Научная статья на тему 'ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИУМ / ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филина Наталья Александровна

В современном мире такое понятие как социальный интеллект имеет огромное значение, он способствует нормальному взаимодействию с окружающим миром. Актуальность выбранной исследовательской проблемы определяется тем, что для того, чтобы ребёнок мог успешно реализоваться в современном обществе, ему желательно обладать лидерскими качествами. Наличие лидерских качеств у детей позволяет нейтрализовать противоречие между потребностью самореализации и возможностью воплотить в жизнь данный процесс. Позволяет детям чувствовать себя увереннее, развиваться и расти в соответствии с возрастными нормами, умело ставить перед собой цели и задачи, не боясь того, что будет дальше, благоприятно влияет на взаимоотношения со сверстниками, в классном коллективе, позволяет быстрей решать конфликтные ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADERSHIP QUALITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH DIFFERENT LEVELS OF SOCIAL INTELLIGENCE

In the modern world, such a concept as social intelligence is of great importance, it promotes normal interaction with the surrounding world. The chosen problem is relevant due to the fact that in order for a child to be successfully realized in society, it is desirable for him to have leadership qualities. The presence of leadership qualities in children allows you to neutralize the contradiction between the need for self-realization and the ability to implement this process. It allows children to feel more confident, develop and grow in accordance with age norms, skillfully set goals and objectives, without fear of what will happen next, has a positive effect on relationships with peers, in a classroom team, allows you to quickly resolve conflict situations.

Текст научной работы на тему «ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

Литература:

1. Алексеенко В.Д. Влияние климатопроизводственных факторов на здоровье вахтовых работников нефтепромыслов Европейского Севера // Материалы VII Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье», 2008. - С. 60-62.

2. Бойцова А.В., Симонова Н.Н. Социальные представления о психологической готовности к труду вахтовым методом на Севере у нефтяников на разных этапах профессионального становления // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 15, 2013. - No 2 (3). - С. 673-678.

3. Корнеева Я.А., Симонова Н.Н., Дегтева Г.Н., Дубинина Н.И. Стратегия адаптации вахтовых работников на Крайнем Севере // Экология человека, 2013. - No9. - С. 10-16.

4. Кролевец О.П., Самченко Е.М. Особенности психоэмоциональной" сферы как фактор копинг-поведения в профессиональных стрессовых ситуациях лиц, работающих вахтовым методом // Вестник Омского университета. Серия «Психология», 2015. - №2. - С. 10-15.

5. Симонова Н.Н. Психологическое сопровождение личности в условиях меняющейся социальной реальности: монография. - Архангельск: Поморский университет, 2007. - 243 с.

6. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психологический журнал, 1996. - No 1. - С. 19-34.

7. История Новопортовского месторождения URL: https://yamal.gazprom-neft.ru/about/history/ (дата обращения 05. 12. 2020).

Психология

УДК 316.6

кандидат психологических наук, доцент Филина Наталья Александровна

Российский государственный социальный университет (г. Москва)

ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация. В современном мире такое понятие как социальный интеллект имеет огромное значение, он способствует нормальному взаимодействию с окружающим миром. Актуальность выбранной исследовательской проблемы определяется тем, что для того, чтобы ребёнок мог успешно реализоваться в современном обществе, ему желательно обладать лидерскими качествами. Наличие лидерских качеств у детей позволяет нейтрализовать противоречие между потребностью самореализации и возможностью воплотить в жизнь данный процесс. Позволяет детям чувствовать себя увереннее, развиваться и расти в соответствии с возрастными нормами, умело ставить перед собой цели и задачи, не боясь того, что будет дальше, благоприятно влияет на взаимоотношения со сверстниками, в классном коллективе, позволяет быстрей решать конфликтные ситуации.

Ключевые слова: психология, социум, личность, развитие, социальный интеллект, лидерские качества.

Annotation. In the modern world, such a concept as social intelligence is of great importance, it promotes normal interaction with the surrounding world. The chosen problem is relevant due to the fact that in order for a child to be successfully realized in society, it is desirable for him to have leadership qualities. The presence of leadership qualities in children allows you to neutralize the contradiction between the need for self-realization and the ability to implement this process. It allows children to feel more confident, develop and grow in accordance with age norms, skillfully set goals and objectives, without fear of what will happen next, has a positive effect on relationships with peers, in a classroom team, allows you to quickly resolve conflict situations.

Keywords: psychology, society, personality, development, social intelligence, leadership qualities.

