Научная статья на тему 'Личностный аспект профилактики девиантного поведения несовершеннолетних'

Личностный аспект профилактики девиантного поведения несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / СИСТЕМНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФИЛАКТИКА / DEVIANT BEHAVIOR / PERSONALITY / SYSTEM-PERSONAL APPROACH / PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Думов Сергей Борисович, Думов Александр Сергеевич, Нагайцева Ирина Федоровна

В работе рассматриваются вопросы, связанные с особенностями девиантных проявлений в подростковом возрасте. На основании теоретического анализа системно-личностного подхода и собственных исследований разработана система мероприятий практической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSONAL ASPECT OF PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS

The paper deals with the issues related to the peculiarities of deviant manifestations in adolescence. On the basis of the theoretical analysis of the system-personal approach and own researches the system of actions of practical activity on prevention and overcoming of deviant behavior of minors is developed.

Текст научной работы на тему «Личностный аспект профилактики девиантного поведения несовершеннолетних»

занятие до 10 участников, активные формы взаимодействия, обратную связь и др. условия; подготовка преподавателя и студентов к работе на данной платформе, предполагающая стажировку преподавателя и ознакомление студентов с электронным ресурсом; проведение пробных экспериментальных онлайн-уроков (виртуальных классов) в течении двух недель для студентов разного уровня владения английским языком, обеспечение обратной связи и мониторинг удовлетворенности оказываемой услугой: для студентов «Школы Frog School», участвовавших в проведении виртуальных классов (экспериментальная группа) и для студентов, не принимавших участие в эксперименте (контрольная группа), для определения интереса и актуальности реализации данного проекта в будущем.

Всего в эксперименте приняло участие 15 студентов в возрасте от 20 до 35 лет. В их число вошли 11 студентов Школы Frog School и 4 представителя организаций-партнеров (по 2 студента из сети: Санкт-Петербургская Школа Телевидения и Санкт-Петербургская Школа Красоты); четыре мини-группы согласно уровню владения английским языком.

Выявленные в результате исследования проблемы в деятельности центра решались за счет создания организационно-педагогических условий обеспечения сетевой организации обучения взрослых английскому языку. Одним из условий была апробация виртуальных классов. Результаты эксперимента показали положительную динамику по таким критериям, как удовлетворенность, комфортность обучения, доступность использования виртуальных классов как новой формы дистанционного обучения английскому языку.

Обучающиеся экспериментальной группы (участники виртуальных классов) показали более высокий уровень заинтересованности и мотивации к обучению английскому языку через форму дистанционного обучения виртуальные классы. Также обе группы отмечают, что виртуальные классы могут являться эффективной формой обучения английскому языку. Однако, и экспериментальная, и контрольная группы считают, что виртуальные классы не способны заменить собой «реальные» занятия в школе, но готовы посещать виртуальные классы на постоянной основе.

Главными преимуществами виртуальных классов, как сетевой формы организации обучения, были выделены доступность, комфортность и удобство обучения. Основными недостатками выступают перебои Интернет-соединения и технические трудности работы в виртуальных классах.

Выводы. Подводя итог, отметим, что сетевая организация обучения способствует развитию интереса у взрослых к изучению английского языка при соблюдении следующих организационно-педагогических условий: создана электронная информационно-образовательная среда; проведена подготовка педагогических кадров к работе с электронным ресурсом; разработаны и реализованы виртуальные классы как форма дистанционного обучения английскому языку; обеспечена образовательная связь и мониторинг результативности оказываемой услуги.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики - к педагогике развития / А.Г. Асмолов // Внешкольник. - №9 - 1997. - С. 73-81.

2. Бузинская Я.М. Проблема определения компонентов структуры коммуникативной компетентности педагога / Бузинская Я.М. // Педагогический вестник. - Научный журнал: - Новосибирск-Ялта: Изд. АНС «СибАК», 2018. - Вып. 2. - с. 10-11

3. Буров К.С. Сетевая организация взаимодействия образовательных организаций общего и профессионального образования в сфере профориентационной деятельности / К.С. Буров // Вестник Южно-Уровальского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2014. - Т. 6. - № 2. - С. 26-32.

4. Ваганова О.И. Интерактивные формы организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза / О.И. Ваганова, А.В. Лапшова, О.П. Колтохина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-2. - С. 43-46.

5. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская // Издательство Московского университета, 1986. - 201 с.

6. Majumdar A. 5 Teaching Technics In The Virtual Classroom / Learning Industry Journal - 2016. URL: https://eleamingindustry.com/5-teaching-techniques-virtual-classroom.

Педагогика

УДК 796.01

кандидат педагогических наук, доцент Думов Сергей Борисович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград), Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волжский институт экономики, педагогики и права (г. Волжский); кандидат педагогических наук Думов Александр Сергеевич Волгоградский социально-педагогический колледж (г. Волгоград); кандидат педагогических наук, доцент Нагайцева Ирина Федоровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград)

ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация. В работе рассматриваются вопросы, связанные с особенностями девиантных проявлений в подростковом возрасте. На основании теоретического анализа системно-личностного подхода и собственных исследований разработана система мероприятий практической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения несовершеннолетних.

Ключевые слова: девиантное поведение, личность, системно-личностный подход, профилактика. Annotation. The paper deals with the issues related to the peculiarities of deviant manifestations in adolescence. On the basis of the theoretical analysis of the system-personal approach and own researches the system of actions of practical activity on prevention and overcoming of deviant behavior of minors is developed.

Keywords: deviant behavior, personality, system-personal approach, prevention.

Введение. Сегодня, в условиях столкновения различных ценностных ориентаций очень тяжело приходится несовершеннолетним с их еще не устоявшимся нравственным опытом, мировоззрением и шаткой системой ценностей. Подростки, в связи с особенностями их возраста очень чувствительны к различным социальным деформациям в обществе, а также к педагогическим ошибкам учителей. Если говорить о сфере саморегуляции несовершеннолетних, то она находятся на примитивно-вербальном уровне, а нравственные категории пока что не стали сферой личностных смыслов потому они не осуществляют роль регуляторов поведения несовершеннолетних.

Стремительно растет число агрессивно настроенных неформальных молодежных объединений, что влечет за собой негативные модификации сознания несовершеннолетних, в данных группах преобладают корыстная ориентация, агрессивность, национализм, насильственные методы решения конфликтов, собственных проблем.

В данных условиях особенно остро встает проблема практической деятельности и теоретического осмысления по профилактике и преодолению отклоняющегося от нормы поведения подростков.

Изложение основного материала статьи. В трудах отечественных и зарубежных исследователей довольно широко представлен феномен отклоняющегося поведения несовершеннолетних, например в работах В.Г. Баженова, А.А. Беликова, В.Н. Кудрявцева, С.И. Курганова, М. Раттера, Х. Хекхаузена и др. отклоняющимся (т.е. асоциальным, деликвентным) называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных, правовых, нравственных, коммуникативных, эстетических и других норм, включая отклонения и отклонения социально-пассивного типа, и отклонения активно-агрессивной ориентации [2].

Спектр исследований, которые были проведены в этой области, довольно обширен, однако все еще остаются слабо разработанными представления о глубинных личностных механизмах асоциального поведения несовершеннолетних, а также о деформациях социального пространства личности, которые как раз и порождают данный тип поведения. По ходу исследования данной проблемы, мы, в качестве методологической основы типологизации девиантного поведения подростков взяли за основу модель системно-личностного подхода, которая позволяет нам сделать вывод о том, что глубинная основа отклонений в поведении несовершеннолетних - это нарушения в его личностных структурах и функциях. И на начальном этапе в функциях рефлексивных, которые тесно связанны с образованием Я-образа, смысловой структуры личности, сферы ее личностной автономности и ответственности. Отклонения, проявляющиеся во внешних поведенческих актах, сопряжены с искажением ценностных предпочтений в сфере отношений [3]. Можно представить личностные дефекты, которые ведут к отклонениям, как психические новообразования, они понижают уровень организованности личностной системы и режима ее функционирования, иными словами осуществления функций индивидуальности, референтности избирательности. Если же нарушения в сфере важнейших личностных функций глубинны, то это приводят к тому, что само функционирование личности, связанное с утратой нравственных ориентиров при выборе поступка, ослабленностью опосредования и селекции влияний из вне и внутренних реактивных импульсов, критичности и иммунитета по отношению к девиантным формам поведения - обуславливает происхождение устойчивых негативных проявлений личности.

