словами». Тренеры-мужчины чаще используют (п.4) «жесты, показ», чем тренеры-женщины.
4. Выявлены различия в особенностях объяснения задания в соответствии с возрастом тренера. С увеличением возраста тренера уменьшается использование тренером (п.1) «только слова» и более часто тренеры старше 25 лет используют (п.4) «жесты, показ».
5. По вопросам, раскрывающим объем «использования одного» (п.2) или (п.3) «несколько связанных друг с другом образов», а также использования (п.5) «мысленных представлений - идеомоторики» не было выявлено значимых различий. Они имеют гораздо более низкие средние баллы в выборке. Можно предположить, что данные средства мало используются в тренировочном процессе. Возможно, применение этих средств является для тренеров более сложным, интеллектуально и эмоционально затратным, связанно с отсутствием у них дополнительных психолого-педагогических умений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция телесности в психологии спорта: теоретические и практические аспекты. / А.М. Астраханцева, Л.К. Серова, Р.Н. Терехина, Н.А. Елманов. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 303-307.
2. Нагорная, А.В. Дискурс невыразимого: вербалика внутрителесных ощущений / А.В. Нагорная. - Москва : ЛЕНАНД, 2014. - 320 с.
REFERENCES
1. Astrakhantseva, A.M., Serova, L.K., Terekhina, R.N. and Elmanov, N.A. (2018), "Concept of the corporality in sport psychology: theoretical and practical aspects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (160), pp. 303-307.
2. Nagornaya, A.V. (2014), Discourse of unspeakable: verbalica of intra-region sensations, LENAND, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.05.2020
УДК 159.9:796.01
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГУЛЯТОРОВ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СПОРТСМЕНОВ КОМАНДНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ВИДОВ СПОРТА
Вероника Олеговна Белоконь, ведущий психолог научно-исследовательской лаборатории проблем физической культуры и спорта, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
Аннотация
В результате исследования, представленного в статье, установлено, что в командных видах спорта психическую устойчивость повышают компоненты эмоционального интеллекта, осознанной саморегуляции поведения и самооценка уверенности в себе. В индивидуальных видах спорта уровень психической устойчивости регулируется общим уровнем эмоционального интеллекта, моделированием, самостоятельностью и показателями самооценки. Эмоциональный и социальный интеллект в обеих выборках спортсменов способствуют проявлению копинг-стратегий, направленных на решение проблемы, и снижают проявление стратегий бегства. При этом в командных видах спорта под влиянием параметров эмоционального, социального интеллекта, осознанной саморегуляции и самооценки усиливаются стратегии поиска социальной поддержки и положительной переоценки, а в индивидуальных - принятие ответственности и самоконтроль.
Ключевые слова: психическая устойчивость, эмоциональный интеллект, социальный интеллект, осознанная саморегуляция поведения, командные виды спорта, индивидуальные виды
спорта.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p464-470
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF REGULATORS OF MENTAL TOUGHNESS IN ATHLETES OF TEAM AND INDIVIDUAL SPORTS
Veronika Olegovna Belokon, the leading psychologist, research laboratory for physical education and sports, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar
Abstract
As a result of the research presented in the article, it was found that in team sports, mental toughness is increased by the components of emotional intelligence, conscious self-regulation of behavior and self-esteem of self-confidence. In individual sports, the level of mental toughness is regulated by the general level of emotional intelligence, modeling, independence and self-esteem indicators. Emotional and social intelligence in both samples of athletes contribute to the manifestation of coping strategies aimed at solving the problem and reduce the manifestation of escape strategies. At the same time, in team sports, under the influence of the parameters of emotional, social intelligence, conscious self-regulation and self-esteem, strategies for seeking social support and positive reassessment are enhanced, and in individual sports - taking responsibility and self-control.
