БЩЕСТВЕННАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
Ж. Б. Хохлова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются вопросы организации и самоорганизации подростков в условиях деятельности учреждений культуры.
Ключевые слова: самоорганизация, креативность, личность подростка, самоконтроль, мотивация, способности.
The article concerns issues of teenagers organizing and self-organisation under the circumstances of cultural establishments functioning.
Key words: self-organization, creativity, teenagers identity, self-œntrol, motivation, ability.
В развитии гражданского общества и социального государства большое значение имеет общественная самоорганизация различных групп населения. В условиях необходимости реализации местного самоуправления, тем не менее, у значительной части населения на сегодня отсутствует опыт управления общественными процессами, особенно нехватка опыта сказывается в осуществлении самоуправлении и самоорганизации. Тем более остро стоит проблема общественной самоорганизации современной подростковой молодежи -поколения, которому придется решать задачи развития гражданского общества.
Вполне закономерно возникает необходимость осмысления, а скорее всего переосмысления взаимообусловленных понятий «креативность», «общественная самоорганизация», «личность подростка», которые образуют основное ядро предмета озаглавленной темы. Указанные понятия, вместе с тем, в своем отдельном значении имеют смысл и опыт самостоятельного существования.
Исходя из этого, логика нашего научного анализа строится не на фронтальном (одномоментном) охвате всего спектра проблем, а на последовательном раскрытии отдельно взятых положений, выявлении в их многообразных толкованиях таких характеристик, которые объективно объединяют смысл и значение креативности, общественной самоорганизации и самой личности подростка.
Общественную креативность мы формулируем как способность подростков оперативно находить и эффективно применять нестандартные, оригинальные, творческие решения в процессе самоорганизации деятельности общественных клубных формирований и межличностных коммуникаций подростков.
Общественная самоорганизация подростков рассматривается нами в концепции: личностного адаптационного ресурса, интеграции личности со средой, параметров общественной самоорганизации, креативной жизненной установки и готовности к общественной самоорганизации, лич-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 91-95 91
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^
ностной самооценки, удовлетворенности собой и результатами деятельности.
В целом роль и значение креативности в общественной самоорганизации подростков в условиях социально-культурной среды учреждений культуры остаются до настоящего времени мало изученными как в теории, так и на практике. Социальный аспект общественной самоорганизации подростков представляет собой конгломерат как конфликтных, так и неконфликтных отношений, выражаясь в терминологии синергетики, как чередование хаоса и порядка. Хаос проявляется в конфликтах, в нарушении существующего порядка - самоорганизации, порядок проявляется в организации, согласованности, согласии и бесконфликтности. В данном месте необходимо рассмотреть различия и взаимосвязь понятий «организация» и «самоорганизация».
Термин «организация» мы рассматриваем в значении организационной системы, которая объединяет людей, совместно реализующих определенную программу, цель на основе норм и правил. «В ситуации нарушения норм и правил, как уже имеющихся, так и внесения новых норм и пра-
вил (инноваций) возникает консервативная и протестная реакция людей на изменения. Эта реакция порождает процессы самоорганизации и объединяет людей на основе новых правил и норм» (7).
Самоорганизация отлична от организации и предстает как иррациональная согласованность людей, их творческая (и не только творческая) направленность на «эффективные» совместные действия (см. табл. 1).
В кризисных ситуациях, когда институциональные органы не в состоянии обеспечить порядок или решить возникающие проблемы, граждане сами вовлекаются в общественные дела (самоорганизуются) -без указания «сверху», без мотивации извне. Например, появление спонтанной и динамичной самоорганизации, гражданской инициативы, которая объединила людей, включая и подростков на борьбу с пожарами (лето 2010 года) в Подмосковье. В этом случае можно говорить о социально ориентированной самоорганизации, творческий потенциал которой еще не полностью изучен. (На микроуровне формируются определенные небольшие группы людей по интересам - любители домино, рыболовы и т.д.)
