Научная статья на тему 'Ликвидация и восстановление национальной государственности калмыков: политико-правовой аспект'

Ликвидация и восстановление национальной государственности калмыков: политико-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Национальная политика и национальные отношения»

421
34
Поделиться
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ. НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ. ЛИКВИДАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. ДЕПОРТАЦИЯ. АНТИКОНСТИТУЦИОННЫЕ УКАЗЫ. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ФЕДЕРАТИВНОМ ГОСУДАРСТВЕ. СЛОЖНОСТИ ВСЕСТОРОННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ КАЛМЫКОВ И ДРУГИХ НЕЗАКОННО РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ. ЛЕГИТИМНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политике и политическим наукам, автор научной работы — Тугуз Хусен Ибрагимович

В 1943 году национальная государственность калмыков произвольно была ликвидирована, приписав всему народу, сотрудничество с фашистскими оккупантами отдельных лиц и групп населения. Калмыки тотально были депортированы и рассеянны по всей Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии. Народ фактически был поставлен на грани физического уничтожения. Даже запрещалось обучение на родном языке. В работе рассматривается правовой аспект ликвидации и восстановления национальной государственности калмыков с их возвращением на родную землю. Используются политико-правовые и юридические документы высших органов государственной власти, которые подвергаются всестороннему анализу в плане их легитимности на момент их запуска в правовое поле.

Текст научной работы на тему «Ликвидация и восстановление национальной государственности калмыков: политико-правовой аспект»

УДК 323.1; 327.39 ББК 66.5(2Рос)

Т 81

Х.И. Тугуз

Ликвидация и восстановление национальной государственности калмыков: политико-правовой аспект

Аннотация:

В 1943 году национальная государственность калмыков произвольно была ликвидирована, приписав всему народу, сотрудничество с фашистскими оккупантами отдельных лиц и групп населения. Калмыки тотально были депортированы и рассеянны по всей Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии. Народ фактически был поставлен на грани физического уничтожения. Даже запрещалось обучение на родном языке. В работе рассматривается правовой аспект ликвидации и восстановления национальной государственности калмыков с их возвращением на родную землю. Используются политико-правовые и юридические документы высших органов государственной власти, которые подвергаются всестороннему анализу в плане их легитимности на момент их запуска в правовое поле.

:

Государственность. Национальная государственность. Ликвидация государственности. Депортация.

. - -дарстве. Сложности всесторонней реабилитации калмыков и других незаконно репрессированных народов. . .

,

значительный исследовательский материал по всем депортированным народам. По заявленной же нами проблеме выделяется книга проф. Убушаева В. Б. « Калмыки: выселение и возвращение (1943-1957 гг.)». Элиста, изд-во «Санан», 1991, 95 стр.), в которой раскрывается о тяжелых условиях депортации и жизни калмыков, на исследовательском материале и на его личных наблюдениях. «Детская память, пишет он, - оставила мне навсегда жуткие «вагонные» впечатления: мать безутешно рыдает над умирающим ребенком, по утрам в вагоне натыкаешься на окоченевшие трупы, укутанный всяким тряпьем человек медленно погибает от дистрофии... Никогда не забуду, как в Сибири через некоторое время после поселения в глухой деревушке умирала, простудившись по дороге, моя единственная четырех,

, , -чи работать на полях колхоза» (В. Убушаев. Ук. соч., с. 16). Он, будучи ребенком, хлебнул сполна горе депортации и потерю родных в Сибири. Его книга и до сих пор служит богатым научно-фактическим материалом о жизни калмыков вдали от Родины. Теперь его сын, продолжая исследования отца, написал кандидатскую диссертацию в освещении этих проблем.

А автор данной статьи, участник Сталинград, , , , Крыма и их освобождения. Он свидетель выселения репрессированных народов и видел эту трагедию изнутри и поражался варварской депортацией и попранием всех основополагающих законов Советского государства о правах народов и граждан в защиту их жизни и незыблемости закрепленной за ними национальной государственности в рамках Союза Советских Со.

только для засвидетельствования антиконституционных и антинародных актов насилия над калмыками и другими народами. К сожалению, сегодня еще не за-

- -

тация некоторых народов, в том числе и калмыков.

Касаясь актуальности рассматриваемой нами темы,

. . -

но отмечает: «Многое из сделанного требует серьезного

, -

го, не выдержав проверки временем, нуждается в пересмотре или корректировке. Позиция авторов, односторонне и упрощенно объяснявших явления прошлого, не может удовлетворить современников. Сегодня велика потребность в объективных исследованиях, адекватно отражающих прошлое, и в критическом осмыслении, принимавшихся по отношению к «накшанным» народам в 40-е годы правовых актов высших органов государственной власти и управления, в отказе от однозначных оценок .

в юридической литературе последнего времени. Необходимо исследователям скрупулезно изучить и правдиво отобразить вопросы депортации и правовой реабилитации калмыцкого народа с тем, чтобы впредь не допустить депортации целых народов и избежать безвинных жертв

». ( .

. -

ный университет. На правах рукописи. « Депортация и правовая реабилитация калмыцкого народа: историко-правовые аспекты (1943-1991 гг.)». Специальность 12. 00. 01 - теория и история права и государства; история , -пени кандидата юридических наук. Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор С.Н. Медведев. Ставрополь. 2003. Машинопись, 216 стр.). Диссертант использовал большой источниковедческий материал

, , - -

,

и в начале реабилитации калмыцкого и некоторых других народов Советского Союза. Дается значительная архивная и печатная библиография. Для новых исследователей, аспирантов и студентов, имеется удачная подборка политико-правовых и исторических документов.

История калмыцкого народа, его территориальные , -ческой этнической депортации. Калмыки (самоназвание -)

Монголии. В ХШ-Х1У вв. они входили в состав военнофеодальной империи чингизидов. Во второй половине XIV века четыре племенных союза западной ветви монголов заключили между собой союз <Дербен ойрат» -« ».

- .

« »,

- « ».

боролись калмыки за свою государственную независи-

- . 1440 -

, , , , чтобы разгромить своих извечных угнетателей. (См. «^ангар» калмыкий народный эпос. Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1989, СС. 5-6). Сформировалась .

эпос «^ангар». Во второй половине XV в. Калмыцкое ханство распалось, а в XVI в. вновь объединились в союз «Дербен - ойрат» («Четыре ойрата»), которые стали предками современных калмыков. Ойратское (^^нга-ское) ханство просуществовало с 30-х годов XVII в. до 1757 г. и получившие название «кадмыки» переселились в Россию. В 1632 г. они появились в Поволжье. Постепенно продвигаясь на Запад, калмыки заняли мало населенные степи по нижней Волге, Дону и Манычу. Еще в 1634 г. калмыки напали на Больших ногай, которые переселились на правобережье Волги, где стали кочевать с но, . Приняв калмыков в добровольное подданство, русское правительство стремилось использовать их для охраны южных границ. Однако притеснения царской администрации привели к тому, что в 1771 году большинство калмыков откочевали из пределов России в Китай. Это была вынужденная само депортация калмыков, спровоцированная царизмом и местной феодальной знатью. Оставшихся около 13 тысяч кибиток (&лее 50 тыс. )

(существовала с 1717 г.), а калмыцкое ханство было ликвидировано. Во второй половине XVIII в. Царское правительство депортировало часть калмыков на Урал (Орен-), . -

.

