Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
424
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ / СУБКУЛЬТУРЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Питерова Анна Юрьевна, Тетерина Евгения Александровна

Статья посвящена анализу проблем межкультурного взаимодействия, являющихся одними из важнейших аспектов изучения культуры в целом. Рассмотрены причины и последствия возникновения локальных социокультурных групп, называемых микрокультурами, в структуре национальной культуры. Приводится детальная характеристика ценностных ориентаций каждой социокультурной группы, в частности, отношения к окружающей природе, пространству и времени, способа общения, личной свободы индивида, а также природы самого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS IN THE PROCESS OF INTERCULTURAL COMMUNICATION

The article analyzes the problems of intercultural interaction, which is one of the most important aspects of the study of culture in General. The authors examine the causes and consequences of the local socio-cultural groups, called microculture, in the structure of national culture. The article provides a detailed characterization of the value orientations of each socio-cultural group, in particular, the attitude towards the natural environment, space and time, method of communication, personal freedom of the individual and the nature of man himself.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # III (S), 2015 / КУЛЬТУРОЛОГИЯ

157

тил А.Н.Энгельгардт: «Послушать, что говорят разные газетные корреспонденты, так, кажется, и хозяйничать невозможно. Мужик и пьяница, и вор, и мошенник, условий не исполняет, долгов не отдает, с работ уходит, взяв задаток, ленив, дурно работает, портит хозяйский инструмент и пр. и пр. Ничего этого нет; по крайней мере, вот уже три года, как я хозяйничаю, а ничего подобного не видал. Я, конечно, не стану доказывать, что мужик представляет идеал честности, но не нахожу, что бы он был хуже нас, образованных людей» [10, с. 150].

Таким образом, культурологическое интерпретирование сюжетов книги А.Н.Радищева о крестьянах, позволяет увидеть русский народ в нетрадиционном для советской историографии свете. Это был красивый, трудолюбивый, гордый и чистоплотный народ.

Литература

1. Афанасьев А. Предисловие ко второму изданию русских народных сказок// Народные русские сказки. В 3 тт. - Т.1. - М., 1985.

2. Иловайский Д.И. История России. - СПб., 1880.

3. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. 9 тт. -Т.9. - М., 1990.

4. Максимов С.В. Крестная сила. Нечистая сила. Неведомая сила.- Кемерово, 1991.

5. Максимов С.В. Куль хлеба. - Л., 1987.

6. Платонов О. Русский труд. - М., 1991.

7. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. - М., 1962.

8. Русские народные сказители. - М., 1989.

9. Сорокина Т.С. История медицины. - М., 2004.

10. Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем 1872-1887. -М., 1987.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ _МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Питерова Анна Юрьевна Тетерина Евгения Александровна

кандидаты исторических наук, доценты, Пензенский государственный университет, г. Пенза

THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS IN THE PROCESS OF INTERCULTURAL COMMUNICATION Piterova Anna, candidate of historical sciences, associate professor of Penza State University, Penza, Teterina Evgenia, candidate of historical sciences, associate professor of Penza State University, Penza

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу проблем межкультурного взаимодействия, являющихся одними из важнейших аспектов изучения культуры в целом. Рассмотрены причины и последствия возникновения локальных социокультурных групп, называемых микрокультурами, в структуре национальной культуры. Приводится детальная характеристика ценностных ориентаций каждой социокультурной группы, в частности, отношения к окружающей природе, пространству и времени, способа общения, личной свободы индивида, а также природы самого человека.

ABSTRACT

The article analyzes the problems of intercultural interaction, which is one of the most important aspects of the study of culture in General. The authors examine the causes and consequences of the local socio-cultural groups, called microculture, in the structure of national culture. The article provides a detailed characterization of the value orientations of each socio-cultural group, in particular, the attitude towards the natural environment, space and time, method of communication, personal freedom of the individual and the nature of man himself.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация; структура национальной культуры; локальные культуры; субкультуры; ценностные ориентации.

Keywords: intercultural communication; the structure of the national culture; local culture; subculture; values.

