Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЛУЖЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ'

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЛУЖЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-психологический климат / агрессивность / информационно-психологическое воздействие / служебный коллектив образовательной организации / socio-psychological climate / aggressiveness / information and psychological impact / service team of an educational organization

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хлоповских Юлия Геннадьевна, Марченко Ольга Анатольевна, Прокудин Иван Анатольевич

В статье содержится общая характеристика сущности, объективных и субъективных показателей социально-психологического климата в служебном коллективе образовательной организации. Внимание акцентировано на значении для формирования социально-психологического климата коллектива личностных особенностей сотрудников и информационно-психологического воздействия, связанного с общественно-политическими событиями, происходящими в стране и мире и обусловливающими контекст, в котором реализуется профессиональная деятельность и жизнь в целом. Цель проведенного исследования изучение динамики агрессивности в различных ее проявлениях у сотрудников образовательной организации в период с декабря 2021 по декабрь 2022 года. Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация научных данных по проблеме исследования), эмпирические (опросный, представленный «Опросником уровня агрессивности» Басса Дарки); методы качественного и количественного анализа данных. Как показали результаты исследования, в рассматриваемый период возрос уровень проявления вербальной, косвенной, физической агрессии, раздражения. В целом увеличились показатели агрессивных реакций сотрудников образовательной организации, отражающих склонность к проявлению раздражения, физической и вербальной агрессии. В 2022 году, по сравнению с 2021 годом, возросла процентная доля сотрудников, проявляющих высокий и выше среднего уровни агрессивности. Учитывая определяющее значение для социально-психологического климата коллектива как особенностей отдельной личности и характера внутригруппового взаимодействия, так и внешнего информационного воздействия, при создании информационного контента необходимо учитывать, что противоречивая, неполная, искаженная информация способствует порождению и распространению слухов. Это обусловливает рост тревоги и страха, которые продуцируют агрессивные реакции, негативно отражающиеся на социально-психологическом климате служебного коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хлоповских Юлия Геннадьевна, Марченко Ольга Анатольевна, Прокудин Иван Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains a general description of the essence, objective and subjective indicators of the socio-psychological climate in the service team of an educational organization. Attention is focused on the importance for the formation of the socio-psychological climate of the personal characteristics of employees and the information and psychological impact associated with socio-political events occurring in the country and the world and determining the context in which professional activities and life in general are realized. The purpose of the study was to study the dynamics of aggressiveness in its various manifestations among employees of an educational organization in the period from December 2021 to December 2022. Research methods: theoretical (analysis, synthesis, generalization, systematization of scientific data on the research problem), empirical (survey, presented by the «Bass-Darkey Level of Aggression Questionnaire»); methods of qualitative and quantitative data analysis. As the results of the study showed, during the period under review the level of manifestation of verbal, indirect, physical aggression, and irritation increased. In general, the indicators of aggressive reactions of employees of educational organizations have increased, reflecting a tendency to show irritation, physical and verbal aggression. In 2022, compared to 2021, the percentage of employees showing high and above average levels of aggressiveness has increased. Considering the decisive importance for the socio-psychological climate of the team of both the characteristics of the individual and the nature of intra-group interaction, as well as external information influence, when creating information content it is necessary to take into account that contradictory, incomplete, distorted information contributes to the generation and spread of rumors. This causes an increase in anxiety and fear, which produce aggressive reactions that negatively affect the socio-psychological climate of the service team.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЛУЖЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ»

Психология

УДК 37.015.32

кандидат психологических наук, доцент Хлоповских Юлия Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» (г. Железногорск); начальник группы - старший психолог группы психологического обеспечения отдела воспитательной работы Марченко Ольга Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» (г. Железногорск); кандидат психологических наук Прокудин Иван Анатольевич Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский институт МВД России» (г. Воронеж)