Донского с зачислением в казачье сословие.

Но самое бесчеловечное в экономической политике царизм совершил в 1806 году, когда были отодвинуты 10-

и на 30-40 верст от Каспийского моря. Калмыки были

,

сильно подорвало экономическую жизнь народа, который

все более стал нищать (См. СИЭ, М., 1965, т. 6, с. 862).

. 1917 . 75

процентов калмыков вообще не имела скота. Народ вы.

Этническая депортация имеет древнее происхождение и по своей природе антинародна, вне зависимости от , , . -тельна и бесчеловечна для репрессированного народа, этническая психология которого веками, а то и тысячеле-, . Особенно это просматривается на примере израильтян и .

Но трудно преодолимым барьером на пути восстановления исторической справедливости всегда встают узко национальные интересы других народов, или их неко-

,

причастны к конкретной этнической депортации, когда их вовлекали на выселение соседей, или в прошлом имели ( ). -, -товской области в праве немцев, после их реабилитации, на восстановление своей национальной государственности на исторической родине, или отказ астраханцев вернуть калмыцкому народу территорию Приволжья и При-каспия (Лиманский и Приволжский районы)? Почему осетины зажали в кровавый кулак ингушскую этническую территорию - Пригородный район? Это были издержки к полной реабилитации возвращенных к местам прежнего проживания предательски репрессированных некоторых советских народов в годы Великой Отечест-.

Безусловно, необходимо учитывать, в какой внутренней и международной ситуации произошла депортация. Шла жесточайшая война с германским фашизмом, чья армия вторглась на территорию исторического расселения этих народов, когда обнажились не только классовые и национальные позиции этносов, но и каждого человека В сложной ситуации того времени, в условиях которых происходила антиконституционная депортация наро-,

тактических просчетов кремлевских правителей в борьбе с германским фашизмом. Искали своего рода козла от, -ным германским фашизмом заколебался идеологический барометр у значительного числа граждан всех националь-,

-

режима или потери жизненного ориентира в тумане кро-. .

В Указе Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР» от 27 декабря 1943 года утверждалось: (Мчтгьюая, что в период оккупации не-

Калмыцкой АССР многие калмыки изменили Родине, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, предавали немцам честных советских граждан, захватывали колхозный ,

организовывали банды и активно противодействуют органам Советской власти по восстановлению разру-

шенного немцами хозяйства, совершают бандитские налеты на колхозы и терроризируют окружающее население» (ЦГАОР СССР, СО. Подлинник). И далее сле-: «1. , -рии Калмыцкой АССР пересилить в другие районы СССР, а Калмыцкую АССР ликвидировать. СНК СССР наделить калмыков в новых местах поселения землей и оказать им необходимую государственную помощь по

» ( ).

, -зов по выселению народов, штампованно повторялись таким же образом. Но понятие «многое» не есть половина и даже четверть любого этноса Поддержка фашистских оккупантов со стороны отдельных граждан, некоторой , , территория была временно захвачена фашистскими оккупантами, которые создали РОА (^сскую освободитель-

- ), -визии из выходцев Прибалтики и Украины, Калмыкии, отдельные карательные отряды из выходцев некоторых малых народов СССР. Это явление было всеобщим. Сказывались результаты подрывной деятельности фашизма против советских народов и следствие продолжавшегося 1917

. .

Их игнорировать нельзя.

Этнические депортации в СССР имеют свою специфику и с позиции экономики, национальной политики и советской морали трудно объяснимы. Когда решалась судьба наших народов и всего человечества граждане многонациональной страны стали железной стеной на защиту общей Социалистической Родины и отважно сражались с фашистскими войсками. Американская писа-

- « -», 1945 - :

«По странной иронии судьбы, первые красноармейцы, упомянутые в берлинской прессе за <щмасшедишй ге», , , народности из дельты Волги, страдавшей от различных завоевателей на протяжении тысячи лет Наци-« » , какой-то непонятной причине из этой «низшей расы» вышли герои войны». Она была права. Именно так и .

Тяжкие же обвинения калмыцкого народа чуть ли не в поголовном сотрудничестве с гитлеровскими оккупантами и предательстве Родины, выдвинутые в Указе Пре-

27 1943 -

да, не выдерживают никакой критики. Они являются абсолютно огульными и сфальсифицированными. Никакой всеобщей измены и предательства со стороны калмыков, как единого этноса, не было и в помине. Достаточно ска, -пирована немцами четыре с половиной месяца Почти все мужское население (&лее пятидесяти тысяч человек), способное носить оружие, находилось на фронтах Великой Отечественной войны и проливало кровь, защищая .

жестокого террора и насилия. Только в балке Гашун под

800 -

стрелянных советских граждан. Всего же было уничто-

20 -нопленных. Однако и в этих условиях население Калмыкии оказывало оккупантам сопротивление. На оккупированной территории республики действовали 13 партизан. , -ный урон врагу. Их именами названы улицы и учебные заведения: Элистинский медицинский колледж им. Тамары Хахлыновой, улицы Клыкова, Хейчиева, Косиева и другие. (См. газеты «Сельская жизнь» www.sgazeta.ru < №12 (23132) > <16 февраля 2006 года >).

На завершающем этапе войны на фронтах находилось 15-20 тыс. калмыков, из которых 5 человек стали Ге. 1943 -

ровцы откатывались на запад, и наступил явный перевес в пользу Советской Армии, тогда, по трудно объяснимой логике, в глубоком тылу, откуда фашистов изгнали, началась полоса этнической депортации. Первыми были выселены карачаевцы (1- 2 ноября 1943 г.), 28 декабря очередь дошла до калмыков. Операция по выселению калмыков проводилась под кодовым названием «Улусы» (« » - . .). , , поселках и городе Элисте в дома калмыков вошли по трое военных из войск НКВД - НКГБ и объявили, что по указу Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 года Калмыцкая автономная республика отныне ликвидируется. А все калмыки как изменники и предатели выселяются в Сибирь. Многие калмыки мало что поняли, из прочитанного наспех пришедшими военными. Да и что могли уразуметь плохо знающие русский язык старики, женщины и малые дети, оставшиеся тогда в большинстве калмыцких семей, но одно запомнили точно: их, калмыков, выселяют по Указу, подписанному самим М. И. Ка» ( . .

1. 1. : . документов и материалов. Элиста, Калмыцкое книжное , 1993, .6).

