сферы референции являются в семантическом плане двучленными, поэтому, например, сферу референции ассоциативной пары корабль и штурвал образует не элемент штурвал, а двучлен корабль, штурвал, которому соответствует референциальное отношение «предмет и его часть». Двучленностью сфер референции обусловлены содержание и форма представления референциальных отношений: «предмет и его место», «предмет и его часть или материал, из которого состоит предмет», «предмет и функционально связанное с ним лицо» и т.п. «Референциальное отношение при такой интерпретации сфер референции - это отношение между компонентами сферы референции» (003, с. 115).
Как указывает Е.Б. Чернышова (012), параметризация является одним из видов системного анализа языкового сознания. Поскольку практически каждое слово, входящее в ассоциативно-вербальную сеть (АВС), имеет оценочные связи, выявление ассоциативных связей ядерной единицы с оценочными единицами этой сети и расчет их численных значений позволяет осуществить оценочную параметризацию. К ассоциативным доминантам языкового сознания автор относит «слова, имеющие в АВС наибольшее количество ассоциативных связей и являющиеся носителями базовых понятий, которыми оперирует человек в своей повседневной жизнедеятельности. ... Индекс оценочности ассоциативной доминанты -это отношение количества ассоциатов, имеющих оценочные связи с ядерной единицей, к общему количеству реакций в ее ассоциативном поле» (012, с. 104).
Подчеркивая важность изучения словесных ассоциаций, М.Н. Еленевская и И.Г. Овчинникова (004) указывают, что на основе данных об ассоциативных связях конструируется образ мира, определяются доминанты культуры и выявляются сдвиги в языковом сознании1. Появление ассоциативных словарей обусловлено смещением акцентов с индивидуального на социальный аспект изучения ассоциаций, что связано с появлением в 1953 г. психолингвистики как специальной отрасли науки на стыке семиотики, психологии и языкознания. Цель своей статьи авторы видят в «описании ассоциативных словарей различных языков с начала ХХ века и сетей на фоне различных способов сбора и обработки сырых данных» (004, с. 71). Результаты своего обзора авторы представили в хронологической таблице на с. 74-83.
Словарь, составленный И.В. Шапошниковой и А.А. Рома-ненко (013) на основе Сибирского ассоциативного словаря русского языка (СИБАС), содержит информацию о вербальных ассоциациях носителей русского языка, проживающих в азиатских регионах России (в Сибири и на Дальнем Востоке). В словаре представлены результаты первого этапа общероссийского ассоциативного эксперимента в азиатских регионах. Руководитель проекта -доктор филологических наук, профессор, заведующая сектором этнопсихолингвистики Ин-та языкознания РАН Н.В. Уфимцева. Программная часть, обеспечивающая функционирование СИБАС в открытом доступе в сети Интернет, является авторским продуктом А. А. Романенко.
Данные СИБАС собирались в ходе массового свободного ассоциативного эксперимента, основная часть которого проводилась с 2008 по 2011 г. в наиболее крупных городах азиатской части России - в Новосибирске, Омске, Красноярске, Томске, Северске, Новокузнецке, Барнауле, Кемерове, Владивостоке, Хабаровске, Чите и Иркутске. Дополнительный эксперимент проводился в 2012 г. В качестве испытуемых выступали студенты в возрасте, в основном, от 17 до 25 лет.
'Уфимцева Н.В., Черкасова Г.А. Ассоциативная лексикография и исследование языкового сознания // Филол. науки: Лингвистика. - М., 2014. - № 4 (38). -С. 193-199.
В отличие от уже созданных ассоциативных словарей и тезаурусов, целью данного словаря было получение именно региональной специфичной информации.
Словарь состоит из двух томов.
В томе первом информация приводится по традиционной для русских ассоциативных словарей схеме: от стимула к реакции. Словарная статья представляет собой ассоциативное поле слова-стимула, например:
сестра 79; родной 74; родственник 33; старший 28; друг 24; семья 22; мой 16; младший, родня 12; 2 8; двоюродный, любимый, кровь, опора 6; и сестра 5; нет, фильм 4; близкий, два, дурак, навсегда, отец, родное, человек 3; -2, брат, есть, забота, защита, кент, кровный, парень, поддержка, по духу, родной человек, самый лучший друг, сват, сила, хороший 2; 2 90-е, акробат, ан, армен, близкий человек, близнец, большой, Брат 2, братан, братья и сестры, Ваня, Василий, Вася, в долг, веселый, Владик, враг, высокий, гад, Гиви, далеко, Даниил, дебил, Дима, доверять, дорог, дорог мне, дорогое, Достоевский, другой, друзья, дядя, жены, за брата, злой, идеал, кидала, кино, комрад, кузен, Лёха, люблю их, любовные отношения, маленький, мама, машинки, мед, молодец, молодой человек, муж, мужик, не было, не женат, неродной, нету, нету..., объятие, он, очаг семьи, подруги, поет, помощь, понимание, по оружию, по разуму, преступник, приехал, проблема, работа, разный, ребенок, родина, родные, родственник, друг, родственный, родство, рядом, Саня, сват, свободный, свое, сестра, родной, сестры, сильный, смелый, спит, ссоры, старший, студент, тамбовский волк, учеба, хочу, человек доверия, чужой, Шамиль, школьник, шурин 1.
(501, 136, 6. 97)_
Реакции размещаются в порядке убывания их частотности; после каждой реакции стоит цифра, обозначающая число людей,
ответивших данным словом на стимул. Словарная статья завершается итоговыми цифрами с разделительным знаком (запятой) (501, 136, 6, 97): первая цифра означает общее число испытуемых, которые дали ответ на данный стимул (501), вторая указывает на число разных ответов (т.е. ответов разными словами в данной статье (136). Третья цифра показывает, сколько испытуемых оставили стимул без ответа (6). Четвертая цифра означает число единичных реакций (каждая из них дана только одним испытуемым) (97).
