Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:
Беликова Е.В., Ефремов Е.Г., Ефремова НА, Кубарев В.С., Мильчарек НА, Мильчарек Т.П., Сенькова В.И., Френкель М.В., Цветкова О.А — Психологическая экспертиза признаков экстремизма в Интернет-аккаунтах пользователей социальных сетей // Психология и Психотехника. - 2022. - № 1. DOI: 10.7256/24540722.2022.1.36821 URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=36821
Психологическая экспертиза признаков экстремизма в Интернет-аккаунтах пользователей социальных сетей
Беликова Екатерина Васильевна
старший преподаватель, кафедра "Психология труда и организационная психология", Омский государственный технический университет, SPIN-код: 4141-2364
644050, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Проспект Мира, 11 И [email protected]
Ефремов Евгений Георгиевич
кандидат психологических наук
доцент, кафедра "Психология труда и организационная психология", Омский государственный
технический университет, SPIN-код: 2913-9589
644050, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Проспект Мира, 11
И [email protected] Ефремова Наталья Алексеевна
кандидат психологических наук
доцент, кафедра "Психология труда и организационная психология", Омский государственный
технический университет, SPIN-код: 2713-9589
644050, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Проспект Мира, 11
ЕЗ [email protected] Кубарев Вячеслав Сергеевич
ORCID: 0000-0002-2783-8175 кандидат психологических наук
доцент, кафедра "Психология труда и организационная психология", Омский государственный
технический университет, SPIN-код: 3029-9070
644050, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Проспект Мира, 11
И [email protected] Мильчарек Наталья Александровна
СКСЮ: Ю 0000-0001-6913-0936 кандидат психологических наук
доцент, кафедра "Психология труда и организационная психология", Омский государственный
технический университет, SPIN-код: 3934-5560
644050, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Проспект Мира, 11
Мильчарек Тадэуш Петрович
СКСЮ: Ю 0000-0002-3894-8118
а
кандидат философских наук
доцент, кафедра "Психология труда и организационная психология", Омский государственный
технический университет, SPIN-код: 8023-0567
644050, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Проспект Мира, 11
Сенькова Виктория Ивановна
старший преподаватель, кафедра "Психология труда и организационная психология", Омский
государственный технический университет
644050, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Проспект Мира, 11
Френкель Мария Владимировна
старший преподаватель, кафедра "Психология труда и организационная психология", Омский государственный технический университет, SPIN-код: 7527-3432
644050, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Проспект Мира, 11
Цветкова Ольга Алексеевна
СКа D: ИИрз ://с^ сд/0000-0001-5985-3006
старший преподаватель, кафедра "Психология труда и организационная психология", Омский государственный технический университет SPIN-код 1244-3547
644050, Россия, Омская область, г. Омск, пр. Мира, 11, оф. 207
Статья из рубрики "Психотехника"
DOI:
10.7256/2454-0722.2022.1.36821
Дата направления статьи в редакцию:
09-11-2021
Дата публикации:
14-02-2022
Аннотация: Статья посвящена определению психологических признаков экстремизма присутствующих в информации, представленной в аккаунтах различных пользователей в социальных сетях. Объектом исследования являются смысловые содержания аккаунта (профиля) в социальной сети. Предмет исследования: признаки склонности к экстремизму. Необходимость исследования связана с актуальной потребностью выявлять материалы и людей, разжигающих социальную, этническую, национальную, политическую, расовую и религиозную неприязнь и пропагандирующих экстремистки направленные взгляды в сети Интернет. Цель исследования: выявить признаки
склонности к экстремизму по профилю в социальной сети. В исследовании использовались методы экспертной оценки, контент-анализ, методы математической статистики: факторный и кластерный анализ. Экспертный анализ касался смыслового содержания профилей социальной сети ВКонтакте, контент-анализ применялся для исследования материалов профилей социальной сети ВКонтакте, статистические методы анализа: факторный анализ выделенных признаков экстремисткой личности и кластерный анализ профилей. Результаты исследования позволяют сформулировать критерии диагностики лиц с экстремистской направленность через анализ профилей пользователей социальных сетей, выявить экстремистки ориентированный интернет -контент и оперативно реагировать соответствующим правоохранительным органам на угрозу асоциального поведения в интернет-пространстве. Кроме того, разработанный комплекс признаков экстремизма позволяет осуществлять и профилактическую работу среди молодежи. указывая на основные проявления «рискованного» интернет-контента для родителей и педагогов, а также самих подростков.
Ключевые слова: девиантное поведение, экстремизм, информационный экстремизм, психологические признаки экстремизма, аккаунты социальной сети, склонность к экстремизму, психологический профиль экстремиста, фрустрация базовых потребностей, деструктивная самореализация, скулшутеры
Актуальность. Жизненная ситуация многих людей современности характеризуется крайним динамизмом и неопределенностью. В целом, отмечается нарастание психологической напряженности, повышение тревожности и снижение психологического благополучия, связанных как с ситуацией пандемии, так и с появлением и распространением угроз, которые ранее касались отдельных категорий граждан или носили несистематический характер.
Увеличение числа ауто- и деструктивных проявлений у подростков и молодежи, случаи скулшутеров, громких криминальных дел и террористических актов, которые благодаря средствам массовой информации врываются в жизнь обычных граждан, заставляют правоохранительные органы и психологов обращаться к изучению особенностей девиаций личности и тех факторов, которые ее приводят к возможности совершения подобных преступлений. Как показывают исследования сеть Интернет в настоящее время один из основных источников пропаганды экстремисткой и террористической идеологии в среде школьников, студентов, молодежи [5-6,16-17, 21]. При этом, современное «цифровое поколение» зачастую не обладает сформированными навыками критического анализа материала, не имеет достаточных информативных признаков, позволяющих на ранних стадиях вовлечения обнаружить «вредоносный» контент. Родители и педагоги относятся к социальным сетям или недостаточно серьезно, как к развлечению для детей, или наоборот слишком категорично, запрещая использования и делая из них «сладкий запретный плод».
