Personal resources of a teacher of a departmental educational organization: psychological and pedagogical aspect in the digital paradigm
Sidorova Margarita Vladimirovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Employee, Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, Orel
The purpose of the study to identify the content of personal resources (cognitive, emotional, behavioral) of a teacher of a departmental educational organization, in the conditions of the digital paradigm of education; to determine the energy characteristics of the personality that ensure professional identification in the process of pedagogical activity. The scientific novelty lies in the analysis of the application of the influence of personal resources in the practice of psychological and pedagogical mechanisms of professional identification of a teacher of a departmental university, focusing on the digital paradigm in education. As a result, the conclusion is made about the influence of personal resources on the professional identification of a teacher, in the context of the implementation of the digital paradigm in higher education.
Keywords: personal resources of a teacher; professional identification; departmental educational organization; higher education; digital paradigm.
Цитировать: Сидорова М.В. Личностные ресурсы преподавателя ведомственной образовательной организации: психолого-педагогический аспект в цифровой парадигме // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 319-323. EDN: VTFVZM. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.57
Сидорова Маргарита Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, сотрудник, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел
Цель исследования - выявить содержание личностных ресурсов (когнитивного, эмоционального, поведенческого) преподавателя ведомственной образовательной организации, в условиях цифровой парадигмы образования; определить энергетические характеристики личности, обеспечивающие профессиональную идентификацию в процессе педагогической деятельности. Научная новизна заключается в анализе применения влияния личностных ресурсов на практике психолого-педагогических механизмов профессиональной идентификации преподавателя ведомственного вуза, ориентируясь на цифровую парадигму в образовании. В результате сделан вывод о влиянии личностных ресурсов на профессиональную идентификацию преподавателя, в условиях реализации цифровой парадигмы в высшем образовании.
Ключевые слова: личностные ресурсы преподавателя; профессиональная идентификация; ведомственная образовательная организация; высшее образование; цифровая парадигма.
УДК 378
5.8.7
Сидорова М.В.
Личностные ресурсы преподавателя ведомственной образовательной организации: психолого-педагогический аспект в цифровой парадигме
Введение
Актуальность проблематики эффективного применения личностных ресурсов в процессе профессиональной идентификации преподавателя ведомственной организации заключается в том, что она отражает современные тенденции в развитии высшей школы, связанные с цифровой парадигмой образования.
Цель исследования предполагает решение задач: 1) выявить содержание личностных ресурсов (когнитивного, эмоционального, поведенческого) преподавателя ведомственной образовательной организации, в условиях ориентации высшего образования на цифровую парадигму; 2) раскрыть принципы и функции профессиональной идентификации преподавателя в процессе педагогической деятельности; 3) проанализировать классификацию личностной активности преподавателя, в условиях профессиональной деятельности в образовательной среде, ориентированной на цифровую парадигму (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 года № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»).
В этой связи был осуществлен анализ научно-педагогической литературы, в результате которого было выявлено, что развитие понятия «личностные ресурсы» происходило как в психологии (Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, В. Д. Шадриков и др.), так и в педагогике (Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, А.О. Кошелева, А.И. Уман и др.), в процессе обсуждения на многочисленных российских форумах и конференциях (2020–2023 годы).
Теоретической базой исследования послужили научные монографии и в области профессиональной идентификации преподавателей вузов, принадлежащие российским ученым А.Г. Асмолову, А.О. Кошелевой, А.А. Вербицкому, А.А. Реан, И.В. Роберт. А также научные публикации и учебно-методические пособия ученых-педагогов А.С. Вершкова, М. В. Сидоровой, В.Н. Мезинова, имеющих большой опыт преподавания дисциплин в высшей школе.
Практическая значимость исследования заключается в широком применении, в обучении преподавателей высшей школы, в рамках курсов повышения квалификации в ведомственных образовательных организациях, психолого-педагогической тематики, нацеленной на эффективное применение личностных ресурсов преподавателя в условиях цифровой парадигмы образования.