Введение. Современная общественность требует развития лидерских качеств, у детей, которые имеют данные задатки. Основой, благодаря, которой можно сформировать качества лидера является высокий уровень социального интеллекта. Развитие личностных качеств становится актуальным в современном обществе, поскольку современный ребенок или подросток должен уметь показать себя и выделиться в коллективе сверстников, проявить умения вести за собой и показать свои качества и достоинства. Психологически важно ориентироваться в социуме, выделяться из группы, быть принятым, уметь ориентироваться в сложившихся условиях. Все лидерами быть не могут, но детям, у которых имеются данные задатки, нужна поддержка со стороны, для оптимального развития лидерских качеств. Ребёнок, у которого присутствуют черты лидера, способен быстрей установить контакт, расположить к себе собеседника. Ребёнок младшего школьного возраста, только начинает совершать какие-либо поступки в соответствие с общепринятыми нормами, возникает способность к самоанализу. Школьник строит своё общение основываясь не только на модели поведения родителей, но и сверстников, чьё мнение в данном возрасте становится значимым, так же важным источником, модели поведения в обществе становится информация из интернета, СМИ.

Изложение основного материала статьи. Социальный интеллект - фундаментальная составляющая, способствующая грамотному распределению взаимодействия. Человек, у которого данный вид интеллекта находится на достаточном уровне развития, имеет больше шансов проявить лидерские качества, он умеет выстраивать взаимодействие, легко вступает в контакт и может найти к каждому свой подход.

Если вопрос проявления и формирования лидерских качеств был затронут со времен Конфуция, Аристотеля, Платона, то понятие «социальный интеллект» довольно молодое. При анализе литературы по теме исследования, можно прийти к выводу, что под термином «лидерство» понимают развитую способность личности влиять как на определенного индивида, так и на сложившейся коллектив, одновременно направляя усилия всех для достижения конкретной цели.

Термин «социальный интеллект» был введён в 1920 году Э. Торндайком. Под ним понимали способности, которые позволяли вникать в мысли других, определять то, что необходимо другим людям и правильно строить взаимодействие с ними. Э.Торндайк первым говорил о том, что для достижения вершин необходимы навыки, помогающие общаться с окружающими людьми, а не только лишь знания. Именно Эдвард Ли Торндайк отметил, что для успешной карьеры нужны как знания, так и умения, которые помогут

идти на контакт с людьми. У Э.Торндайка появились последователи. К примеру, в 20-е годы XX столетия учёные Хант и Мосс дали определение изучаемому явлению как возможность ладить с окружающими. В свою очередь Филипп Вернон, определил понятие более обширно. Он утверждал, что это возможность ладить с окружающими в целом, способность понимать непродолжительные ощущения либо черты характера, заложенные у незнакомых лиц, конкретные знания о социуме, способность чувствовать себя комфортно в социуме, социальные техники, а также восприимчивость к воздействиям окружающих людей.

Одной из первых в российской психологической науке феноменом социального интеллекта заинтересовалась социолог и психолог Маргарита Бобнева. Она подчёркивала, что общий уровень интеллекта не связан с социальным интеллектом напрямую - и первый может способствовать развитию второго, но не гарантирует высокого социального интеллекта и не заменяет его [3, с. 19]. Так же она сопоставляла понятие социального интеллекта и развития личности в социальной сфере. Главным пунктом в её работах было понятие «социально-психологическое развитие личности», которое подразумевает под собой создание и усовершенствование у детей специальных качеств необходимых для адаптации ребёнка к окружающим условиям. Социальный интеллект в понимание исследователя - это качества, благодаря которым человек имеет возможность разделять разные взаимосвязи во взаимоотношениях между людьми и умение подстраиваться и управлять различными людьми. Так же М.И. Бобнева утверждала, что данный вид интеллекта является особенным умением, которым в той или иной степени обладают люди. Данная способность развивается благодаря деятельности, в которой участвует данный индивидуум, так же важное значение имеет общение и разные виды социального взаимодействия.

Стоит отметить, что социальный интеллект состоит из совокупности параметров, которые делают коммуникацию между людьми проще либо труднее. На основании данных параметров определяется психологическая контактность и коммуникативная совместимость. Социальным интеллектом самосознания называют такой тип интеллекта, который имеет в составе свободу от игнорируемых порывов, комплексов и предрассудков, жажду к новым идеям, уважение собственного достоинства. К социальному перцептивному интеллекту относится такой тип, который имеет в составе возможность к взаимопониманию и восприятию мотивов, движущих окружающими, к пониманию обстановки, воображение и мыслительные процессы. К энергетическому социальному интеллекту относится такой тип интеллекта, который имеет в составе низкую степень психической и физической изнурённости, а также психическую и физическую выносливость.

