Научная статья на тему 'Особенности нейрогуморальной регуляции ритма сердца школьников 12-16 лет в процессе пребывания в детском лагере (на примере МДЦ «Артек»)'

Особенности нейрогуморальной регуляции ритма сердца школьников 12-16 лет в процессе пребывания в детском лагере (на примере МДЦ «Артек») Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
112
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / СВЕРХМЕДЛЕННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ / HEART RATE VARIABILITY / SUPER SLOW BRAIN WAVES / EDUCATION / HEALTH / CHILDREN’S CAMP

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Голубев Д.В., Щедрина Ю.А., Демченко Д.И.

На сегодняшний день в условиях модернизации и технологичности системы образования Международный детский центр «АРТЕК» вышел на новый уровень развития, активно внедряя новые сетевые образовательные модули в процесс обучения школьников, формируя образовательное пространство.Особые климатические условия Республики Крым, а также дополнительные и партнерские образовательные программы вызвали значительное напряжение регуляторных механизмов организма школьников, вследствие чего снижаласьэнергоэффективность проводимых мероприятий. Распределение мероприятий в план-сетке детского лагеря этоважная составляющаякак образовательного,так и оздоровительного процессов. Изучение адаптивных изменений нейрогуморальной регуляции сердечного ритма посредством современной неинвазивной облачной технологии OmegawaveCoach+ выявило напряжение механизмов регуляцииу детей разного возраста:зарегистрированные статистические (SDNN, RMSSD, MxDMn, pNN50%, AMo, ИН) и спектральные (TP, HF, LF) параметры вариабельности сердечного ритма и сверхмедленных волн головного мозга (DСpotencial)указывают, что у 41 школьника 12-16 лет в организационном и заключительном периодах лагерной смены преобладает активность симпатического отдела автономной нервной системы и сверхмедленных потенциалов головного мозга. В основном периоде удалось установить доминирование парасимпатической активности автономной нервной системы. Данное исследование дает возможность рекомендовать использованиерегулярного мониторинга вариабельности сердечного ритма и сверхмедленных волновых структур головного мозга в период смены на базе детских лагерей для оценки адаптационно-приспособительных реакций, вызываемых реализацией образовательных программ, оздоровительными мероприятиями и специфическими климатическими условиями Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Голубев Д.В., Щедрина Ю.А., Демченко Д.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF NEUROHUMORAL REGULATION OF HEART RHYTHM OF 12-16 YEAR-OLD SCHOOLCHILDREN DURING THEIR STAY AT A CHILDREN’S CAMP (ON THE EXAMPLE OF THE ICC «ARTEK»)

Today, in the conditions of modernization and technological effectiveness of the education system, the international Children’s Center «ARTEK» has reached a new level of development, actively introducing new network educational modules in the process of teaching students, forming a new educational space. Special climatic conditions of the Republic of Crimea together with additional and partner educational programs caused considerable tension of physiological systems of an organism of school students. As a result, the energy efficiency of the activities was reduced. The distribution of cases in the grid plan of the children’s camp is an important component of both educational and recreational processes. The study of adaptive changes in neurohumoral regulation of heart rate by means of modern non-invasive cloud technology Omegawave Coach+ revealed the tension of regulatory mechanisms of children of different ages. The registered statistical (SDNN, RMSSD, MxDMn, pNN50%, AMo, IN) and spectral (TP, HF, LF) parameters of heart rate variability and super-slow brain waves (Dc potencial) indicate that 41 schoolchildren aged 12-16 years in the organizational and final periods of the camp shift are dominated by the activity of the sympathetic department of the autonomous nervous system and the super-slow component of the brain system. In the main period it was possible to establish the dominance of parasympathetic activity of the autonomic nervous system. This study makes it possible to recommend the use of daily monitoring of heart rate variability and constant potentials of the brain during the camp shift on the basis of children’s camps to assess the adaptive reactions caused by educational programs, recreational activities and specific climatic conditions of the Republic of Crimea.