В связи с этим становится важным разработать операциональный инструментарий обнаружения и анализа интернет-контента, который позволил бы всем заинтересованным сторонам (родителям, педагогам, правоохранителям) с определенной долей вероятности диагностировать признаки экстремисткой направленности в материалах профиля пользователя и принимать соответствующие ограничительные или профилактические меры.
Для построения инструментария обнаружения и анализа интернет-контента
экстремистской направленности был проведен теоретический анализ склонности к экстремизму и построили психологический профиль личности склонной к экстремизму, насильственной идеологии и демонстрации асоциальной позиции. Такой профиль позволил разработать поведенческие критерии и провести эмпирическое исследование. Обозначим основные характеристики обобщенного психологического профиля (портрет) скулшутеров и иных лиц экстремистской (террористической) направленности личности.
Кто эти люди? Это, в целом, личностно и социально неблагополучные юноши, ориентированные в поведении и деятельности на разрыв социальной коммуникации,
односторонний отказ от диалога, то есть выраженной нонкоммуникативностью [13].
Выраженным для них являются то, что они склонны к насилию, причинению боли, подавлению, подчинению других (авторитаризм). Причины этого в нереализованной культурно-обусловленной агрессии (комплекс воина). Авторитаризм и разрыв коммуникации усугублен склонностью к неоправданному риску. Слабая степень свободы такой личности выражается в обвинении окружающих за происходящее и отказ от принятия на себя ответственности. Преобладающие акцентуации (заострение черт) характера: преимущественно демонстративная (склонность к театральности), экзальтированная (резкая смена типов реагирования, большая амплитуда крайних форм поведения) и гипертимная (сложность принятия социальных норм и высокая самооценкая) делают поведение драматургичным и склонным к манипулятивным формам. Ярко выражена позиция скрытого превосходства, завуалированных требований или
шантажа, ксенофобия [14,15].
В психологическом профиле экстремистской (террористической) направленности личности, например скулшутеров, в ценностной сфере доминирует дегуманизация (обесценивание человеческого) и деструктивная (разрушительная) мотивация по
отношению к миру -Ц0!. Пристрастное отношение, склонность к обладанию и применению оружия реализует культ силы и силовых способов решения проблемных ситуаций, а также героизацию воинственных форм поведения. Доминирующая мотивация -избегания неудач. Характерная для скулшутеров аномия (нарушение социальных норм) и отсутствие авторитетов в ближайшем окружении, а также отвержение социально одобряемых образцов, является следствием невыраженности позиции отца и проявляется в негативизме (преимущественно отрицательные характеристики окружающих). Преобладание миссионерства, формальной (внешней) религиозности, связанной с поверхностной включенностью в какие-то ритуальные практики (внешний ритуализм), стремление создавать сверхценности (особо ценные для себя образцы и нормы, или формы поведения, предметы) делают личность экстремистской (террористической) направленности зависимой
Стертая или слабо проявленная идентичность личности с экстремистской направленностью (личностная, гендерная, возрастная, гражданская, политическая, национальная) проявляется у скулшутеров в различных формах нетерпимости (интолерантности) и дискриминационных и разрушительных формах отношения к другим и их идентичности I12!.
Эмоциональная сфера такой личности представлена переживаниями чувства неполноценности и компенсирующим стремлением к превосходству над другими [11]. Накопленная ненависть, гнев, обида и озлобленность по отношению к миру делает психологическую устойчивость скулшутеров низкой. В сочетании с высоким уровнем тревожности, для эмоциональной сферы становится характерен высокий уровень
конфликтности (внешней, или (и) внутриличностной). Внутриличностная конфликтность характеризуется вытесненным чувством вины, связанным с неуспешностью предпринятых действий. Человек испытывает вину по причине того, что не получилось реализовать разрушительный замысел и стремиться заместить демонстративными театральными
формами поведения (подготовка и осуществление массовых убийств) 171 Геймифицированное мышление и его ригидность позволяют реализовать в поведении отказ от неопределенности в форме фиксированности на достижении поставленной цели.
Геймификация реального поведения этих личностей, это отдельный феномен, который только начинают изучать. Так, уже установлено, что игровое поведение в сетевых играх может выступать достаточным материалом для анализа реальных психических нарушений личности I22!, что формы поведения, которые формируются в виртуальной среде быстрее переносятся на реальные ситуации ¿¿З!.
Представленный выше портрет - эта некоторая констатация в то время, как для нашего анализа важно также и природа этого явления. Обсуждая генезис личности с выраженной с экстремистской направленностью, мы сделали акцент на фрустрации базовых потребностей в процессе социализации такой личности.
В их индивидуальной истории развития, можно обнаружить нарушение связей на уровне ближайшего окружения и, значимых для ребенка, лиц и отношений, что проявляется в
деструктивных стилях воспитания 20]. Эти связи и отношения не позволяли в полной мере реализовать ребенку базовые для него на разных этапах жизни потребности личности, что приводило к искажениям и деформациям различных личностных структур. Поскольку фрустрации базовых потребностей являются длительными, то личностью вырабатываются защитные компенсаторные механизмы реализации данных потребностей, а точнее некоторые псевдокомпенсации, которые позволяют личности выстраивать такие представления о себе и мире, которые хотя бы отчасти восполняют ощущение своей неполноценности.