использовано 48 железнодорожных эшелонов на 26.359 семей (93.159 чел.). На подобные цели были отвлечены от нужд фронта и тыла сотни эшелонов для перевозки репрессированных народов. Дома, имущество, скот, сады, недвижимая собственность были конфискованы.

В разработанной Инструкции по депортации калмы-,

Калмыцкой АССР по национальности калмыки, в том числе коммунисты и комсомольцы, работники партийных и советских органов вместе со всем калмыцким населением и якобы для проведения соответствующей работы в новых местах расселения. Женгцины-кадмычки, состоящие в браке с лицами другой национальности, не выселя-, , браке с калмыками, выселялись на общем основании. О тяжелом положении русских женщин, ставших женами , , войны, жена калмыка-фронтовика: «В войну моего му-жа-офицера отозвали из действующей армии, потому что он калмык. Я русская, жена его, поэтому и меня отправили на Урал.., в Новосибирскую область ... и на Сахалин. Находились на спеиучете. На Сахалине мы жили и работали в Тамаринском районе Комендант у нас был зверь-зверем, а то и хуже - страшнее Особо жестокие издевательства от коменданта достава-

, .

, , , , , что я русская, а муж - калмык Однажды я везла свою больную дочь к врачу, комендант остановил поезд, вырвал у меня из рук девочку и выкинул из вагона на кучу .

и правая рука. Сейчас дочь взрослая, инвалид 1-й груп. ,

такмного, что их трудно все перечислить...» (Цит. по .: : (1919

- 1952 годы). В 3-х ТОМАХ, ТОМ 11. Российский Международный фонд культуры. Москва «Инсан», 1993, . 66-67). -

новления СНК Союза ССР N 1432/425 от 28 декабря 1943 . 25000

, 20000 . - -

.

ГУЛАГа НКВД СССР полковник госбезопасности Мальцев 23 февраля 1944 г. докладывал: «По состоянию на 23 февраля 1944 г. всего расселено калмыков - 92968 чел., из них : в Омской обл. - 27069 чел., в Новосибирской обл.-16436 чел., в Алтайском крае - 22212 чел., в Красноярском крае - 24998 чел., Казахской ССР - 2268 чел. (См. ГАРФ.Ф.Р-9479.0П.1.Д160.Л.125-127. Цит. по: Н. Бугай, . 20-50- : -

).

. 10 15 . . -

ленцев они были самой большой колонией. Вообще калмыки оказались одним из самых разбросанных народов.

( ). Представляет правовой и юридический интерес Инструкция о порядке организации депортации и механизме доставки к месту назначения калмыков.

В организационной части Инструкции, в частности, :

1.

руководят представители НКВД СССР. Для приема имущества и разрешения всех хозяйственных вопросов в районы направлялись на весь период операции специальные уполномоченные краевых и областных исполкомов.

2.

прочего имущества создаются специальные комиссии в масштабе республики и районов, высылаются уполномоченные во все населенные пункты.

3. ( - . .)

хотонах (населенные пункты - Х.Т.) непосредственно осуществляют участковые уполномоченные, утвержденные заместителем наркома внутренних дел СССР. По распоряжению участковых уполномоченных выделяется соответствующее количество оперативных работников и

.

4. , , -

2-

,

выселению 3-х семейств. После доставки на сборный пункт первых трех семейств опергруппа едет за осталь-.

5. ,

-

,

НКВД — НКГБ, выделяется оперативная группа в соста-

2-

войск НКВД на каждые 2 человека, подлежащих аресту.

6. -лом операции оцепить населенные пункты, организовать войсковые засады в балках и на тропах, ведущих в соседние районы по заранее разработанному плану. Вышеуказанные работники обязаны прибыть к местам назначения заблаговременно...

В Инструкции НКВД СССР был определен порядок « ». -ла проводиться одновременно и повсеместно, с рассветом рано утром с тем, чтобы вывезти до наступления темноты основной состав спецконтингента на железнодорожные .

группы должны были первым делом произвести тщательный обыск и изъять, если имелись, огнестрельное и , -шуюся иностранную валюту.

В перечне Инструкции разрешалось выселяемым взять с собой продовольствие, мелкий бытовой и сельско-

100 -мьи, но не более 500 кг на выселяемую семью. Деньги и бытовые драгоценности изъятию не подлежали.

Подробно был расписан весь распорядок перевозки спецконтингента на железнодорожном транспорте. Во,

2, 40 -

, 6 -нов для погрузки имущества выселяемых. Поезд должен был комплектоваться таким образом, чтобы был в каждом эшелоне один вагон для караульного конвоя и один санитарный (^авда, в пути следования этот вагон служил в основном для содержания умерших в дороге спецпересе-,

- ).

-,

обеспечивался специальным конвоем войск НКВД чис-40 . -

направлялся один оперативный работник НКВД-НКГБ, при котором находилось несколько сотрудников для свя-. - ,

конвоя войск НКВД был обязан расставить караул как при стоянках эшелона, так по пути следования спецкон-

,

всяких бандитских элементов. В-четвертых, питание спецпереселенцев-кадмыков рассчитывалось производиться в специально установленных пунктах - в железнодорожных столовых и буфетах на станциях. Горячая пища должна была выдаваться один раз в сутки и кипяток . -. -цев органам НКВД-УНКВД по приказу наркома предписывалось выдавать начальникам эшелонов аванс, исходя из продолжительности нахождения эшелона в пути. В,

на каждый эшелон выделялся врач и две медсестры с необходимым инструментарием и медикаментами. ^нст-« . ». 1 -

ря 1943 года Замнаркомом внутренних дел Союза ССР Серовым. (См.: Ссылка калмыков: Как это было. Сб. документов и материалов. Ук. соч., СС. 25-28).

Как видно из содержания документа он составлен по форме с соблюдением некоторых правовых «норм» транспортировки людей на железнодорожном транспор-, -ления народа в холодную зиму в Сибирь, когда многие не , ,

. « » : «В ночное время разрешается для обогрева детей разжечь костер» (с.27). По словам, многих выселенцев, они , .

В нами изученных закрытых материалах и документах ВС СССР и ВС РСФСР, других государственных ,

, ,

,

,

,

национального достоинства Калмыки, в коллективном письме, на имя Ворошилова К. Е., Председателя Президиума ВС СССР, писали: «Многие у нас в 1944 и 1945 гг. погибли от холода и голода. Особенно пострадали от климатических условий Сибири и поныне страдаем заболеванием легких (щб^кулезом). Многие потеряли своих родных (сыновей, дочерей, отцов и матерей) и до сих пор не могут увидаться со .

