Научная статья на тему 'Лидерское развитие как онтогенетический процесс'

Лидерское развитие как онтогенетический процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лидерское развитие как онтогенетический процесс»

связи с осознанием студентом первичного успеха в данном виде деятельности, к вышеперечисленным моментам самостоятельной работы следует добавить: ориентацию на успех, стремление к достижению позитивного результата, стратегию достижения успеха.

В дальнейшем вся карьера молодого ученого будет определяться тем, удалось ли ему войги в

науку, пройти период адаптации и начать самостоятельную исследовательскую деятельность, базирующуюся на наиболее приемлемых для него формах и стиле работы.

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2000.

ЛИДЕРСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

П.И. Николаев

Под лидерским развитием мы понимаем процесс, одним из главных мотивов которого, на всех этапах, выступает потребность в самореализации (актуализации), а содержанием являются: а) изменения властных полномочий, личного авторитета, количества последователей и материального благосостояния в сторону увеличения; б) обретение более высоких профессиональных навыков и духовно-нравственного опыта.

Принимая позицию представителей гуманистического направления психологии, мы считаем, что личность обладает неким объединяющим мотивом, который К. Роджерс назвал тенденцией актуализации. Другие мотивы являются специфическим выражением господствующего мотива. Таким образом, лидерское развитие определяется потребностью в самореализации, а политика на определенном жизненном этапе начинает выступать лишь как сфера самореализации.

На акмэ развития политического лидера «работают» и младенчество, и преддошкольная, и

дошкольная пора, и школьный возраст, а также первый и второй периоды юности. Поэтому лидерский рост - это онтогенетический процесс с многоаспектным, сложным содержанием. Однако первые этапы этого процесса носят латентный характер и чаще всего заметны для самой личности и ее окружения.

Наиболее ярко лидерское развитие прослеживается в период зрелости. Именно этот период жизни может стать своеобразной вершиной жизненного пути политического лидера как индивида, личности и субъекта деятельности.

Динамику лидерского развития представляется возможным проследить через изменения на следующих уровнях: 1) уровень лидерского опыта; 2) уровень направленности; 3) уровень профессионализма. Изменения поступательного характера на всех трех уровнях могут свидетельствовать о наличии лидерского развития.

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-РЕЖИССЕРОВ Н.В. Белякова

Основой обучения на режиссерском курсе является формирование у студентов способности самостоятельно общаться со знаниями, добывать их.

Развитие этой способности может происходить согласно принципу «Учиться мышлению -мысля». По мнению известного психолога С.Л. Рубинштейна, это и есть путь воспитания, путь собственно самостоятельности мышления, он исключает осознание мышления как навыка, а предполагает использование студентами знаний, умственных операций и способов действии в связи с потребностями в их усвоении и привлечении в процессе решения творческих задач.

Развитие самостоятельности режиссерского мышления начинается с выработки у студентов проблемного отношения к жизни через осмысление ими явлений действительности, происходящих событий, поступков окружающих людей. Важно постепенно формировать навык постановки вопросов самому себе, т. к. режиссерская деятельность предполагает умение видеть, формулировать проблему в жизненном или драматургическом материале, а также необходимость ее дальнейшей действенной реализации на сценической площадке.

Используемый в учебном процессе режиссерский тренинг составляет комплекс проблем-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.