отметить, что применение силы, по мнению респондентов, должно быть ограничено и соразмерно нанесенному ущербу). Кроме того, респонденты из этой группы характеризуются готовностью претерпевать боль в исключительных жизненных обстоятельствах, готовностью к проявлению героизма, способностью жертвовать своими интересами ради интересов других.
Важно заметить, что обе группы респондентов набрали крайне низкие значения по шкалам «Возможность использовать оружие», «Возможность причинять боль», «Возможность причинять телесные повреждения», «Возможность убивать», что говорит о недопустимости для испытуемых выбора этих действий вне зависимости от жизненных обстоятельств. 3% опрошенных студентов определены нами как имеющие средне-невысокую выраженность комплекса воина. Еще один респондент имеет среднюю выраженность комплекса воина. Анализ указал на важность для испытуемого возможности применять силу, подчинять, использовать оружие, обязанности претерпевать боль, возможности защищать и нападать. Однако, по шкалам «Возможность убивать», «Возможность причинять телесные повреждения» оба респондента набрали низкие баллы, что говорит нам о неприемлемости или незначительности для них данных поведенческих реакций.
Выводы. Проведение нами психологического исследования, направленного на диагностику выраженности у студентов педагогического вуза предикторов экстремизма, и комплексный анализ результатов использования методик «Нонкоммуникативность» и «Комплекс воина», позволило нам прийти к некоторым выводам. Так, мы выяснили, что превалирующее большинство опрошенных студентов имеют среднюю выраженность предикторов экстремизма. Все опрошенные нами студенты находятся в группе риска развития склонности к экстремистской деятельности. Несмотря на отсутствие у студентов прямой склонности к применению насилия или разрыву социальных контактов, мы можем наблюдать устойчивую тенденцию к развитию экстремистского поведения, что говорит о необходимости проведения профилактических мероприятий, призванных снизить вероятность проявления экстремизма среди студенческой молодёжи. В качестве профилактики экстремизма, учитывая полученные при проведении опроса сведения, на данном этапе работы мы можем рекомендовать обеспечение доступности психологической помощи для студентов, что позволит снизить риски проявления экстремистского поведения.
Литература:
1. Ашурбекова, З. Ю. Молодежный радикализм как фактор девиантного поведения / З. Ю. Ашурбекова, М.В. Измайлов // Студенческая наука Подмосковью: материалы Международной научной конференции молодых ученых, Орехово-Зуево, 25-26 апреля 2017 года. - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. - С. 75-78.
2. Борисенко, Ю.Г. Терроризм: причины возникновения, признаки, правовые и психологические аспекты / Ю.Г. Борисенко // Информационное противодействие угрозам терроризма. - 2006. - № 7. - С. 6-20.
3. Мильчарек, Т.П. Диагностика психологического комплекса экстремиста: нонкоммуникативность и комплекс воина / Т.П. Мильчарек, Н. А. Мильчарек, А. С. Багдасарян // Омские социально-гуманитарные чтения - 2018: Материалы XI Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета гуманитарного образования Омского государственного технического университета, Омск, 24-26 апреля 2018 года / Отв. ред. Л.А. Кудринская. - Омск: Омский государственный технический университет, 2018. - С. 22-28.
4. Ситяева, С.М. Субъективные и объективные предикторы экстремистских установок молодежи / С.М. Ситяева, С.В. Яремчук; Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. - Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2019. - 166 с.
Психология
УДК 159.99
студент Ефремова Анастасия Владимировна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Джембек Юлия Игоревна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Моторина Полина Алексеевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МАКИАВЕЛЛИЗМА
Аннотация. В статье авторами основное внимание уделяется изучению личностных особенностей студентов с разным уровнем макиавеллизма. Цель исследования - анализ особенностей тенденции к макиавеллизму у студенческой молодежи. Авторы анализируют подходы к пониманию феномена макиавеллизма в отечественной и зарубежной психологии. Макиавеллизм рассматривается как целенаправленное и осознаваемое воздействие индивида на человека в межличностных отношениях, для достижения своих корыстных целей. Проанализированы особенности людей с высоким и низким уровнем макиавеллизма. Также, произведен анализ качественных признаков поведенческих проявлений макиавеллизма, стилевые особенности мужского и женского манипулирования. В статье представлены результаты эмпирического исследования склонности к манипулятивному поведению (макиавеллизму) у студентов. В исследовании приняли участие 35 человек, из которых 11 юношей и 24 девушек. Средний возраст респондентов составил 22,8 года. Респонденты с низким уровнем макиавеллизма ориентируются на моральные нормы, которые установленные обществом. Самостоятельность - основная ценность респондентов со средним уровнем макиавеллизма. Ключевыми ценностями макиавеллиста являются экономические и социально-статусные. Проанализировав результаты экспериментальных исследований зарубежных психологов, авторы отмечают, что у мужчин высокий уровень макиавеллизма коррелирует с закрытостью, а у женщин, наоборот, с открытостью. В своих работах западные психологи отмечают, что для девушек свойственно быть покорными, уступчивыми, реже прибегать к манипуляции. Однако, покорность и уступчивость может использоваться ими в манипулятивных целях. Произведен анализ качественных признаков поведенческих проявлений макиавеллизма, стилевые особенности мужского и женского манипулирования. Обобщая результаты исследования, авторы пришли к выводу, что присутствует временная динамика возрастных и половых различий в уровнях макиавеллизма. Ключевые слова: макиавеллизм, макиавеллист, манипулирование, манипуляция, студенты.
