Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)'

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
335
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностные ресурсы / психология спорта / подростковый возраст / ресурсная концепция / personal resources / sports psychology / adolescence / resource concept of S. Hobfall

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барковская Дарья Валерьевна

Представлен теоретический анализ исследований личностных ресурсов подростков, занимающихся спортом. Рассмотрена специфика некоторых аспектов психологии спорта. Изучены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на данную проблему: ресурсная концепция С. Хобфолла, концепция личностного потенциала Д.А. Леонтьева, теоретические идеи системно-деятельностного подхода А.Г. Асмолова, модель структуры личности спортсменов Л.К. Серовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL RESOURCES OF TEENAGERS ENGAGED IN SPORTS (TO THE PROBLEM STATEMENT)

The article presents a theoretical analysis of the research of personal resources of teenagers engaged in sports. The specifics of some aspects of sports psychology are considered. The views of domestic and foreign researchers on this problem are studied: the resource concept of S. Hobfall, the concept of personal potential of D.A. Leontiev, the theoretical ideas of the system-activity approach of A.G. Asmolov, the model of the structure of the personality of athletes by L.K. Serova.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)»

УДК 796.01:159.9

DOI: 10.24412/2308-717Х-2021-1-72-77

Барковская Дарья Валерьевна

магистрант I курса кафедры педагогики и психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 215-18-76 (доб. 418) e-mail: [email protected]

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

Darya V. Barkovskaya

First-year Master's Student of the Department of Pedagogy and Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaya, 614990, Perm, Russia e-mail: [email protected]

PERSONAL RESOURCES OF TEENAGERS ENGAGED IN SPORTS (TO THE PROBLEM STATEMENT)

Аннотация. Представлен теоретический анализ исследований личностных ресурсов подростков, занимающихся спортом. Рассмотрена специфика некоторых аспектов психологии спорта. Изучены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на данную проблему: ресурсная концепция С. Хобфолла, концепция личностного потенциала Д.А. Леонтьева, теоретические идеи системно-деятельностного подхода А.Г. Асмолова, модель структуры личности спортсменов Л.К. Серовой.

Ключевые слова: личностные ресурсы, психология спорта, подростковый возраст, ресурсная концепция.

Abstract. The article presents a theoretical analysis of the research of personal resources of teenagers engaged in sports. The specifics of some aspects of sports psychology are considered. The views of domestic and foreign researchers on this problem are studied: the resource concept of S. Hobfall, the concept of personal potential of D.A. Leontiev, the theoretical ideas of the system-activity approach of A.G. Asmolov, the model of the structure of the personality of athletes by L.K. Serova.

Key words: personal resources, sports psychology, adolescence, resource concept of S. Hobfall.

© Барковская Д.В., 2021

Проблема исследования особенностей личностных ресурсов спортсменов-подростков в настоящее время является ведущей в спортивно-психологической проблематике. Сейчас подрастающему поколению важно понимать, как спортивная деятельность оказывает воздействие на их социальное и личностное развитие. Данная тематика строится на универсальных подходах отечественной и зарубежной психологии в изучении личностных ресурсов.

С психологической точки зрения понятие «ресурс» рассматривается как фактор преодоления кризисных ситуаций, вызываемых различными внешними факторами. В последние годы широкое распространение в психологии приобрел ресурсный подход, зародившийся в гуманистической психологии, в рамках которой важное место заняло изучение конструктивного начала личности, позволяющего преодолевать трудные жизненные ситуации.

Проблема ресурсов неоднократно поднималась в работах как отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев, В.А. Бодров, А.Г. Асмолов, Н.Е. Водопьянова, В.А. Толочек), так и зарубежных (П. Балтеса, Э. Динера, Р. Лазаруса, С. Фолкман, С. Мадди, С. Хобфола, Р. Баумейстера и др.).

Одним из первых отечественных психологов, обративших внимание на актуальность вопроса о личностных ресурсах, стал Б.Г. Ананьев, предполагающий, что в будущем можно будет построить «общую модель резервов и ресурсов личности, которые проявляют себя в самых различных направлениях в зависимости от реального процесса взаимодействия человека с жизненными условиями внешнего мира и от структуры личности самого человека» [2].

Продолжая идею влияния внешних и внутренних факторов среды на деятельность человека и его психологическое благополучие, Д.А. Леонтьев подробно описывает ее в концепции личностного потенциала, в которой личностные ресурсы рассматриваются в русле системно-деятельностного подхода. В рамках данной концепции личностные ресурсы понимаются как относительно стабильные свойства личности (черты, когнитивные и поведенческие стратегии, атрибутивные схемы), способствующие решению актуальных для личности задач, в том числе в сложных условиях деятельности.

