Научная статья на тему 'Проблема статуса аутичного сообщества и признаки наличия аутичной культуры'

Проблема статуса аутичного сообщества и признаки наличия аутичной культуры Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
22
3
Поделиться
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
феномен аутизма / аутичная культура / аутичное сообщество / парадигма нейроразнообразия / парадигма патологии / этика / философская и культурная антропология

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Е. Н. Викторук, В. В. Минеев, А. Ф. Гох

Проблема и цель. В работе сопоставляются две концепции феномена аутизма (парадигма патологии и парадигма нейроразнообразия) и обосновывается гипотеза существования аутичной культуры. Проблема, на решение которой направлены усилия авторов, заключается в том, что исследователи аутизма, а также общество в целом (например, в лице административных органов), как правило, игнорируют позицию самого аутичного сообщества по тем или иным вопросам. Цель работы заключается в подтверждении факта существования аутичных культурных сообществ, поскольку он может служить надежным основанием для полноценной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общество, для проведения политики поддержки инклюзивной культуры, наконец, для вовлечения аутистов в процесс научно-философской рефлексии. Методология. В работе используются преимущественно философско-теоретические методы исследования: логический анализ, элементы структурно-функционального анализа, аксиологический подход. Вместе с тем предпринимается попытка обобщения первичных социологических данных, полученных надежными эмпирическими методами, такими как наблюдение, включенное наблюдение, контент-анализ, интервью. Интерпретация данных осуществляется в русле феноменологической традиции. Результаты. Выявлены характеристики, служащие подтверждением существования аутичной культуры: идентичность, особенности языка и символики, коммуникативные предпочтения, а также некоторые другие. Заключение. Признаки существования аутичной культуры можно зафиксировать в рамках парадигмы нейроразнообразия. Полученные результаты могут послужить методологическим и мировоззренческим основанием для исследований в области педагогики, психологии, медицины.

THE PROBLEM OF THE STATUS OF THE AUTISTIC COMMUNITY, AND THE SIGNS OF AVAILABILITY OF AUTISTIC CULTURE

Introduction: Two concepts of the phenomenon of autism (the pathology paradigm and the paradigm of neurovariety) are compared in the article and the hypothesis of realness of autistic culture is supported. The problem to which the authors' efforts are directed is that the autism researchers, as well as society as a whole (for example, represented by administrative bodies), as a rule, ignore the position of the autistic community itself on various issues. The aim of the work is to confirm the existence of autistic cultural communities, since it can serve as a reliable basis for the full integration of persons with disabilities into society, for the implementation of policies to support inclusive culture, finally, to involve autistic people in the process of scientific and philosophical reflection on the phenomenon of autism. Research Methods: The paper uses mainly philosophical-theoretical methods of research: logical analysis, elements of structural-and-functional analysis, axiological approach. At the same time, a generalization of primary sociological data obtained by reliable empirical methods, such as observation, included observation, content analysis and interviews, is being undertaken. Interpretation of data is carried out in line with the phenomenological tradition. Results (Findings): Some characteristics that serve as the confirmation of the availability of autistic culture are articulated: identity, language and symbols, communication preferences, and some others. Conclusions: The signs of the existence of autistic culture can be fixed within the paradigm of neurovariety. The results obtained can serve as a methodological and world-view basis for research in the fields of pedagogy, psychology, medicine.

Текст научной работы на тему «Проблема статуса аутичного сообщества и признаки наличия аутичной культуры»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

УДК УДК 177; 304; 159.9

Проблема статуса аутичного сообщества и признаки наличия аутичнои культуры

Проблема и цель. В работе сопоставляются две концепции феномена аутизма (парадигма патологии и парадигма нейроразнообразия) и обосновывается гипотеза существования аутичной культуры. Проблема, на решение которой направлены усилия авторов, заключается в том, что исследователи аутизма, а также общество в целом (например, в лице административных органов), как правило, игнорируют позицию самого аутичного сообщества по тем или иным вопросам. Цель работы заключается в подтверждении факта существования аутичных культурных сообществ, поскольку он может служить надежным основанием для полноценной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общество, для проведения политики поддержки инклюзивной культуры, наконец, для вовлечения аутистов в процесс научно-философской рефлексии.

Методология. В работе используются преимущественно философско-теоретические методы исследования: логический анализ, элементы структурно-функционального анализа, аксиологический подход. Вместе с тем предпринимается попытка обобщения первичных социологических данных, полученных надежными эмпирическими методами, такими как наблюдение, включенное наблюдение, контент-анализ, интервью. Интерпретация данных осуществляется в русле феноменологической традиции.