от Сахалина до Узбекистана. Мы находились на .. ,

выехать в край с направлением районного врача без

,

сопровождал тогда, когда наберется группа 8-10 человек. Таким образом, люди болели и, не лечившись, умирали» (^тайский край, село Краюшкино, 13 октября 1956 года). Во многих письмах выражалась надежда на перемены условий спецпереселенцев, и в конечном итоге на реабилитацию». (ЦГАОР СССР, СО. ПодЛйиниіф проблемах говорилось в записке комиссара внутренних дел СССР Меркулова от 18 1944 г. на имя Л. Берия: «Кадмык Сармуткин Санжи, бывший прокурор, в разговоре с бывшим председателем райисполкома и секретарем райкома ВКП(б) Мукаевым, заявил: «Правительство, не разобравшись, кто виноват, и кто не ви, . Если мы будем жить так, как сейчас, то ни одного , ». : « -жение спецпереселенцев хлебом и продуктами питания , -ны. Большая скученность, вшивость, отсутствие медикосанитарного обслуживания и систематическое недоедание привели к эпидемическим заболеваниям и большой

». ( . .: « -мыков: как это было. Сб. документов и материалов. Ук. соч., С. 151). В 1945 году по официальным данным кал-мыков^пецпоселенцев умерло 3735, а родилось всего 351 человек. (Там же, с.228). Здесь комментарии излишни, настоящий концлагерь. Всего с 1945 по 1950 гг. умерло калмыков 15206, а родилось 7843 чел.

, -

литация здоровья калмыцкого народа Так, по данным

2003 -

лезней органов дыхания выросла на 34,3%. Распространение туберкулеза среди калмыков рассматривается в республике как угроза этносу в целом На наш взгляд, Федеральный центр должен принять экстренные меры медико-профгаактического порядка с полным материальным обеспечением больной части населения, создав

- -ные центры страны. Это долг государства

Особые сложности представляла вторая волна де-

- -. ,

, -жаться и погибали за Родину. Офицеры и солдаты калмыки были интернированы в Астрахань и оттуда и развезли их: в Новосибирск и Ташкент офицеров, а красноармейцев на строительство гидроэлектростанции в Пермскую область. Как вспоминает в научном докладе Иванов МЛ., калмык, отозванный с фронта и работавший там: «Лагерное начальство боялось калмыков, которые слыли отча, -го числа фронтовиков, понюхавших пороха с начала Великой Отечественной войны. Руководство лагеря не исключало попыток массового побега калмыков и принимало меры для его предотвращения. Это предположение , -

, , -

воевали до дня Победы. Те из них, которые были задержаны на пути к фронту, возвращались в лагерь и подвергались осуждению на 8-10 лет» Щит. по кн.: Репрессированные народы: история и современность (Материалы 11

), , 1994,

. 46). ,

, .

С фронтов забирали военнослужащих всех депорти-.

много боеспособных дивизий, которые нужны были 1943-1944 . -

ма в пользу Красной Армии военно-^атегических ре. -сеяны в районы Сибири и Дальнего Востока, в Киргизию . -ния не заставали своих родных. Так, карачаевец С.Т Кур, , -Казахстанскую область, узнал, что вся его семья из 11 че-

- 9 .

Преобладающая детская смертность и низкая рождаемость на корню уничтожали репрессированные народы.

,

отношение к фронтовикам, объявленными, «врагами со». -ски продолжали защищать общую социалистическую Родину и не хотели уходить из зоны боевых действий. Они были верны присяге данной Родине и своему граждан.

13 -

, .

предел долготерпению режима депортации. Началась по-

степенная реабилитация репрессированных народов. Заработал правовой аспект трудной и сложной многосту-.

(№134/33) от 17 марта 1956 года «О снятии ограничений в правовом отношении с калмыков и членов их семей, находившихся на спецпереселении» отмечалось, что, калмыки, выселенные в 1943-1944 гг. из бывшей Калмыцкой АССР и Ростовской области снимались со спецпереселе-ния, но второй последний пункт гласил: «Установить, что снятие с калмыков ограничений по спецпереселе-нию не влечет за собой возвращение их имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда они были выселены» (Подлинник. Точно с такой же формулировкой были изданы указы и по другим депортированным народам. Реакция была у всех ошеломляющей, ибо вновь подтверждалась «вечность переселения». Но репрессированные народы с такой издевательской формой «сштия ограничений в правовом отношении» не могли мириться. Посылались письма в Президиум ВС СССР и другие центральные органы власти. В них просили восстановить историческую справедливость и национально-государственные ,

регионах сограждан своего этноса. Репрессированные народы этим подталкивали виновников депортации, чтобы они опомнились и делали новые шаги в деле их полной .

Однако, следует заметить, что, когда карачаевцы из разных мест в своих посланиях требовали возвращения только на Родину и восстановления национальной авто, -, -голоском древне кочевого образа жизни являлось их согласие на любой район страны, где были бы климатические условия помягче, но лишь бы вновь в свою автономию. Их согласие на любое место, когда возврата на родину по указу не разрешалось, положило бы начало возрождению и собиранию калмыцкого этноса, разорванного на небольшие группы, расселенного по всей Сибири и до . -вительственные органы были правы. Ведь ни один репрессированный народ так злодейский не был разорван и разбросан по всей стране.

Наступил новый этап реабилитации. Указом Президиума ВС СССР /№149/Ш от 9 января 1957 г. признавалась необходимость восстановления автономии кал,

27 декабря 1943 года и от 15 марта 1956 года. Запрет на возвращение на прежнее место жительство был снят. Но восстанавливалась не автономная республика, а образовывалась автономная область в составе Ставропольского края РСФСР по Указу Президиума ВС РСФСР. Таким , -

шали калмыцкий народ прежней формы национальногосударственного образования - АССР. Более того, в территориальном отношении была перекроена карта размещения калмыцкого этноса Повторился 1806 год. Имперские амбиции сработали в старом варианте. Лиманский и Приволжский районы были оставлены в составе Астра. -

. -

щению незаконно отторгнутой и жизненно важной для . -блему нельзя считать, что произошла полная реабилитация незаконно репрессированного калмыцкого народа.

29 июля 1959 года Президиум ВС СССР утвердил Указ ВС РСФСР о преобразовании Калмыцкой автономной области в Калмыцкую АССР. Этот политикоправовой акт был справедливым и имел важное политическое и юридическое значение. Но по-прежнему территориальная целостность не восстанавливалась, и вновь игнорировалось мнение Ставропольского крайкома КПСС и исполкома крайсовета о необходимости возвращения Калмыкии Приволжского и Лиманского .

.

1920

,

, , , , 22 октября 1935 года о преобразовании Калмыцкой автономной области в АССР, закрепленное в Конституции СССР 5 декабря 1935 года, в которых каждый раз подтверждалось вхождение Лиманского и Приволжского районов в состав Калмыкии, никакими юридическими актами не было отменено, а не конституционные акты о депортации незаконно репрессированных народов в их полном объеме были отменены. Главное из них: Постановление Верховного Совета СССР «

Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов , -лению и обеспечению их прав» от 7 марта 1991 г., в котором признавалась незаконность ликвидации «некоторых национально-государственных образований» и Закон РСФСР «О реабилитации репрессироввнных народов»,

26

1991г., где в ст. 6 зафиксировано: «Реабтитация репрессированных народов означает и осуществление их права на восстановлении территориальной целостно, -литики насильственного перекраивания границ, на вос-

- -ний, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством». Этот Закон усилил право репрессированного народа на вос-ста10@тпщ тющвнттватвррштрщялтшвршящ»-гих репрессированных народов, не исполнение этого Закона ведет к явным нарушениям важнейших статей Конституции РФ, а именно: Ст. 19. п. 1 Шее равны перед законом и судом», п. 2. «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от , , , , , имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других об.

