Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ ПО СРЕДСТВАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ТЕСТА Е. ЖАРИКОВА, Е. КРУШЕЛЬНИЦКОГО'

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ ПО СРЕДСТВАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ТЕСТА Е. ЖАРИКОВА, Е. КРУШЕЛЬНИЦКОГО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

733
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛАГЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сажина Александра Александровна, Мельникова Екатерина Сергеевна

В данной статье рассматривается вопрос развития лидерских качеств у детей школьного возраста, проходящих обучение по образовательной программе международного детского центра «Артек». В качестве научного обоснования данной темы так же приводится исследование на основе теста Е. Жарикова, Е. Крушельницкого по динамики развития лидерских качеств респондентов, их коммуникативных и социальных навыков в краткосрочный период лагерной смены - 21 день. Особое внимание уделяется возрастным особенностям детей, участвующих в данном исследовании и их способности ориентироваться в незнакомой среде, адаптации и социализации в нестандартных условиях пребывания. В ходе данной работы представлены результаты динамики лидерских качеств в процессе образовательной деятельности с детьми педагогическим составом лагеря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сажина Александра Александровна, Мельникова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH WORK ON THE DIAGNOSIS OF LEADERSHIP ABILITIES IN PARTICIPANTS OF THE CHILDREN'S CAMP PROGRAM BY MEANS OF PASSING THE TEST OF E. ZHARIKOV, E. KRUSHELNITSKY

Keywords: soft skills

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ ПО СРЕДСТВАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ТЕСТА Е. ЖАРИКОВА, Е. КРУШЕЛЬНИЦКОГО»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У

УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ ПО СРЕДСТВАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ТЕСТА Е. ЖАРИКОВА, Е. КРУШЕЛЬНИЦКОГО.

Сажина Александра Александровна

Методист детского лагеря «Лесной» МДЦ «Артек», 298645, Крым, г. Ялта, пгт. Гурзуф, ул. Ленинградская, д. 41 Мельникова Екатерина Сергеевна педагог - психолог МДЦ «Артек», 298645, Крым, г. Ялта, пгт. Гурзуф, ул. Ленинградская, д. 41

RESEARCH WORK ON THE DIAGNOSIS OF LEADERSHIP ABILITIES IN PARTICIPANTS OF THE CHILDREN'S CAMP PROGRAM BY MEANS OF PASSING THE TEST OF E. ZHARIKOV, E. KRUSHELNITSKY.

Sazhin Alexander A.

Methodist children's camp "Forest"MDTs "Artek", 298645, Crimea, Yalta, PGT. Gurzuf, Leningradskaya str., D. 41

Melnikova Ekaterina educational psychologist ICC "Artek", 298645, Crimea, Yalta, PGT. Gurzuf, Leningradskaya str., D. 41

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос развития лидерских качеств у детей школьного возраста, проходящих обучение по образовательной программе международного детского центра «Артек».

В качестве научного обоснования данной темы так же приводится исследование на основе теста Е. Жарикова, Е. Крушельницкого по динамики развития лидерских качеств респондентов, их коммуникативных и социальных навыков в краткосрочный период лагерной смены - 21 день. Особое внимание уделяется возрастным особенностям детей, участвующих в данном исследовании и их способности ориентироваться в незнакомой среде, адаптации и социализации в нестандартных условиях пребывания. В ходе данной работы представлены результаты динамики лидерских качеств в процессе образовательной деятельности с детьми педагогическим составом лагеря.

Ключевые слова: лидерские качества, образовательная деятельность, Soft skills, лагерная деятельность, коммуникативные навыки.

Abstract. This article discusses the issue of leadership development in school-age children undergoing training under the educational program of the international children's center "Artek".

As a scientific substantiation of this topic, a study is also given based on the test of E. Zharikov, E. Krushelnitsky on the dynamics of the development of leadership qualities of the respondents, their communication and social skills in the short period of the camp shift - 21 days. Particular attention is paid to the age characteristics of the children participating in this study and their ability to navigate in an unfamiliar environment, adaptation and socialization in non-standard conditions of stay. In the course of this work, the results of the dynamics of leadership qualities in the process of educational activities with children are presented by the teaching staff of the camp.