В настоящее время все более актуальными становятся проблемы, связанные с различными аспектами культуры, в частности, межкультурного взаимодействия. Социально-экономические и политические процессы последних лет и связанные с ними глобальные изменения привели к масштабной человеческой миграции со всеми вытекающими последствиями (смешению, столкновению представителей различных культур, что, в конечном итоге, провоцирует конфликт культур).

При этом совершенствование коммуникационных технологий, научно-технический прогресс в целом, а также действия цивилизованной части человечества, в частности, открывают все новые возможности, виды и

формы общения, главным условием эффективности которых является взаимопонимание, диалог культур, терпимость и уважение к культуре партнеров по коммуникации [4, с. 17].

Если говорить о структуре любой национальной культуры, то можно в большинстве случаев констатировать ее разнородность. Действительно, в ее составе присутствуют локальные этнические культуры и многочисленные общественные группы, которые обладают своими культурными особенностями. Подобные социокультурные группы называются микрокультурами, или субкультурами. Каждая субкультура (например, молодежная), в одно и то же время имеет и сходство, и различие со своей материнской культурой, это позволяет их представителям

158

Национальная ассоциация ученых (НА У) # III (8), 2015/ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

схожее восприятие окружающей действительности [1]. Микрокультуры могут возникать под воздействием этнических, религиозных, географических, экономических факторов, а также социально-демографических характеристик и психологических особенностей ее носителей и т.д. Различное сочетание и роль указанных факторов обуславливает формирование в каждой социокультурной группе своих ценностных ориентаций, которые могут выражаться в своеобразном отношении к окружающей природе, пространству и времени, способу общения, личной свободе индивида, а также природе самого человека.

Целесообразно рассмотреть перечисленные виды отношений подробнее.

Восприятие человеком природы может проявляться в трех аспектах: природа контролируется человеком; природа находится в гармонии с человеком; природа ограничивает человека.

В зависимости от того, какой вариант отношения человека к природе доминирует, действия и поступки людей находятся в диапазоне от свободного волеизъявления до фатализма. Так, в индустриальных странах присутствует первый вариант, когда человек является (или считает себя) хозяином природы. В данном случае поведение человека основано на убеждении, что ему все подчинено, все его интересы могут быть удовлетворены, если приложить к этому достаточно усилий. Во втором варианте, при наличии гармоничных отношений с природой, различия между жизнью человека и природой не видны, все действия осуществляются в соответствии с законами окружающей среды. Такое поведение присуще японской и китайской культурам [3, с. 273]. В варианте подчинения человека природе превалируют идеи фатализма. Представители данных культур воспринимают любые события как неизбежные. Они стараются не строить долгосрочные планы, но, тем не менее, если уже разработанные планы нарушаются, то это принимается как что-то неизбежное, не поддающееся какому-либо контролю. Подобное отношение к природе можно наблюдать у представителей культуры американских индейцев, а также в культурах с натуральным ведением хозяйства.

По отношению человека к пространству также можно судить о его принадлежности / чужеродности к той или иной культуре. Дело в том, что для комфортного существования любому человеку необходимо его личное пространство, т.е. определенный объем пространства вокруг него. Личное пространство играет важную роль в обеспечении спокойствия и чувства безопасности человека, поэтому вторжение в него нередко рассматривается как посягательство на внутренний мир человека. При этом необходимо помнить, что размеры личного пространства различны в зависимости от принадлежности человека к определенной культуре, от рода его деятельности, а также от степени близости с партнером по общению.

В процессе общения с представителями своей культуры люди интуитивно придерживаются ощущения личного пространства, и это, обычно, не создает коммуникативных проблем. Но при взаимодействии с представителями других культур дистанция общения меняется, а также может ошибочно восприниматься партнерами, что вызывает определенные проблемы для коммуникации. Дело в том, что большинство людей воспринимает пространство не только визуально, но и всеми другими органами чувств. В рамках родной культуры человек с детства

усваивает значение пространственных сигналов и может их безошибочно узнавать. Однако при общении с представителями других культур человек не в состоянии точно трактовать незнакомые пространственные сигналы, что может быть причиной непонимания или конфликта.

