Научная статья на тему 'Лин-технологии и развитие университета'

Лин-технологии и развитие университета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИН-ТЕХНОЛОГИИ / ПОТЕРИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION SYSTEM / LEAN-TECHNOLOGIES / LOSS / INDIVIDUAL-ORIENTED LEARNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грошев Александр Романович, Дубровская Елена Николаевна,

В статье рассмотрена необходимость изменений в системе образования, вызванная внедрением новых цифровых технологий во все сферы хозяйственной деятельности человека. Обозначены основные тренды на рынке образовательных услуг, которые обусловили необходимость перехода от модели масштабирования образования к индивидуально-ориентированному обучению. Рассмотрены вопросы применимости технологий бережливого производства при реализации индивидуально-ориентированной модели высшего образования, в том числе более подробно проанализированы причины возникновения потерь в процессах создания услуг, предоставляемых университетом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lean-technologies and university development

The article considers the need for changes in the education system caused by the introduction of new digital technologies in all spheres of human economic activity. The main trends in the market of educational services are identified, which have led to the need to move from a scaling model of education to individual-oriented learning. The questions of the applicability of lean manufacturing technologies in the implementation of an individually-oriented model of higher education are considered, including the causes of losses in the creation of services provided by the university in more detail.

Текст научной работы на тему «Лин-технологии и развитие университета»



LU

s ^

о

UJ 3-

s X

О X

о

л

#

* *

объеме. Повышение качества медицинских услуг в сельской местности прежде всего связано с развитием первичной медико-санитарной помощи.

Действующую систему обязательного медицинского страхования (ОМС) нельзя назвать эффективной, так как не она только не финансируется в достаточной объеме, но построена таким образом, что не заинтересована и выздоровлении больного. На сегодняшний день система ОМС обеспечивает порядка 40% государственных средств, при потребности в 60%, так же перечень оказываемых медицинских услуг ОМС сокращается с каждым годом,

С целью повышения эффективности здравоохранения необходима реализация следующих направлений:

1. Политика в области здравоохранения должна сочетать государственное и свободное рыночное регулирование, что дает возможность населению получать высококачественную бесплатную медицинскую помощь и обслуживаться в частных компаниях,

2. Формирование прозрачной политики ценообразования на медицинские услуги, на сайтах соответствующих министерств и ведомств должны быть представлены цены на все операции и медицинские обследования.

3. Увеличение доли финансирования сферы здравоохранения со стороны государства наряду с личной ответственностью граждан за состояние своего здоровья. Старение населения, увеличение доли пожилого населения

предполагает либо увеличение налоговой нагрузки на трудоспособное население, либо финансовой нагрузки на бюджет. Развитие дополнительной системы страхования облегчит решение данной проблемы лишь при условии повышения уровня жизни населения.

4. Наряду с обязательным медицинским страхованием необходимо создание сберегательного счета для медицинской помощи в пенсионном возрасте.

5. Развитие государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, через концессионные соглашения. Это позволит в максимально короткие сроки привлечь частные инвестиции, соответственно, решить нехватку финансовых ресурсов для материально-технической модернизации учреждений здравоохранения (санаториев, центров реабилитации и др.).

Эффективность системы здравоохранения зависит не только от вложенных средств, но и наличия жесткой системы контроля за использованием средств, а также прозрачности медицинских сервисов.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1640 (ред. от 24,03.2019} "Обутверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"".

2, Постановление Правительства Московской области от 23.18.2013 №6(53/38 (ред. от 11.05.2016) "Об утверждении государственной программы Московской области "Здравоохранение Подмос:-

LEAN-TECHNOLOGIESAND UNIVERSITY DEVELOPMENT

Groshev Alexander Romanovkh, DSc. of Economics, Professor, chief researcher of Scientific and educational center of Institute of Economics and Management

Dubrovskaya Elena Nlkolaevna, PhD of Economics, Associate Professor Department of Finance, Money Circulation and Credit, Surgut State University, Surgut

The article considers the need for changes in the education system caused by the introduction of new digital technologies in all spheres of human economic activity. The main trends in the market of educational services are identified, which have led to the need to move from a scaling model of education to individual oriented learning. The questions of the applicability of lean manufacturing technologies in the implementation of an individually-oriented model of higher education are considered, including the causes of losses in the creation of services provided by the university in more detail.

