Научная статья на тему 'О РОЛИ ПРИРОДНОГО ОКРУЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ И ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ ГУРЗУФА И ТЕРРИТОРИИ МДЦ "АРТЕК"'

О РОЛИ ПРИРОДНОГО ОКРУЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ И ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ ГУРЗУФА И ТЕРРИТОРИИ МДЦ "АРТЕК" Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
194
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУРЗУФ / МДЦ "АРТЕК" / ЮЖНЫЙ БЕРЕГ КРЫМА (ЮБК) / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ЗОНЫ / ЛАНДШАФТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ-МОДУЛЬ / GURZUF / ICC "ARTEK" / SOUTH COAST OF CRIMEA (SСC) / HISTORICAL PLANNING ZONES / LANDSCAPE FEATURES / CULTURAL LANDSCAPE / STRUCTURAL ELEMENT-MODULE

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Леонов Левон Аветисович

В статье рассматриваются природные, исторические и архитектурные особенности развития культурных ландшафтов территории МДЦ «Артек». Приведен анализ длительной истории этого уникального места Южного берега Крыма. Дается краткий анализ функционально-планировочные зон и краткая характеристика существующей застройки Гурзуфа и Артека. Показаны взаимосвязи архитектурных и планировочных особенностей территории лагеря не только с историей развития данной местности, но и ее ландшафтными особенностями. Подробно разбираются архитектурные особенности строительства детского лагерного комплекса, вписанного в окружающий природный ландшафт. Для иллюстрации текстового материала представлено 10 рисунков, даются ссылки на 22 литературных источника, в конце статьи приводятся выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF NATURAL ENVIRONMENT IN CULTURAL LANDSCAPES DEVELOPMENT AND FORMATION IN GURZUF CITY AND IN ICC "ARTEK" TERRITORY

The article considers the natural, historical and architectural features of the development of cultural landscapes of the ICC «Artek» territory. The analysis of the long history of this unique place on the southern coast of Crimea is presented. A brief analysis of the functional planning zones and a brief description of the existing buildings in Gurzuf and Artek are given. The relationship between the architectural and planning features of the camp territory is shown not only with the history of the development of this area, but also with its landscape features. The architectural features of the construction of a children's camp complex, inscribed in the surrounding natural landscape, are examined in detail. To illustrate the text material, 10 drawings are presented, 22 literary sources are given, conclusions are presented at the end of the article.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ ПРИРОДНОГО ОКРУЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ И ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ ГУРЗУФА И ТЕРРИТОРИИ МДЦ "АРТЕК"»

ISSN 2542-1468, Лесной вестник /Forestry Bulletin, 2020. Т. 24. № 5. С. 28-38. © МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020

Ландшафтная архитектура О роли природного окружения...

УДК 712 DOI: 10.18698/2542-1468-2020-5-28-38

О РОЛИ ПРИРОДНОГО ОКРУЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ И ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ ГУРЗУФА И ТЕРРИТОРИИ МДЦ «АРТЕК»

Л.А. Леонов

ФГБУ «Международный детский центр «Артек», 298645, Республика Крым г. Ялта, пгт. Гурзуф, Ленинградская ул., д. 82 [email protected]

В статье рассматриваются природные, исторические и архитектурные особенности развития культурных ландшафтов территории МДЦ «Артек». Приведен анализ длительной истории этого уникального места Южного берега Крыма. Дается краткий анализ функционально-планировочные зон и краткая характеристика существующей застройки Гурзуфа и Артека. Показаны взаимосвязи архитектурных и планировочных особенностей территории лагеря не только с историей развития данной местности, но и ее ландшафтными особенностями. Подробно разбираются архитектурные особенности строительства детского лагерного комплекса, вписанного в окружающий природный ландшафт. Для иллюстрации текстового материала представлено 10 рисунков, даются ссылки на 22 литературных источника, в конце статьи приводятся выводы.

Ключевые слова: Гурзуф, МДЦ «Артек», Южный берег Крыма (ЮБК), исторические планировочные зоны, ландшафтные особенности, культурный ландшафт, конструктивный элемент-модуль

Ссылка для цитирования: Леонов Л.А. О роли природного окружения в развитии и формировании культурных ландшафтов Гурзуфа и территории МДЦ «Артек» // Лесной вестник / Forestry Bulletin, 2020. Т. 24. № 5. С. 28-38. DOI: 10.18698/2542-1468-2020-5-28-38

Международный детский центр «Артек» (МДЦ «Артек») — всегда был визитной карточкой культурно-социальной жизни Крыма, его гордостью. После воссоединения полуострова с Россией пристальное внимание правительства Российской Федерации было уделено МДЦ «Артек» и его проблемам. Восстановить былую славу места отдыха и развития детей — стало долгом и честью для страны.

Ландшафты МДЦ «Артек», будучи составной частью пгт. Гурзуф, представляют большой интерес для специалистов. До революции территорию лагеря занимали имения богатых и знаменитых людей Российской империи, которые создали там архитектурные здания и сооружения, характерные для начала XX века, и вокруг них разбили рукотворные парки. Так, в пределах МДЦ «Артек» имеется пять парков-памятников, которые представляют собой ценность для садово-паркового искусства нашей страны. Их высокая, историческая, художественная и санитарно-гигиеническая ценность объясняются уникальной взаимосвязью архитектуры и окружающих ландшафтов.

