Научная статья на тему 'ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА'

ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
418
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРЯД / ОБЫЧАЙ / ИМЯНАРЕЧЕНИЕ / ПОВИТУХА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тетерина Евгения Александровна, Питерова Анна Юрьевна

В данной статье рассматриваются основные обычаи татарского народа, связанные с рождением ребенка. Рассматриваются обязательные родинные этапы, имеющие как ритуальное, так и практическое значение. Большое значение в татарской народности имела церемония имянаречения, авторы статьи также уделяют внимание этому аспекту

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CUSTOMS AND RITUALS ASSOCIATED WITH THE BIRTH OF THE CHILD

This article discusses the basic traditions of the Tatar people associated with the birth of the child. Considers mandatory birthing stages, with both ritual and practical importance. Of great importance in the Tatar nation had a naming ceremony, the authors also pay attention to this aspect.

Текст научной работы на тему «ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА»

лым, но вместе с тем дети с диагнозом аутизм по-прежнему погружены в свои фантазии, проблемы. На уроках они чаще пассивны и невнимательны. Многие из них не могут учиться в массовой школе и переходят на домашнее обучение.

На начальных этапах проведения коррекции должны преобладать индивидуальные формы работы, в дальнейшем ребенка включают в состав небольших групп, численностью по 2-3 человека. При этом желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители аутичного ребенка, которые смогли бы продолжить обучение ребенка в домашних условиях. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком.

Для того чтобы работа с ребенком оказалась более эффективной, желательно начинать ее с тренинга по развитию психических процессов, в особенности ощущений и целостного восприятия. Особое внимание при этом следует уделять развитию мышечного, тактильного, зрительно-тактильного восприятия, используя при этом большое количество игр и приемов работы по этому направлению. Если у ребенка низкая мотивация к занятиям, то на первых порах взрослый может использовать следующий прием: брать руку ребенка и направлять ее, например, обводить пальчиком ребенка геометрические фигуры, контуры объемных и нарисованных предметов, при этом четко и многократно повторяя их названия. Так же ребенку можно предлагать раскрашивать картинки пластилином, размазывая пластилин пальчиком.

Аутичные дети с удовольствием занимаются такими видами деятельности, как плоскостное моделирование, коллекционирование, складывание мозаик и конструирование, и опытный педагог должен учитывать эти особенности при построении индивидуальных планов обучения.

Поскольку аутизм - медицинский диагноз, коррек-ционная работа с ребенком должна проводиться комплексно группой специалистов: врачом, психологом, педагогами. Причем, главная задача - не вылечить детей (поскольку это невозможно), а помочь им в формировании личностного культурогенеза.

«Как известно, синдром раннего детского аутизма оформляется окончательно к 2,5 - 3 годам. В этом возрасте психическое развитие аутичного ребенка имеет уже выраженные черты искаженности (В.В.Лебединский 1985), нарушения носят все проникающий характер и проявляются в особенностях моторного, речевого, интеллектуального развития» [3,с. 9].

Благодаря современным методам в воспитании детей с аутизмом, появляется возможность формирования личностного культурогенеза. Дети перестают быть замкнутыми, становятся активными участниками разных программ. У них появляется уверенность и желание жить. Ребята перестают бояться неудач, так как знают, что им могут помочь родители и педагоги, а также новые друзья. Дети получают умения работать в команде, учатся помогать друг другу.

Литература

1. Развитие речи у аутичных детей: учебно-методическое пособие/под ред. Л. Г. Нуриева. -М.: Тере-винф, 2003. -160 с.

2. Иванов Е.С. Детский аутизм: диагностика и коррекция: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Е. С. Иванов, Л. Н. Де-мьянчук, Р. В. Демьянчук. - СПб: Дидактика Плюс, 2004. - 80 с.

3. Баенская Е.Р.Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития: учебно-методические рекомендации для студентов и врачей /Е.Р.Баенская,М.М.Либлинг. - М: Полиграф сервис, 2001. -156 стр.

_ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА

Тетерина Евгения Александровна Питерова Анна Юрьевна

кандидаты исторических наук, доценты, Пензенский государственный университет, г. Пенза THE CUSTOMS AND RITUALS ASSOCIATED WITH THE BIRTH OF THE CHILD

Teterina Evgenia, candidate of historical sciences, associate professor of Penza State University, Penza Piterova Anna, candidate of historical sciences, associate professor of Penza State University, Penza АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются основные обычаи татарского народа, связанные с рождением ребенка. Рассматриваются обязательные родинные этапы, имеющие как ритуальное, так и практическое значение.

Большое значение в татарской народности имела церемония имянаречения, авторы статьи также уделяют внимание этому аспекту. ABSTRACT

This article discusses the basic traditions of the Tatar people associated with the birth of the child. Considers mandatory birthing stages, with both ritual and practical importance.

Of great importance in the Tatar nation had a naming ceremony, the authors also pay attention to this aspect. Ключевые слова: обряд; обычай; роженица; повитуха; имянаречение; народные заговоры. Keywords: ritual; custom; woman in labor; the midwife of naming; people's plots.

Рождение ребенка у всех народов и во все времена - событие со своим определенным порядком проведения и обычаями. В татарской семье большое значение уделяли обряду, связанному с рождением ребёнка.

В прошлые времена, когда еще не было ни родильных домов, ни акушерок, роды проходили дома или там, где заставала работа роженицу, будь то в поле или в лесу. Поэтому дату рождения ребенка определяли полевыми работами, например,: «Этот сын родился во время сенокоса у стога сена, этот, когда заготавливали в лесу корм для овец, а этот во время уборки ржи и т. д.»

В доме роженице отводилась чистая половина избы. Роды принимали опытные бабки - повитухи (бэбэй эбие). По народным обычаям, когда начинались схватки, роженице давали мёд, который способствовал скорым родам.

Повитуха обрезала пуповину, смазывала ротик новорожденного медом, маслом, чтобы вырос добрым, ласковым, удачливым «Бэхетле бул, тэYфикле булл» (Будь счастлив, будь благонравным).

После рождения ребенка родственникам с радостной вестью посылали ребятишек (севенче). По случаю праздника их одаривали деньгами, яйцами. В обязательном порядке после родов топили баню (бэбэй мунчасы). В нежаркой бане бабка - повитуха помогала мыться роженице и искупать ребенка, приговаривая: «Сау бул, таза бул, тэмле - татлы телле бул» (Будь сильным, здоровым, будь приветливым).

К роженице было особое уважение и бережное отношение. По народным обычаям считалось, что если её навестить тебе прощаются все грехи. Осталась даже такая поговорка: «Бала анасы - денья бэясе» (Мать ребенка -богатство мира).

В первые дни после родов женщину навещали родственницы, соседки, они приносили гостинцы, угощения для матери. В татарской семье верили: чем больше угощений, тем больше будет молока у матери. При встрече с роженицей ее целовали в лоб, в губы целовать запрещалось. Ведь микробы могли попасть, в слабый после родов, организм, а затем передаться ребенку.

В татарской деревне существовало поверье: если долго держать ребенка без имени шайтан мог подменить его и ребенок мог заболеть, поэтому в скором времени после родов проводили обряд имянаречения. Имя первенцу обычно давала свекровь.

Церемония имянаречения имела особую важность и проходила следующим образом. В дом, где родился ребенок, приглашали муллу, а также гостей. Младенца на подушке подносили к мулле, который читал молитвы из Корана, и три раза произносил имя ребенка, наклонившись к уху. Имя ребенка по народным поверьям влияло на его жизнь и судьбу, поэтому имя выбирали тщательно, обычно преобладали имена из религиозных, канонических сказаний. Обряд имянаречения завершался угощением гостей.