Основная часть
Наиболее рациональный путь повышения качества профессионального мастерства преподавателя ведомственного вуза, в условиях ориентирования высшего образования на цифровую парадигму, предполагает эффективное использование им личностных ресурсов (Д.В. Буданцев, А.А. Роберт, В.Н. Мезинов, А. И. Уман и др.). Личностные ресурсы понимаются в данной статье как интегративное личностное образование, обеспечивающее успешность преподавателя вуза в профессиональной среде, направленное на достижение собственных целей в достижении педагогического мастерства, активной связи с коллегами-преподавателями, научными работниками [2, 4, 7]. Анализ психолого-педагогических источников, проведенный по теме данной статьи, позволил автору выделить когнитивный, поведенческий, эмоциональный ресурсы, составляющие интегративное личностное образование – личностные ресурсы (Е.В. Бондаревская, И.В. Роберт и др.).
Когнитивный ресурс – система знаний о себе, об индивидуальных свойствах личности (темперамент, характер, способности и др.), о профессиональных ценностях, ценностях высшей школы. От этого ресурса зависит то, какой набор профессиональных и личностных ценностей будет сформирован у преподавателя ведомственной образовательной организации [6].
Поведенческий ресурс педагога высшей школы включает в себя саморегулирование, самоэффективность, самопрезентацию, внутренний локус контроля, самооценку, профессиональную ответственность [7].
Эмоциональный ресурс преподавателя является, фактически системой смысложизненных образований [4], которая характеризуется самопродвижением личности в профессиональной среде (инициирование научно-исследовательских проектов по преподаваемым дисциплинам, получение патента на изобретения, выстраивание научных коммуникационных связей и др.).
Личностные ресурсы базируются на профессионально-ценностной основе [1]. Представим ценностные ориентиры преподавателя периода цифровой парадигмы образования [2, 3]. Прежде всего, отдадим предпочтение рассмотрению когнитивно-интеллектуальных ценностей: значимость для преподавателя познавательных аспектов восприятия педагогической реальности при интеллектуализации процессов осуществления образовательной, воспитательной, научно-исследовательской деятельности в условиях применения цифровых технологий в ведомственном вузе. Вместе с тем, следует сделать акцент на философско-психологических ценностях, таких как признание и соблюдение российских культурных традиций, применение современных психолого-педагогических теорий и практик в образовательном процессе и др. Велика значимость и социальных (морально-этических) ценностей: значимость и приоритетность для индивидуума соблюдения принятых в конкретном социуме морали, честности, порядочности, этики, сочувствия, уважения в отношениях между людьми. Приоритетность для преподавателя ведомственного вуза любви к родине, патриотизма, гражданственности, долга [7]. Культурно-эстетические ценности отражают значимость для личности преподавателя традиций красоты, гармонии, понимание ответственности представления учебного материала на занятиях, в соответствии с предъявляемыми требованиями, корректно и привлекательно, с точки зрения его восприятия. Соблюдение преподавателем ведомственного вуза психолого-педагогических, санитарно-гигиенических и технических требований при осуществлении учебной деятельности, в том числе, в информационно-образовательной среде, относится к здоровьесберегающим ценностям. Личностные ресурсы оказывают влияние на достижение профессиональной идентификации преподавателем ведомственной образовательной организации [3].
Профессиональная идентификация относится к одному из типов социальной идентификации [1, 4]. Она отражает чувство единства индивидов с профессией, а также степень, в которой они определяют себя как члена профессионального сообщества.