Результаты. Выявлены характеристики, служащие подтверждением существования аутичной

Как цитировать статью: Викторук Е. Н., Минеев В. В, Гох А. Ф., Проблема статуса аутичного сообщества и признаки наличия аутичной культуры // Ценности и смыслы. 2018. № 3(55). С. 79-92.

Е. Н. Викторук

Доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии, социологии и религиоведения Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева E-mail: eviktoruk@ yandex.ru Elena N. Viktoruk Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Department of Philosophy, Sociology and Religious Studies, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, Russia

В. В. Минеев

Доктор философских наук, профессор кафедры философии, социологии

и религиоведения Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева E-mail: vvmineyev@ mail.ru

Valery V. Mineyev

Doctor of Philosophical Sciences, Professor at the Department of Philosophy, Sociology and Religious Studies, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev

А. Ф. Гох

Аспирант кафедры философии, социологии и религиоведения Красноярского государственного педагогического Университета им. В. П. Астафьева E-mail: an_goh@mail.ru Anatoly F. Gokh Graduate student of the Department of Philosophy, Sociology and Religious Studies, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev

культуры: идентичность, особенности языка и символики, коммуникативные предпочтения, а также некоторые другие.

Заключение. Признаки существования аутич-ной культуры можно зафиксировать в рамках парадигмы нейроразнообразия. Полученные результаты могут послужить методологическим и мировоззренческим основанием для исследований в области педагогики, психологии, медицины.

Ключевые слова: феномен аутизма, аутич-ная культура, аутичное сообщество, парадигма нейроразнообразия, парадигма патологии, этика, философская и культурная антропология.

«Аутичные люди, как я, просто надеются, что нас будут уважать как людей и поймут нашу культуру»

Dr. Dawn-joy Leong

До недавнего времени все исследования феномена аутизма проводились только в рамках парадигмы патологии [11; 14; 17; 30; 40]. Но с конца ХХ века все большую популярность набирает иная, диаметрально противоположная парадигма — парадигма нейроразнообразия [1; 31; 36; 37]. Эти парадигмы можно определить как две крайних точки зрения, между которыми необходимо поддерживать продуктивное взаимодействие. И об этом говорит О. Б. Богдашина, международный эксперт в области аутизма, предлагающая собственную концепцию его понимания — «эффект маятника и пути его урегулирования» [2]. Говоря словами Б. Паскаля, «Пиррон. Величие человеческой души состоит в умении держаться середины; оно вовсе не в том, чтобы отрываться от нее, а в том, чтобы в ней оставаться» [15].

В своем исследовании мы опираемся на концепцию нейроразнообразия и стремимся рассма-

тривать феномен аутизма в контексте обеих парадигм. Основная цель исследования заключается в подтверждении факта существования ау-тичной культуры, поскольку он может служить надежным основанием для полноценной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общество и для вовлечения самих аутистов в процесс научно-философской рефлексии.

Можно сформулировать следующую исходную антитезу: в парадигме патологии существование аутичной культуры немыслимо, невозможно априори; в парадигме нейроразнообразия основные признаки наличия аутичной культуры зафиксировать можно.

Данная антитеза позволяет сформулировать задачи исследования, решение которых во многом сводится к поиску некоторого консенсуса в подходе к феномену аутизма, к проблеме существования аутичной культуры.

В условиях укрепления принципов гуманизма и толерантности недопустимо, аморально игнорировать позицию самого аутичного сообщества, пропагандирующего парадигму нейроразнообразия [1]. Более того, односторонний, «объективистский» подход к человеку, абстрагирующийся от этико-аксиологических аспектов, не удовлетворяет и принципам научного познания. Признание аутичной культуры может позитивно отразиться на жизнедеятельности как значительной части аутичного сообщества, так и всего человечества, а также позволит повысить степень разнообразия подходов к пониманию феномена аутизма.

Теоретико-методологической основой исследования выступают концепции, в целом ориентирующиеся на экзистенциально-феноменологическую традицию, философию жизни, герменевтику.

Прежде всего необходимо уточнить значение концепта «культура» [7].

Начиная с античных времен категория «культура» конституировалась в оппозиции к категории «природа». В целом оппозиция сохраняет значимость и в современной науке, хотя трактоваться может по-разному. В ХХ веке на смену примитивному противопоставлению природной предопределенности свободе и воспитанию пришло осознание сложности взаимодействия сторон, нашедшее выражение, в частности, в теории геннокультурной коэволюции (теория двойной наследственности) [32]. С другой стороны, культуру нередко противополагают цивилизации, технологии, делая акцент на смысловой или даже биологической жизни культуры (О. Шпенглер, А. Бергсон) и подготавливая

переход от предметного понимания к процессуальному, динамическому.