После угощения начинался следующий этап - бэбэй чэе или бэбэй мае основным атрибутом которого была подача на стол масла и меда. После этого приглашенные гости дарили подарки. Хозяйка или свекровь, если это первенец, также одаривала гостей небольшими подарками. По татарским обычаям первенца отправляли в дом

своей матери на месяц, окрепнуть (терелергэ). В доме матери по случаю рождения и имянаречения ребенка также проходило застолье женщин (бэбэй чэе).

Когда малышу исполнялось несколько недель, ему стригли пучок волос через золотое кольцо. Этот пучок в течение всей жизни хранили в священной для мусульман книге Коран.

К мальчикам применялся обряд обрезание (сеннэт), которым занимались профессионалы (сеннэтче бабай).

Если ранее этот обряд совершал один человек из села, сейчас этот обряд производится в больнице врачами - хирургами. С пожеланиями быстрейшего заживания приходили родственники, приносили подарки и клали под подушку ребенку (сеннэт котлау).

С рождением ребенка в татарской семье также связано много магических действий.

Если до этого в семье были мертворожденные, то в следующий раз роженицы меняли место родов, проходя через мост (азраилне адаштыралар).

Если ребенок чего - то испугался, то совершали обряд растворения олова - «курку кыялар». Над головой ребенка держали ковшик с водой и туда лили олово, какую форму обретала застывшая масса - животного или, человека, того и испугался ребенок. Делали это, приговаривая: «Ни коясыц? - курку коям», повторяли три раза. (Что выливаешь? Испуг выливаю, т.е. отгоняю). Затем, чтобы этот испуг сбить с пути, эту воду выливали на развилке семи дорог.

Особые татарские ритуалы были от сглаза. Ребенка старались не показывать недобрым людям. К шапочке прикалывали яркую брошь - санчак. Лоб ребенка мазали сажей, а к руке ребенка привязывали яркую ленту, чтоб отвлечь дурной глаз.

Многие болезни татары лечили народными заговорами.

Если ребенок долго кашлял, ему давали - ^кташ (медный купорос).

При краснухе оборачивали ребенка в красную материю и клали в темное место.

Если на теле появлялись болячки, ребенка сажали на деревянную лопату для выпекания хлеба, засовывали в теплую печь, приговаривая: «Ни кывырасьщ? - Ныжы кывырам», повторяли три раза. (Что жаришь? - Болячки).

Следующий обряд способствовал выведению щетины с тела ребенка. Тело ребенка смазывали медом с мукой, затем парили несколько дней в бане.

При глазной болезни, «Ячмень» выводили кулаком. Поднося кулак к больному глазу, приговаривали: «Ай катя, кен катя, син дэ кать!» (луна уходит, день уходит, ты тоже уходи!).

Если ребенок долго не ходил, но уже стоял на ногах то его ноги окутывали соломой и отправляли навстречу идущему стаду.

Магическую силу придавали песням, такмакам, прибауткам. В татарской семье многие события, происходящие с ребенком, сопровождались песнями, прибаутками, присказками. Убаюкивая, пели колыбельные песни, выражая любовь и надежду. Колыбельные песни были со смыслом.

Современные обряды, связанные с рождением ребенка, характеризуется отмиранием некоторых обычаев и еще более пышным проявлением других. Так как сейчас

рожают в больницах, где могут оказать квалифицированную помощь, отпала необходимость в совершении магических действий.

Рождение ребенка сейчас - это торжественное, желанное событие, поэтому застолье (бэбэй чэе) проводят с более большим количеством гостей, и подарками ребенку. Во время праздника также совершается такой важный обряд как имянаречения муллой.

Литература

1. Баязитова Ф.С. Татар халкыныц бэйрэм hэм кен^реш йолалары (Праздничные и бытовые обряды татарского народа. На татар. яз.). - Казань: Тат. кн. изд-во.,1995. - 156 с.

