Научная статья на тему 'Актуализация процессов саморазвития детей как образовательный эффект детского лагеря (на примере МДЦ "Артек")'

Актуализация процессов саморазвития детей как образовательный эффект детского лагеря (на примере МДЦ "Артек") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ / SELF-DEVELOPMENT / NON-FORMAL EDUCATION / CHILDREN'S CAMP EDUCATION PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хилимов Юрий Викторович, Зверев Дмитрий Антонович

Образовательная уникальность детского лагеря. Понятия «драматургия смены» и «технология системного взаимодействия». Образовательный эффект, направленный на развитие способности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хилимов Юрий Викторович, Зверев Дмитрий Антонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actualization Of The Processes Of Children’s Self-Development As An Educational Effect Of A Children’s Camp (On The Example Of The ICC "Artek")

The article presents the experience of studying the educational effect of the children’s camp on the example of updating the processes of children’s self-development. The focus is on the educational program of the children’s camp as an instrument of managerial influence.

Текст научной работы на тему «Актуализация процессов саморазвития детей как образовательный эффект детского лагеря (на примере МДЦ "Артек")»

УДК 37.0

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ

саморазвития детей как образовательный эффект детского лагеря (на примере МДЦ «Артек»)

Юрий Викторович Хилимов,

кандидат философских наук, начальник методического отдела МДЦ «Артек», г. Ялта, пгт. Гурзуф, Республика Крым, e-mail: hilimov@mail.ru

Дмитрий Антонович Зверев,

кандидат психологических наук, преподаватель НИУ ВШЭ, Москва, e-mail: dazverv@mail.ru

Статья представляет опыт наблюдения образовательных эффектов детского лагеря на примере актуализации процессов саморазвития детей. В центре внимания — образовательная программа детского лагеря как инструмент управленческого воздействия.

• саморазвитие • неформальное образование • образовательная программа детского лагеря

Образовательная уникальность детского лагеря

о о о

Современный детскии лагерь серьезно заявляет о себе как об образовательном пространстве. При этом он заключает в себе характеристики, присущие только ему, не встречающиеся в организациях общего дополнительного образования. К таковым уникальным характеристикам детского лагеря следует отнести:

• эффект полного погружения в целостную образовательную среду, где между различными видами деятельности существует плавный переход (возможность выстраивания целостной образовательной драматургии смены);

• отрыв от родительского дома на полный день;

• новые педагоги, коллектив, условия

и ритм жизни, создающие благоприятные

условия для возможности «второго образовательного старта»;

• коллективно-творческую деятельность как основу воспитательного и образовательного процесса в детском лагере;

• высокий уровень обратной связи и создание для каждого учащегося ситуации успеха;

• феномен вожатства — старших товарищей, наставников, авторитет которых признаётся, но вместе с тем осуществляется коммуникация на «ты»;

• отсутствие школьной оценочности и преобладание игровых форм деятельности и специфического фольклора (песни, танцы, ритуалы).

Профессиональное сообщество отрасли летнего детского отдыха в настоящее время демонстрирует готовность выполнять образовательные задачи и реализовывать образовательные программы. Характерным в этом ключе событием всей отрасли следует считать форум «Детский лагерь — новое образовательное пространство» (проводится ежегодно, начиная с 2016 г. на площадке МДЦ «Артек»), объединяющий интересы социальной политики государства и современные требования гражданского общества к качеству детского отдыха и образования. В своём послании к участникам форума 2016 г. председатель Правительства РФ Д.А. Медведев отметил: «Детские лагеря должны стать современными образовательными кластерами, где нужно создать все условия не только для оздоровления и отдыха, но и для всестороннего развития наших детей».

Ввиду этого можно предположить, что детский лагерь способен решать те образовательные задачи, которые не могут быть выполнены в условиях иных образовательных ландшафтов. Сформировавшаяся в ходе его исторического развития специфика и традиции соответствуют требованиям неформального образования, особенно в отношении актуализации процессов так называемых само-умений. Целостное игровое пространство, где одна образовательная активность согласована с другой, где ведущий акцент делается на рефлексивной деятельности и возможности попробовать свои силы ребёнку в новом занятии, где отсутствует школьная оценочность, но вместо

неё создаётся ситуация успешности для каждого — все это является важными условиями преодоления формального отношения детей к образовательному процессу.

В качестве примера такой образовательной среды детского лагеря может выступить образовательный опыт МДЦ «Артек». В его образовательной программе есть два элемента, которые конфигурируют всю образовательную деятельность как нечто целостное и завершённое, своим содержанием предлагающее вариативность для учащихся. Речь идёт о понятиях «драматургия смены» и «технология сетевого взаимодействия». Эти явления в ещё большей степени актуализируют уникальные образовательные характеристики детского лагеря.