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЛУЖЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация. В статье содержится общая характеристика сущности, объективных и субъективных показателей социально-психологического климата в служебном коллективе образовательной организации. Внимание акцентировано на значении доя формирования социально-психологического климата коллектива личностных особенностей сотрудников и информационно-психологического воздействия, связанного с общественно-политическими событиями, происходящими в стране и мире и обусловливающими контекст, в котором реализуется профессиональная деятельность и жизнь в целом. Цель проведенного исследования - изучение динамики агрессивности в различных ее проявлениях у сотрудников образовательной организации в период с декабря 2021 по декабрь 2022 года. Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация научных данных по проблеме исследования), эмпирические (опросный, представленный «Опросником уровня агрессивности» Басса - Дарки); методы качественного и количественного анализа данных. Как показали результаты исследования, в рассматриваемый период возрос уровень проявления вербальной, косвенной, физической агрессии, раздражения. В целом увеличились показатели агрессивных реакций сотрудников образовательной организации, отражающих склонность к проявлению раздражения, физической и вербальной агрессии. В 2022 году, по сравнению с 2021 годом, возросла процентная доля сотрудников, проявляющих высокий и выше среднего уровни агрессивности. Учитывая определяющее значение для социально-психологического климата коллектива как особенностей отдельной личности и характера внутригруппового взаимодействия, так и внешнего информационного воздействия, при создании информационного контента необходимо учитывать, что противоречивая, неполная, искаженная информация способствует порождению и распространению слухов. Это обусловливает рост тревоги и страха, которые продуцируют агрессивные реакции, негативно отражающиеся на социально-психологическом климате служебного коллектива.

Ключевые слова: социально-психологический климат, агрессивность, информационно-психологическое воздействие, служебный коллектив образовательной организации.

Annotation. The article contains a general description of the essence, objective and subjective indicators of the socio-psychological climate in the service team of an educational organization. Attention is focused on the importance for the formation of the socio-psychological climate of the personal characteristics of employees and the information and psychological impact associated with socio-political events occurring in the country and the world and determining the context in which professional activities and life in general are realized. The purpose of the study was to study the dynamics of aggressiveness in its various manifestations among employees of an educational organization in the period from December 2021 to December 2022. Research methods: theoretical (analysis, synthesis, generalization, systematization of scientific data on the research problem), empirical (survey, presented by the «Bass-Darkey Level of Aggression Questionnaire»); methods of qualitative and quantitative data analysis. As the results of the study showed, during the period under review the level of manifestation of verbal, indirect, physical aggression, and irritation increased. In general, the indicators of aggressive reactions of employees of educational organizations have increased, reflecting a tendency to show irritation, physical and verbal aggression. In 2022, compared to 2021, the percentage of employees showing high and above average levels of aggressiveness has increased. Considering the decisive importance for the socio-psychological climate of the team of both the characteristics of the individual and the nature of intra-group interaction, as well as external information influence, when creating information content it is necessary to take into account that contradictory, incomplete, distorted information contributes to the generation and spread of rumors. This causes an increase in anxiety and fear, which produce aggressive reactions that negatively affect the socio-psychological climate of the service team.

Key words: socio-psychological climate, aggressiveness, information and psychological impact, service team of an educational organization.

Введение. Проблема эффективности профессиональной деятельности не является новой для теоретических и прикладных исследований, однако не теряет своей актуальности. Одним из наиболее значимых факторов результативности труда является социально-психологический климат служебного коллектива, отражающий преобладающий эмоциональный фон в группе, модальность межличностных отношений и тесно коррелирующий с результативностью деятельности коллектива.

Характер социально-психологического климата обусловлен как внутригрупповыми факторами - личностными качествами и особенностями коммуникации членов группы, так и внешними воздействиями разного уровня масштабности. Представляется целесообразным изучение динамики личностных особенностей (в рамках данной статьи - агрессивности) сотрудников организации, детерминирующих особенности социально-психологического климата и связанных с информационным контентом, отражающим современную общественно-политическую ситуацию в стране и мире.

Йзложение основного материала статьи. Социально-психологический климат - не стихийное явление. Это состояние подразделения, которое определяется событиями, происходящими в коллективе и более широкой социальной среде, степенью удовлетворенности сотрудников друг другом, особенностями межличностного общения и информационного взаимодействия.

Критериями положительной атмосферы взаимоотношений в служебном коллективе являются взаимопонимание и единство взглядов его членов.

При оценке социально-психологического климата опираются на объективные и субъективные показатели.

К объективным относятся эффективность профессиональной деятельности, состояние служебной дисциплины, характер движения кадров.