Keywords: leadership qualities, educational activities, Soft skills, camp activities, communication skills.

В настоящее время в педагогической и психологической сфере науки активно исследуется проблема раннего выявления, воспитания и развития будущих лидеров. Растет ее популярность в отечественной психолог-педагогической науке и образовательной практике. В тенденции внедрения в образовательную систему такого направления как «Soft skills» работа с детьми по выявления лидерских качеств в детских лагерях становится еще более актуальной. В несвойственных для обучающихся условиях лагерной деятельности ребёнок наиболее полно раскрывает свои способности и скрытые качества, так как адаптируясь в новой среде и обществе стремится проявить себя наилучшим образом.

Работа педагогического коллектива лагеря в адаптационный, основной и заключительный период смены строится на формировании у детей и подростков коммуникативных навыков, личностного роста и создании ситуации успеха. Такие формы и методы работы как игропрактики, тренинги, диалоги и т.д. способствуют развитию чувства социализированности в пространстве и побуждают обучающихся к активному личностному росту. В краткосрочный процесс смены ребенок способен развить свои лидерские способности и увеличить уверенности в себе.

Для проверки данной теории нами было проведено исследование с помощью теста Е. Жарикова, Е. Крушельницкого в условиях лагерной смены 21 день на базе Международного детского центра «Артек.»

Данный тест проводился с целью выявления динамики развития лидерских способностей «Soft skills» в условиях лагерной смены и проходил в 2 этапа тестирования:

- Первый - тестирование во время организационного периода смены. Оно показывает первоначальный уровень коммуникативных навыков детей, начинающих обучение по образовательной программе МДЦ «Артек».

- Второй - тестирование в заключительный период смены. Оно показывает изменение результатов после прохождения данной образовательной программы.

В диагностическом исследовании принимали участие дети из числа участников 4 и 6 смены, в количестве 262 человека различной возрастной группы:

24 ребенка - 9-11 лет

136 детей- 12-14 лет

102 ребенка-15-17 лет

В процессе лагерной смены использовались различные методы работы по развитию коммуникативных навыков, которые в процессе деятельности должны повышать уровень социализации детей в новых условиях деятельности. Были использованы методы проектной деятельности, индивидуальной работы по раскрытию творческого потенциала, тренинговые занятия на командную работу и выявление лидерских качеств. Данная работа дала следующие результаты.

Анализ:

1 группа (7-11 лет включительно):

Младший школьный возраст 7 - 11 лет в направлении личностного развития обозначается как период становления ребёнка как персона. Новой развивающей обстановкой в этом возрасте составляет зачисление в школу, где предъявляются ранее не известные, мобилизующие запросы, связанные с обучением и расширением общественного контекста. Центральной задачей становления для детей 7-11 лет является полноценное изучение осознанных способностей самопознания и познания, находящегося вокруг мира, развитость способностей к саморегуляции, начало процесса настоящей идентификации.

Таблица 1.

Результаты тестирования младшей возрастной группы представлены в таблице 1._

Результаты №1 Результаты №2

Диктатура 0 0

Высокий 1 1

Средний 15 15

Низкий 7 7

Интерпретация.

•Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.

•Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

•Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

•Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.

При анализе первоначального теста, мы можем наблюдать следующие результаты:

-Количество ответов, соответствующих низкому уровню развития лидерских способностей -7, что составляет 29% от общего количества участников. Данные дети чувствуют себя некомфортно в новой обстановке, ограничивают своё общение, предпочитают уединенное времяпрепровождение и не стремятся к новым знакомствам, испытывают трудности в социализации и адаптации в обществе, проявляют стеснительность и зажатость при выступлении перед публикой, тяжело воспринимают любое проявление критики. Проявление инициативы в любых делах крайне занижено, предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. Неконтактность и изолированность в обществе ограничивают их дальнейшую деятельность.