«Драматургия смены» — сюжетно-образное (игровое) воплощение концептуального замысла. Логика развития смены разворачивается по драматургическому принципу нарастания погружения в общую тематическую направленность в соответствии с драматургической триадой: «завязка», «развитие и кульминация действий и образов», «развязка». В соответствии с этим смена имеет игровую легенду, опорный календарь знаменательных дат, главную книгу (художественная литература), ключевые вопросы и т.д. Осмысление лагерной смены через призму драматургии позволяет включить многообразие деятельности в необходимое смысловое единство, а самое главное, придать всему периоду пребывания детей нужное целеполага-ние.

Другим важным элементом образовательной программы МДЦ «Артек» является технология сетевого образовательного взаимодействия. Образовательная программа смены реализуется педагогами различных структурных подразделений, а именно: детских лагерей, средней общеобразовательной школы, центра дополнительного образования и детского творчества, управления физической культуры, спорта и туризма, студии-музея, психологической службы, методического отдела. Кроме того, в осуществлении поставленных задач большую роль играют партнёры-

организации, представляющие большой интерес прежде всего своими высококвалифицированными кадрами и развитой материально-технической базой. Таким образом, ведущим принципом реализации образовательной программы является сетевое взаимодействие. Именно согласованность действий всех субъектов образовательного процесса призвана обеспечить смене смысловое единство и завершённость, а ребёнку — максимально полное «погружение».

Несмотря на очевидную образовательную значимость детского лагеря, сегодня в образовательной теории и практике отсутствует представление о его измеримом образовательном эффекте. Это, с одной стороны, не позволяет корректно интегрировать детский лагерь в общую систему образования, с другой — реализовывать привлекательные (и отчуждаемые) образовательные технологии детского лагеря в других образовательных системах.

Т" «г

Так, в настоящий момент статус детского лагеря как образовательного института не вполне определён: отсутствует нормативная ясность в отношении многих аспектов содержания и регулирования его образовательной деятельности. Существующие нормативно-правовые документы (приказ Минобрнауки РФ № 656 от 13.06.2017 г. «Об утверждении примерных положений об организации отдыха детей и их оздоровления», приказ Минобрнауки РФ № 196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам») не отражают полноты деятельности современного детского лагеря. Они не учитывают интеграцию программ дополнительного и общего образования, традиционную лагерную деятельность, не умещающуюся в ныне существующих формализованных рамках направленностей дополнительного образования. Образовательная деятельность детского лагеря рассматривается в настоящее время в нормативно-правовом поле по аналогии с реализацией дополнительных общеобразовательных программ центрами дополнительного образования детей. Однако специфика пребывания ребёнка в детском лагере (например, 24 ч в сутки в течение 21 дня) требует особых закреплённых в нормативно-правовых документах оговорок.

Решение исследовательской проблемы, обозначенной в статье, позволит внести вклад в вопрос

целесообразного управления образовательными результатами в условиях детского лагеря, в определение «места» лагеря в системе образования, в систему оценки качества детских лагерей, следовательно, будет способствовать определению влияния на стиль и характер управления ими.

Попытка измерения образовательного эффекта детского лагеря является необходимым условием для осуществления грамотных управленческих действий. Определение образовательной ценности детского лагеря, его образовательной программы, тем самым может выступить важным условием его эффективного управления, способным оказать влияние на расстановку управленческих целей и приоритетов, выбор способов достижения управленческих задач.

Определение образовательных эффектов детского лагеря, кроме того, будет способствовать изменению или серьёзной корректировке программ лагерных смен, в которых центральное место займёт формирование определённых компетенций. Представляется, что полученные результаты могут внести определённый вклад в понимание места детского лагеря в современном образовательном процессе и смогут учитываться при принятии управленческих решений.

Исследование

Цель исследования — определение связи между реализацией образовательной программы детского лагеря и актуализацией процессов саморазвития детей. Мы предположили, что существует связь между реализацией образовательной программы детского лагеря и актуализацией процессов саморазвития детей. На этой основе был сформирован ряд частных гипотез, детализирующих образовательные эффекты летнего лагеря.

В экспериментальную группу вошли учащиеся МДЦ «Артек». Выборка включала семь отрядов из четырёх лагерей и составила 171 человек. Возраст респондентов — 14—17 лет мужского и женского пола. Выбор возрастной группы обусловлен тем,

что, согласно Д.Б. Эльконину, именно в старшем подростковом возрасте формируется запрос на саморазвитие и на развитие других са-мо-умений. Во многом это объясняется ориентированностью ведущей деятельности данной возрастной группы на учебно-профессиональную сферу.

Проведение замеров исследования в экспериментальной группе проходило в начале смены и по ее завершении. В качестве ведущих эмпирических методов исследования выступили: методика оценки готовности к саморазвитию А.Н. Прихожан; методика готовности к саморазвитию В.Л. Павлова.