Keywords: mental stability, emotional intelligence, social intelligence, conscious self-regulation of behavior, team sports, individual sports.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время тема личностных ресурсов особенно актуальна в сфере психологии спорта, поскольку именно спортивная деятельность сопровождается высоким уровнем как организационного, так и соревновательного стресса [4]. В качестве личностных ресурсов преодоления стресса исследователями рассматриваются локус контроля, ценностно-смысловая и духовно-нравственная сфера, социальная компетентность [1], способности и умения человека, его знания, навыки и мотивация деятельности [5]. Важную роль в структуре личностных ресурсов играют социальный и эмоциональный интеллект, которые согласно данным научных исследований спортсменов связаны с повышением способностей к осознанной саморегуляции поведения, выбором проблемно-ориентированных копинг-стратегий [3], повышением результативности выступлений спортсменов [2]. При этом обзор современных исследований показывает необходимость дальнейшего изучения личностных регуляторов устойчивости к стрессу. Кроме того, в научной литературе недостаточно данных относительно влияния личностных характеристик на уровень психической устойчивости в зависимости от специфики деятельности: индивидуальной или командной.
Цель исследования - изучение личностных регуляторов психической устойчивости на примере командных и индивидуальных видов спорта.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для проведения исследования применялись следующие психодиагностические методики: методика определения уровня эмоционального интеллекта Н. Холла, методика определения уровня социального интеллекта Д. Гилфорда, копинг-тест Р. Лазаруса, анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз», опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, анкета «Психическая надежность спортсмена» В.Э. Мильмана, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн. В исследовании приняли участие 100 спортсменов, занимающихся командными видами спорта и 61 спортсмен, специализирующийся в индивидуальных видах спорта. Статистическая обработка данных проводилась с применением множественного регрессионного анализа (метод «шаговый отбор») в программе IBM SPSS Statistics 20.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Прежде, чем перейти к изложению результатов исследования важно сделать несколько пояснений. В качестве зависимых переменных были взяты показатели, полученные с помощью методики В.Э. Мильмана и анкеты «Прогноз», а также копинг-стратегии. Как независимые переменные рассматривались параметры социального и эмоционального интеллекта, осознанной саморегуляции поведения, самооценки и уровня притязаний. Показатель «нервно-психическая устойчивость», полученный с помощью методики «Прогноз» измеряется в обратной шкале (чем меньше значение, тем выше нервно-психическая устойчивость), поэтому отрицательные значения стандартизированного ко -эффициенты регрессии (Р) мы будет интерпретировать как следствие положительного влияния личностных характеристик.
В первую очередь обратимся к результатам в выборке спортсменов, занимающихся командными видами спорта (таблица 1). Психическую устойчивость спортсменов к соревновательному стрессу в определенной степени регулируют три группы параметров: эмоциональный интеллект, осознанная саморегуляция поведения и самооценка уверенности в себе. В совокупности они обеспечивают оптимальное эмоциональное состояние спортсменов во время соревнований, снижают чувствительность спортсменов к стрессорам внутренней неопределенности (сомнения спортсменов в том, что они смогут показать свой уровень подготовки, несмотря на волнение во время соревнований) и внутренней значимости (страх потерять свой спортивный авторитет, получить травму, проиграть).
Таким образом, для спортсменов, занимающихся командными видами спорта характеристиками, способствующими повышению психической устойчивости, являются способность регулировать свое эмоциональное состояние, ставить цели, реализовывать действия для их достижения, анализировать значимые условия выполнения деятельности. Стоит отметить, что социальный интеллект не вошел в состав предикторов психической устойчивости спортсменов, что связано с его иными функциями, о которых речь пойдет ниже.
