J
L
ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^
СФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ К ПРОХОЖДЕНИЮ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
О. Г. Кржижановский
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье представлен анализ различных теорий мотивации с точки зрения применения в педагогической деятельности по формированию мотивации к военной службе у юношей допризывного возраста. Дано авторское видение педагогических задач.
Ключевые слова: мотивация, военная служба, допризывник, теории мотивации.
The article presents the analysis of the various theories of motivation from the point of view of the application in pedagogical activity on forming of the motivation to military service for young men under a prescribed age. The author's vision of pedagogical tasks is given. Key words: motivation, military service, conscription, theory of motivation.
Военной доктриной Российской Федерации определены основные задачи развития военной организации: повышение престижа военной службы, всесторонняя подготовка к ней граждан Российской Федерации (9). Выполнение задачи строительства и развития Вооруженных сил предполагается путем совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания.
Основной целью Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (3) является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания. Для достижения этой цели необходимо решить задачу формирования позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву.
Педагогическая деятельность по формированию положительной мотивации к воен-
ной службе у юношей допризывного возраста состоит в комплексном воздействии на все источники мотивации. В качестве приоритетных задач, решаемых педагогическими средствами, можно выделить следующие:
1. Активизация общественно значимых мотивов (мотив «общественного долга»)
2. Формирование социальной среды, позитивно влияющей на мотивацию к службе.
3. Активизация мотива «интернализации цели».
4. Максимальное упрощение процесса выбора (служить — не служить), предоставление субъекту критериев для сравнения альтернатив.
5. Развитие мотива достижения путем разъяснения ценности вознаграждения (в широком смысле), которое получит юноша по итогам службы.
6. Воздействие на эмоциональную сферу, создание положительно-эмоционального отношения к военной службе.
174 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 174-177
Решение вышеуказанных задач становится возможным, если опираться на теоретические основы мотивации.
В отечественной и зарубежной науке существует несколько вариантов типологической классификации мотивации. Одним из общепризнанных вариантов является выделение типов мотивации, связанных, во-первых, с самой деятельностью и процессом ее выполнения, а во-вторых, с взаимоотношениями человека с окружающей средой. Так, выделяются:
1) мотивы, связанные с деятельностью как таковой: мотивация содержанием (новые факты, способы деятельности); проявление интеллектуальной активности, преодоление препятствий;
2) широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности, мотивы самоопределения (значение для будущего); самосовершенствование;
3) узколичностные мотивы: мотивация благополучия, стремление получить одобрение со стороны референтной группы; престижная мотивация (желание быть в числе первых), отрицательная мотивация (избегание неприятности).
В.В. Ярошенко (10) при исследовании проблемы профессионального самоопределения старших школьников, предлагает мотиваци-онную формулу, включающую в себя три вида мотивов: долженствование, желание, психофизиологические возможности. Данная классификация позволила В.В. Ярошенко дифференцированно подойти к анализу содержания мотивов «общественного долга», «интереса», «самооценки» у учащихся старших классов. Отсюда она делает вывод о том, что подлежащие изучению мотивы выбора профессии целесообразно свести к трем основным комплексам: «интерес», «долг», «самооценка профпригодности», взятыми в наиболее широком, обобщенном значении. В «интересе» как мотиве могут проявляться самые разнообразные по содержанию и степени выраженности побуждения, в которых преобладает элемент эмоциональной привлекательности профессиональной деятельности. «Долг» рассматри-
^ Социально-культурная деятельность
вается как совокупность мотивов, связанных с осознанностью объективной необходимости этого вида деятельности, готовности к преодолению трудностей. «Самооценка профпригодности» включает мотивы, указывающие на доступность, посильность труда, возможность наилучшим образом использовать в нем свои силы и возможности.
Л.В. Пенкрат (7) также группирует мотивы выбора профессии по их общественной и личной значимости и выделяет наряду с другими общественно значимые мотивы.