Keywords; education system; lean-technologies; loss, individual-oriented learning.

удк 338 ЛИН-ТЕХНОЛОГИИ И РАЗВИТИЕ

ВАК РФ 03,00,05 УНИВЕРСИТЕТА *

@ Гроше В АР, 2019 В статье рассмотрена необходимость изменений в системе образования, выз

£>Дубровская Е.Н., 2019 ванная внедрением новых цифровых технологий во все сферы хозяйствен

* 8 статье отражень1 результаты исследования, проводимого в рамках государственного задания Ханты-Мансийского автономного округа ■■ Югры по выполнению научно-исследовательской работы "Разработка типовых решений внедрения и сопровождения лин-технологий в организациях образования и здра воохранения округа".

ной деятельности человека. Обозначены основные тренды на рынке образовательных услуг, которые обусловили необходимость перехода о г модели мае-шгабирования образования к индивидуально-ориентированному обучению. Рассмотрены вопросы применимости технологий бережливого производства при реализации индивидуально-ориентированной модели высшего образования, в том числе более подробно проанализированы причины возникнове ния потерь в процессах создания услуг, предоставляемых университетом. Ключевые слова; система образования; лин-гехнологии; потери; индивидуал ьно-ориен тированное обучение.

Изменения, связанные с внедрением цифровых технологий в образование по своей силе и масштабности сравнимы с изменениями, вызванными изобретением и распространением книгопечатания. При этом, если для внедрения печатных книг в образовательный оборот потребовалось несколько десятилетий и осуществлялось оно несколькими поколениями преподавателей, то цифровые технологии буквально ворвались в образовательный процесс и это при том, что их внедрением занимались преподаватели, представляющие "аналоговое" поколение. Новый взрыв цифровых образовательных технологий нужно ожидать с приходом к педагогической деятельности поколения Z.

Современная быстроменяющаяся экономика требует непрерывного и быстрого обновления знаний и навыков. Информационно-насыщенные инструменты проникли во see сферы хозяйственной деятельности, специалисты и менеджеры вынуждены постоянно обновлять свои знания, что бы не отставать от машин, понимать и использовать результаты их работы. Все это и определяет необходимость изменений в образовании.

Направления изменений.

Для определения направлений изменений коротко сформулируем тренды (тенденции), влияющие на развитие рынка образовательных услуг:

1. Появление новых профессий и рост спроса на навыки, которые хуже всего поддаются автоматизации (творчество, изобретательность, интуиция, проектирование}. В ближайшем будущем производство не будет нуждаться в людях, люди больше будут востребованы в сфере "человекоориентированных" услуг.

2. Увеличение доли нестандартной, частичной, временной, разовой занятости, фриланс и др.

3. Усиление конкуренции на глобальном образовательном рынке. Развитие новых форм образования, таких как: транснациональные формы образования (cross-border education). Численность студентов, поступающих в университеты другой страны после окончания школы, растет на 10% в год и к 2020 г. достигнет 8 млн. человек [1, с. 19].

4. Развитие массовых открытых онлайн-курсов (М00К), Онлайн-курсы ведущих мировых университетов, выложенные в открытом доступе, оказывают значительное влияние на технологии обучения. Аудитория таких курсов может охватывать миллионы человек, а проходить обучение можно в удобном для пользователя графике и в любой точке планеты [1, с. 19],

5. Возрастает роль непрерывного образования и постоянного обновления навыков. Обучение на протяжении всей жизни (lifelong learning} [2]. Важным становится создание учебных программ для

ГРОШЕВ Александр Романович, доктор экономических наук, профессор, главный научный со трудник Научно-образова тельного центра Института экономики и управления

ДУБРОВСКАЯ Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент

кафедра Финансов, денежного обращения и кредита. Сургутский гос.ударе твенный университет, Сургут

05

т—I

о

CU

-Û о. ш

X

LU

и

tu m

m

ел 2

Р

273

LH

s о

LH 3-

s X

О X

о

л

#

* *

274

поддержания, повышения или смены квалификации работников на протяжении всего карьерного пути.