Таблица 1
ОРГАНИЗАЦИЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ
Цель Имеет четкие цели Не имеет четкой цели
Нормы и правила Прописаны и формализованы Протест против существующих норм и правил
Средства Контроль над финансовыми, человеческими, материальными, активами Самоконтроль
Методы стимулирования «Кнут и пряник» Новые идеи
Возникновение По проекту и программе Стихийно
Функциональные связи Иерархические Горизонтальные, сетевые
Цели управления Устойчивость Изменение
Образование Искусственное/ естественное Естественное
Доминирующий процесс Порядок Хаос
ОРГАНИЗАЦИЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ
Продукт и результат Запланирован Не известен
Взаимосвязь и взаимообсуловлен-ность Взаимодействие организации и самоорганизации как процесс становления естественной/искусственной системы через конфликт
В процессах общественной самоорганизации подростки вступают в самые различные связи и отношения, формируя соответствующие типы «субъектности». Типология уровней «субъектности» характеризуют степень включенности подростков в конкретную деятельность и осознания своей сопричастности, как минимум, в пяти формах общественной самоорганизации: 1) общественный уровень субъектности: сознание подросткового социально-культурного сообщества и его субкультуры: «Мы - подростки»; 2) институциональный уровень субъектности: социально-статусное сознание: «Мы - учащиеся»; 3) организационно-общественный уровень субъектности: должностное, представительское сознание: «Мы
- лидеры», «Мы - организаторы», «Мы
- активисты» и т.д.; 4) групповой уровень субъектности: групповое (коллективное) сознание, включая сознание условных социально-психологических и социокультурных групп: «Мы - художники», «Мы -интеллектуалы», «Мы - музыканты», «Мы
- краеведы» и т.д.; 5) личностный уровень субъектности: индивидуальное (личностное) сознание: «Я - личность».
На каждом уровне субъектности не исключены конфликты, которые в педагогике рассматриваются как один из приемов достаточно обширного арсенала методов развития креативного мышления и коррекции поведения. А.С. Макаренко называл это «взрывом» и рекомендовал искусственно создавать подобные кризисные ситуации для того, чтобы подросток имел возможность коренным образом измениться, перерасти и возродиться к новой жизни. В своих работах В.С. Мерлин писал о внутреннем конфликте, который представляет собой необходимое условие развитие самосознания личности. Л.С. Выготский отводил
особую роль игре и преодолению кризисов в процессе развития ребенка (2, с. 26). А.Н. Леонтьев указывал, что в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности (4). Д.Б. Эльконин показывает, что основным механизмом психического развития являются противоречия двух типов: между потребностями и возможностями ребенка и между уровнем развития ребенка и его неадекватной социальной позицией. Обострение противоречий порождает кризисы развития - переломные моменты развития.
Таким образом, раскрывая общественный аспект самоорганизации подростков в условиях деятельности, например, информационных интеллект-центров, мы определяем, что их общественная самоорганизация представляет собой сущностный процесс самоосознания подростком самого себя и преодоления самого себя, во взаимосвязи со всеми структурными элементами: самоопределения, самоуправления и самоосуществления.
На основе анализа понятий «креативность», «общественная самоорганизация», «личность подростка», которые образуют основное ядро предмета исследования, можно сформулировать понятие «креативность в общественной самоорганизации подростков». Сущность креативности в общественной самоорганизации подростков - это способность к нестандартному, оригинальному конструктивному мышлению и поведению в процессе самоорганизации деятельности общественных социально-культурных клубных и иных формирований и межличностных коммуникаций, креативная жизненная установка и готовность к общественной
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^
самоорганизации и самоопределению.
В контексте исследования общественной самоорганизации обнаруживается, что креативность даже больше, чем интеллект, определяется факторами среды. В первую очередь на эту способность влияет, конечно же, общение подростков со сверстниками и взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями (общение же с людьми с низким интеллектом, не обладающими такими талантами, приводит к противоположному результату).
Результативность проявления интеллекта по отношению к общественным формам жизни чаще всего мы наблюдаем в виде внешнего атрибута, поскольку современное общество пока построено на принципах, не только не связанных с интеллектом, но и практически противоположных. На примере взрослых вполне очевидно, что люди, обладающие реально высоким интеллектом и интересом к социуму (профессор университета) в плане «умения жить» всегда проигрывает прагматичному рыночному торговцу. Представляется, что «Горе от ума» не теряет и сегодня своей актуальности. По-видимому, игнорирование интеллекта в сфере обыденного индивидуального умонастроения обусловлено не только влиянием жизненных реалий, но и «действием психологической самозащиты личности» (6, с. 10). Вывод: процесс не только познания феномена общественного самоуправления, но и реализации на практике еще далек от своего завершения. Объяснение данного феномена мы находим работах М.А Холодной: «здесь мы сталкиваемся с "исчезновением" интеллекта, ибо, если ориентироваться на его скоростные характеристики, вместо показателей интеллектуальной зрелости на первый план выходят показатели ситуативной интеллектуальной эффективности, введенной во временные ограничения».