2. Баязитова Ф. С. Духовное наследие татар - мишарей. Семейно-бытовая, обрядовая терминология и фольклор. - Саранск: «Татарская газета», 2003. -288 с.

3. Гильдеев Н.А. Татары Пензенского края. - М.: Издательский дом «Пеликан», 2008. - 200 с.

4. Исхаков Д.М. Этнография татарского народа. - Казань: Магариф, 2004. - 287 с.

5. Хвощев А. Очерки по истории Пензенского края. -Пенза, 1922. - 150 с.

_ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Юсупова Елена Александровна

старший преподаватель, Пензенский государственный университет, г. Пенза

THE ART OF DECLAMATION YESTERDAY AND TODAY

Yusupova Elena Aleksandrovna, head teacher, Penza State University, Penza АННОТАЦИЯ

В статье говорится о становлении, развитии и современном состоянии искусства художественного чтения, даётся определение данного явления, обуславливается актуальность обращения к этому жанру в современной ситуации. Рассказывается о целесообразности обращения к этому жанру в современной ситуации. ABSTRACT

The article talks about the formation, development and current state of the art of recitation, given the definition of this phenomenon. The article describes the usefulness of this genre in the current situation.

Ключевые слова: искусство художественного чтения; чтец; литературный театр; аудиокнига. Keywords: art of recitation; reader; literary theater; audiobook.

Под художественным чтением понимается жанр театрального искусства, выраженный в публичном исполнении произведений литературы (стихов, прозы, публицистики, а также писем и дневников). Искусство художественного чтения уходит корнями в Античность. Древняя Греция славилась устными выступлениями поэтов-импровизаторов. А Древний Рим, в котором искусство ораторов было в почёте, подарил миру термин «декламация» (от латинского declamatio - упражнение в красноречии). Позже, в период расцвета классицизма (17-18 вв.) этот термин стал обозначать актёрское искусство в целом: речь, жестикуляцию, мимику. Позже, в эпоху Французской революции, художественное исполнение «Марсельезы» в 1848 г. прославило актрису Рашель. Её последовательницей стала актриса Агар. В жанре художественного чтения выступали ведущие актёры Западной Европы — братья Коклен, В. Дежазе (Франция), И. Кайнц (Германия), Г. Ирвинг (Англия) и др.

У истоков русского выразительного исполнения художественных текстов лежит искусство сказочников и скоморохов. В самостоятельный жанр чтение литературных произведений перед аудиторией начало складываться в 1840-х. Первым профессиональным исполнителем и основоположником искусства художественного чтения в России стал выдающийся артист Малого театра М.С. Щепкин, который с 1843 г. устраивал вечера литературных чтений произведений Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина,

Т.Г. Шевченко. Вслед за М.С. Щепкиным в жанре художественного чтения выступили импровизатор-рассказчик И.Ф. Горбунов, актриса М.Н. Ермолова, В.Н. Андреев-Бурлак - автор инсценировок-композиций по произведениям Ф. М. Достоевского, Н.В. Гоголя и др. Необходимость в складывании нового жанра возникла в то время и у самих писателей, многие из которых сами были великолепными декламаторами. Публично признательность молодому жанру выразил один из них - Н.В. Гоголь в своём письме «Чтения русских поэтов перед публикою»: «Я рад, что наконец начались у нас публичные чтения произведений наших писателей. /.../ Я думал всегда, что публичное чтение у нас необходимо. /.../ Искусные чтецы должны создаться у нас: среди нас мало речистых говорунов, способных щеголять в палатах и парламентах, но много есть людей, способных всякому сочувствовать. /.../ К образованью чтецов способствует также и язык наш, который как бы создан для искусного чтения, заключая в себе все оттенки звуков и самые смелые переходы от возвышенного до простого в одной и той же речи. Я даже думаю, что публичные чтенья со временем заместят у нас спектакли. /.../ Прочесть, как следует, произведенье лирическое — вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его — и тогда уже выступать на публичное его чтение. Чтение это будет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.