Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты овладения технологией актерского искусства'

Психолого-педагогические аспекты овладения технологией актерского искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
745
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО / ОБРАЗ / МЫШЛЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕАТР / ACTOR'S ART / IMAGE / THINKING / INDEPENDENCE / THEATER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белякова Наталья Витальевна

В статье рассматривается проблема развития профессионального мышления актера драмы и основные факторы, способствующие оптимизации учебно-образовательного процесса по специальности «актерское искусство»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF MASTERING THE TECHNOLOGIES OF ACTOR'S ART

In article the problem of development of professional thinking of the drama actor and the major factors promoting optimization of educational process on a specialty «actor's art» is considered.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты овладения технологией актерского искусства»

КУЛЬТУРА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОВЛАДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЕЙ АКТЕРСКОГО ИСКУССТВА

Н. В. БЕЛЯКОВА

В статье рассматривается проблема развития профессионального мышления актера драмы и основные факторы, способствующие оптимизации учебно-образовательного процесса по специальности «актерское искусство»

Ключевые слова: актерское искусство, образ, мышление, самостоятельность, театр.

Самостоятельность профессионального мышления - основная предпосылка актерского творчества. Готовность к профессиональной деятельности актера предъявляет требования самостоятельности познания мира, открытия законов сценического искусства, способов самостоятельной работы над созданием художественного образа. Процесс творческого мышления актера пронизывает все этапы работы над ролью в спектакле, по сути, это и есть процесс создания нового оригинального продукта - высший уровень самостоятельного освоения и художественного преобразования действительности.

Проблема развития самостоятельности актерского мышления обусловлена особенностями театрального искусства: необходимостью личностной сверхзадачи, новизной художественной интерпретации драматургического образа, созданием сквозного действия роли и своеобразного характера своего героя.

Духовная содержательность личности будущего актера во многом определяет самостоятельность его мышления: чтобы иметь право на самовыражение и самовыявление, подняться на «кафедру, с которой можно много миру сказать добра», надо обладать высоким духовным потенциалом, техникой актерского искусства, которые накапливаются в процессе профессиональной подготовки в вузе и постоянного самосовершенствования.

Главная задача современного образования видится в оснащении специалистов методологией творческого преобразования мира. К. С. Станиславский уже в начале своего творческого пути, отказавшись от подражания и копирования, обратился к самостоятельным поискам и открытию законов театрального искусства. Вся жизнь в искусстве и сценическая теория этого великого реформатора сцены основаны на методе самостоя-

тельной работы актера и режиссера «над собой», «над ролью», «над спектаклем», на призыве к самовоспитанию и самосовершенствованию.

В неустанных исканиях К. С. Станиславский пришел к мысли о том, что «может быть нам больше всего нужны классы, где бы учили развивать личную инициативу» [2]. По его мнению, конечная цель театральной школы сводится к тому, чтобы воспитать деятелей сцены, пригодных по своим природным данным художественно и технически подготовленных, умственно развитых и сознательно относящихся к своей миссии.

По убеждению Г. А. Товстоногова, основным свойством создаваемого актером характера должен стать особый, индивидуальный стиль мышления, отношения героя к миру, выраженной через особый способ думать. Мыслительный процесс в актерском искусстве является базовой основой в работе над ролью для создания сценического образа. Связь сознания в освоении материала роли с подсознанием актера, открывающая возможность к сценическому перевоплощению, явилась предметом творческих поисков К. С. Станиславского.

Образное мышление - главная особенность художественного творчества. Сценическая образность неразрывно связана с обобщением и отбором сценических событий, с поэтизацией действия - главного выразительного средства актерского искусства.

Модель развития самостоятельности профессионального мышления актеров и успешность ее практической реализации определяется следующими условиями: выявлением и развитием необходимых творческих предпосылок и свойств личности студента, мотивации к актерской деятельности, ориентацией учебного коллектива на студийное воспитание, направленностью системы отношений педагога и студентов актеров на

функционально-ролевое и личностное взаимодействие, целостностью учебного процесса.

Технология конструирования педагогического процесса обусловлена его направленностью на формирование самостоятельности профессионального мышления студентов-актеров в отношении трех видов: ассоциативно-образного, событийного (действенного), логического.

С точки зрения психологии - мышление есть одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Если рассматривать мышление как психологический процесс, то «самостоятельность» мышления следует понимать как качественную характеристику, свойство познавательного процесса, выражающееся в инициативности, критичности, независимости, осмысленности, отсутствии за-данности, стереотипности и жесткости.

Трактуя мышление как особого рода познавательную деятельность и сопрягая с определением «самостоятельность», можно прийти к выводу, что это есть мыслительная работа по выработке, поиску, открытию, добыванию знания (субъективно нового для индивида), опирающаяся на адекватную самооценку и высокое самосознание. Соответственно, понятие «самостоятельность» распространяется на организацию мыслительной деятельности, способы добычи нового знания, пути его открытия, а также на целеполагание, мотивацию и особенности затраты энергетических ресурсов субъекта.