Все это проявляется в ранних признаках дезадаптации, как только ребенок выходит из узкого круга семьи и оказывается в более широкой системе социальных норм и отношений. Появляется некоторый «замкнутый круг», когда для удовлетворения базовых потребностей используются неадаптивные механизмы, поэтому потребность еще больше фрустрируется, что приводит к еще большей травматизации данного человека. В свою очередь, усиливаются и становятся неадекватными психологические защиты, и как следствие усиливается дезадаптация, а личность еще больше трансформируется в сторону девиации и асоциальности [3,4].
Поскольку личность не обладает достаточными ресурсами для продуктивной самореализации, она использует знакомые ей способы деструктивной самореализации
JiSI. При этом разные формы девиантного поведения могут являться деструктивной самореализацией, а могут и не быть ею. Различие состоит в том, что в случае деструктивной самореализации, девиантное поведение начинает рассматриваться как осознанный выбор личности, через который она проявляет и реализует свои возможности и способности. Выстраивается целая система асоциальных или антисоциальных ценностей и смыслов, формируется личная идеология деструктивного поведения, выстраивается в логике этой идеологии позитивная Я-концепция, что прив одит к пе ре ж ив а нию по ис ка и о б р е те ния с мыс ла ж из ни и формиро в а нию представлений о собственных вариантах достижения акме. В связи с этим, трансляция своих взглядов, определенная раскованность в проявлениях, склонность к риску
приводят к тому, что в профилях данной личности в социальных сетях содержаться определенные (деструктивные) признаки, отражающие ее экстремистскую направленность. Это позволяет выявлять таких пользователей по содержанию, отраженному в виртуальном аватаре.
С точки зрения социума, содержание всех этих элементов крайне антисоциально. Одним из примеров может являться вовлечение подростков в экстремисткою деятельность посредством сети Интернет, когда первоначальные этапы выглядят как ответы на «вечные» подростковые вопросы «Кто я?», «Какой мир вокруг меня?», и поиску справедливости и обозначению путей ее достижения.
Однако, поскольку в ходе формирования личности происходили искажения и опыт личности к этому моменту содержит негативные, болезненные и даже травматичные переживания, то ответы на вопросы становятся очень очевидными для подростков. Контакт и доверие, которые вызывают «вербовщики» позволяют снизить и без того не сформированную критичность по отношению к информации и в дальнейшем позитивно рассматривать экстремистские взгляды и идеи, как идеи «Справедливого и правильного мира», в котором все ясно, в том числе и роль самого вовлеченного подростка.
Исследование
Цель исследования: выявить признаки склонности к экстремизму по профилю в социальной сети.
Объект исследования: смысловое содержание аккаунта (профиля) в социальной сети. Предмет исследования: признаки склонности к экстремизму.
Методы исследования: экспертный анализ смыслового содержания и материалов профилей социальной сети ВКонтакте, контент-анализ материалов профилей социальной сети ВКонтакте, статистические методы анализа: факторный анализ выделенных признаков экстремисткой личности и кластерный анализ профилей.
Выборка: 100 случайных пользователя социальной сети ВКонтакте, мужчин в возрасте 18-39 лет.
Исследование предполагало следующие этапы:
1) Экспертная оценка и формирование комплекса признаков склонности к экстремизму по профилю в социальной сети.
2) Контент-анализ частоты признаков и статистическая обработка (факторный анализ) для определения наиболее выраженных групп критериев оценки экстремистской направленности аккаунта ВКонтакте.
3) Проверка полученных критериев на материалах 100 случайных пользователя социальной сети ВКонтакте.
Первый этап исследования включал в себя работу с экспертами, которыми выступили специалисты МВД и психологи ОмГТУ. Их задачей являлось вычленение из различных аккаунтов ВКонтакте выраженных признаков экстремистской направленности.
Для этого были выделены ключевые категории анализа, к которым были отнесены: изображения на главной странице профиля «Моя страница»; пространственная территория (количество друзей, контактов, подписчиков «Друзья»); интересы
(количество и качество изображений - изображения и фотографии пользователя «Фотографии»; комментарии, ре-посты, статус на личной странице, записи на «стене»; подписки «Интересные страницы»). Дополнительными переменными выступили количество и качественная характеристика аудио и видеозаписей, а также сетевая активность пользователей. По результатам экспертной оценки были выделены 36 ключевых признаков определения склонности к экстремизму по аккаунту социальной сети «ВКонтакте».
Указаны элементы страницы и их признаки.
- Изображения на главной странице профиля. «Моя страница». Признаки:
1. Фотография, приближенная к реальной, но при этом не исключено, что чужая.
2. Очеловечивание медведя - изображение в виде маски символ террористической группировки «Ку-клус-клан»)
3. Змея, переплетающая скелетные кости.
4. Раненый, расстрелянный голубь.
5. Волк -одиночка
6. Скелеты, черепа, дьяволы
7. Фантастические персонажи с изображением крестов, огня, крови.
8. Различные изображения взрывов, изображения «анимэ»
9. Изображение террориста, пояс шахида изображен в виде людей, детей.
10. Предметы: биты, кастеты, оружие (огнестрельное, холодное), взрывчатые предметы и в е ще с тв а .
11. Символы: свастика и эмблемы лейб-гвардии СС в виде двух рун «зиг» (две молнии).
12. Знаки: коловрати кельтский крест.
13. Не т з а с та в ки про филя
14. Установлены настройки приватности
- «Друзья». Признаки:
15. Страница закрыта, присутствует только изображение профиля
16. Профиль доступен только для друзей и подписчиков. Количество друзей не более 20
17. Страница открыта для просмотра «всех пользователей». Количество друзей и подписчиков от 20 до 150
18. Страница открыта. Более 150 друзей и подписчиков.
- «Фотографии». Признаки:
19. Из о б ра ж е ния , в ыс ме ив а ющие ра с у.