По критерию отношения к пространству все культуры можно разделить на те, в которых главенствующая роль принадлежит общественному пространству, и те, где предпочтение отдается личному пространству.

Культурам первого типа присуще небольшое расстояние между людьми в процессе общения; частые прикосновения друг к другу; совместное проживание в одной комнате; отсутствие каких-либо заградительных конструкций на рабочих местах и т.д. Представители таких культур в порядке вещей могут осмотреть личные вещи других людей, прочитать любые открытые тексты в чужих помещениях, прийти в гости без предупреждения.

В культурах с доминирующим положением личного пространства дистанция общения увеличена (не менее вытянутой руки), прикосновения допустимы преимущественно между близкими людьми или носят сугубо ритуальный характер. Как правило, у каждого члена семьи есть своя отдельная комната, на работе все сотрудники размещаются в отдельных офисах. Прочтение какого-либо текста или документа, предназначенного для другого лица, считается грубым, неприличным поступком; о визитах договариваются заранее, так как появление без предупреждения воспринимается как вторжение в личное пространство [2, с. 277].

Именно поэтому в разных культурах видна абсолютно разная реакция людей на одни и те же пространственные сигналы. В тех странах, где люди привыкли к относительно небольшому личному пространству, массовые скопления на улицах, давка в транспорте и.т.п. воспринимается как совершенно нормальное явление. К ним относятся такие страны, как Италия, Испания, Франция, Россия, страны Ближнего Востока и др. В других культурах (например, в странах северной Европы, Германии, США) люди, наоборот, стремятся избежать близких расстояний или прикосновений.

Фактор пространства в процессе коммуникации может также служить для демонстрации отношений господства - подчинения. Но в каждой культуре существуют разные сигналы, выражающие иерархию властных отношений. Например, в Германии и США верхние этажи офисов обычно предназначены для руководящих сотрудников компании или отдела. При этом угловые офисы, с наиболее широким обзором, занимаются, как правило, главными менеджерами или руководством фирм. В России и во Франции руководящие сотрудники, наоборот, стараются избегать верхних этажей, предпочитая размещать офисы на средних этажах здания. Это объясняется тем, что власть и контроль в этих странах обычно исходят из центра.

Помимо пространственного фактора, влияющего на межкультурную коммуникацию, необходимо учитывать также и язык времени, имеющий характерные особенности в разных типах культур. Так, если в западной культуре время измеряется четко и опоздание в ней расценивается как неуважение или провинность, то в арабских странах, Латинской Америке и в некоторых странах Азии опоздание не вызовет культурного дискомфорта. Прежде чем перейти к сути дела, там принято какое-то

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # III (8), 2015 / КУЛЬТУРОЛОГИЯ

159

время уделить беседе на отвлеченные темы, что, в принципе, является неприемлемым для европейцев.

Критерий отношения ко времени дает возможность выявить культурную направленность человеческой жизни, которая может быть ориентирована на прошлое, настоящее и будущее. В каждой культуре возможно существование всех трех ориентаций, но с обязательным преобладанием какой-то одной из них. Так, представители культур с доминирующей ориентацией на прошлое большое внимание уделяют традициям, тесным родственным и семейным связям. В данном типе культуры время воспринимается как неисчерпаемый ресурс, который не может закончиться. Это позволяет планировать одновременное выполнение нескольких действий, изменять планы и сроки работ, заниматься делами по мере возможности, часто медленно. Вследствие этого, характерными признаками таких культур являются привычки опаздывать и изменять сроки выполнения заданий без извинений и указания причин, попытки решить несколько проблем одновременно, уход от обязательств или четко оговоренных временных периодов.

Ориентация на настоящее проявляется в тех культурах, где люди не проявляют интерес к прошлому, при этом будущее для них видится неясным и непредсказуемым. В данных культурах время четко фиксируется, поскольку оно необратимо, и, соответственно, очень ценно. Также высоко ценится пунктуальность, оперативность действий, соответствие планов и результатов. Такова, например, культура США, которая ориентирована на настоящее и недалекое будущее [3, с. 275].