Отклоняющееся поведение несовершеннолетних также связано с серьезными изъянами в сфере воли и произвольного поведения. Стандартное волевое развитие состоит в своевременном, качественном изменении самого субъекта, в его готовности к коррекции своего поведения для достижения цели. Именно эта функция воли ослаблена у несовершеннолетнего с отклоняющимся поведением. Ее проявления определены групповыми стереотипами, индивидуальная воля несовершеннолетнего достаточно часто подменяется волей группы, ее более сильных лидеров.

Опыт личностного развития "трудного" подростка негативен не только потому, что у него не было успехов, позитивных встреч, а потому, что выводы, которые он делает из своих жизненных ситуаций, проникнуты негативными предубеждениями и установками, они бедны в понятийном отношении, в большей степени "окрашены" отрицательными эмоциями [1]. Огромную роль в формировании девиантного поведения подростков играет нарушение саморегуляции на уровне личности, снижение ее оценочной, стимулирующей, мобилизующей, прогностической, контролирующей, ретроспективной, корректирующей функций, а нарушение устойчивой иерархии в структуре личности приводит в противовес этому к усилению внешних стимулов и сиюминутных импульсов.

Несовершеннолетний с девиантным отклонением имеет недостаточный уровень в развитии интеллектуальной сферы, а это, в свою очередь, затрудняет вербализацию смысла, тем более значения поступков, совершаемых им. Нарушение контактов с социальным окружением не дает возможность общения с носителями положительного социального опыта, а значит, рефлексии в самокоррекции своего поведения. «Трудный» подросток неадекватно воспринимает себя, он не способен достаточно четко представить образ собственного поведения, тем более то, как оно воспринимается окружающими людьми. Это связано с самой природой рефлексии, которая проявляется в межиндивидуальной сфере, когда индивиду сложно транслировать другому смысл своей деятельности. Процесс вхождения такого несовершеннолетнего в группу, в этом случае нарушается, искажается [2].

В норме этот процесс протекает через три этапа:

1. Адаптации;

2. Индивидуализации;

3. Интеграции.

Но как показывают наблюдения, из этого процесса может выпасть этап индивидуализации. Иными словами, поиск средств проявления собственной индивидуальности, возможности отличаться от других, быть "не как все". Вследствие такого поведения интеграция обретает искаженный характер, становясь "растворением" подростка в массе, толпе.

Системно-личностный подход, в применении к анализу механизмов девиантного поведения направляет нас на способ объяснения причин такого поведения, когда воздействующие извне факторы должны в любом случае вызвать собственные деформирующие усилия личности. Системно-личностное понимание механизмов девиантного поведения, их генетической природы позволяет в будущем иметь возможность

нахождения наиболее эффективных личностно и индивидуально-ориентированных педагогических средств профилактики и преодоления такого поведения.

Профилактика девиантного поведения рассматривается как целенаправленно организованный процесс с заранее определенными средствами, формами и методами работы. Очень важно, что предупредительные работы по воспитанию намного эффективнее остальных средств и методов сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, достаточно часто запаздывают и начинают действовать тогда, когда противоправное действие уже совершено. Для эффективной работы правовых мер предупреждения правонарушений, должна быть включенность в сознание подростка этих мер, что бы они стали частью его убеждений, мировоззрений, опыта, чего можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

Наибольшей деформации у подростка с девиантным поведением подвержены такие функции личности, как выбор ценностей, социальная мотивация, опосредование внешних влияний защитными механизмами психики, адекватная самооценка своего образа жизни и поведения, построения иерархии жизненных смыслов, а также социально значимые способы самореализации. Нарушения в личностной сфере несовершеннолетнего очень тесно связаны с недостатками в когнитивно-интеллектуальном развитии, в сфере профессиональной и социальной ориентации, коммуникаций с людьми разных поколений, а также дезадаптацией в школьном коллективе.

Выводы. Исходя, из проведенного анализ мы сделали вывод о том, что системно-личностный анализ многообразных проявлений девиантного поведения несовершеннолетних позволяет выявить его сущностно-критериальные характеристики как определенное личностно-типологическое свойство, указанное поведение можно охарактеризовать:

1. Системой ценностных ориентаций, которая выражается в неадекватном (неустойчиво-деформированном) восприятии социальных, правовых, нравственных, коммуникативных, эстетических и других норм. Отрицание норм можно характеризовать различной степенью осознанности, последовательности, обширностью проникновения в сферы жизни и деятельности несовершеннолетнего.