Для нашего исследования важно также то обстоятельство, что категория культуры позволяет рассматривать в единстве множество аспектов социального бытия: совокупность созданных человеком вещей и идей (противостоящих ему извне, предметно), совокупность человеческих качеств (присущих личности внутренне), совокупность ценностей, выражающихся в поступках, наконец, совокупность способов существования общества (язык, традиция, формы коммуникации, социальные институты, сообщества) [13].

Исследование феномена аутизма позволяет глубже проникнуть в загадку взаимодействия социокультурных и биологических факторов эволюции, понять двуединую природу сознания, психики. Можно предположить, что у аутичной культуры, как и у любой иной, имеются особые природно-биологические предпосылки (которые, в свою очередь, представляют собой не соматическую «патологию», а результат предшествующей геннокультурной коэволюции).

Между тем XX век отмечается всплеском научных исследований, касающихся влияния культуры на мышление и на психику в целом. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского оценивает роль знака и слова в развитии высших психологических функций личности как ее «вершинное» проявление [6]. На различные моменты зависимости мышления от типа общества (культуры), в котором существует индивид, указывали философ И. Г. Гердер, социологи О. Конт [10] и Э. Дюркгейм, антрополог Л. Леви-Брюль [12]. Дж. Брунер увязывает культуру с развитием познавательных процессов [3]. Исследования К. Сьюпера подтвердили гипотезу, что психическое развитие ребенка в раннем возрасте зависит от системы воспитания [38]. Указанные исследования и ряд других подтверждают, что культуре принадлежит ведущая роль в формировании личности через освоение языка, знаков, символов, ценностей, норм, обычаев, знаний, навыков...

Культура сплачивает людей и интегрирует их в целостное сообщество. Но человек погружен не в одну-единственную тотальную, гомогенную монокультуру, а во множество. Многие из них принято называть субкультурами, но эта дефиниция не отражает сущности. Некорректно сравнивать, например, культуру семьи с культурой народа, культуру города с культурой питания. Это явления разнопорядковые и не всегда вообще соизмеримые. Каждая культура самодостаточна и оказывает

всестороннее влияние на личность, напрямую зависит от пространства и времени. Но и личность, в свою очередь, формирует окружающие ее культуры. Таким образом, культурный универсум — не только многообразная, но и очень пластичная, подвижная система.

Опираясь на выводы О. Богдашиной [2], а также на результаты наших предыдущих исследований [7], обозначим важнейшие культурные характеристики, которые могут служить критериями существования аутичной культуры.

Прежде всего, необходимым признаком существования сообщества является идентичность, разделяемая всеми его членами. Безусловно, всех участников формирования аутичной культуры объединяет феномен аутизма. Однако оппоненты, не признающие реальность данной культуры, утверждают, что лишь небольшая часть аутистов может участвовать в данном сообществе, а значит, не может представлять интересы всех аутичных людей [27; 28]. Но, во-первых, довод не является логически убедительным: степень участия может быть разной. А во-вторых, члены аутичных сообществ самоадвокации, которых нам удалось насчитать несколько десятков, как раз и видят одну из своих главных задач в оказании повсеместной необходимой помощи аутистам, для которых самостоятельное участие в жизни сообщества затруднительно. Иными словами, видят свою миссию в распространении культуры, ценностей культурного сообщества.

Далее необходимо остановиться на особенностях языка сообщества как непременной характеристики любой культуры. Как известно, язык — это система знаков, символов, однако разновидности символов не исчерпываются языком, поэтому возникает необходимость рассмотреть язык в отдельном, но широком контексте. Мы не можем утверждать, что у аутистов есть некий особый язык общения наподобие жестового языка глухонемых. Однако имеется определенная языковая специфика, которая выделяет аутичную культуру из числа других. Коммуникация внутри сообщества не вызывает столько проблем, сколько вне его. Аутисты глубже обычных людей понимают и чувствуют друг друга [8]. Следует указать на неприятие английского лингвистического предписания «люди-первый» язык («people-first» language). Это этическое нововведение призвано избежать дегуманизации в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья [35]. Подавляющее большинство членов сообщества предпочитает называть себя аутистами,

нежели людьми с аутизмом, подчеркивая тем самым, что аутизм — это неотъемлемая черта их личности, а не болезнь, которую необходимо излечить [24]. Аутизм — это не страдание и не эпидемия.

Более того, в аутичном сообществе укоренились особые слова и сленговые аббревиатуры:

- Аспи (Лзр1е) — человек с синдромом Аспергера [41].

- Аути (Лийе) — аутичный человек. Это может быть противопоставлено азр1е, чтобы обозначить человека, который находится на аутичном спектре, но не диагностирован с синдромом Аспергера [41].

