Психология
УДК 159.9
студент Джембек Юлия Игоревна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Моторина Полина Алексеевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Ефремова Анастасия Владимировна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ЭКСТРЕМИЗМА И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация. Статья «Психологические предикторы экстремизма и особенности их проявления у студентов педагогического вуза» посвящена изучению проблемы экстремистского поведения в студенческой среде. Экстремизм в общем можно охарактеризовать как приверженность к радикальным взглядам, практика негативных действий, основанных на радикальных установках личности, и защита этих взглядов всевозможными способами, включающими насильственные и другие противоправные действия. Последние десятилетия в России наблюдается рост количества случаев, которые в понимании общества и государства трактуются как проявления экстремизма. Примерами таких ситуаций могут служить вооруженные нападения на образовательные организации и общественные заведения, массовые протесты, призывы к насилию в социальных сетях и т.д. Как правило, участниками этих событий становятся подростки и молодёжь. В связи с этим в настоящее время экстремизм активно рассматривается с позиции разных наук. Не обошла проблема экстремизма и психологию. В частности, психологами рассматриваются причины и предпосылки экстремистского поведения. Активно разрабатываются методики, позволяющие прогнозировать возможную экстремистскую направленность личности. С учетом актуальности проблемы, нами было решено рассмотреть подходы психологов к пониманию природы экстремизма. Также нами были проанализированы взгляды психологов на проблему прогнозирования экстремизма и терроризма. В практической части статьи мы представили психологическое исследование, направленное на диагностику нонкоммуникативности и комплекса воина у студентов педагогического вуза. Рассмотрение этих характеристик в комплексе позволяет проследить степень проявления признаков и предпосылок экстремизма. Результаты исследования показали наличие в той или иной степени у студентов склонности к экстремистскому поведению. Данный факт говорит о необходимости профилактики экстремизма и терроризма в студенческой среде.
Ключевые слова: экстремизм, предикторы экстремизма, студенты, комплекс воина, нонкоммуникативность, применение силы.
Annotation. The article "Psychological predictors of extremism and the peculiarities of their manifestation among students of a pedagogical university" is devoted to the study of the problem of extremist behavior among students. Extremism can be generally characterized as the adherence to radical views, the practice of negative actions based on radical attitudes of the individual, and the defense of these views in all sorts of ways, including violent and other illegal actions. Over the past decades, Russia has seen an increase in the number of cases that, in the understanding of society and the state, are interpreted as manifestations of extremism. Examples of such situations are armed attacks on educational organizations and public institutions, mass protests, calls for violence on social networks, etc. As a rule, adolescents and young people become participants in these events. In this regard, extremism is currently being actively considered from the standpoint of various sciences. The problem of extremism has not bypassed psychology either. In particular, psychologists examine the causes and prerequisites for extremist behavior. Techniques are being actively developed to predict the possible extremist orientation of a person. Given the relevance of the problem, we decided to consider the approaches of psychologists to understanding the nature of extremism. We also analyzed the views of psychologists on the problem of predicting extremism and terrorism. In the practical part of the article, we presented a psychological study aimed at diagnosing non-communicativeness and the warrior complex among students of a pedagogical university. Consideration of these characteristics as a whole makes it possible to trace the degree of manifestation of the signs and preconditions of extremism. The results of the study showed that, to one degree or another, students have a propensity for extremist behavior. This fact indicates the need to prevent extremism and terrorism among students.
Key words: extremism, predictors of extremism, students, warrior complex, non-communicativeness, use of force.
Введение. Как в современной России, как и по всему миру, СМИ и социальные сети всё чаще сообщают о случаях проявления экстремизма. Помимо несанкционированных митингов и столкновений футбольных фанатов (феномен фанатизма вообще требует более подробного рассмотрения в контексте экстремизма, так как зачастую эти явления идут бок о бок), мы могли наблюдать увеличивающееся количество инцидентов, связанных с высказываниями и публикациями, содержащими оскорбления, открытые проявления неприязни и даже ненависти по отношению к тем или иным медийным персонам по причине их национальности, религиозных или политических убеждений. Так, в марте 2022 года за разрешение пользователям публиковать призывы к насилию в отношении россиян была признана экстремистской организацией американская транснациональная компания Meta Platforms Inc. Крайней формой проявления экстремизма является терроризм. По мнению Борисенко, терроризм - общественный феномен, заключающийся в противоправном использовании крайних форм насилия или угрозы насилием для устранения противников с целью достижения конкретных целей [2, С. 9]. Террористической деятельностью могут заниматься как организованные группы (с идеологией, отличающейся, как правило, крайне радикальными трактовками идей, сформированных задолго до формирования данной группы), так и один человек. Наиболее точным примером такой деятельности является скулшутинг (или массшутинг) - вооруженное нападение школьника или студента на учебное заведение.
