бованиями нормативных актов и установленных мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием во время несения службы, очень часто не имеет навыка обращения с ним после применения.
Нередки случаи, когда в силу непрофессионального обращения с оружием полицейские получают серьезные ранения {иногда приводящие к гибели). Приведем ряд ошибок, допущение которых может повлечь тяжкие последствия: при досылании патрона в патронник, палец удерживается на спусковом крючке; после досылания патрона в патронник ладонь обслуживающей руки проносится перед дульным срезом заряженного пистолета; после стрельбы палец не убирается со спускового крючка на затвор или спусковую скобу; не осуществляется проверка (контроль) оружия и оперативной обстановки вокруг; при передвижении пистолет не удерживается стволом в направлении цели или безопасном направлении; когда в секторе прицеливания появляется посторонний человек или другой сотрудник палец не убирается со спускового крючка, а ствол оружия не направляется в безопасном направлении; и т.п. [3]
Перечисленные действия должны выполняться четко и уверенно, сотрудник полиции при их выполнении не должен задумываться над тем, как поступить, в его "арсенале" должны быть отработанные и доведенные до автоматизма алгоритмы поведения в той или иной ситуации. Из вышесказанного следует, что одними из наиболее важных факторов, оказывающих серьезное влияние на уровень профессиональной подготовленности сотрудников правоохранительных органов в части огневой подготовки, являются:
1. Разработка и внедрение в процесс обучения упражнений выполняемых, в моделируемых условиях профессиональной деятельности.
2, Совершенствование экипировки сотрудника полиции, обеспечивающей оперативное применение огнестрельного оружия.
3. Отработка и совершенствование навыков личной безопасности при обращении с табельным огнестрельным оружием.
Таким образом, учет рассмотренных факторов в организации огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, а также сотрудников правоохранительных органов позволит решить ряд важных профессиональных задач, таких как: организация и проведение занятий по огневой подготовке на высоком профессиональном уровне; обеспечение личной безопасности стражей правопорядка при обращении с огнестрельным оружием на практических занятиях по огневой подготовке и в случае применения такового в экстремальных ситуациях; пополнит арсенал полицейского рядом алгоритмов действий в типовых ситуациях, возникающих при выполнении профессиональной деятельности; обеспечит; оперативное и своевременное применение табельного огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях в условиях ограниченного времени.
Литература:
1. Жуковский В. Оружие ближнего боя : сборник/ В. Жуковский, С. Ковалев, И. Петров, А. Бирюков, Л. Григорян. - М.: Гелеос. - 2006, - 496 с,
2. Кориеева М.П. Особенности содержания управленческой деятельности руководителя территориального органа МВД России по организации огневой и физической подготовке / М.П. Корнее-ва, A.B. Гришин // Сетевое издание "Академическая мысль". - 2018. - № 2 (3). - С. 23-27.
3. Светличный Обучение сотрудников полиции по месту службы тактическим приемам безопасного обращения с огнестрельным оружием / ET. Светличный, P.E. Токарчук И Вестник Краснодарского университета МВД России. •■ Краснодар, 2019. - №4(46). - С. 138-144.
4. Таран А.Н. Выживание сотрудника полиции е случаях, связанных с Применением или угрозой применения огнестрельного оружия / А.Н. Таран, Ю.А. Напалков//Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2016. - N9 4 (34). - С. 176-178.