Время является показателем темпа и ритма жизнедеятельности человека, принадлежащего к той или иной культуре. Таким образом, по характеру использования и распределения времени выделяют два вида культур, противоположных друг другу:

1) монохронные культуры, где в один и тот же отрезок времени возможен только один вид деятельности, поэтому одно событие (действие) идет вслед за другим, как звенья одной цепи;

2) полихронные культуры, где в один и тот же отрезок времени возможно одновременное осуществление не одного, а сразу нескольких видов деятельности.

Как правило, взаимодействие между людьми, которые принадлежат к различным временным системам, сопровождается стрессом. Человеку довольно трудно избежать негативных эмоций в том случае, если необходимо подстраиваться под другую временную систему. Поэтому всегда стоит помнить, что на нельзя реагировать поступки людей из «чужой» системы времени точно так же, как на аналогичные поступки людей из своей временной системы. Так, многие вещи (например, опоздание или «внезапный» перенос встречи) имеют иное, а иногда и диаметрально противоположное значение.

Стоит также отметить, что характер и результаты коммуникационного процесса определяются, помимо всего остального, и степенью информированности его участников. Коммуникативный фактор, определяющий отношение индивида к общению в рамках «своей» или «чужой» среды, является основанием для выделения низкоконтекстуальных и высококонтекстуальных культур.

В культурах с «низким» контекстом полноценное общение предполагает наличие дополнительной, причем

подробной и детальной информации. Это обусловлено практически полным отсутствием в таких культурах неформальных сетей коммуникации и, как следствие, недостаточной информированностью людей. Характерной особенностью данного типа культур является пренебрежение контекстом, другими словами, вся смысловая нагрузка должна быть выражена вербально. Большое значение имеет формальная коммуникация, предпочтения и желания собеседников замаскированы и не выражаются открыто, также не приветствуется эмоциональность.

В культурах с «высоким» контекстом наблюдается высокая плотность неформальных информационных сетей, что влечет за собой хорошую информированность участников коммуникационного процесса. Для того, чтобы иметь полное представление о происходящих явлениях, людям достаточно получить лишь незначительное количество дополнительных сведений. При этом в таких культурах большую роль играют факторы, сопровождающие процесс общения (место, время, статус и т.п.), традиции, невербальные элементы коммуникации, внимание к формальностям, эмоциональность, импульсивность и частое восприятие деловых отношений как личных [3, с. 278]. Кроме того, здесь отдается предпочтение личному общению, а не письменному, так как личный контакт предоставляет больше возможностей извлечения смысла из контекста общения.

По критерию отношения к личной свободе культуры разделяются на индивидуалистские и коллективистские. Для культур первого типа характерен акцент на личном «Я», личность является основной единицей и ценностью общества; в рамках норм данной культуры человек независим от других и ответственен за все свои действия и поступки. Большинство решений принимается индивидуально, высоко ценятся личная инициатива, личные достижения, стремление во всем полагаться только на себя. Конкуренция с другими индивидами, желание обратить на себя внимание также воспринимаются положительно.

В коллективистских культурах базовым является понятие «Мы», таким образом, достижения каждого индивида растворяются в совместной, групповой деятельности. Цели и потребности группы доминируют над личными интересами, личность практически полностью оказывается зависимой от коллектива. Наиболее ценными считаются такие человеческие качества, как сотрудничество, совместная деятельность, скромность, поэтому желание подчеркнуть собственные достоинства и достижения является неприличным.

Следующим фактором, определяющим характер межкультурной коммуникации, является отношение к природе человека. Он основан на особенностях человеческого характера, отношении человека к общепринятым нормам и другим людям. Так, в некоторых культурах считается, что человек греховен изначально, поэтому там четко определены понятия хорошего и плохого, добра и зла. Данным понятиям придается большое значение, поскольку именно на них основаны базовые культурные ценности общества.

Противоположным типом культур являются те, в которых человек изначально оценивается положительно, соответственно, понятия хорошего и плохого считаются относительными, зависящими от конкретных обстоятельств. Представители таких культур считают, что законам и нормам поведения не всегда стоит следовать в полной

160

Национальная ассоциация ученых (НА У) # III (8), 2015/ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

мере, а их нарушение или несоблюдение может принести даже положительные результаты.