В связи с участившимися случаями проявлений экстремизма и терроризма возросла необходимость в прогнозировании склонности личности к экстремистскому поведению.
Изложение основного материала статьи. Ситяева и Яремчук определяют экстремизм как индивидуальные или групповые действия, направленные на принижение достоинства членов аутгруппы, или осуществление насилия над ними для достижения своих целей (идеологических, религиозных или политических [4, С. 9]. Следует отметить, что экстремистские действия в этом случае понимаются как крайнее проявление аутгрупповой дискриминации, при которой наблюдается различие в оценках «своей» и «чужой» группы в пользу «своей» (т.е. ингруппы). Экстремист воспринимает
представителей аутгруппы в качестве врагов, и транслирует по отношению к ним поведение, продиктованное сильными негативными эмоциями, то есть унижает, оскорбляет, осуществляет насильственные действия вплоть до лишения жизни.
Исследователями выделяются разные причины формирования экстремистского поведения, как правило, действующих в комплексе и связанных друг с другом. Так, по мнению Измайлова и Ашурбековой, девиантное поведение, накладываясь на свойственный лицам подросткового возраста и молодёжи радикализм в действиях и суждениях, наиболее вероятно приводит к возникновению экстремистского поведения. Кроме того, авторы утверждают, что различные группы по организации экстремистской деятельности зачастую пользуются свойственными молодежи чувством протеста, потребностью в справедливости, так как людей, настроенных таким образом, легко убедить в необходимости и правильности любых методов достижения цели, даже если они не являются законными [1, С. 76]. Невнимание со стороны окружающих (будь то семья или преподаватели) может привести к тому, что подросток или молодой человек, увлеченный пропагандой таких организаций, начинает разделять экстремистские идеи и принимать активное участие в предлагаемых ими мероприятиях.
Т.П. Мильчарек называет одной из основных предпосылок к возникновению экстремизма субъективную неспособность личности жить в неравновесной социальной среде. В таком случае экстремизм определяется как насильственное преодоление неопределенности и условности, вызванных отношением личности к среде путем нарушения правил социального взаимодействия и, как следствие, разрыва социальной коммуникации. Причины и предпосылки экстремистского поведения были объединены автором под терминами «нонкоммуникативность» и «комплекс воина» [3, С. 26]. Нонкоммуникативность объединяет такие характеристики личности, как: непроявленная идентичность, слаборазвитая способность к диалогу, тенденция к разрыву социальной коммуникации; стремление к упрощению, к определенности; высокий уровень тревожности и агрессии, зависимость от ценностей и принципов и т.д. Комплекс воина включает в себя такие поведенческие реакции как возможность применять силу, причинять боль и физические повреждения, использовать оружие, защищать и оказывать покровительство, а также обязанности терпеть боль и принять смерть. Таким образом, нонкоммуникативность и комплекс воина являются психологическими предикторами экстремизма, уровень выраженности которых позволяет предупредить возможные проявления экстремистского поведения.
В связи с возрастающей значимостью вопроса о прогнозировании экстремизма в молодежной среде, в октябре 2021 года нами было проведено психологическое исследование, направленное на диагностику уровня выраженности нонкоммуникативности и комплекса воина, как прогностических параметров экстремизма. В качестве диагностического инструментария мы использовали методики «Нонкоммуникативность» (НКТ) и «Комплекс воина» (КВ). Авторы методик: В.А. Маренко, Т.П. Мильчарек и Н.А. Мильчарек. Выборка исследования представлена 30 студентами ЛПИ - филиала СФУ в возрасте от 17 до 24 лет.
Результаты исследования по методике «НКТ» продемонстрировали наличие невысокой выраженности нонкоммуникативности у 33% опрошенных студентов. Необходимо рассматривать результаты, ориентируясь на шкалы, представляющие собой предпосылки к развитию склонности к экстремизму (в данной методике эти признаки, как мы уже говорили выше, объединены под термином «Нонкоммуникативность») Так, анализ показал, что наибольшее количество баллов в этой группе испытуемых набралось по шкалам «Избегание ответственности и свободы», «Низкий уровень психологической устойчивости» и «Слабая удовлетворенность базовых социальных потребностей», что может свидетельствовать о неуверенности участников диагностики в своих силах, их психологической неустойчивости и, как следствие, частых стрессах; а также склонностью избегать ответственности, перекладыванию ее на окружающих. Стоит отметить, что двое респондентов из этой группы проявляют признаки инфантильности и слабой степенью осознанности. Исходя из наших наблюдений, такие проявления могут быть связаны с нахождением этих двух испытуемых в процессе адаптации к учебному процессу и оторванности от привычной среды, так как на момент проведения опроса они являлись студентами 1 курса. Кроме того, у одного респондента из группы, характеризующейся невысокой выраженностью нонкоммуникативности, наблюдается высокая выраженность признака «Стремление к уходу в трансцендентное, надличностное, трансперсональное», и достаточно высокие по сравнению с группой баллы по признаку «Недостаток материнской любви, невыраженность позиции отца»,но в целом его результаты из общей картины не выбиваются.