5. Харькин ПА Понятие и принципы основ кон ституциониого строя Российской Федерации / П.А. Харькин, В.Г. Суиюнцова // Марийский юридический вестник. - Йошкар-Ола, 2018.- С. 77-79,
О Ш
0 СИ
-О
ш
CK
1 о
со «
го
Ё 379
ACTIVITY-VALUE APPROACH IN PERSONAL LIFE ADAPTATIONS OF STUDENTS IN DEPARTMENTAL UNIVERSITIES Sidorova Margarita Vladirnlrovna, PhD of Pedagogical sciences, Senior Lecturer, Department of administrative taw and administrative activity of internal Affairs bodies. Ore! Law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V, iukyanov, Ore/
Sukhorukova Anna Andreyevna, PhD of Pedagogical sciences, Employee of the Federal Guard Service Academy of the Russian Federation, Orel
To implement the tasks of successful personal adaptation of cadets studying in departmental universities, it is necessary to apply modern pedagogical approaches. The authors of the article suggest that teachers use an activity-
value approach that provides professional motivation to master the chosen profession, the formation of a system of persona! values, and the development of abilities. !hc article reveals the features of using the activity-value approach in training cadets. It contains empirical data from the research of the authors of the article, it is concluded that the implementation of the activity-value approach provides personal adaptation of future specialists in the innovative educational environment of a departmental University.
Keywords: personal adaptation; future military specialists; educational environment; activity-value approach; professional competence.
DO! 10.24923/2222-243X.2020-36J1
УДК 378.6 ВАК РФ 13,00,08
& Сидорова МЛ, 2020 & Сухорукова A.A., 2020
ДЕЯТЕЛЬ/ЮСТНО-1 (С//ПОСТНЫЙ подход В ЛИЧНОСТНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ
Для реализации задач по успешной личностной адаптации курсантов, обучающихся в ведомственных вузах, необходимо применять современные педагогические подходы. Авторы статьи предлагают педагогам использовать деятель ностно-ценностный подход, обеспечивающий профессиональную мотивацию к овладению выбранной профессией, формирование системы ценностей лич ности, развитие способностей. В статье раскрыты особенности применения деятельностно-ценностного подхода в обучении курсантов, содержатся эмпирические данные из исследований, сделан вывод о том, что реализация деятельностно-ценностного подхода обеспечивает личностную адаптацию будущих специалистов в инновационной образовательной среде ведомственного вуза.
Ключевые слова; личностная адат/ тация; будущие военные специалис ты; образовательная среда; деятельностноценностный подход; профессиональные компе тенции.
СИДОРОВА Маргарита Владимировна, кандидат педагогических наук сотрудник, Орловский юридический институт МВД России имени В, В, Лукьяно ва, Орел
СУХОРУКОВА Анна Андреевна, кандидат педагогических наук. Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации, Орел
Взаимопроникающие изменения в различных сферах жизни информационного общества требуют переосмысления подходов к подготовке специалистов в высшей школе. Молодому поколению преподавателей необходимо выстраивать образовательный процесс с учетом реалий современного социокультурного пространства, ориентируясь на требования, которые предъявляются стремительно изменяющимся обществом к выпускникам вузов, В связи с этим, педагогический состав ведомственных образовательных организаций нацелен на модернизацию своего методического потенциала, прежде всего, на поиск новых подходов и педагогических технологий [1 ].
Как известно, по определению ЮНЕСКО, технология - это системный метод создания, применения и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [2]. С этих позиций технология определяется как процессуальная часть дидактической системы и как модель педагогической деятельности по проектированию гарантированного достижения педагогических целей. Подтверждая явную технологизацию действий современного преподавателя, мы должны констатировать, что не часто встречаются коллеги-преподаватели, понимающие значимость выбора педагогического подхода в обучении. Многие сразу начинают с разработки технологии преподавания дисциплины, не разобравшись с тем, на основании какого педагогического подхода они будут действовать (В.И. Андреев, 8.П. Беспалько, С.И. Позднеева, Г.К. Селевко и др.) [3]. Педагогике известны многие подходы в обучении будущих специалистов, дающие возможность максимально приблизить изучение дисциплин в высшей школе, к реалиям жизни и практической деятельности [4]. Одним из таких, на наш взгляд, является деятель-ностно-ценностный подход.
При его применении на занятиях увеличивается творческая активность обучающихся, нарастает интерес к решению ими неординарных задач, появляются положительные эмоции и даже, проявляется эвристичностъ мышления обучающихся {Ю.В. Дулепова, Е.А. Кошелева, A.A. Сухорукова и др.) [2].