Annotation. In the article, the authors focus on the study of the personal characteristics of students with different levels of Machiavellianism. The purpose of the study is to analyze the features of the trend towards Machiavellianism among students. The authors analyze approaches to understanding the phenomenon of Machiavellianism in domestic and foreign psychology.
Machiavellianism is considered as a purposeful and conscious impact of an individual on a person in interpersonal relationships, in order to achieve their own selfish goals. The features of people with high and low levels of Machiavellianism are analyzed. Also, an analysis of the qualitative features of behavioral manifestations of Machiavellianism, stylistic features of male and female manipulation was carried out. The article presents the results of an empirical study of the tendency to manipulative behavior (Machiavellianism) among students. The study involved 35 people, of which 11 boys and 24 girls. The average age of the respondents was 22.8 years. Respondents with a low level of Machiavellianism are guided by the moral standards that are established by society. Independence is the main value of respondents with an average level of Machiavellianism. The key values of the Machiavellian are economic and social status. After analyzing the results of experimental studies by foreign psychologists, the authors note that in men a high level of Machiavellianism correlates with closeness, and in women, on the contrary, with openness. In their works, Western psychologists note that it is common for girls to be submissive, compliant, less likely to resort to manipulation. However, humility and compliance can be used by them for manipulative purposes. An analysis of the qualitative features of behavioral manifestations of Machiavellianism, stylistic features of male and female manipulation was carried out. Summarizing the results of the study, the authors came to the conclusion that there is a temporal dynamics of age and gender differences in the levels of Machiavellianism.
Key words: Machiavellianism, machiavellian, manipulate, manipulation, students.
Введение. В современных условиях развития общества проблема манипуляции является достаточно распространенной, она проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека. Все более важными становятся вопросы, касающиеся способности анализировать информацию и сохранять критичность сознания, но при воздействии умелого манипулятора, мы перестаем думать критично и мыслим навязанными стереотипами. Для противостояния манипуляции макиавеллиста следует продемонстрировать, что его тактика разгадана и его цели с использованием ваших ресурсов не будут достигнуты. Таким образом, чтобы суметь противостоять манипулятивной личности необходимо своевременное распознавание тенденции личности к макиавеллизму, а также тех личностных особенностей, которые сопутствуют ей. Для нас интерес представляет проблема манипуляции студентов. Студенты ежедневно взаимодействуют между собой, с преподавателями вуза. По причине складывающихся обстоятельств и в связи с личностными особенностями студенты прибегают к манипулятивным формам воздействия, например, при проверке знаний преподавателями. Также, можно наблюдать как студенты становятся жертвами манипуляции как со стороны педагогов, так и со стороны своих одногруппников.
Проблема макиавеллизма активно разрабатывается в зарубежных психологических исследованиях, но мало изучается в отечественной психологии. В зарубежных исследованиях «макиавеллизм» бессистемно чередуется с понятием «манипуляция». Такую же тенденцию можно проследить в работах отечественных психологов.
Термин «макиавеллизм» является производным от фамилии итальянского философа, историка, гуманиста, одного из наиболее выдающихся социально-политических фигур эпохи Возрождения - Николо Макиавелли (1469-1527), именно ему приписывается крылатая фраза: «Цель оправдывает средства». Американские ученые Ричард Кристи и Флоренс Грей в 1960 году проанализировали трактат «Государь» Никколо Макиавелли и на его основе создали опросник «Мак-шкала». С помощью данного опросника измеряется уровень (высокий или низкий) макиавеллизма. Опросник состоит из 20 утверждений, например: «Честность - лучшая политика в любых ситуациях», «Для того, кто хочет сделать карьеру, главное - не хорошо работать, а уметь обходить формальности и ради достижения цели не бояться идти на мелкие правонарушения», на основе того какая картина мира сложилась у человека он выражает меру своего согласия или несогласия с представленными ему утверждениями - от «Полностью согласен» (7 баллов) до «Совершенно не согласен» (1 балл).