«Артист драматического театра» относится к разряду творческих профессий. Поэтому и воспитательно-образовательный процесс на актерском курсе носит учебно-творческий характер. Развитие профессиональной самостоятельности артиста состоит «в совершенствовании знаний, умений и навыков», начиная с первоначального этапа освоения актерского мастерства. Творческая самостоятельность имеет ряд уровней.

Высокий уровень творческой самостоятельности - когда студент решает поставленные задачи, без помощи преподавателя овладевает новым для себя знанием, вырабатывает новые умения и навыки.

Освоение актерского мастерства представляет собой один из сложнейших видов творческой деятельности на всех ее этапах, будь-то сценический этюд или отрывок из пьесы; начиная от формирования творческого замысла, разработки действенной линии роли и заканчивая ее сценическим воплощением, созданием художественных образов. Творческое мышление связывают обычно не

столько с решением уже поставленной проблемы, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать ее - с генерацией собственных оригинальных идей.

Поэтому высший уровень в развитии самостоятельности мышления артиста драмы по сути определяет специфику актерской деятельности, результативность и профессионализм. Это тот ориентир, на который направлено воспитание творческой личности и процесс обучения самостоятельности, включая все предшествующие уровни.

Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации. Для формирования всех типов умений и навыков большое значение имеют упражнения. В учебной деятельности будущего артиста -творческий тренинг, то есть система упражнений, направленная на формирование той или иной способности, развитие профессионального мышления.

Научное представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями открывает путь театральным педагогам к решению проблемы развития мышления студен-тов-актеров через формирование профессиональных умений и навыков в процессе учебной деятельности студентов (то, что театральная педагогика называет «школой»).

На ряде простейших упражнений в процессе занятий по актерскому мастерству можно показать, что всякое совершаемое действие вызывает у исполнителей работу всех органов чувств, требует внимания, сосредоточенности на определенных объектах, логики, последовательности, участия как физического аппарата, так и психики.

Механизм перехода действий из внешнего плана во внутренний называется интериоризацией. Таким интериоризированным психическим процессом в числе других является мышление актера.

Упражнения на развитие артистической техники являются вместе с тем важным звеном в овладении методом будущей работы над ролью. Они служат средством воспитания определенных навыков, которые переносятся с элементарных физических действий на действия более сложные, насыщенные психологическим содержанием.

Обращение к упражнениям на беспредметные действия, составляющим часть учебного тренинга актера, способствует развитию навыка мысленных действий студента в том плане, что они явственно отражают и обратный процесс экстериори-зации (перенесения психического содержания изнутри во вне).

Ситуация экстериоризации, т. е. ситуация сценического воплощения действия (события), есть ситуация коммуникации, когда возникает необходимость раскрытия свернутой мысли и передача ее, выражение во вне другим людям, партнерам, зрителю. Сценическая теория К. С. Станиславского творчески развивает эту закономерность в «методе физических действий», оснащая театральную «школу» и открывая актеру путь самостоятельного мышления в овладении ролью и создании художественного образа.

Мотивационная основа личности актера во многом формирует его творческое движение, способствует развитию профессионального мышления и определяет возможности постоянной самоотдачи в процессе обучения.

Положительную энергию для актерской деятельности дают внутренние, содержательные мотивы, связанные с интересом к самому творческому процессу. Н. Б. Рождественская отмечает, что основной мотив творчества художника - потребность выразить тревоги и надежды своего поколения, определить связи человека с сегодняшним днем и с прошлыми поколениями, научить его истинному смыслу существования [1].

Конкретными источниками творческого становления актера являются:

- потребность в реализации творческих возможностей;

- потребность познания нового, интерес к миру, способность удивляться;

- эстетическая потребность, возникающая тогда, когда есть отношение к миру, как к живой материи, в межличностном общении, действовать и добиваться успеха;

- в высокой самооценке и признании окружающих, в разрядке душевного напряжения. Точнее это можно определить как потребность в выравнивании своего сознания с окружающим миром. Переживание, вызванное процессом художественного творчества, дает необыкновенное наслаждение. Поэтому человек, однажды вкусивший эти «муки и радости» творчества, испытывает потребность «снова выйти на сцену».

Перечисленные источники деятельности в разных сочетаниях имеются у каждого студента-актера.

Для осуществления процесса развития самостоятельности мышления студента-актера важно понимание принципов гуманистического воспитания, которые выдвигают перед педагогом требования деятельностного подхода, позволяющего преобразовать внешние влияния в психические новообразования; личностного подхода, дающего

возможность открывать в каждом ученике его индивидуальность, настраивать его на доверие к себе, создания самого себя на пути профессионального становления; диалогического подхода, предполагающего равноправное сотрудничество и взаимодействие, что особенно стимулирует стремление к саморазвитию и самодвижению.

Характер взаимодействия со студентами определяет «ролевой» или «творческий» тип преподавателя. Взаимодействуя с преподавателями ролевой ориентации, студенты тяготеют к стандартным формам мышления; проведение занятий педагогами с творческой ориентацией стимулирует оригинальность ассоциаций студентов, то есть отражается на характере познавательных процессов. По всей вероятности, фиксация ярких личностных черт педагога, жестко не связанных с ролевыми функциями, инициирует творческие процессы, способствуя самоактуализации личности актера.