Д.А. Леонтьев выделяет четыре вида ресурсов: психологические ресурсы устойчивости; психологические ресурсы саморегуляции; мотивационные ресурсы; инструментальные ресурсы. Именно личностный потенциал определяет, насколько психологическое благополучие и качество жизни личности зависит от нее самой, а не от благоприятного стечения обстоятельств [1].

Продолжая изучение личностных ресурсов в рамках системно-деятельностного подхода, А.Г. Асмолов утверждает, что вклад различных психологических образований (в нашем случае - ресурсов личности) в процесс и результат деятельности не фундаментален, а определяется их местом в структуре деятельности и системными связями с другими переменными (факторами среды и мотивации).

О ресурсах как о процессах актуализации внешних и внутренних условий, способствующих вовлечению новых составляющих в активность субъекта, установлению связей между новыми и прежними составляющими

и приводящих к порождению новых структур и состояний, говорит В.А. Толочек. Автор выделяет: внесубъектные ресурсы - условия среды; интерсубъектные ресурсы - процессы взаимодействия людей; интрасубъектные - индивидуальные особенности субъекта [11].

Научный интерес вызывает изучение понятия «ресурсы» в рамках развития теории психологического стресса. В.А. Бодров определяет его следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса». По мнению Н.Е. Водопьяновой, ресурсы - это внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным / стрессовым трудовым и жизненным ситуациям, это средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией [8].

В зарубежной психологической науке значимой теоретической базой по изучению личностных ресурсов является ресурсная концепция С. Хобфолла. Согласно его концепции, ресурсы - это ценности, которыми обладает индивид или сообщество, а также средства, способствующие развитию, сохранению и преумножению этих ценностей.

Ядром данной концепции и основой для работы с человеком по выявлению и аккумуляции ресурсов личности является принцип «консервации» ресурсов: человек стремится получить и сохранить то, что ценно для него, и старается оптимально использовать свои ресурсы; вместе с этим человек стремится восстановить потерянные и приобрести новые ресурсы.

Рассматривая ресурсную концепцию С. Хобфолла, можно говорить о следующей классификации ресурсов:

1) материальные ресурсы - материальный ценности, которыми обладает индивид, например, квартира, машина или земля;

2) нематериальные ресурсы - это желания личности, его цели;

3) внешние ресурсы - совокупность всех социальных статусов индивида, которые обеспечивают его определенное положение в обществе и дают доступ к другим ресурсам;

4) внутренние ресурсы - нематериальные ресурсы, такие как время или знания, которые могут быть инвестированы в какую-либо деятельность для получения других ресурсов, а также личностные ресурсы, такие как персональные качества человека, которые отражают его индивидуальные особенности [7].

Резюмируя вышесказанное, отметим, что личностный ресурс содержит в себе потенциальные возможности реагирования, которые могут актуализироваться в конкретной ситуации в соответствии с требованиями определенной деятельности. В соответствии с проблематикой данной статьи нами рассматриваются взаимосвязи личностных ресурсов и требований спортивной деятельности.

Один из современных подходов к пониманию структуры личности спортсменов - это разработанная Л.К. Серовой модель личности, которая состоит из следующих компонентов: поведенческий, мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой, коммуникативный, гендерный (рисунок) [10].

Обобщенная модель личности спортсмена

Спортивная деятельность обеспечивает особенности социального и личностного развития, в том числе в подростковом возрасте. Она является видом общественно полезной деятельности, в которой реализуется потребность подростков в самоопределении, самовыражении, признании взрослыми.

В межпредметной области психологии личности, спортивной психологии и психологии подростков исследованы различные аспекты ресурсов на основе методологии гуманистической, глубинной психологии, бихевиоризма, деятельностного подхода [9].

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. В настоящее время в работах Г.Б. Горской, Л.П. Грибковой, И.И. Бойко изучены психологические новообразования личности подростков, занимающихся различными видами спорта на уровне массового спорта и спорта высших достижений.

Л.П. Грибкова выделила три личностных фактора, обеспечивающих надежность (эффективность и стабильность) спортивной деятельности у представительниц художественной гимнастики (испытуемые 13-23 лет): волевой; мотивационный (особенности развития потребности в достижении);

показатели свойств нервной системы (возбуждение и уравновешенность) и темперамента.