Субъективные (психологические) - это степень удовлетворенности членов коллектива разными сторонами его жизнедеятельности, сложившимися взаимоотношениями; доминирующие психические состояния сотрудников; особенности восприятия и понимания друг друга; преобладающая трудовая мотивация и др.

Существенное значение для формирования благоприятного социально-психологического климата коллектива имеют личностные особенности сотрудников, которые проявляются в процессе взаимодействия между ними. При этом происходит взаимообмен информацией, мнениями, настроениями, морально-нравственными ценностями, порождающий реакции позитивной и негативной модальности.

В результате информационного взаимодействия, целью и основным содержанием которого является изменение имеющейся информации у его участников, нередко происходит столкновение противоположных представлений, взглядов и мнений членов коллектива, что может привести к деструктивным тенденциям в коллективе.

Наряду с личностными особенностями сотрудников служебного коллектива и происходящими в нем внутригрупповыми процессами, существенное влияние на характер взаимоотношений в подразделениях и психологическое состояние сотрудников оказывают события, происходящие в глобальной макросреде, характеризующейся в настоящее время высокой степенью нестабильности и неопределенности. Даже если человек не является непосредственным участником тех или иных общественно-политических событий, получаемая им информация о происходящем в стране и в мире обусловливает определенный контекст, в котором реализуется его профессиональная деятельность и жизнь в целом.

Согласно М.Б. Владимировой [1], коммуникативные ситуации, в которых на человека оказывается информационно-психологическое воздействие, дифференцируются на три группы:

1) коммуникативные ситуации, в которых происходит непосредственное или опосредованное (с помощью телефона, почты, сети Интернет и др.) общение и обмен информацией между людьми;

2) коммуникативные ситуации одностороннего информационно-психологического воздействия на человека со стороны одного коммуникатора или группы коммуникаторов (публичные ситуации);

3) коммуникативные ситуации информационно-психологического воздействия с помощью средств массовой информации.

По оценке современных психологов и социологов [2; 3; 5 и др.], современное информационное пространство затрудняет возможности целостного восприятия человеком реальности. В условиях значительного массива информации мышление и действия человека опосредуются, разделяются информационными технологиями, что дает возможность влиять на нравственное сознание и поведение личности.

Как отмечалось выше, социально-психологический климат служебного подразделения зависит от индивидуально-психологических особенностей и эмоционального состояния каждого члена коллектива, взаимодействия между ними, в том числе информационного.

Одним из факторов, отражающимся на психологическом состоянии сотрудников и взаимоотношениях в подразделении, обусловливающим особенности социально-психологического климата в коллективе, выступает агрессивность сотрудников.

Акцентирование внимания именно на агрессивности обусловлено следующими соображениями. Современные события и тот поток информации, который зачастую в искаженном виде их отражает, кардинально нарушают чувство безопасности, порождают тревожные реакции широкого спектра - от недифференцированного беспокойства до панических реакций. Страх обусловлен реальной или мнимой угрозой существованию или благополучию, угрозой потерять какие-либо ресурсы и выступает пусковым механизм, актуализирующим агрессивное поведение.

Агрессия представляет собой конкурентное поведение в условиях дефицита ресурсов и реализуется в форме нападения, сопровождается переживанием определенных эмоций, нацелено на перераспределение ресурсов в свою пользу.

К числу основных признаков агрессивного поведения относятся:

- выраженное стремление к доминированию и манипулированию людьми;

- тенденция к разрушению (отношений, результатов деятельности, устоявшегося порядка и др.);

- направленность на насилие, причинение вреда, боли окружающим людям;

- недостаток терпимости к окружающим, уважения и принятия чужого мнения.

Склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации проявляется в агрессивности как свойстве личности.

С целью изучения изменений уровня агрессивности сотрудников, выступающих одним из следствий информационного воздействия, в Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России (СПСА ГПС МЧС России) проведено исследование с помощью «Опросника уровня агрессивности» (Басс - Дарки) [4], в котором принял участие 121 человек в декабре 2021 года и декабре 2022 года.

За год, прошедший между двумя замерами, в стране и мире в целом произошло значительное число событий, носящих выраженный стрессогенный характер и изменивших картину мира подавляющего большинства людей. Эти события сопровождаются мощным потоком противоречивой информации, которая оказывает существенное влияние на психологическое состояние, эмоциональный фон, морально-нравственные ценности каждого сотрудника и, как следствие, социально-психологический климат в служебном коллективе.