Вместе с тем, происходит стимулирование психических и интеллектуальных резервов личности, расширение пределов ретроспективного и прогностического мышления, что положительно влияет на адаптацию личности к обучению в вузе [5].
Авторы статьи уверены в том, что традиционное содержание профессионального образования, которое базируется на фактических знаниях и простых алгоритмах решения учебных задач, по изучаемым в вузах дисциплинам, входит в некоторое противоречие с требованиями информационного века, суть которых заключается в формировании универсальных и профессиональных компетенций у будущих профессионалов, овладении ими способов взаимодействия с миром и построении системы профессиональных и личностных ценностей.
Это противоречие, на наш взгляд, обусловливает важнейшую научно-педагогическую проблему реализации в образовательном процессе вуза деятельностно-ценностной парадигмы.
Можно предположить, что теоретическим решением данной проблемы является профессионально-ориентированная технология, эффективное внедрение которой, в образовательный процесс вуза, зависит, безусловно, от преподавателя.
Вызывает исследовательский интерес поиск и отбор культурных образцов кдеятельностно-ценностным задачам, которые, по мнению авторов статьи, актуальны и востребованы в современных условиях внедрения Федеральных государственных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++).
Система деятельностно-ценностных задач, реализуемая преподавателем ведомственного вуза, в процессе преподавания дисциплины, позволяет формировать у обучающихся профессиональную компетентность и оказывать положительное влияние на адаптацию личности к инновационным условиям обучения (Э.Ф. Зеер, А.О. Кошелева и др.} [1 ].
Подчеркнем, что к таким задачам преподаватель должен подобрать некие профессиональные образцы, связав их с конкретными профессионально-ориентированными ситуациями.
Следовательно, перед преподавателем стоит нелегкая задача по составлению комплекта деятельностно-ценностных задач по преподаваемой дисциплине. Вероятно, данный комплект дидактических материалов должен состоять из задач, предполагающих трехуровневую систему (по уровням обученности будущих специалистов: низкий, средний, высокий).
Это позволит преподавателю управлять развитием будущих специалистов не только через содержание и способы деятельности.
Важно, что развивать обучающихся можно будет и через динамику интеллектуальной деятельности, характерную для применяемой профессионально-ориентированной технологии. К тому же, разработка алгоритма поиска профессиональных образцов к деятельносгно-ценностным задачам повысит эффективность применения преподавателем данной технологии.
Все это имеет прямое отношение к разработке преподавателем вуза методических (информационных) ресурсов, что является насущной и важной задачей [3].
Немаловажно для преподавателя знать отношение обучающихся к формированию профессиональной компетентности средствами деятельностно-ценностных задач. Это позволит оценить уровень мотивации обучающихся кдостижению профессиональной компетентности. Определиться с условиями, которые необходимо создать для повышения качества обучения будущих специалистов.
Что же касается показателей овладения обучающимися решением деятельностно-ценнос-тных задач, то нужно исходить, как минимум, из двух условий: информативность и возможность как качественной, так и количественной интерпретации результатов.
Практика применения профессионально-ориентированной технологии в обучении будущих специалистов показала, что для определения у них уровня овладения решением деятельностно-ценностных задач, эффективно используются преподавателями экспертные оценки, самодиагностика, проективные методики, авторские программы для ЭВМ, например, программа "Прогноз" (автор А.А, Сухорукова, Роспатент, 2017 г.). Приведем некоторые данные из исследования, проведенного одним из авторов данной статьи - А.А, Сухоруковой, по определению уровня овладения обучающимися ведомственного вуза решением деятель-ностно-ценностных задач в процессе изучения ими математических дисциплин (табл. 1 и 2).