Стоит отметить, что указанные типы культур и ценности могут сочетаться, комбинироваться друг с другом. Например, монохронная ориентация во времени чаще всего сочетается с линейностью аргументации, склонностью к личной свободе, с низкой контекстуальностью в общении. Полихронная временная ориентация, в свою очередь, чаще присуща коллективистским и высококонтекстуальным культурам, с холистическим стилем аргументации, а также культурам с фаталистическим отношением к жизни [3, с. 281].

Тем не менее, перечисленные факторы, определяющие межкультурную коммуникацию, лишь поверхностно способны показать все культурное разнообразие. В реально существующих культурах сочетание данных факторов является более сложным и противоречивым, образует многочисленные комбинации и оказывает значительное влияние на восприятие, мышление и поведе-

ние всех носителей данной культуры. Именно поэтому результатом синтеза отмеченных факторов является уникальная культура каждого народа, которая представляет собой самостоятельную систему, отличающуюся от других этническими, религиозными, нравственными и другими признаками.

Литература

1. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: Учебное пособие. - М.: Академия, 2006. - 336 с.

2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / под ред. А.П.Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.

3. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 365 с.

4. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. Учеб. пособие. - М.: Слово, 2000. - 624 с.

ЛИЧНОСТНЫЙ КУЛЬТУРОГЕНЕЗ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Шутова Ольга Владимировна

аспирант, кафедры философии и культурологи, Ульяновского государственного педагогического,

университета им. И.Н.Ульянова, г. Ульяновск

LICHNOSTNO KULTUROGENEZA WITH AUTISM

Shutova Olga, graduate, Department of Philosophy and Cultural Studies, Ulyanovsk State Pedagogical, University. I.N.Ulyanova, Ulyanovsk АННОТАЦИЯ

Автор знакомит с особенностями формирования личностного культурогенеза у детей с аутизмом. А так же рассматриваются новые цели и задачи, стоящие перед педагогами в работе с аутичными детьми. ABSTRACT

The author introduces the features of the formation of personal cultural genesis in children with autism. And also deals with new goals and challenges facing teachers in working with autistic children.

Ключевые слова: социально-нравственные проблемы, личностный культурогенез, аутизм, аутичные дети, образовательная среда, методы работы;

Keywords: social and moral problems, personal cultural genesis, autism, autistic children, educational environment, methods of work.

Детство как особая культурная реальность и пространство развития человека, именно в этот период происходит начальная стадия формирования личности. Личностный культурогенез ребенка - это появление индивидуальности, то есть процесс формирования внутренней личности культуры ребенка. В период детства (с рождения и до восемнадцати лет) происходит основной этап социализации человека, в этот период формируется базис личности.

Появление малыша в семье - это очень важное событие. Начинают происходить большие изменения, все хотят проявить заботу и уделить внимание. Некоторые родители, приглядываясь к своему ребенку, начинают замечать и понимать, что малыш очень сильно плачет по малейшему поводу, успокаиваясь на некоторое время, это состояние настораживает родителей. Они чаще всего обращаются в поликлинику, не найдя патологии, останавливаются на том, что ребенок раздражительный, нервный,

беспокойный. Могут предположить, что у него болит животик. Начинают давать успокоительные препараты. Иногда это помогает на некоторое время, но чаще всего такой подход не эффективен. Ребенок продолжает плакать и быть беспокойным. Так продолжается месяц, а иногда более года. О причинах этого состояния никто не догадался. Потом только выясняется, что у родителей особенный малыш - аутичный.

Определить нарушение артикуляционного аппарата и особенности поведения у ребенка может невропатолог или логопед. Однако заподозрить, что у малыша 3 -4 лет есть аутичные черты могут, и сами родители по некоторым достаточно выраженным признакам. Во-первых, с таким ребенком нелегко найти контакт; во-вторых, в случаях раннего детского аутизма признанные эффективными приемы обучения часто оказываются неподходящими. «Внешне ребенок выделяется своей погруженно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.