Научная статья на тему 'Формирование самостоятельности мышления студентов-режиссеров'

Формирование самостоятельности мышления студентов-режиссеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование самостоятельности мышления студентов-режиссеров»

связи с осознанием студентом первичного успеха в данном виде деятельности, к вышеперечисленным моментам самостоятельной работы следует добавить: ориентацию на успех, стремление к достижению позитивного результата, стратегию достижения успеха.

В дальнейшем вся карьера молодого ученого будет определяться тем, удалось ли ему войти в

науку, пройти период адаптации и начать самостоятельную исследовательскую деятельность, базирующуюся на наиболее приемлемых для него формах и стиле работы.

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2000.

ЛИДЕРСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

П.И. Николаев

Под лидерским развитием мы понимаем процесс, одним из главных мотивов которого, на всех этапах, выступает потребность в самореализации (актуализации), а содержанием являются: а) изменения властных полномочий, личного авторитета, количества последователей и материального благосостояния в сторону увеличения; б) обретение более высоких профессиональных навыков и духовно-нравственного опыта.

Принимая позицию представителей гуманистического направления психологии, мы считаем, что личность обладает неким объединяющим мотивом, который К. Роджерс назвал тенденцией актуализации. Другие мотивы являются специфическим выражением господствующего мотива. Таким образом, лидерское развитие определяется потребностью в самореализации, а политика на определенном жизненном этапе начинает выступать лишь как сфера самореализации.

На акмэ развития политического лидера «работают» и младенчество, и преддошкольная, и

дошкольная пора, и школьный возраст, а также первый и второй периоды юности. Поэтому лидерский рост - это онтогенетический процесс с многоаспектным, сложным содержанием. Однако первые этапы этого процесса носят латентный характер и чаще всего заметны для самой личности и ее окружения.

Наиболее ярко лидерское развитие прослеживается в период зрелости. Именно этот период жизни может стать своеобразной вершиной жизненного пути политического лидера как индивида, личности и субъекта деятельности.

Динамику лидерского развития представляется возможным проследить через изменения на следующих уровнях: 1) уровень лидерского опыта; 2) уровень направленности; 3) уровень профессионализма. Изменения поступательного характера на всех трех уровнях могут свидетельствовать о наличии лидерского развития.

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-РЕЖИССЕРОВ Н.В. Белякова

Основой обучения на режиссерском курсе является формирование у студентов способности самостоятельно общаться со знаниями, добывать их.

Развитие этой способности может происходить согласно принципу «Учиться мышлению -мысля». По мнению известного психолога С.Л. Рубинштейна, это и есть путь воспитания, путь собственно самостоятельности мышления, он исключает осознание мышления как навыка, а предполагает использование студентами знаний, умственных операций и способов действий в связи с потребностями в их усвоении и привлечении в процессе решения творческих задач.

Развитие самостоятельности режиссерского мышления начинается с выработки у студентов проблемного отношения к жизни через осмысление ими явлений действительности, происходящих событий, поступков окружающих людей. Важно постепенно формировать навык постановки вопросов самому себе, т. к. режиссерская деятельность предполагает умение видеть, формулировать проблему в жизненном или драматургическом материале, а также необходимость ее дальнейшей действенной реализации на сценической площадке.

Используемый в учебном процессе режиссерский тренинг составляет комплекс проблем-

ных ситуаций, начиная с простейших упражнений на внимание, воображение, эмоциональную память; на оправдание слов, места действия и т. д.

Краеугольный камень методологии воспитания актера школы К С. Станиславского - «Я в предлагаемых обстоятельствах» - заключает в себе основную проблему сценического существования: поиск продуктивного, целенаправленного, логического действия.

Режиссерский анализ пьесы на курсе может явиться примером, когда преподаватель сам осуществляет путь творческого исследования драматургического материала, демонстрируя как постановку ряда проблем познавательного порядка, так и логику для их вскрытия и разрешения.

Самостоятельная работа студентов над пьесой в процессе осуществления режиссерского анализа и замысла, в ходе разработки постановочного плана спектакля предполагает одновременно развитие логического, образного и действенного мышления будущих режиссеров.

Важной характеристикой руководства в условиях проблемного обучения на режиссерском курсе является опосредованность воздействия педагога на учебный процесс. У студентов должно создаваться впечатление, что они сами учатся, но под руководством.

Предлагаемая методика позволяет активизировать умственную деятельность студентов на всех этапах обучения с постепенным усложнением от курса к курсу.

ВЗАИМОСВЯЗЬ АДАПТИВНЫХ КАЧЕСТВ И ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ А.М. Беляков

Исследовательская работа в теоретическом и практическом аспекте по обеспечению экспериментальным материалом, а также необходимыми рекомендациями психолого-педагогического состава Тамбовского областного дворца детского и юношеского творчества для работы в коллективах детей проводилась в направлении разработки диагностических методик, выявляющих основные причины, сдерживающие развитие индивидуального и группового творческого потенциала. Предварительная обработка данных, подведение итогов по накопленному материалу с описанием основных деструктивных факторов, сдерживающих индивидуальное развитие, позволили выработать некоторые критерии оценки.

Существенным фактором, влияющим на весь спектр развития личностных способностей, а так же формирование самосознания как первопричины возникновения яркой индивидуальности, мы определяем соотношение уровня оптимизации

структуры детского коллектива, групповых подструктур, дифференцированных по интересам и направленности членов, эмоциональной атмосферы коллектива, оказывающих влияние на коммуникативные процессы и творческий рост, с показателем уровня индивидуальной адаптации в среде коллектива. Данное соотношение определяет, насколько сам ребенок может воплотить в условиях тесных коллективных взаимосвязей те творческие задания, которые требуют наличия таких личностных и когнитивных образований, как компетентность, коммуникабельность, социализация и др.

В процессе исследования было охвачено 12 детских коллективов, около ста человек, средний возраст детей - 11 лет.

Исследование выявило уровни и факторы индивидуальной адаптации в коллективе. Выявлена прямая зависимость уровня индивидуальной самореализации от адаптивных качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.