Профессиональная идентификация, по мнению отечественных ученых Е.П. Ермолаевой, Н.Л. Ивановой, Е.В. Коневой, А.О. Кошелевой, М.В. Сидоровой, характеризует ориентацию индивида на роли, обязанности, значение и этические нормы, в рамках осваиваемой профессии [4,7]. Концептуальные представления человека о своем месте в профессиональной группе базируются на ценностных и мотивационных ориентирах, а также субъективном отношении к своей профессиональной принадлежности. Следовательно, профессиональная идентификация – это продукт длительного личностного и профессионального развития, которое складывается у преподавателя ведомственного вуза, при интеграции навыков, умений, компетенций, педагогической позиции, как устойчивых согласованных механизмов профессионального процесса, который в настоящее время осуществляется с ориентацией на цифровую парадигму. Цифровая парадигма в образовании, выступающая как своеобразная дисциплинарная матрица, базирующаяся на фундаменте научных установок и обеспечивающая преемственность развития науки и научного творчества, включает в себя совокупность понятий, связанных с преподавательской (педагогической) деятельностью: личностные ресурсы, профессиональная идентификация и др. [3,5].
Вместе с тем, требуют теоретического исследования личностные ресурсы (когнитивного, эмоционального, поведенческого) преподавателя ведомственной образовательной организации, применяемые им в условиях цифровой парадигмы образования. Но вначале следует обратиться к принципам и функциям, реализуемым в процессе профессиональной идентификации преподавателя, с учетом личностных ресурсов.
Принципов, на которых основано предположение о важности учета личностных ресурсов в процессе профессиональной идентификации, несколько. Объяснительный принцип, раскрывающий механизм личностных новообразований в педагогической деятельности преподавателя вуза, ориентированный на достижение личностью своей самореализации; принцип синтеза направлений деятельности педагога (учебная, воспитательная, научная, исследовательская деятельность и др.); принцип построения педагогического процесса (использование инновационных методов, форм, средств, технологий обучения и др.) в условиях ориентации на цифровую парадигму.
Содержание функций (профессионально-когнитивной, преобразующей, личностно-развивающей) профессиональной идентификации преподавателя вуза интересовали многих отечественных исследователей (Е.Н. Бондаревская, В.И. Павленко, Н.С. Пряжников, В.В. Сериков и др.) [1]. В профессионально-когнитивной функции сосредоточены два начала: природное, характеризующего человека, с точки зрения развития когнитивных процессов и культурное, свидетельствующее о возможности целенаправленного развития личности в процессе образования личности и ее профессиональной деятельности [4]. Преобразующая функция дает основание учитывать знания, навыки, умения, компетенции преподавателя, познавательную активность в педагогической работе, которые меняются в условиях цифровой парадигмы, в зависимости от многих факторов в среде ведомственной образовательной организации [3]. Личностно-развивающая функция предполагает овладение преподавателем цифровыми технологиями обучения, знанием эффективного применения инноваций в педагогике (способы контроля знаний обучающихся с помощью ЭВМ, использование телекоммуникационных систем, цифровых технологий в обучении и воспитании и др.), развитие личности педагога в профессиональной среде [3, 5, 7].
Профессиональная идентификация преподавателя высшей школы обеспечивается наличием связей между педагогической деятельностью и профессиональным общением. Но для того, чтобы преподавателю эффективно осуществлять педагогическую деятельность и приобретать профессиональное мастерство, необходима личностная активность, характеризуемая некоторыми энергетическими характеристиками: устойчивостью, настойчивостью, устремленностью, проявлением личности в различных видах педагогической деятельности (образовательной, воспитательной, научно-исследовательской и др.). Личностная активность преподавателя может рассматриваться по классификации, согласно следующим основаниям: по отношению к деятельности, по длительности, по качеству деятельности. По отношению к педагогической деятельности следует выделить потенциальную и реализованную активность. Потенциальная активность преподавателя дает понимание об осознании им поставленных целей в деятельности, стремлении достичь более высокого уровня саморазвития. Реализованная активность свидетельствует о качестве педагогической деятельности. Внешними показателями реализованной активности являются энергичность, интенсивность, темп деятельности, творчество, сила воли. По длительности активность как характеристику преподавателя высшей школы можно исследовать с точки зрения ситуативной и перманентной. Ситуативная активность носит эпизодический характер, а перманентная определяет общее доминирующее отношение к деятельности. Существует, как считают ученые-педагоги, репродуктивно-подражательная, поисково-исполнительская и творческая активность (А.О. Кошелева, М.Н. Скаткин, Т.Н. Шамова и др.) [3]. Репродуктивно-подражательная активность преподавателя заключается в копировании по образцу, согласно методическим разработкам, выполненными другими преподавателями, овладении методами и формами педагогической деятельности, по примеру коллег-преподавателей. Поисково-исполнительская активность присуща тем, кто стремится познать сущность образовательного процесса, применения инновационных методов и форм, освоить применение телекоммуникационных технологий в обучении будущих специалистов, с учетом цифровой парадигмы в образовании. Творческая активность свидетельствует о разработке преподавателем собственной программы действий, совершенствовании профессионального мастерства.