В этих условиях предъявляются новые требования к системе подготовки специалистов, обладающих навыками и компетенциями, необходимыми для цифровой экономики. Сегодня мы видим, что система подготовки кадров высшей квалификации в России нуждается в модернизации. Это обусловлено новыми стратегическими целями государства в становлении цифровой экономики, требованиям и динамично изменяющегося рынка труда, и потребностями человека, В действующей системе подготовки кадров высшей квалификации недостаточно внимания уделяется методикам работы над изменением мышления студентов, направленным на формирование необходимых моделей поведения через практическую проектную деятельность. Такие навыки, как предприимчивость, активность, высокая адаптивность для работы в быстроменяющихся условиях приобретаются в проектах, как правило, социального характера. Невозможно стать хорошим менеджером, если ни разу не пришлось руководить людьми. Реализация классической модели высшего образования, в которой университет решает, чему и как надо учить, приводит к тому, что, поступая в вуз, учащиеся выступают в роли исполнителей образовательных программ, сформированных без их участия. Это ведет к отсутствию заинтересованности со стороны обучающегося и снижению эффективности обучения. Основной целью обучающихся становится получение формальных документов об образовании, а не приобретение знаний и компетенций.

Фактически, говоря производственным языком, университетам необходим переход от массового (конвейерного) производства к индивидуальному, переход от принудительной модели, в которой университет решал, чему и как надо учить, к индивидуально-ориентиро-ванной модели, в которой потребности рынка труда определяют содержание образования, а студент выбирает индивидуальную траекторию обучения, соответствующую этим потребностям и удобную форму обучения [3, с. 65]. Переход ктакому обучению делает необходимой реализацию системы, позволяющей максимально учитывать потребности, уровень и интересы обучающегося и рынка труда, особенно, когда речь идет о региональных вузах. В предыдущих своих работах (4,5] мы показали, что региональные особенности существен-

но влияют на формирование рынка труда. Трудовые функции, которые возлагаются на выпускников региональных вузов, могут существенно отличаться от трудовых функций, возлагаемых на выпускников ведущих федеральных университетов. Так же рассмотрели вопросы применимости технологий бережливого производства при реализации индивидуально-ориентированной модели высшего образования. В данной работе более подробно остановимся на анализе причин возникновения потерь в процессах создания услуг, предоставляемых университетом.

Ключевым в философии бережливого производства является положение о том, что необходимо производить продукт с максимальной ценностью для потребителя при минимальных затратах. Каждый этап производства, который не добавляет ценности, считается потерей и должен быть исключен по мере возможности.

Прежде чем определить потери, необходимо ответить на три основополагающих вопроса:

Что является продуктом услуги, предоставляемой университетом?

В чем ценность продукта (услуги, предоставляемой университетом)?

Кто тот потребитель, для которого формируется ценность продукта (услуги, предоставляемой университетом}?

Соглашаясь с A.B. Соколкиным, который предлагает образовательный процесс представить как производство ценности, результатом которого является получение выпускника, в котором сформирована полезность для потребителя в виде знаний, умений и уровня определенных компетенций, можем констатировать, что образовательная услуга предоставляется для формирования у выпускника способности к выполнению трудовых функций [6, с. 49]. Основной, но не единственной ценностью продукта системы высшего образования являются востребованные работодателем компетенции, а основным потребителем-работодатель. При этом, нам представляется, для того чтобы снять возможные споры и противоречия, уместно употребить прием, нашедший широкое распространение в системах проектного менеджмента, когда достижение цели увязывается с выполнением определённых условий, без выполнения которых достижение цели лишено смысла. В такой логике нужно рассматривать прочие цели системы образования, как определенные требования, направленные на реализацию этих условий [4, с. 33],

Потери.

Определив потребителя, продукт и его цен ность, рассмотрим с позиций применения лин-техно

новения.

Б соответствии с филосо

нию услуг высшего образо

необходимые для функцио нирования вуза (бухгалтер ский, кадровый учёт, юриди ческое обеспечение и т.д.).

ных и вспомогательны процессах университетов Для эффективной рабо-

виды потерь.

Как видно из таблицы 1 потери в основных произ-

связаны с применен устаревших трудозатрат ных технологий, слг ориентацией университе tos на рынок труда и зал росы обучающихся, ото рванностью от совре менного уровня науки и технологий, слабыми связями с бизнесом и излишней стандартизацией процедур оценки деятельности.

