Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2015. № 1-2(17)
ЛИКВИДАЦИОННАЯ комиссия
КАК ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
© К. С. Лисецкий
Лисеикий
Константин Сергеевич
доцент кафедры
гражданского
и предпринимательского
права
Самарский
государственный университет e-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Настоящая статья посвящена выявлению правового статуса ликвилаиионной комиссии юрилическото лица. На основе анализа существующих в литературе полхолов автор прихолит к выволу о том, что она является специальным ликвила-иионным органом управления юрилическото лица нарялу с высшим и исполнительным органами.
Ключевые слова: ликвилаиия юрилическото лица, ликвилаиионная комиссия, орган управления юрилическото лица, полномочия.
Проблема правового положения ликвидационной комиссии нашла широкое освещение в юридической литературе. При этом высказываются самые различные точки зрения. Одни авторы, позиция которых является преобладающей, рассматривают ее в качестве органа юридического лица1. Например, Ю. С. Поваров утверждает, что ликвидационная комиссия (как и любой иной орган юридического лица) есть
1 См.: Шапкина Г. С. Новое в российском акционерном законодательстве: изменения и дополнения Федерального закона «Об акционерных обществах». М. : Экономика и жизнь, 2002. С. 71; Поваров Ю. С. Акционерное право России : учебник. М. : Высшее образование : Юрайт-издат, 2009. С. 296; Хабибуллина А. Ш. Гражданско-правовой режим управления юридическим лицом, находящимся на стадии ликвидации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 23; Сумской Д. А. Статус ликвидационной комиссии юридического лица // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2007. № 6 // СПС КонсультантПлюс и др.
Ликвилаиионная комиссия как орган управления юрилического лица
организационно оформленная и структурно обособленная часть юридического лица, образуемая в установленном порядке, обладающая определенными полномочиями, в том числе по принятию решений, имеющих правовые последствия для участников и третьих лиц2. Сторонники данной позиции отмечают специфику данного органа, состоящую, по их мнению, в том, что он создается исключительно в целью проведения ликвидации юридического лица, с чем нельзя не согласиться. Так, Г. С. Шапкина подчеркивает, что ликвидационная комиссия занимает особое положение: создается лишь при ликвидации общества — к ней в этом случае переходят функции исполнительного органа общества — организует и проводит процесс ликвидации3. А. Ш. Хабибуллина, например, также говорит о том, что ликвидационная комиссия представляет собой особый исполнительный орган управления юридического лица, формируемый па этапе его ликвидации (ликвидационный орган), он является временным, назначаемым исполнительным волеизъявляю-щим органом юридического лица на стадии ликвидации4. Встречается позиция о том, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) выполняет функции органов юридического лица, представляя его интересы вовне5.
Сторонники второй точки зрения признают ликвидационную комиссию образованием, осуществляющим управленческие полномочия, входящие в компетенцию органов юридического лица, с целью проведения процесса его ликвидации, но без приобретения статуса органа управления6. Например, Д. В. Ломакин видит главное отличие ликвидационной комиссии от органа юридического лица в том, что она осуществляет управленческую функцию не в целях организации деятельности юридического лица, а для решения особой задачи, поставленной перед ней в соответствии с законом. Автор исходит из того, что ликвидационная комиссия выступает в качестве некоего «образования»7. С нашей точки зрения предложенный Д. В. Ломакиным подход страдает неопределенностью, поскольку он наводит на мысль о том, что в составе юридического лица на определенной стадии его существования наряду с его органами управления может образовываться некое структурное подразделение, также наделяемое полномочиями по управлению. Тогда возникает вопрос о том, что же это «образование» представляет собой как подразделение, выполняющее управленческую функцию, т.е. какова его природа? Ответа на данный вопрос в рассуждениях Д. В. Ломакина мы не находим.
Следует подчеркнуть, что всеми авторами ликвидационная комиссия рассматривается в качестве структурного подразделения юридического лица. Принципиальные же разногласия, как видим, состоят в признании (или непризнании) за ней статуса органа управления.