20. Пропаганда, либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики
21. Наличие репостов картинки из сообщества, паблика или группы на свою стену, которая признана запрещенной.
22. Лайки и смайлики изображений в фашистской одежде (фуражка).
- Комментарии. Ре-посты. Статус на личной странице. Записи на «стене».
Признаки:
23. Использование псевдонимов экстремистов.
24. «русский легион»
25. «ярусский»
26. «сел за экстремизм»
27. «топка врагов народа»
28. Слова и фразы: враги, иноземцы, приезжие, расист, фашизм, заполняют, вытесняют, засилье.Нечисть, жиды, чурки, ишаки, дети диавола, черножопые.
29. Материалы экстремистского содержания про религию и чернокожих (в том числе, репосты мемов из юмористических пабликов).
30. Сбор несанкционированного митинга и столкновения с полицией.
31. Реабилитация нацизма (любое одобрительное высказывание, вне зависимости от контекста).
- Подписки «Интересные страницы». Признаки:
32. Подписки на страницы сайтов Украины: «Правые», «Славянский путь», «Ярга».
33. Подписки на сайты, оскорбляющие чувства верующих.
34. Отделение регионов (сепаратизм),
35. Войны (в том числе Сирия и Украина)
36. Одобрение или лояльность к терроризму: «Русская смерть».
На втором этапе нами проведен контент-анализ частоты признаков и их статистическая обработка для определения наиболее выраженных групп критериев оценки экстремистской направленности аккаунта ВКонтакте.
Факторный анализ позволил сформулировать восемь выраженных групп-факторов. На основе теоретического материала, они были нами названы и содержательно определены. Их описание, весовые показатели и набор ключевых признаков представлены ниже (признаки помечены числами из таблицы 1 и их последовательность определена величиной корреляции).
Фактор 1 (31,667%). «Знаки животной войн» представлен изображениями, характеризующими авторов аккаунтов, как личность, которой свойственные следующие черты: агрессивность, жестокость, хладнокровие, мстительность, дерзость, садизм, расчетливость, замкнутость, повышенная импульсивность поведения, исключительный цинизм, эгоизм и максимализм, страх, озлобленность, неуравновешенность (2, 24, 35, 5, 34, 31, 29, 11, 21, 30, 10)
Фактор 2 «Открытое зло, как отвержение» (40,819%) основан на совпадении собственных ценностей человека с идеологическими ценностями группы. В таких случаях экстремизм становится своего рода «миссией» от имени данной общности (33, 28, 6, 18).
Фактор 3 «Взрывной облик, как символ протеста» (48,691%) свидетельствует об эмоциональной неустойчивости таких лиц, повышенной возбудимости и агрессивности. Присутствуют символы постоянной оборонительной готовности, чрезмерной поглощенности собой и незначительного внимания к чувствам других. Фактор указывает на обесценивание собственной жизни и жизни окружающих, что и приводит к экстремизму и терроризму (9, 10, 11, 21).
Фактор 4 «Провокаторы» (56,301%) - провоцирующее поведение и экстрапунитивный тип реагирования обладателей аккаунтов, их склонность к риску, создают конфликтные ситуации на основе проявления «родового мифа» и отсутствия толерантности по отношению к «чужой» религии (1, 19, 30, 29).
Фактор 5 «Кровавая нация» (56,301%) отражает потребность в возмездии, отмщении, поддерживаемая устойчивыми паттернами поведения и оценок, активно культивируемыми в социуме (35, 7, 20, 10).
Фактор 6 «Страшное детство» (76,709%) в изображениях мультипликационных персонажей, может свидетельствовать об отсутствии эмоциональных связей в детстве, в последующей жизни, что компенсируется идеологическим или религиозным вариантом. Иллюзорные, не реалистичные убеждения становятся основой агрессивной мотивации экстремистского поведения, «игрового» отношения с обществом полного героики и самоутверждения (8, 22).
Фактор 7 «Идентификация» (70,761%) - обезличенный вид аккаунта дает возможность переложить ответственность за распространение и получить какую-либо выгоду (14,13).
Фактор 8 «Открытый смех» (82,098%) свидетельствует с одной стороны - о ярко выраженной незрелости «Эго», а с другой - повышенной потребности в общественном мнении (15, 17, 19).
По результатам контент-анализа проявление признаков склонности к экстремистским тенденциям на странице пользователей страницы социальной сети ВКонтакте может быть охарактеризовано следующим образом.
«Очеловечивание» медведя и изображение волка-одиночки сочетает в себе силу и одиночество, при этом сила закрыта маской. Символы: свастика и эмблемы лейб-гвардии СС в виде двух рун «зиг» (две молнии), а также изображение предметов, бит, кастетов, оружия, взрывчатых предметов и веществ определяет у этих людей склонность к конфликтности, экстремальным ситуациям, острым переживаниям, риску, издевательским действиям, насилию, демонстрации своей силы, наведению страха на окружающих, физическому уничтожению «врагов».
Пропаганда войн и акцентирование внимания на собственной нации «ярусский», доходящая до фанатизма характеризует крайнюю нетерпимость к инакомыслию, чужой культуре, верованиям и взглядам. Такие личности готовы к самопожертвованию, т.к., вероятно, только таким способом они могут завоевать авторитет и самоутвердиться. Такие личности слепо верят в правоту своей экстремистской идеологии. Религиозное «обрамление» идей борьбы, мести или возмездия определяет специфическую социальную и идейную связь между членами конкретной национальной или социальной
группы (наличие на странице материалов экстремистского содержания про чужую религию (пропаганда собственной религии) очень опасно в сочетании с наличием агрессивных тенденций (наличие на странице изображений, символов: свастика и эмблемы «СС» «зиг», изображение предметов, бит, кастетов, оружия, взрывчатых предметов и веществ). Одним из важных и опасных факторов такого идейного слияния являются представления о смерти и загробной жизни. Здесь следует учесть, что, если страница аккаунта содержит подобное сочетание, а смерть считается героической, благородной жертвой, подвигом мученичества, и вызывает одобрение и поддержку у обладателя страницы, то у ее автора присутствуют склонность не только к экстремизму, но и к те ррориз му.