прав граждан по признакам социальной, расовой, нацио-, ». Ст. 55, п. 2. «В Российской Федерации не должны изда-, -

боды человека и гражданина»; п. 3: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравствен, , , обеспечения обороны страны и безопасности государст-»; . 69: « -

ренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации». Следовательно, Президент, как гарант «Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина» (Ст. 80, п. 2.) должен обеспечить выполнение Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов», учитывая, что «чтовек, его права и свободы являются высшей . ,

свобод человека и гражданина - обязанность государ» ( . 2 , принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

,

прав человека и гражданина любой расовой и этнической принадлежности и дело за их неукоснительным соблюдением со стороны государства и самих основных субъектов права - человека и гражданина Возникает вопрос, почему при наличии множества политико-правовых и юридических актов до сих пор полное восстановление территориальной целостности депортированных народов ? , -, -,

причины межэтнических конфликтов? Скорее всего, эта затяжка и есть определенная этническая политика, но она, к глубокому сожалению, не отвечает интересам многонационального федеративного государства

Многострадальный калмыцкий народ немало бедст-

« ». поисках среды обитания, отвечающей этническим тради-,

.

с царской империей, с Советским Союзом и с современной Российской Федерацией. Три различных политических систем и режимов определили его этническую судь-. , -гачева калмыки были депортированы. При Советской власти беспричинно репрессирован и был разбросан от Урала до Дальнего Востока В современной Российской , -

, ,

и правовой реабилитации, не принесено официальное государственное извинение за антиконституционное заключение всего народа в специальные поселения, своего рода лагерей особого типа, лишавших их элементарных гражданских прав и свобод только по признаку этнической .

,

, -

, -

ней реабилитации репрессированных народов.

Вообще, в XX веке на долю калмыцкого народа выпали немало трагических испытаний. В 1919 г. в составе

« ». 1943 г. - поголовную депортацию, в результате кото, -, -следующим дисперсным проживанием. Такое положение не только убивало этнос физически, но обусловило и утрату родного языка Примерно треть калмыков погибла во время депортации (ср.: перепись 1939 г. -140 тыс. калмыков, перепись 1959 г. - 106 тыс. чел.). Довоенная численность - 147 тыс. чел. была восстановлена 1979 . ,

возрождения для калмыцкого народа настолько актуаль-, -ния и сохранения этноса.

В последние годы между Калмыкией и Астраханской областью складывается конфликтная ситуация, основанная на стремлении определенных сил Калмыкии вернуть свои исконные земли и не желании администрации Астраханской области эти земли возвращать. Речь идет в основном о двух районах - Приволжском и , 27 1943 .

,

АССР и образовании Астраханской области в составе , 7 -

, -. ,

Российскому радио распространялся сюжет о том, что

-

конфликтов на юге России, но может перестать быть та, -седней республики постоянно предъявляют к области необоснованные территориальные претензии. Такие заявления вполне могут породить конфликт между калмыками ,

справедливое требование калмыков о выполнении Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов». Необходимо искать толерантные пути и способы преодоления возникших противоречий, в результате преступной

1943 .

совместное интервью для СМИ Кирсана Илюмжинова ^адмыкия) и Александра Жилкина (Ас^ахань) о проведении мероприятий в рамках подготовки к празднованию 400в состав Российского государства. (ЬЬНр/^оуетогаи/ ге^оМе=йо8).

Вся трагедия депортации и слабости механизма реабилитации заключается в том, что политико-лавовые и юридические их основы этнополитический и этнопсихологический должным образом не прорабатывались и с учетом возможных отрицательных последствий не просчитыва-. -, -ской и социалистической идеологии и природу братского единства и дружбы народов, которая еще больше крепла в годы тяжелой борьбы с общим врагом - германским фашизмом. Режиссеры антиконституционных и античеловеческих акций объективно работали на разрушение десятилетиями созданного великого братства народов, основы всех побед над врагами человеческой цивилизации.

Декларация ВС СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» (от 14 ноября 1989 года), его же Постановление об отмене законодательных актов в связи с этой Декларацией (от 7марта 1991 года) и Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» (от 26 апреля 1991 года) - еще до конца не действуют. Основополагающая ст.6 . , -док со стороны завладевших чужими землями и территориями некоторых этносов - малых и больших. Так, до сих пор не восстановлена отдельная автономия карачаевцев, а ингушам не возвращена существенная часть ранее принадлежавшей им территории. Не восстановлены до конца

-

балкарцев, чеченцев-аккинцев, калмыков, а главное - до сих пор не восстановлены как таковые национальные автономии крымских татар и немцев Поволжья.

Некоторые из конфликтных территорий уже обильно политы слезами и кровью. Пора остановиться и выйти на правовое поле и на основе существующих конституционных норм и законов окончательно преодолеть старые и новые противоправные действия некоторых субъектов, вовлеченных в тяжбу.

Еще в 1993 году (1-2 ноября) в г. Карачаевске на 11 Всероссийской научной конференции(к 50-лтиио депортации карачаевского народа) в докладе по теме «Репрессированные народы: кардинальные пути их » , что полная реабилитация репрессированных народов должна идти по двум главным направлениям: государственной и этнопсихологической. Были внесены следующие предложения: «1. Принять новый Закон РФ <Ю полной и окончательной реабилитации репрессированных народов», где предусмотреть четкий и взвешенный механизм его неукоснительного исполнения по точному восстановлению прежних границ национально-государственных образований, в местах тогдашнего расселения депортированных народов, по , , возвращению жилищ и построек, садов и огородов, которые были закреплены за выселенцами как их имущественное право собственников, в отличие от переселенцев бесплатно ими завладевшими.

2. 50- -

нуть в общегосударственном масштабе информационную кампанию по снятию клеветы с репрессированных наро-

, -му органу извинения за террор и насилия, устроенное над , , -вториться для любого народа многонациональной России.

3. , -

ганизовать адресное рассмотрение земельных и имущественных претензий выселенцев к новым поселенцам. Это особенно важно между осетинами ингушами в наши дни. (То же самое в Лиманском и Приволжском районах Калмыкии - X. Т.) Когда будут улажены конкретные споры между отельными семьями, то общие претензии между конфликтующими сторонами будут легче восприняты и

.

4. - -

, , Государственные комиссии по расследованию матери, ,

причиненного в результате геноцида, подорвавшего здоровье генофонду населения и передать широкой гласности материалы комиссии и учесть их при определении государственной помощи по возмещению понесенного на. -

ные постановления, как по Карачаю от 30 октября 1993

года (№1100), указав конкретные меры и сроки по под-

- -

.