Таблица 1 - Предикторы психической устойчивости у спортсменов, занимающихся командными видами спорта (п=100)_
Независимые переменные (предикторы) Стандартизированный коэффициент регрессии (р) Значимость (р) Допуск
Зависимая переменная - соревновательная эмоциональная устойчивость (Я2=0, 648)
Управление эмоциями (ЭИ) 0,575 0,000 0,823
Распознавание эмоций (ЭИ) 0,383 0,029 0,812
Моделирование (СР) 0,476 0,013 0,791
Уверенность в своих силах (СО) 0,537 0,007 0,747
Зависимая переменная - соревновательная мотивация (Я2=0,545)
Самомотивация (ЭИ) 0,467 0,009 0,928
Самостоятельность (СР) 0,461 0,010 0,928
Зависимая переменная - чувствительность к стрессорам внутренней неоп ределенности (R2=0, 671)
Управление эмоциями (ЭИ) -0,532 0,001 0,872
Моделирование (СР) -0,461 0,013 0,871
Гибкость (СР) -0,359 0,037 0,912
Уверенность в своих силах (СО) -0,491 0,009 0,896
Зависимая переменная - чувствительность к стрессорам внутренней значимости (Я2=0,507)
Управление эмоциями (ЭИ) -0,385 0,031 0,965
Уверенность в своих силах (СО) -0,448 0,022 0,964
Планирование (СР) -0,547 0,007 0,961
Зависимая переменная - нервно-психическая устойчивость (R2=0,613)
Управление эмоциями (ЭИ) -0,473 0,002 0,932
Самомотивация (ЭИ) -0,423 0,004 0,915
Планирование (СР) -0,322 0,043 0,892
Моделирование (СР) -0,318 0,047 0,946
Примечание: ЭИ - параметры, относящиеся к эмоциональному интеллекту; СР - параметры, относящиеся к осознанной саморегуляции поведения; СО - параметры, отражающие самооценку; Я2 - коэффициент детерминации.
У спортсменов, специализирующихся в индивидуальных видах спорта, психическую устойчивость, повышают общий уровень эмоционального интеллекта, регуляторная самостоятельность, моделирование и показатели самооценки (таблица 2). Интересно, что развитая самостоятельность обследуемых в планировании и осуществлении действий в сочетании с высокой самооценкой здоровья снижают соревновательную мотивацию (желание «выкладываться» на соревнованиях, жертвовать многим ради спортивной карьеры). Это связано с более дифференцированным подходом спортсменов к собственным выступлениям и экономией ресурсов: есть состязания, где необходимо максимально показать собственные возможности, а есть соревнования, на которых «выкладываться» нецелесообразно.
Таблица 2 - Предикторы психической устойчивости у спортсменов индивидуальных видов спорта (п=61)____
Независимые переменные (предикторы) Стандартизированный коэффициент регрессии (р) Значимость (р) Допуск
Зависимая переменная - соревновательная эмоциональная устойчивость (Я2=0,434)
Общий уровень эмоционального интеллекта (ЭИ) 0,705 0,001 0,754
Моделирование (СР) 0,482 0,001 0,925
Субтест №2 «Группы экспрессии» (СИ) -0,535 0,008 0,788
Зависимая переменная - соревновательная мотивация (Я2=0,396)
Самостоятельность (СР) -0,612 0,000 0,863
Здоровье (СО) -0,411 0,006 0,900
Зависимая переменная - нервно-психическая устойчивость (Я2=0,643)
Общий уровень эмоционального интеллекта (ЭИ) -0,735 0,000 0,882
Моделирование (СР) -0,432 0,002 0,926
Техническая подготовка (РАС) 0,305 0,006 0,969
Дифференцированность самооценки 0,265 0,019 0,900
Примечание: ЭИ - параметры, относящиеся к эмоциональному интеллекту; СР - показатели, относящиеся к осознанной саморегуляции поведения; РАС - параметры, связанные с расхождением между самооценкой и уровнем притязаний; Я2 - коэффициент детерминации.
Нервно-психическую устойчивость спортсменов снижает дифференцированность самооценки и ее расхождение с уровнем притязаний по параметру технической подготовленности. Этот факт иллюстрирует значение самооценки в поддержании устойчивости спортсменов индивидуальных видов спорта к соревновательному стрессу.