В качестве контрольной группы были выбраны дети, пребывающие в ГБУ РК «Санаторий для детей и детей с родителями Чайка» (г. Евпатория). Выбор площадки обусловлен схожими условиями, а именно: краткосрочностью пребывания (21 день), наличием общей образовательной школы и студий дополнительного образования, природно-климатическими характеристиками (важно, что дети контрольной группы, так же как и экспериментальной, имеют доступ к пляжному отдыху), возможностью посещения одних и тех же историко-культурных и природных объектов. Половозрастные характеристики респондентов контрольной группы идентичны соответствующим параметрам, количество выборки 50 человек. Использование выбранных методик для обследования контрольной группы предполагалось также дважды — в начале заезда и в конце.

Смена «Разговор на языке искусств» проходила с 14 марта по 4 апреля 2018 г. в шести детских лагерях МДЦ «Артек»: «Лазурный», «Морской», «Речной», «Хрустальный», «Янтарный», «Кипарисный». Общее количество учащихся смены — 1797 человек. Общая тематическая направленность: искусство, многообразие видов художественного творчества как осуществление возможности выбора человека, как способ самопознания и познания окружающего мира. Искусство — феномен, объединяющий человечество. Сюжетно-образная линия (фабула): «Артек» — священная гора Парнас (обитель муз). Детские лагеря — мусейоны,

где обитают покровительницы искусств. Отряды — хранители муз. Вдохновленные художественным творчеством артековцы в течение смены раскрывают свои таланты в раз-

Т/< о

личных видах искусства. Кульминацией праздника сотворчества становится фестиваль искусств «Пальмира».

Статистическая проверка гипотезы

Методом математической статистики для обработки полученных данных является ^-крите-рий Стьюдента, разработанный Уильямом Госсетом. Критерий Стьюдента ориентирован на оценку различий величин средних значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних значений у связных и несвязных выборок, которые могут быть не равны по величине.

Исследование подтвердило существование связи между образовательной программой детского лагеря и актуализацией процессов саморазвития детей, учащихся в обычной средней общеобразовательной школе. Данные исследования экспериментальной группы показали, что не существует связи между образовательной программой детского лагеря и актуализацией процессов саморазвития детей, отличающихся возрастными характеристиками 14—17 лет, занятостью в сфере дополнительного образования, статусом семьи (полная/неполная), статусом населенного пункта проживания (административный/районный центр).

Ограничения исследования

К характеристикам, существенно ограничивающим исследование в отношении перенесения его результатов на более широкую общность детей, следует отнести то, что к зачисленным на обучение в МДЦ «Артек» относятся дети, проявившие свои способности и прошедшие в связи с этим конкурсный отбор. Полученные результаты справедливы только для исследуемой выборки. Возникает вопрос

о влиянии образовательной программы на исследуемую способность к саморазвитию у детей, не имеющих выраженных способностей к занятиям в какой-либо предметной области. В контексте этого значимым продолжением исследования мог бы стать формирующий эксперимент в МДЦ «Артек», в рамках которого были бы сопоставлены результаты детей обозначенных двух категорий.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что образовательная программа детского лагеря производит образовательный эффект, связанный с актуализацией процессов саморазвития детей. Спецификой образовательной программы смены МДЦ «Артек» является её комплексный характер, объединяющий общее, дополнительное образование, а также традиционную лагерную деятельность. Такая интеграция двух видов образования, в том числе формальных и неформальных образовательных практик, позволяет создать благоприятную среду для развития рассматриваемой способности. Кроме того, необходимо отметить в образовательной программе МДЦ «Артек» значимую роль драматургии смены и технологии сетевого образовательного взаимодействия, с помощью которых обеспечивается смысловое образовательное единство смены.

Результаты исследования дают основание для составления рекомендаций по оптимизации образовательной программы смены в отношении интересуемого эффекта. В этом смысле представляется целесообразным усиление компонентов образовательной программы, связанных:

• с расширением вариативности её содержания: создание возможности выбора детьми программ дополнительного образования до приезда в МДЦ «Артек» и посещения учащимися нескольких студий дополнительного образования, а также расширение вариативности предлагаемых учебных заданий и форм промежуточного и итогового контроля;

• развитием инициативности и рефлексивности учащихся: создание условий, обеспечивающих актуализацию детской инициативы в интеллектуальной, художественной, физкультурно-спортивной

и других видах деятельности, совершенствование мероприятий, ориентированных на развитие рефлексивной культуры учащихся.

Формирующий эксперимент показал, что исследуемый образовательный эффект оказался различным для детских лагерей МДЦ «Артек». Наиболее вероятные причины этого лежат в плоскости управленческих действий администрации детских лагерей, в несбалансированности план-сетки смены, «текучкой» педагогических кадров, вызванной ошибками в управлении педагогическим персоналом, несогласованными акцентами в реализации образовательной программы.

