Научная статья на тему 'К вопросу создания системы профилактической работы с несовершеннолетними девиантного поведения'

К вопросу создания системы профилактической работы с несовершеннолетними девиантного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
524
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Думов С. Б.

В статье рассматриваются проблемы организации профилактической работы с несовершеннолетними девиантного поведения. Автор обосновывает необходимость создания системы совместной деятельности образовательных и социально-педагогических учреждений по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. Практические выводы могут быть использованы в организации работы с несовершеннолетними девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу создания системы профилактической работы с несовершеннолетними девиантного поведения»

Думов С.Б.

Доцент, докторант кафедры педагогики, доцент кафедры социальной работы Волгоградского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук

К ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В статье рассматриваются проблемы организации профилактической работы с несовершеннолетними девиантного поведения. Автор обосновывает необходимость создания системы совместной деятельности образовательных и социально-педагогических учреждений по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. Практические выводы могут быть использованы в организации работы с несовершеннолетними девиантного поведения.

В условиях столкновения различных ценностных ориентаций особенно трудно приходится детям и подросткам с их еще не устоявшимся нравственным опытом, мировоззрением, подвижной системой ценностей. Деформация традиционной системы воспитания повлекла за собой педагогическую запущенность и потерянность ребенка и подростка, распространение в среде несовершеннолетних новых качественных характеристик саморазрушающего поведения, что привело к росту и омоложению преступности, наркомании и других негативных явлений среди несовершеннолетних. Специфика подросткового возраста делает его представителей особенно чувствительными к различного рода социальным деформациям в обществе, к педагогическим ошибкам воспитателей. Что касается собственной сферы саморегуляции несовершеннолетних, то она еще находится на примитивно-вербальном уровне. Нравственные категории пока еще не становятся сферой личностных смыслов и потому не выполняют роль регуляторов поведения подростков. Растет число агрессивно настроенных неформальных молодежных объединений, происходят негативные модификации молодежного сознания с преобладанием корыстной ориентации, агрессивности, национализма, насильственных методов решения собственных проблем.

В этих условиях особенно остро встает проблема теоретического осмысления и организации практической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения несовершеннолетних. Рассмотрению феномена девиантного поведения несовершеннолетних посвящены многие работы отечественных и зарубежных исследователей (В.Г. Баженов, A.A. Беликов, Ю.А. Клейберг, В.Н. Кудрявцев, С.И. Курганов, М. Раттер, X. Хекхаузен и др.). В указанных работах девиантным (отклоняющимся, асоциальным) называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от

социальных (правовых, нравственных, коммуникативных, эстетических и др.) норм, включая отклонения как активно-агрессивной, корыстной ориентации, так и отклонения социальнопассивного типа [1]. Несмотря на провозглашаемый в научной литературе целостный, системный подход к работе с данным контингентом детей и подростков, в этой сфере все еще преобладает ориентация на функциональное, фрагментарное представление о путях профилактики и преодоления девиантного поведения несовершеннолетних.

Хотя спектр исследований, проведенных в этой области, достаточно широк, остаются слабо разработанными представления о глубинных личностных механизмах девиантного поведения несовершеннолетних, о деформациях социального пространства личности, порождающих этот тип поведения.

Мы в качестве методологической основы типологизации девиантного поведения взяли за основу модель системно-личностного подхода. Последняя означает, что глубинной основой отклонений в поведении несовершеннолетнего являются нарушения в его личностных функциях и структурах, и в первую очередь в функциях рефлексивных, связанных с формированием Я-образа, смысловой структуры личности, сферы ее личностной ответственности и автономности [2]. Отклонения во внешних поведенческих актах связаны с деформацией ценностных предпочтений в сфере ее отношений. Личностные дефекты несовершеннолетнего, ведущие к отклонениям, можно представить как психические новообразования, понижающие уровень организованности личностной системы, режима ее функционирования, т. е. осуществления функций избирательности, защиты индивидуальности и ре-ферентности. Глубинные нарушения в сфере важнейших личностных функций несовершеннолетних приводят к тому, что само функционирование личности, связанное с потерей нравственных

императивов при выборе поступка, ослабленно-стью селекции внешних влияний и внутренних реактивных импульсов, критичности и иммунитета по отношению к асоциальным формам поведения, - обуславливает генезис устойчиво негативных проявлений личности. К таковым можно отнести аффективность, завышенную самооценку вплоть до заносчивости, жесткость установок, доходящую до жестокости, неуправляемость, подвластность влечениям, а также некоторые черты возбудимости, неуживчивости, способности к длительному поддержанию конфликтов с окружающими.