Казалось бы, такой общеизвестный факт не надо доказывать. Однако за последние 30 лет (принадлежности Крыма к Украине) в нашей стране выросло целое поколение руководителей-менеджеров, выросших на материковой части России, которые не обладают знаниями об уникальных горных ландшафтах Южного берега Крыма (ЮБК). И нам пришлось изучить большое количество исторических данных по освоению Гурзуфа и, в частности урочища Артек, чтобы

выявить факты, доказывающие, что к территории лагеря нельзя относиться с теми же мерками, как и к равнинным ландшафтам Краснодарского края и Беларуси. ЮБК — это уникальный уголок горного Крыма, аналог которого невозможно найти нигде в мире. И он достоин того, чтобы новое руководство «Артека» узнало об его уникальности, начав бережно относиться к его культурным ландшафтам, сложившимся в активной сейсмической зоне, и продолжало сохранять традиции отечественного курортостроения.

Цель работы

Цель работы — на основании литературных источников заново выявить ландшафтные, планировочные и функциональные особенности территорий лагерей МДЦ «Артек» и доказать их уникальность, требующую дальнейшего сохранения.

Методика исследования

Одной из главных причин настоящего исследования стало отсутствие фундаментальных исторических полноценных сведений об уникальности указанной территории. Известные литературные источники отличаются отсутствием структурированности и систематизации представленного материала в них, отражают слабую изученность архивных источников в большинстве из них. Несмотря на объективную необходимость создания единого, систематизированного перечня документов по истории местности, актуального для настоящего времени, отметим, что задача до сих пор не решена в полной мере, а ее выполне-

Рис. 1. План-схема Гурзуфской долины [3] Fig. 1. The plan-scheme of the Gurzuf valley [3]

ние сопряжено с некоторыми проблемами. Документы размещены в разных фондах, и полный их перечень отсутствует [1].

Нами сделана попытка частично восполнить пробел по истории градостроительного и архитектурного развития МДЦ «Артек» как составной части пгт. Гурзуф. Мы также столкнулись с проблемой несоответствия сведений в исторических источниках с имеющейся современной информацией по данному вопросу. В связи с этим представляем результат наших исследований, напрямую связанный с поставленной задачей. Поскольку территория МДЦ «Артек» развивалась одновременно с Гурзуфом — одним из первых русских курортов начала XX в., необходимо было провести литературный обзор, выполненный по общепризнанной методике, по двум направлениям: 1) историко-архивная экспертиза литературных источников по Гурзуфу; 2) историко-архивная экспертиза по развитию территории МДЦ «Артек».

Ландшафтные особенности пгт. Гурзуф. Современный Гурзуф — небольшой курортный городок на Южном берегу Крыма (ЮБК), в составе Большой Ялты, расположенный в небольшой Гурзуфской долине, между городами Алушта и Ялта. Характерной особенностью Гурзуфской долины является ее замкнутость и уединенность (рис. 1). Площадь долины составляет примерно 30 км2. С юга она ограничена берегом Черного моря, а с остальных трех сторон — живописными горными хребтами: на востоке — это Аю-Даг

(высота над у. м. составляет 570,8 м), покрыты преимущественно широколиственными лесами, которые представляют такие породы, как ясень, дуб пушистый, граб, клен, терпентиновые деревья, а также кустарники и травы — жасмин, ладанник и др. [2]. На западе к морю спускается Никитская яйла, которая завершается мысом Мартьян, а на севере возвышается Главная гряда Крымских гор. Расстояние между Аю-Дагом и мысом Мартьян по воздуху составляет 9 км (по автомобильной дороге — 18,8 км), береговая линия протянулась примерно на 12 км [3]. В путеводителе Москвича Г.Г. упоминается, что «мыс Мартьян сплошь зарос можжевельником. Обогнув его, впереди на востоке, вырастает во всей красе Аю-Даг (Медведь гора). За Мартьяном тянутся обширные Ай-Данильские удельные виноградники, сливающиеся с виноградниками имения Гурзуф» [4].

Гурзуфская долина как будто скрыта в самом центре ЮБК, загораживает склон Никитской яйлы, поэтому она не видна ни из Ялты, ни с горы Ай-Петри. Своеобразность, замкнутость Гурзуфской долины создали в ней микроклиматические условия и обусловили появление неповторимого по красоте уголка природы, главной особенностью которого стал горный амфитеатр, окружающий городок [5].

Территорию современного Гурзуфа можно условно подразделить на четыре жилых района: 1) старый Гурзуф; 2) современный Гурзуф; 3) набережная Гурзуфа; 4) МДЦ «Артек».

Рис. 2. Улицы Гурзуфа Fig. 2. The Streets of Gurzuf

Старый Гурзуф расположен в приморской, нижней части поселка и относится к древнейшему приморскому поселению. В его центральной части преобладает малоэтажная застройка, характерная для данной местности. В конце XIX в. начали появляться двух- трехэтажные пансионаты, предназначенные для семейного или общественного отдыха, с характерной для ЮБК архитектурой. До сих пор сохранился дореволюционный колорит зданий, между которыми проложены узкие и кривые улочки [6].

Современный Гурзуф располагается над старым городом и представляет собой жилые районы, застроенные в 60-80 годы XX в. участки с многоэтажными домами. Местные жители называют эту часть города «микрорайоном». В нем есть почта, школа, поликлиника, клуб, несколько библиотек, дом быта и сосредоточена основная часть населения.

