Научная статья на тему 'Личностный портрет слушателя как фактор организации процесса дополнительного профессионального обучения по программе «Имиджелогия»'

Личностный портрет слушателя как фактор организации процесса дополнительного профессионального обучения по программе «Имиджелогия» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ИМИДЖЕЛОГИЯ / IMAGEOLOGY / ИМИДЖМЕЙКЕР / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / КОНФЛИКТ / CONFLICT / IMAGE-MAKER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фролова Юлия Витальевна

Статья посвящена исследованию личностного портрета слушателя курса «Имиджелогия» в условиях дополнительного профессионального образования. В статье также рассматриваются проблемы мотивации к обучению, виды внутриличностных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the personal portrait research of the listener of the "Imagelogy" program in conditions of additional professional education. The article also deals with the problems of motivation to study, types of intrapersonal conflicts.

Текст научной работы на тему «Личностный портрет слушателя как фактор организации процесса дополнительного профессионального обучения по программе «Имиджелогия»»

.....

п

202 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август ^

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОРТРЕТ СЛУШАТЕЛЯ КАК ФАКТОР ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ИМИДЖЕЛОГИЯ»

Ю. В. Фролова

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена исследованию личностного портрета слушателя курса «Имиджелогия» в условиях дополнительного профессионального образования. В статье также рассматриваются проблемы мотивации к обучению, виды внутриличностных конфликтов.

Ключевые слова: обучение, имиджелогия, имиджмейкер, специалист, личность, мотивация, конфликт.

The article covers the personal portrait research of the listener of the "Imagelogy" program in conditions of additional professional education. The article also deals with the problems of motivation to study, types of intrapersonal conflicts.

Key words: training, imageology, image-maker, specialist, personality, motivation, conflict.

Как известно, успешность любого педагогического процесса в решающей мере зависит от субъекта этого процесса. Именно субъект обучения формирует характеристики, которые фиксируют, достигнуты или нет конечные цели; верно или нет, были избраны технологии обучения, построено содержание образовательного процесса; как были учтены при этом особенности и интересы обучаемой личности. Именно поэтому в основу разрабатываемого инновационного проекта обучения имиджео-логов в рамках ИДПО МГУКИ было проведено исследование и создан обобщенный портрет слушателя данной системы.

Первой установленной особенностью было то, что среди слушателей ИДПО 85% составляют женщины от 22 до 45 лет. Вторая особенность - 72% из них имеют высшее гуманитарное образование, а 24% высшее техническое образование, остальные - неоконченное выс-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

4 (42) июль-август 2011 202-204

шее образование. Данные характеристики указывают на то, что, вероятно, женщины или чаще осуществляют выбор деятельности, или в большей мере связывают успешность профессиональной деятельности с образованием.

Вместе с тем важнейшим параметром личности является мотивация к обучению. Мотив как побуждающая потребность к обучению у участников исследования была выражена разной степенью. Большинство слушателей (70%) в начале опытно-экспериментальной работы указали, что хотят полученные знания и умения применить для самосовершенствования. И только 17% указали, что хотели бы освоить новый вид профессиональной деятельности. Остальные затруднились ответить.

Дальнейшее изучение показало, что мотив связан с самооценкой личности и напрямую зависит от мотивации. У большинства респондентов (54%) самооценка оказалась заниженной,

.....

I I I ■ М I I I

Образование в сфере культуры 203

что позволило предположить: эти слушатели на неосознанном уровне стремились повысить свою самооценку за счет создания или усовершенствования своего имиджа. 39% слушателей оказались с самооценкой, соответствующей норме, и только 7% - с завышенной самооценкой. Остальные затруднились ответить.

Эти данные можно использовать в качестве критериев результатов процесса обучения имиджеологов.

Из 450 слушателей 4,3% затруднились назвать мотив обучения; 12,4% назвали только один мотив. Подавляющее большинство назвали от двух до трех мотивов обучения.

Среди мотивов есть такие: интересный педагог; процесс обучения; общение с коллегами по программе и т.д. Укажем, что в данной категории слушателей мы отмечаем женщин из обеспеченных семей. Высокий уровень достатка этой категории слушательниц (поскольку это, прежде всего, молодые женщины) объясняет то, что среди мотивов, побуждающих их к обучению, они называют «возможность занять свое свободное время»,«получить интересную информацию», а также «общение» (с подругой, друзьями) и т.д.

Слушателям было известно, что выбор, который они собирались сделать, мог завершиться, возможно, разочарованиями или срывом, но это не отталкивало, а наоборот, мотивировало выбор. Непредрешенность эффекта, как момент привлекательности, нуждается в объяснении.