2. Эгоистически-коллективной мотивацией, деиндивидуализированным воспроизводством стереотипов поведения в группе.

3. Недостаточным развитием интеллектуально-когнитивной сферы, понятийного мышления, а также способов учебной деятельности.

4. Неравновесностью развития эмоционально-коммуникативных отношений, то есть непроизвольной привязанностью к определенным занятиям и партнерам и отвержение объектов, требующих волевых усилий.

5. Неадекватностью рефлексивных процессов, самооценки, "образа Я", ослабленностью саморегуляторных функций.

6. Отсутствие ориентированности в социуме, в перспективных планах и собственном жизненном опыте.

7. Общей психической неуравновешенностью, беспокойством, тревогой, агрессией, оппозицией в отношении воздействий со стороны педагогов.

В системе выделенных характеристик обнаружены различные колебания, которые связанны с качественным своеобразием и степенью выраженности отклонений. В связи с этим, мы смогли определить уровневые группы подростков с различными качественно-интенсивными характеристиками отклонений:

1. Несовершеннолетние с устойчивой асоциальной ориентацией, они активно противодействуют разнообразным профилактическим и коррекционным мерам ("агрессивные" подростки);

2. Несовершеннолетние с нарушениями в нравственной и эмоционально-коммуникативной сфере, что проявляется отставанием в развитии рефлексивных и когнитивных функций ("группа риска");

3. Несовершеннолетние с проявлениями психической неуравновешенности, непоследовательности и импульсивности поведения ("импульсивные" подростки).

В ходе практического применения предложенной типологизации отклоняющегося поведения несовершеннолетних при организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками в Краснооктябрьском районе г. Волгограда стало изучение социально-педагогической обстановки в районе. Первым шагом работы стала диагностика характеристик социальной среды и связанных с ней устойчивых индивидуально-психологических особенностей, препятствующих обобщению понимания девиантного поведения и развитию личности несовершеннолетних, разных уровневых групп. Результаты диагностики стали основанием для разработки системы индивидуальной и групповой профилактической и коррекционной работы с несовершеннолетними девиантного поведения.

Обобщая полученные результаты, мы имеем возможность выделить совокупность педагогических средств, ситуаций, создаваемых для несовершеннолетних различных уровневых групп, (в соответствии со степенью отклонения) с целью разработки системы мероприятий практической деятельности для профилактики и коррекции их поведения и развития.

Для группы "импульсивных" подростков мы разработали тренинги самооценивания и волевого поведения; вовлечение в коллективные творческие дела класса (подготовка мероприятий и другое); создание ситуаций учебного успеха; оптимизация статуса несовершеннолетнего в семье.

Для "группы риска" необходим поэтапный диалог о жизненной ситуации несовершеннолетних; выявление и работа для устранения негативных влияний со стороны семьи и неформальной группы; помощь в разрешении семейных, школьных и конфликтов со сверстниками; привлечение несовершеннолетнего к проектированию собственной жизнедеятельности, разработка маршрута собственной самореализации.

В работе с представителями "агрессивной" группы в большей степени эффективны такие приемы, как изменение статуса и референтной группы; включение в новые сферы деятельности и общения; разработка совместно с несовершеннолетним новой модели поведения и помощь в овладении ею.

Инвариантными для профилактической и коррекционной работы с несовершеннолетними различной степени отклонения стали такие действия, как разбор жизненной ситуации и социального круга, создание педагогически целесообразного пространства жизнедеятельности, диагностика и прогностика личностного развития.

Литература:

1. Думов А.С. Педагогика девиантного поведения: учебное пособие / А.С. Думов, С.Б. Думов, И.А. Столярчук. - Волгоград: Учитель, 2015. - 179 с.

2. Думов С.Б. Насилие как форма проявления девиантности среди несовершеннолетних. Современные проблемы девиантологии: перспективы развития. Коллективная монография 1 Международного Конгресса девиантологов 20-23 апреля 2017 г. / Под ред. Ю.А. Клейберга и Kwami S. Байеу. - София, 2017. - 148 с.

3. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994. С. 79.