Таблица 1 - Причины и последствия потерь в основных процессах производства организаций высшего образования Образовав в льные процессы

Потери Причины Последствия

Потери из-за ,] перепроизвод- CTBÍ! * (оказывается . услуг больше, чем могут купить) _ отсутствие ипи не достаточное применение практики разработки и реализации индивидуальных образов ательных траекторий 1 применение устаревших технологий организации учебного процесса большое количество специализаций, формирование неукомплектованных групп, увеличении нагрузки на преподавателей, снижение мотиваций учащихся, рост стоимости и снижение ценности услуги

Потери време- отсутствие ипи недостаточное -ни из-за ожида- применение современных тех-ния нологических средств индивиду-(приоста н овкз альмою сопровожде!нщ, тъю-- деятельности тореной и организационной подло добавлению держки обучающихся 1 примене-ценнести про- ние уста рев ¡и их технологий ор-дуюу) га низа ции обратной связи отсутствие объективной информации об усвоении материала, продолжение обучения без подтверждения впадения предыдущими профессиональными знаниями и навыками, низкая посещаемость занятий, как следствие - снижение качества ПОДГОТОВКИ, Повторы

Потери из-за - лишних этапов г обработки (выполнение 5 операций и процессов, не ' являющихся ( требованием потребителя) 1 отсутствие ипи формальное применение цифровых технологий обучения, электронной образовательной среды, сетевых технологий взаимодействия / применение устарев ших образовательных технологий завышение часов контактной работы, увеличение трудоемкости и стоимости обучения, увеличение нагрузки на преподавателей и материальную базу вуза, снижение интереса к обучению, низкая посещаемость занятий, снижение качества подготовки

излишняя фундаментальность образовательных программ, превалирование дескрипторов «знать» и «понимать» над дескрипторами «уметь» и «владеть» при формировании компетенций / слабая ориентация на рынок труда и запросы обучающихся отсутствие ипи недостаточное формирование необходимых моделей поведения через практическую проектную деятельность, слабое развитие навыков адаптивности для работы в быстро меняющихся условиях, как следствие - снижение ценности услуги

' Потери из-за - лишних запасов (желание подстраховаться от - возможного брака) оценка деятельности вуза по формальным параметрам 1 излишняя стандартизация процедур оценки большое количество отчетности, загруженность преподавателей «бумажной» работой, отсутствие времени для совершенствования

оценка деятельности преподавателей по формальным параметрам, формальное применение инструментария эффективного кон гракта / излишняя стандартизация процедур оценки жестко регламентированная система отчетности и согласований, ограничение инициативы, творчества, подмена научной работы погоней за публикациями, отсутствие времени для совершенствования

_ Потери из-за выпуска де-< фектной продукции (подготовка специа-- листов невостребованных рынком^ ошибки в позиционировании вуза, учете специфических особенности региона,интересов обучающихся, отсутствие индивидуализации обучения 1 слабая ориентация на рынок труда и запросы обучающихся содержание образования не соответствует запросам регионального рынка, рабочие программы составляются по образцу ведущих университетов, как следствие - снижение объемов государственного заказа, притока абитуриентов

X Л '1 ошибки в позиционировании вуза, учете специфических особенности региона,интересов обучающихся, отсутствие индивидуализации обучения 1 слабая ориентация на рынок труда и запросы обучающихся содержание образования не соответствует запросам регионального рынка, рабочие программы составляются по образцу ведущих университетов, как следствие - снижение объемов государственного заказа, притока абитуриентов снижение среднего балла ЕГЗ и качества подготовки абитуриентов, отток наиболее амбициозной и квалифицированной част и молодежи

ошибки в профориентацией ной работе, работе с родителями и учителями/ слабая ориентация на рынок труда и запросы обучающихся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отсутствие или слабость собственных исследований и разработок, участия преподавателей в проектной и иной практической деятельности / оторванность от современного уровня науки и технологий несоответствие квалификации преподавателей решаемым задачам, «многие учебные курсы (в том числе в магистратуре) ведут преподаватели, которые не проводят собственных исследований и не участвуют в практической деятельности» 1

