Научная статья на тему 'ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ'

ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
413
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ / ЧТЕЦ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕАТР / АУДИОКНИГА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юсупова Елена Александровна

В статье говорится о становлении, развитии и современном состоянии искусства художественного чтения, даётся определение данного явления, обуславливается актуальность обращения к этому жанру в современной ситуации. Рассказывается о целесообразности обращения к этому жанру в современной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ART OF DECLAMATION YESTERDAY AND TODAY

The article talks about the formation, development and current state of the art of recitation, given the definition of this phenomenon. The article describes the usefulness of this genre in the current situation.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ»

164

Национальная ассоциация ученых (НА У) # III (8), 2015/ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

рожают в больницах, где могут оказать квалифицированную помощь, отпала необходимость в совершении магических действий.

Рождение ребенка сейчас - это торжественное, желанное событие, поэтому застолье (бэбэй чэе) проводят с более большим количеством гостей, и подарками ребенку. Во время праздника также совершается такой важный обряд как имянаречения муллой.

Литература

1. Баязитова Ф.С. Татар халкыньщ бэйрэм hэм кен^реш йолалары (Праздничные и бытовые обряды татарского народа. На татар. яз.). - Казань: Тат. кн. изд-во.,1995. - 156 с.

2. Баязитова Ф. С. Духовное наследие татар - мишарей. Семейно-бытовая, обрядовая терминология и фольклор. - Саранск: «Татарская газета», 2003. -288 с.

3. Гильдеев Н.А. Татары Пензенского края. - М.: Издательский дом «Пеликан», 2008. - 200 с.

4. Исхаков Д.М. Этнография татарского народа. - Казань: Магариф, 2004. - 287 с.

5. Хвощев А. Очерки по истории Пензенского края. -Пенза, 1922. - 150 с.

_ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Юсупова Елена Александровна

старший преподаватель, Пензенский государственный университет, г. Пенза

THE ART OF DECLAMATION YESTERDAY AND TODAY

Yusupova Elena Aleksandrovna, head teacher, Penza State University, Penza АННОТАЦИЯ

В статье говорится о становлении, развитии и современном состоянии искусства художественного чтения, даётся определение данного явления, обуславливается актуальность обращения к этому жанру в современной ситуации. Рассказывается о целесообразности обращения к этому жанру в современной ситуации. ABSTRACT

The article talks about the formation, development and current state of the art of recitation, given the definition of this phenomenon. The article describes the usefulness of this genre in the current situation.

Ключевые слова: искусство художественного чтения; чтец; литературный театр; аудиокнига. Keywords: art of recitation; reader; literary theater; audiobook.

Под художественным чтением понимается жанр театрального искусства, выраженный в публичном исполнении произведений литературы (стихов, прозы, публицистики, а также писем и дневников). Искусство художественного чтения уходит корнями в Античность. Древняя Греция славилась устными выступлениями поэтов-импровизаторов. А Древний Рим, в котором искусство ораторов было в почёте, подарил миру термин «декламация» (от латинского declamatio - упражнение в красноречии). Позже, в период расцвета классицизма (17-18 вв.) этот термин стал обозначать актёрское искусство в целом: речь, жестикуляцию, мимику. Позже, в эпоху Французской революции, художественное исполнение «Марсельезы» в 1848 г. прославило актрису Рашель. Её последовательницей стала актриса Агар. В жанре художественного чтения выступали ведущие актёры Западной Европы — братья Коклен, В. Дежазе (Франция), И. Кайнц (Германия), Г. Ирвинг (Англия) и др.