«Застревание» на определенных мыслях и обидах, ригидность, консервативность, «борьба за справедливость» являются основой для формирования доминирующих (сверхценных) идей, касающихся эмоционально значимых переживаний. Довольно часто данные симптомы носят скрытый характер. Можно предположить, что ведущую роль в формировании экстремистских установок сформированных на предубеждениях у таких лиц играет формирование иррациональности мышления, при котором жертва, олицетворяемая с «ненавистной» группой (использование слов и фраз, заинтересованность сайтами, оскорбляющих чувства верующих), рассматривается однобоко, исключительно негативно и выступает как образ вполне определенной группы. В таких случаях экстремизм становится не просто средством реализации некоторой идеи, а еще и своего рода «миссией» от имени данной общности. Это определяется и преданностью определенным идеям, которые имеют особую ценность.
Стремление к самоутверждению и привлечение внимания к своей странице может проявляться в наличии запрещенных репостов, хотя многие обладатели аккаунтов социальной сети владеют информацией об уголовной наказуемости таких действий. Кроме того, это может быть показателем протеста. Сочетание протеста и «взрыва» эмоций свидетельствует об эмоциональной неустойчивости таких лиц, повышенной возбудимости и агрессивности. От этого «взрывного» протеста такие личности, вероятней всего, испытывают чувство возбуждения, удовлетворения. Символы свастик, молний, кастета, оружия свидетельствует о постоянной оборонительной готовности, чрезмерной поглощенности собой и незначительного внимания к чувствам других. Взрывоопасные предметы и вещества, огнестрельное и холодное оружие может являться показателем склонности к суицидальному поведению и нанесению физического вреда самому себе. Присутствие таких тенденций может говорить об обесценивании собственной жизни и жизни окружающих, что является предикторами формирования экстремистской и террористической направленности
Готовность сбора несанкционированного митинга и столкновений с органами правопорядка характеризует провоцирующее поведение обладателей аккаунтов. Такие личности для причинения вреда и поддержания собственной идеологии (здесь снова не исключено стремление к самоутверждению) привлекают других лиц, при этом следует отметить, что авторы таких аккаунтов характеризуются склонностью к риску, необдуманному поведению, зачастую опасному для самого человека и окружающих. В данном случае также следует отметить, что авторы, на страницах которых опубликованы подобные записи, склонны провоцировать собственными агрессивными действиями конфликтные ситуации, нарушать социальные нормы, правила и этические ценности. Обезличивание аккаунта (фотография, приближенная к реальной, но при этом не исключено, что чужая), выступает как реализация защитных поведенческих стратегий личности.
Использование лозунгов «ярусский», пропаганда, либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики свидетельствует от выраженной дискриминирующей установки по отношению к представителям других национальностей, нетерпимость к иным культурам и социальным нормам. Открытое использование лозунгов говорит о поиске контактов с представителями других национальностей, религий, убеждений для разжигания национальной розни и конфликтов. Фантастические персонажи с изображением крестов, огня, крови, предметов: бит, кастетов, оружия (огнестрельное, холодное), взрывчатых предметов и веществ в сочетании с использованием лозунгов «ярусский» свидетельствуют об устойчивых представлениях об исторической травме своей нации, что сопровождается мощными типичными социальными чувствами: скорбь, горе, сочетающиеся с ущемленной национальной гордостью. Нередко имеют место особые, во многом искаженные и мифологизированные, представления об «историческом обидчике».
Изображения взрывов, оружия и других эмблем экстремизма в сочетании с мультипликационными героями, в частности - «анимэ», а также отметки «нравится» на тех изображениях, где экстремизм и акты терроризма изображены в карикатурной и шутливой форме, в том числе изображения мультипликационных персонажей, может свидетельствовать об отсутствии эмоциональных связей в детстве в последующей жизни, что может компенсироваться в идеологическом или религиозном варианте. Специфика возникновения экстремистской мотивации состоит в том, что убеждения, которые становятся основой агрессивной мотивации экстремистского поведения, по своему содержанию являются неадекватно отражающими социальную реальность, иллюзорными, не дающими реалистическую, конструктивную программу ее позитивного разрешения. Люди, создавая подобные страницы, где мультипликационные анимации имеют изображения войн или в подписках и играх имеются подобные материалы, отличаются потребностью в риске, опасных для жизни и свободы операциях, желании оказаться в необычной ситуации, сочетающейся с инфантильным отвержением реальной опасности, неприятием смерти. Игра проявляется и в том, что он вступает в определенные отношения с обществом, властными и правоохранительными органами, средствами массовой информации.
«Открытость» аккаунта свидетельствует о повышенной зависимости от мнения окружающих. Такие лица имеют склонность к самоутверждению путем демонстрации изображений, высмеивающих расу. Здесь можно говорить о ярко выраженной экстравертированности, склонности к позированию, манипулированию, потребности в повышенном общественном внимании, стремлении повысить свой авторитет, в том числе и путем демонстрации открытой ненависти.
На третьем этапе с использованием полученных инструментов оценки склонности к экстремистской направленности были проанализированы 100 случайных аккаунтов страниц пользователей. Задачей этого этапа было определение класса людей, близких по всему множеству характеристик к выделенному профилю личности, склонной к экстремисткой деятельности. В результате кластерного анализа мы выделили 7 групп-кластеров, которые описаны ниже.
