Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ЕГО ПОДЧИНЕННЫМИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ'

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ЕГО ПОДЧИНЕННЫМИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
руководящая деятельность / профессиональное общение / социально-экономическая система / управление персоналом / менеджмент организации. / managerial activity / professional communication / socio-economic system / personnel management / organization management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безуглова М.Н., Мартиросян Е.А.

В управлении всегда действовали узкие специалисты различных отраслей, которые не получали специальной подготовки в такой сложной области, как управление социально-экономическими системами. Требования к личностным качествам специалиста определялись только по связи о создании благоприятных общественных условий, которые необходимы для развития и использования творческих способностей и личностного потенциала специалистов, а также без учета современных достижений мирового сообщества в области образования, технологий общечеловеческих основ культуры и демократии. Руководящая деятельность является особым видом деятельности, характеризующимся сознательной и целенаправленной формой реализации человека в сфере управленческой практики в целях ее предметно-духовного преобразования. Проведенный теоретический анализ специализированной литературы показал, что сегодня большинство авторов ведущими критериями определений сущности профессионально важных качеств определяют эффективность деятельности, надежность и успешность ее освоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CHARACTERISTICS OF A MANAGER AS A FACTOR OF PERCEPTION BY HIS SUBORDINATES IN SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

The department has always had narrow specialists in various industries who did not receive special training in such a complex area as the management of socio-economic systems. The requirements for the personal qualities of a specialist were determined only by communication about the creation of favorable social conditions that are necessary for the development and use of creative abilities and personal potential of specialists, as well as without taking into account modern achievements of the world community in the field of education, technologies, universal foundations of culture and democracy. Managerial activity is a special type of activity, characterized by a conscious and purposeful form of human implementation in the sphere of managerial practice for the purpose of its subject-spiritual transformation. The carried out theoretical analysis of the specialized literature has shown, that today the majority of authors determine the efficiency of activity, reliability and success of its mastering by the leading criteria of definition of essence of professionally important qualities.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ЕГО ПОДЧИНЕННЫМИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ»

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ ЕГО ПОДЧИНЕННЫМИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Безуглова М.Н., Мартиросян Е.А.

Донской государственный технический университет ,

г. Ростов - на - Дону

Аннотация. В управлении всегда действовали узкие специалисты различных отраслей, которые не получали специальной подготовки в такой сложной области, как управление социально-экономическими системами. Требования к личностным качествам специалиста определялись только по связи о создании благоприятных общественных условий, которые необходимы для развития и использования творческих способностей и личностного потенциала специалистов, а также без учета современных достижений мирового сообщества в области образования, технологий общечеловеческих основ культуры и демократии.

Руководящая деятельность является особым видом деятельности, характеризующимся сознательной и целенаправленной формой реализации человека в сфере управленческой практики в целях ее предметно-духовного преобразования. Проведенный теоретический анализ специализированной литературы показал, что сегодня большинство авторов ведущими критериями определений сущности профессионально важных качеств определяют эффективность деятельности, надежность и успешность ее освоения.

Ключевые слова: руководящая деятельность; профессиональное общение; социально-экономическая система; управление персоналом; менеджмент организации.

1

Ссылка для цитирования: Безуглова М.Н., Мартиросян Е.А. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными в социально-экономических системах [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 3. - Режим доступа: a-factor.ru/archive/item/177-lichnostnye-osobennosti-rukovoditelya-kak-faktor-vospriyatiya-ego-podchinennymi-v-sotsialno-ekonomicheskikh-sistemakh

Анализ литературы свидетельствует, что проблема качеств личности была актуальна еще в глубокой древности благодаря возникновению разделения труда. Уже в середине III тыс. до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, где готовились писцы. В Древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. Первые элементы профессионального отбора в Китае появились с введением должности правительственного служащего. По мнению Платона, люди рождаются не очень похожими, их природа бывает разной и способности к тому или другому делу тоже, поэтому можно сделать что-то быстрее, лучше и легче, если выполнять одну какую-то работу в соответствии со своими природными задатками.

Проблема личностно важных качеств руководителя имеет давние исторические корни. Анализ научных источников позволил Е. Береке выделить главные этапы формирования управленческой деятельности. Он отмечает, что только в шестидесятых годах ХХ ст. возникли отдельные подходы к управленческой деятельности, которые широко используются в современной науке и практике. Были разработаны положения о профессиональной компетентности управления, содержащий набор профессионально важных качеств, знаний, умений и навыков.