Текст научной работы на тему «Особенности нейрогуморальной регуляции ритма сердца школьников 12-16 лет в процессе пребывания в детском лагере (на примере МДЦ «Артек»)»

УДК 612.176.4-057.874

ОСОБЕННОСТИ НЕЙРОГУМОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ РИТМА СЕРДЦА ШКОЛЬНИКОВ 12-16 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ МДЦ «АРТЕК»)

Д.В. Голубев1, аспирант кафедры физиологии,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

Ю.А. Щедрина1, доктор биологических наук, профессор

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

Д.И. Демченко2, директор детского лагеря «Хрустальный», Международный детский центр «АРТЕК». Контактная информация для переписки: 1190121, Россия, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35, e-mail: 1DenGolubev@inbox.ru; p_j_a@mail.ru;

229 8 6 45, Крым, г. Ялта, пгт. Гурзуф, ул. Ленинградская д. 41, 2Ddemchenco@artek.org

На сегодняшний день в условиях модернизации и технологичности системы образования Международный детский центр «АРТЕК» вышел на новый уровень развития, активно внедряя новые сетевые образовательные модули в процесс обучения школьников, формируя образовательное пространство. Особые климатические условия Республики Крым, а также дополнительные и партнерские образовательные программы вызвали значительное напряжение регу-ляторных механизмов организма школьников, вследствие чего снижалась энергоэффективность проводимых мероприятий. Распределение мероприятий в план-сетке детского лагеря - это важная составляющая как образовательного, так и оздоровительного процессов.

Изучение адаптивных изменений нейрогумо-ральной регуляции сердечного ритма посредством современной неинвазивной облачной технологии Omegawave Coach+ выявило напряжение механизмов регуляции у детей разного возраста: зарегистрированные статистические (SDNN, RMSSD, MxDMn, pNN50%, AMo, ИН) и спектральные (TP, HF, LF) параметры вариабельности сердечного ритма и сверхмедленных волн головного мозга (DC potencial) указывают, что у 41 школьника 12-16 лет в организационном и заключительном периодах

лагерной смены преобладает активность симпатического отдела автономной нервной системы и сверхмедленных потенциалов головного мозга. В основном периоде удалось установить доминирование парасимпатической активности автономной нервной системы.

Данное исследование дает возможность рекомендовать использование регулярного мониторинга вариабельности сердечного ритма и сверхмедленных волновых структур головного мозга в период смены на базе детских лагерей для оценки адаптационно-приспособительных реакций, вызываемых реализацией образовательных программ, оздоровительными мероприятиями и специфическими климатическими условиями Республики Крым.

Ключевые слова: вариабельность сердечного ритма, сверхмедленные потенциалы головного мозга, образование, здоровье, детский лагерь.

Для цитирования: Голубев Д.В., Щедрина Ю.А., Демченко Д.И. Особенности нейрогуморальной регуляции ритма сердца школьников 12-16 лет в процессе пребывания в детском лагере (на примере МДЦ «АРТЕК») // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 3. - С. 70-77.

For citation: Golubev D., Shchedrina J., Demchenko D. Features of neurohumoral regulation of heart rhythm of 12-16 year-old schoolchildren during their stay at a children's camp (on the example of the ICC «ARTEK»). Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 3, pp. 70-77 (in Russian).

Введение. С самого начала развития физиология как наука ознаменовалась изучением проблемы адаптации организма в процессе климато-географических и социальных условий. Срочные адаптивные изменения основных физиологических систем были предметом изучения многолетних исследований разных научных коллективов и практикующих врачей и остаются актуальными на сегодняшний день [8, с. 133].

В ранние периоды развития науки при изучении адаптации большое внимание уделялось исследованию кровообращения и изучению нервной системы. Одним из ярких и современных направлений в физиологии кровообращения является кибернетический (математический) анализ сердечного ритма. Внедрение в практическую деятельность данного метода поднимает вопрос о диапазоне нормы и патологии. Такие показатели кровообращения, как ЧСС (частота сердечных сокращений), АД (артериальное давление), УОК (ударный объем крови), МОК (минутный объем крови) и др., информативны для характеристики уровня функционирования систем, однако их вариативность достаточно сложно мониторировать. Математические параметры сердечного ритма - это иной класс показателей, который отражает работу регуляторных механизмов. В процессе любой одинаковой деятельности организм затрачивает неодинаковые усилия, то есть платит разную физиологическую «цену». Именно эту «цену» адаптации определяют математические параметры, при этом их вариативность значительно превышает вариативность показателей уровня функционирования [8, с. 154]. Помимо кибернетического анализа сердечного ритма в физиологии активно используется метод регистрации сверхмедленных потенциалов головного мозга (DC potential). Данный метод является чувствительным для оценки состояния нервной системы, адаптации и дезадаптации организма к различным стрессогенным факторам. Следует отметить, что Н.А. Аладжалова (1976) рассматривает данный метод как интегральный показатель функционального состояния организма человека, который характеризует коорди-нированность межорганных и межсистемных нейро-гуморальных взаимосвязей при управляющей роли центральной и автономной нервной системы [1, с. 64; 9, с. 63].