Большинство частных гипотез исследования не подтвердились, что может являться одним из свидетельств того, что современное детство представляет собой в образовательно-культурном статусе достаточно однородную общность. Информационное общество нивелирует те исходные различия, которые в предшествующие эпохи были источниками непреодолимого социального расслоения. Кроме того, опровержение частных гипотез также позволяет сделать предположение, что образовательной программе детского лагеря во многом удаётся ослабить влияние существующего социального статуса и образовательного опыта учащихся, создавая для всех детей равноценную ситуацию «старта» смены.

Исследование контрольной группы показало, что образовательный эффект, хотя и значительно менее выраженный, возможен в условиях детского временного коллектива и без образовательной программы. С большой вероятностью можно полагать, что это оказывается возможным благодаря таким факторам, как: свобода от родительской опеки, новые детский и педагогический коллективы, игровая среда, благоприятный природно-климатический и культурный контекст, новые бытовые условия.

В качестве перспективных направлений исследования можно отметить анализ:

• связи отдельных компонентов образовательной программы и актуализации процессов саморазвития;

• связи плотности событий детского лагеря и исследуемого образовательного эффекта,

• фактора продолжительности смены, роли

предварительного отбора и вторичного посещения детей в контексте исследуемого вопроса.

Для проверки гипотезы об оказываемом детским лагерем образовательном эффекте, направленном на развитие способности детей к саморазвитию применительно ко всей отрасли детских лагерей, необходимо проведение более масштабного исследования в таких нетиповых образовательных организациях, как: ВДЦ «Орленок», ВДЦ «Смена», ВДЦ «Океан»; а затем в муниципальных детских лагерях. В частности, представляет интерес, насколько реализующаяся в МДЦ «Артек» при помощи «драматургии смены» и «технологии сетевого образовательного взаимодействия» образовательная программа может быть перенесена в контекст других детских лагерей. Таким образом, дальнейшее исследование может быть сконцентрировано вокруг определения принципиальной отчуждаемости всей или части образовательной программы МДЦ «Артек», включающей управленческий механизм ее реализа-

ции с сохранением эффекта актуализации способностей к саморазвитию у детей. НО

Использованные источники:

1. Приказ Минобрнауки России от 13 июля 2017 г. № 656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления» // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. — Режим доступа: Ьирз://минобрнау-

ки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0 %BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/10624 (Дата обращения — 28.01.2019).

2. Приказ Минобрнауки России от 21.08.2015

№ 878 «Об утверждении Порядка комплектования обучающимися федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Международный детский центр «Артек» / / Законы, кодексы, нормативно-правовые акты Российской Федерации. — Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobr-паиЫ-го8вп-о^21082015-п-878/ (Дата обращения — 28.10.2018).

3. Медведев Д.А.: детские лагеря должны стать кластерами развития для детей / / Сайт ТАСС. — Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/3698907 (Дата обращения — 28.01.2019)

Actualization Of The Processes Of Children's Self-Development As An Educational Effect Of A Children's Camp (On The Example Of The ICC «Artek»)

Yuri V. Khilimov, Candidate of Philosophy, Head of Methodical Department of ICC «Artek», Yalta, smt. Gurzuf, Republic of Crimea, e-mail: hilimov@mail.ru

Dmitry A. Zverev, Candidate of Psychology, Lecturer, HSE, Moscow, e-mail: dazverv@mail.ru

Abstract. The article presents the experience of studying the educational effect of the children's camp on the example of updating the processes of children's self-development. The focus is on the educational program of the children's camp as an instrument of managerial influence. The leading hypothesis of the study is the statement about the relationship between implementation of the educational program of the children's camp and actualization of the processes of children's self-development.

Keywords: self-development, non-formal education, children's camp education program.

Ispol'zovannye istochniki:

1. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 13 iyulya 2017 g. № 656 «Ob utverzhdenii primernyhpolozhenij ob organizaciyah otdyha detej i ih ozdorovleniya» // Sajt Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. — Rezhim dostupa: https://minobr-

nauki.rf/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/10624 (Data obrashcheniya — 28.01.2019).

2. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 21.08.2015 № 878 «Ob utverzhdenii Poryadka komplektovaniya obuchayushchimisya feder-al'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya «Mezhdunarodnyj detskij centr «Artek» / / Zakony, kodeksy, normativno-pravovye akty Rossijskoj Federacii. — Rezhim dostupa: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-

ot-21082015-n-878/ (Data obrashcheniya — 28.10.2018).

3. Medvedev D.A.: detskie lagerya dolzhny stat'klasterami razvitiya dlya detej // Sajt TASS. — Rezhim dostupa: https://tass.ru/obschestvo/3698907 (Data obrashcheniya — 28.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.