Проведенный анализ свидетельствует, что практика управления возникла вместе с осознанием человека себя общественным существом, однако теоретическое осмысление управления было осуществлено значительно позже -на рубеже Х1Х-ХХ вв. Отметим, что осмысление управленческих процессов в педагогических системах происходило самостоятельно и долго не пересекалось с теорией управления. К концу 60-х годов прошлого века понятия, идеи, технологии, управленческие находки вообще не упоминались в анализе

2

Ссылка для цитирования: Безуглова М.Н., Мартиросян Е.А. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными в социально-экономических системах [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 3. - Режим доступа: a-factor.ru/archive/item/177-lichnostnye-osobennosti-rukovoditelya-kak-faktor-vospriyatiya-ego-podchinennymi-v-sotsialno-ekonomicheskikh-sistemakh

процессов руководства организацией.

Чаще всего в научной литературе по менеджменту сравниваются японский и американский подходы в управлении. Японский менеджмент стал активно развиваться после Второй мировой войны, когда лозунг выживания всей нации звучал: «Экспорт или смерть!». Соответственно в основе концепции японского менеджмента лежит представление о менеджере как товарища-наставника. Совместная деятельность менеджера и подчиненного осуществляется с главной целью - спасти страну. Поэтому для японского менеджера более характерны такие черты, как чуткое, внимательное отношение к людям, он выступает не в роли арбитра, судьи, а в роли игрока команды. Американские авторы считают, что менеджер должен обладать такими качествами, как лидерство, инициативность, решительность, благоразумие, независимость, умение делегировать власть, коммуникабельность, способность к размышлению, умение рисковать, стрессоустойчивость, настойчивость, развитое воображение, чувствительность.

Английский перечень качеств менеджера содержит (по приоритетам) способность делегировать власть, коммуникабельность, доступность, умение слушать, авторитетность, компетентность, честность, жесткость, заинтересованность в людях позитивность, решительность и др.

Проблема управления организациями почти не исследуется через социально политический контекст. В то же время мировая наука сделала значительный шаг в менеджменте - переход от «технически функционального» к гуманистическому, где проблемы человеческих отношений заняли первое место. 60-70-е года ХХ в.

В отечественных исследованиях отмечалось на анализе научно -

3

Ссылка для цитирования: Безуглова М.Н., Мартиросян Е.А. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными в социально-экономических системах [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 3. - Режим доступа: a-factor.ru/archive/item/177-lichnostnye-osobennosti-rukovoditelya-kak-faktor-vospriyatiya-ego-podchinennymi-v-sotsialno-ekonomicheskikh-sistemakh

методических и организационных основ управления организацией: определение содержания деятельности руководителя, использование приемов научной организации труда в процессе управления учреждением, внедрение методов эффективного планирования и контроля в компании, учет дидактических основ в процессе управления, анализ информационного обеспечения организации, выяснение специфики деятельности молодых руководителей и тому подобное.

В семидесятые годы ХХ века начинается разработка эталонных требований к руководителю, которая обнаружила четыре уровня профессиональной компетентности:

1. Высший (эталонный), полностью соответствует современным требованиям к руководителю, но его крайне редко достигают.

2. Высокий, эффективный, близок к эталонному, характеризующийся наличием всех групп положительных качеств с достаточно высокой степенью их развития.

3. Средний, для которого характерно сочетание положительных и отрицательных качеств и недостаточное развитие профессиональных умений.

4. Низкий, малоэффективен, характеризуется низкими показателями профессиональных знаний и умений и наличием личностных качеств, которые мешают успешной деятельности.

В восьмидесятые годы ХХ в. была разработана классификация личностных профессионально значимых качеств руководителей, которую Е.П. Тонконога и В.Ю. Кричевский подавали в виде следующих групп:

1. Нравственные: трудолюбие, честность, добросовестность, любовь к детям, справедливость, порядочность, скромность, стремление к самосовершенствованию, уважение к людям; незлопамятность.

4

Ссылка для цитирования: Безуглова М.Н., Мартиросян Е.А. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными в социально-экономических системах [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 3. - Режим доступа: a-factor.ru/archive/item/177-lichnostnye-osobennosti-rukovoditelya-kak-faktor-vospriyatiya-ego-podchinennymi-v-sotsialno-ekonomicheskikh-sistemakh

2. Компетентностный: широкое общее мировоззрение и культура, профессиональные знания психологии, теории управления, научных основ управления организацией, способность развивать свои знания на практике, знание методов психолого-педагогического, социологического, исследования, владение всем необходимым комплексом педагогических и управленческих умений.