Первый кластер (типичные, обычные) образовала большая часть просмотренных страниц - 73 аккаунта - это преимущественно обычные пользователи. Следует отметить, что признаки экстремизма у данных людей, составивших данный кластер, выражены ниже среднего. Лишь в незначительной степени присутствие признаков четвертого фактора преобладает над остальными. Мы можем допустить, что это произошло из-за того, что в некоторых аккаунтах, входящих в данный кластер, на странице профиля присутствует
фотография, приближенная к реальной, но при этом не исключено, что чужая.
Второй кластер образовали 3 аккаунта (самоутверждающиеся провокаторы). Мотив самоутверждения часто переплетается с желанием доминировать, подавлять и управлять окружающими. Такая потребность обычно связана с высокой тревожностью, которая снижается в случае доминирования в социальной среде, причем желание доминировать
может достигаться, в том числе, и с помощью грубой силы, уничтожения неугодных Демонстрируя на своих страницах бесстрашие, негативные лозунги, тем самым самоутверждаясь, такие личности, в первую очередь, доказывают самим себе, что все э ти ка ч е с тв а е с ть и у них.
Третий кластер образовали 8 аккаунтов (дружные). В наибольшей степени у обладателей страниц, отнесенных к данному кластеру, выражено присутствие фактора «кровавая
нация». Основным мотивом данного фактора является мотив товарищества I19!. Создавая свои страницы, такие личности руководствуются разнообразными вариантами эмоциональной привязанности - от желания отомстить за вред, нанесенный товарищам по борьбе, единоверцам, соплеменникам, родственникам, соратникам, до стремления к участию в деятельности экстремистских организаций, когда, например, членом организации состоит кто-то из друзей или близких.
Четвертый кластер (борцы за справедливость) образовали 2 аккаунта. В наибольшей степени у обладателей страниц, отнесенных к данному кластеру, выражено присутствие фактора «взрывной облик, как символ протеста». Описание фактора позволило отметить, что основным мотивом создания таких страниц и размещения на них экстремистской идеологии является мотив преобразования. Мотив преобразования, активного изменения мира - это сильный стимул, связанный с пониманием несовершенства и несправедливости существующего мира и настойчивым стремлением улучшить, пре обра з о в а ть е г о .
Пятый кластер (корыстные) образовали 7 аккаунтов. В наибольшей степени у обладателей страниц, отнесенных к данному кластеру, выражено присутствие фактора «идентификация». Описание фактора позволило отметить, что основным мотивом создания таких страниц и размещения на них экстремистской идеологии является мотив корысти. Создавая свои страницы, люди, вошедшие в данный кластер, вероятней всего, руководствовались меркантильным мотивом. Для большинства рядовых членов экстремистских организаций именно он является первостепенным. Чаще всего люди занимаются экстремизмом ради денег, реже - ради иных благ. Это объясняется тем, что экстремизм в форме агрессии, как и любая человеческая деятельность, часто представляет собой некий «оплачиваемый труд», особенно если он направлен на определенную цель.
Шестой кластер (мнимые герои) образовали 3 аккаунта. В наибольшей степени у обладателей страниц, отнесенных к данному кластеру, выражено присутствие фактора «открытый смех» Описание фактора позволило отметить, что основным мотивом создания таких страниц и размещения на них экстремистской идеологии является мотив героизма. Такой мотив экстремистского поведения, как молодежная романтика и героизм, желание придать своей жизни и деятельности особую значимость, яркость, необычность характерен для создателей аккаунтов. Зачастую оно сопровождается уходом от действительности в сказку, миф, где действуют бесстрашные герои, несущие людям добро и устанавливающие справедливость силой, а порой и немалыми жертвами.
Седьмой кластер (властелины) образовали 4 аккаунта. В наибольшей степени у
обладателей страниц, отнесенных к данному кластеру, выражено присутствие фактора «знаки животной войны». Описание фактора позволило отметить, что основным мотивом создания таких страниц и размещения на них экстремистской идеологии является мотив власти. Мотив власти над людьми — один из наиболее древних и самых глубинных мотивов. Потребность власти выступает главной движущей силой множества человеческих действий. Это желание занять доминирующую позицию в группе, руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Через экстремистские действия, основанные на мотиве власти над людьми, личность утверждается и самоутверждается. Можно предположить, что в основе мотива власти лежит глубинная тревога.
Таким образом, аккаунты, отнесенные к третьему, четвертому и седьмому кластеру, наиболее склонны к проявлению экстремизма. Авторы этих аккаунтов руководствуются мотивами преобразования, самоутверждения и героизма при создании страниц, содержащих экстремистскую идеологию. Как мы выяснили, ведущими факторами указанных кластеров являются: пятый («кровавая нация»), третий («взрывной облик как символ протеста») и первый фактор («знаки животной войны») (Таблица 1).
{Таблица 1.}
Определение кластеров аккаунтов по среднему рангу
Факторы Кластеры
1 2 3 4 5 6 7
1. Знаки животной войны. 48,29 74,33 69,75 4,5 21,29 64 98,5
2. Открытое зло, как о тв е рж е ние . 45,93 79,67 59 83,5 55,14 39,67 78,5
3. Взрывной облик, как символ протеста 45,11 53,33 52 99,5 53,14 92 83,5
4. Провокаторы 51,19 99 37,13 91,5 58,14 26,33 12,5
5. Кровавая нация 42,44 88 96,25 70,5 70,86 62,33 23,5
7. Идентификация 47,16 4,67 49,75 75,5 97 6,33 86,5
8. Открытый смех 47,32 20 57,38 78,5 45,86 99 75,5
(числовые показатели отражают выраженность фактора в процентах)
Выводы.
Для оценки склонности к экстремистской направленности особое внимание при анализе профиля пользователя в социальной сети необходимо обращать на следующие ключевые признаки.