В настоящее время в условиях модернизации системы образования наблюдается увеличение объема учебной нагрузки на фоне интенсификации обучения, изменяются формы и методы преподавания, предъявляются высокие педагогические требования [6, с. 22]. Активная оздоровительная деятельность в сочетании

с более 40 дополнительными и 93 партнерскими образовательными программами - это инновационный подход в работе Международного детского центра «Артек» (Республика Крым). Это государственный проект, который за четыре года (2014-2018) претерпел колоссальные изменения как в инфраструктуре детского оздоровительного отдыха, так и в технологичности системы образования, объединив эти составляющие в единое целое. Сетевой образовательный модуль - это новая форма образовательных программ, разработанная в МДЦ «АРТЕК» и утвержденная правительством Российской Федерации. Данный проект, являясь уникальным в сфере образования, дает возможность артековцам заменить «школьную учебу» на «практическое познание» посредством внедрения в процесс обучения школьников вожатых, педагогов дополнительного образования, научных работников музеев, космонавтов и т. д. Сам процесс переходит из обыденного, «формального» кабинета в обстановку с глубоким содержанием смысла, отражающего тематику занятия [11, с. 1]. Вследствие этого школьник получает новый опыт самостоятельной поисковой работы, приобретает знания в виде творческой и эмоциональной составляющих. На базе МДЦ «АРТЕК» сетевые образовательные модули несут формирование нового целостного образовательного пространства. Однако нерациональное распределение образовательных программ и оздоровительных мероприятий на фоне процессов акклиматизации могут вызвать значительное напряжение физиологических систем организма школьников, что впоследствии может привести к срыву адаптации и, как следствие, к снижению умственной и физической работоспособности, что подтверждается данными сравнительного анализа параметров парасимпатической (SDNN, RMSSD, pNN50, TP, HF), симпатической (AMo, ИН, LF) активности вегетативной регуляции и сверхмедленной управляющей системы головного мозга (DC potencial) [6, с. 22, 4, с. 201].

Целью данного исследования является оценка адаптивных изменений физиологических систем организма школьников в процессе инновационной образовательно-оздоровительной деятельности детского лагеря.

Организация и методы исследования.

В данном исследовании принял участие 41 школьник 12-16 лет (32 мальчика и 9 девочек). Все испытуемые и их родители были предупреждены об условиях исследования в соответствии с нормами международного права и дали письменное согласие на участие в нем.

Использовалась неинвазивная, портативная, облачная технология (Omegawave, Finland), позволяющая посредством беспроводного, одноканального усилителя регистрировать ЭКГ-параметры и сверхмедленные биопотенциалы головного мозга. С внутренней стороны нагрудного ремня в областях средних подмышечных линий симметрично располагались два электрода в позиции, приближенной к классическому стандартному отведению V6R по Wilson, два электрода фиксиро-

вались на центр лба и правую ладонную поверхность кисти для регистрации сверхмедленных биопотенциалов головного мозга.

Регистрация исследуемых показателей осуществлялась ежедневно с 6.00-7.45 часов после утренних гигиенических процедур на протяжении 17 дней. Обследуемые принимали исходное положение лежа на спине без подушки на твердой поверхности с закрытыми глазами и через 1-2 минуты относительного мышечного покоя начиналась запись. Первичный анализ данных о состоянии основных физиологических систем проводился в программном обеспечении Omegawave Coach+. Регистрировали статистические и спектральные параметры девяти показателей ВСР, в соответствии с международными стандартами, и DC potencial [9, с. 62]. Для статистического анализа использовали стандартный пакет программного обеспечения EXEL-2017. В выборках рассчитаны среднее значение (М), стандартное отклонение (о). Проведен корреляционный анализ по Спирмену.