3. Организационно - педагогические: бдительность, организованность, последовательность, гибкость, выдержанность, деловитость, объективность в оценке, умение контролировать.

4. Управленческие: настойчивость, деловитость, четкость, умение видеть новое, воля, решительность, энергичность, оперативность, способность принимать решения, практические умения, творческая направленность, любознательность.

5. Коммуникативные: умение налаживать контакты, слушать собеседника, интерес к людям, умение поставить себя на место других, манера общения, педагогический и психологический такт.

Ю. Тихонравов приводит результаты исследования 598 менеджеров Франции группой фирмы «Коржеф». На вопрос: «Что самое важное для эффективного менеджера?» ответы распределились так: внешние данные - 1%, авторитет - 4%, техническая компетентность - 8%, жизненный опыт - 10%, неординарность - 36%, «дар Божий» - 41%. Последние три пункта касаются сложных поведенческих проблем. Под «даром Божьим» экспериментаторы понимали умения и навыки межличностного взаимодействия менеджера с людьми.

Сегодня большинство авторов ведущими критериями определений

5

Ссылка для цитирования: Безуглова М.Н., Мартиросян Е.А. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными в социально-экономических системах [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 3. - Режим доступа: a-factor.ru/archive/item/177-lichnostnye-osobennosti-rukovoditelya-kak-faktor-vospriyatiya-ego-podchinennymi-v-sotsialno-ekonomicheskikh-sistemakh

сущности профессионально важных качеств определяют эффективность деятельности, надежность и успешность ее освоения. Так, В. Шадриков относит к ним индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность выполнения деятельности и успешность ее освоения, Э.Ф. Зеер -психологические качества личности, которые определяют производительность (качество, результат) деятельности, В. Сластенин - совокупность наиболее существенных, относительно устойчивых свойств и характеристик, которые обусловливают готовность к выполнению определенных социальных и профессиональных функций [1, 2, 3].

Взгляды ученых на основные профессионально важные качества руководителя различаются. Так, В. Маслов называет следующие качества: политическая культура; нравственность, эрудиция, мотивация; способность к аналитическому, творческому мышлению, абстрагирование и моделирование; организаторские, коммуникативные качества; способность взаимодействовать с людьми готовность к принятию нестандартных решений [4].

Н.А. Островерхова - высокий уровень профессионализма, организаторские способности, демократичность, гуманность,

коммуникабельность, хозяйственность, презентабельность, изобретательность, принципиальность, честность, настойчивость, склонность к риску и фантазии, богатый воображение [5].

Анализ этих и других взглядов показывает, что чаще всего исследователи указывают на такие качества, как организаторская, коммуникативная, профессиональная компетентность, способность к риску, высокая личностная культура, сотрудничество с подчиненными, творчество, ответственность, эрудиция, интеллект, демократичность, гуманность, принципиальность,

6

Ссылка для цитирования: Безуглова М.Н., Мартиросян Е.А. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными в социально-экономических системах [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 3. - Режим доступа: a-factor.ru/archive/item/177-lichnostnye-osobennosti-rukovoditelya-kak-faktor-vospriyatiya-ego-podchinennymi-v-sotsialno-ekonomicheskikh-sistemakh

честность, внимательность, вежливость, толерантность, владение собой, тактичность.

Исследования, направленные на выявление личностных черт лидеров (около 100 исследований зарубежных психологов), показали, что только 5% из общего числа выявленных в них качеств оказались общими для всех:

1) интеллект, который должен быть выше среднего;

2) инициатива, которая выражается в самостоятельности, ловкости и специфической мотивации «действовать»;

3) уверенность в себе, высокий уровень притязаний и самооценки собственной компетентности.

В целом, можно суммировать все приведенное и выделить такие качества как способность осознавать задачи реформирования организации; сущность инновационных теорий, современных технологий; научная организация труда; наличие мотивационных, мировоззренческих, организаторских, эстетических, коммуникативных, волевых, личностных способностей.

Несмотря на то, что еще в конце 40-х годов было установлено, что нет прямой связи между личностными качествами человека и успешностью его деятельности в качестве руководителя, многие руководители и сегодня убеждены, что хорошему руководителю присущ определенный набор личностных качеств, которого нет у других. Современные научные теории говорят о то, что руководителем не рождаются, а становятся. Поэтому во многих странах все больше внимания уделяется специальной подготовке руководителей, развития их профессиональных навыков и способностей.