- Аутисты и АС (ЛШМкз) — включает а«р1е8, аиНез, и «кузенов», т.е. людей с некоторыми аутичными чертами, но не имеющих официального диагноза.

- Нейроразнообразие (№иго&уега1у) — терпимость людей независимо от неврологической косметики [20].

- Алистик (АШзйе) — человек, который не аутичен, но может быть или не быть пеиго&уегее другими способами, например быть неспособным к чтению или иметь симптомы/диагноз СДВГ [32].

- Стиминг (8Итт1^) — повторяющиеся движения, такие как раскачивание, потряхивание руками, эхолалия и т.д.

Получает распространение также символика аутичных сообществ, выходящая за рамки собственно языка. Если в мировом сообществе общепринятым символом аутизма считаются рассыпающиеся пазлы, то само аутичное сообщество признает собственные символы, такие как лемниската радужного цвета, невозможный треугольник сине-розового цвета, радужная абстрактная окружность, шар из фигур двух людей, держащихся за руки, в оранжево-зелено-голубом исполнении, прописная розовая буква «а» со стрекозой, прописная буква «с» и «а» зеленоватых оттенков и т.д.

Культура несет в себе систему норм и ограничений, связанных с морально-нравственными ценностями. Это всеобъемлющее принятие особенностей каждого члена сообщества, уважение личностного достоинства, принятие людей такими, какие они есть, выполнение этических правил в сетевых группах, движение за права своих членов, самоопределение.

Далее уместно остановиться на особенностях коммуникации, без которой не может существовать ни одно сообщество. Безусловно, появление Интернета способствовало развитию аутичного движения, но это движение не ограничивается группой онлайн. Сообщества суще-

ствуют и офлайн. Более того, они, помимо участия в различных научных конференциях, симпозиумах, семинарах, проводят собственные мероприятия и встречи. Например, конференция Аи^еа!, сфокусированная на позитивной аутичной жизни, проходит в университетском кампусе с большим количеством открытого пространства и неинтенсивным графиком. Чтобы участники конференции понимали, кто готов к личной коммуникации, а кто нет, всем выдают специальные цветные значки. На других встречах принято махать руками вместо того, чтобы аплодировать. Следует указать, что большинство аутистов предпочитают коммуникацию в Сети, позволяющую учитывать их особенности. А Темпл Грандин, выдающийся аутичный ученый, не без оснований выдвигает гипотезу, что именно аутичные люди способствовали появлению компьютера и Интернета [9].

В качестве одного из характерных признаков именно аутичной культуры следует отметить возникшую возможность создания семьи. Взаимоотношения, складывающиеся внутри аутичной культуры, способствуют созданию прочных семей, и сегодня это является достаточно устойчивой тенденцией. Результаты проведенных исследований подтверждают, что аутичные люди предпочитают партнеров из спектра, то есть аутисты примерно в три раза чаще, чем не-аутисты, выбирают аутичного партнера [42]. Именно аутичная культура, в отличие от довлеющего не-аутичного мира, позволяет индивиду психологически раскрепоститься и помогает в выборе спутника жизни. Но это не означает, что в этой культуре складываются упрощенные взаимоотношения. Здесь также возникают симпатии и не всегда взаимные, «кипят» страсти, происходят ухаживания и расставания, испытываются возвышенные чувства, любовь, ревность и т.п. Сообщество раздражает, когда родители навязывают своих аутичных отпрысков в качестве партнеров для брака или интимных отношений. И семьи необязательно создаются только между аутичными людьми, часто в паре один из партнеров не-аутичен.

В традициях любой культуры складываются собственные праздники и торжественные дни. Оказывается, аутисты относятся несколько скептически к дате 2 апреля, утвержденной ООН в качестве Всемирного дня распространения информации об аутизме, поскольку в этот день активизируются все апологеты парадигмы патологии, что, по мнению сообщества, наносит определенный урон незащищенным аутистам и их семьям, а также и в целом всей аутичной культуре. По инициативе аспи

уже более десяти лет (с 2005 года) 18 июня празднуется Аутичный день гордости. В этот день проводится множество мероприятий по всему миру, в том числе и информирование об аутизме, но уже в свете парадигмы нейроразнообразия. В Великобритании зародился Международный день молитвы о синдроме аутизма и Аспергера (2002 г.), который проходит во второе воскресенье февраля. С 2010 года каждое 1 ноября проводится Аутичный разговор дня (ASDay), самопропагандистская кампания аутичного сообщества. В 2006 году был основан Проект принятия аутизма (The Autism Acceptance Project) [40]. А с 2011 года в апреле отмечается День принятия аутизма (Autism Acceptance Day [18]), когда поощряется ношение красного цвета в противовес Дню 2 апреля, проводимому под эгидой ООН, когда людям рекомендуется носить синий цвет.