У более надежных гимнасток выявлена выраженная ориентация на успех, высокий адекватный уровень притязаний, активность в достижении поставленных целей в сочетании с невысокой тревожностью, силой, подвижностью и уравновешенностью нервной системы, развитые волевые качества, направленность на решение сложных и трудных задач. Менее надежные спортсменки характеризуются активностью и волей, направленными на решение простых задач и избегание неудачи. У данных спортсменок слабо развита выдержка и самообладание, в их мотивационной сфере доминирует страх перед неудачей, для них более характерны слабость и неуравновешенность нервных процессов, эмоционально-волевая нестабильность и личностная тревожность [6].

Если рассматривать мотивационный компонент спортивной деятельности согласно И.И. Бойко, то развитие мотивации достижения у спортсменов-подростков, обучающихся в детско-юношеских спортивных школах, это одна из самых главных задач учебно-воспитательной, тренерской и педагогической работы; ее успешное решение позволяет развивать спортивные способности школьников и формировать их личность. Выявление уровня выраженности этих компонентов и установление их взаимосвязи позволяет осуществлять изучение мотивации достижения с позиций системного подхода [3].

Проблемы дисгармонии в личностном развитии подростков, которые могут возникнуть в ответ на углубленные занятия спортом, в своих работах обсуждает Г.Б. Горская. Автор считает, что необходимо учитывать особенности адаптации юных спортсменов к жизни вне спорта и после завершения спортивной карьеры.

В этой связи существенна проблема формирования самосознания спортсменов-подростков как сужение Я-концепции до представления о себе только как спортсмене, как правило, происходящего под влиянием взрослых, концентрирующих внимание юных спортсменов на самоутверждении через спорт.

Другая проблема - дефицит общения со сверстниками, поскольку спорт для спортсменов-подростков является практически единственным институтом социализации. Как отмечает Г.Б. Горская, юные спортсмены в интервью говорят о том, что у них нет друзей, что они опасаются корыстных мотивов интереса сверстников к общению с ними [4, 5].

Таким образом, несмотря на то, что термин «личностные ресурсы» стал популярным и активно используется в психологических исследованиях, вопрос о функциональном значении личностных ресурсов в области спорта подростков поднимается редко, и к настоящему времени попыток объемного теоретического осмысления конкретных функций личностных ресурсов и механизмов их действия сделано не было. Данная постановка вопроса является важным шагом в изучении психологических процессов и роли личностных ресурсов в регуляции спортивной деятельности подростков.

Планируя проведение собственного исследования у подростков-спортсменов, мы предполагаем, что подростки, регулярно занимающиеся спортом, имеют наиболее высокий уровень личностных ресурсов, по сравнению с подростками, не практикующими спортивные виды деятельности.

Теоретической основой предстоящего эмпирического исследования являются: ресурсная концепция С. Хобфолла, концепция личностного потенциала Д.А. Леонтьева о влиянии внешних и внутренних факторов среды на деятельность человека и психологическое благополучие, теоретические идеи системно-деятельностного подхода А.Г. Асмолова (факторы среды и мотивации), модель структуры личности спортсменов Л.К. Серовой.

Результаты исследования данной проблемы могут помочь спортивным психологам, тренерам, педагогам спортивных и общеобразовательных учебных заведений в формировании свойств личности подростков, которые будут способствовать его успешной реализации в спортивной деятельности и в жизни.

Список литературы

1. Александрова Л.А. Субъективная витальность как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - С. 382-403.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. -288 с. - (Сер. «Мастера психологии»).

3. Бойко И.И. Мотивация достижения у подростков-спортсменов и ее развитие в процессе проведения коррекционно-тренинговых занятий: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 2006.

4. Горская Г.Б. Психологические факторы самореализации профессионалов высокого класса (на материале спортивной деятельности): дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. - Краснодар, 1999. - 322 с.

5. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. - Краснодар, 1995. - 186 с.

6. Грибкова Л.П. Влияние личностных особенностей гимнасток на надежность спортивной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Л.: ГДОИФК, 1986. - 16 с.

7. Иванова Т.Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стресса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2013 - Т. 10, № 3. - С. 119-135.

8. Калашникова С.А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности // Молодой ученый. - 2011. - № 8 (31), т. 2. - С. 84-87.

9. Новицкая М.С. Личностные факторы успешности подростков в танцевальном спорте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - М., 2016. - 27 с.

10. Серова Л.Л. Личностные качества спортсмена // Ученые записки: науч.-теор. журн. - 2006. - Вып. № 20. - С. 75-78.

11. Толочек В.А. Стили деятельности: ресурсный подход. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2015. - 366 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.