1. Изображение профиля или фотографии страницы свидетельствует о наличии следующих поведенческих проявлений и психологических качеств обладателя таких аккаунтов: хладнокровной выдержки, конспиративности, враждебности к инакомыслию, поиск идеалов, мстительность, обидчивость, отрицание тревоги. Все эти показатели свидетельствуют о нарушениях в коммуникативной сфере личности экстремистской (террористической) направленности.
2. Подписки на сайты и наличие информации и репостов на собственной странице пользователя экстремистской (террористической) направленности личности свидетельствуют о наличии следующих поведенческих проявлений и психологических качеств обладателя таких аккаунтов: идеализация группы (сообщества), групповая
принадлежность, склонность к самоутверждению через группу, социальная активность, самопозиционирование, желание быть признанным. Присутствие таких отрицательных черт свидетельствует об искажении и отрицательной сформированности эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы авторов страниц с экстремистской направленностью.
3. Агитация на собственной странице лицами экстремистской (террористической) направленности свидетельствует об отрицании последствий, фазовости, переменчивости настроения, низком самоконтроле, низкой самокритичности, стремлении к острым ощущениям, желании испытать себя, активности, энергичности без четкой направленности, реализации актуальных, сиюминутных потребностей, риске до бесстрашия, самопожертвовании, молодежной романтике и героизме, отсутствии долгосрочного целеполагания, беспечности. Кроме того, можно отметить потребительское отношение к жизни, к людям, эгоизм, беспринципность, отрицание существования проблем, что в целом говорит о нарушениях и аморальности в системе ценностей и отрицательной сформированности ценностно-смысловой сферы.
Результаты исследования критериев диагностики лиц с экстремистской направленностью представляют интерес для сотрудников служб, ответственных за контроль асоциального поведения в интернет-пространстве. Разработанный нами комплекс признаков экстремизма позволяет осуществлять и профилактическую работу среди молодежи. указывая на основные проявления «рискованного» интернет-контента для родителей и педагогов, а также самих подростков.
Библиография
1. Антилогова Л. Н., Федорова Н. В. Депривация в семье как фактор делинквентного поведения подростков // Омский научный вестник.-2006.-№3 (36).-С.259-262
2. Аршанская, О.В. К вопросу об изучении психологической природы экстремизма // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.-2018.-№3.-С. 115-119.
3. Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников: учебное пособие.-СПб.: Питер, 2012. - 336 с.
4. Белов В.Г., Парфенов Ю.А., Малинина Н.С. Фрустрация как предиктор девиантного поведения у подростков // Ученые записки университета Лесгафта.-2011.-№11.-С.26-31.
5. Гладышев-Лядов, В. Социальные сети как инструмент для пропаганды экстремизма // Обзор НЦПТИ.-2013.-№ 2.-С. 27 - 31.
6. Горбунов, К.Г. Противодействие террористической пропаганде в Интернете // Вестник Омского университета. Серия: «Психология».-Омск.-2016.-№ 2.-С. 23-36.
7. Давыдов Д.Г., Хломов К.Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика// Национальный психологический журнал.-2018.^о 4(32).-С. 62-76.^01: 10.11621/пр||.2018.0406
8. Денисова Д.М. Шкала F как инструмент исследования авторитарного потенциала личности // Труды СПИИРАН.-СПб.-2012.-№ 2 (21).-С.228 - 337.
9. Дьяконова Н.А., Юртайкин В.В. Авторитарная личность в России и США: ценностные ориентации и локус контроля // Вопросы психологии.-2000.-№ 4.-С. 51-60.
10. Ениколопов С.Н., Чудова Н.В. Проблема проявлений враждебной установки // Психологические исследования.-2017.-Т.10.-№ 54.-С.12.
11. Караяни А.Г. О роли психологии в профилактике терроризма // Национальный психологический журнал.-2010.-№ 2 (4).-С. 37 - 40.
12- Маренко В.А., Мильчарек Т.П., Мильчарек Н.А. Диагностика и моделирование
экстремистской направленности личности // Труды ИСА РАН.-М.-2021.-Т.71.-Вып. 3.-С. 24 - 35.-DOI: 10.14357/20790279210303
13. МильчарекТ.П., Мильчарек Н.А. Нонкоммуникативность и комплекс воина в диагностике психологического комплекса экстремиста // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки».-2018.-№ 3.-С. 93-100
14. Мильчарек, Т.П., Мильчарек Н.А. Актуальность и проблемы психологической диагностики экстремизма // Омские социально-гуманитарные чтения-2016: материалы IX Международной научно-практической конференции. Омск: ОмГТУ, 2016.-С. 30-36.
15. Мильчарек, Т.П., Мильчарек Н.А. Эвристическая модель экстремизма в контексте социально-психологических исследований // Омские социально-гуманитарные чтения-2015: материалы VIII Международной научно-практической конференции.-Омск: ОмГТУ,, 2015.-С. 309-312.
16. Седых Н.С. Информационно-психологические способы вовлечения молодёжи в терроризм // Вопросы безопасности.-2014.-№ 3.-С. 93-131.-DOI: 10.7256/23060417.2014.3.12386
17. Седых Н.С. Информационно-психологические способы воздействия в подготовке террористов-смертников // Психолог. - 2014. - № 4. - С. 126-165.-DOI: 10.7256/2306-0425.2014.4.12912
18. Современная практическая психология в обеспечении ресурсов самореализации личности: монография / Ю. В. Обухова и др. - Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2016. - 305 с.
