Научная статья на тему 'Особенности реализации деятельностноценностного подхода в ведомственном вузе'

Особенности реализации деятельностноценностного подхода в ведомственном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЗАДАНИЯ РЕПРОДУКТИВНОГО ХАРАКТЕРА / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ACTIVITY-VALUE APPROACH / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / REPRODUCTIVE TYPE TASKS / UP-TO-DATE INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухорукова А.А.

В статье рассматриваются современные тенденции, характерные для подготовки специалистов ведомственных вузов. Уделено внимание требованиям, предъявляемым к военным специалистам, окончившим военный вуз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIONVALUE APPROACH REALIZATION P OF ECULIARITIES IN DEPARTMENTAL INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

The article considers modern tendencies peculiar for specialists training in departmental institutes of higher education. Some attention is given to the military institutes' graduators demands.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации деятельностноценностного подхода в ведомственном вузе»

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 378.12.02: 371.212 A.A. СУХОРУКОВА

соискатель, кафедра непрерывного обучения и новых образовательных технологий, Орловский государственный университет E-mail: annrosel@mail.ru

UDC 378.12.02: 371.212

A.A. SUHORUKOVA

Applicant, Department of continuing education and modern educational technologies, Orel State University

E-mail: annrosel@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ

ACTION-VALUE APPROACH REALIZATION P OF ECULIARITIES IN DEPARTMENTAL INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

В статье рассматриваются современные тенденции, характерные для подготовки специалистов ведомственных вузов. Уделено внимание требованиям, предъявляемым к военным специалистам, окончившим военный вуз.

Ключевые слова: деятельностно-ценностный подход, компетентностный подход, компетенция, задания репродуктивного характера, современные информационные технологии.

The article considers modern tendencies peculiar for specialists training in departmental institutes of higher education. Some attention is given to the military institutes' graduators demands.

Keywords: activity-value approach, competence approach, competence, reproductive type tasks, up-to-date information technologies.

Современные тенденции развития общества свидетельствуют о том, что к выпускникам ведомственных вузов технического профиля предъявляются требования, предполагающие подготовку высококвалифицированных, мобильных в профессиональной сфере специалистов, готовых к решению сложных задач с применением современной техники. Это связано с тем, что постоянно совершенствуются технологии производства, наука стремительно наращивает свой потенциал, совершенствуется военная техника. Никого уже не удивишь современными возможностями уровнем информационного обеспечения технологий производства и скоростью изменения требований к его продукции. Следовательно, начинающие специалисты (выпускники технических вузов) должны быть готовы к решению задач по конструированию и разработке современных технологий, к новым требованиям со стороны заказчиков [4]. Отметим, что при введении современных требований к подготовке специалистов в соответствии с ФГОС ВПО и реализации компетентностного подхода в образовании ведомственные вузы выступают как разработчики и зачастую конструкторы моделей специалистов технического профиля.

Построение подобных моделей невозможно без применения современных подходов в подготовке специалистов в вузах, среди которых деятельностный подход занимает особое место. Следует отметить, что некоторые особенности формирования профессиональных качеств специалиста возможно рассматривать как результат применения современных педагогических подходов, их взаимодействия и взаимопроникновения.

Обширный анализ теоретических источников позволяет сделать вывод о том, что педагогические подходы возникли как результат глубокого переосмысления теории и практики педагогической науки и образования. Они диалектически связаны между собой. Взаимосвязи различных подходов (личностно-ориентированного, профессионально-ориентированного, компетентност-ного и др.) определяются их взаимопроникновением, взаимообусловленностью и взаимодополняемостью, однако сохраняют характерологические черты и смысловые доминанты каждого [1].

Учитывая, что педагогический подход - это совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ различных образовательных сред через призму системообразующих понятий, можно констатировать, что каждый из подходов может быть представлен как некий самостоятельный исследовательский инструмент, позволяющий анализировать преобразование личностных качеств будущих специалистов, а также сферы деятельности отношений индивида.

Необходимо, в рамках статьи, пояснить, что подходы, в том числе и деятельностно-ценностный, имеют междисциплинарное содержание, однако разнообразны по формам реализации. Каждый из них имеет специфические черты, характеризующие их как самостоятельные научные подходы, использующие свои собственные цели, методы, формы, результаты.

