Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ «ОБРАЗА» РУКОВОДИТЕЛЯ И ПОДЧИНЕННОГО У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ «ОБРАЗА» РУКОВОДИТЕЛЯ И ПОДЧИНЕННОГО У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное становление / взаимодействие руководителя и подчиненного / управленческая деятельность / professional development / interaction of the head and subordinate / managerial activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сеферян Л. А., Мартиросян Е.А.

Важное место и роль в коллективе играет авторитет руководителя, который определяется стилем и методами деятельности, его социально-деловыми, профессиональными и социально-нравственными качествами, в результате чего в коллективе создается надежная атмосфера доброжелательности и трудолюбия, а в противном случае – нервозности, излишней напряженности, проявления недоверия друг к другу, что в конечном счете снижает авторитет самого руководителя и учреждения. Особая роль в формировании современной модели руководителя принадлежит таким его качествам как: профессионально-деловые, административно-организаторские, социально-психологические и нравственные качества. Одним из важнейших факторов эффективности труда является взаимодействие руководителей и подчиненных. Довольно часто можно столкнуться с проблемой конфликтов, которые происходят между подчиненными с руководителями. Этому могут служить разные причины, однако достаточно распространенной является проблема неоправданных ожиданий, подчиненных по отношению к личности руководителя и подчиненного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE "IMAGE" OF THE HEAD AND SUBORDINATE AT THE STUDENT YOUTH IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS

An important place and role in the team is played by the authority of the leader, which is determined by the style and methods of activity, his socio-business, professional and socio-moral qualities, as a result of which a reliable atmosphere of goodwill and diligence is created in the team, and otherwise – nervousness, excessive tension, manifestations of distrust of each other, which ultimately this reduces the authority of the head and the institution itself. A special role in the formation of a modern model of a leader belongs to such qualities as: professional-business, administrative-organizational, socio-psychological and moral qualities. One of the most important factors of labor efficiency is the interaction of managers and subordinates. Quite often you can face the problem of conflicts that occur between subordinates and managers. There are various reasons for this, but the problem of unjustified expectations of subordinates in relation to the personality of the manager and subordinate is quite common. When solving specific issues to improve the effectiveness of training specialists in the process of university education, it is necessary to remember about the essence of the professional formation of specialists, about the age characteristics of the studied contingent, about the psychological aspect of educational activities at the university, the specifics of the formation of a specialist and also about their ideas about the head and subordinates.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ «ОБРАЗА» РУКОВОДИТЕЛЯ И ПОДЧИНЕННОГО У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

ОСОБЕННОСТИ «ОБРАЗА» РУКОВОДИТЕЛЯ И ПОДЧИНЕННОГО У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Сеферян Л. А., Мартиросян Е.А.

Ростовский государственный экономический университет,

г. Ростов - на - Дону Донской государственный технический университет ,

г. Ростов - на - Дону

Аннотация. Важное место и роль в коллективе играет авторитет руководителя, который определяется стилем и методами деятельности, его социально-деловыми, профессиональными и социально-нравственными качествами, в результате чего в коллективе создается надежная атмосфера доброжелательности и трудолюбия, а в противном случае - нервозности, излишней напряженности, проявления недоверия друг к другу, что в конечном счете снижает авторитет самого руководителя и учреждения. Особая роль в формировании современной модели руководителя принадлежит таким его качествам как: профессионально-деловые, административно-организаторские, социально-психологические и нравственные качества.

Одним из важнейших факторов эффективности труда является взаимодействие руководителей и подчиненных. Довольно часто можно столкнуться с проблемой конфликтов, которые происходят между подчиненными с руководителями. Этому могут служить разные причины, однако достаточно распространенной является проблема неоправданных ожиданий, подчиненных по отношению к личности руководителя и подчиненного.

1

Ссылка для цитирования: Сеферян Л. А., Мартиросян Е.А.. Особенности «образа» руководителя и подчиненного у студенческой молодежи в современных экономических условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/178-osobennosti-obraza-rukovoditelya-i-podchinennogo-u-studencheskoj-molodezhi-v-sovremennykh-ekonomicheskikh-usloviyakh

Ключевые слова: профессиональное становление; взаимодействие руководителя и подчиненного; управленческая деятельность.

Руководящая деятельность является особым видом деятельности, характеризующимся сознательной и целенаправленной формой реализации человека в сфере управленческой практики в целях ее предметно-духовного преобразования.