19. Яхьяев М.Я., Исаева Э.Г., Сутаева А.Р. Социально-психологические аспекты противодействия терроризму в мультикультурном пространстве // Социальная психология и общество.-2018.-Т. 9.-№ 2.-С. 46—59.-D0I:10.17759/sps.2018090204
20. Logan C, Lloyd M. Violent extremism: A comparison of approaches to assessing and managing risk //Legal and Criminological Psychology.-2019.-Volume 24.-Issue 1.-P. 141-161.-DOI: https://doi.org/10.1111/lcrp.12140
21. Lyzhin A.I., Sharov A.A., Lopez E.G., Melnikov S.G., Zaynullina V.T. Modern problems of youth extremism: Social and psychological components // Journal of community psychology.-2021.-Volume 49.-Issue 7.-P. 2609-2622.-D0I: https://doi.org/10.1002/jcop.22664
22. Musetti A., Mancini T., Corsano P., Santoro G. , Cavallini M. C., Schimmenti A. Maladaptive Personality Functioning and Psychopathological Symptoms in Problematic Video Game Players: A Person-Centered Approach // Frontiers in Psychology.-2019.-Vol.10.-D0I: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02559
23. Riva G., Baños R.M., Botella C., Mantovani F., Gaggioli A (2016) Transforming Experience: The Potential of Augmented Reality and Virtual Reality for Enhancing Personal and Clinical Change // Frontiers Psychiatry.-2016.-Vol.7.-7:164.-D0I: 10.3389/fpsyt.2016.00164
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не
раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
При обосновании актуальности исследования, обращается внимание на увеличение числа ауто- и деструктивных проявлений у подростков и молодежи, случаи скулшутеров, громких криминальных дел и террористических актов, которые благодаря средствам массовой информации врываются в жизнь обычных граждан, заставляют правоохранительные органы и психологов обращаться к изучению особенностей девиаций личности и тех факторов, которые ее приводят к возможности совершения подобных преступлений. Все это совершенно верно. Кроме того, правильно отмечено, что «сеть Интернет в настоящее время один из основных источников пропаганды экстремисткой и террористической идеологии в среде школьников, студентов, молодежи». То есть, можно согласиться, что актуальность исследования обоснована достаточно аргументированно.
Автор пишет, что в связи с этим становится важным разработать операциональный инструментарий обнаружения и анализа интернет-контента, который позволил бы всем заинтересованным сторонам (родителям, педагогам, правоохранителям) с определенной долей вероятности диагностировать признаки экстремисткой направленности в материалах профиля пользователя и принимать соответствующие ограничительные или профилактические меры. Это похоже на научную новизну, хотя самостоятельной формулировки новизны в тексте нет. Тем не менее, очевидно, что она заключается именно в этом предложении автора.
На основе анализа данных литературы отмечается, что слабая степень свободы такой личности (склонной к агрессии) выражается в обвинении окружающих за происходящее и отказ от принятия на себя ответственности. Преобладающие акцентуации (заострение черт) характера: преимущественно демонстративная (склонность к театральности), экзальтированная (резкая смена типов реагирования, большая амплитуда крайних форм поведения) и гипертимная (сложность принятия социальных норм и высокая самооценкая) делают поведение драматургичным и склонным к манипулятивным формам. В психологическом профиле экстремистской (террористической) направленности личности, например скулшутеров, в ценностной сфере доминирует дегуманизация (обесценивание человеческого) и деструктивная (разрушительная) мотивация по отношению к миру. Пристрастное отношение, склонность к обладанию и применению оружия реализует культ силы и силовых способов решения проблемных ситуаций, а также героизацию воинственных форм поведения.
Цель исследования сформулирована как «выявить признаки склонности к экстремизму по профилю в социальной сети». Предмет исследования: признаки склонности к экстремизму. С такими формулировками можно согласиться. Стиль изложения материала научно-исследовательский.
Структура статьи соответствует требованиям, которые предъявляются к научным публикациям по психологии.
Содержание текста свидетельствует, что автор последовательно и систематическим образом выполнил большой объем работы. Так, на основе случайной выборки (100 человек) пользователей мужчин в возрасте 18-39 лет социальной сети ВКонтакте была проведено экспертно-психологическое портретирование на предмет склонности к к экстремизму. Полученный материал в конечном итоге был обработан с использованием статистических методов. Три основных этапа позволили сначала выделить 36 ключевых признаков определения склонности к экстремизму по аккаунту социальной сети «ВКонтакте». На втором этапе был проведен контент-анализ частоты признаков и их статистическая обработка для определения наиболее выраженных групп критериев оценки экстремистской направленности аккаунта ВКонтакте. Факторный анализ позволил сформулировать восемь выраженных групп-факторов.
На третьем этапе с использованием полученных инструментов оценки склонности к
экстремистской направленности были проанализированы 100 случайных аккаунтов страниц пользователей. В результате кластерного анализа были определены 7 групп-кластеров и предложено описание каждого.
Результаты исследования показали, что аккаунты, отнесенные к третьему, четвертому и седьмому кластеру, наиболее склонны к проявлению экстремизма. Авторы этих аккаунтов руководствуются мотивами преобразования, самоутверждения и героизма при создании страниц, содержащих экстремистскую идеологию. Установлено, что ведущими факторами указанных кластеров являются: пятый («кровавая нация»), третий («взрывной облик как символ протеста») и первый фактор («знаки животной войны»). Этот материал представлен в табл. 1, которая понятна и легко читается. В статье имеются выводы, которые лаконично, но содержательно отражают основные результаты исследования. Всего три вывода. И ме е тс я кра тко е з а ключе ние .
Библиографический список включает литературные источники по теме исследования. Статья написана на актуальную тему, материал изложен последовательно и логично, представленные умозаключения и выводы убедительны и аргументированы. Поэтому данную статью можно рекомендовать к опубликованию в журнале, как представляющую интерес для читающей аудитории. Необходимо только устранить некоторые опечатки (или орфографические ошибки).