Считаем возможным применение данной формулы для исследования мотивации к военной службе. Применение ее позволит решить триединую задачу педагога по формированию положительной мотивации к службе: развить у юноши мотив «общественного долга», пробудить интерес к процессу службы и повысить его самооценку в отношении предстоящей службы («профпригодности»).
Курт Левин (5), автор динамической теории мотивации, используя понятие систематической причинности, объясняет детерминацию поведения на основе взаимодействия личности и окружения в актуально складывающейся ситуации. Он представляет мотивацию как процесс, который направляет и побуждает целенаправленное поведение. Левин ввел понятие «жизненного пространства» для обозначения общей области того, что определяет поведение индивида в данный момент. По К. Левину, от социальных условий и отношений социальной среды зависит, какие мотивы станут определяющими в мотивационной сфере личности. В соответствии с его теорией поля, наблюдаемое в любой момент поведение есть функция поля, в котором оно проявляется. Двумя основными компонентами поля являются личность и среда.
Таким образом, создание педагогическими средствами поля как психологической среды, оказывающей благоприятное воздействие на мотивацию человека, является одним из важнейших факторов ее формирования.
Джон Барбуто и Ричард Сколл (2) сформулировали обобщенную модель мотивации. В этой модели выделяются пять источни-
ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^
ков мотивации: 1) внутреннюю; 2) инструментальную; 3) внешнюю концепцию Я; 4) внутреннюю концепцию Я; 5) интернализацию цели.
Сущность перечисленных источников заключается в следующем.
1. Внутренние процессы: желание получать удовольствие и наслаждение от процессов деятельности. Сама работа действует как источник мотивации.
2. Инструментальная мотивация: желание осязаемых внешних вознаграждений, таких как плата, премии, продвижение по службе и т. п.
3. Внешняя концепция Я: желание принятия и поддержания своих черт, компетентности и ценностей со стороны других индивидуумов или референтной группы.
4. Внутренняя концепция Я: желание отвечать собственным стандартам черт, компетентности и ценностей. Человек сам устанавливает внутренние стандарты, которые становятся основанием для идеала Я.
5. Интернализация цели: желание достигать целей, соответствующих интернализо-ванным (присвоенным, ставшими внутренними) ценностям.
Постулирование мотивации интернали-зации цели является отличительной чертой психологической модели Д. Барбуто и Р. Сколла, и, безусловно, такая модель может эффективно применяться в педагогике, что позволит создать условия для принятия личностью ценностей другой личности, общества. В нашем случае это ценности военной службы, а в широком смысле — служения государству.
В социальной (а в определенном смысле, и правовой) ситуации, в которой находятся российские допризывники, можно рассматривать мотивацию к военной службе как мотивацию выбора.
Д.А. Леонтьев, Н.В. Пилипко (6) рассматривают выбор как сложно организованную деятельность, имеющую свою мотивацию и операционную структуру, обладающую внутренней динамикой, чувствительную к особенностям объекта и регулируемую со сто-
роны субъекта.
Авторы выделяют три уровня сложности выбора. «Самая простая разновидность выбора имеет место в ситуации сравнения ряда альтернатив по известному субъекту критерию, хотя этот критерий не обязательно четко сформулирован... С более сложной разновидностью выбора мы встречаемся тогда, когда критерии для сравнения альтернатив не даны изначально и испытуемому самому предстоит их конструировать. Возможен, наконец, еще более сложный случай. Речь идет о жизненно важном выборе в критических жизненных ситуациях, когда субъекту не даны ни критерии сравнения альтернатив, ни сами альтернативы. Он должен сам конструировать эти альтернативы вместе с возможными будущими, являющимися следствиями выбора той или иной из них, и на основании сравнения возможных будущих и возможностей ответственной реализации выбранной альтернативы делать свой выбор. Это выбор одного из возможных в данный момент будущих. "Направо пойдешь — коня потеряешь..." Эту разновидность выбора мы называем личностным, или экзистенциальным выбором» (6).