Искомое решение, по-видимому, не может быть найдено, если идти по традиционному пути поиска какого-то одного мотива, который рассматривался бы как необходимое и достаточное условие выбора. Среди мотивов слушатели называют также: «поиск ощущений», «проба себя», «самоутверждение», «ценности» и т.д. Опыт исследования показывает, что тенденция к «бескорыстному мотиву» не может способствовать развитию познавательной активности. Эти мотивы в процессе обучения способны угасать или ослабевать. Хотя не исключены «чистые» случаи проявления отмеченных мотивов как побудительных по отношению к

познавательной активности. Подлинная проблема заключается в формуле их сопряжения, а она, вполне вероятно, весьма специфична для каждого человека. И, кроме того, даже объединения этих мотивов, по-видимому, ещё недостаточно для того, чтобы исчерпать мотивацию.

Опросы, собеседования со слушателями позволили выделить и виды внутриличностных конфликтов, касающихся обучения. Первый вид - мотивационные конфликты. В их основе лежат мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.д.). Они выражаются понятием «Я хочу». Это конфликты между бессознательными стремлениями: между двумя и более тенденциями, или они существуют как столкновение различных мотивов. Например, «хочу сохранить семью и мужа, который авторитарен и желает, чтобы жена занималась только домом. Вместе с тем, хочу самореализоваться в новом виде профессиональной сферы, для этого пришла на переподготовку».

Второй вид внутриличностного конфликта - нравственный конфликт. В основе этого конфликта лежат ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного. Имеются в виду личные ценности. Они обозначаются установкой: «надо». Так, например,определен-ная часть мужчин испытывают чувство вины, что не могут (по их пониманию) повысить уровень жизни своей семьи. Этот конфликт формируется между желанием и долгом, между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями семьи или общества, или - между долгом и сомнением в необходимости следовать ему.

В исследовании так же были люди, которые пришли учиться, потому что так решили их близкие (семья) или этого требовали руководители по месту работы.

Следующий вид внутриличностного конфликта, который был установлен, - это конфликт комплекса неполноценности. В основе данного конфликта лежит заниженная самооценка своих возможностей, качеств, места

06_ТабадТаа1ёа.р65 203 1 05.10.2011, 13:02

.....

ш

204 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август

среди других людей. Этот конфликт выражается позицией: «не могу». Данный конфликт формируется между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Он возникает из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями. Он выражается в переживаниях, связанных с невозможностью этот конфликт разрешить, а также в связи с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению своих обязанностей. Наконец, отмеченный конфликт есть результат противоречия между требованиями действительности и возможностями человека: профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться и как временная неготовность, и как неспособность выполнить предъявляемые требования. Адекватность самооценки личности зависит от её критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, необоснованные страхи, эмоциональные срывы и т.д.

Негативное воздействие внутриличност-ных конфликтов осознается и самой личностью. Поэтому в исследовании союзниками педагогов выступали организаторы обучения, которые предлагали участникам опытно-экспериментальной работы программу преодоления психологических проблем, обусловленных внутриличностными конфликтами. Под разрешением внутриличностного конфликта понимается восстановление гармонии с самим собой, снижение остроты жизненных противоречий, достижение нового жизненного качества.

Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Деструктивными считаются внутри-личностные конфликты, которые усугубляют

душевное напряжение личности, перерастают в жизненные кризисы или ведут к развитию невротических реакций.

Преодоление конфликта зависит от установок личности, содержания её веры, от опыта преодоления себя, развитости волевых качеств. Воля составляет основу всей системы саморегуляции человека. Способы разрешения конфликта, количество затраченного времени у людей с разными типами темперамента, с разными половозрастными особенностями - различны. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Холерик решает все быстро. С увеличением возраста внутриличностные противоречия обретают типичные для данной личности формы разрешения, более глубоко и обобщенно анализируются способы разрешения конфликтов.

Таким образом, в ходе исследования было установлено, что в систему профессиональной переподготовки приходят люди, которые имеют осознанные и неосознанные мотивы. Осознанными обозначены те случаи, когда человек отдает себе отчет в том, что побуждает его заниматься познавательной деятельностью, что является содержанием его потребностей в переподготовке. Данные мотивы характеризуются развитыми интересами, убеждениями, стремлениями.

Неосознанными мотивами явились те случаи, когда человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его к познавательной деятельности, что является содержанием его потребностей. Такие мотивы характеризуются установками, влечениями личности, которые он затрудняется сформулировать.

Доминирующие мотивы стимулируются потребностями, интересами и установками.

Таким образом, педагогическая задача состоит в том, чтобы сформировать у личности позитивную установку, а затем поддерживать мотивацию. При этом необходимо учитывать, что слушатели ИДПО, будучи по преимуществу работающими людьми, уже мотивированы объективно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.