У истоков русского выразительного исполнения художественных текстов лежит искусство сказочников и скоморохов. В самостоятельный жанр чтение литературных произведений перед аудиторией начало складываться в 1840-х. Первым профессиональным исполнителем и основоположником искусства художественного чтения в России стал выдающийся артист Малого театра М.С. Щепкин, который с 1843 г. устраивал вечера литературных чтений произведений Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина,

Т.Г. Шевченко. Вслед за М.С. Щепкиным в жанре художественного чтения выступили импровизатор-рассказчик И.Ф. Горбунов, актриса М.Н. Ермолова, В.Н. Андреев-Бурлак - автор инсценировок-композиций по произведениям Ф. М. Достоевского, Н.В. Гоголя и др. Необходимость в складывании нового жанра возникла в то время и у самих писателей, многие из которых сами были великолепными декламаторами. Публично признательность молодому жанру выразил один из них - Н.В. Гоголь в своём письме «Чтения русских поэтов перед публикою»: «Я рад, что наконец начались у нас публичные чтения произведений наших писателей. /.../ Я думал всегда, что публичное чтение у нас необходимо. /.../ Искусные чтецы должны создаться у нас: среди нас мало речистых говорунов, способных щеголять в палатах и парламентах, но много есть людей, способных всякому сочувствовать. /.../ К образованью чтецов способствует также и язык наш, который как бы создан для искусного чтения, заключая в себе все оттенки звуков и самые смелые переходы от возвышенного до простого в одной и той же речи. Я даже думаю, что публичные чтенья со временем заместят у нас спектакли. /.../ Прочесть, как следует, произведенье лирическое — вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его — и тогда уже выступать на публичное его чтение. Чтение это будет

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # III (8), 2015 / КУЛЬТУРОЛОГИЯ

165

вовсе не крикливое, не в жару и горячке. Напротив, оно может быть даже очень спокойное, но в голосе чтеца послышится неведомая сила, свидетель истинно-растроганного внутреннего состояния. Сила эта сообщится всем и произведет чудо: потрясутся и те, которые не потрясались никогда от звуков поэзии» [1, с. 16].

Вторая половина XIX века явилась периодом подготовки к формированию жанра художественного чтения. Причём не последнюю роль в его складывании сыграла деятельность школьных учителей словесности. Читая вслух произведения литературной классики на уроках, они прививали ученикам интерес не только к литературе, но и к самому чтецкому искусству. Свидетельства этому можно найти в произведениях художественной литературы того времени. Например, А.И. Куприн в повести «На переломе» («Кадеты») описывает учителя кадетского корпуса Михаила Ивановича Труханова: «У него была рыжая борода, синие очки и сиплый голос. Однако с этим сиплым голосом он замечательно художественно читал вслух Гоголя, Тургенева, Лермонтова и Пушкина. /.../ Какой удивительной красоты, какой глубины чувства достигал он своим простуженным голосом» [4, с. 100]. Подобные эпизоды встречаются в произведениях Н.И. Тургенева, А.П. Чехова, К.Г. Паустовского и других авторов. Известна также личность учителя петербургской Ларинской гимназии В. Острогорского, который «не только постоянно читал ученикам отрывки из Пушкина, Белинского, Некрасова, Толстого, связывая эти чтения с литературным анализом произведения, но даже разработал целую методику «выразительного чтения». /... / Учитель не ограничивался собственной деятельностью в этом направлении и устраивал для учеников концерты с участием Давыдова, Горбунова, Далматова и других актёров» [5, с. 110].

После выхода на сцену профессиональных чтецов в начале XX века жанр художественного чтения получил признание. Первым из целой плеяды великолепных чтецов был Александр Яковлевич Закушняк, который в 1910 году в Одессе дал цикл из 30 концертов «Вечера интимного чтения», где читал рассказы А.П. Чехова, Мопассана, Марка Твена, Шолом Алейхема, В.Г. Короленко, он же организовал в 1924 г. знаменитые «вечера рассказа». 1937 г. ознаменовался проведением первого Всесоюзного конкурса профессиональных чтецов. В это же время Владимиром Николаевичем Яхонтовым был создан чтецкий Театр одного актера. Страна узнаёт имена мастеров художественного чтения - В.Аксёнова, Д.Орлова, Д.Журавлёва, И.Шварца, Э.Каминки и др. С литературными программами на сцену выходят и театральные актёры: В. Качалов, А. Остужев. И. Ильинский, А. Коонен, А. Кторов, Н. Мордвинов, В. Марецкая. Усилиями этих людей закладываются теоретические основы молодого жанра.