Вместе с тем, возникает необходимость формирования устойчивой мотивации научно-педагогического состава вуза к реализации личностных ресурсов в условиях профессиональной деятельности. Это подтверждается тем, что преподаватель ведомственной организации, по сути, находится в режиме инновационного познавательного поиска необходимой информации с целью применения ее в преподавании и выполнении специфических задач в быстро меняющихся условиях конкретной предметной области, в том числе, с учетом цифровой парадигмы в образовании [2, 3]. Следовательно, психолого-педагогические знания преподавателя о личностных ресурсах и самооценка профессионального потенциала играют важную роль не только для педагогической деятельности личности, но и для образовательной организации, стремящейся к совершению перехода к образовательному процессу нового типа, на основе цифровой парадигмы. Разрабатываются новые дисциплины, внедряются педагогические системы и технологии, предполагающие инновационные формы педагогического взаимодействия (виртуальная реальность и др.), требуют стремительного освоения преподавателями навыки работы в информационно-коммуникационной, цифровой среде.
«Инновационность в образовании стала типичной чертой нашего времени, а преобразование образовательной деятельности – содержания и процесса образования, является предметом инновационности» [2, с. 146]. Чем больше у преподавателя знаний о личностных ресурсах и их применении в условиях педагогической деятельности, тем выше будет уровень его мотивации к самореализации, профессиональной идентификации. И наоборот, если эти ресурсы не востребованы личностью, темпы профессиональной идентификации замедляются, остается недостаточно раскрытым творческий потенциал педагога.
Заключение
Таким образом, личностные ресурсы преподавателя оказывают большое влияние на его профессиональную идентификацию в условиях ориентации высшего образования на цифровую парадигму. В контексте вышеизложенного профессиональная идентификация преподавателя будет эффективной при совершенствовании теоретико-методологической и фундаментально-прикладной базы развития образования в условиях цифровой парадигмы, а также усилении психолого-педагогической составляющей, в рамках профессиональных знаний педагога, получаемых им на курсах повышения квалификации. Проблема профессиональной идентификации преподавателя, при исследовании которой большую роль играют личностные ресурсы, требует фундаментальных и прикладных научных исследований, осуществляемых с ориентиром на формируемые ценности образования периода цифровой парадигмы.
Литература:
1. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. – Ростов-на-Дону,1997. – 321 с.
2. Буданцев Д.В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций // Молодой ученый. – 2020. – № 27 (317). – С. 120–127.
3. Кошелева А.О., Уман А.И. Профессиональное образование: инновационная функция: монография / под ред. А.О. Кошелевой. - Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева. – 2018. –189 с.
4. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2005. – 432 с.
5. Роберт И.В. Аксиологический подход к развитию образования в условиях цифровой парадигмы // Педагогическая информатика. - 2020. – № 2. –С. 89–113.
6. Мезинов В.Н. Акмеологические предпосылки в подготовке конкурентоспособного учителя // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Научно-методический журнал. – Серия «Психологические науки»: Акмеология образования». – 2005. – № 2. – Т. 11.
7. Сидорова М.В., Вершков А.С. Педагогическое сопровождение личности в инновационных условиях профессионального образования: учебно-методическое пособие / М.В. Сидорова, А.С. Вершков. – Орёл: Горизонт, 2020. – 103 с.