Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЙ КУЛЬТУРОГЕНЕЗ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ'

ЛИЧНОСТНЫЙ КУЛЬТУРОГЕНЕЗ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ КУЛЬТУРОГЕНЕЗ / АУТИЗМ / АУТИЧНЫЕ ДЕТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шутова Ольга Владимировна

Автор знакомит с особенностями формирования личностного культурогенеза у детей с аутизмом. А так же рассматриваются новые цели и задачи, стоящие перед педагогами в работе с аутичными детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LICHNOSTNO KULTUROGENEZA WITH AUTISM

The author introduces the features of the formation of personal cultural genesis in children with autism. And also deals with new goals and challenges facing teachers in working with autistic children.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЙ КУЛЬТУРОГЕНЕЗ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ»

мере, а их нарушение или несоблюдение может принести даже положительные результаты.

Стоит отметить, что указанные типы культур и ценности могут сочетаться, комбинироваться друг с другом. Например, монохронная ориентация во времени чаще всего сочетается с линейностью аргументации, склонностью к личной свободе, с низкой контекстуальностью в общении. Полихронная временная ориентация, в свою очередь, чаще присуща коллективистским и высококонтекстуальным культурам, с холистическим стилем аргументации, а также культурам с фаталистическим отношением к жизни [3, с. 281].

Тем не менее, перечисленные факторы, определяющие межкультурную коммуникацию, лишь поверхностно способны показать все культурное разнообразие. В реально существующих культурах сочетание данных факторов является более сложным и противоречивым, образует многочисленные комбинации и оказывает значительное влияние на восприятие, мышление и поведе-

ние всех носителей данной культуры. Именно поэтому результатом синтеза отмеченных факторов является уникальная культура каждого народа, которая представляет собой самостоятельную систему, отличающуюся от других этническими, религиозными, нравственными и другими признаками.

Литература

1. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: Учебное пособие. - М.: Академия, 2006. - 336 с.

2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / под ред. А.П.Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.

3. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 365 с.

4. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. Учеб. пособие. - М.: Слово, 2000. - 624 с.

ЛИЧНОСТНЫЙ КУЛЬТУРОГЕНЕЗ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Шутова Ольга Владимировна

аспирант, кафедры философии и культурологи, Ульяновского государственного педагогического,

университета им. И.Н.Ульянова, г. Ульяновск

LICHNOSTNO KULTUROGENEZA WITH AUTISM

Shutova Olga, graduate, Department of Philosophy and Cultural Studies, Ulyanovsk State Pedagogical, University. I.N.Ulyanova, Ulyanovsk АННОТАЦИЯ

Автор знакомит с особенностями формирования личностного культурогенеза у детей с аутизмом. А так же рассматриваются новые цели и задачи, стоящие перед педагогами в работе с аутичными детьми. ABSTRACT

The author introduces the features of the formation of personal cultural genesis in children with autism. And also deals with new goals and challenges facing teachers in working with autistic children.

Ключевые слова: социально-нравственные проблемы, личностный культурогенез, аутизм, аутичные дети, образовательная среда, методы работы;

Keywords: social and moral problems, personal cultural genesis, autism, autistic children, educational environment, methods of work.

Детство как особая культурная реальность и пространство развития человека, именно в этот период происходит начальная стадия формирования личности. Личностный культурогенез ребенка - это появление индивидуальности, то есть процесс формирования внутренней личности культуры ребенка. В период детства (с рождения и до восемнадцати лет) происходит основной этап социализации человека, в этот период формируется базис личности.

Появление малыша в семье - это очень важное событие. Начинают происходить большие изменения, все хотят проявить заботу и уделить внимание. Некоторые родители, приглядываясь к своему ребенку, начинают замечать и понимать, что малыш очень сильно плачет по малейшему поводу, успокаиваясь на некоторое время, это состояние настораживает родителей. Они чаще всего обращаются в поликлинику, не найдя патологии, останавливаются на том, что ребенок раздражительный, нервный,

беспокойный. Могут предположить, что у него болит животик. Начинают давать успокоительные препараты. Иногда это помогает на некоторое время, но чаще всего такой подход не эффективен. Ребенок продолжает плакать и быть беспокойным. Так продолжается месяц, а иногда более года. О причинах этого состояния никто не догадался. Потом только выясняется, что у родителей особенный малыш - аутичный.

Определить нарушение артикуляционного аппарата и особенности поведения у ребенка может невропатолог или логопед. Однако заподозрить, что у малыша 3 -4 лет есть аутичные черты могут, и сами родители по некоторым достаточно выраженным признакам. Во-первых, с таким ребенком нелегко найти контакт; во-вторых, в случаях раннего детского аутизма признанные эффективными приемы обучения часто оказываются неподходящими. «Внешне ребенок выделяется своей погруженно-

стью в оральные аутостимуляции: он все облизывает, запихивает кулачки в рот и довольно грубо пытается затолкать пальцы как можно глубже в ротовую полость; часто малыш жестоко кусает близких людей, не делая различий между ними и неодушевленными предметами. У него нарушены и другие виды произвольных движений, поэтому его чрезвычайно трудно обучить каким-либо бытовым навыкам. Раннее речевое развитие у такого ребенка обычно имеет ряд особенностей: если вслед за лепетом все -таки появляются первые слова, то они никак не связаны с ближайшим окружением (например, лампочка, черепаха), даже звучащее слово мама не является реакцией на приближение матери к малышу» [1,с.5].