Особенность «актерской школы» состоит в том, она построена на непосредственном творческом союзе режиссера-педагога и студента-актера. В этом - отражение специфики театрального искусства. Главное внимание обращено здесь на развитие творческой инициативы будущих артистов, их способности к самостоятельному решению художественных задач.

Анализируя педагогическую практику замечательных мастеров сцены, мы находим подтверждение их самоотверженной увлеченности делом раскрытия творческого потенциала актеров, учеников, проявления их самостоятельности в процессе сценического существования.

Принцип соединения индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе идеально соответствует принципу и характеру театрального искусства.

При коллективном решении проблемы в связи с изучаемой дисциплиной, отношения у студентов строятся по схеме субъект-объект-субъект, что способствует активизации творческого мышления. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности.

Характер общения в группе театрального профиля оказывает влияние на формирование межличностных отношений участников творческого коллектива, так как данная группа в процессе обучения актеров является своего рода моделью будущей театральной труппы.

Педагогическая теория и опыт театральных педагогов показывают, что совместная учебная деятельность в актерской группе представляет собой некую общность, проходящую ряд этапов в постижении основ актерского мастерства, единства

ценностных ориентиров, усвоения содержательной сущности профессии, этических норм и эстетической направленности, в результате становления которой возникает единое «смысловое поле».

Необходимым качеством педагогического процесса в вузе является его целостность, предполагающее такую организацию, которая оказывала бы воздействие на все сферы личности и отвечала бы интересам и потребностям студента, способствовала формированию его профессиональных актерских навыков. Характер организации учебной деятельности, то есть учебный процесс, во многом определяет развитие самостоятельности мышления студентов-актеров и раскрытия их творческой индивидуальности.

Зерном творческого процесса является нераз-деленность, цельность существования. Не может быть разделенности духовной и физической, бессмысленно отдельно тренировать тело и формировать духовность. Также бессмысленно тренировать отдельно элементы системы К. С. Станиславского: внимание, воображение, действие и т. д., поскольку в процессе жизни человека все это существует в неразрывном единстве.

Неделимость творческого процесса обеспечивается взаимосвязью отдельных задач тренинга и его направленностью к работе над пьесой, как к главной перспективе. Не может быть раздвоенно -сти нравственной, потому что утверждать на сцене одно, а самому жить по другим законам противоестественно для артиста.

Цельности и неделимости учебного процесса на актерском курсе способствует также понимание и верность действию и как основному инструменту своей профессии, и как способу существования. Главным условием деятельности следует определить то, что каждая новая идея, возникшая у студента, оригинальная трактовка роли, новое актерское приспособление должны сопровождаться попыткой их действенной реализации на площадке, а жизненные помыслы - поступками.

Своеобразие обучения студентов-актеров заключается также в необходимости их вовлечения в игровую стихию, так как у многих рациональная сторона превалирует над чувственной, излишний самоконтроль становится барьером для продуктивной деятельности. Использование игровых ситуаций имеет важное значение для внутреннего раскрепощения студента-актера, возвращения к собственной природе, способствует творческой активности.

Изначально необходима установка на творчество. Исходя из своего многолетнего опыта обучения артистической молодежи, Г. А. Товстоногов определяет главное - не позволять себе опускаться

в обыденщину, которая противопоказана искусству, сохранять в творчестве художническое начало, уходить от ремесленничества. Для этого необходима мобилизация наших человеческих ресурсов [3].

Специфические особенности актерской профессии требуют поиска эксклюзивных средств и форм в организации творческих занятий, «офан-тазирования» предлагаемых жизнью обстоятельств, их присвоения и вживания в каждую новую роль.

Театрализация всего учебного процесса на актерском курсе, превращение каждого занятия по специальности в своеобразное театрализованное действо, отношение к обучению на курсе как к определенному этапу работы над ролью спектаклем, попытка даже свободное время организовать средствами театра способствуют активизации творческого мышления студентов-актеров.

Выдвинутые гуманистические принципы педагогики являются наилучшей теоретической основой для использования в практике построения учебного процесса в Высшей (театральной) школе, так как они наиболее полно и глубоко отвечают современным проблемам сценической педагогики, соответствуют основным задачам процесса обучения актеров, способствуют развитию самостоятельности их профессионального мышления, предметом которого является интеллектуальное исследование и действенное воссоздание «жизни человеческого духа» художественно-образными средствами.

Литература

1. Рождественская Н. Б. Творческая одаренность и свойство личности // Психология процессов художественного творчества. Л., 1980. С. 59.

2. Станиславский К. С. Статьи, речи, беседы, письма. М., 1953. С. 361.

3. Товстоногов Г. А. Беседы с коллегами. (Попытка осмысления режиссерского опыта). М., 1988. С. 29.

* * *

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF MASTERING THE TECHNOLOGIES OF ACTOR'S ART

N. V. Belyakova

In article the problem of development of professional thinking of the drama actor and the major factors promoting optimization of educational process on a specialty «actor's art» is considered.

Key words: actor's art, image, thinking, independence, theater.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.