Научная статья на тему 'Педагогические условия деятельностно-ценностного подхода при формировании профессиональной компетентности специалиста технического профиля, обучающегося в вузе'

Педагогические условия деятельностно-ценностного подхода при формировании профессиональной компетентности специалиста технического профиля, обучающегося в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНАЯ ЗАДАЧА / FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE / ACTIVITY-VALUE APPROACH / ACTIVITY-VALUE PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухорукова Анна Андреевна, Михеечев Сергей Николаевич

В статье рассматриваются особенности применения деятельностно-ценностного подхода в формировании профессиональной компетентности специалистов технического профиля, обучающихся в военных вузах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухорукова Анна Андреевна, Михеечев Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE ACTIVITY-VALUE APPROACH IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TECHNICAL SPECIALIST STUDYING AT A UNIVERSITY

The article discusses the features of the application of the activity-value approach in the formation of professional competence of technical specialists studying in military universities of the country.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия деятельностно-ценностного подхода при формировании профессиональной компетентности специалиста технического профиля, обучающегося в вузе»

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia Cherunova Irina Viktorovna, professor (e-mail: i_sch@mail.ru)

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia Tashpulatov Salih Shukurovich, professor (e-mail: ssht61@mail.ru)

Tashkent Institute of Textile and Light Industry, Tashkent, Uzbekistan

MODERN POLYMER STRUCTURES IN THE LIGHT INDUSTRY ENGINEERING

TRAINING SYSTEM

Abstract. The article presents the concept and content of the working program of the discipline "Modern polymer structures and packages of them". The program was developed in accordance with the current educational standard of higher education in the direction of master's training "design of light industry products". The educational content developed as part of the General set of support for the process of training future specialists of the engineering level for light industry enterprises is based on the consistently built development of knowledge, skills and skills of identification, analysis, selection, testing, systematization, development, improvement and application of various polymer materials in the design solutions of garment design objects.

Keywords: polymer materials, sewing products, light industry technologies, educational content, material package designs.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ВУЗЕ

Сухорукова Анна Андреевна, к.п.н., старший преподаватель (e-mail: annrosel@mail.ru) Михеечев Сергей Николаевич, к.в.н., преподаватель (e-mail: miheechev-s@yandex.ru) Академия ФСО России, г. Орел, Россия

В статье рассматриваются особенности применения деятельностно-ценностного подхода в формировании профессиональной компетентности специалистов технического профиля, обучающихся в военных вузах страны.

Ключевые слова: формирование профессиональной компетентности, деятельностно-ценностный подход, деятельностно-ценностная задача.

Современные тенденции развития науки и техники выдвигают требования к уровню подготовки современного специалиста технического профиля. Условия развития мировой экономики и особенности российского производства определяют противоречия между потребностями рынка и технологическими возможностями производства. Противоречия такого порядка невозможно разрешить экстенсивным путем, т.е. наращивая энергетические и сырьевые затраты на производство. Не для кого не секрет, что применение новых технологий зачастую приводит к снижению сырьевых затрат и уменьшению удельной стоимости производимых товаров.

Для применения новых технологий, применяемых на производстве, необходим качественный состав специалистов высокого уровня, способных реализовывать инновационные процессы обработки и конструирования современной техники. Формирование таких специалистов возложено на плечи технических вузов. В соответствии с потребностями рынка и прогнозируемыми интеллектуальными и политехническими скачками производственных технологий современное образование должно решать вопросы определения и формирования профессиональных качеств специалистов технического профиля. Процесс анализа и определения педагогических механизмов формирования и развития профессиональных качеств современного специалиста невозможно рассматривать, не применяя понятия профессиональной компетентности и профессиональных компетенций.

Определим для себя, что компетентность специалиста есть композиция профессиональных компетентностей, сформированных в той или иной степени. Таким образом, одной из основных задач современного образования есть определение компетентностей, необходимых для формирования и развития профессиональных качеств современного специалиста технического профиля, а также их взаимосвязей и процессов начального и последующего развития.