05

т—I

о cu

-О о. ш

СС

ь-

LU

о

аГ m

го 2

i

275

Составлено авторами

1 Центр стратегических разработок, Высшая школа экономики. Доклад: Двенадцать решений для нового образования https://kai.ru/documents/ 10181 /б946092/Доклад_образова н ие. pdf

отсутствие или слабость систем поддержки и развития предпринимательских установок и компетенций учащихся / оторванность от современного уровня науки и технологий

отсутствие или снижение инновационной активности университета, отток наиболее амбициозной и квалифицированной части молодежи из региона, снижение ценности успуги для региональной власти и населения

По нашему мнению, одним из основных инструментов, направленных на устранение причин возникновения потерь в основных производственных процессах, является использование проектных методов управления - разработка и реализация проектов, направленных на внедрение современных технологий, позиционирование университета в регионе, развитие связей с промышленностью и бизнесом. Непременным условием при этом является обязательное вовлечение в проектную деятельность преподавателей, научных сотрудников и обучающихся.

Потери во вспомогательных процессах (табл. 2) связаны с несоответствием системы управления решаемым задачам и поставленным целям, использование устаревших технологий управления и недостаточной квалификацией персонала.

Таблица 2 - Причины и последствия потерь в вспомогательных процессах организаций высшего образования

Потери Причины Последствия

Перепроизводство (л редоста в пение большего количества информации, чем требуется) неумение руководителей ставить задачи, сотрудников работать с информацией / низкая квалификация персонала дублирование выполняемых функций, повторная работа с документами, составление отчетов, которые никто не читает, хранение устаревшей информации

отсутствие или ппохая работа отсутствие регламентов, подготовка системы менеджмента каче- не предусмотренных регламентами ства вуза ! ненастроенный отчетов и документов операционный процесс

Потери времени (приостановка деятельности) административные барьеры и отсутствие (ппохая работа) системы электронного документооборота / ненастроенный операционный процесс увепичение времени на процессы согласования и продвижение документов, необоснованные совещания, повторная работа с документами

Потери из-за лишних запасов (желание подстраховаться от возможного брака) оценка деятельности вуза по формальным параметрам / излишняя стандартизация процедур оценки большое количество отчетности, нарушение ритмичности работы и перегрузка персонала, напряженность в коллективе

отсутствие ипи формальное применение цифровых техно-пот й управления / применение устаревших технологий управления привлечение преподавателей к выполнению не свойственных функций (организация закупок, планирование и проведение не учебных мероприятий и т.д.)

Потери из-за переделок отсутствие дисциплины и заинтересованности в конечном результате 1 ненастроен ный операционный процесс незавершенные проекты, искажение информации, повторная подготовка документов и отчетов, потери времени

Составлено авторами.

В конечном итоге, потери во вспомогательных процессах приводят к необоснованному росту численности вспомогательного персонала. Одним из ключевых инструментов повышения эффективности использования трудовых ресурсов организации и увеличения

Продолжение та б л* 1 производительности труда работников является нормирование труда, МГТУ им, Н.Э. Баумана первым разработал, апробировал систему нормирования труда университета и опубликовал её в качестве методической поддержки образовательным организациям. Нормирование численности является обоснованием наличия штатных единиц, в том числе вспомогательного персонала, в штатном расписании организации [7].

Считается, что через нормирование возможно обосновать количество ставок того или иного персонала и тем самым подтвердить потребность в численности персонала. Работы по нормированию в МГТУ им, Н.Э. Баумана выявили избыточность ставок персонала во вспомогательных процессах, численность административных подразделений оказалась завышенной, как следствие, были определены резервы фонда оплаты труда. Распоряжением Правительства РФ от 30.04,2014 г. № 722-р установлено соотношение численности по категориям персонала в целом по отрасли "Образование" как для вузов, так и для иных образовательных учреждений, что на некоторое время остановило необоснованный рост штата не основного персонала, однако, жизнь показала, что бюрократическая система приспособилась к ограничениям, а практика нормирования применяется формально. Возможно, решение проблемы лежит в более широком применении аутсорсинга для реализации вспомогательных функций.