Таблица 1 - Данные по уровню овладения обучающимися экспериментальной и контрольной групп решением деятельностно-ценностных задач (на констатирующем этапе эксперимента)
Таблица 2 - Данные по уровню овладения обучающимися экспериментальной и контрольной групп решением деятельностно-ценностных задач (на формирующем этапе эксперимента)
Из анализа данных, полученных А. А. Сухо-руковой, по определению уровня овладения обучающимися решением деятельностно-цен-ностных задач, было выявлено, что в экспериментальных группах, после проведения специальной работы и создания педагогических условий, наметились позитивные изменения. Количество обучающихся с критическим уровнем сократилось в экспериментальных группах с 9,09% до 4,54% и в КГ с 10,53% до 5,27%, количество обучающихся с допустимым уровнем с 40,9% до 27,27%, количество обучающихся, показавших высокий уровень, увеличилось с 13,64% до 34,82%, а в КГ - с 10,53% до 15,79%.
При проведении экспериментальной работы особое внимание уделялось проверке системы заданий, среди которых важное место за-нимали аналитико-продуктивные задания, направленные на проведение сравнительно-сопоставительного анализа алгоритмов решения задач. Обучающиеся выполняли и продуктивно-проектировочные задания, в рамках проведения деловых игр презентационного характера, основанных на ярких научных примерах, опытах, доказательствах и ассоциациях.
Это обеспечивается в образовательном процессе и за счет накопления, за последнее десятилетие, фундаментальных и прикладных знаний по направлениям подготовки специалистов в вузах, огромного информационного ресурса, расширения междисциплинарной основы в результате применения знаний из разных областей и др.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что в современных условиях реализации компе-тентностного подхода в высшем образовании требуется уделить внимание со стороны научно-педагогического состава вузов
адаптивной системе обучения, способствующей достижению успешной адаптации будущих специалистов [5]. Диагностическое педагогическое проектирование такой системы в единстве ее целей, задач и последующей реализации ее в творческом взаимодействии с обучающимися, необходимо осуществлять с ориентацией на деятельностно-ценно-стный подход.
Следуетучесть,что успешное формирование профессиональной компетентности личности обучающегося в вузе, рассматривается учеными-педагогами, как правило, в трех основных аспектах деятельности будущего специалиста - учебной, служебной и социально-конструк-тивного общения (М.8. Сидорова, А.О. Коше-лева и др.). Овладение обучающимися профессиональными компетенциями связано с индивидуально-психологическими и социальными особенностями личности [4]. Необходимо отметить, что следует анализировать динамику педагогического управления адаптацией курсантов ведомственных вузов, активно применяя деятельностно-ценностный подход в обучении.
Авторы статьи уверены в том, что такой подход поможет заинтересовать будущих специалистов в овладении профессиональными компетенциями, поможет повысить мотивацию к учебе и службе, окажет положительное влияние на перестройку психики личности в новых условияхее профессионального становления в учебно-служебной деятельности. Вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что учиться в ведомственном вузе сложно, у многих курсантов недостаточного интеллектуально-мотива-ционного уровня готовности к обучению в закрытом вузе, они не всегда отличаются самостоятельностью, трудолюбием и социальной активностью, причем, многих курсантов зачастую тяготит сложная учебная деятельность. Чтобы выявить уровень мотивации курсантов к обучению в вузе, преподаватели применяют личностно-мотивационные опросники, что позволяет выявить благоприятную или неблагоприятную мотивацию личности.
Все вышеизложенное позволяет предположить, что нужно искать перспективные подходы в обучении курсантов, которые обеспечат положительную мотивацию обучающихся к изучению вузовских дисциплин, нацелят их на
Группа Количество обучающихся Уровни сформированное»!
критическим допустимый достаточный высокии
абс. % абс. % абс. % абс. %
эг 44 4 9,09 18 40,9 16 36,37 6 13,64
кг 38 4 10,53 16 42,11 14 36,84 4 10,53
Группа Количество Уровни сформированности
обучающих- критическии допустимый достаточный высокии
ся абс. % абс. % абс. % абс. %
ЭГ 44 2 4,54 12 27,27 16 36,37 14 31,82
кг 38 2 5,27 16 42,11 14 36,83 6 15,79
участие в научно-исследовательской работе, позволят увидеть ориентиры будущей профессиональной деятельности при решении дея-тельностно-ценностных задач.
