Научная статья на тему 'Образование взрослых: онтогенетические закономерности и субъективный опыт'

Образование взрослых: онтогенетические закономерности и субъективный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ЛИЧНОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ / СУБЪЕКТИВНЫЙ ОПЫТ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцева Елена Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные со спецификой образования взрослых. Уделяется особое внимание личностной составляющей обучающегося. Описывается специфика кризисов взрослых людей и необходимость их учета в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование взрослых: онтогенетические закономерности и субъективный опыт»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 374.7 ББК 74.4

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ: ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СУБЪЕКТИВНЫЙ ОПЫТ

Е. А. Казанцева

Ключевые слова: мотивация; образование взрослых; личностная составляющая обучающегося; онтогенетические закономерности; субъективный опыт; профессионализм.

Резюме: В статье рассматриваются вопросы, связанные со спецификой образования взрослых. Уделяется особое внимание личностной составляющей обучающегося. Описывается специфика кризисов взрослых людей и необходимость их учета в процессе обучения.

Жизнь это не только дар, но и бесконечный процесс становления. Изменения внешнего мира заставляют человека обращаться к поиску новых знаний, к поиску новых возможностей для себя. И учение становится одним из основных видов деятельности человека.

Как известно, человек является загадкой не только для других, но и для самого себя. В том смысле, что никогда не знает до конца своих возможностей. «Человек необъятная вселенная. Он неисчерпаем и бесконечен в своих свойствах и качествах, в неисчислимых проявлениях своих» [6]. Только действуя, человек раскрывает для себя новые способности. Но для выстраивания победного действия в новом окружении, в изменившемся контексте, ему необходимы новые инструменты, новая техника поведения.

Именно когда человек начинает это осознавать, когда это становится актуальной потребностью, он обращается к обучению. Это то, что названо зоной ближайших интересов [11], лежащих в основе мотивированного отношения человека к окружающей действительности. Именно способность к осознанному процессу приобретения умений, навыков, знаний, качеств в наибольшей степени отличает человека от других живых существ.

Учитывая специфику нашего учебного заведения (бизнес-образование), мы сталкиваемся с людьми, достигшими определенных побед в своей жизни, создавшими предприятия, руководителями крупных компаний. Но как показывает практика, эти люди приходят не только и не столько за техническими знаниями и навыками управленца, сколько за ответами на глубинные вопросы

о смысле жизни, о добре и зле, о социальной ценности их деятельности, они задаются вопросами самопознания и самопонимания.

И в требованиях министерства образования РФ к выпускникам МВА (Master of Business Administration] включены следующие аспекты: «Лица, успешно освоившие программу МВА и получившие соответствующий диплом, должны понимать экологические проблемы, осознавать социальную ответственность бизнеса и быть приверженцами цивилизованных этических норм его ведения» [9].

Таким образом, бизнес-образование ориентировано на раскрытие потенциала людей, приходящих на обучение, на развитие нравственных идеалов, на позитивное развитие бизнеса и, в целом, страны.

Учебная деятельность, практически не прекращающаяся на протяжении всей жизни человека, обусловлена целым рядом условий, или факторов, которые существенно определяют ее характер, основные принципы ее организации. Прежде всего она определяется антропологическими факторами, то есть фундаментальными характеристиками самого обучающегося, которые с возрастом меняются. Меняется осознанность обучения, обогащается память, на человека оказывает влияние трудовая деятельность, практический опыт (как положительный, так и отрицательный). Однако сохраняется основа его психики, сущность, специфическая функция, врожденный талант, онтогенетические закономерности [10; 13].

Таким образом, в процессе обучения необходимо учитывать обе составляющие: как врожденную специфичность, так и исторический опыт, пережитый и усвоенный или, как его определяет Э. Ф. Зеер, - субъективный опыт личности [5].

Под субъективным опытом личности в этом случае следует понимать влияние совокупности эмоционально окрашенных социальных, учебно-профессиональных и личностных ситуаций, которые могут выполнять образовательную функцию. К ситуациям относятся отдельные объекты или действия, события, внешние условия жизнедеятельности, социальное окружение, физическая среда и т. д.

Врожденная специфичность чаще всего не осознается людьми полностью, а иногда и частично. Но она проявляется через тот аспект деятельности, где человек добивается наибольших результатов и который приносит ему наибольшее удовольствие. Как формулирует это А. Менегетти, известный онтолог нашего времени, идентичность (онтогенетическая закономерность в человеке) в истории проявляется в профессионализме, в его наивысших достижениях, в том виде деятельности, к которому у человека проявляется наибольшая склонность, любовь, тяга души [8]. В связи с этим обучение тому, что соответствует идентичности субъекта, даст наилучшие результаты, приведет к наибольшей реализации субъекта. Следовательно, возникает проблема анализа субъекта, его субъективного опыта, его достижений, успехов или неудач, его

склонностей на входе - на этапе организации обучения. То, о чем пишет Н. О. Вербицкая, - включение витагенного опыта в процесс обучения, «основанного на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях» [3].