Основная работа по воспитанию и формированию личностного культурогинеза аутичного ребенка ложится на близких. Невозможно помочь такому ребенку, если позиция его самых близких людей пассивно настроена.Для таких деток очень важно правильно организованное пространство, родители должны продумать все до мелочей, так как аутичные дети воспринимают мир иначе. Например, могут слышать голос людей очень громко, им может казаться, что их ругают, а не разговаривают с ними. Как тогда общаться с такими малышами? С аутичным ребенком нужно общаться на тон тише, чем вы говорите с другими детьми. Это позволит успокоиться ребенку и не бояться, он научиться доверять и слушать, что ему говорят. А так же малыш может напугаться обычного прикосновение руки, которое спровоцирует его на раздражение. Чтобы этого не допустить, родители могут помогать малышу познавать мир, показывать, что он не опасен, а интересен, но только очень осторожно.

В настоящее время создаются специализированные центры, программы реабилитации, которые позволяют детям с аутизмом развивать личностный культуроге-нез. Чтобы сформировать внутреннюю культуру в ребенке требуется особый подход построения коррекционных занятий с ним, особенно в самом начале работы.

Поэтому методы работы с аутичными детьми, которые используются очень разнообразны. Например, развить взаимодействие с ребенком в рамках его интересов; поиск предметов, которые способны привлечь внимание малыша; обучение контролю поведения и реализации своих интересов.

Специалисты так же могут посоветовать родителям, развивать личностный культурогенез ребенка знакомя его с одной и той же книгой несколько дней подряд. Это позволит убрать страх, она станет ему знакомой, и он проявит интерес к информации. Родители должны быть готовы к тому, что такие детки очень способны и талантливы, нужно заметить в них этот талант. Аутичные дети очень быстро запоминают полученную информацию, и если им что-то очень интересно, они могут днями на пролет это изучать и углублять свои знания. Очень многие известные ученые, художники страдали таким заболеванием. Например, Альберт Энштейн, Исаак Ньютон, Леонардо Да Винчи.

От родителей и близких ребенка потребуется много мужества и выдержки, посмотреть в глаза реальности и принять правду такой, какая она есть. Очень часты случаи, когда близкие не хотят признавать, что малыш аутичен. Они начинают водить ребенка на консультации к разным специалистам в надежде, что диагноз будет опро-

вергнут. Это защитная реакция, попытка спрятаться от жестокой правды. Стесняясь проблем своего ребенка, испытывая по этому поводу комплекс неполноценности и боль разочарования, родители аутичного ребенка не до конца откровенны даже с профессионалами, часто стараются скрыть все нюансы неадекватного поведения своего ребенка или же интерпретируют их в выгодном для него свете. Тем самым, они оттягивают процесс формирования личностного культурогенеза ребенка. «Аутичный ребенок, подросток, взрослый всегда будет испытывать трудности в межчеловеческом общении и социальной адаптации, у него будет отсутствовать или трудно формироваться чувство эмпатии и синхронности в эмоциональных переживаниях с людьми (особенно со сверстниками)» [2,с.7].

Часты случаи, когда близкие мешают разным специалистам наладить взаимодействие и формировать у ребенка внутренний мир. Если им не нравится то, что говорит об их ребенке специалист, или результаты занятий оказываются не такими, как они ожидали, они бросаются на поиски другого педагога, обманывая тем самым самих себя и создавая недопустимые, и вредные для развития ребенка условия. Иногда родителям кажется, что педагог требует от ребенка многого, им становится жалко своего малыша, они начинают искать нового специалиста. Это большая ошибка родителей, так как только постоянные занятия и умственные нагрузки способны помочь их малышу в формировании личностного культурогенеза. Правильно сформированные и последовательные занятия -это залог будущего ребенка.

Родителям аутичного ребенка важно научиться не сравнивать своего малыша с остальными детьми. Нужно адекватно оценивать реальный уровень его развития, его особенности и ориентироваться на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы.

Не стоит стремиться сделать ребенка внешне адекватным. Если родители хотят достичь именно этого, значит, они думают прежде всего о своем собственном спокойствии, а проблемы ребенка при этом усугубляются, не проявляясь внешне, загоняются глубоко внутрь. Помните о том, что странное и неуправляемое поведение ребенка все же лучше полной отрешенности, ведь таким способом он уже пытается активно взаимодействовать с миром и познавать его.