Набережная Гурзуфа — самая популярная часть города, вытянувшаяся дугой вдоль морского берега, с санаториями, пляжами, ресторанами и прочими курортными атрибутами.

МДЦ «Артек» раскинулся от восточной окраины Гурзуфа вдоль берега моря до самого Аю-Дага и занимает территорию в 208 га [7].

Планировочные и архитектурные особенности Гурзуфа. Застройка поселения велась в три этапа:

I этап — конец XVIII в. — начало XIX в;

II этап — конец XIX в. — начало XX в;

III этап — 40-60 годы XX в.;

IV этап — 2014 г. — настоящее время, ознаменовавшийся строительством новых многоэтажных зданий как в пределах Гурзуфа, так и МДЦ «Артек», в частности нового лагеря «Солнечный», объединяющего весь детский центр в единый комплекс.

На характер застройки территории повлиял сложный рельеф местности. Специфические то-

пографические условия непосредственно отобразились в композиционных условиях улиц Гурзуфа, так как влияние природных факторов на формирование уличной застройки оказалось решающим. Практически все расположенные здесь улицы относятся к элементам планирования, органично связанным с пластичными формами рельефа (рис. 2) [8]. Ниже автодороги с указателем «Артек», располагается детский лагерь. Сложный рисунок дорог говорит о том, что все они проложены в соответствии с рельефом и практически все являются историческими.

Планировка и формирование территории современного МДЦ «Артек», в основном, относится ко II этапу, когда были выработаны основные принципы городской застройки. Особые природные свойства ландшафта, многочисленные исторические памятники, использование местных строительных материалов, сочетание регулярной планировки с принципами застройки, придавали каждому городу на полуострове индивидуальный и хорошо узнаваемый облик [9], в том числе и Гурзуфу.

Для исторического Гурзуфа была характерна стихийная застройка. Старые дороги и тропы позднее были расширены и на их основе созданы современные улицы, из-за чего отсутствует геометрическая планировка поселения.

Территория города всегда подразделялась на две основные зоны: 1) курортную; 2) жилую.

Курортная зона (рекреационная) всегда располагалась вдоль моря [10].

Жилая зона представлена домами усадебного типа. Это дома местных жителей, представляющие собой невысокие здания из камня с плоской кровлей и небольшими окнами, по обыкновению выходившими на пристроенную галерею, защищенную от солнечных лучей (рис. 3) [11].

В 1920-е годы после окончания гражданской войны Крым приобрел значение важнейшего ку-

Рис. 3. Малоэтажная застройка Старого Гурзуфа Fig. 3. The Low-rise buildings in old Gurzuf

рорта страны из числа наиболее старых приморских курортов бывшего СССР с самой богатой историей формирования. Разработка проектов для крымских курортов началась еще до революции, когда по инициативе частных предпринимателей и акционерных обществ на побережье стали создавать коммерческие курорты Гурзуф, Суук-Су, Меллас, Алупка и др. Курорты проектировались по западноевропейскому образцу [12].

Одновременно с санаториями для взрослых в Евпатории, Ялте, Симеизе, Феодосии, Гурзуфе и других населенных пунктах Крыма открывались оздоровительные учреждения для детей и подростков. В 1925 г. был создан детский лагерь «Артек». В настоящее время — это круглогодичная детская здравница, на территории которой расположено более 150 современных зданий и сооружений [13].

По архитектурной композиции МДЦ «Артек» представляет собой комплекс отдельных лагерей. Легкие, нарядные по окраске модули из сборного железобетона и стекла, вынесенные наружу лестницы, открытые галереи и навесы позволили создать корпуса разных размеров и объемов. За счет этого архитекторам удалось достичь максимального раскрытия внутреннего пространства лагеря. Весь комплекс представляет собой неповторимый и удачный пример синтеза природы, архитектуры и монументально-декоративного искусства (витражей, мозаичных панно и т. п.) [11].

Природные, исторические и архитектурные особенности территории МДЦ «Артек». МДЦ «Артек» расположен в уникальном уголке Крыма. Особую живописность его территории придают три горных массива, два из которых сложены верхнеюрскими мраморовидными известняками, залегающим на глинистых сланцах и являющимися отторженцами Главной гряды:

1) гора-холм Болгатур (Балгатуры) со скалой Дженевез-Кая (лагерь «Кипарисный»);

2) Сууксинский массив со скалами Адалары (лагерь «Лазурный»);

3) Аю-Даг, сложенный интрузивными (глубинными) породами — габбро-диабазами и габбро-диоритами (их возраст 16 млн лет).

Бабуган-яйла — самый высокий горный массив в Крымских горах, является частью Главной горной гряды и закрывает холодным северным ветрам доступ на артековское побережье. Наивысшая точка Бабуган-яйлы — 1545 м над у. м., это гора Роман-Кош (см. рис. 1). Прибрежные морские отложения составляют песчаники и известняки. Галька на берегах — крупная, так как мелкий песок уносится волнами в море и оседает в области подводной террасы. Более крупные частицы под действием волн прибиваются к берегу. На берегу моря можно найти образцы таких горных пород, как: таурит, диорит, брекча, песчаник, глинистый сланец, известняк серый и розовый и очень редко, в друзах — кристаллики горного хрусталя и кристаллы пирита [14].