У 57% студентов наблюдается средне-невысокая выраженность нонкоммуникативности. В этой группе наблюдаются более выраженная степень психологической устойчивости и ответственности по сравнению с первой группой. Признакам «Стертая, утраченная или непроявленная идентичность», «Затрудненный социальный диалог», «Отказ от неопределенности», «Апрагматичность и неутилитарность поведения» выражены слабо. Поведенческие признаки по шкалам «Слабовыраженный социальный интерес», «Гиперзависимость от сверхценностей», «Бытие в сфере социальной драматургии», «Стремление к уходу в трансцендентное, надличностное, трансперсональное» не выражены совсем. Более высокие баллы были получены по шкалам «Высокий уровень тревожности», «Недостаток материнской любви, невыраженность позиции отца», «Стремление удовлетворить базовые социальные потребности путем поиска «новой семьи», «Неукорененность, непроявленность, инфантильность, слабая степень осознанности». Двое испытуемых из этой группы набрали значительное количество баллов по шкале «Сильно выраженная склонность к манипуляциям», что в общем приблизило их к средневыраженной нонкоммуникативности, однако с учетом других шкал, они все же относятся к группе со средне-невысокой степенью нонкоммуникативности.
У 10% студентов, опрошенных по методике «НКТ» нонкоммуникативность выявлена на среднем уровне. Эти испытуемые демонстрируют высокий уровень тревожности и неуверенности в себе, инфантильности, помимо этого, они испытывают затруднения в проявлении идентичности. Кроме того, в этой группе достаточно сильно выражены такие признаки, как: «Затрудненный социальный диалог», «Слабая удовлетворенность базовых социальных потребностей», «Стертая, утраченная или непроявленная идентичность». Однако, как и в предыдущей группе, признаки «Гиперзависимость от сверхценностей», «Бытие в сфере социальной драматургии», «Стремление к уходу в трансцендентное, надличностное, трансперсональное» в этой группе не выражены.
Проанализировав результаты психологического исследования по методике «КВ», мы констатируем, что у 40% студентов комплекса воина выражен слабо, что относит их к предрисковой группе. Поведенческие признаки комплекса воина в этой группе испытуемых почти не выявлены, но, тем не менее, стоит отметить, что наиболее высокие результаты в этой группе были получены по шкале «Возможность и обязанность оказывать покровительство, проявлять доблесть, защищать и нападать».
54% опрошенных нами студентов характеризуются невысокой выраженностью комплекса воина. Для данных испытуемых свойственны более высокие по сравнению с предыдущей группой значения по шкалам «Возможность применять силу», «Обязанность претерпевать боль», «Возможность и обязанность оказывать покровительство, проявлять доблесть, защищать и нападать», что свидетельствует о важности для испытуемых возможности защищать жизнь и здоровье свою и своих близких, оберегания своего личного пространства, человеческого достоинства. Более того, респонденты из представленной группы допускают возможность применения физической силы для достижения перечисленных целей (стоит
отметить, что применение силы, по мнению респондентов, должно быть ограничено и соразмерно нанесенному ущербу). Кроме того, респонденты из этой группы характеризуются готовностью претерпевать боль в исключительных жизненных обстоятельствах, готовностью к проявлению героизма, способностью жертвовать своими интересами ради интересов других.
Важно заметить, что обе группы респондентов набрали крайне низкие значения по шкалам «Возможность использовать оружие», «Возможность причинять боль», «Возможность причинять телесные повреждения», «Возможность убивать», что говорит о недопустимости для испытуемых выбора этих действий вне зависимости от жизненных обстоятельств. 3% опрошенных студентов определены нами как имеющие средне-невысокую выраженность комплекса воина. Еще один респондент имеет среднюю выраженность комплекса воина. Анализ указал на важность для испытуемого возможности применять силу, подчинять, использовать оружие, обязанности претерпевать боль, возможности защищать и нападать. Однако, по шкалам «Возможность убивать», «Возможность причинять телесные повреждения» оба респондента набрали низкие баллы, что говорит нам о неприемлемости или незначительности для них данных поведенческих реакций.
