Научная статья на тему 'Развитие личностной и когнитивной сферы студентов'

Развитие личностной и когнитивной сферы студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
969
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТУДЕНТ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / МАКРОПЕРИОД / ПРОТИВОРЕЧИЯ / ФАКТОР / САМООЦЕНКА / МОТИВЫ / НОВООБРАЗОВАНИЯ / DISTANCE EDUCATION / PERSONALITY / MENTALITY / A STUDENT / MATURE / MACROPERIOD / ANTAGONISMS / FACTOR / SELF-ESTIMATION / MOTIVE / NEOPLASMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балашова Юлия Владимировна

В статье рассматривается системно-структурируемый подход. Даны исследования самооценки, показывающие специфическую структуру частных самооценок, которые соответствуют определенным подструктурам личности: интеллектуальным, личностным, коммуникативным качествам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Personal and Cognitive Spheres of Students

In the article the system-structured approach is considered. The researches of self-estimation are presented showing specific structure of private self-estimations which correspond to the certain substructures of the person: to intellectual, personal, communicative qualities.

Текст научной работы на тему «Развитие личностной и когнитивной сферы студентов»

ПСИХОЛОГИЯ

Развитие личностной и когнитивной сферы студентов Ю. В. Балашова

В статье рассматривается системно-структурируемый подход. Даны исследования самооценки, показывающие специфическую структуру частных самооценок, которые соответствуют определенным подструктурам личности: интеллектуальным, личностным, коммуникативным качествам.

Ключевые слова: дистанционное обучение, личность, интеллектуальное развитие, студент, студенческий возраст, макропериод, противоречия, фактор, самооценка, мотивы, новообразования.

Development of Personal and Cognitive Spheres of Students

U. V. Balashova

In the article the system-structured approach is considered. The researches of self-estimation are presented showing specific structure of private self-estimations which correspond to the certain substructures of the person: to intellectual, personal, communicative qualities.

Key words: distance education, personality, mentality, a student, mature, macroperiod, antagonisms, factor, self-estimation, motive, neoplasms.

В настоящее время в психологической науке существует множество исследований, а также научных работ, выполненных в рамках разнообразных психологических направлений, целью которых является анализ когнитивного и личностного развития. Одним из подходов, позволяющих проанализировать природную сущность и закономерности психического развития, является подход, разрабатываемый Н. И. Чуприковой [13; 14; 15], Т. А. Ратановой [9] и Н. П. Локаловой [14], который называется системно-структурируемым.

Все изменения в личности и интеллекте студента наиболее четко показывают системность и дифференцированность развития самой личности и ее интеллектуальных способностей. Подходы в рамках различных экспериментальных психологических теорий часто отличаются критериями развития интеллекта, показывают его с разных сторон, что, в принципе, и объясняет разнообразие в определениях его сущности и содержания.

Изменения и преобразования, происходящие в нашем обществе, особенно социально-экономические преобразования, заставляют практически все педагогические коллективы учебных заведений любого профиля ставить и решать очень важные, ответственные и серьезные задачи глобального улучшения профессиональной подготовки нынешних студентов в изучаемых ими областях (и не только). По логике вещей, статус студента обязывает обладателя, причем не важно, в каком учебном заведении он обучается, стремиться к повышению мастерства, профессиональной подготовки, всесторонней развитости, социально-профессиональной ответ-

ственности, а также к развитию многих других личностных качеств.

Изменения, которые происходят с личностью человека в процессе освоения профессии и приобретения профессиональных качеств на этапе получения среднего или высшего образования, очень важны для подготовки специалистов. Студенты - это люди, образующие специфическое общество, собравшееся в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования.

Так называемые проблемы студенчества изучались и изучаются довольно большим количеством психологических школ. Исследованиями личности человека в студенческом возрасте в таких направлениях, как социальное, личностное, интеллектуальное его развитие, занимается школа Б. Г. Ананьева [2]. Изменения личности человека происходят из-за того, что он сталкивается с разнообразными общностями, являющимися для него абсолютно новыми, и начинает вливаться в некоторые из них, становясь их частью. Именно в студенческом возрасте происходит сильное психологическое изменение интеллекта человека.