Результаты исследования и их обсуждения. В ответ на образовательные программы детского центра и специфическую климатическую зону Республики Крым у всех школьников в основном периоде наблюдается устойчивая регуляция автономной нервной системы с преобладанием парасимпатических влияний (рисунок 1), на что указывает повышение значений показателей HF, SDNN, RMSSD, pNN50% (таблица 1).

Высокий уровень показателей характеризует устойчивое адаптационно-трофическое защитное действие влияния блуждающих нервов на сердце в основном периоде [10, с. 845]. В организационном и заключительном периодах происходит снижение этих показателей (таблица 1), что свидетельствует об усилении активации центрального контура регуляции сердечного ритма и ослабление парасимпатических влияний. Системы регуляции находятся в состоянии мобилизации, что вызывает ускорение трофических влияний у школьников. Повышение указанных показателей свидетельствует о существенных сдвигах в регуляторных механизмах у школьников, происходящих на фоне активации корко-во-лимбических структур [7, с. 204].

Известно, что активация симпатического и центрального контура регуляции рассматривается как неспецифическое звено адаптационной реакции в ответ на различные стрессорные воздействия [8, с. 124]. В ходе исследования установлено, что симпатическая активность автономной нервной системы преобладает в организационном периоде у школьников 12, 13 и 16 лет (рисунок 1), в заключительном периоде лагерной смены - у детей возрастом 12, 13 и 15 лет (рисунок 1). Отчетливо наблюдаются высокие значения показателей АМо, ИН и ЬР (таблица 2), это указывает на излишнюю генерализованность процессов регуляции, когда небольшое воздействие вызывает сильные сдвиги в вегетативном равновесии. Неадекватная реакция на

Таблица 1

Показатели активности парасимпатического отдела автономной нервной системы у школьников разных

возрастов, (М± а, п= 41)

Период Возраст, лет SDNN, мс RMSSD, мс MxDMn, мс pNN50, % TP, мс HF, мс

- 12 51,2±21,1* 47,2±24,7* 77,7±39,5 24,3±16,9* 3579,3±1764,7* 791,1±3435,6*

и ай 13 52,9±19,7* 49,1±23,1 94,8±36,9* 26,7±15,8 6980±3754,2 1978,1±1585,3*

м 14 55,2±18,1* 44,2±17,3* 98,7±40,3* 20,4±16,3* 7003,2±2201,2* 998,1±1702,3*

2 о ср О 15 63,7±28,1 48,1±19,2* 54,4±10,9* 33,2±18,1* 5692,7±2392,4 1281,6±1291,4*

16 74,3±28,2* 45,8±27,4* 63,8±40,4 39,7±17,2* 8402,4±2379,3 1503,1±1500,6

12 99,4±36,1* 106,6±37,6* 163,1±45,5* 50,1±20,5 7522,6±4110,5* 2734,2±685,1*

й о 13 102,7±21,2* 99,3±12,5* 139,2±56,8* 54,1±19,4* 8401,2±2095,1 2206,1±539,2

вн о 14 100,7±29,7* 94,6±39,6* 220,3±57,4* 65,4±17,6 6920,1±2430,8* 3390,6±840,2*

и о 15 84,2±22,3 96,6±28,8* 197,8±47,9 69,6±15,2* 7302,4±1800,9 2568,6±869,2*

16 68,2±19,7* 74,9±12,5 137,5±46,3* 64,8±23,9 4539,8±1292,4* 2834,7±927,5

12 54,2±29,9 46,3±43,7* 97,4±56,2* 22,9±24,8* 1974,8±1842,4 901,4±630,6*

s « чы 13 69,6±30,9* 45,7±24,2 139,6±49,9* 27,4±18,7* 2669,1±497,3* 1207,2±782,5*

I - кл 14 97,1±35,4 55,6±29,2* 103,9±62,1* 25,1±17,1 1576,2±10002,7* 983,2±682,1

го Ф 00 1- 15 67,8±22,3* 53,9±18,7 92,3±63,6* 24,8±12,9 2004,8±1307,5* 1341,4±792,5*