В дошкольном возрасте у детей появляются необычные интересы. Например, увлечение дорожными знаками, печатными рекламами, водопроводными кранами, номерами телефонов, всевозможными условными обозначениями, словами на иностранных языках. При этом дети много фантазирывают. А так же у детей появляются неадекватные страхи. Например, некоторые ребята бояться гулять по улице, ездить в транспорте, оставаться одни в квартире.

Аутичные дети зачастую боятся всего нового. Именно поэтому любая перестановка в доме, смена одежды, новая форма работы, могут спровоцировать истерику ребенка. Наличие специфических страхов может быть объяснено тем, что аутичные дети воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков.

В младшем школьном возрасте у детей появляется или усиливается стремление к творческой деятельности, отмечается привязанность к некоторым значимым взрос-

лым, но вместе с тем дети с диагнозом аутизм по-прежнему погружены в свои фантазии, проблемы. На уроках они чаще пассивны и невнимательны. Многие из них не могут учиться в массовой школе и переходят на домашнее обучение.

На начальных этапах проведения коррекции должны преобладать индивидуальные формы работы, в дальнейшем ребенка включают в состав небольших групп, численностью по 2-3 человека. При этом желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители аутичного ребенка, которые смогли бы продолжить обучение ребенка в домашних условиях. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком.

Для того чтобы работа с ребенком оказалась более эффективной, желательно начинать ее с тренинга по развитию психических процессов, в особенности ощущений и целостного восприятия. Особое внимание при этом следует уделять развитию мышечного, тактильного, зрительно-тактильного восприятия, используя при этом большое количество игр и приемов работы по этому направлению. Если у ребенка низкая мотивация к занятиям, то на первых порах взрослый может использовать следующий прием: брать руку ребенка и направлять ее, например, обводить пальчиком ребенка геометрические фигуры, контуры объемных и нарисованных предметов, при этом четко и многократно повторяя их названия. Так же ребенку можно предлагать раскрашивать картинки пластилином, размазывая пластилин пальчиком.

Аутичные дети с удовольствием занимаются такими видами деятельности, как плоскостное моделирование, коллекционирование, складывание мозаик и конструирование, и опытный педагог должен учитывать эти особенности при построении индивидуальных планов обучения.

Поскольку аутизм - медицинский диагноз, коррек-ционная работа с ребенком должна проводиться комплексно группой специалистов: врачом, психологом, педагогами. Причем, главная задача - не вылечить детей (поскольку это невозможно), а помочь им в формировании личностного культурогенеза.

«Как известно, синдром раннего детского аутизма оформляется окончательно к 2,5 - 3 годам. В этом возрасте психическое развитие аутичного ребенка имеет уже выраженные черты искаженности (В.В.Лебединский 1985), нарушения носят все проникающий характер и проявляются в особенностях моторного, речевого, интеллектуального развития» [3,с. 9].

Благодаря современным методам в воспитании детей с аутизмом, появляется возможность формирования личностного культурогенеза. Дети перестают быть замкнутыми, становятся активными участниками разных программ. У них появляется уверенность и желание жить. Ребята перестают бояться неудач, так как знают, что им могут помочь родители и педагоги, а также новые друзья. Дети получают умения работать в команде, учатся помогать друг другу.

Литература

1. Развитие речи у аутичных детей: учебно-методическое пособие/под ред. Л. Г. Нуриева. -М.: Тере-винф, 2003. -160 с.

2. Иванов Е.С. Детский аутизм: диагностика и коррекция: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Е. С. Иванов, Л. Н. Де-мьянчук, Р. В. Демьянчук. - СПб: Дидактика Плюс, 2004. - 80 с.

3. Баенская Е.Р.Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития: учебно-методические рекомендации для студентов и врачей /Е.Р.Баенская,М.М.Либлинг. - М: Полиграф сервис, 2001. -156 стр.

_ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА

Тетерина Евгения Александровна Питерова Анна Юрьевна

кандидаты исторических наук, доценты, Пензенский государственный университет, г. Пенза THE CUSTOMS AND RITUALS ASSOCIATED WITH THE BIRTH OF THE CHILD

Teterina Evgenia, candidate of historical sciences, associate professor of Penza State University, Penza Piterova Anna, candidate of historical sciences, associate professor of Penza State University, Penza АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются основные обычаи татарского народа, связанные с рождением ребенка. Рассматриваются обязательные родинные этапы, имеющие как ритуальное, так и практическое значение.

Большое значение в татарской народности имела церемония имянаречения, авторы статьи также уделяют внимание этому аспекту. ABSTRACT

This article discusses the basic traditions of the Tatar people associated with the birth of the child. Considers mandatory birthing stages, with both ritual and practical importance.

Of great importance in the Tatar nation had a naming ceremony, the authors also pay attention to this aspect. Ключевые слова: обряд; обычай; роженица; повитуха; имянаречение; народные заговоры. Keywords: ritual; custom; woman in labor; the midwife of naming; people's plots.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.