Восточная часть Гурзуфа с МДЦ «Артек» в архитектурно-планировочном решении представляет собой исторический ландшафт, состоящий из разнохарактерных и разновременных застроек. Особенностью его среды является тесно увязанная с рельефом, живописная планировка архитектурных комплексов и малоэтажная, индивидуальная жилая застройка, включающая в себя отдельные ценные здания бывших вилл. Структура рельефа и микрорельефа предопределила особенности визуального восприятия данного района, его композиции и характер планировки [15], что на сегодняшний день составляет его архитектурно-планировочную ценность и уникальность.

Изначальная функция гурзуфской курортной зоны определила характер невысокой застройки, среди которой особое внимание уделялось озеленению имений. В целом застройка этого района

Рис. 4. Общий вид на дворец Суук-Су в начале XX в. и после Великой Отечественной войны Fig. 4. The General view of the Suuk-Su Palace at the beginning of the 20th century and after The World War II

Рис. 5. Дача Гучкова (а) и дача Кавкасидзе (б) Fig. 5. Guchkov's Dacha (а) and Kawkasidze's Dacha (б)

в архитектурно-историческом отношении достаточно однородна. Однако по объемно-пространственным решениям и образности это чрезвычайно разнообразная и яркая картина. Именно в разнообразии каждого имения заключается историко-культурное наследие данного района.

Старинные дачи лагеря «Лазурный» сохраняют колорит известного аристократического курорта начала XX в. Суук-Су. Дворец Суук-Су является доминантой лагеря. Столовая «Лазурного», построенная в 1954 г. в стиле дворцовой архитектуры, состоит из трех залов: розового, синего и зеленого, что поддерживает дух старины. Однако изюминку «Лазурного» составляют природные комплексы — Пушкинская площадка с изумительным по красоте подводным гротом и три знаменитые скалы — Адалары и Скала Шаляпина. Ниже лагеря располагается прекрасный песчаный пляж, упирающийся в Пушкинский грот [12].

Лагерь «Лазурный» имеет уникальную историю и архитектуру и является городком, создан-

ным на базе фешенебельных российских курортов начала XX в., здесь до сих пор сохранилось ретро-очарование. Поэтому при любой реконструкции зданий или сооружений, возведении новой инфраструктуры важно учитывать историческую планировку, чтобы не допустить диссонанс архитектуры с окружающим ландшафтом, и это должно иметь приоритетное значение (рис. 4) [11].

Лагерь «Кипарисный» — самый западный на территории МДЦ «Артек» и расположен по другую сторону Скалы Шаляпина. В настоящее время он включает в себя дачи: «Гуровскую», «Назарова (Гучкова)» и дачу княгини Кавкасидзе (рис. 5). Прибрежная полоса «Кипарисного» выходит в залив Гурзуфа, и в центре лагеря находится пляжный комплекс, расположенный в непосредственной близости от Генуэзской скалы. В старину она называлась Дженевез-Кая (средневековый памятник археологии) [13]. На ней сохранились остатки оборонительных сооружений, которые достигают 40 м в длину и толщиной стены от 3 до 4 м, а их наибольшая высота над

б

а

Рис. 6. Урочище Артек, детский лагерь, 1925 г. Fig. 6. The Natural boundary Artek, children's camp 1925

скальным основанием Утеса Дженевес-Кая составляет от 5 до 6 м [16].

На территории лагеря «Кипарисный» также располагается крепость «Горзувиты» (У1-ХУ вв.) — памятник археологии федерального значения, которая включает в себя:

- цитадель;

- часовню и цистерны на верхней площадке крепости (руины);

- трехапсидную базилику (руины);

- внешнюю оборонительную стену (руины).

Из архитектурных сооружений наиболее интересна дача княгини Кавкасидзе — памятник архитектуры местного значения, XIX в. Здание имеет два этажа, высота первого этажа — 3,1 м, второго — 3,5 м. Общая высота здания от конька крыши составляет 8,665 м. Не менее привлекательна дача Гучкова (дача № 3), также памятник архитектуры местного значения (XX в.). Здание — двухэтажное с подвалом и чердачным помещением. Общая высота здания составляет 11,045 м, размеры в осях 19,85x24,65 м (рис. 5) [11].

Имеются исторические здания и на территории лагерей «Морской» и «Горный». Они связаны с именами владельцев здешних земель: Олизара, Потемкиных, Гартвиса, Виннера, Метальнико-вых. В настоящее время их используют для нужд лагерей. В «Морском» сохранился крошечный домик, в котором жил основатель лагеря-санатория «Артек» для детей, страдающих туберкулезной интоксикацией, председатель Российского общества Красного креста З.П. Соловьев во время своих посещений. Предположительно дореволюционная история этого здания связана с именем французской графини де ла Мотт, ставшей прототипом Миледи — героини романа Александра Дюма «Три мушкетера» [13].

С лета 1923 г., когда в стране начали создавать первые пионерские лагеря, организаторы отдыха детей руководствовались лозунгом «Юному пионеру — здоровое лето!». Но тогда еще никто

не знал и не представлял, как дать пионеру здоровое лето, что это означает на деле. Устроители первых лагерей, не имея опыта их организации, вынужденно копировали бойскаутские военизированные лагеря со всеми их традиционными атрибутами.