Социальные мыслительные функции в своём составе имеют получение и понимание информации, а также создание ответа на поступки, мнения и цели окружающих личностей. Данные возможности зачастую напрямую имеют зависимость от уникального устройства головного мозга. Это хорошо определяется, если сравнить музыкальные способности. Одни индивиды имеют великолепный слух с рождения, а другие должны годами заниматься для воспроизведения музыки абсолютно точно. Однако, способность формировать контакты с окружающими людьми, в отличие от музыкальных способностей, признана нормой. Трудности во взаимодействии же является, как правило, отклонением от нормы, хотя все в определённый жизненный этап сталкиваются с данной проблемой. Проблема состоит не в том, чтобы все люди старались развить социальный интеллект, а в том, чтобы личности с различными стратегиями коммуникации умели подобрать своё место, как в социуме, так и в мире.

Исследование лидерских качеств у детей с разным уровнем развития социального интеллекта проводилось в классах начальной школы. Всего на момент проведения исследования было 44 младших школьника, из 3 класса 23 человек, из 4класса - 21 человек, всего 26 мальчиков и 18 девочек. На момент исследования детям было от 8 до 10 лет. Для выявления наличия лидерских качеств были использованы: методика «Склонность к доминированию», тест «Организаторские способности лидера», тест «Я-лидер». Для выявления уровня социального интеллекта были использованы: тест «Социальный интеллект» Гилфорда (адаптация Е.С. Михайловой (Алешиной)), методика изучения способности детей младшего школьного возраста к распознаванию эмоциональных состояний - Л.Ф. Фатихова и А.А. Харисова.

Представим ниже некоторые данные полученные в ходе констатирующего исследования. В результате проведения теста «Я-лидер». были получены следующие данные (Таблица 1).

Таблица 1

Развитие лидерских качеств у учащихся в исследуемых классах (в %)

Возраст 3 класс 4 класс

Высокий уровень 13 5

Средний уровень 52 33

Низкий уровень 35 62

В результате проведённого исследования в 3 классе было выявлено трое детей с высокими показателями по всем параметрам. В 4 классе только один младший школьник с высоким уровнем развития лидерских качеств. Данный показатель подразумевает под собой: наличие хорошо развитых коммуникативных способностей, такие дети легко и непринуждённо вступают в контакт, способны поддержать беседу и вынести из неё максимум информации для себя или для решения поставленных задач, умение правильно ставить перед собой цель и выбирать пути её достижения. Умение направлять и координировать работу своих коллег по решению поставленных задач, будь то одноклассники или просто окружающие люди. Такие ребята владеют способностью влиять на товарищей, знать возможности каждого и подбирать подход, основываясь на особенностях других людей, в процессе групповой работы.

Для того, чтобы выявить особенности развития качеств, которые во многом определяют наличие у детей младшего школьного возраста задатков лидера, был проведён тест «Организаторские способности лидера» и его результаты представлены в Таблице 2. К таким чертам относится: способность к организаторской деятельности, навыки оптимального взаимодействия с окружающими людьми.

Таблица 2

Сформированность организаторских способностей у учащихся в исследуемых классах (в %)

Возраст 3 класс 4 класс

Высший уровень 4 0

Высокий уровень 13 10

Средний уровень 52 38

Низкий уровень 31 52

В результате проведения данного теста в 3 классе был выявлен только один младший школьник с высшим уровнем развития, способности к организации деятельности. Такой показатель подразумевает под собой наличие у ребёнка волевых качеств. Обычно школьники с таким результатом умело выстаивают тактику, благодаря которой можно преодолеть неожиданные трудности. Они воспринимают экстремальные ситуации как проверку на прочность и возможность найти такие решения, которые в обычных условиях придумать было бы затруднительно. Но также данный показатель называется стремлением к доминанту, он характеризуется тем, что такой целеустремленный ребёнок может, при работе в команде, быть не гибким по отношению к другим участникам деятельности, не станет воспринимать отличающуюся от его представлений информацию. Может так загореться идеей, что коллективная работа превратится в индивидуальную, у ребёнка появится стремление к доминированию.