Из данной схемы можно сделать вывод о том, что чем меньшим объемом знаний об альтернативах и критериях их сравнения обладает субъект, тем более рискованным становится его выбор, и вероятность принятия ошибочного решения возрастает. Следовательно, задача педагога — максимально упростить выбор субъекта путем предоставления ему исчерпывающей информации по всем аспектам, связанным с военной службой.
Б.И. Додоновым (4) была создана широко известная концепция структуры и динамики мотивов деятельности человека. Все побуждения к деятельности, по мнению Б.И. Додонова, можно свести к четырем мотивационным факторам:
1) удовольствие от самого процесса деятельности;
2) прямой результат деятельности (создаваемый продукт, усваиваемые знания и т.д.);
3) вознаграждение за деятельность (зарплата, повышение по должности, слава и т.д.);
^ Социально-культурная деятельность
4) во избежание санкции, которая грозит в случае уклонения от деятельности или недобросовестного ее исполнения; депривация страха наказания.
Первые два компонента, согласно Б.И. Додонову, показывают направленность и ориентацию на саму деятельность, при этом по отношению к ней они являются внутренними, а два других определяют внешние факторы воздействия. Два последних компонента, квалифицируемые как награда и избегание наказания, согласно Дж. Аткинсону (1), являются составляющими мотивации достижения.
С нашей точки зрения, целесообразно в педагогических целях развивать у допризывника мотивацию достижения как наиболее продуктивную путем разъяснения ему жизненных перспектив, которые открывает ему военная служба.
Современная наука рассматривает мотивацию в единстве с эмоциями, которые являются важной особенностью динамической стороны мотивов. По определению С.Л. Рубинштейна (8), эмоции являются субъективной формой существования потребностей (мотивов). Это означает, что мотивация открывается субъек-
Примечания
1. Аткинсон, Дж. В. Теория о развитии мотивации / Дж. Аткинсон. — Москва: Изд-во МГУ, 1990.
2. Барбуто, Д. Опросник для определения источников мотивации [Электронный ресурс] / Джон Барбуто, Ричард Сколл. — Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/tool/oprosnik-dlya-opredeleniya-¡8ГоЛшкоу-то^уасп
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011— 2015 годы» / Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795.
4. Додонов, Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б. И. Додонов //Вопросы психологии. — 1984. — № 4. — С. 126—130.
5. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин ; [пер. Е. Супруна]. — Санкт-Петербург: Речь, 2000.
6. Леонтьев, Д. А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д. А. Леонтьев, Н. В. Пилипко // Вопросы психологии. — 1995. — № 1.
7. Пенкрат, Л. В. Мотивы выбора профессии: Книга для учителя / Л. В. Пенкрат. — Минск: Нар. асвета, 1986.
8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург: Питер, 2001.
9. Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. N 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск. — 2010. — №5106 (10 февраля).
10. Ярошенко, В. В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся / В.В. Ярошенко. — Киев: Рад. шк., 1983.
ту в виде эмоциональных состояний, в форме переживаний, которые сигнализируют ему о значимости предметов и побуждают направить на них деятельность. Эмоции возникают у человека при актуализации мотива и нередко до рациональной оценки человеком своей деятельности. Эмоции, с одной стороны, — это продукт объективно существующих механизмов и процессов мотивации, открывающей на уровне психического отражения потреб-ностную значимость отражаемых предметов, а с другой — непосредственный предшественник и ближайшая причина поведения. Так, интерес к объекту можно рассматривать как избирательное, положительно-эмоциональное отношение к нему.
Следовательно, правильное воспитание эмоциональной сферы также является значимым условием формирования мотивации к службе.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что деятельность по формированию мотивации к военной службе достигнет результата, если в основу педагогических технологий будут положены мотивационные теории.