- Количество ответов, соответствующих среднему уровню развития лидерских способностей -15, что составляет 62% от общего количества участников. Для данных детей характерно проявление общительности и способностей к организаторской деятельности. Они обладают в основном средними показателями коммуникации и стремятся к контактам с другими людьми., расширяют круг своих знакомых, занимаются планированием своей деятельности. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Данная группа нуждается в постоянной воспитательной работе по формированию личностных качеств.

-Количество ответов, соответствующих высокому уровню развития лидерских способностей -1, что составляет 4% от общего количества участников. Они способны быстро адаптироваться в новой обстановке и налаживать контакты с окружающими людьми, стабильно расширяют круг своих знакомых и стремятся к межличностному общению. Высокий уровень лидерских качеств позволяет им свободно выступать перед аудиторией и отстаивать свою точку зрения. Активно проявляют себя в общественной деятельности. Все это они совершают не по указанию других, а сообразно внутренним устремлениям.

При анализе повторного теста, мы можем наблюдать следующие результаты:

Процентное соотношение детей при повторном тестировании не изменилось. Однако у 13 детей мы можем наблюдать увеличение уровня лидерских качеств, которое возникло в процессе участие в тренинговой системе лагеря. Наблюдается развитие у данных детей организаторских, коммуникативных

способностей, хорошей адаптации в коллективе. У 11 детей результаты уменьшились и у одного остались не именными.

2 группа (12-14 лет включительно):

У детей в этом возрасте разворачивается насыщенное развитие самосознания, развивается разум, резче проявляется наклонность к занятиям конкретного вида: спортивное, изображение, техника, искусство, танцы и др. В отрядах подростков яснее проявляется деление на фаворитов и «всех оставшихся». В данном возрасте практически каждый ребенок желает быть фаворитом хоть в каком-нибудь деле.

Ученики данной возрастной группы как правило уже владеют организаторскими умениями, навыком коллективной деятельности, оттого им можно вверять самостоятельное исполнение тех или иных дел. В большинстве случаев старших целесообразнее не проверять и курировать, а лишь ненавязчиво выражать свое суждение, предлагать.

Таблица 2

Результаты тестирования младших школьников представлены в таблице2._

Результаты №1 Результаты №2

Диктатура 0 0

Высокий 11 17

Средний 76 76

Низкий 48 43

При анализе первоначального теста, мы можем наблюдать следующие результаты:

-Количество ответов, соответствующих низкому уровню развития лидерских способностей -48, что составляет 35,5% от общего количества участников.

- Количество ответов, соответствующих среднему уровню развития лидерских способностей -76, что составляет 56% от общего количества участников.

-Количество ответов, соответствующих высокому уровню развития лидерских способностей -11, что составляет 8,5% от общего количества участников.

При анализе повторного теста, мы можем наблюдать следующие результаты:

Процентное соотношение детей при повторном тестировании по уровню развития лидерских способностей изменилось не значительно, теперь:

-Количество ответов, соответствующих низкому уровню развития лидерских способностей -43, что составляет 32% от общего количества участников.

- Количество ответов, соответствующих среднему уровню развития лидерских способностей -76, что составляет 56% от общего количества участников.

-Количество ответов, соответствующих высокому уровню развития лидерских способностей -17, что составляет 12% от общего количества участников.

Таким образом, можно сделать вывод, что в конце смены у детей стал более высокий уровень развития лидерских процентов, часть детей перешли из низкого уровня в более высокий, это связано с тем, что дети за смену в лагере, стали более раскрепощенными, общительными и научились жить в коллективе, принимая его особенности.

2 группа (15-17 лет включительно):

Старший школьный возраст — это годы формирования личных взглядов и чувств, поисков самоопределения. Как раз в этом выражается в настоящее время независимость юношей. Если дети видят выражение собственной самостоятельности в делах и действиях, то старшие школьники особо необходимой сферой проявления самостоятельности считают личные убеждения, оценки, мнения.