Том второй представляет собой обратный словарь, в котором реализован принцип «от реакции к стимулу». Обратный словарь дает доступ к конкретным словарным статьям и к «информации об ассоциативных доминантах (словах, обладающих наибольшей частотностью и наибольшим количеством связей в ассоциативной сети)» (013, т. 1, с. 6), например:
брат
сестра 103; родной 22; друг 15; товарищ 14; союзник 10; большой, лодырь, мой, похожий 7; сын 6; приходиться, средний 5; взрослый, наш 4; дядя, ленивый, мед 3; близкий, брат, вдовый, дети, жадный, маленький, мальчик, свой, солдат, спокойный, умный, эгоист 2; армия, бездельник, безответственный, беспечность, вы, главный, глупый, гордый, деревянный, доброта, долг, дом, достаток, дочь, друзья, единственный, заменить, Иван, инициативный, красивый, лень, молодой, мягкий, назвать, напряжение, настырный, неудачник, общительный, однокашник, охота, парень, подлинный, полный, помогать, попробовать, правда, расчетливый, решительный, свистеть, свободный, семья, семя, следующий, смелость, сочувствие, старик, студент, стыдливый, терпимый, тупой, упрямый.
(300,80)_
«Словоформа (брат) (выделено авторами. - Н. Т.), которая задает словарную статью, является реакцией на все те слова-стимулы, которые перечислены в словарной статье (сестра, родной и т. д.). Цифровое обозначение здесь показывает частоту реагирования словом (брат) на каждое предшествующее этой цифре слово-стимул. Так, слово сестра 103 раза (у 102 испытуемых) вызвало реакцию брат, а 22 испытуемых отреагировали на стимул родной
словом брат. Итоговые цифры в конце словарной статьи (300, 80) указывают на общее количество появлений слова брат в качестве реакций в базе данных (300) и на общее число разных слов-стимулов, вызвавших реакцию брат (80).
Обратный словарь СИБАС позволяет получить информацию об ассоциативных доминантах (словах, имеющих наибольшее число ассоциативных связей) в языковом сознании русских, проживающих в азиатских регионах России. ... Наибольшим показателем частотности (10 011-2000) обладают слова-реакции человек (10 011), деньги (4036), дом (2584) и друг (2342). ...
Ассоциативные доминанты выделяются также на основе общего подсчета количества разных слов-стимулов, вызвавших конкретные слова-реакции. ... Максимальные показатели (от 600 до 200) дают десять реакций-лидеров, которые связаны с наибольшим количеством разных слов-стимулов. Это - человек (450), жизнь (345), дом (355), деньги (263), плохо (260), хорошо (261), друг (253), нет (235), мир (232), я (230). Слово человек было реакцией на 450 разных слов-стимулов, жизнь - на 345 разных слов-стимулов и т.д.» (013, с. 7).
В первом томе дополнительно к прямому словарю приводятся отдельным списком словарные статьи ассоциативных доминант из обратного словаря.
Ассоциативный эксперимент может быть использован для исследования языкового сознания как продукта и основы межкультурных контактов, считает А.Э. Левицкий (006). В таком случае стимульным является вопрос, например: Какие ассоциации у Вас вызывает этноним индеец? Так можно выявить круг ассоциаций в сознании носителей определенной культуры определенного периода, в частности русской культуры в 10-х годах XXI в. Признается важная роль стереотипов, основанных на информации, полученной испытуемыми из произведений искусства, учебной и научно-популярной литературы. В эксперименте участвовали 103 человека в возрасте от 17 лет различной социальной принадлежности. Выявлено единство в позитивной оценке данного этноса, а также осведомленность в истории и традициях коренного населения Америки, однако больший интерес к жизни этого этноса продемонстрировали люди старшего поколения и женщины.
О пользе ассоциативного эксперимента и его результатов для преподавания иностранных языков пишут А.Л. Онякова и И.В. Ру-жицкий (010), а также Р. А. Кафтанов (005).
Формируемые в исследованиях по ассоциативной лингвистике представления о том, как язык существует в человеческом сознании, могут быть использованы при описании того, что можно считать единицей обучения, считают А. Л. Онякова и И.В. Ружицкий. Авторы исходят из понятия ассоциативного поля как совокупности слов-реакций на слово-стимул. Ядром поля они считают «цепочку ассоциаций (выделено авторами. - Н. Т.), которая рассматривается как единица языкового сознания, с одной стороны, и как предлагаемая в настоящей работе единица обучения - с точки зрения преподавания РКИ (русского как иностранного. - Н. Т.)» (010, с. 187). Использование цепочки ассоциаций в качестве самостоятельной единицы обучения состоит в актуализации элементов живого языкового сознания, отраженных в ассоциативных словарях, художественных произведениях и в речи. Это позволяет формировать в языковом сознании иностранных студентов ассоциативные поля, аналогичные существующим в языковом сознании русских.
Р. А. Кафтанов считает, что с помощью ассоциативного словаря можно получить комплексный образ, включающий все виды знаний, актуальных для рядового носителя языка, в том числе и лингвистических. «Ассоциативные поля позволяют увидеть семантические зоны оценки, столь значимые для понимания этнокультурной специфики смысловой структуры сознания» (005, с. 197). Исследование выполнено на материале ассоциативного поля guerra «война», представленного в словаре ассоциативных норм испанского и русского языков1.
Н.Н. Трошина
1 Санчес Пуиг М., Караулов Ю.Н., Черкасова Г. А. Ассоциативные нормы испанского и русского языков = Normas asociativas del español y del ruso. - М.; Мадрид, 2001. - 493 с.