Однако пионерии Советского Союза были нужны оздоровительно-воспитательные детские учреждения принципиально нового характера. Необходимо было найти тип разумно и рационально устроенного пионерского лагеря, где в комплексе сочетались бы вопросы оздоровления и воспитания детей [7].

Поэтому в далеком 1925 г. и появился первый детский лагерь в урочище Артек, он состоял всего из четырех палаток на берегу моря (рис. 6). Но уже в середине весны 1928 г. появились первые шесть деревянных домиков светло-голубого цвета, которые располагались на площадке среди весенней зелени. Внутреннее убранство домиков было таким же скромным и простым, как и в палатках: вдоль стен стояли железные кровати, между ними тумбочки, у каждой кровати табурет, в центре размещался рабочий стол и вешалка для верхней одежды, еще была деревянная кадка с блестящим медным краном для питьевой воды [13].

В 1929 г. советское правительство приняло решение об увеличении пропускной способности лагеря «Артек». С учетом климатических условий ЮБК было решено построить санаторный корпус для круглогодичного пребывания детей. В тот же год был заложен первый камень в фундамент будущего санаторного здания. К 1937 г. архитекторы И. Леонидов, Л. Богданов, М. Чалый разработали проект лагеря, но он не был реализован [17, 18].

К 1954 году был разработан новый проект планировки под названием «Большой Артек», авторы проекта — архитекторы С. Каневский и Е. Сорокина. Проектное решение предусматривало

Рис. 7. Перечисленные унифицированные железобетонные детали и построенные корпуса из них: 1 — полурама каркаса зданий; 2 — настил перекрытия;

3 — лестничный марш с консольными площадками;

4 — Т-образная консольная опора лестничных маршей; 5 — стойки грибовидного перекрытия: 6 — треугольный элемент грибовидного перекрытия; 7, 8 — фундаментные блоки

Fig. 7. The listed unified reinforced concrete parts and constructed buildings: 1 — semi-frame of the building frame; 2 — flooring; 3 — flight of stairs with cantilever platforms; 4 — T-shaped console support of flights of stairs; 5 — posts of the mushroom slab: 6 — triangular element of the mushroom slab; 7, 8 — foundation blocks

Рис. 8. МДЦ «Артек». Комплекс «Морской»: а — разрез по рельефу и генплан;

б — панорама пионерского лагеря «Прибрежный» Fig. 8. ICC Artek. The «Marine» complex: relief cut and master plan (a); panorama of pioneer camp «Coastal» (б)

организацию разбросанных по побережью территорий на протяжении 6 км и объединение их в общий комплекс площадью 400 га [17]. Проект не был реализован.

В начале 1960-1970 гг. в Артеке развернулось большое строительство: был разработан и воплощен в жизнь проект «Новый Артек» архитектурной мастерской, возглавляемой академиком архитектуры А.Т. Полянским, включающий комплексы лагерей «Прибрежный», «Горный» и «Морской»

[19]. При разработке генерального плана архитекторы максимально учли все природные особенности проектируемой территории. План шести пионерских лагерей представлял собой не сухую геометрическую схему, а живую композицию, тесно связанную с природным окружением.

Перед архитекторами и строителями стояла задача на неосвоенных территориях с различными геологическими условиями построить комплекс зданий различного назначения: от больших двор-

цов, спальных корпусов, столовых, бассейнов — до игровых площадок и беседок, увязав их с окружающим ландшафтом. Для создания самых разнообразных типов сооружений и сокращения сроков строительства проектировщики стремились найти такие архитектурные формы, которые позволили бы применить при строительстве полнейшую индустриализацию и сборность [11]. Была также поставлена задача — найти новые архитектурные формы. Такое решение было найдено — унификация объемного модуля, позволяющая получить различные по планировке и назначению здания из разнообразных взаимозаменяемых элементов [20].

Это стало главной направляющей в архитектуре сооружений здравницы «Артек». В дальнейшем комплексный метод получил распространение в массовом курортном строительстве (новые корпуса здравниц в Ялте, Мисхоре, Сосновой Роще, Гурзуфе, Одессе и др.).

Таким образом, разработка и внедрение комплексного метода в архитектуре МДЦ «Артек» позволило ЦНИИЭП лечебно-курортных зданий широко распространить его в массовом курортном строительстве. Появились такие понятия как «метод «Артека», «артековские унифицированные конструкции». Используя метод унификации объемного модуля в «Артеке» с 1962 по 1967 гг. построили лагеря комплексов «Прибрежный» и «Горный», а также пионерский лагерь «Морской» [21].

При строительстве лагерей происходил поиск архитектурно-конструктивных элементов и различных комбинаций, которые давали ли бы возможность создавать здания различного назначения. Творческой лабораторией, на базе которой развивался Новый Артек, стал лагерь «Морской». В ходе проектных работ были проверены различные архитектурно-планировочные и конструктивные решения и найдены два основных конструктивных элемента-модуля:

1) одноэтажный прямоугольный объем, или комната площадью 40 м2 с частью галереи и лестницей;

Рис. 9. Оформление внутреннего пространства комплекса

лагерей «Морской» и «Прибрежный» Fig. 9. The design of the internal space of the complex of camps «Marine» and «Coastal»

2) объем, образованный тремя стойками с грибовидным перекрытием, или, архитектурно-конструктивный элемент беседки.