Студенческий возраст является особым периодом наиболее интенсивного интеллектуального развития личности. В это время происходит формирование учебно-профессиональной деятельности и освоение роли студента.

«Каждый возраст имеет свои особенности, а переход от одного возраста к другому связан не только с приобретением каких-то качеств, но и с их ослаблением» [7].

Е. И. Степановой были выделены три макропериода в развитии психических функций у взрослых в возрасте от 18 до 40 лет, и в частности интеллекта: первый - 18-25 лет, второй - 26-

35 лет, третий - 36-40 лет. Эти три периода различаются темпами развития и интеллекта в целом, и отдельных психических функций (памяти, мышления, внимания).

Первый период (от 18 до 25 лет) можно охарактеризовать огромной ритмичностью, из-за того что в этот возрастной промежуток происходит частая смена спадов и подъемов в развитии внимания, памяти, мышления и интеллекта в целом. Во втором и третьем макропериодах, согласно работам Е. И. Степановой, зафиксирована относительная устойчивость при сильно выраженном подъеме вербального интеллекта, что напрямую объясняется знаниями, накопленными человеком за определенное время [11].

Интеллектуальное развитие человека можно охарактеризовать основными познавательными функциями, такими как мышление, память, внимание, восприятие; и надо отметить, что базовые показатели этих величин у студентов развиты значительно лучше, чем, например, у старшеклассников. По мнению Б. Г. Ананьева [1], в этот возрастной период (студенческий возраст) уровень интеллектуального развития повышается в соответствии с законами индивидуального развития человека. «В период взрослости на основе совершенствования, развития аналитико-синтетической деятельности происходит все большее структурирование интеллекта, образование целостной его структуры, изменение соотношения компонентов» [10].

Развитие взрослых содержит в себе периоды подъемов и спадов, а также стабилизации, но при этом постоянное состояние отмечается довольно редко. Любые системы и образования обладают разносторонней и подчас противоречивой структурой развития, это касается как самого интеллекта и мнемических функций, так и элементарного теплообразования и психомоторики.

В возрасте от 18 до 20 лет происходит наибольший подъем чувствительности - зрительной, слуховой и кинестетической.

В период 20-29 лет в большинстве случаев объем поля зрения человека достигает своего максимального показателя. Также при рассмотрении возрастной изменчивости чувствительности необходимо понимать, что она зависит от профессиональной деятельности самого человека.

При более подробном рассмотрении функции внимания было выявлено, что объем (переключение и избирательность) внимания возрастает постепенно от 18 до 33 лет. После 34 лет, при сохранении определенного уровня на протяже-

нии зрелости, концентрация внимания и его устойчивость начинают снижаться, но незначительно. В возрастном периоде от 18 до 30 лет обнаружены очень высокие показатели вербальной памяти, а в период от 33 до 40 лет наблюдается обратная картина - показатели вербальной памяти снижаются. Наименьшим возрастным изменениям подвергается память образная, а долго временная вербальная память в возрасте от 18 до 35 лет наиболее постоянна.

Можно сделать выводы, что развитие психофизиологических функций человека носит очень специфический, сложный и разнообразный характер, обусловленный большим количеством всевозможных противоречий, отражает онтогенетические закономерности и влияние накопленного практического опыта человека.

Все периоды студенческого возраста, в которых происходят столь значительные изменения при формировании личности, требуют анализа противоречий, возникающих в конкретном случае. Рассмотрим их.

1. Социально-психологические противоречия. В них входят противоречия процессов адаптации, так как на начальном этапе обучения у студента появляется много новых и сложных требований, которые противоречат уже сложившимся и устоявшимся до вуза стереотипами поведения. Это и противоречия между результатами деятельности, формирующимися межличностными отношениям с согруппниками или сокурсниками, и в частности отношение к самому студенту как к личности. Также существуют противоречия между возрастанием интеллектуальных и физических сил и очень ограниченным временем для удовлетворения личностных потребностей, которые, в свою очередь, увеличились значительно.