2 См.: Поваров Ю. С. Указ. соч. С. 296.
5 См.: Шишмарева Т. П. Соотношение процедур ликвидации и прекращения право-
способности юридического лица // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 6.
С. 51—55.
6 См.: Козлова Н. В. Правосубъектность юридического лица. М. : Статут, 2005. С. 320; Ломакин Д. В. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. М. : Статут, 2005. С. 108—109.
7 См.: Ломакин Д. В. Указ. соч. С. 108—109.
К. С. Лисецкии
Мы поддерживаем первую позицию, в пользу которой в литературе приводится поддерживаемая нами развернутая система аргументов. Основным выводом сторонников данного взгляда является утверждение о том, что ликвидационная комиссия обладает всеми признаками органа юридического лица. По нашему мнению, это не исключает наличие у нее и специальных признаков, которые связаны с тем, что ликвидационная комиссия создается лишь для целей ликвидации организации и содержание ее полномочий направлено, с одной стороны, на достижение этой цели, а, с другой — на обеспечение функционирования юридического лица в период ликвидации.
В литературе спорным является и вопрос о том, к какому органу (исполнительному или высшему) ликвидационную комиссию следует относить. Одни авторы причисляют ее к исполнительному8, а другие — к высшему органу организации9. Кроме того, в доктрине имеется позиция, согласно которой ликвидационная комиссия рассматривается в качестве особого органа (иногда — особого исполнительного органа)10. Например, Д. А. Сумской указывает, что ликвидационная комиссия представляет собой особый орган юридического лица, который создается для организации мероприятий по ликвидации организации и характеризуется специальной компетенцией, в связи с чем он не подменяет собой иные органы управления юридического лица11. Однако сколько бы ликвидационная комиссия ни называлась «особым» органом, от этого ее статус полностью не прояснится.
Полагаем, что ликвидационная комиссия не может быть отнесена ни к исполнительному, ни к высшему органу юридического лица. Ее полномочия существенным образом отличаются от полномочий органов управления юридического лица, действующих в период его нормального функционирования, поскольку она наделяется специальными полномочиями по осуществлению процедуры ликвидации. Считаем, что ликвидационная комиссия имеет свой собственный статус — статус ликвидационного органа, который занимает свое место в системе органов управления юридического лица. Таким образом, в свете сказанного сегодня можно ставить вопрос о необходимости пересмотра устоявшихся представлений о классификации органов управления юридического лица исключительно на высшие, исполнительные и контрольные.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Козлова Н. В. Правосубъектность юридического лица. Москва : Статут, 2005.
2. Ломакин Д. В. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. Москва : Статут, 2005.
3. Пендюрин Н. Обратимость ликвидации // ЭЖ-Юрист. № 43. 2004 // СПС КонсультантПлюс.
8 См.: Шапкина Г. С. Указ соч. С. 71. См. также: Хабибуллина А. Ш. Указ. соч. С. 12, 23; Поваров Ю. С. Указ. соч. С. 295.
9 См.: Пендюрин Н. Обратимость ликвидации // // ЭЖ-Юрист. № 43. 2004 // СПС КонсультантПлюс.
10 См., например: Хабибуллина А. Ш. Указ. соч. С. 12, 23.
11 См.: Сумской Д. А. Указ. соч.
Ликвилационная комиссия как орган управления юрилического лица
4. Поваров Ю. С. Акционерное право России : учебник. Москва : Высшее образование : Юрайт-издат, 2009.
5. Сумской Д. А. Статус ликвидационной комиссии юридического лица // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2007. № 6 // СПС КонсультантПлюс.
6. Хабибуллина А. Ш. Гражданско-правовой режим управления юридическим лицом, находящимся на стадии ликвидации : автореф. дис. . канд. юрид. наук. Москва, 2013.
7. Шапкина Г. С. Новое в российском акционерном законодательстве: изменения и дополнения Федерального закона «Об акционерных обществах». Москва : Экономика и жизнь, 2002.
8. Шишмарева Т. П. Соотношение процедур ликвидации и прекращения правоспособности юридического лица // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 6.