5.

Общественный комитет содействия из числа поли, , , -, -

, -

1943-

1944 .

разработка концепции и конкретных предложений по полной реабилитации репрессированных народов, опираясь на международные и российские правовые нормы в защиту прав наций, человека и гражданина. Комитет мог бы обратиться к мировому сообществу за содействием. (См. Репрессированные народы: история и современность (Материалы 11 Всероссийской научной конференции). Крачаевск, 1994, СС. 55-56).

Будучи одним из главных разрушителей Советского Союза Борис Ельцин, видимо опомнившись за это зло, -прессированных народов и по развитию национальной государственности малых народов Российской Федерации. Его обращение к малым народам: «Берите столько , -сийский Федерации!» - было одним из важнейших этно-политических и политико-правовых постулатов развития нового федеративного государства, который, вопреки бытующим упрекам в его адрес, стратегический и практический еще больше укреплял традиционную дружбу, единство и доверие между братскими народами. Как вспоминает обстоятельства принятия Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года, бывший глава Карачаево-Черкесии В.И. Хубиев: «Что касается Верховного Совета СССР, то ни Горбачев, ни Лукьянов, вы знаете, кроме общей деклара-, .

, , собрались 24 апреля 1991 года и попросили КН. Ельцина обсудить с нами этот вопрос, и он в течение двух часов пришел к выводу, что, кроме него, никто на такой смелый шаг не пойдет, никто не примет такое . , просьбе председательствовал на этом заседании И таким образом был принят этот закон. Спасибо ему за это большое!» («День Республики», 16.04.94). Это было

-

межэтнической проблемы в многонациональной феде,

репрессированы депортированные народы.

На наш взгляд, иначе могло быть югославский вариант реализации права народов на самоопределение, что было бы чревато своими тяжелыми последствиями переходного периода. Политико-правовой шаг Б. Н. Ельцина оказался на сей раз верным. По своей значимости такая этническая политика сравнима с политикой Советской , , право свободного вхождения и свободного выхода союзных республик из Советского Союза (см. Конституция (Основной Закон) СССР, ст. 17, М., 1951), когда «р^вод» совершился без особых осложнений и мирно. Это следст-

-

национальной политики в этом вопросе, заложенной еще при Советской власти. Даже хваленная американская буржуазная демократия не допускает возможности выхода штатов из федерации. Имперские амбиции ни к чему хорошему никогда не приводили и не приведут в сложных этнополитических отношениях народов мира.

В заключение статьи необходимо провести краткий правовой анализ антиконституционных указов, принятых государственными органами по депортации народов и лишения их имущества, всего того, что было нажито многими поколениями народов. Они изгонялись из исторических мест расселения и поселялись в экологически не , , , оказались на грани физического исчезновения.

По каким политико-лавовым и юридическим актам были репрессированы народы, в том числе и калмыки? Таковыми были указы Президиума ВС СССР, постановления Совнаркома СССР и Государственного Комитета . :

1. « -

, ». большом количестве немецких шпионов и диверсантов среди немцев Поволжья и «ншецкое население скрывает в своей среде врагов Советского народа и Советской власти... Советское правительство по законам военного времени вынуждено принять карательные меры против всего немецкого населения Поволжья.

.

обороны предписано срочно произвести переселение всех немцев Поволжья и наделить переселяемых немцев Поволжья землей и угодьями в новых районах».

Председатель Президиума ВС СССР М. Калинин Секретарь Президиума ВС СССР А. Г оркин Москва, Кремль. 28 августа 1941 года

2. « -чаевской автономной области и об административном ». : « , в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками Карачаевской автономной области многие карачаевцы вели себя предательски, вступали в организованные немцами отряды для борьбы с советской вла-

, , сопровождали и показывали дорогу немецким войскам, наступающим через перевали на Закавказье, и после изгнания оккупантов противодействуют проводимым советской властью мероприятиям, скрывают от ор-

ганов власти бандитов и заброшенных немцами агентов, оказывая им активную помощь» - всех карачаев-, -лить в другие районы СССР, а Карачаевскую автономную область ликвидировать».

Председатель Президиума ВС СССР М. И. Калинин Секретарь Президиума ВС СССР А. Г оркин Москва, Кремль. 12 октября 1943 года

3. « -

мыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР». Мотивы: «Учитывая,, что в период ок-

- -ритории Калмыцкой АССР многие калмыки изменили ,

отряды для борьбы против Красной Армии, предавали нецам честных советских граждан, захватывали и передавали немцам эвакуированный из Ростовской области и Украины колхозный скот, а после изгнания Красной Армией оккупантов организовывали банды и активно противодействуют Советской власти по восстановлению разрушенного немцами хозяйства, совершают бандитские налеты на колхозы и терроризируют окружающее население», всех «кумыков, проживающих на территории Калмыцкой АССР, переселить в другие районы СССР, а Калмыцкую АССР ».

Председатель Президиума ВС СССР М. Калинин Секретарь Президиума ВС СССР А. Г оркин Москва, Кремль. 27 декабря 1943 года

4. .

.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №5859 сс от 11 мая 1944 года, г. Москва, Кремль

О крымских татарах

Мотивы: «3 период Отечественной войны многие крымские татары изменили Родине, дезертировали из частей Красной Армии, обороняющих Крым, и переходили на сторону противника, вступали в сформированные немцами добровольческие татарские воинские части, боровшиеся против Красной Армии; в период оккупации

- , -мецких карательных отрядах, крымские татары особенно отличились своими зверскими расправами по отношению к советским партизанам, а также помогали немецким оккупантам в деле организации насильственного угона советских граждан в германское рабство и массового истребления советских людей

Крымские татары активно сотрудничали с немецкими оккупационными властями, участвуя в организованных немецкой разведкой в так называемых «татарских национальных комитетах» и широко использовались немцами для целей заброски в тыл Красной Армии шпионов и диверсантов. «Татарские на», -рали белогвардейско-татарские эмигранты, при поддержке крымских татар направляли свою деятельность на преследование и притеснение нетатарского населения Крыма и вели работу по подготовке насиль-

ственного отделения Крыма от Советского Союза при помощи германских вооруженных сил» И, учитывая

,

постановляет: «Всех татар выселить с территории Крыма и поселить их на постоянное жительство в качестве спецпоселенцев в районы Узбекской ССР. Выселение возложить на НКВД СССР».

Все указы о депортациях народов, в обвинительной части, писались как бы под копирку, утверждая: «Многие », « », « », « », « », « -

ские татары» и т.д. «изменили Родине» и «со^удничали с

». « -». , -

, -

ческую кампанию по дискредитации депортированных

, « », « -», « » . . -селенец-бадкарец: «Протганда дискредитации депортированных народов велась настолько массированно, что многие жители покидали свои дома. Так, в селе Каракундуз Джамбульской области Казахской ССР, куда прибыли балкариьи половина жителей уехала, боясь оказаться жертвами каннибалов» (См. Шава-..