Подводя итог рассмотрению причин и последствий потерь в основных производственных и вспомогательных процессах организаций высшего образования, необходимо отметить, что переход от модели мзссового (конвейерного) производства к индивидуальному предъявляет повышенные требования к системе управления университета и к делает необходимой создание единой информационной системы, объединяющей информацию о всех сферах деятельности университета, пре-

подавателях, обучающихся и запросах работодателей, что позволит использовать в процессах управления достижения современных технологий основанных на обработке "больших данных" и применении искусственного интеллекта.

Литература:

% Что такое цифровая экономика? Тренды, ком петенции, измерение [Текст]: докл. к XX Апр. меж дун а р. науч. коиф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Г. И. Абдрахманова, К, О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 82 с, URL : https://conf.hse.tu/mirror/pubs/share/ 262126147 (дата обращения 01.07.2019)

2. Envisioning the Future of Education and Jobs: Trends, Data and Drawings. OECD 2019, - 20pp. URL : http://www.oecd.org/education/Envisioning-the futu re-of-e du cation-and jobs, pdf (дата обращения 01.07.2019}

3. Косенок С.M,, Грошев, А.Р. Университеты в глобальном образовательном пространстве/ Архитектура университетского образования: совре-

менные университеты в условиях единого информационного пространства: сборник трудов III Национальной научно методической конференции с международным участием, Часть ! / под редакцией проф. И.А. Максимцева. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2019. - С. 61-67.

4. Грошев А.Р., Каратаева, Г.Е. Лин-технологии как ресурс модернизации образования // Высшее образование в России. - 2018, - №>8, - С. 30-37.

5. Грошев А.Р., Каратаева Г.Е, Лин технологии в реализации индивидуально-ориентированной модели высшего образования // Высшее образование в России. - 2019.

6. Соколкин A.B. Производство перепроизводства в профессиональном образовании // Система образования и технологии бережливого производства: материалы очно-заочной региональной научно-практической конференции (Нижневартовск, 31 марта 2017 года) / отв. ред. A.B. Коричко. - Нижневартовск: Изд во Нижневарт. гос. ун-та, 2017,-С. 48-52.

7. Озерова И.Б. Нормирование труда {части 1,2)// Советник бухгалтера. URL: https://www.referent.ru/ , 40/10361 :

05

т—I

о си

-О о. ш

СС

ь-

LU

о

аГ m

го 2

КА

THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE AGRARIAN SECTOR IN THE SPA T!AL ECONOMY BAIKAL REGION

Dorzhieva Elena Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor

Zhaharaeva Ekaterina Aleksandrovna, PhD of Economics, Associate Professor

East Siberia State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Republic of Buryatia

Dugarzhapova Marina Abramovna, PhD of Economics, Associate Professor, Buryat State University, Ulan-Ude, Republic

of Buryatia

The article examines development trends of the agricultural sector of the constituent entities of the Russian Federation included in the Baikal region, assesses the competitiveness of agriculture of the Republic of Buryatia, Zabaykalsky Krai and the Irkutsk Ob/as t, considers promising areas for the development of the agricultural sector of the Baikal region as an essential element of spatial regional development. Considering a modern vector of development of global economy and global trends to ecologization, Baikal region is capable to become the testing ground for the development of a green economy in Russia based on the formation ofagroecological dusters, which activity is directed to decrease in the accompanying environmental risks, threats and effects for the Baikal sotsio-eko/ogo economic system.

Keywords: Baikal region; spatial economy; agricultural sector; agricultural dusters; competitiveness; interregional projects.

РОЛЬ И МЕСТО АГРАРНОГО СЕКТОРА В ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА *

В статье исследуются состояние и тенденции развития аграрного сектора субъектов РФ, входящих в Байкальский регион, проводится оценка конкурентоспособности сельского хозяйства Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, рассматриваются перспективные направления развития АПК Байкальского региона как существенного элемента пространственного регионального развития. Учитывая современный вектор развития глобальной экономики и мировые тенденции к экологизации, именно Байкальский регион способен стать полигоном развития "зеленой" экономики в России на основе формирования агроэкологических кластеров, деятельность которых направлена на снижение сопутствующих экологических рисков, угроз и последствий для Байкальской социо эколого-экономической системы в целом.

УДК 330.111.44 ВАК РФ 08.00.05

бДоржмева ЕВ., 2019 ФЖалсараееа Е.А., 2019 бДугаржапова М.А., 2019

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта N"19-010-00906А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.