Педагогика

УДК 796:378.141-054.56

кандидат педагогических наук, доцент Ермакова Марина Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Оренбург); старший преподаватель Ляшенко Анна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Оренбург)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена проблеме здоровьесбережения иностранных обучающихся, успешное решение которой позволит повысить качество высшего медицинского образования, и, следовательно, конкурентноспособность на мировом рынке образовательных услуг. Авторы статьи обосновывают необходимость вовлечения иностранных обучающихся в активные занятия физической культурой и спортом с целью повышения уровня их двигательной и коммуникативной активности, выделяют ряд особенностей реализации занятий физической культурой и организации дополнительной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности. Физическая активность является мощным средством восстановления психических и физических сил у обучающихся, фактором укрепления здоровья, помогает справиться с проблемами адаптации к новым условиям жизни и образовательной среды.

Ключевые слова: здоровьесбережение, физическая культура, иностранные обучающиеся, здоровый образ жизни, образовательное пространство медицинского вуза.

Annotation. The article is devoted to the problem of health saving of foreign students, the successful solution of which will improve the quality of higher medical education, and, consequently, competitiveness in the global market of educational services. The authors substantiate the need to involve foreign students in active physical culture and sports in order to increase their level of motor and communicative activity, identify a number of features of the implementation of physical culture and the organization of additional sports and recreational and sports activities. Physical activity is a powerful means of restoring mental and physical strength in students, a factor in promoting health, helps to cope with the problems of adaptation to new living conditions and the educational environment.

Keywords. health care, physical education, foreign students, healthy lifestyle, educational space of medical University.

Введение. В настоящее время международная деятельность является одним из критериев эффективности современного вуза и выражается в увеличении количества иностранных обучающихся, большей мобильности студента, что определяет конкурентоспособность отдельного вуза и страны в целом. Интернационализация подразумевает психолого-педагогическую коррекцию содержания образования и преподавательской деятельности на основе компетентностного подхода, отсутствия непрерывности образования «детсад» -«школа» - «вуз», адаптации иностранного обучающегося к нашей стране, языковой барьер его отношения к здоровью, ориентации на здоровьесберегающую и здравотворческую деятельность и т.д.

Наиболее привлекательным для иностранных обучающихся в нашей стране является высшее медицинское образование. Представляет несомненный интерес то, что в России достаточно давно и эффективно обучаются медицине представители разных народов, все они имеют свое представление о здоровье, и способах его сохранения, при этом результатом их обучения является диплом врача, независимо от стереотипа здоровьесбережения, опыта здоровьесберегающей и здоровьесохраняющей деятельности, образа и стиля жизни, вероисповедания и других критериев [7]. Обучение в медицинском вузе имеет ряд особенностей, которые неоднократно подчеркивались, как российскими, так и зарубежными исследователями: один из самых продолжительных рабочих дней, длительные транспортные перемещения по городу в связи с особенностями расположения учебных корпусов и клинических баз, необходимость дополнительной работы на кафедрах с препаратами и в библиотеках с литературными источниками, ночные дежурства, контакты с больными. По литературным данным, количество обучающихся с физическим, психическим напряжением и перенапряжением составляет от 20% до 70% и имеет устойчивую тенденцию к нарастанию от младших к старшим курсам: информационная интенсификация, технологии обучения и воспитания не соответствуют возрастным и этническим особенностям; педагогами применяются недостаточно эффективные методы и формы работы по сохранению и сбережению здоровья обучающихся, что может оказаться серьезной помехой в достижении целей высшего медицинского образования.

Следовательно, здоровьесбережение иностранных обучающихся является актуальной социально-педагогический проблемой, успешное решение которой позволит повысить качество высшего медицинского образования, и, следовательно, конкурентноспособность на мировом рынке образовательных услуг.

Изложение основного материала статьи. Здоровьесбережение как часть охраны здоровья имеет различные аспекты: философский, медицинский, психологический, физиологический. Значимым аспектом здоровьесбережения является педагогический, который определен спецификой педагогических средств. Сущностью аспекта здоровьесбережения является сохранение и укрепление здоровья посредством использования педагогических средств, способов и приемов [2].

Н.К. Смирнов рассматривает здоровьесбережение как основу здоровьесберегающих технологий и утверждает, «что здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной» [5, с. 4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.