Большинство культур, о которых мы знаем, передали нам свое наследие через различные жанры искусства. Поэтому важно подумать о том, что способна дать аутичная культура в порядке назидания, сохранить ее как достояние. Существуют известные художественные произведения аути-стов (Стивен Уилтшир, Дэвид Барт, Донна Уильямс, Айрис Грейс Хэлмоу, Шон Беланджер, Джессика Парк, Пинг Лиан Йик, Ричард Вауро), в том числе направленные против «лечения» аутизма. Так, плакаты Джессики Парк объясняют аутичную культуру и способствуют информированности о ней. Существует канал AutTV, на котором демонстрируются короткометражные фильмы, созданные аутистами. Видеоблогеры представляют свою культуру всему мировому обществу. Литература богато представлена как самими аутистами, так и их родными, пишущими о феномене аутизма. Такие писатели и блогеры, как Донна Уильямс, Стивен Шор, Джим Синклер стали известны всему миру.

Огромное значение в общечеловеческих культурах играет вера. Религиозное вероисповедание в аутичной среде аналогично вероисповеданию в не-аутичной среде. Но есть общая вера в аутичной культуре — вера в уникальность каждого индивидуума, в нейроотличие, самоценность каждой личности.

Невозможно обойти такую характеристику аутичного сообщества, как склонности и интересы, поскольку вокруг нее возникло немалое количество мифов. Считается, что аутичные люди проявляют склонность к точным наукам, научной фантастике, IT-технологиям, музыке, антропологии. Однако в действительности увлеченные аутисты встречаются почти в любой сфере человеческой деятельности.

Заключение

Проведенное исследование подтверждает наличие признаков существования аутичной культуры как таковой. Аутичное сообщество, обладающее собственной культурой, представляет собой интернациональное меньшинство, дисперсно распределенное по всему миру. Аутисты обладают огромным спектром индивидуальных особенностей, а соответственно, и потребностей, требующих личностного подхода к их удовлетворению. Уважение, в первую очередь к каждому члену сообщества, а не к сообществу в целом, является главной этической ценностью и отличительной особенностью аутичного сообщества. Отсутствие иерархии внутри сообщества порождает и отсутствие власти. Тем самым удается смягчить проблему нетерпимости большинства аутистов к принуждению, насильственному управлению ими.

Результаты исследования могут быть использованы в философских, этических, антропологических, культурологических работах, посвященных феномену аутизма. Могут послужить методологическим и мировоззренческим основанием для педагогических, психологических, биологических, медицинских исследований.

Литература

1. Асасумасу К. Открытое письмо Джону Элдеру Робисону (прежде всего по поводу его комментария к книге «Сири с любовью») [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйр8://пеиго&уета1у1пгш81а.сот/2018/01/17/открытое-пись-мо-джону-элдеру-робисон (дата обращения: 05.01.2018)

2. Богдашина О. Б. Вопросы коммуникации при аутизме и синдроме Аспергера: Говорим ли мы на одном языке? // О. Богдашина; пер. с англ. С. Малиновская. М.: Наш Солнечный Мир, 2016. 304 с

3. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / пер. с англ. К. И. Бабицкого. М.: Прогресс, 1977. 413 с

4. Викторук Е. Н., Гох А. Ф. Дефиниция аутизма: от диагноза до незавершенной медицинской истины // Сибирский вестник специального образования. КГПУ им. В. П. Астафьева. 2016. № 1-2 (16-17). С. 35-39

5. Викторук Е. Н., Минеев В. В. Реализация методологического потенциала философии Мишеля Фуко в практике врача, педагога и психолога. Сибирский вестник специального образования. КГПУ им. В. П. Астафьева. 2016. № 1-2 (1617). С. 40-46

6. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл: Эксмо, 2005. 1136 с

7. Гох А. Ф. Значение идей Анри Бергсона для понимания феномена аутизма // Актуальные проблемы философии и социологии: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 27 апреля 2017 г. / отв. ред. Е. Н. Викторук; ред. кол.; Электрон. дан. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2017. С. 17-21

8. Деккер М. Возникновение аутической культуры // Livejournal, 1999 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://autism-russian.livejournal.com/16702. html (дата обращения: 05.01.2018)

9. Коллинз П. Даже не ошибка. Отцовское путешествие в таинственную историю аутизма. М.: Теревинф, 2013. 236 с

10. Конт О. Дух позитивной философии. Слово о положительном мышлении / пер. с фр. И. А. Шапиро. М.: Феникс, 2003.— 256 с

11. Лебединская К. С., Никольская О. С., БаенскаяЕ. Р. и др. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989. 95 с

12. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 608 с

13. Минеев В. В. Введение в историю и философию науки: учебник для вузов.— Изд. 4-е, перераб. и доп. М.— Берлин: Директ-Медиа, 2014. 639 с

14. Морозов С. А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистиче-ского спектра: учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования. М., 2014. 448 с

15. Паскаль Б. Мысли / пер. с фр., вступ. статья, коммент. Ю. А. Гинзбург. М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995. 480 с

16. Хаксли О. Двери восприятия. Рай и ад / пер. с англ. М. Немцова // Лайвлиб: электронная онлайн-библиотека: [сайт]. Режим доступа: http://www.lib.ru/ INOFANT/HAKSLI/doors.txt (дата обращения: 05.01.2018)

17. Asperger H. Das psychisch abnorme Kind // Wiener Klinische Wochenschrift. 1938. № 51. P. 1314-1317

18. Autism acceptance month: acceptance is an action [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.autismacceptancemonth.com/resources/101-3/autism-acceptance/neurodiversity/autistics-speaking-day (дата обращения: 05.01.2018)

19. Baron-Cohen S. The hyper-systemizing, assortative mating theory of autism // Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry. 2006. № 30 (5). Р. 865-872

20. Blume H. Blume H. (September 30, 1998). Neurodiversity: On the neurological underpinnings of geekdom. The Atlantic. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/1998/09/neurodiversity/305909/ (дата обращения: 05.01.2018)

21. Bogdashina O. Autism and Edges of the Known World & Sensitivities, Language and Constructed Reality / London and Philadelphia: Jessica Kingsley Publishhers, 2010. 224 р

22. Desmond Ng. I'm not bad, I'm not ill, I'm autistic: Woman's relief on being finally diagnosed at 42 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.channelnewsasia. com/news/cnainsider/i-m-not-bad-i-m-not-ill-i-m-autistic-woman-s-relief-on-being-9055726 (дата обращения: 05.01.2018)

23. Happé F. Understanding assets and deficits in autism: why success is more interesting than failure // Psychologist. 1999. № 12 (11). P. 540-547

24. Harmon A. How about not 'curing' us, some autistics are pleading // New York Times. 2004-12-20

25. Interview transcript for Ari Ne'eman. 2009 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbc.ca/news/interview-transcript-for-ari-ne-eman-1.822409 (дата обращения: 05.01.2018)

26. Kanner L. (1943). Autistic disturbances of affective contact. // Nervous Child: Journal of Psychopathology, Psychotherapy, Mental Hygiene, and Guidance of the Child 2.1943. Р. 217-250

27. McKean T.A. A Danger in Speaking [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jonathans-stories.com/non-fiction/neurodiv.html (дата обращения: 05.01.2018)

28. Mitchell J. Just Say No [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. jonathans-stories.com/non-fiction/neurodiv.html (дата обращения: 05.01.2018)

29. Mitchell C. Autism e-mailing list // He@lth Inf Internet. 2003. № 33 (1). P. 3-4

30. Myers S. M., Johnson C. P., Council on Children with Disabilities. Management of children with autism spectrum disorders // Pediatrics. 2007. № 120 (5). P. 11621182 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pediatrics.aappublications.org/ content/120/5/1162 (дата обращения: 05.01.2018)

31. Ne'eman A. A Message from ASAN President Ari Ne'eman // Autistic Self Advocacy Network [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://autisticadvocacy. org/2016/07/a-message-from-asan-president-ari-neeman (дата обращения: 05.01.2018)

32. O'Toole C. Disclosing Our Relationships to Disabilities: An Invitation for Disability Studies Scholars // Disability Studies Quarterly. 2013. № 33 (2) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dsq-sds.org/article/view/3708/3226 (дата обращения: 05.01.2018)

33. Richerson P. J., Boyd R. Not By Genes Alone: How Culture Transformed Human Evolution. Chicago: University of Chicago Press, 2005. 342 p

34. SanerE. It is not a disease, it is a way of life // The Guardian (London). 2007-08-07

35. Sequenzia A. Person First Language and Ableism [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ollibean.com/person-first-language-and-ableism (дата обращения: 05.01.2018)

36. Sequenzia A. We Don't Need Autism Awareness [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://faastinc.wordpress.com/2014/04/23/we-dont-need-autism-awareness (дата обращения: 05.01.2018)

37. Sinclair J. (1993). Don't mourn for us // Autism Network International newsletter. Our Voice. 1993, № 1(3) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.autreat. com/dont_mourn.html (дата обращения: 05.01.2018)

38. Super C. M., Harkness S. The developmental niche: A conceptualization at the interface of child and culture // International Journal of Behavioral Development. 1986. № 9. P. 545-569

39. The Autism Acceptance Project. TAA Project [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.taaproject.com (дата обращения: 05.01.2018)

40. Volkmar F., Chawarska K., Klin A.. Autism in infancy and early childhood // Annual Review of Psychology. 2005. № 56. P. 315-336.