. .: -

роды: история и современность. Карачаевск, 1994, с. 166).

Осмысливая трагедию, лично к И.В. Сталину обращались многие бывшие руководящие работники Кал, ,

СНК упраздненной республики Д. Гахаев, зам. наркома здравоохранения врач К.Ц. Корсункиев, председатель Калмыцкого рыбаксоюза Д. Андраев (проживали в Бара-бинске Новосибирской обл.). Они открыто излагали свою позицию, отмечая при этом, что от нашей стране нет и, не , -сти и дискриминации. Винить людей по принадлежности крови, по общности языка, по цвету кожи и т.п., - писали они в письме И. Сталину, - признаки не для социалистического общества». Привлекает внимание и другое письмо, направленное Д. Гахаевым на имя ИВ. Сталина. На письме имеется виза Сталина: «И.Ст.» Письмо было передано на рассмотрение Л.Берии. «Мне думается, что мо, -, », - . -. , немцами ушло 2000 калмыков, а всего предателей было 8400 . « , - . -

всего предателей 9000 человек, а отсюда возможно и ут-, -. , -

. ,

власти приобрел свое бессмертие в семье народов Советского Союза и который увидел в стране социализма осуществление своих надежд и идеалов мог ли быть предателем своей родины. Нет, конечно. Но в семье бывает не , . , ничтожная часть этого народа оказалась изменником. Считаю смерти подобным для нас дальнейшее оставление в изгнании. Верно, что ничтожная часть этого народа ока.

». ( . .:

Кирилл Владимирович. Ук. соч., С. 110-111). Таких аналитических писем в высшие органы власти посылалось в Москву не мало. Их читали, но правовой нигилизм довлел в национальной политике.

Н. Бугай, проф., в статье «20-50^ годы: принуди-», -

рону депортации некоторых народов при Советской власти, совершенно верно отмечает: «Бесспорен тот факт, что депортации не являются порождением социали-. -

мало примеров принудительного переселения народов, проводимого по различным причинам. Советское государство в своей национальной политике, казалось бы, с первых дней исходило из общей выработанной установки: любое мероприятие, нарушающее равноправие или права национального меньшинства, является незаконным и недействительным - и любой гражданин государства вправе требовать отмены такого мероприятия как противозаконного и уголовного наказания тех, кто проводил его в жизнь. Однако это провозглашенное право уже в

первый год советской власти оказалось забытым, не

вспомнили о нем и в последующие годы... Военная обстановка создавала условия для открытого выступления .

имевшиеся социальные противоречия в развитии общества в 20-30^ годы, в том числе и в сфере межнациональ-. , , массовым принуждением, железной дисциплиной, с нарушением элементарных основ демократии, пренебрежением конституционными правами народов СССР» (ЬИр:^^^' паБкШе. ги /ОЬо2/№11 93/1Ме х. Ийт)

Правовой беспредел был применен к спецпереселен-цам прежде всего по признакам принадлежности к кон. -альным указом определено к «притечению к уголовной ответственности и осуждению к двадцати годам ка».

не было предусмотрено вид наказания - «каторжные ра».

Широкомасштабный депортационный процесс, осуществленный советским руководством, в годы второй мировой войны имел подтекст из опыта русского царизма не только в ходе и итоге Русско-Кавказской войны, но и в годы первой мировой войны.

Так, «Российская практика нас ильственных депортаций была начата 18 июля 1914 г. (по старому стилю), ко, , российское правительство приступило к арестам и высылкам подданных Германии и ее союзника - Австро-Венгрии. В общей сложности около 330 тыс. чел.: уже десятки лет они проживали в Петербурге, Москве, Одессе и Новороссии, на Волыни, в Польше и Прибалтике. Выселяли их в дальние внутренние районы, в том числе в Вят-, ,

Сибири и приморья - в Якутскую область). Подданных

- , , , -славскую и Казанскую губернии. Во второй половине 1915 .

, -

. ,

для того чтобы предотвратить их вступление в ряды армий противника немцев, австрийцев или венгров. Исключение делалось только славянам - чехам, сербам и руси, « » .

, 1915 .

высланным в Сибирь. В 1915-1916 гг. с территории , -:

России было выселено 250-350 тыс. евреев. Высылали при этом за счет самих высылаемых, а при отсутствии средств гнали по этапу как интернированных «фждан-». . . -вича от 5.01.1915: очистить 100-верстную полосу вдоль русских берегов Балтийского моря от всех германских и

- 17 60 .

, -

. -,

. . -

ских депортаций как «ачистка границ». В 30-е годы по образцу 1914 г. «зачистке» в целях «подготовки театра

» -

. -

лены депортации финнов, немцев, поляков, на южном -курдов, иранцев, на дальневосточнном - корейцы. Ширина создаваемых таким образом зон безопасности доходила до 100 км. Присоединение в 1939-1940 гг. прибалтийских государств и западных Украины и Белоруссии др. вновь поставило СССР перед необходимостью заново подготовить к войне аналогичным образом новые запад.

В годы Великой Отечественной войны сталинизм продолжил массовые депортации населения по нацио-. -, -нии японцев» (См. Собрание трудов «Южнороссийское обозрение». Выпуск 8* 2002. Центр системных региональных исследований и прогнозирования ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Кукса В. П. Кислицын С. А. Государственное регулирование внутренней миграции на Северном ( ). -ло глобальное этнополитическое преступление импер-.

, -тации народов разными политическими системами и режимами возникла еще задолго до второй мировой войны и приобрела впоследствии более коварный ха. -,

, « », -конных национальных черт репрессированных народов.

, , есть сложности и трудности многопланового характера: этнопсихологические, политико-правовые, юридические, законодательные и т.д. Но все это было приведено в действие еще Советской властью при проведении основной реабилитации смело и твердо, но политкорректности не хватило извиниться перед незаконно репрессированными . , , ,

, -

жой территорией и чужими присвоенными домами и имуществом. Глубоко прав Кирсан Илюмжинов, Президент Республики Калмыкия - Хальмг Тангч, утверждая: «Невиновность калмыков, а также других репрессированных народов государством, наконец, была признана, но нравственный долг не выполнен: несправедливо высланные народы так и не услышали от верховной власти официальных извинений за нанесенное им оскорб-. -альной и материальной реабилитации». (См. Ссылка калмыков: как это было. Сборник документов и материалов. Том 1, Книга 1. Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1993, с. 3). О незавершенности полной этнопсихологической реабилитации репрессированных народов свидетельствует событие, происшедшее в ночь с 17 на 18 2003 ,

,

от имени калмыцкого народа в память о большой общине

,

депортации в 1943-1957 годов. Вандалы нанесли несколько ударов по полированной гранитной плите тяжелым предметом, которая развалилась на два обломка, повреждены и верхние края плиты. В результате стал практически не читаем текст выгравированного на памятнике стихотворения знаменитого калмыцкого поэта Давида Ку-, -. , проживало более 15 тысяч депортированных калмыков, значительная часть их похоронена на Алтае. (С м. http://www.polit.ru/dossie/2004/10/06/polan1.html

, -, , -, -цию на Юге России. Исследователь Казанцев ВТ. (с августа 1997 года был командующим войсками Северо-( ), 1999-2000 . -

объединенной группировкой федеральных войск в Чечен, 18 2000

представителем Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе, генерал армии), о необходимости полной и окончательной реабилитации репрессированных народов, правильно замечает, что «без своевременного признания несправедливости и преступности таких ,

народов Северного Кавказа.., надеяться на устранение ставшей традиционной в ментальности северокавказских народов недоверия и даже враждебности к по, , -

». ( .: « - -ный Представитель Президента России на Северном Кав.

