ных ситуаций, начиная с простейших упражнений на внимание, воображение, эмоциональную память; на оправдание слов, места действия и т. д.
Краеугольный камень методологии воспитания актера школы К.С. Станиславского - «Я в предлагаемых обстоятельствах» - заключает в себе основную проблему сценического существования: поиск продуктивного, целенаправленного, логического действия.
Режиссерский анализ пьесы на курсе может явиться примером, когда преподаватель сам осуществляет путь творческого исследования драматургического материала, демонстрируя как постановку ряда проблем познавательного порядка, так и логику для их вскрытия и разрешения.
Самостоятельная работа студентов над пьесой в процессе осуществления режиссерского анализа и замысла, в ходе разработки постановочного плана спектакля предполагает одновременно развитие логического, образного и действенного мышления будущих режиссеров.
Важной характеристикой руководства в условиях проблемного обучения на режиссерском курсе является опосредованность воздействия педагога на учебный процесс. У студентов должно создаваться впечатление, что они сами учатся, но под руководством.
Предлагаемая методика позволяет активизировать умственную деятельность студентов на всех этапах обучения с постепенным усложнением от курса к курсу.
ВЗАИМОСВЯЗЬ АДАПТИВНЫХ КАЧЕСТВ И ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
А.М. Беляков
Исследовательская работа в теоретическом и практическом аспекте по обеспечению экспериментальным материалом, а также необходимыми рекомендациями психолого-педагогического состава Тамбовского областного дворца детского и юношеского творчества для работы в коллективах детей проводилась в направлении разработки диагностических методик, выявляющих основные причины, сдерживающие развитие индивидуального и группового творческого потенциала. Предварительная обработка данных, подведение итогов по накопленному материалу с описанием основных деструктивных факторов, сдерживающих индивидуальное развитие, позволили выработать некоторые критерии оценки.
Существенным фактором, влияющим на весь спектр развития личностных способностей, а так же формирование самосознания как первопричины возникновения яркой индивидуальности, мы определяем соотношение уровня оптимизации
структуры детского коллектива, групповых подструктур, дифференцированных по интересам и направленности членов, эмоциональной атмосферы коллектива, оказывающих влияние на коммуникативные процессы и творческий рост, с показателем уровня индивидуальной адаптации в среде коллектива. Данное соотношение определяет, насколько сам ребенок может воплотить в условиях тесных коллективных взаимосвязей те творческие задания, которые требуют наличия таких личностных и когнитивных образований, как компетентность, коммуникабельность, социализация и др.
В процессе исследования было охвачено 12 детских коллективов, около ста человек, средний возраст детей - 11 лет.
Исследование выявило уровни и факторы индивидуальной адаптации в коллективе. Выявлена прямая зависимость уровня индивидуальной самореализации от адаптивных качеств личности.