Отклоняющееся поведение связано с серьезными дефектами в сфере воли и произвольного поведения несовершеннолетнего. Нормальное развитие воли состоит в своевременном изменении самого субъекта, в его готовности к коррекции своего поведения во имя достижения цели. Именно эта функция воли ослаблена у несовершеннолетних с девиантным поведением, ее проявления детерминированы групповыми стереотипами, индивидуальная же воля подростка чаще всего подменяется волей группы, ее более сильных лидеров.

Личностный опыт «трудного» подростка, как правило, негативный, и не только потому, что у него не было позитивных встреч и успехов, а потому, что выводы, которые он делает из своих жизненных ситуаций, проникнуты негативными установками, предубеждениями, бедны в понятийном отношении, окрашены отрицательными эмоциями. Наибольшую негативную роль в деформации поведения несовершеннолетних играет нарушение саморегуляции на личностном уровне, снижение ее оценочной, стимулирующей, мобилизующей, прогностической, контролирующей, ретроспективной, корректирующей функций. Нарушение устойчивой иерархизированной структуры личности приводит к усилению внешних стимулов и сиюминутных импульсов.

Недостаточный уровень развития интеллектуальной сферы несовершеннолетнего с отклонениями в поведении очень часто затрудняет вербализацию смысла и тем более значения совершаемых им поступков. Нарушение контактов с социальным окружением блокирует возможность диалога с носителями положительного социального опыта, а значит, и внутреннего диалога, самокоррекции своего поведения.

Неадекватно воспринимая себя, несовершеннолетний с девиантным поведением не в

состоянии отчетливо представить образ собственного поведения и, главное, то, как оно воспринимается другими. Это естественным образом связано с самой природой рефлексии, которая возникает в межиндивидуальной сфере, когда один индивид затрудняется передать другому смысл своей деятельности. Процесс вхождения такого несовершеннолетнего в группу, который в норме протекает через этапы адаптация - индивидуализация - интеграция в этом случае деформируется. В частности, из него, как показали наши наблюдения, может выпасть этап индивидуализации, т. е. поиск средств проявления своей индивидуальности, возможности быть не как все. Вследствие этого и интеграция тоже обретает искаженный характер, становясь подчинением, растворением подростка в массе.

В этих условиях применяемый нами системно-личностный подход к анализу механизмов девиантного поведения нацеливает на такой способ объяснения причин данного поведения, когда влияющие извне факторы должны в любом случае вызвать собственные деформирующие усилия личности. Системно-личностное понимание механизмов девиантного поведения, их генетически-интимной природы позволяет в дальнейшем предполагать возможность нахождения более эффективных личностно и индивидуально ориентированных педагогических средств преодоления подобного поведения.

Наибольшей деформации у несовершеннолетних подвержены такие личностные функции, как социальная мотивация и выбор ценностных ориентаций, опосредование внешних влияний защитными механизмами психики, адекватная оценка своего образа жизни и поведения, построение иерархии жизненных смыслов, социально значимые способы самореализации. Нарушения в личностной сфере тесно взаимосвязаны с изъянами в когнитивно-интеллектуальном развитии, в сфере социальной и профессиональной ориентации, коммуникаций с людьми разных поколений, дезадаптацией в школьном коллективе.

Таким образом, системно-личностный анализ многообразных проявлений девиантного поведения несовершеннолетних позволяет выявить его сущностно-критериальные характеристики. Указанное поведение как определенное личностно-типологическое свойство характеризуется:

1) системой ценностных ориентаций, выражающейся в неадекватном (неустойчиво-дефор-

мированном) восприятии социальных норм (правовых, нравственных, коммуникативных, эстетических и др.). Это отвержение норм характеризуется различной осознанностью, последовательностью, широтой проникновения в различные сферы жизни несовершеннолетнего;

2) эгоистически-корпоративной мотивацией, деиндивидуализированным воспроизводством стереотипов группового поведения;

3) отставанием в развитии интеллектуально-когнитивной сферы, понятийного мышления и способов учебной деятельности;

4) неравновесностью развития эмоционально-коммуникативных отношений (непроизвольная привязанность к определенным занятиям и партнерам и отвержение объектов, требующих волевых усилий);

5) неадекватностью рефлексивных процессов, самооценки, «образа Я», общей ослаблен-ностью саморегуляторных функций;

6) недостаточной ориентированностью в социуме, в собственном жизненном опыте, в перспективных планах;

7) общей психической неуравновешенностью, тревожностью, агрессивностью, оппозицией в отношении педагогических воздействий.