41. 41. Wing L. The history of ideas on autism: legends, myths and reality // Autism. 1997. № 1 (1). P. 13-23

42. Zeliadt N. People with autism prefer partners on the spectrum [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spectrumnews.org/news/people-with-autism-prefer-partners-on-the-spectrum (дата обращения: 05.01.2018).

References

• Аsasumasu K. Otkrytoe pis'mo Dzhonu EHlderu Robisonu (prezhde vsego po povodu ego kommentariya k knige «Siri s lyubov'yu») [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://neurodiversityinrussia.com/2018/01/17/otkrytoe-pis'mo-dzhonu-ehlderu-robison (data obrashheniya: 05.01.2018). [In Rus].

• Asperger H. Das psychisch abnorme Kind // Wiener Klinische Wochenschrift. 1938. № 51. S. 1314-1317.

• Autism acceptance month: acceptance is an action [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.autismacceptancemonth.com/resources/101-3/autism-acceptance/neurodiversity/autistics-speaking-day (data obrashheniya: 05.01.2018).

• Baron-Cohen S. The hyper-systemizing, assortative mating theory of autism // Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry. 2006. № 30 (5). P. 865-872.

• Blume H. (September 30, 1998). Neurodiversity: On the neurological underpinnings of geekdom. The Atlantic. [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www. theatlantic.com/magazine/archive/1998/09/neurodiversity/305909/ (data obrashheniya: 05.01.2018).

• Bogdashina O. Autism and Edges of the Known World & Sensitivities, Language and Constructed Reality / London and Philadelphia: Jessica Kingsley Publishhers, 2010. 224 p.

• Bogdashina O. B. Voprosy kommunikatsii pri autizme i sindrome Aspergera: Govorim li my na odnom yazyke? / O. Bogdashina; per. s angl. S. Malinovskaya. M.: Nash Solnechnyj Mir, 2016. 304 s. [In Rus].

• Bruner Dzh. Psikhologiya poznaniya. Za predelami neposredstvennoj informatsii / per. s angl. K. I. Babitskogo. M.: Progress, 1977. 413 s. [In Rus].

• Dekker M. Vozniknovenie auticheskoj kul'tury // Livejournal, 1999 [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://autism-russian.livejournal.com/16702.html (data obrashheniya: 05.01.2018). [In Rus].

• Desmond Ng. I'm not bad, I'm not ill, I'm autistic: Woman's relief on being finally diagnosed at 42 [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.channelnewsasia. com/news/cnainsider/i-m-not-bad-i-m-not-ill-i-m-autistic-woman-s-relief-on-being-9055726 (data obrashheniya: 05.01.2018).

• Gokh А. F. Znachenie idej Anri Bergsona dlya ponimaniya fenomena autizma // Aktual'nye problemy filosofii i sotsiologii: materialy XVI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii studentov, aspirantov i shkol'nikov. Krasnoyarsk, 27 aprelya 2017 g. / otv. red. E. N. Viktoruk; red. kol.; Ehlektron. dan. Krasnoyar. gos. ped. un-t im. V. P. Astaf'eva. Krasnoyarsk, 2017. S. 17-21. [In Rus].

• Happé F. Understanding assets and deficits in autism: why success is more interesting than failure // Psychologist. 1999. № 12 (11). P. 540-547.

• Harmon A. How about not 'curing' us, some autistics are pleading // New York Times. 2004-12-20.

• Interview transcript for Ari Ne'eman. 2009. [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.cbc.ca/news/interview-transcript-for-ari-ne-eman-1.822409 (data obrashheniya: 05.01.2018). [In Rus].

• Kanner L. (1943). Autistic disturbances of affective contact // Nervous Child: Journal of Psychopathology, Psychotherapy, Mental Hygiene, and Guidance of the Child 2.1943. P. 217-250.

• Khaksli O. Dveri vospriyatiya. Raj i ad / per. s angl. M. Nemtsova // Lib.ru: Biblioteka Maksima Moshkova [sajt]. Rezhim dostupa: http://www.lib.ru/INOFANT/HAKSLI/

doors.txt (data obrashheniya: 05.01.2018). [In Rus].

• Kollinz P. Dazhe ne oshibka. Ottsovskoe puteshestvie v tainstvennuyu istoriyu autizma. M.: Terevinf, 2013. 236 s. [In Rus].

• Kont O. Dukh pozitivnoj filosofii. Slovo o polozhitel'nom myshlenii / per. s fr. I. A. SHapiro. M.: Feniks, 2003. 256 s.