Каждый архитектурно-конструктивный элемент состоял из шести унифицированных железобетонных деталей (рис. 7) [20].

Одним из самых характерных черт комплекса «Морской» является слияние его архитектуры с окружающей природой. В организацию архитектурно-пространственной композиции лагеря активно включены все природные компоненты естественной среды — море, цепь прибрежных гор, вечнозеленые субтропические растения, которые служат не фоном, а органической частью комплекса (рис. 8).

Тот же принцип создания пронизанной природой архитектуры применен и при строительстве лагеря «Прибрежный». И несмотря на то что все здания комплекса смонтированы из унифицированных железобетонных деталей, они все различны и вписываются в окружающий ландшафт. Архитектор В. Бутузов справедливо считал, что здание, площадки и аллеи расположены в нем с предельным использованием особенностей рельефа [22].

Из таких деталей созданы все 70 лагерных сооружений Нового Артека. Впервые в практике строительства в сейсмически активном оползневом районе со сложным рельефом были возведены здания из ранее изготовленных элементов. Конструкции всех сооружений выполнены их унифицированных сборных железобетонных элементов шести типов. Наряду с железобетонными материалами широко применялись стекло, алюминий, асбоцемент, цветные пластики и другие новейшие материалы того времени (рис. 9). Разнообразие новых сооружений Артека из типовых элементов объясняются различной этажностью, протяженностью, посадкой на рельеф, благоустройством, цветовым решением и объемным решением в целом, в зависимости от своего назначения [20].

Таким образом, архитектурный комплекс лагеря тесно связан с окружающим ландшафтом. Архитектура дополнила природу, а природа,

в свою очередь, обогатила архитектуру; они оказались неразрывно связаны между собой, составляя единое гармоничное целое. Новая архитектура Артека стала близка и понятна детям, обогащала внутренний мир ребенка, развивала его художественный вкус и оказывала большое воздействие на духовных рост личности [11]. За проект комплекса лагерей «Прибрежный» в 1967 году академику А.Т. Полянскому и его мастерской была присуждена Государственная премия в области архитектуры [19].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристика существующей застройки. Территория МДЦ «Артек» характеризуется мягким средиземноморским субтропическим климатом, включает в себя 60 га парков и 42 га пляжей. Артек состоит из девяти лагерей, пять из которых работают круглый год, а четыре — только в теплый сезон. В летний период одновременно лагерь может принять до 5000 ребят возрастом с 8 до 17 лет.

Инфраструктура МДЦ «Артек» высоко экономична и технологична, включает в себя — 36 спальных корпусов (рис. 10), 10 столовых, автопарк, медицинский комплекс, порт с возможностью стоянки 75 детских яхт, детскую флотилию, теплоход «Артек» на 150 мест, пять гостиниц и даже собственную полицию и почту. Для детей работают 47 студий дополнительного образования, две библиотеки, четыре музея, 11 оборудованных спортивных площадок и кортов, четыре открытых бассейна, дворец спорта с гимнастическими и тренажерными залами, закрытым бассейном с морской водой. На территории также имеется центральный стадион на 7500 мест, соответствующий всем международным нормам, и школа на 1272 места, которая по благоустройству является одной из лучших школ в Восточной Европе.

Рис. 10. Современные корпуса лагеря «Морской» Fig. 10. The Modern buildings of Camp «Marine»

поселения. Структура рельефа и микрорельефа предопределила его композицию и характер планировки.

2. Для Артека, как части исторического Гурзуфа, характерна достаточно однородная малоэтажная застройка, включающая отдельные здания вилл. В Артеке сохранились памятники архитектуры XIX — начала XX веков.

3. Все пять лагерей, имеющие парки-памятники, по своим объемно-пространственным решениям представляют собой разнообразную и яркую картину, которая несет в себе историко-культурное значение колорита курортного ландшафта Гурзуфа.

4. При примере Артека были отработаны принципы и подходы организации советских детских лагерей, а также строительство зданий и сооружений из сборных железобетонных модулей и деталей, которые в дальнейшем использовались при строительстве курортов СССР.

5. Впервые на основе проекта «Новый Артек» были отработаны принципы соприродности в создании детских лагерей и архитектурных комплексов, вписанных в окружающий ландшафт с живописной расстановкой зданий на рельефе, с правильно выбранным масштабом отдельных зданий и сооружений в сочетании с зелеными насаждениями, дополняющие друг друга [20].

6. МДЦ «Артек» — это удачный исторический пример создания культурного ландшафта на протяжении более 100 лет, созданный на основе гармонии природы и архитектуры, сохранивший эклектику южнобережного паркостроения, духа аристократического курорта Суук-Су, исторических усадебных имений и творческой мысли архитекторов советского периода.

Выводы

1. Для всего Гурзуфа и, в частности, для МДЦ «Артек» характерно доминирование орографических и природных факторов, которые повлияли на планировочные и функциональные зоны

Список литературы

[1] Ефимова Е.А., Абдулхаиров А.З., Попов А.Д. Документы по истории Артека в архивах Москвы и Симферополя: вопросы систематизации и публикации // Таврический научный обозреватель, Ялта, 2015. № 2 (Ч. 2). С. 75-79.

[2] Воронцов Е.А. Большая Ялта. Симферополь: Крым, 1968. 128 с.