Выводы. Проведение нами психологического исследования, направленного на диагностику выраженности у студентов педагогического вуза предикторов экстремизма, и комплексный анализ результатов использования методик «Нонкоммуникативность» и «Комплекс воина», позволило нам прийти к некоторым выводам. Так, мы выяснили, что превалирующее большинство опрошенных студентов имеют среднюю выраженность предикторов экстремизма. Все опрошенные нами студенты находятся в группе риска развития склонности к экстремистской деятельности. Несмотря на отсутствие у студентов прямой склонности к применению насилия или разрыву социальных контактов, мы можем наблюдать устойчивую тенденцию к развитию экстремистского поведения, что говорит о необходимости проведения профилактических мероприятий, призванных снизить вероятность проявления экстремизма среди студенческой молодёжи. В качестве профилактики экстремизма, учитывая полученные при проведении опроса сведения, на данном этапе работы мы можем рекомендовать обеспечение доступности психологической помощи для студентов, что позволит снизить риски проявления экстремистского поведения.
Литература:
1. Ашурбекова, З. Ю. Молодежный радикализм как фактор девиантного поведения / З. Ю. Ашурбекова, М.В. Измайлов // Студенческая наука Подмосковью: материалы Международной научной конференции молодых ученых, Орехово-Зуево, 25-26 апреля 2017 года. - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. - С. 75-78.
2. Борисенко, Ю.Г. Терроризм: причины возникновения, признаки, правовые и психологические аспекты / Ю.Г. Борисенко // Информационное противодействие угрозам терроризма. - 2006. - № 7. - С. 6-20.
3. Мильчарек, Т.П. Диагностика психологического комплекса экстремиста: нонкоммуникативность и комплекс воина / Т.П. Мильчарек, Н. А. Мильчарек, А. С. Багдасарян // Омские социально-гуманитарные чтения - 2018: Материалы XI Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета гуманитарного образования Омского государственного технического университета, Омск, 24-26 апреля 2018 года / Отв. ред. Л.А. Кудринская. - Омск: Омский государственный технический университет, 2018. - С. 22-28.
4. Ситяева, С.М. Субъективные и объективные предикторы экстремистских установок молодежи / С.М. Ситяева, С.В. Яремчук; Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. - Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2019. - 166 с.
Психология
УДК 159.99
студент Ефремова Анастасия Владимировна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск);
студент Джембек Юлия Игоревна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск);
студент Моторина Полина Алексеевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МАКИАВЕЛЛИЗМА
Аннотация. В статье авторами основное внимание уделяется изучению личностных особенностей студентов с разным уровнем макиавеллизма. Цель исследования - анализ особенностей тенденции к макиавеллизму у студенческой молодежи. Авторы анализируют подходы к пониманию феномена макиавеллизма в отечественной и зарубежной психологии. Макиавеллизм рассматривается как целенаправленное и осознаваемое воздействие индивида на человека в межличностных отношениях, для достижения своих корыстных целей. Проанализированы особенности людей с высоким и низким уровнем макиавеллизма. Также, произведен анализ качественных признаков поведенческих проявлений макиавеллизма, стилевые особенности мужского и женского манипулирования. В статье представлены результаты эмпирического исследования склонности к манипулятивному поведению (макиавеллизму) у студентов. В исследовании приняли участие 35 человек, из которых 11 юношей и 24 девушек. Средний возраст респондентов составил 22,8 года. Респонденты с низким уровнем макиавеллизма ориентируются на моральные нормы, которые установленные обществом. Самостоятельность - основная ценность респондентов со средним уровнем макиавеллизма. Ключевыми ценностями макиавеллиста являются экономические и социально-статусные. Проанализировав результаты экспериментальных исследований зарубежных психологов, авторы отмечают, что у мужчин высокий уровень макиавеллизма коррелирует с закрытостью, а у женщин, наоборот, с открытостью. В своих работах западные психологи отмечают, что для девушек свойственно быть покорными, уступчивыми, реже прибегать к манипуляции. Однако, покорность и уступчивость может использоваться ими в манипулятивных целях. Произведен анализ качественных признаков поведенческих проявлений макиавеллизма, стилевые особенности мужского и женского манипулирования. Обобщая результаты исследования, авторы пришли к выводу, что присутствует временная динамика возрастных и половых различий в уровнях макиавеллизма. Ключевые слова: макиавеллизм, макиавеллист, манипулирование, манипуляция, студенты.
Annotation. In the article, the authors focus on the study of the personal characteristics of students with different levels of Machiavellianism. The purpose of the study is to analyze the features of the trend towards Machiavellianism among students. The authors analyze approaches to understanding the phenomenon of Machiavellianism in domestic and foreign psychology.