Нам импонирует позиция известного американского психолога П. Торренса (1915-2003), который справедливо писал, что «интеллект служит базой креативности». Он метафорично заметил, что «креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседо-
вать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее» (6, с. 169). Из этого следует, что интеллектуал может и не быть творческим человеком, но человек с низким интеллектом никогда не будет креативным. П. Торренс предложил также и модель интеллектуального порога, в котором до уровня ^<120 креативность и интеллект образуют единый фактор, выше этого порога факторы креативности и интеллекта проявляются как независимые.
На развитие креативности в диапазоне указанного уровня Щ оказывают влияние, по мнению П. Торренса, и такие факторы, как: 1) интеллект как способность; 2) знания; 3) стиль мышления; 4) индивидуальные черты; 5) мотивация; 6) внешняя среда.
Совмещение в личности подростка факторов высокой интеллектуальности и креативности, очевидно, могут свидетельствовать о присутствии фактора одаренности. К типам интеллектуального поведения, которые в рамках разных исследовательских подходов соотносятся с проявлением интеллектуальной одаренности, относятся:
1) подростки с высоким уровнем развития «общего интеллекта», психометрическими тестами интеллекта определяются как «сообразительные»;
2) подростки с высоким уровнем академической успешности в виде показателей учебных достижений, критериально ориентированными тестами определяются как «блестящие ученики»;
3) подростки с высоким уровнем развития дивергентных способностей в виде показателей беглости и оригинальности порождаемых идей, обозначаются в тестах креативности как «креативы»;
4) подростки с высокой успешностью в выполнении тех или иных конкретных видов деятельности, имеющие большой объем предметно-специфических знаний, а также значительный практический опыт участия в соответствующей предметной области - «компетентные»;
5) подростки с экстраординарными интеллектуальными достижениями, которые нашли свое воплощение в некоторых ре-
альных, объективно новых, в той или иной мере общепризнанных формах деятельности - «талантливые» (5).
Исходя из этого, можно считать, что креативность в широком значении этого понятия, безусловно, определяет существенный аспект интеллектуальной одаренности и характеризует способность подростка создавать оригинальные интеллектуальные продукты с использованием инновационных способов интеллектуальной деятельности. Вместе с тем некоторые ученые
(Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин (см.: 1; 3)) выражают сомнения относительно того, что высокий уровень креативности в форме дивергентного мышления и высокие показатели количества идей и их оригинальность («редкость») могут претендовать на индикатор интеллектуальной одаренности.
Таким образом, мы опираемся на понятия креативности, которые характеризуют креативность в ее социально-психологическом значении как технологию и инструмент в общественной самоорганизации человека.
Примечания
1. Богоявленская, Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Психологический журнал. - 1995. - № 5. - Т. 16. - С. 49-58.
2. Выготский, Л. С. Стенограмма лекции «Проблема обучения и развития», 15 мая 1933 г. / Л.С. Выготский // Семейный архив Л.С. Выготского.
3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 1999.
4. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М., 2001.
5. Холл К. Психология личности / К. Холл, Г. Линдсей; Институт психотерапии.
- М., 2008. - 672 с.
6. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования: монография / М.А. Холодная.
- М., 1990.
7. Цой, Л. Н. Организационный конфликт, менеджмент: 111 вопросов, 111 ответов / Л.Н. Цой. - М.: Книжный мир, 2007.
ОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ МОЛОДЕЖИ В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ
М. О. Арапов
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается воспитание гражданских качеств молодежи в волонтерском движении. В основе волонтерского движения лежит добро, которое изначально заложено в человеке, его надо только стимулировать и развивать. При этом государственная власть должна развивать это направление в социальной сфере и обязательно его поощрять.
Ключевые слова: воспитание гражданских качеств, молодежь, волонтерское движение. In article education of civil qualities of youth in волонтерском movement is considered. In a basis volunteerism lies kindly which is initially put in the person, it should be stimulated and developed only. Thus the government should have a direct problem as development of this direction in social sphere and it is obligatory to encourage.
Key words: education of civil qualities, youth, volunteerism.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 95-99 95