Далее приведены результаты множественного регрессионного анализа, где в качестве зависимых переменных выступили копинг-стратегии (таблица 3).
Таблица 3 - Предикторы копинг-стратегий у спортсменов командных видов спорта (п=100)_
Независимые переменные (предикторы) Стандартизированный коэффициент регрессии (р) Значимость (p) Допуск
Зависимая переменная - конфронтативный копинг (R2= 0,458)
Самомотивация (ЭИ) 0,677 0,001 1,000
Зависимая переменная - дистанцирование (R2=0,777)
Распознавание эмоций (ЭИ) -0,516 0,003 0,679
Субтест №4 «Истории с дополнением» (СИ) -0,597 0,001 0,688
Композитная оценка (СИ) -0,416 0,006 0,703
Тактическая подготовка (УП) -0,532 0,002 0,688
Уверенность в своих силах (РАС) 0,386 0,015 0,700
Зависимая переменная - поиск социальной поддержки (Я2=0,745)
Распознавание эмоций (ЭИ) 0,517 0,001 0,950
Самостоятельность (СР) -0,335 0,016 0,899
Гибкость (СР) -0,708 0,000 0,892
Зависимая переменная - принятие ответственности (Я2= 0,376)
Гибкость (СР) -0,613 0,002 1,000
Зависимая переменная - планирование решения проблемы (Я2=0,622)
Управление эмоциями (ЭИ) 0,649 0,001 0,967
Самомотивация (ЭИ) 0,521 0,013 0,879
Независимые переменные (предикторы) Стандартизированный коэффициент регрессии (р) Значимость (p) Допуск
Субтест №4 «Истории с дополнением» 0,422 0,023 0,882
Зависимая переменная - положительная переоценка (Я2=0,474)
Эмпатия (ЭИ) 0,688 0,001 0,875
Оценка результата (СР) 0,488 0,013 0,827
Примечание: ЭИ - параметры, относящиеся к эмоциональному интеллекту; СИ - параметры, относящиеся к социальному интеллекту; СР - показатели, относящиеся к осознанной саморегуляции поведения; Я2 - коэффициент детерминации.
В командных видах спорта социальный, эмоциональный интеллект и осознанная саморегуляция поведения повышают частоту применения спортсменами копинг-стратегий, направленных на активное преодоление проблемной ситуации, возможно, с привлечением помощи социального окружения или ее положительную переоценку. В то же время данные параметры снижают стратегию дистанцирования, а расхождение между самооценкой и уровнем притязаний по шкале «уверенность в своих силах», напротив, способствует проявлению данной копинг-стратегии. Способность к распознаванию эмоций других людей способствует обращению спортсменами за помощью к социальному окружению. В то же время, самостоятельность в постановке целей и реализации плана по их достижению, гибкость всех регуляторных звеньев снижают необходимость для спортсменов обращаться за помощью к другим людям.
У спортсменов индивидуальных видов спорта социальный и эмоциональный интеллект усиливают самоконтроль, планирование решения проблемы и снижают проявление дистанцирования (таблица 4). Социальный интеллект в сочетании с регуляторной гибкостью способствуют принятию ответственности спортсменами, а планирование и программирование, напротив, снижают. Социальный интеллект позволяет спортсменам эффективнее воспринимать обратную связь от окружающих и на ее основе делать выводы о собственном вкладе в существующие трудности. На планирование решения проблемы оказывает положительное влияние совокупность способности спортсменов понимать собственные эмоции, прогнозировать последствия тех или иных действий, гибко менять тактику поведения в соответствии с требованиями ситуации и моделировать условия деятельности. Таким образом, у спортсменов, специализирующихся в индивидуальных видах спорта, личностные ресурсы усиливают стратегии, направленные на контроль своего поведения в трудной жизненной ситуации, принятие ответственности и планирование решения проблемы, одновременно с этим снижая стратегию бегства.