[3] Максимовский А. Гурзуф путеводитель. Севастополь: Рибест, 2016. 67 с.

[4] Москвич Г.Г. Иллюстрированный практический путеводитель по Крыму. Одесса: Типография Л. Нитче, 1904. Т. VIII. 62 с.

[5] Воронцова С.В., Воронцов Е.А. Ялта. Путеводитель. Симферополь: Таврия, 1987. 208 с.

[6] Морженков Р. Крым, история, природа, архитектура, искусство. Альбом. С-Пб.: Медный всадник, 2017. 240 с.

[7] Полянский А.Т. Артек. М.: Издательство литературы по строительству, 1966. 102 с.

[8] Все о Крыме с любовью / текст Г.А. Дубовис; ред. Т. Эсадзе. Справочное издание. Симферополь: Ми-рИнформации, 2001. 416 с.

[9] Ена В.Г., Твердохлебов И.Т., Шантыр С.П. Южный берег Крыма. Путеводитель. Симферополь: Бизнес-Ин-форм, 1996. 304 с.

[10] Стрибук В.И., Мурашов А.В. Артек. От А до Я. Симферополь: Салта ЛТД, 2008. 116 с.

[11] Проект реконструкции и реставрации детского лагеря «Артек». Симферополь: РП Крымский КАРМ Укрпро-екттрестреставрация, 2011. 89 с.

[12] Стрибук В.И., Джакаева Т.В. Малая энциклопедия Артек: от А до Я. Симферополь: ДИАЙПИ, 2010. 206 с.

[13] Свистов В.Т. Артек — за годом год. Летопись Международного Детского Центра. Запорожье: Берегиня, 1995. 272 с.

Сведения об авторе

[14] Ена В.Г., Ена Ал.В., Ена Ан.В. Заповедные ландшафты Тавриды. Симферополь: Бизнес-Информ, 2013. 428 с.

[15] Полянский А. Архитектурное творчество и стандартизация строительства. М.: Стройиздат, 1971. 324 с.

[16] Кондрашенко Л. Гурзуф. Очерк-путеводитель: 2-е изд. Симферополь: Таврия, 1979. 78 с.

[17] Каневский С. Большой Артек. О нереализованном проекте реконструкции Лагеря (Опубликовано в машинописном журнале «Артек» (февраль 1954 года). URL: https://suuk.su/knigi/kanevskij.htm (дата обращения 17.06.2020).

[18] Ефимова Е.А., Чернышов А.В. Рекреационно-педа-гогическое освоение черноморского побережья От Гурзуфа до Аю-Дага. Вопросы фундаментальной и прикладной науки // Сб. статей Междунар. науч. конф., М., 2015, с. 113-121.

[19] Джакаева Т.В. Программа реконструкции старого и строительства Нового «Артека» А.Т. Полянского // Артек-Событие, 2016, № 1 (13). С. 4-6.

[20] Полянский А.Т. Творчество архитектора и строительный стандарт. М.: Известия, 1966. 73 с.

[21] Полянский А.Т. Архитектура — творчество — стандарт. М.: Знание, 1973. 80 с.

[22] Григорян А.Г. Некоторые вопросы проектирования городского ландшафта в условиях сложного рельефа (на примере Еревана) / Дис. ... канд. арх. Ереван, 1970. 300 с.

Леонов Левон Аветисович — главный инженер Управления по содержанию и развитию рекреационного ландшафта территории ФГБУ «Международный детский центр «Артек», [email protected]

Поступила в редакцию 26.06.2020. Принята к публикации 22.07.2020.

ROLE OF NATURAL ENVIRONMENT IN CULTURAL LANDSCAPES DEVELOPMENT AND FORMATION IN GURZUF CITY AND IN ICC «ARTEK» TERRITORY

L.A. Leonov

International Children's Center «Artek», 82, Leningrad City Hall, 298645, Gurzuf, Yalta, Republic of Crimea, Russia [email protected]

The article considers the natural, historical and architectural features of the development of cultural landscapes of the ICC «Artek» territory. The analysis of the long history of this unique place on the southern coast of Crimea is presented. A brief analysis of the functional planning zones and a brief description of the existing buildings in Gurzuf and Artek are given. The relationship between the architectural and planning features of the camp territory is shown not only with the history of the development of this area, but also with its landscape features. The architectural features of the construction of a children's camp complex, inscribed in the surrounding natural landscape, are examined in detail. To illustrate the text material, 10 drawings are presented, 22 literary sources are given, conclusions are presented at the end of the article.

Keywords: Gurzuf, ICC «Artek», South Coast of Crimea (SCC), historical planning zones, landscape features, cultural landscape, structural element-module

Suggested citation: Leonov L.A. O roli prirodnogo okruzheniya v razvitii i formirovanii kul'turnykh landshaftov Gurzufa i territorii MDTs «Artek» [Role of natural environment in cultural landscapes development and formation in Gurzuf city and in ICC «Artek» territory]. Lesnoy vestnik / Forestry Bulletin, 2020, vol. 24, no. 5, pp. 28-38. DOI: 10.18698/2542-1468-2020-5-28-38

References

[1] Efimova E.A., Abdulkhairov A.Z., Popov A.D. Dokumenty po istorii Arteka v arkhivakh Moskvy i Simferopolya: voprosy sistematizatsii i publikatsii [Documents on the history of Artek in the archives of Moscow and Simferopol: issues of systematization and publication]. Tavricheskiy nauchnyy obozrevatel' [Tavrichesky Scientific Reviewer], Yalta, 2015, no. 2 (part 2), pp. 75-79.