16 36,8±37,2* 47,4±41,9* 86,4±82,7 35,9±17,8* 6985,4±2792,8 1597,7±852,6*

Примечание: * - достоверность различий р<0,05 в организационном, основном и заключительном периодах относительно дня заезда

Таблица 2

Показатели активности симпатического отдела автономной нервной системы у школьников разных

возрастов, (М± а, п= 41)

Период Возраст АМо, % ИН, у.е. ЬР, мс

Организационный 12 82,4±11,8* 251,3±76,1* 2199,8±1864,7*

13 72,7±11,1* 273,8±65,4* 3372,9±899,5*

14 74,7±21,1 275,8±84,3* 2399,8±1207,5*

15 83,6±41,2* 277,5±62,3* 1527,7±984,2

16 92,4±23,1 296,2±54,2* 3790,2±1320,8

Основной 12 46,4±15,1* 79,2±47,9 1721,4±1423,6*

13 50,4±10,8* 96,7±26,1* 931,6±1523,8

14 53,4±23,6 101,5±34,6 1003,2±1286,1*

15 62,1±24,8* 117,7±84,5* 1129,9±1507,2

16 72,8±39,6* 148,3±71,3 922,1±1237,6*

Заключительный 12 85,1±19,7* 263,2±174,4* 2523,9±1644,1

13 83,8±19,4 297,1±57,9 2860,3±1201,2*

14 86,8±44,9 321,2±25,9* 1973,5±989,3

15 97,4±31,6* 347,6±33,1 2200,4±1036,2*

16 127,3±41,1* 352,8±67,9* 3956,5±1799,1*

Примечание: * - достоверность различий р<0,05 показателей в организационном и заключительном периодах относительно дня заезда

Таблица 3

Показатели активности сверхмедленной управляющей системы головного мозга школьников разных

возрастов, (М± от, п= 41)

Период Возраст, лет РС potencial, mV

Организационный 12 47,8±4,2*

13 56,3±4,1*

14 46,9±5,7

15 57,7±2,3*

16 54,6±2,5*

Основной 12 28,4±13,9

13 30,6±12,1*

14 37,1±11,8*

15 43,4±2,3*

16 29,7±11,9

Заключительный 12 46,6±27,9*

13 40,8±22,5*

14 46,2±22,6*

15 52,4±19,1

16 55,3±10,7*

достоверность различий р<0,05 показателей в организационном и заключительном периодах относи-

Примечание: * -тельно дня заезда

Рисунок. Особенности регуляции сердечного ритма и DC potencial школьников 12-16 лет (U12-16) в различных

периодах лагерной смены

нагрузку (стимулы) приводит к нарушению принципов экономичности и быстрому исчерпанию функциональных резервов [5, с. 327].

ЦНС является ведущей в моделировании регуля-торных процессов, организующих работу всех функциональных систем, обменных процессов и нейро-эндокринного статуса организма. Соответственно, чувствительным и информативным маркером оценки энергоресурсов клеток головного мозга является уровень постоянных потенциалов (сверхмедленных волн головного мозга), который имеет высокую корреляционную связь с показателями энергетического обмена [3, с. 57; 7, с. 122]. У школьников в организационном и заключительном периодах РС ро1епаа! имеет высокие значения, что констатирует высокий нейроэнер-гообмен клеток головного мозга (таблица 3). Процессы регуляции головного мозга у школьников в начале и в конце смены находятся в напряженном состоянии, указывая на повышение реактивности нервных процессов и низкие адаптационные возможности [2, с. 33].

Заключение. Степень напряжения регуляторных систем меняется в течение лагерной смены: преобладание парасимпатического отдела автономной нервной системы у школьников в основном периоде; доминирование в регуляции ВСР симпатического отдела автономной нервной системы и сверхмедленных волн головного мозга в организационном и заключительных периодах смены. Насыщенность смены активными оздоровительными мероприятиями, инновационными образовательными программами вместе с климатическими факторами приводит к снижению адаптационно-приспособительных возможностей и работоспособности школьников 12-16 лет.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аладжалова Н.А. О генезе сверхмедленных электрических колебаний потенциала головного мозга / Н.А. Аладжалова // Основные проблемы электрофизиологии головного мозга. - М.: Наука, 1976. - C. 34- 87.