2. Противоречия дидактического характера, которые могут быть причиной неудовлетворенности как студентов, так и самих преподавателей учебным процессом. Это противоречия между очень жесткими формами, рамками, методами подготовки будущего специалиста и его стремлением к самостоятельному отбору при получении знаний, а главное в способах их приобретения.

3. Согласно исследованиям М. В. Гамезо и Л. В. Орловой [3], существуют противоречия между огромным, просто колоссальным объемом информации, поступающей из разнообразных источников, расширяющим знания студентов, и очень ограниченным временем для ее осмысления. Этими серьезными противоречиями могут быть обусловлены не только поверхностные знания, но и, в итоге, поверхностное мышление.

Тщательное рассмотрение интеллектуальных и личностных особенностей студентов позволяет сделать вывод, что факторов и специфических структур, влияющих на их развитие, бесконечное множество. Это обусловлено индивидуальными различиями студентов. Но, при прочих равных условиях, необходимо отметить, что одним из главных факторов, дифференцированно воздействующих на получение образования студентом, является его дальнейшее профессиональное становление. Студенчество - возраст становления профессионального и личностного самосознания, которое, в свою очередь, является следствием, внутренним личностным условием и предпосылкой активного освоения студентом значимых для него сфер деятельности, основой саморегуляции и самоуправления. В большинстве случаев степень осознания собственного внутреннего состояния и настроя очень важна для учебной, а в последующем и для профессиональной деятельности и вполне может служить показателем успешности личности в ее профессиональном, социально-экономическом и интеллектуальном развитии.

Индивидуальные особенности характера, самосознание и уровень его активности являются внутренним фактором, участвующим в регулировании внутренней активности студентов в процессе обучения, что в свою очередь проявляется на успеваемости в целом.

Исследования самооценки, проведенные Н. С. Копеиной и Н. М. Владимировой [6], показывают специфическую структуру частных самооценок, которые соответствуют определенным подструктурам личности: интеллектуальным, личностным, коммуникативным качествам.

Величина самооценки эмоциональной стабильности является наименьшей среди других характеристик личности. В студенческом возрасте повсеместно распространено состояние эмоциональной нестабильности и тревожности, а также неуравновешенность и беспокойство. Это является причиной снижения жизненного тонуса и работоспособности, что сказывается на успешности обучения. Сниженные интеллектуальные характеристики тормозят и затрудняют процесс усвоения знаний и обучения в целом, высокие -наоборот. Развитие определенных личностных и индивидуальных качеств студентов показывает, что уровень вариативности достаточно высок. Если же в структуре отношения личности развивать высокую ответственность в учебе, то самооценка собственных интеллектуальных способностей станет важной частью отношения к себе.

Способность к самопознанию и самосознанию является самой высокой величиной самооценки.

Если самооценка низкая, это говорит о том, что человек не может разобраться в себе, прогнозировать свое поведение, а значит, и управлять собой в полной мере. Недифференцированно завышенная самооценка говорит о неадекватности мыслей и о низком уровне сформированности навыков самоанализа. Исследования ученых показывают, что уровень и качество педагогической деятельности однозначно соотнесены со степенью адекватности самооценки.

Главными и наиболее существенными мотивами в учебной деятельности студентов считаются мотивы творческих и профессиональных достижений, личного престижа, социальные и познавательные мотивы (В. И. Шкуркин [16]; Н. В. Комусова [5]). Затраты времени на изучение какого-либо вопроса, степень сложности, тяга к профессии и другие показатели учебной деятельности, включающие и академическую успеваемость, в серьезной степени определяются именно этими видами мотивации. Если коснуться психологической характеристики динамики мотивационной основы обучения студентов, то можно проследить, какие из существующих мотивов у студентов являются более значимыми, а какие менее. Мотивы «личного престижа» и «профессиональные» мотивы являются существенно более значимыми, чем, например, мотивы «познания» и «прагматичности» [8]. Но необходимо отметить, что главные, доминирующие, мотивы на разных курсах обучения меняются. Так, на первом курсе ведущим мотивом является «профессиональный», на втором - мотив «личного престижа», на третьем и четвертом курсах -оба этих мотива, на четвертом - еще и «прагматический». «Познавательный» и «профессиональный» мотивы больше всего влияют на уровень обучения, а «прагматический» свойствен в основном слабоуспевающим студентам.