[2] Vorontsov E.A. Bol'shaya Yalta [Big Yalta]. Simferopol: Crimea, 1968, 128 p.

[3] Maksimovskiy A. Gurzufputevoditel' [Gurzuf guide]. Sevastopol: Ribest, 2016, 67 p.

[4] Moskvich G.G. Illyustrirovannyy prakticheskiy putevoditel'po Krymu [Illustrated practical guide to the Crimea]. Odessa: Printing house L. Nitche, 1904, v. VIII, 62 p.

[5] Vorontsova S.V., Vorontsov E.A. Yalta. Putevoditel'[Yalta. Guide]. Simferopol: Tavria, 1987, 208 p.

[6] Morzhenkov R. Krym, istoriya, priroda, arkhitektura, iskusstvo. Al'bom [Crimea, history, nature, architecture, art. Album]. St. Petersburg: The Bronze Horseman, 2017, 240 p.

[7] Polyanskiy A.T. Artek [Artek]. Moscow: Publishing house of literature on building, 1966, 102 p.

[8] Vse o Kryme s lyubov'yu [Everything about Crimea with love]. Text by G.A. Dubovis. Ed. T. Esadze. Reference edition. Simferopol: MirInformation, 2001, 416 p.

[9] Ena V.G., Tverdokhlebov I.T., Shantyr S.P. Yuzhnyy bereg Kryma [The south coast of Crimea]. Guide. Simferopol: Business Inform, 1996, 304 p.

[10] Stribuk V.I., Murashov A.V. Artek. OtA do Ya [Artek. From A to Y]. Simferopol: Salta LTD, 2008, 116 p.

[11] Proekt rekonstruktsii i restavratsii detskogo lagerya «Artek» [Project for the reconstruction and restoration of the Artek children's camp]. Simferopol: RP Crimean KARM Ukrproektstrestrestavatsiya, 2011, 89 p.

[12] Stribuk V.I., Dzhakaeva T.V. Malaya entsiklopediya Artek: ot A do Ya [Small Encyclopedia Artek: from A to Y]. Simferopol: DIIPE, 2010, 206 p.

[13] Svistov V.T. Artek — za godom god. Letopis'Mezhdunarodnogo Detskogo Tsentra [Artek — year after year. Annals of the International Children's Center]. Zaporozhye: Bereginya, 1995, 272 p.

[14] Ena V.G., Ena Al.V., Ena An.V. Zapovednye landshafty Tavridy [Jena Protected landscapes of Tauris]. Simferopol: Business Inform, 2013, 428 p.

[15] Polyanskiy A. Arkhitekturnoe tvorchestvo i standartizatsiya stroitel'stva [Architectural creativity and standardization of construction]. Moscow: Stroyizdat, 1971, 332 p.

[16] Kondrashenko L. Gurzuf. Ocherk-putevoditel'[Gurzuf. Essay guide]. 2nd ed. Simferopol: Tavria, 1979, 78 p.

[17] Kanevsky. S. Bol'shoy Artek. O nerealizovannom proekte rekonstruktsii Lagerya (Opublikovano v mashinopisnom zhurnale «Artek» (fevral' 1954 goda) [Big Artek. On the unrealized project for the reconstruction of the Camp (Published in the typewritten journal Artek (February 1954)]. Available at: https://suuk.su/knigi/kanevskij.htm (accessed 17.06.2020).

[18] Efimova E.A., Chernyshov A.V. Rekreatsionno-pedagogicheskoe osvoenie chernomorskogo poberezh'ya Ot Gurzufa do Ayu-Daga. Voprosy fundamental'noy i prikladnoy nauki [Recreation and pedagogical development of the Black Sea coast From Gurzuf to Ayu-Dag] Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchnoi konferentsii [Issues of fundamental and applied science], Moscow, 2015, pp. 113-121.

[19] Dzhakaeva T.V. Programma rekonstruktsii starogo i stroitel'stva Novogo «Arteka» A.T. Polyanskogo [Program for the reconstruction of the old and the construction of the New Artek A.T. Polyansky]. [Artek-Co-Being], 2016, no. 1 (13), pp. 4-6.

[20] Polyanskiy A.T. Tvorchestvo arkhitektora i stroitel'nyy standart [Creativity of the architect and building standard]. Moscow: Izvestia, 1966, 73 p.

[21] Polyanskiy A.T. Arkhitektura — tvorchestvo — standart [Architecture — creativity — standard]. Moscow: Knowledge, 1973, 80 p.

[22] Grigoryan A.G. Nekotorye voprosy proektirovaniya gorodskogo landshafta v usloviyakh slozhnogo rel'efa (na primere Erevana) [Some issues of designing an urban landscape in a complex terrain (for example, Yerevan)]. Dis. ... Cand. Sci. (Arch.), Yerevan, 1970, 300 p.

Author's information

Leonov Levon Avetisovich — Chief Engineer, Department for Maintenance and Development of Recreational Landscape of the Territory of FSBU International Children's Center «Artek», [email protected]

Received 26.06.2020. Accepted for publication 22.07.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.