Внутри выделенной системы характеристик существуют и различные колебания, связанные с некоторыми особенностями и степенью выраженности отклонений. В связи с этим мы смогли определить несколько уровневых групп несовершеннолетних с различными качественно-интенсивными характеристиками отклонений:

- несовершеннолетние с устойчивой асоциальной ориентацией, с активным противодействием разнообразным профилактическим и коррекционным мерам («агрессивные»);

- несовершеннолетние с нарушениями в нравственной и эмоционально-коммуникативной сфере, сопровождающимися отставанием в развитии рефлексивных и когнитивных функций («группа риска»);

- несовершеннолетние с преобладанием психической неуравновешенности, непоследовательности и импульсивности поведения («импульсивные»).

Предложенная типологизация девиантного поведения несовершеннолетних легла в основу организации системы профилактической и коррекционной работы в Краснооктябрьском районе г. Волгограда, где были получены интересные результаты.

Проанализировав состояние дел в среде несовершеннолетних обследованного нами района г. Волгограда, мы постарались в первую очередь разработать стратегию профилактики и преодоления девиантного поведения несовершеннолетних. При этом принималась во внимание значительная криминальная напряженность этого региона.

На начальном этапе была интенсифицирована просветительская работа с родителями и внедрение идей профилактики и системно-личностного подхода в воспитательную и коррекционную работу педагогов и воспитателей детских клубов. Педагоги-практики получали необходимый минимум знаний о сущности и технологиях профилактики и индивидуально-личностного подхода к детям, о механизмах личностных новообразований в подростковом возрасте. Особое внимание уделялось технологиям межличностного контакта - диалогу (вхождение, развитие, поддержание), этическому слушанию, самопрезентации, рефлексивной беседе и т. п. Минимум знаний, необходимых для родителей, включал также представление об особенностях протекания возрастных кризисов у несовершеннолетних.

Второй этап работы предполагал переход к профилактике и коррекции, который был обусловлен тем, что многочисленные попытки изменения ценностных и поведенческих стереотипов несовершеннолетних 14-16 лет, относимых нами к агрессивной группе, свидетельствовали о крайней сложности, а подчас и невозможности столь запоздалой «коррекции». Слишком устойчивыми и глубокими оказывались личностные дефекты несовершеннолетних, сказывалась также и негативная роль лидера неформальной уличной подростковой группы. Однако вывод был очевиден - профилактическую работу с несовершеннолетними необходимо начинать много раньше, на этапе дошкольного учреждения и начальной школы в тесном взаимодействии с различными социально-педагогическими учреждениями.

Идея взаимодействия в воспитательном процессе различных социальных институтов -едва ли не древнейшая в педагогике. Однако в чем это взаимодействие (совместная деятельность) должно состоять? Разрабатывая систему взаимодействия образовательных и социально-педагогических учреждений по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, мы встали перед необходимостью уточнения

методологических позиций, парадигмы, в соответствии с которой разрабатывается проект совместной деятельности названных учреждений. В качестве исходного основания была выбрана педагогическая парадигма рассмотрения проблемы, в соответствии с которой в ходе исследования мы определили: 1) педагогическую цель совместной деятельности, т. е. ожидаемые результаты в воспитательно-профилактической работе в виде проектируемых изменений в поведении несовершеннолетних; 2) содержание опыта, усвоение которого обеспечивает ревизию социально-негативных жизненных смыслов, и овладение новым поведением, реализующим важнейшие личностные и социально-статусные потребности несовершеннолетнего; 3) систему функциональных, организационно-управленческих, пространственно-временных взаимодействий образовательных и социальнопедагогических учреждений. Единство целевых, содержательных и процессуальных характеристик позволило задать социально-педагогическую, практико-ориентированную направленность системы совместной деятельности образовательных и социально-педагогических учреждений по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.

Важным пунктом в построении данной системы явилась модель коррекционно-педагогической ситуации как системы разнородных факторов, целенаправленная актуализация которых ставит несовершеннолетнего перед необходимостью ценностно-смысловой ревизии предшествующего опыта. Иными словами, это ситуация, востребующая самокорректировку поведения, создающая благоприятную психологическую почву для принятия жизненной программы, предлагаемой коллективным воспитателем.