Интересно, что долгие годы в московском Заочном народном университете искусств (который существует по сей день) на театральном факультете функционировало отделение художественного чтения. А Во Всесоюзном театральном обществе была секция артистов-чтецов, при которой много лет работала методическая комиссия, помогающая педагогам и самодеятельным коллективам в работе над художественным словом.

В течение 25 лет (1965 по 1990 год) выпускался ежегодник «Искусство звучащего слова», в котором раскрывались принципы искусства чтеца, приёмы работы над текстом и т.п. В этот период регулярно проводились

многоступенчатые конкурсы чтецов начиная с городского, заканчивая всесоюзным уровнем. В этот же период фирма «Мелодия» наладила выпуск пластинок с записями чтецкого искусства, образцы которого составляли богатейший фонд Всесоюзной студии звукозаписи. На всю страну зазвучали голоса В.Яхонтова и Я.Смоленского, А.Покровского и А.Слободского, Р.Плятта и С.Балашова.

В каждой школе к середине 1970-х имелась фонотека с записями мастеров художественного чтения.

Стоить заметить, что в советский период формируется многогранное явление литературного театра, истоком которому послужило искусство художественного чтения.

Начиная с 1990-х годов художественного чтения подвергается сложным изменениям. Виной тому процесс коммерциализации культуры. Вместо записей классических образцов чтецкого искусства, стали появляться низкопробные новоделы, к работе над которыми привлекались актёры или дикторы, ранее никогда не работавшие в жанре звучащего слова. Ни одна подобная запись не стала событием в мире искусства. Подобные записи были призваны озвучить литературное произведение для тех людей, которые ленятся читать, никаких художественных задач не ставилось. Это сместило границы жанров и обесценило художественное чтение.

Говоря о сегодняшнем дне, можно заметить, что сейчас в сборном концерте крайне редко можно встретить чтеца, причём в этой роли обычно выступает артист театра, либо ведущий концерта. Учебные заведения не готовят специалистов в этой области. Зато во многих городах России функционируют литературные театры, причём радует то, что наряду с организованными в советский период, появляются и молодые коллективы. Часто эти коллективы существуют при музеях, библиотеках и филармониях, поскольку потребность в посреднике между человеком и книгой особенно явственно проявляется в этих учреждениях. Часто к жанру литературного спектакля стали обращаться профессиональные драматические театры. Например, «в Репертуаре Пензенского драматического театра им. Луначарского на сегодняшний день три литературных спектакля: «Василий Тёркин» (по поэме А.Т. Твардовского), «Герой нашего времени» и «Наш Лермонтов» (по творчеству М.Ю. Лермонтова). Литературные вечера проводят многие ведущие российские артисты: С. Безруков, К. Хабенский, С. Крючкова» [6, с.111]. Продолжается выпуск низкокачественных аудиокниг, не имеющих отношения к искусству слова, но вместе с ними можно встретить на полках переизданные классические образцы и записи спектаклей.

На наш взгляд, популяризация и дальнейшее развитие искусства художественного чтения помогут преодолеть кризис чтения, наметившийся в России в последние годы.

Список литературы

1. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. М.: Сов. Россия, 1990. 432 с.

2. Журавлев Д.Н. Об искусстве чтеца. // Искусство звучащего слова. Вып. 26. М.: Советская Россия, 1982. с. 5-15.

3. Закушняк А.Я. Вечера рассказа. М.: Искусство, 1984. 344 с.

4. Куприн А.И. На переломе (Кадеты). М.: АСТ, Люкс, 2004. 192 с.

5. Тиме Е.И. Дороги искусства. М.; Л.: ВТО, 1962. 306 с.

6. Юсупова Е.А. Искусство художественного чтения в контексте современности // Человек. Культура. Общество. - Пенза, 2014. с. 109-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.