Детей, у которых был выявлен высокий уровень развития организаторских способностей, в 3 классе -трое, в 4 классе - двое, данный показатель подразумевает под собой способность во время групповой работы брать на себя ответственность за совместную деятельность, организовывать работу с учётом индивидуальных возможностей участников свой команды. Ребята с таким уровнем умеют рисковать для достижения цели, но только так, чтобы это затронуло в минимальной степени товарищей по команде. К трудностям относятся положительно, вместе с тем приободряя и других, умеют найти нужные слова, чтобы нацелить н предстоящую работу, возможно в шутку перевести все неполадки. При работе с такими лидерами остальные коллеги по совместному заданию могут довериться, зная, что он надёжный и умелый «командир» команды.

В 3 классе было выявлено 12 учеников со средним результатом по проведённому тесту. В то время как в 4 только восемь. Дети с таким уровнем развития организаторских способностей, не часто берут на себя ответственность за коллектив, они могут проявлять некоторые качества, характерные для детей - лидеров, но таковыми не являются. Ребята стремятся к взаимодействию в группе, но отдают право быть главным другим детям. Но в случае, если происходит ситуация, в которой необходимо взять бразды правления в свои руки, они делают это. Организуют деятельность, по достижению цели, не всегда умело, трудности могут поставить их в тупик, к новым условиям приспосабливаются долго. В экстремальных ситуациях такие дети работать не могут, перенапряжение настигает быстро, после чего заставить себя вновь приступить к деятельности почти не возможно.

В 4 классе большое количество детей, имеющих по данному тесту низкий уровень развитости организаторский, коммуникативных способностей - одиннадцать человек. В 3 классе, в результате проведения исследования было выявлено 7 учеников с таким показателем. Ребята предпочитают проводить время вне коллектива, во время групповой работы чувствуют себя неуверенно. Инициативных поступков от них добиться очень сложно, школьники предпочитают быть ведомыми, либо вообще не участвовать в работе. В процессе выполнения совместного с классом задания ребята, имеющие низкий уровень по данному тесту с трудом могут трезво определить плюсы и минусы своей команды. Стараются спрятать своё мнение, выбирают то, за что проголосовали окружающие. Таким образом, данный тест помог увидеть, что в 3 классе большое количество детей, имеющих средний уровень сформированности качеств лидера, так же присутствует ребёнок, склонный к доминированию. В 4 классе много учеников с низким уровнем по тесту «организаторские способности лидера» и нет ни одного учащегося с высшим уровнем. Следовательно, качества, необходимые ребёнку - лидеру, лучше сформированы у испытуемых из третьего класса.

Для определения уровня успешности распознавания эмоциональных состояний человека, была проведена методика «Способности детей младшего школьного возраста к распознаванию эмоциональных состояний» - Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой. Социальный интеллект во многом зависит от умения человека выстраивать свою деятельность с учетом особенностей состояния других людей. Чтобы понять поведение своего оппонента необходимо учитывать все его индивидуальные показатели.

В результате проведения исследования по данной методике, у детей младшего школьного возраста были выявлены следующие результаты (Таблица 3):

Таблица 3

Изучение уровня способности к распознаванию социальных состояний (социального восприятия) у учащихся в исследуемых классах (в %)

Возраст 3 класс 4 класс

Высокий уровень 39 19

Средний уровень 39 29

Ниже среднего 22 52

Низкий уровень 0 0

В 3 классе девять детей, имеющих высокий уровень способности выстраивать свою деятельность в соответствии с состоянием другого человека. В 4 классе четыре ребёнка имеют такой показатель. Данный уровень характеризуется, хорошо развитой способностью к пониманию причин появления такого поведения человека, его дальнейших намерений. Умело выстраивают контакты с другими людьми, способны, не затрачивая особых усилий, поддерживать их. Дети, получившие такой балл, могут разграничивать близкие к данному состоянию переживания человека. Коммуникативные навыки находятся на достаточно высоко

уровне. Ребята, при осуществлении взаимодействия опираются на те данные, которые получили из анализа общения с конкретным человеком. Выстраивают находить общий язык, деятельность так, чтобы она выходила из интерпретации причин, из-за которых человек пребывает в том или ином состоянии, управлять людьми в соответствии с их намерениями, предугадывать дальнейшие их шаги.

Таким образом, детей имеют высокий уровень развития данных способностей - небольшая часть, большая часть из 3 класса показали высокий и средний уровень, а учащиеся 4 класса ниже среднего. Это свидетельствует о том, что в процессе взаимодействия у многих детей возникают трудности, одна из которых зависит от низкого развития способности к эмпатии, один из компонентов социального восприятия, который позволяет выстраивать деятельность в соответствии с настроем оппонента, легко и быстро устанавливать контакты.