Макиавеллизм - это набор особых установок и убеждений, обосновывающих для человека возможность использовать других людей в своих целях, не задумываясь о последствиях манипуляций для других субъектов. Макиавеллист - это субъект, манипулирующий людьми на основе жизненных принципов, которые служат ему оправданием манипулятивного поведения. По его мнению, в манипулировании другими людьми нет ничего плохого и это соответствует природе человека. Манипуляция для него является лишь быстрым и не затратным способом достижения своих целей [1]. Считается, что черты, присущие макиавеллизму, стали «двигателем» эволюции.
Макиавеллизм зарубежными психологами определяется как манипулирование тонкими, не физически агрессивными способами, такими, как: лесть, обман, подкуп или запугивание [3]; как стратегия социального поведения, с использованием манипуляции. Макиавеллизм является количественной характеристикой. Каждому человеку свойственно манипулятивное поведение, но некоторые люди к нему более склонны и способны, чем другие [6].
В большинстве определений феномена «макиавеллизм» подчеркивается осознаваемый и целенаправленный характер воздействия макиавеллиста на человека. Отличительной особенностью макиавеллиста является то, что он понимает психологические особенности своей «жертвы», выявляет её слабости и страхи, и путем воздействия на них добивается нужного ему поведения, с помощью которого его корыстные цели будут достигнуты.
Создатели Мак-шкалы Ричард Кристи и Флоренс Грей назвали высокий уровень макиавеллизма «синдромом эмоциональной холодности», для которого характерны: социальная отстраненность, отсутствие тесных связей (основная характеристика макиавеллиста); устойчивость против влияния со стороны общества, внешних обстоятельств; контроль всех ситуаций, в которых принимает участие. Синдром с низким уровнем макиавеллизма они назвали «мягким контактом», характерными чертами которого назвали: податливость общественному влиянию; склонность к тому, чтобы подчиняться требованиям ситуации; уступчивость; ориентация на партнера по взаимодействию, принятие в расчет его желаний, соблюдение норм сотрудничества [5].
Американский ученый Давид Уилсон со своими коллегами обнаружили тенденцию изменения оценок макиавеллизма с возрастом. Сначала они показали, что предрасположенность к совершению убийств изменяется с возрастом, их пик приходится на ранний этап зрелости. Затем ученые выдвинули гипотезу о том, что если убийство рассматривать как крайнее проявление манипулятивного поведения, то подобная возрастная динамика должна быть характерна и для макиавеллизма. Гипотеза была подтверждена в эмпирических исследованиях: макиавеллизм увеличивается с возрастом до поздней юности, после чего снижается [6].
Макиавеллизм как психологическое свойство личности в повседневной жизни проявляется в манипулятивном воздействии, которое направлено на достижение субъектом экономических, социально-значимых, карьерных и других подобных целей. Такое воздействие является эффективным в кратковременных контактах, которые не влекут за собой близких человеческих отношений, тесных связей. Примером может послужить общение студента с профессором при сдаче экзамена. С возрастом у большинства людей сокращаются количество кратковременных контактов. Также, сужается круг близких знакомых, которыми по понятным причинам нельзя длительное время безнаказанно манипулировать. Степень выраженности поведенческих проявлений макиавеллизма непосредственно зависит от «психологической дистанции» между субъектами общения [2].
Следовательно, для студентов макиавеллизм более свойственен, они чаще используют манипуляцию, так как в их жизни большое количество кратковременных контактов с психологически менее близкими людьми, по отношению к членам семьи и друзьям они реже прибегают к манипулятивному воздействию.
Целью данной статьи является анализ особенностей тенденции к макиавеллизму у студенческой молодежи.
Изложение основного материала статьи. С целью изучения личностных особенностей студентов с разным уровнем макиавеллизма проведено эмпирическое исследование. С помощью методики «Мак-шкала-IV», которую адаптировал Виктор Знаков, у студентов измерялся уровень (высокий или низкий) макиавеллизма. Также, нами был использован теоретический метод исследования (анализ теоретических источников, методы абстрагирования и конкретизации, обобщения и интерпретации научных данных). Мы проанализировали результаты исследований как зарубежных психологов, освещавших феномен «макиавеллизма», так и работы отечественных психологов.
В исследовании приняли участие студенты Лесосибирского педагогического института - филиала СФУ разных направлений подготовки в количестве 35 человек, из которых 11 юношей и 24 девушек.