В результате проведенного исследования выявлены особенности выраженности разных аспектов агрессивности, представленные на рис. 1. Здесь для наглядности отражены средние значения по тем характеристикам агрессивности, показатели которых возросли за год. Проявления агрессивности, которые за год изменились несущественно (негативизм, обида, подозрительность, чувство вины, враждебные реакции), на рисунке не представлены.

0,0

Физическая Косвенная Раздражение Вербальная Агрессивные

агрессия агрессия агрессия реакции

■ 2021 12022

Рисунок 1. Средние значения уровня проявления разных аспектов агрессивности у сотрудников СПСА ГПС

МЧС России в 2021 и 2022 годах

В наибольшей степени возрос уровень вербальной агрессии, которая предполагает выражение негативных чувств как через форму (крик, шумная ссора), так и через вербальное содержание (проклятия, угрозы, сарказм).

Существенно повысился уровень косвенной агрессии, обходным путем направляемой на другое лицо (сплетни, иронические шутки) или недифференцированной, ни на кого не направленной, неупорядоченной (взрывы ярости, крик, топанье ногами, битье кулаком по столу и др.). Реальный объект агрессии или не осознается субъектом, или скрывается от окружающих.

Возрастание уровня физической агрессии сотрудников свидетельствует о повышении склонности применять физическую силу против других людей.

Повысился уровень раздражения - вспыльчивости, грубости, готовности к проявлению негативных эмоций при малейшем возбуждении.

Рост агрессивных реакций участников исследования указывает на общее повышение склонности к проявлению раздражения, физической и вербальной агрессии.

Как показал анализ полученных данных, в 2022 году, по сравнению с 2021 годом, увеличилась процентная доля сотрудников, проявляющих высокий и выше среднего уровни агрессивности. Результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1

Дифференцированные группы сотрудников СПСА ГПС МЧС России с выраженными проявлениями

агрессивности (2021 и 2022 гг.), в %

———_____Уровень выраженности Проявления агрессивности —-— Выше среднего Высокий

2021 2022 2021 2022

Физическая агрессия 3,3 5,0 2,5 5,8

Косвенная агрессия 15,7 18,2 8,3 10,7

Раздражение 9,1 13,2 5,0 6,6

Негативизм 2,5 1,7 2,5 2,5

Обида 11,6 10,7 6,6 5,8

Подозрительность 8,3 9,1 2,5 3,3

Вербальная агрессия 22,3 26,4 5,0 9,1

Чувство вины 26,4 25,6 3,3 3,3

Враждебные реакции 15,7 14,0 5,0 4,1

Агрессивные реакции 21,5 26,4 5,0 9,9

Из таблицы видно, что в 2022 году возросла доля сотрудников с высоким и выше среднего уровнями проявления физической, косвенной, вербальной агрессии, раздражения и интегративного показателя агрессивных реакций.

Выводы. Подводя итог, отметим, что социально-психологический климат служебного подразделения зависит как от внешних воздействий, в том числе информационных, так и от психологического состояния, личностных и нравственных качеств, особенностей поведения сотрудников, а также межличностного взаимодействия членов коллектива.

Изменения, происходящие с каждым отдельным человеком в результате внешнего информационного воздействия и внутригруппового взаимодействия, оказывают существенное влияние на социально-психологический климат коллектива в целом. Это обусловливает необходимость взвешенного подхода к формированию информационного контента. Очевидно, что повлиять на поток внешней информации невозможно, однако необходимо осознавать значимость ее воздействия на сотрудников. При информировании личного состава подразделений относительно событий микро- и макро- уровней, в том числе касающихся общественно-политической ситуации в стране и мире, важно учитывать, что противоречивая, неполная, искаженная информация способствует порождению и распространению слухов, вызывает тревогу и страх, которые служат пусковым механизмом агрессии, негативно отражающейся на социально-психологическом климате служебного коллектива.

Литература:

1. Владимирова, М.Б. Информационное воздействие: механизмы и защита / М.Б. Владимирова // Вестник Челябинского государственного университета. -2015. - № 5 (360). Филология. Искусствоведение. - Вып. 94. - С. 64-70

2. Владимирова, М.Б. Современное информационное общество и нарастание в нем процессов манипулирования массовым сознанием / М.Б. Владимирова // Этносоциум и межнациональная культура. - 2009. -№ 2 (18). - С. 107-119

3. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. - М.: ЧеРо: Юрайт, 2000. - 342 с.