Таким образом, высокого уровня развития социального интеллекта нет ни у одного школьника как из 4, так и из 3 класса, небольшое количество детей из 3 класса имеют социальный интеллект выше среднего. Ребята, обучающиеся в начальной школе, имеют способности к извлечению большого количества показателей, характеризующих поведение людей, к осознанию невербального взаимодействию. Ученики обладают умением высказывать четко определяющие конкретного человека или ситуацию в целом. Разграничивать информацию, поступающую извне о людях, с которыми строят общение. младшие школьники обладают способностью к предвидению, на основе имеющихся сведений, поведения индивида в определённых условиях, данное умение положительно влияет на социализацию и адаптацию в коллективе. Коммуникационные навыки развиты в большей степени, ребята быстро заводят новые знакомства, и поддерживают имеющиеся контакты на оптимальном уровне, в позитивно настроенном формате. Умеют расположить собеседника, настроить н разговор, поддержать человека в трудной ситуации проявить эмпатию. Неосознанно младшие школьники, с уровнем развития социального интеллекта выше среднего, при общении проявляют такие качества как: дружелюбие, вежливость, деликатность, всегда открыты к новым знакомствам, выбирают эмоциональную окраску в соответствии с сложившейся ситуацией. Таким школьникам свойственно сопереживание и истинный интерес к жизни других людей. У детей наблюдается потребность воздействовать на других участников деятельности и часто проявляется сочетание данного вида интеллекта с развитыми организаторскими способностями.

В современном мире, деятельность школьников во многом приходится на время, проведённое в школе, именно поэтому педагогический состав является главным по психолого-педагогической работе, направленной на поддержку имеющихся лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.

Выводы. В современном мире лидерство становится, не только социально, но и экономически востребованным. В условиях развития общества успех каждого человека зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейший ход событий, принимать соответствующие решения и действовать, согласно им. Поддержку лидерских качеств надо начинать в младшем школьном возрасте. Именно в это время у детей закладывается основа будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, различным видам деятельности, самому себе. Достаточно высокий уровень развития социального интеллекта может помочь ребенку, занять лидирую позицию не только в классном коллективе, но и в том окружении, которое появится во взрослой жизни, а также способствует наиболее полной реализации способностей в различных видах деятельности.

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г.С. Абрамова. - Москва: Прометей, 2018. - 538 с.

2. Алиева, М.А. Я сам строю свою жизнь / М.А. Алиева, Т.В. Гришанович, Л.В. Лобанова, Н.Г. Травникова, Е.Г. Трошихина Под ред. Е.Г. Трошихиной. - СПб: Речь, 2013. - 283 с.

3. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - Москва: Наука,1978. - 312 с.

4. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2019. - 224 с.

5. Макарова, О.А. Феномен лидерства в коллективе младших школьников / О.А. Макарова. - Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. - 2015. - № 7 (87). - С. 680-683.

6. Мартенс О.К. Сущность и природа лидерства // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. - 2018. - №1. - С. 22-24.

7. Спивак, В.А. Лидерство. Практикум: учебное пособие для вузов / В.А. Спивак. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 361 с.

8. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б.113 Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6-20

9. Фатихова Л.Ф., Харисова А.А. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие - Уфа: Изд-во Уфимского филиала ГОУ ВПО "МГГУ им. М.А. Шолохова", 2010. - 69 с.

10. Ясюкова, Л.А. Социальный интеллект детей и подростков / Л.А. Ясюкова, О.В. Белавина. - М.: ИП РАН, 2017. - 181 с.

Психология

УДК 159.0.075

старший преподаватель Хайрутдинова Миляуша Ренатовна

Институт психологии и образования Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); магистр Гаджиумарова Ирина Александровна

Общеобразовательная школа-интернат "Лицей имени Н.И. Лобачевского" Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования субъективной удовлетворенности обучающимися дистанционным форматом обучения, выделены основные психологические особенности дистанционного обучения и определены последствия ввода данного формата обучения для обучающихся 8 и 11 классов. Кроме того, определено наличие взаимосвязи удовлетворенности дистанционным обучением с отдельными устойчивыми личностными характеристиками школьников. Рассмотрено наличие связи половозрастных особенностей обучающихся со степенью их удовлетворенности данным форматом обучения.

Ключевые слова: удовлетворенность дистанционным обучением, тревожность, работоспособность, половые, возрастные отличия.