в контексте геополитических реалий. Автореферат канд.

. -. - - , . 3 ( ).

, -премированных народов по законодательным актам всех , -, , происходило одновременно нарушение норм права и возникали коллизии в применении норм права в отношении государственных институтов, этнических общностей (на-

) .

СССР и союзных республик не содержали правовых норм проведения депортации и репрессии целых народов, по каким либо проявлениям их не лояльного отношения к существующему политическому режиму. Еще в «Декларации прав народов России» (2(15) ноября 1917 г.) было заявлено: «3 эпоху царизма народы России систематически натравливались друг на друга. Результаты такой политики известны: резня и погромы, с одной стороны, рабство народов - с другой.

Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России» Щит. по.: Советское содружество народов (Объ-

). . -

ментов. 1917-1922. - М.: Политиздат, 1972. - С. 12).

Пользуясь военным положением и невозможностью собрать Верховные Советы СССР и союзных республик, их органы и созданный Государственный Комитет Обороны, СНК СССР, Политбюро и Секретариат ЦК ВКП(б) , -

.

политико-правовое обоснование, принятых решений. Они звучали как юридические нормы, но не вытекали из действующего уголовного законодательства, в котором не предусматривалась подсудность всего народа. Вообще советские нормы права не содержали право властей на подобные действия даже в условиях военного положения, ибо ответственность могла иметь место отдельных лиц , ( ) -. -та: «Го^дарственный комитет обороны товарищу Сталину Н.В. товарищу 'Молотову В.М.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета и постановлением СНК от 28 октября 1943 г. НКВД СССР осуществлена операция по переселению лиц калмыцкой национальности в восточные районы.

Для обеспечения проведения операции и предотвращения случаев сопротивления или побега НКВД заблаговременно были приняты необходимые оперативно-войсковые мероприятия, организована охрана насе-, , в места погрузки в эшелоны. В начале операции было арестовано 750 калмыков, состоявших в бандах, бан-, -пантов и другого активного элемента. Всего погружено в 46 эшелонов 26 359 семей и 93 139 переселенцев, которые отправлены к местам расселения в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую .

эксцессов не было. Эшелоны с переселенцами сопровождались работниками НКВД. НКВД СССР совместно с местными организациями приняты необходимые меры по приемке, обеспечению жильем и трудовому устройству переселенцев в местах расселения:

2 января 1944 г. Л. Берия».

Как видно из документа: 1. «НКВД СССР осуществлена операция по переселению лиц калмыцкой национальности в восточные районы», те. задание выполнено. И всех без исключения, без суда и следствия, без права на такие карательные действия над всем калмыцким

. , -

, , по Указу Президиума ВС СССР от 27 декабря 1943 года, где было записано, что якобы «многие калмыки изменили ». « калмыков пересилить в другие районы СССР». 2. Сколько же их предателей обнаружено при зачистке? «В нача-

750 ( -

ждан - X. Т.), состоявших в бандах, бандпособников, активных пособников немецких оккупантов и другого ». , -ных судом или военными трибуналами небольшое число калмыков ( как население одного небольшого хотона), с которыми нужно было разобраться и определить виды наказания и места для отбывания срока, а с ними вывезли , « ».

, -

, -

ванных народов был очевиден. К сожалению, в затянув-« », -

дуг довлеет над всем процессом его окончательного правового разрешения. Расово-этнические проблемы в юриспруденции Российской Федерации еще не заняли в ней подобающего ей места.

. . , законодательство о реабилитации репрессированных народов должно четко определять, о каких именно народах идет речь. В ст. 2 Закона «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г. дается общее определение таких народов. В целом оно удачно. Как сказано . 2: « ( , народности или этнические группы и иные исторически

- , , ), -кам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и ге, -нием, упразднением национально-государственных обра-, -, -». , даже малые этнические группы и называет обобщенно виды репрессивных мер. В нормативных актах о реабилитации репрессированных народов нужно различать права этих народов и права конкретных лиц из их состава. Нет , « », -, -цифическими субъектами права. Являются ими и персонально граждане, принадлежащие к этим народам. Правовой статус народа и конкретных лиц, из которых он состоит, взаимосвязанный, но не тождественный. (См. Правовые вопросы реабилитации репрессированных народов. 1994 г. Б. М. Лазарев. ШрУ/те^^^егуег. ш/шег/рутт/).

В заключении необходимо особо отметить, что политически и правовой нигилизм, выражавшийся в превышении своих юрисдикций органами власти, принимавшими указы и постановления о депортации репресси-, , осмысленная ликвидация их национальной государственности и территориальной целостности расселения, по надуманным и провокационным мотивам, с другой, были

двумя основополагающими факторами государственного остракизма и цинизма. При этом достигалась главная

- , основы сохранения этнической самобытности, чтобы ускорить ликвидацию этих неугодных национальных общностей. Но это был жестокий и гибельный путь. Хорошо, что опомнились, и, началась сложная работа по реабилитации незаконно репрессированных народов. Депортировали в спешке часами, но вот уже полвека, а многие еще не могут вернуться в родной очаг.

. 25 -

ря 1993 года (Жм22900) « О мерах по реабилитации калмыцкого народа и государственной поддержке его », : « восстановления исторической справедливости, устранения последствий незаконной депортации и допущенных нарушений прав калмыцкого народа, реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов« постановляю: 1. Поддержать предложения государственной власти Республики Калмыкии

- -

новлению исторической справедливости, политиче-, -мыцкого народа, восстановлению прав граждан, подвергшихся незаконному переселению и политическим

».

тех пор сделано не мало, но еще полная и справедливая политико-правовая реабилитация калмыков не осуще-.

Сегодня особенно важно руководствоваться международными политико-правовыми документами. Классическим обоснованием рассмотренной в данной статье проблемы является Резолюция №637 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1952 года, где закреплено: «Право народов на самоопределение является предпосылкой для пользования всеми основными правами че-».

, ,

реабилитации репрессированных народов направить в реальное правое поле и ее разрешить. Надо осознать, что другого пути нет.