К субъективному опыту, усвоенному человеком на уровне его когнитивных, эмоциональных процессов, прожитых им и определяющих его самооценку, но не имеющих отношения к его идентичности, онтогенетической закономерности, следует относиться очень внимательно. Именно с этим моментом и связана необходимость отказа от некоторых нефункциональных для данной личности стереотипов, мешающих освоению нового опыта, вершин мастерства, самореализации.

К сожалению, иногда именно субъективный опыт не дает возможности осваивать новую информацию, менять модель поведения. Так как действует механизм проекции, и нейтральную саму по себе информацию обучаемый наполняет собственным эмоциональным содержанием, переживанием и в силу этого либо принимает, либо вытесняет данную информацию как болезненную.

Особенность такого восприятия информации была наглядно продемонстрирована в работах Д. Каннемана (психолога, нобелевского лауреата в области экономики 2002 г.). Предлагая задачи по теории вероятности студентам математического факультета и профессиональным брокерам (постоянно использующим теорию вероятности в своей работе) и нагружая эти задачи второстепенной информацией чисто эмоционального характера, Каннеман пришел к выводу о том, что человеческое существо воспринимает информацию не нейтрально и чаще всего делает нелогичные выборы (в 78% - выбор противоречил теории вероятности и основывался на эмоциях) [7]. Это еще раз подтверждает, что личностная составляющая в профессиональной переподготовке взрослых людей играет важную роль.

Как показали исследования Б. Г. Ананьева, в процессе онтогенетического развития выделяются две фазы. Первая фаза характеризуется общим фронтальным прогрессом функций. На второй фазе эволюция функций сопровождается их специализацией применительно к определенной деятельности [1].

В качестве главного механизма развития во второй фазе выступают операциональные механизмы, а продолжительность этой фазы определяется степенью активности человека как субъекта и личности. В научной практике имеются данные [4], что высокий потенциал обучаемости сохраняется на всех этапах жизни. В свою очередь постоянная умственная работа, включенность личности в образовательную деятельность сохраняет высокий уровень психофизиологических функций.

Важнейшее значение в структуре развития периода зрелости имеет интеллект [12], развитие которого определяется внутренними и внешними факторами. Внешним фактором является образование, противостоящее старению. Выделяются три макропериода в интеллектуальном развитии взрослых [11]:

I период - от 18 до 25 лет, II - от 26 до 35 лет, III - от 36 до 40 лет. Эти возрастные макропериоды отличаются разными темпами развития памяти, мышления, внимания и интеллекта в целом. Научные данные убедительно свидетельствуют, что фактором оптимизации интеллектуального развития является сам процесс учения. В процессе развития взрослого человека имеет место повышение обучаемости. И этому как раз способствует изменение мотивации к учению, изменения зоны ближайщих интересов.

Так, если для молодежи приоритетными интересами являются: учеба (как основной вид деятельности, понижающий или повышающий самооценку), знание будущего (необходимость знания будущего определяется прежде всего неуверенностью, отсутствием опыта и, как следствие, опасением перед будущим), деньги (большие желания и маленькие возможности) [11], то для взрослых людей эти приоритеты меняются: на первое место выходит интерес к таким понятиям, как смысл жизни, самореализация, успех в социуме, в бизнесе, лидерство.

Таким образом, образование взрослых людей преследует две цели, отвечающие запросам обучающихся: удовлетворение профессиональных и личностных потребностей.

Развитие личности при этом, по мнению А. А. Андреева, предполагает: улучшение навыков говорения, слушания, совершенствование умения принимать жизненно важные решения, развитие способности к самоанализу, выявление своей сущности, раскрытие своих способностей, осознание своих ценностей, понимание других людей, обучение самоуправлению, развитие навыков лидерства, принятие на себя роли лидера в организациях, совершенствование своего имиджа, умение прислушиваться к советам других людей, отказ от некоторых привычек, развитие эмоциональной гибкости, принятие на себя большей социальной ответственности, работа на благо других, приобретение умения справляться с кризисами, развитие реалистического взгляда на жизненную перспективу [2].