Таблица 4 - Предикторы копинг-стратегий у спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта (п=61)_
Независимые переменные (предикторы) Стандартизированный коэффициент регрессии (р) Значимость (р) Допуск
Зависимая переменная (критерий) - дистанцирование (Я2=0,817)
Эмоциональная осведомленность -0,436 0,002 0,671
Субтест №4 «Истории с дополнением» (СИ) -0,819 0,000 0,793
Планирование (СР) -0,294 0,014 0,872
Здоровье (СО) -0,479 0,000 0,922
Зависимая переменная (критерий) - самоконтроль (Я2=0,471)
Эмоциональная осведомленность (ЭИ) 0,361 0,033 0,934
Субтест №4 «Истории с дополнением» (СИ) 0,573 0,002 0,995
Уверенность в своих силах (СО) -0,422 0,018 0,995
Зависимая переменная (критерий) - принятие ответственности (Я2=0,818)
Субтест №4 «Истории с дополнением» (СИ) 0,567 0,000 0,684
Планирование (СР) -0,322 0,001 0,637
Программирование (СР) -0,527 0,000 0,628
Гибкость (СР) 0,233 0,008 0,664
Зависимая переменная (критерий) - бегство-избегание (Я2=0,498)
Программирование (СР) -0,556 0,002 0,999
Дифференцированность самооценки 0,455 0,009 0,999
Независимые переменные (предикторы) Стандартизированный коэффициент регрессии (р) Значимость (р) Допуск
Зависимая переменная (критерий) - планирование решения проблемы (Я2=0,632)
Эмоциональная осведомленность (ЭИ) 0,525 0,002 0,932
Субтест № 1 «Истории с завершением» 0,371 0,023 0,935
Моделирование (СР) 0,422 0,013 0,921
Гибкость (СР) 0,396 0,017 0,944
Примечание: ЭИ - параметры, относящиеся к эмоциональному интеллекту; СИ - параметры, относящиеся к социальному интеллекту; СР - показатели, относящиеся к осознанной саморегуляции поведения; СО - показатели, отражающие самооценку; Я2 - коэффициент детерминации.
ВЫВОДЫ
Полученные результаты позволяют сделать ряд выводов:
1. Эмоциональный и социальный интеллект вносят значительный вклад в повышение уровня психической устойчивости, как в командных, так и в индивидуальных видах спорта. При этом эмоциональный интеллект в большей степени детерминирует психическую устойчивость спортсменов, а социальный - выбор ими копинг-стратегий.
2. Существуют как сходства, так и различия во влиянии изучаемых параметров в зависимости от специализации спортсменов. Сходства заключаются в том, что эмоциональный интеллект и осознанная саморегуляция поведения являются значимыми ресурсами повышения психической устойчивости спортсменов, как в командных, так и в индивидуальных видах спорта. Различия состоят в том, что у спортсменов командных видов спорта повышению психической устойчивости способствуют частные параметры эмоционального интеллекта, способность к планированию, регуляторная гибкость и уверенность в себе. В индивидуальных видах спорта все несколько иначе: значение имеет общий уровень развития эмоционального интеллекта, а самостоятельность и самооценка здоровья снижают мотивацию к реализации максимальных усилий на соревновании.
3. В командных и индивидуальных видах спорта социальный и эмоциональный интеллект влияют на копинг-стратегии спортсменов: они усиливают планирование решения проблемы и ослабляют стратегии избегания. Разница состоит в том, что социальный и эмоциональный интеллект, а также осознанная саморегуляция поведения и самооценка в командах способствуют преодолению стрессовой ситуации за счет социального взаимодействия и извлечение положительного опыта. У спортсменов индивидуальных видов спорта происходит принятие ответственности на себя за неудачи, поиск ошибок и способов их исправления, повышается контроль над проявлением эмоций. Полученные результаты демонстрируют специфический вклад личностных ресурсов в повышение психической устойчивости и преодоление стрессовых ситуаций у представителей командных и индивидуальных видов спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова, Н.П. Эмоциональная саморегуляция и личностные факторы стрессоустойчивости / Н.П. Александрова, Е.Н. Богданов // Прикладная и юридическая психология. - 2014. - № 1. - С. 22-30.