Все структурные изменения системы интеллекта личности студента происходят под огромным и очень разнообразным воздействием жизненных факторов, среди которых учение занимает главенствующую роль в студенческом возрасте, определяя в дальнейшем высокий тонус интеллекта.

Психические новообразования у студентов показывают изменения в интеллектуальной деятельности, связанные с появлением умения ставить и решать поставленные задачи, видеть задачи и проблемы и находить пути их решения. Сту-

денческие годы являются очень важным, подчас главенствующим этапом становления личности человека, они раскрывают ее возможности и потенциал. Это этап подготовки к переходу в более зрелую жизнь. Становление целостности интеллекта и последующее приобретение профессии формируют дальнейший образ жизни личности после студенчества.

В заключение отметим, что студенческий возраст является периодом становления целостной личности, когда происходит «консолидация психологических сил человека» [4], вырабатываются устойчивые личностные свойства, стабилизируются психические процессы, наступает пора выраженного профессионального самоопределения.

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М. : Знание, 1972. - 32 с.

2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного челове-кознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М. : Наука, 1977. - 380 с.

3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Гамезо, Л. М. Орлова. - М. : МГОПУ, АНОО НОУ, 1999. - 234 с.

4. Дворяшина, М. Д. Опыт комплексного психологического и психофизиологического изучения структуры личности [Текст] / М. Д. Дворяшина // Человек и общество. - Вып. IV. -Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1969. - С. 138-144.

5. Комусова, Н. В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе [Текст] : ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук / Н. В. Комусова. - Л., 1983. - 16 с.

6. Копеина, Н. С. Мотивация учебной деятельности [Текст] / Н. С. Копеина, Н. М. Владимирова // Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе / под ред. Н. Н. Обозова. - Л., 1984. - С. 113-118.

7. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст [Текст] / Н. С. Лейтес. - М. : Педагогика, 1971. -278 с.

8. Печников, А. Н. Особенности учебной мотивации. Психология: итоги и перспективы [Текст] : тезисы научно-практической конференции / А. Н. Печников, Г. С. Мухина. - СПб., 1996.

9. Ратанова, Т. А. Уровень дифференцированности когнитивных структур как основа умственных способностей [Текст] / Т. А. Ратанова // Психология сегодня. - Т. 2. - Вып. 1. - М., 1996. - С. 124125.

10. Рубинштейн, С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории [Текст] / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. - 1960. - № 3. -С. 3-15.

11. Степанова, Е. И. Возрастные характеристики интеллекта [Текст] / Е. И. Степанова // Советская педагогика. - 1972. - № 10. - С. 69-76.

12. Чуприкова, Н. И. Изменение когнитивной репрезентации объектов в процессе умственного развития [Текст] / Н. И. Чуприкова // Вопросы психологии. - 1987. - № 6. - С. 31-41.

13. Чуприкова, Н. И. И. М. Сеченов: психофизиологическая теория умственного развития [Текст] / Н. И. Чуприкова // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14. Психология. - 1991. - № 4. - С. 53-64.

14. Чуприкова, Н. И. Скорость дифференцированно -сти сигналов и расчлененность двигательных образов у школьников с разной успеваемостью [Текст] / Н. И. Чуприкова, Т. А. Ратанова, Н. П. Локалова // Вопросы психологии. - 1991. -№ 4. - С. 159-169.

15. Чуприкова, Н. И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода) [Текст] / Н. И. Чуприкова. - М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 320 с.

16. Шкуркин, В. И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов педвуза [Текст] : автореф. дис. канд. психол. наук / В. И. Шкуркин. - М., 1981. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.