Процесс формирования и развития профессиональных компетенций в масштабе специальности необходимо расслоить на составляющие, которые реализуются посредством преподавания различных технических дисциплин на протяжении всего обучения. Педагогическая модель формирования профессиональной компетентности у будущих военных специалистов в процессе изучения технических дисциплин с применением комплексов деятельностно-ценностных задач сконструированная с учетом социального заказа, ФГОС ВО, ведомственных требований к подготовке военных специалистов отражает взаимосвязь системного, деятельностно-ценностного и компетентностного подходов, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности на основе принципов интегративности, единства теории и практики в обучении, профессиональной рефлексии и внедрения инновационных методов. Особенностью модели является ее ориентация на характер профессиональной деятельности будущих военных специалистов, обучающихся по техническим специальностям.

На уровне каждой дисциплины, педагог должен четко определять для себя, на каком занятии, посредством решения каких профессиональных задач, обучающийся знакомится, определяет свои возможности для решения и решает поставленные ему профессиональные задачи. Такой подход приводит нас к определению основных способов профессиональной деятельности посредством решения деятельностно-ценностных задач на занятиях. Тогда опыт деятельности выступает как самостоятельный элемент образования, добавляясь к полученным знаниям и умениям, что в будущей профессиональной деятельности выпускника вуза (специалиста технического

профиля) часто оказывается необходимо для реализации разрабатываемых проектов.

Технология деятельностного обучения специалистов технического профиля в вузе реализует несколько дидактических принципов:

1. Первый заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его особенных общекультурных и способностей, общеучебных умений.

2. Второй принцип - непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса характеризуется инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения, его содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире подразумевает, что у обучающегося должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрес-сообразующих факторов учебного процесса, создание в образовательном учреждении и на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

5. Принцип вариативности нацелен на развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

6. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности; формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Эти дидактические принципы, на взгляд автора исследования, задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме.

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести к развитию личностного и творческого потенциала, что возможно при реализации деятельностного подхода в преподавании технических дисциплин в вузе [4, 7].

Следует отметить, что разрабатываемые таким образом методики преподавания технических дисциплин могут содержать целые блоки занятий разного типа, решающие одну или несколько профессионально ориентированные задачи. Таким образом, достигается разрешение противоречий между научностью преподавания технических дисциплин и необходимостью профессиональной деятельности, решаемое путем применения деятельно-

стного подхода реализуя алгоритмы решения деятельностно-ценностных задач.

Существенную роль в практике преподавания технических дисциплин в вузе играет эффективное использование разнообразных форм проведения занятий и других научно-учебных мероприятий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении студентов. В отечественных вузах активно проводятся занятия в форме "круглых столов", конференций, защиты проекта и т. д. Особенно востребованы в практике вузов индивидуальное самообучение, при котором обучающиеся выполняют ту или иную самостоятельную работу (работа с изучаемыми объектами, учебником, приборами, решение задач, исследовательская работа и т. д.); парное взаимное обучение, в ходе которого обучающиеся в стабильных парах (например соседи по парте) либо в парах сменного состава (обучающиеся в течение урока меняются местами по типу конвейера) объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты товарищей; групповая работа по общей теме - обучение внутри группы, т. е. обучающиеся взаимодействуют в группе: обсуждают материалы занятия, оценивают свою деятельность, готовят выступление. Педагоги используют и взаимное обучение групп, представляющее собой отдельные группы, занимающиеся разными проблемами или видами деятельности, например, теоретики и экспериментаторы временно объединяются, чтобы поделиться опытом, информацией, проблемами [4-8]. Имеет место в проведении занятий и подготовка студентами выступлений, в ходе которой отрабатываются такие виды деятельности будущего специалиста, как аргументация суждений, оценивание, анализ [1].

Деятельностный подход особенно явно фигурирует при выполнении студентами практических и лабораторных работ. Как известно, они проводятся после изучения крупных разделов учебных курсов, а также могут предварять их изучение, создавая опытно-экспериментальный образ предстоящего теоретического материала [2]. В целом, реализация деятельност-ного подхода в практике преподавания технических дисциплин в современном вузе строится на принципах единства сознания и деятельности, планомерного формирования умственных действий. Это требует от преподавателя использования информационных, проблемно-поисковых, творческих и саморазвивающих методов и форм при проведении занятий [3,6].