2. Бедерева Н.С. Особенности нейрометаболических реакций и активационных процессов коры головного мозга у младших школьников с различными температурными характеристиками в условиях школьных нагрузок / Н.С. Бедерева, Н.В. Гезалова, С.Н. Шилов // Сибирский вестник специального образования. -2013. - №1 (9). - С. 25-37.

3. Викулов А.Д. Вариабельность сердечного ритма у лиц с повышенным режимом двигательной активности и спортсменов / А.Д. Викулов [и др.] // Физиология человека. - 2005. - Т. 31. - №6. - С. 54-59.

4. Пономарев С.Б. Моделирование риска болезней адаптации в молодом возрасте: монография / С.Б. Пономарев, А.Б. Александров, А.А. Половникова, А.Л. Чубаров, В.А. Тенев. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2007. -236 с.

5. Псеунок А.А. Влияние спортивных физических нагрузок на регуляторно-адаптивные возможности юных дзюдоистов 10-12 лет / А.А. Псеунок, М.А. Муготлев // Вариабельность сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение: материалы V всероссийского симп. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. - С. 322-330.

6. Севрюкова Г.А. Физиологические аспекты адаптации студентов вуза к условиям профессионального обучения / Г.А. Севрюкова // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2005. - № 3 (15). - С. 20-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Фокин В.Ф. Энергетическая физиология мозга / В.Ф. Фокин, Н.В. Пономарева. - М.: Антидор, 2003. - 288 с.

8. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, 10. подростков и спортсменов: монография / Н.И. Шлык.

- Ижевск: Удмуртский университет, 2009. - 255 с.

9. Илюхина В. А. Омега-потенциал - количественный показатель состояний структур мозга и организма. 11. Сообщение II / В.А. Илюхина, А.Г. Сычев, Н.И. Щербакова. - 1982. - Т. 8. - № 3. - С. 450-456.

Hayano J., Yasuma F., Okada A. Respiratory sinus arrhythmia. A phenomenon improving pulmonary gas exchange and circulatory efficiency / Hayano J., Yasuma F., Okada A // Circulation. - 1996. - 94 (4). - P. 842-847. Пресс-центр «Артек». KINDBOOK детский журнал для родителей. [Электронный ресурс]. URL: http:// kidbook.pro/setevoj-obrazovatelnyj-modul-som-v-arteke.html. (Дата обращения: 18. 01. 2019)

FEATURES OF NEUROHUMORAL REGULATION OF HEART RHYTHM OF 12-16 YEAR-OLD SCHOOLCHILDREN DURING THEIR STAY AT A CHILDREN'S CAMP (ON THE EXAMPLE OF THE ICC «ARTEK»)

D. Golubev, Post-graduate student of the Physiology Department,

National State University of Physical Education, Sports and Health named after P.F. Lesgaft, St. Petersburg, J. Shchedrina, Doctor of Biological Sciences, Professor,

National State University of Physical Education, Sports and Health named after P.F. Lesgaft, St. Petersburg, D. Demchenko, Director of the children's camp «Crystal», International Children's Center «ARTEK». Contact information for correspondence: 190121, Russia, St. Petersburg, Dekabristov st., 35, e-mail: DenGolubev@inbox.ru;

298645, Crimea, Yalta, Gurzuf, Leningradskaya st., 41, , p_j_a@mail.ru, Ddemchenco@artek.org.

Today, in the conditions of modernization and technological effectiveness of the education system, the international Children's Center «ARTEK» has reached a new level of development, actively introducing new network educational modules in the process of teaching students, forming a new educational space.

Special climatic conditions of the Republic of Crimea together with additional and partner educational programs caused considerable tension of physiological systems of an organism of school students. As a result, the energy efficiency of the activities was reduced. The distribution of cases in the grid plan of the children's camp is an important component of both educational and recreational processes.

The study of adaptive changes in neurohumoral regulation of heart rate by means of modern non-invasive cloud technology Omegawave Coach+ revealed the tension of regulatory mechanisms of children of different ages.