Структура этой ситуации, включающая объективные и субъективные компоненты, в обобщенном виде представляется следующим образом: 1) объективный источник личностной коллизии (проблема статуса несовершеннолетнего в коллективе сверстников, появление новой сферы предметной деятельности, изменения в направленности прежней референтной группы, обнаружение новых личностных возможностей и др.); 2) система условий, способствующих трансформации объективного противоречия во внутренний план личности (благоприятное влияние сверстников, родителей, учителей, социальных педагогов, соседского окруже-

ния, авторитетных взрослых людей); 3) личностное принятие переживаемой коллизии (активизация рефлексивных процессов, пересмотр «Я-концепции», ревизия сложившихся мотивов и смыслов); 4) попытка разрешения коллизии в рамках прежнего опыта без его радикального изменения, в рамках прежней сферы общения, углубление сомнений в эффективности этого пути; 5) активное овладение новыми образцами поведения, вытеснение негативного опыта при эффективной педагогической поддержке и благоприятной обстановке в окружающей социальной среде.

В ходе реализации системы совместной деятельности образовательных и социально-педагогических учреждений по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних в г. Волгограде нами была разработана скоординированная социальная, психолого-педагогичес-кая программа, направленная на работу по преодолению девиантного поведения несовершеннолетних, в основу которой были положены приведенные выше теоретические положения.

В реализации программы были задействованы образовательные, социально-педагогические и другие учреждения района. Координирующим ядром стал Центр социально-психологической службы. Первым шагом работы стало изучение социально-педагогической обстановки в районе. Одним из направлений явилась диагностика характеристик социальной среды и связанных с ней устойчивых индивидуальнопсихологических особенностей, препятствующих обобщению понимания девиантного поведения и развитию личности несовершеннолетних разных уровневых групп вплоть до стоящих на учете в КДН. Результаты диагностики явились основанием для разработки системы индивидуальной и групповой профилактической и коррекционной работы с несовершеннолетними девиантного поведения. Вся работа в этом направлении, согласно принятой концепции, проводилась во взаимодействии социально-педагогических и образовательных учреждений района. Содержание этого взаимодействия включало: обмен диагностической информацией, разработку программы (целей, средств, этапов) совместной деятельности, распределение функций (ролей) и при необходимости обмен ими, поддержку и коррекцию взаимных усилий, их преемственность во времени и пространстве, были разработаны этапы взаимодействия родителей, педагогов, подразделения по делам

несовершеннолетних, определены формы их участия в работе. Для каждой организации была разработана и апробирована ее роль в общей программе профилактической и коррекционной работы с несовершеннолетними девиантного поведения.

Опыт совместной деятельности всех заинтересованных учреждений района в этом направлении позволил получить значительные позитивные результаты в работе по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков, а также выделить совокупность педагогических средств, ситуаций, создаваемых для несовершеннолетних различных уровневых групп (по степени отклонения) с целью профилактики и коррекции их поведения.

Для группы «импульсивных» несовершеннолетних: тренинги самооценивания и волевого поведения; вовлечение в комплекс коллективных творческих дел в классе; создание ситуации учебного успеха; оптимизация статуса несовершеннолетнего в семье.

Для «группы риска»: поэтапный диалог о жизненной ситуации несовершеннолетних; выявление и нейтрализация негативных влияний со стороны семьи и неформальной группы; разрешение конфликтов в семье, в школе, со сверстниками; привлечение несовершеннолет-

них к проектированию собственной жизнедеятельности.

В работе с представителями «агрессивной» группы несовершеннолетних наиболее эффективными стали такие методы и приемы, как изменение статуса и референтной группы; включение в новые сферы деятельности и общения; разработка совместно с несовершеннолетним новой модели поведения и помощь в овладении ею.

Инвариантными для работы с несовершеннолетними различной степени отклонений были такие действия, как анализ жизненной ситуации и социального окружения; создание педагогически целесообразного пространства жизнедеятельности, диагностика и прогностика личностного развития.

Полученные результаты практической работы позволяют говорить о том, что в условиях, где функционировала целостная система профилактики и преодоления девиантного поведения несовершеннолетних, удалось остановить рост подростковой преступности и заметно снизить количество несовершеннолетних, стоящих у «опасной черты», что отмечено на фоне общего роста девиантного поведения несовершеннолетних в большинстве других районов.

Список использованной литературы:

1. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. М., 1997. С. 21.

2. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994. С. 79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.