Внедрение в обучение деятельностно-цен-ностного подхода "сгладит" адаптацию обучающихся к трудным условиям ведомственного вуза, даст им возможность понять, что для них важно сформировать профессиональные способности, которые позволят им, в дальнейшем, быть руководителями подразделений, лидерами, специалистами с инновационным мышлением.
Опыт преподавания вузовских дисциплин, автора данной статьи М.В. Сидоровой, дает основания утверждать, что процесс формирования профессиональной компетентности у обучающихся должен быть организован с учетом мотивационно-потребностной сферы личности (профессиональные интересы, ценности}. А процессуально-содержательная сторона учебного процесса должна обеспечивать применение методов самоорганизации и самоконтроля при решении деятельностно-ценно-стных задач.
Отметим, что необходимость применения преподавателем в обучении принципа творческого решения профессиональных задач продиктована тем, что выпускники ведомственных вузов столкнутся с множеством различных проблем, которые заставят их принимать решения в ситуациях многовариантности и неопределенности. Научиться принимать эти решения у будущих специалистов получится тогда, когда они, проработав большую базу деятельностно-ценностных задач, будут оперативно и со знанием дела проявлять свою самостоятельность в профессиональной среде, когда у них, на фоне положительной адаптации к условиям обучения в вузе, появится стимул для проявления творчества в ведущей деятельности.
Преподавателю вуза следует учитывать особенности адаптивного периода личности к обучению в высшей школе, когда он стимулирует выход обучающегося в рефлексивную позицию при изучении дисциплины. Не у всех одинаково эффективно получается рефлексировать на задачи различного типа, такие как репродуктивные, поисковые, творческие, исследовательские. Значит, следует акцентировать внимание преподавателя на том, что специфика формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов предполагает организацию педагогического содействия процессу, при котором создаются наи-
более благоприятные условия для творческой деятельности каждого обучающегося. Нужно ориентироваться на ценностный опыт курсантов, на уровень их мотивации, на владение ими операциями анализа, синтеза, сравнения и т. д. То есть, необходим учет субъектного опыта обучающегося в решении деятельностно-цен-ностных задач.
Авторы статьи отводят большую роль правильно выстроенным субъект-субъектным отношениям в образовательном процессе вуза, отражающим приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности обучающегося как активного носителя субъектного опыта. Адаптация к условиям обучения в вузе предполагает и знания обучающихся о своих способностях, возможностях, умениях участвовать в коллективной творческой и исследовательской деятельности.
Для того чтобы эффективно применять де-ятельностно-ценностный подход в обучении будущих специалистов, преподавателям необходимо широко использовать возможности инновационной образовательной среды вуза. Эти возможности позволяют решать принципиально новые задачи, в решении которых де-ятельностно-ценностный подход занимает одно из важных мест.
Преподаватели ведомственных вузов активно применяют новые педагогические технологии, создают соответствующую методическую базу преподавания дисциплин, эффективно используют электронную информационную образовательную среду в обучении будущих специалистов.
Происходит выработка умений и навыков проектирования тематических банков учебно-методической информации по преподаваемым дисциплинам. Главное, чтобы преподаватель, реализуя деятельностно-ценностный подход в обучении будущих специалистов, помнил о проблемах адаптации личности и был нацелен на создание психолого-педагогичес-кого климата на занятиях, который обязательно окажет положительное влияние на развитие творческих способностей обучающихся и формирование у них профессиональных компетенций.
Следовательно, нужно освоить гибкое планирование образовательного процесса, сделать доступным для обучающихся информационное и учебно-методическое обеспечение преподавания дисциплин.