Литература

1. Шадриков В. Д. Психологическая теория способностей и

7

Ссылка для цитирования: Безуглова М.Н., Мартиросян Е.А. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными в социально-экономических системах [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 3. - Режим доступа: a-factor.ru/archive/item/177-lichnostnye-osobennosti-rukovoditelya-kak-faktor-vospriyatiya-ego-podchinennymi-v-sotsialno-ekonomicheskikh-sistemakh

одаренности // В кн.: Психология творчества и одаренности: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях Т. 1. М. : Ассоциация технических университетов, 2021. - С. 35-39.

2. Зеер Э. Ф. Основы профессиологии / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, М. В. Зиннатова. - Издание 2-е. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2022. - 205 с. -(Высшее образование: Магистратура).

3. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

4. Назмутдинов В.Я., Яруллин И.Ф. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности. - Казань: ТРИ «Школа», 2013. -360 с.

5. Авдонина О. С. Психологические особенности личности руководителя органа муниципального образования как фактор эффективности его профессиональной деятельности / О. С. Авдонина // Человеческий капитал. -2019. - № 6-2(126). - С. 343-348.

PERSONAL CHARACTERISTICS OF A MANAGER AS A FACTOR OF PERCEPTION BY HIS SUBORDINATES IN SOCIO-ECONOMIC

SYSTEMS

Bezuglova M.N., Martirosyan E.A. Don State Technical University, Rostov - on - Don

Abstract. The department has always had narrow specialists in various industries

8

Ссылка для цитирования: Безуглова М.Н., Мартиросян Е.А. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными в социально-экономических системах [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 3. - Режим доступа: a-factor.ru/archive/item/177-lichnostnye-osobennosti-rukovoditelya-kak-faktor-vospriyatiya-ego-podchinennymi-v-sotsialno-ekonomicheskikh-sistemakh

who did not receive special training in such a complex area as the management of socio-economic systems. The requirements for the personal qualities of a specialist were determined only by communication about the creation of favorable social conditions that are necessary for the development and use of creative abilities and personal potential of specialists, as well as without taking into account modern achievements of the world community in the field of education, technologies, universal foundations of culture and democracy.

Managerial activity is a special type of activity, characterized by a conscious and purposeful form of human implementation in the sphere of managerial practice for the purpose of its subject-spiritual transformation. The carried out theoretical analysis of the specialized literature has shown, that today the majority of authors determine the efficiency of activity, reliability and success of its mastering by the leading criteria of definition of essence ofprofessionally important qualities.

Key words: managerial activity; professional communication; socio-economic system; personnel management; organization management.

References

1. Shadrikov V. D. Psychological theory of abilities and giftedness // In the book: Psychology of creativity and giftedness: Collection of articles of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. In 3 parts Vol. 1. Moscow: Association of Technical Universities, 2021. - P. 35-39.

2. Zeer E. F. Fundamentals of Professionology / E. F. Zeer, E. E. Simanyuk, M. V. Zinnatova. - Edition 2nd - Moscow: Limited Liability Company "Scientific Publishing Center INFRA-M", 2022. - 205 p. - (Higher education: Master's degree).

3. Slastenin V.A. et al. Pedagogy: Textbook for students. higher. ped. studies. institutions / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov; Edited by V.A. Slastenin. -9

Ссылка для цитирования: Безуглова М.Н., Мартиросян Е.А. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными в социально-экономических системах [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 3. - Режим доступа: a-factor.ru/archive/item/177-lichnostnye-osobennosti-rukovoditelya-kak-faktor-vospriyatiya-ego-podchinennymi-v-sotsialno-ekonomicheskikh-sistemakh

Moscow: Publishing center "Academy", 2002. - 576 p.

4. Nazmutdinov V.Ya., Yarullin I.F. Managerial activity and management in the system of personal education. - Kazan: THREE "School", 2013. - 360 p.

5. Avdonina O. S. Psychological features of the personality of the head of a municipal entity as a factor of the effectiveness of his professional activity / O. S. Avdonina // Human capital. - 2019. - № 6-2(126). - P. 343-348.

10

Ссылка для цитирования: Безуглова М.Н., Мартиросян Е.А. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными в социально-экономических системах [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 3. - Режим доступа: a-factor.ru/archive/item/177-lichnostnye-osobennosti-rukovoditelya-kak-faktor-vospriyatiya-ego-podchinennymi-v-sotsialno-ekonomicheskikh-sistemakh

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.