В профессиональном плане человек стремится: выстроить карьеру, получить междисциплинарную подготовку, найти хорошую интересную работу, продвинуться в работе, освоить новейшие технологии, новые инструменты ведения профессиональной деятельности, изучить более сложные профессиональные навыки, выстроить руководство другими работниками.

Растущие требования к профессиональной компетентности специалистов сделали образование на протяжении жизни условием их конкурентоспособности.

Конечной целью образования взрослых является формирование личности, активно, компетентно и эффективно участвующей в экономической, социальной и личной жизни [2].

В процессе обучения нельзя не учитывать те кризисы, с которыми сталкивается взрослый человек в своей жизни. Рассмотрим некоторые из них, влияющие на изменение мотивов обращения к обучению.

Кризис 30-33 лет обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей, отказывается от определенных привычек, устоявшихся взглядов [10]. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности.

Мотивы обучения:

получение дополнительных возможностей для реализации жизненных планов: новые знания, инструменты, технологии в той сфере, с которой связан запрос на реализацию;

смена профессии;

изменение системы ценностей. Необходимо понять, какие ценности стали менее значительными - (по сравнению с юношескими), какие ценности более функциональны для дальнейшего развития.

Стабильный период 33-40 лет характеризуется тем, что наиболее успешно в этом возрасте человек делает то, что хочет, он ставит перед собой цели и добивается их достижения. Человек стремится проявить грамотность, компетентность в избранной профессии и желает получения признания.

Мотивы обучения:

повышение профессиональной компетентности; специализированное обучение;

2) получение признания за счет повышения профессионального мастерства и навыка построения отношений.

Кризис середины жизни 40-45 лет характерен для многих и сопровождается ростом противоречий между целостностью мировоззрения и одноли-нейностью развития. Человек теряет смысл жизни.

Мотивы обучения:

1) получение недостающих знаний в сферах, не связанных с профессиональной деятельностью (психология, философия, история, культурология);

2) попытка определить смысл жизни, смысл своей сущности, своего предназначения.

Период от 45 до 50 лет является достаточно стабильным, человек в этом возрасте должен достичь реальной зрелости. Для многих этот период является периодом лидерства и квалифицированности.

Мотивы обучения:

1) формализация, систематизация профессиональных знаний;

2) получение навыков обучения молодого поколения (педагогика, андро-гогика).

На любом этапе мы сталкиваемся с совмещением личностных и профессиональных аспектов. Накладывает отпечаток также тот факт, что скорость внешних изменений настолько велика, что получаемая информация практически мгновенно устаревает. В связи с этим наиболее актуален такой подход к обучению, который предусматривает выработку самого навыка изменений, навыка обработки

информации и принятия решений, навыка постоянного пополнения своих знаний как самостоятельно, так и с использованием обучающего.

Новизна такого подхода к осуществлению деятельности связана с постоянной ломкой стереотипов, устоявшихся форм жизнедеятельности человека, что требует соответствующего теоретического осмысления и адекватных образовательных технологий [3]. Такие технологии должны отвечать требованиям конструктивной помощи работающим людям в преобразовании имеющегося профессионального и жизненного опыта в новое качество.

В настоящий момент данный вопрос актуален еще и по следующей причине. Успешность осуществления процессов социально-экономического развития общества связана с вооружением руководителей различных уровней такими теоретическими и технологическими знаниями, которые бы способствовали сохранению и развитию культурного, духовно-нравственного потенциала личности, исторического опыта общества в целом, его отдельных групп, в процессе активных экономических преобразований.

Литература

Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М.: Знание,

1973.

Андреев А. А., Каплан С. Л., Краснова Г. А. Основы открытого образования. - М.: НИИЦ РАО, 2002.

Вербицкая Н. О. Теоретические основы витагенного образования взрослых: Монография. - Екатеринбург: УрГПУ: УрО РАО, 2001.

Вершловский С. Г. Образование взрослых в России: вопросы теории. -Педагогика. - 2003. - № 8.

Зеер Э. Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: УГППУ, 1997.

Змеев С. И. Андрогогика: теоретические основы обучения взрослых людей. - М.: ИОО МО РФ, 1999.

КаннеманД., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности. Правила и предубеждения / Пер. с англ. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2005.

Менегетти А. Психология лидера / Пер. с итальянск. - М.: ННБФ «Онтопсихология», 2004.

Приказ Министерства Образования Российской Федерации № 3381 «Об утверждении Государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации МВА». - М., 2003.

Психология: Учебник // Отв. ред. А. А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби: Изд-во Проспект, 2004.

Смирнов И. П., Ткаченко Е. В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005.

Степанова Е. И. Психология взрослых - основа акмеологии. - СПб.: МААН, 1995.

Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. - М.: Прогресс, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.