Развитие личности обучающегося в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, формирование умений и компетенций, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие ши-

рокую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению [1].

Функции универсальных учебных действий включают:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные действия, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности "научить учиться", толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

• обеспечение успешного усвоения знаний, развития умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

В связи с этим, на наш взгляд, в высшей военной инженерной школе особое внимание преподавательским составом должно быть уделено дея-тельностно-ценностному подходу в обучении будущих специалистов, который предполагает опору на личностные качества будущего специалиста, направленность личности и её ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы будущей профессиональной деятельности и поведения [8].

Общество существует на базе деятельностного взаимодействия людей, т. е. на обмене результатами и продуктами деятельности, а стимулами деятельности являются потребности и ценности, причем ценности являются стимулами собственной человеческой деятельности. В качестве стимулов человеческой деятельности ценности лежат в основе социальных систем, но главным - социальная значимость, что обосновывает применение дея-тельностно-ценностного подхода в формировании профессиональной компетентности у будущих специалистов технического профиля.

Список литературы

1. Кошелева, А. О. "Личностный профиль" будущего военного специалиста в условиях модернизации образования / А. О. Кошелева, Д. В. Шепетько // Образование и общество. - Орёл: Академия педагогических и социальных наук, 2009. - № 2 (55). - С. 7-10.

2. Кошелева, А. О. Формирование профессионального интереса будущих специалистов к исследовательской деятельности / А. О. Кошелева, О. И. Шевченко, Э. Е. Лукь-янчиков // Научный журнал. Том 5/2011 Психология образования в поликультурном пространстве, 2011. - № 4. - М. : Изд-во Елец - С. 108-115.

3. Кошелева, А. О. Электронное обучение в высшем образовательном заведении на основе синергетического подхода // Психология образования в поликультурном пространстве, 2016. - Том 2 (№ 34). - С. 120-126.

4. Сухорукова, А. А. Классический и инновационный подходы в обучении специалистов технических вузов / Материалы VII Всероссийской научно практической конференции "Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы" // Аджеро-Судженск, 2012. - С. 306-308. 82.

5. Сухорукова, А. А. Аксиологический подход к проблеме формирования компетентности будущего специалиста в области информационных технологий / Материалы VIII Международной научно - практической конференции "Психология и педагогика в системе гуманитарного знания". - М. : Спецкнига, 2013. - С. 101-103.

6. Сухорукова, А. А. Формирование профессиональных ценностей будущих специалистов в процессе преподавания математики и технических дисциплин в вузе / Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей " Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе взаимодействия социально-культурных институтов общества". // Орёл - 2013. - С. 15-18.

7. Сухорукова, А. А. Особенности формирования профессиональных компетенций у будущих профессионалов в процессе решения деятельностно-ценностных задач / Научные труды факультета дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. Выпуск 10 / Под научной ред. Т. В. Бурковской // Орёл: Издательство Орловского государственного университета, ООО "Горизонт", 2014. - С. 139-141.

8. Сухорукова, А. А. Применение эвристических методов при деятельностно-ценностном подходе в подготовке военных специалистов в вузе / Материалы II Международной научно-практической конференции " Современная наука: теоретический и практический взгляд". // М. : Перо, 2015. - С. 57-60.

9. Факторович, А. А. Принципы управления качеством образования в вузе в условиях реализации ФГОС / А. А. Факторович // Высшее образование в России, 2010. - № 12. - С. 40-48.

Sukhorukov, Anna Andreevna, candidate of pedagogic Sciences, senior lecturer (e-mail: annrosel@mail.ru)

Mikheeev Sergey Nikolaevich, candidate of military Sciences, lecturer (e-mail: miheechev-s@yandex.ru)

FSO Academy of Russia, Orel, Russia.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE ACTIVITY-VALUE APPROACH IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TECHNICAL SPECIALIST STUDYING AT A UNIVERSITY

Abstract. The article discusses the features of the application of the activity-value approach in the formation of professional competence of technical specialists studying in military universities of the country.

Keywords: formation of professional competence, activity-value approach, activity-value problem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.