Вместе с тем, применение рассматриваемых подходов в практике преподавания технических дисциплин «снимет» узкую научную ориентированность, расширит основы и содержание деятельностно-ценностных

© А. А. Сухорукова © A.A. Suhorukova

Ученые записки Орловского государственного университета. №6 (69), 2015 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 6 - no. 69. 2015

задач, решаемых будущими выпускниками технического вуза.

Каждый из педагогических подходов способствует научному обоснованию, выдвигаемых на современном этапе развития высшей школы идей и технологий на основе сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм их реализации, тем самым обогащая теорию и практику высшего образования новыми процессуальными умениями субъектов, развитием их способностей, творческим решением проблем с выходом на индивидуализацию образовательных программ.

Обращаясь к проблемам внедрения компетентно ст-ного подхода, отметим, что он имеет особое значение в развитии общекультурных, общепрофессиональных и специальнопрофессиональных компетенций выпускников ведомственных вузов, связанных с овладением различными способами добывания, обработки и использования информации, развитием коммуникативных, творческих и рефлексивных способностей, сопряженными с самоопределением и формированием самооценки личности.

Исследователь А.О. Кошелева характеризует ценностно-смысловые компетенции, понимая их как способности, связанные с ценностными ориентациями обучающихся, их умением видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать ре-шение.[2]. Компетентностный подход психолог-педагог И.А. Зимняя представляет как подход, обеспечивающий достижение личностного понимания ценности бытия, жизни, ценностей культуры, науки, производства.

Необходимо отметить, что понятие «компетенция», на текущий момент развития педагогической науки, применяют как расширение ранее существующей парадигмы (знания, умения, навыки), позволяющей описывать образовательный процесс с позиции интегративного результата формирования и развития ключевых компетенций в процессе обучения будущего специалиста в вузе. Компетенции закладываются в образовательный процесс путем применения различных педагогических технологий, среди которых особое место занимает технология деятельностно- ценностного обучения. [1].

К основным профессиональным компетенциям, формируемым у специалистов технического профиля, в процессе обучения в высшей школе, относятся: математическая, информационная, техническая и др. Вместе с тем, для будущего профессионала технического профиля важны: владение иностранными языками, цифровой техникой и телекоммуникациями, коммуникацией в профессиональном коллективе. [2]. Креативность, инициатива, способность решать проблемы, принимать решения, связанные с определенным риском, и управлять собственными эмоциями - все это является необходимым «набором», характеризующим компетентного специалиста, выпускника вуза.

Вместе с тем, основной компетенцией при подготовке инженеров, работающих в разных направлениях,

является способность к применению фундаментальных знаний по профилирующим дисциплинам на практике. Формирование такой компетенции позволит специалистам находить решение проблемы в различных областях инженерного дела, что подразумевает способность специалиста использовать научные понятия и данные для корректного их применения при решении специфических профессиональных задач. А это требует сформированных способностей к рассуждению и аргументации, к применению научных принципов на практике, к интерпретации информации и т.д.

Компетентностный подход применяется преподавателями вузов в единстве с деятельностным.

Деятельностный подход предполагает формирование профессионально важных качеств личности. В основе деятельностного подхода лежит теория деятельности, которая подразумевает формирование и развитие личности обучающегося через деятельность.[3]. Психологи-педагоги утверждают, что через деятельность рождается личность, определяются и совершенствуются отношения. Деятельность как основная целевая развивающая установка определяет четкий порядок. Через деятельность военный специалист получает и совершенствует полученные знания, выступая субъектом. Для формирования деятельностно-ценностной модели подготовки специалиста необходимо целостное представление о технологии обучения: цель - мотивы - методы, формы, средства - способы, операции - результат - коррекция.

Педагоги считают, что деятельность есть «мера активности личности» (Г.И. Щукина) или же активная форма проявления отношений (деловых, профессиональных и т.д.) (Н.Е. Щуркова). При этом важно, чтобы на этапе понимания цели обучения раскрывалась ее значимость и важность для обучающегося. Таким образом, путем осознания поставленных целей происходит последующая их трансформация в побуждения самой личности, в ее внутренние стремления, т. е. формируются мотивы поведения. Назначением любой деятельности является ее включение в систему знания субъекта и, как итог, преобразует восприятие действительности. Способы, операции, умения являются операционной стороной деятельности. Такие операторы предметных действий в различных отраслях носят различные названия: с точки зрения психологии - способы, операции, с точки зрения педагогики - умения. Для того чтобы деятельность состоялась, необходимо наличие умений. Отсюда следует, что обучение умениям будущих специалистов является необходимой частью образования, а их формирование и развитие невозможно без их участия в учебной и научной деятельности.