• Lebedinskaya K. S., Nikolskaya O. S., Baenskaya E. R. i dr. Deti s narusheniyami obshheniya: rannij detskij autizm. M.: Prosveshhenie, 1989. 95 s. [In Rus].

• Levi-Bryul' L. Sverkh»estestvennoe v pervobytnom myshlenii. M.: Pedagogika-Press, 1994. 608 s. [In Rus].

• McKean T. A. A Danger in Speaking [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.jonathans-stories.com/non-fiction/neurodiv.html (data obrashheniya: 05.01.2018).

• Mineev V V Vvedenie v istoriyu i filosofiyu nauki: uchebnik dlya vuzov. Izd. 4-e, pererab. i dop. M.: Berlin: Direkt-Media, 2014. 639 s. [In Rus].

• Mitchell J. Just Say No [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.jonathans-stories.com/non-fiction/neurodiv.html (data obrashheniya: 05.01.2018).

• Mitchell C. Autism e-mailing list // He@lth Inf Internet. 2003. № 33 (1). P. 3-4.

• Morozov S. А. Osnovy diagnostiki i korrektsii rasstrojstv autisticheskogo spektra: uchebno-metodicheskoe posobie dlya slushatelej sistemy povysheniya kvalifikatsii i professional'noj podgotovki rabotnikov obrazovaniya. M., 2014. 448 s. [In Rus].

• Myers S. M., Johnson C. P., Council on Children with Disabilities. Management of children with autism spectrum disorders // Pediatrics. 2007. № 120 (5). P. 11621182 [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://pediatrics.aappublications.org/ content/120/5/1162 (data obrashheniya: 05.01.2018).

• Neeman A. A Message from ASAN President Ari Ne'eman // Autistic Self Advocacy Network [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://autisticadvocacy.org/2016/07/ a-message-from-asan-president-ari-neeman (data obrashheniya: 05.01.2018).

• O'Toole C. Disclosing Our Relationships to Disabilities: An Invitation for Disability Studies Scholars // Disability Studies Quarterly. 2013. № 33 (2) [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://dsq-sds.org/article/view/3708/3226 (data obrashheniya: 05.01.2018).

• Paskal' B. Mysli / per. s fr., vstup. stat'ya, komment. YU. A. Ginzburg. M.: Izd-vo imeni Sabashnikovykh, 1995. 480 s. [In Rus].

• Richerson P. J., Boyd R. Not By Genes Alone: How Culture Transformed Human Evolution. Chicago: University of Chicago Press, 2005. 342 p.

• Saner E. It is not a disease, it is a way of life // The Guardian (London). 2007-08-07.

• Sequenzia A. Person First Language and Ableism [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://ollibean.com/person-first-language-and-ableism (data obrashheniya: 05.01.2018).

• Sequenzia A. We Don't Need Autism Awareness [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://faastinc.wordpress.com/2014/04/23/we-dont-need-autism-awareness (data obrashheniya: 05.01.2018).

• Sinclair J. Don't mourn for us // Autism Network International newsletter. Our Voice. 1993, № 1(3) [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.autreat. com/dont_ mourn.html (data obrashheniya: 05.01.2018).

• Super C. M., Harkness S. The developmental niche: A conceptualization at the interface of child and culture // International Journal of Behavioral Development. 1986. # 9. P. 545-569.

• The Autism Acceptance Project. TAA Project [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:

http://www.taaproject.com (data obrashheniya: 05.01.2018).

• Viktoruk E. N., Gokh А. F. Definitsiya autizma: ot diagnoza do nezavershennoj meditsinskoj istiny // Sibirskij vestnik spetsial'nogo obrazovaniya. KGPU im. V. P. Аstafeva. 2016. № 1-2 (16-17). S. 35-39. [In Rus].

• Viktoruk E. N., Mineev V. V. Realizatsiya metodologicheskogo potentsiala filosofii Mishelya Fuko v praktike vracha, pedagoga i psikhologa. // Sibirskij vestnik spetsial'nogo obrazovaniya. KGPU im. V. P. Аstafeva. 2016. № 1-2 (16-17). S. 40-46. [In Rus].

• Volkmar F., Chawarska K., Klin A. Autism in infancy and early childhood // Annual Review of Psychology. 2005. № 56. P. 315-336.

• Vygotskij L. S. Psikhologiya razvitiya cheloveka. M.: Smysl: EHksmo, 2005. 1136 s.

• Wing L. The history of ideas on autism: legends, myths and reality // Autism. 1997, № 1 (1). P. 13-23.

• Zeliadt N. People with autism prefer partners on the spectrum [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://spectrumnews.org/news/people-with-autism-prefer-partners-on-the-spectrum (data obrashheniya: 05.01.2018).