2. Бабушкин, Г. Д. Эмоциональный интеллект в структуре психологической подготовленности спортсмена / Г.Д. Бабушкин // Рудиковские чтения : материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта. -Москва, 2017. - С. 99-103.
3. Босенко, Ю.М. Личностные и когнитивные факторы стрессоустойчивости спортсменов высокого класса / Ю.М. Босенко, Е.И. Берилова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2015. - Т. 21, № 2. - С. 106-110.
4. Горская, Г.Б. Личностные ресурсы самореализации спортсмена: стратегии раскрытия / Г.Б. Горская // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2015. - Т. 17. - С. 71-78.
5. Толочек, В.А. Стили деятельности : ресурсный подход / В.А. Толочек. - Москва : Институт Психологии РАН, 2015. - 366 с.
REFERENCES
1. Alexandrova, N.P. (2014), "Emotional self-regulation and personality factors of stress resistance", Applied and legal psychology, No. 1, pp. 22-30.
2. Babushkin, G.D. (2017), "Emotional intelligence in the structure of the athlete's psychological preparedness", Rudikov readings: materials of the XIII International Scientific and Practical Conference of Psychologists of Physical Culture and Sport, Moscow, pp. 99-103.
3. Bosenko, Yu.M. and Berilova, E.I. (2015), "Personal and cognitive stress factors of high-class athletes", Vestnik of Nekrasov Kostroma State University, Vol. 21, No. 2, pp. 106-110.
4. Gorskaya, G.B. (2015), "The personal resources of the athlete's self-realization: disclosure strategies", Actual issues of physical culture and sport, Vol. 17, pp. 71-78.
5. Tolochek, V.A. (2015), Styles of activity: resource approach, Institute of Psychology RAS, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.07.2020
УДК 159.9.075
РЕСУРСЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЛОЖНОСТЕЙ НА ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПОРТСМЕНА
Юлия Михайловна Босенко, кандидат психологических наук, доцент, Анна Сергеевна Распопова, кандидат психологических наук, доцент, Елена Игоревна Берилова, кандидат психологических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар
Аннотация
В статье приводятся результаты исследования ресурсов преодоления сложностей на пути профессионального развития 246 спортсменов в возрасте от 19 до 26 лет различной квалификации. В исследовании использовались: методика Р. Плутчика «Индекс жизненного стиля», копинг-тест Р. Лазаруса, опросник Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинда «Уровень субъективного контроля», «Стиль саморегуляции поведения - 98» В. И. Моросановой и методы математической статистики (корреляционный анализ по r критерию Пирсона). Исследование показало, что интерналь-ность и развитая осознанная регуляция поведения уменьшает возможность использования в стрессовых ситуациях неконструктивных формам поведения.
Ключевые слова: механизмы психологической защиты, копинг-стратегии, локус контроль, осознанная саморегуляция поведения, спортсмены.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p470-472
RESOURCES OF OVERCOMING COMPLICATIONS ON THE WAY OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF AN ATHLETE Julia Mikhaylovna Bosenko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Anna Sergeevna Raspopova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Elena Igorev-na Berilova, candidate of psychological sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar
Abstract
The article presents the results of research of resources to overcome difficulties on the way of professional development of 246 athletes aged 19 to 26 years of various qualifications. The study used methods of psychodiagnostics: the method of R. Plutchik "Index of life style", the coping test of R. Lazarus, the questionnaire of E. F. Bazhin, E. A. Golynkin, A. M. Etkind "Level of subjective control", "Style of behavior self-regulation - 98" V. I. Morosanova and methods of mathematical statistics (correlation analysis according to the Pearson r criterion). The study showed that internality and developed conscious regulation