Annоtation. The article presents the results of a study of the subjective satisfaction of students with the distance learning format, highlights the main psychological features of distance learning and defines the consequences of introducing this format of training for students of grades 8 and 11. In addition, there is a correlation between satisfaction with distance learning and individual stable personal characteristics of schoolchildren. The article considers the relationship between the gender and age characteristics of students and the degree of their satisfaction with this training format.

Keywords: satisfaction with distance learning, anxiety, working capacity, gender, age differences.

Введение. В условиях глобальных социально-экономических изменений, возникших в результате пандемии COVID-19, серьезные перестройки произошли и в образовательной среде. В частности, на значительный период времени изменилась форма образовательного процесса. На данный момент в научной и педагогической среде широко обсуждается специфика организации процесса и последствия перехода обучающихся на дистанционную форму обучения. При этом немаловажным становится изучение психологических аспектов дистанционного обучения, для определения его эффективности и влияния на психологическое благополучие обучающихся, их работоспособность, а также эффективность усвоения знаний.

Дистанционное обучение в современной трактовке относительно недавний конструкт, однако само дистанционное обучение как форма существует еще с первой половины XX века. Тогда подобная форма образования предполагала обучение, опирающееся в основном на применении печатных материалов, с развитием технологий, именно мультимедийные средства становятся основой дистанционного образования. В наши дни словосочетание дистанционное обучение прочно ассоциируется с применением компьютерной техники и сети. А.А. Андреев в своей книге «Дидактические основы дистанционного обучения» определяет дистанционное обучение, как обучение, при котором его субъекты разделены в пространстве и, возможно, во времени, реализуется с учетом передачи и восприятия информации в виртуальной среде, обеспечивается специальной системой организации учебного процесса, особой методикой разработки учебных пособий и стратегией преподавания, а также использованием электронных или иных коммуникационных технологий [1].

Дистанционное обучение как объект исследований изучается с различных точек зрения, так или иначе затрагивающих организацию педагогической и образовательной деятельности в условиях цифровизации. Так изучается влияние информационных технологий на содержание обучения (В.В. Кузнецов, А.П. Ершов, Е.И. Машбиц, В.С. Леднев, И.В. Роберт и др.); педагогической квалиметрии (В.П. Симонов, Б.П. Мартиросян, В.И. Зверева, А.И. Субетто,); применение информационных технологий для измерения и оценки результатов обучения (Б.С. Гершунский, В.И. Андреев,); построение информационной модели обучения (В.М. Глушков, А.И. Берг, Н.Ф. Талызина, Д.Ш. Матрос, и др.); особенности открытого образования (В.П. Тихомиров, Л.Г. Титарев, В.В. Ярных, А.А. Анисимова, Ж.Н. Зайцева, В.И. Солдаткин, Т.В. Рябушенко, Ю.Б. Рубин, А.В. Хорошилова); особенности мобильного обучения (М. Шарплз, Алан Кей, A. Смрикаров, Д. Аттевель, E. Георгиева, Д. Тракслер, и др.); развитие современных информационно-коммуникационных технологий (Е.С. Полат, А.А. Андреев, М.Ю. Бухаркина, А.А. Ахаян, М.В. Моисеева, и др.); новые технологии обучения (А.В. Долматов, И.П. Волков, Ю.Н. Арсеньев, В.А. Дятлов, С.И. Шелобаев, Г.К. Селевко, Т.Ю. Давыдов, Б.Т. Лихачев, А.Н. Феданов, В.П. Беспалько, В.В. Юдин, Д.Л. Титарев), преподавание в сети Интернет (А.А. Андреев, В.И. Солдаткин и др.). Одной из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем в исследовании дистанционного обучения является изучение его психолого-педагогических особенностей, определяющих выбор наиболее эффективных форм и перспективы его реализации [1, 6].

Так важным аспектом дистанционного обучения является то, что привычная схема информационно-содержательного процесса обучения «знания - умения - опыт», взаимодействует со схемой виртуальной модели образования «сознание - понимание - конкретизация - применение» и складывается в принципиально новую модель. При этом образовательный процесс, по-прежнему, оставляет за собой не только собственно образовательную функцию, но и как любая среда, оказывает значительное влияние на личность обучающихся. Специфика среды обучения значительно влияет на все компоненты учебной деятельности: учебную ситуацию, учебную мотивацию, оценку и контроль знаний, а также влияет на психоэмоциональное состояние всех субъектов деятельности [1].

Изложение основного материала статьи. Целью нашего исследования стало определение степени субъективной удовлетворенности обучающихся дистанционной формой обучения, а также выявление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.