Любая деятельность предполагает результат. С точки зрения психологии и педагогики личности результат - это показатель развития личности. С результатом сопряжена оценка и самооценка личности, ее социальный статус. Вопрос оценки результата носит двойственный смысл: материальный и интеллектуальный. С точки зрения материального осмысления результат представляет собой некоторые достигнутые цели в фор-

13.GG.GG - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.GG.GG - PEDAGOGICAL SCIENCES

ме решенной задачи, построенного алгоритма решения деятельностно-ценностных задач. С позиции интеллектуального анализа результата приобретение новых качеств личности либо их развитие определяется умениями, приобретенными посредством выполняемой деятельности.

Таким образом, умелое использование деятельностно-ценностного подхода позволяет преподавателю ведомственного вуза разработать дидактический комплекс преподаваемых дисциплин с учетом современных информационных технологий.

Для преподавателей при реализации деятельностно-ценностного подхода в преподавании технических дисциплин важно учитывать определение объема и структуры учебного материала, знаний, умений, навыков и задачи по формированию профессиональных компетенций, определяемых ФГОС ВПО.[4].

Очень важно нацелить обучающихся на самостоятельную работу в процессе реализации деятельностно-ценностного подхода в преподавании технических дисциплин: для тех, у кого низкий уровень самостоятельности, необходимо предлагать задания на усвоение фактологического материала; для обучающихся со средним уровнем самостоятельности - на расширение и углубление понятий, применение на практике усвоенных правил, законов и теорий; для курсантов с высоким уровнем самостоятельности - на творческое осмысление фактов, теорий и законов науки, нахождение различных способов решения проблем, использование знаний в новых ситуациях.

При реализации деятельностно-ценностного под-

хода преподавателю желательно начинать учебный процесс с выявления субъективного опыта обучающихся, уровня базовой подготовки и интересов курсантов, проведения психолого-педагогической диагностики ценностей личности обучающегося в ведомственном вузе. Для обучающихся с низким уровнем познавательной самостоятельности должны быть запланированы посильные задания репродуктивного характера: изучить самостоятельно тот или иной вопрос, тему; сделать расчеты по заданному алгоритму; выполнить указанные задания по данному образцу.

Вместе с тем, задачи по подготовке специалистов в ведомственном вузе требуют качественной подготовки специалистов, а значит, необходимо проводить специально организованные занятия для повышения интеллектуального уровня будущих специалистов в рамках элективных курсов.

В заключение следует сделать вывод, что деятельностно-ценностный и компетентностный подходы желательно реализовывать во взаимосвязи, взаимопроникновении и преемственности в преподавании технических дисциплин в вузе.

Для формирования профессиональных качеств и компетенций современного военного специалиста технического профиля преподавателю следует руководствоваться требованиями государственных образовательных стандартов с учетом возможности варьирования содержанием и технологиями обучения с целью достижения качества образования. Достичь этого возможно, применяя деятельностно-ценностный подход как один из перспективных в инновационных условиях высшей школы.

Библиографический список

1. Жураковский В.В. Компетентность. Инициатива. Ответственность. // Высшее образование в России. 1997. № 3. С. 5-12.

2. Кошелева А.О. Концептуальные подходы к подготовке личностно - зрелого специалиста в условиях вуза. // Высшее образование сегодня. 2009. № 3. С. 71-73.

3. Симонов В.П. Образовательный процесс как социальная и деятельностная система. // Педагогический менеджмент: ноу-хау в образовании: учеб. пособие. М.: Высшее образование. 2006. С. 5-51.

4. Факторович А. А. Принципы управления качеством образования в вузе в условиях реализации ФГОС// Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 40-48.

References

1. Zhurakovsky V.V. Competence. Initiative. Responsibility. // Higher education in Russia. 1997. № 3. Pp. 5-12.

2. Kosheleva A.O. Conceptual approaches to preparation of mature personality-specialist at the university. // Higher education today. 2009. № 3. Pp. 71-73.

3. Simonov V.P. Education process as a social and activity system. // Pedagogical management: know-how in education: tutorial. M.: Higher education. 2006. Pp. 5-51.

4. Faktorovich A.A. Principles of educational quality control in high school when realizing FSES // Higher education in Russia. 2010. № 12. Pp. 40-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.