4. Практикум по психологии состояний: учебное пособие / Под ред. проф. O.A. Прохорова. - СПб.: Речь, 2004. -С. 163-167

5. Черникова, В.Е. Манипуляция массовым сознанием как феномен информационного общества / В.Е. Черникова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 3. - С. 141-144

Психология

УДК 159.99

старший преподаватель Хохлова Екатерина Викторовна

Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград)

СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ПРОФИЛЯ

Аннотация. В статье описан эксперимент, проведенный с будущими педагогами, студентами 2 и 3 курсов университета, который длился два учебных семестра на занятиях по «Психологии развития» и «Педагогической психологии». Методологической основой исследования стал экопсихологический подход. Описаны условия создания образовательной среды на занятиях, способствующие становлению субъектности студентов.

Ключевые слова: субъектность, экопсихологический подход, стадии субъектности, безопасная образовательная среда, активные методы обучения.

Annotation. The article describes an experiment conducted with future teachers, students of the second and third courses of the university, which lasted two academic semesters in classes on "Developmental Psychology" and "Pedagogical Psychology". The methodological basis of the study was the ecopsychological approach. Moreover we present the conditions for creating an educational environment in the classroom that influence the formation of subjectivity of students.

Key words: subjectivity, ecopsychological approach, stages of subjectivity, safe educational environment, active teaching methods.

Введение. По окончании вуза молодой специалист обладает определенным уровнем полученных знаний и сформированных умений. Его важнейшей характеристикой является субъектность. Вопрос о становлении субъектности в процессе получения высшего профессионального образования актуален в настоящее время. Зарубежные авторы, изучая субъектность уделяют внимание таким феноменам как социальные установки, межличностные отношения, познание, возрастные кризисы и переходы с точки зрения теории динамических систем [1-3]. В рамках экопсихологического похода становлением субъектности занимаются В.И. Панов [4], A.B. Капцов, Е.И. Колесникова [5-7], И.В. Плаксина. [8, 9], М.В. Селезнева [10-11], Е.В. Некрасова [12] и другие. Субъектность ими рассматривается не как данность, а как психическое новообразование, которое возникает и развивается во взаимодействиях индивида с окружающей средой и/или представляющими ее субъектами [13, 14]. В.И. Панов отмечает, что субъектность как способность к самостоятельному планированию, программированию, осуществлению и контролю действий и, соответственно, способность быть субъектом произвольного действия не дана от рождения. Она складывается постепенно, проходя ряд стадий: от стадии потребности в освоении какого-то действия (стадия «субъекта потребности/мотивации») до стадии продуктивного, творческого применения освоенного действия (стадия «Творец») [15].

Согласно экопсихологическому подходу становление субъектности осуществляется непосредственно во взаимодействии с окружающей средой. В вузе ей становится образовательная среда. Проблема создания образовательной среды, в которой личность педагога, выступает не столько в роли носителя знаний, норм и традиций, а в роли наставника, помощника, психолога, организация учебного пространства, в котором первичное значение придается социальной природе обучения и развития, используются активные методы обучения, применение безоценочной обратной связи с целью преобразования ошибок и недочетов в будущие задачи является актуальной в современном образовании. В основе описываемого эксперимента лежит попытка решения данной проблемы.

Изложение основного материала статьи. Гипотезой исследования явилось положение о том, что включенность студентов в образовательный процесс как субъектов, принятие ими роли преподавателя, использование комплекса активных методов обучения, приемов и упражнений способствует освоению профессиональных компетенций и формированию субъектности студентов. Гипотеза нами была подтверждена ранее [16]. На данном этапе описываются методы, приемы и способы обучения, использованные в эксперименте.

На занятиях выстраивался процесс обучения с точки зрения проблемного и интерактивного обучения. Для студентов создавалась проблемная ситуация в виде проведения учебного семинара. При этом уделялось внимание процессу усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений, то есть в центре обучения находился сам субъект обучения в его реальных взаимодействиях с другими участниками учебного процесса [17]. В эксперименте делался

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.