Таблица 3.

Обработанные данные представлены в таблице 3_

Результаты №1 Результаты №2

Диктатура 1 1

Высокий 7 7

Средний 60 61

Низкий 34 33

При анализе первоначального теста, мы можем наблюдать следующие результаты: -Количество ответов, соответствующих низкому уровню развития лидерских способностей -34, что составляет 33% от общего количества участников.

- Количество ответов, соответствующих среднему уровню развития лидерских способностей - 60, что составляет 59% от общего количества участников.

-Количество ответов, соответствующих высокому уровню развития лидерских способностей -7, что составляет 7% от общего количества участников.

-Количество ответов, соответствующих очень высокому уровню развития лидерских способностей -1, что составляет 1% от общего количества участников.

При анализе повторного теста, мы можем наблюдать следующие результаты: Процентное соотношение детей при повторном тестировании по уровню развития лидерских способностей изменилось не значительно, теперь:

-Количество ответов, соответствующих низкому уровню развития лидерских способностей -33, что составляет 32% от общего количества участников.

- Количество ответов, соответствующих среднему уровню развития лидерских способностей -62, что составляет 60% от общего количества участников.

-Количество ответов, соответствующих высокому уровню развития лидерских способностей -6, что составляет 7 % от общего количества участников.

-Количество ответов, соответствующих очень высокому уровню развития лидерских способностей -1, что составляет 1% от общего количества участников.

Обрабатывая полученные данные, мы обратили внимание на то, что у большинства опрошенных детей первоначальный уровень развития лидерских способностей находится в пределах среднего уровня. В конце смены у небольшого количества детей процент увеличился, это говорит о том, что программа детского лагеря способствует развитию лидерских способностей.

Список использованных источников:

1. Ануфриева Н.М., Зелинская Т.Н., Зелинский Н.Е. Социальная психология: Курс лекций. М.: МАУП, 2000. 136 с.

2. Айгунова Б.К. Взаимосвязь личностных особенностей подростка группы риска и их статуса в классе. Автореферат дисс. М, 2010. 23 с.

3. Анн Л.М. Психологический тренинг с подростками. Спб: Питер, 2002.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1988.

5. Божович Л.И.Особенности самосознания подростков. //Вопросы психологии - 1995.N1. с. 12.

6. Борисова Е.Р. Лидерство в высшем образовании//Управление персоналом. 2004№3(91). с. 56-59.

7. Балашова И.Г. Изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе, Самара 2007. 184 с.

8. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.

References

1. Anufriyeva N.M., Zelinskaya T.N., Zelinskiy N.E. Social Psychology: A Course of Lectures. M.: MAUP, 2000. 136 p.

2. Aygunova B.K The relationship between the personality traits of a risk group adolescent and their status in the classroom. Avtoreferat diss. M, 2010. 23 p.

3. Ann L.M. Psychological training with adolescents. SPb: Peter, 2002.

4. Bozhovich L.I. Personality and its formation in childhood. Psikhologicheskoye issledovaniye. M.: Prosveshcheniye, 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Bozhovich L.I. Peculiarities of self-awareness of adolescents. //Voprosy psikhologii - 1995.N1. p. 12

6. Borisova Ye.R. Leadership in Higher Education//Upravleniye personalom. 2004.№3(91). p. 56-59.

7. Balashova I.G. Changes in the sociometric status of adolescents in the process of socialization in a study group, Samara 2007. 184 p.

8. Vayntsvayg P. Ten Commandments of the Creative Personality. M.: Progress, 1990

РОЛЬ ДОО В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Афанасьева Анжелика Юрьевна

воспитатель

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Иркутска детского сада № 129 ROLE OF ECE IN THE PROCESS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF

PRESCHOOL AGE

Afanasyeva Anzhelika Yurievna

educator

Municipal budgetary preschool educational institution of the city Irkutsk kindergarten №129

Аннотация. В общей системе образовательной работы физическое развитие детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.