The registered statistical (SDNN, RMSSD, MxDMn, pNN50%, AMo, IN) and spectral (TP, HF, LF) parameters of heart rate variability and super-slow brain waves (Dc potencial) indicate that 41 schoolchildren aged 12-16 years in the organizational and final periods of the camp shift are dominated by the activity of the sympathetic department of the autonomous nervous system and the super-slow component of the brain system. In the main period it was possible to establish the dominance of parasympathetic activity of the autonomic nervous system.

This study makes it possible to recommend the use of daily monitoring of heart rate variability and constant potentials of the brain during the camp shift on the basis of children's camps to assess the adaptive reactions caused by educational programs, recreational activities and specific climatic conditions of the Republic of Crimea.

Keywords: heart rate variability, super slow brain waves, education, health, children's camp.

References:

1. Aladzhalova N.A. On the genesis of super slow electrical oscillations of the potential of the brain. Osnovnye prob-lemy ehlektrofiziologii golovnogo mozga [Main problems of electrophysiology of the brain]. Moscow: Nauka, 1976, pp. 34- 87. (in Russian).

2. Bedereva N.S., Gezalova N.V., Shilov S.N. Features of neurometabolic reactions and activation processes of the cerebral cortex in primary school children with different temperature characteristics under conditions of school loads. Sibirskij vestnik spetsial'nogo obrazovaniya [Siberian Bulletin Special Education], 2013, no.1 (9), pp. 25-37. (in Russian).

3. Vikulov A.D. [et al]. Heart rate variability in individuals with an increased regime of motor activity and athletes. Fiziologiyacheloveka [Human Physiology], 2005, Vol. 31, no. 6, pp. 54-59. (in Russian).

4. Ponomarev S.B., Aleksandrov A.B., Polovnikova A.A., CHubarov A.L., Tenev V.A. Modelirovanie riska boleznej adaptatsii v molodom vozraste [Modeling the risk of adaptation diseases at a young age: monograph] Izhevsk, Publishing house of IzhSTU, 2007, 236 p.

5. Pseunok A.A., Mugotlev M.A. Influence of sports physical activity on the regulatory and adaptive capabilities of young judokas 10-12 years old. Variabel'nost' serdech-nogo ritma: Teoreticheskie aspekty i prakticheskoe prim-enenie: materialy V vserossijskogo simp.[Heart Rate Variability: Theoretical Aspects and Practical Application: Materials of the V All-Russian Symp]. Izhevsk, Publishing House «Udmurt University», 2011, pp. 322-330. (in Russian).

6. Sevryukova G.A. Physiological Aspects of the Adaptation of University Students to the Conditions of Vocational Training. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta [Bulletin of the Volgograd State Medical University], 2005, no. 3 (15), pp. 20-23. (in Russian).

7. Fokin V.F., Ponomareva N.V. EHnergeticheskaya fiziologiya mozga [Energetic physiology of the brain]. Moscow, Antidor, 2003, 288 p.

8. Shlyk N.I. Serdechnyj ritm i tip regulyatsii u detej, podrost-kov i sportsmenov [Heart rate and type of regulation in children, adolescents and athletes]. Izhevsk, «Udmurt University», 2009, 255 p.

9. Ilyukhina V.A., Sychev A.G., Shcherbakova N.I. OmegaH-potentsial - kolichestvenH nyy pokazatel' sostoyaniy struktur mozga i organizma. Soobshchenie II. [I Bid], 1982, Vol. 8, no. 3, pp. 450-456. (in Russian).

10. Hayano J., Yasuma F., Okada A. [et. al.] Respiratory Sinus Arrhythmia. A Phenomenon Improving Pulmonary Gas Exchange and Circulatory Efficiency. Sirculation, 1996 no. 94 (4), pp. 842-847.

11. Press-tsentr «Artek». KINDBOOK detskij zhurnal dlya roditelej [Press center «Artek». KINDBOOK children's magazine for parents]. Available at: URL: http://kidbook. pro/setevoj-obrazovatelnyj-modul-som-v-arteke.html. (Accessed 18 January 2019) (in Russian).

Поступила / Received 14.06.2019 Принята в печать / Accepted 11.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.