Анализируя результаты исследования, мы пришли к выводу, что высокий уровень макиавеллизма в большей степени проявляется у мужчин, а именно: у 18,2 % юношей выявлен данный уровень, при этом для девушек данной выборки высокий уровень не характерен. Западные ученые характеризуют личность с высоким показателем по Мак-шкале как: умного, смелого, амбициозного, доминирующего, настойчивого, эгоистичного, эмоционально холодного [1].
Кроме того, средний уровень макиавеллизма в женской выборке составляет 70,8 %, в то время как в мужской - 54,5%. Низкий уровень макиавеллизма также в большей степени свойственен девушкам, а именно 29,2%, в то время как показатель в мужской выборке равен 27,3%. Личность с низким уровнем макиавеллизма западные ученые охарактеризовали как: трусливый, нерешительный, поддающийся влиянию, честный, сентиментальный, надежный [1]. Неманипулятивное поведение оценивается как слабость, социальная некомпетентность, неумение добиться своего.
Известен социальный стереотип, что женщина - превосходный манипулятор. Возможно, женщины обнаруживают у себя макиавеллистические наклонности, установки, которые являются социально не желательными качествами личности и стараются их скрывать. Эти результаты в целом соответствуют данным западных и отечественных психологов: в большинстве исследований макиавеллизма обнаружено, что оценки по Мак шкале в среднем ниже у женщин, чем у мужчин. Например, Виктор Знаков в своем исследовании выявил, что у мужчин показатели макиавеллизма выше, чем у женщин [1]. На основании этого, можно сделать вывод, что макиавеллизм как стратегия поведения более присуща юношам, чем девушкам. И все-таки утверждать однозначно мы не можем, факт безусловного преобладания оценок макиавеллизма у мужчин у многих ученых вызывает обоснованные сомнения.
В своих работах западные психологи отмечают, что для девушек свойственно быть покорными, уступчивыми, реже прибегать к манипуляции. Однако, покорность и уступчивость может использоваться ими в манипулятивных целях [3].
Для личности с высоким уровнем макиавеллизма характерна целеустремленность и конкурентоспособность, в приоритете для них цель, а не личность, из-за этого они кажутся более привлекательными. Макиавеллист способен точно понимать чувства и эмоции как свои, так и других людей. При контакте с людьми он показывает себя с лучшей стороны, свои отрицательные качества скрывает. Ученые в своих работах идеализировали макиавеллизм, рассматривали его как надежный и быстрый способ социального роста.
Западные исследования показали, что у мужчин высокий уровень макиавеллизма коррелирует с закрытостью, а у женщин с аналогичным уровнем, наоборот, с открытостью. Одна из причин этого заключается в том, что склонность мужчин к раскрытию не влияет на то, нравятся они окружающим или нет. Западными психологами отмечается, что в обществе принято, когда мужчина достигает успеха с помощью своих сил, а не с чьей-либо помощью. Доверительные отношения с другим мужчиной рассматриваются как слабость и стремление к подчинению. Как следствие, открытость для мужчин является неэффективной манипулятивной тактикой. У женщин же все, наоборот, они социально направленны. Неудивительно, что самораскрытие как манипулятивная стратегия весьма эффективна для женщин макиавеллисток [4].
Выводы. Мы констатируем, что по результатам анализа теоретических источников зарубежных и отечественных психологов, которые посвящены исследованию макиавеллизма как совокупности личностных характеристик однозначной интерпретации макиавеллизма нет. Также, мы заключаем, что не существует однозначной связи макиавеллизма личности с полом. Полученные результаты исследования дают возможность предвидеть, выявлять манипулятивное поведение студента, более эффективно строить процессы обучения и общения со студентами.
Литература:
1. Знаков, В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы / В.В. Знаков. - Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2005. - 448 с.
2. Купрейченко, А.Б. Отношение личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у предпринимателей и менеджеров): автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Купрейченко Алла Борисовна. - Москва, 2001. - 185 с.
3. Ames, M. Machiavellianism and women's grade point averages / M. Ames, A. Kidd // Psychological Reports. - 1979. -№ 1. - P. 223-228.
4. Domelsmith, D.E. Sex differences in the relationship between Machiavellianism and self disclosure / D.E. Domelsmith, J.T. Dietch // Psychological Reports. - 1978. № 3. - P. 725-721.
5. Christie, R. Studies in Machiavellianism / R. Christie, F.L. Geiseis. - New York: Academic Press, 1970. - 415 p.
6. Wilson, D.S. Machiavellianism: A synthesis of the evo lutionary and psychological literatures / D.S. Wilson, D. Near, R.R. Miller // Psychological Bulletin. - 1996. - № 2. - P. 285-299.