В настоящее время широко используются как преподавателями, так и обучающимися, электронные библиотечные системы и электронные образовательные ресурсы, указанные
S
LU
S
о
LU
< et
LU
# * *
384
в рабочих программах, что реализуется с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (электронные учебники, энциклопедии, справочники, электронные обучающие средства и др.). 8 инновационной образовательной среде есть возможность широко использовать и дистанционные образовательные технологии, имеющие свои особенности в условиях ведомственного вуза. Здесь также актуальны вопросы адаптации личности к обучению в инновационных условиях высшей школы [5]. Необходимо педагогическое содействие обучающимся, для повышения качества формирования профессиональных компетенций при использовании информа-ционно-коммуникационных технологий. Приобретение будущими специалистами, профессиональной компетентности в условиях обучения в высшей школе, невозможно без осмысления обучающимися новых профессиональных смыслов, сформированных в процессе педагогического общения с преподавателями, которое расширяет интеллектуальный диапазон личности. Преподавателю современного вуза нужно учитывать, что изменяются ведомственные требования к подготовке специалистов разных направлений деятельности, а это требует от будущих профессионалов способности решать деятельно-стно-ценносгные задачи на высоком уровне. Фактически, это свидетельствует о новой парадигме подготовки специалистов, с еще более эффективным применением деятельност-ного подхода.
Можно убежденно говорить о том, что в обучении будущих специалистов в вузах на-
метилась тенденция перехода от узконаправленных специализированных знаний к расширению индивидуального поля профессиональной деятельности.
Таким образом, преподаватели, применяя деятельностно-ценностный подход в обучении, призваны решать не только задачи по формированию профессиональной компетентности будущих специалистов, но и задачи по успешной адаптации личности в инновационных условиях ведомственных вузов.
Литература:
1. Кошелева А О. Научно-исследовательская деятельность как фа кторпов ышения профессионального мастерства преподавателя в современном вузе. Наука и образование: современные тренды г научная монография / гл. ред. О Н Широков. -Чебоксары : Интерактив-плюс, 2015, - 334, - С. 153 - 167. - (Серия "Научно-метод. библиотека"; вып. VII).
2. Кошелева А.О,, Кошелева Е.А., Дуяепова Ю.В. Эффективность активных методов обучения е реализации модульного принципа организации учебного процесса в современной высшей школе П Психология образования в поликулыурном пространстве. - Елец: ЕГУ. - 2013. - №. 21. - С. 84-91.
3. Позднеева С.И. Преподаватель высшей школы,-методист, исследователь, новатор // Высшее образование в России. - 2017. - 3. - С. 52-58.
4. Сидорова M.B. Ключевые подходы к формированию профессиональной компетентности обучающихся в условиях ведомственного профессионального образования // Право и образование. -2018. - № 1,-60 - 68.
5. Сидорова М.В., Кошелева А.О., Шевченко 0.И. Социально-психологическая адаптация личности к инновационным условиям высшей школы // Проблемы и тенденции развития высшего обра зования в России и за рубежом : коля, монография. - Ульяновск, 2016, - № 1.-74-86.
SOCIO-PEDA GOG/CA L FACTORS OF INTERACTION IN THE SUBSTITUTE FAMILY
Solornatina Gallna Nlkolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Senior Lecturer, Associate Professor, Department of Defectology and Psychology for Special Needs, Kuban State University Krasnodar
This article is dedicated to one of the current problems of our time - research of factors affecting relations of foster family members. External factors (deprivation conditions of parenting prior to acceptance of a child into foster family, experienced violence in the birth family, difficulties in school educational process, bilingual environment) as well as interna/ factors (organic diseases of CNS of a foster child, level of education and cultural values of foster parents, personal aspects and qualities of a foster child and foster parents); such factors cause problems in engagement and relations in a foster family. Proficiency in these factors study are beneficial in functional build-up of family relationship.
Keywords: foster family; engagement; factors of engagement. DO! 10.24923/2222-243X.2020-36.72
УДК 376.6 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ВАКРФ 13.00.01 ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
€> Соломатна ГН, 2020 Данная статья посвящена изучению одной из наиболее актуальных проблем
современности - изучению факторов, оказывающих влияние на взаимодей-