Управленческая деятельность характеризуется совокупностью результатов и последствий, представляет собой общий способ отношения людей к формам управленческой практики, выступает своеобразным процессом самосовершенствования (самодеятельность), преодоления трудностей как общего способа решения проблем и задач.

Проведенный теоретический анализ специализированной литературы показал, что сегодня большинство авторов ведущими критериями определений сущности профессионально важных качеств определяют эффективность деятельности, надежность и успешность ее освоения.

Исследование было организовано и проведено в период с мая по октябрь 2022 года. В исследовании приняли участие 65 человек (студенты ДГТУ, 30 юношей, 35 девушек в возрасте от 19 до 22 лет). Процедура исследования включала заполнение авторской анкеты респондентами, а полученные показатели были подвергнуты количественному и качественному анализу. Для сравнения модели представлений об «образе» руководителя и подчиненного у студенческой молодежи был использован критерий Манна-Уитни. Критерий оценивает достоверность разницы между процентными долями двух выборок.

Процедура исследования включала заполнение авторской анкеты респондентами, а полученные показатели были подвергнуты количественному и

2

Ссылка для цитирования: Сеферян Л. А., Мартиросян Е.А.. Особенности «образа» руководителя и подчиненного у студенческой молодежи в современных экономических условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/178-osobennosti-obraza-rukovoditelya-i-podchinennogo-u-studencheskoj-molodezhi-v-sovremennykh-ekonomicheskikh-usloviyakh

качественному анализу. Также применялись методика СОЧ(И) В. Л. Ситникова, опросник «Социально-психологические характеристики общения», В. А. Лабунской, метод «Личностный дифференциал» [1].

В результате обработки ответов авторской анкеты определились основные характеристики образа руководителя в представлении студентов, а также свойственные руководителю личностные черты. Студенты отмечают, что в настоящее время руководитель должен быть всесторонне развитым человеком, хорошо знать экономические, психологические, юридические, управленческие науки, знать цель своей деятельности и деятельности собственной компании, быть осведомлённым с налоговой системой, уметь находить подход к каждому сотруднику.

Что касается личностных черт руководителя, то чаще всего студенты называют черты, связанные с практической деятельностью: умение работать с людьми, ставить цель и организовывать других на исполнение, также уделяют чертам, связанным с отношением к участникам деятельности и связанным с отношением к самому себе.

В ходе исследования была определена статистически значимая разница во взглядах на формирование психологического образа идеального руководителя между юношами и девушками (и= 355,5 при (р<0,001). Юноши большее значение придают деловым и профессиональным качествам, а девушки сосредотачивают свое внимание на психологических качествах и внешнем виде.

Рассмотрев представления студентов об идеальном руководителе, с помощью методики СОЧ(и) В.Л. Ситникова переходим к особенностям образа подчиненного. Синие столбцы - это идеальный подчиненный, Оранжевые -реальный подчиненный. Студенты относили негативные и нейтральные

3

Ссылка для цитирования: Сеферян Л. А., Мартиросян Е.А.. Особенности «образа» руководителя и подчиненного у студенческой молодежи в современных экономических условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/178-osobennosti-obraza-rukovoditelya-i-podchinennogo-u-studencheskoj-molodezhi-v-sovremennykh-ekonomicheskikh-usloviyakh

характеристики на последнее место, ставя в обоих случаях на первое деятельностные и волевые характеристики.

12 10 8

■ Идеальный подчиненный I Реальный подчиненный

Рисунок 1. Образ идеального и реального подчиненного в представлении

студентов

Далее перейдем к рассмотрению и сопоставлению обобщенных образов идеального и реального образа подчиненного по характеристикам, отражающим различные стороны личности. Как в первом, так и во втором случае преобладают характеристики, которые характеризуют подчиненного с точки зрения его профессиональных навыков и внутренних качеств. Полное совпадение отмечается по таким характеристикам как: «Терпеливый», «Справедливый», «Необщительный», «Профессионал». Эти характеристики, прежде всего, отражают внутренние и профессиональные качества подчиненного. По мнению большинства студентов, подчиненный должен обладать высоким уровнем терпения и быть профессионалом в своем деле.

С помощью психогеометрической части методики СОЧ(И), переходим к

4

Ссылка для цитирования: Сеферян Л. А., Мартиросян Е.А.. Особенности «образа» руководителя и подчиненного у студенческой молодежи в современных экономических условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/178-osobennosti-obraza-rukovoditelya-i-podchinennogo-u-studencheskoj-molodezhi-v-sovremennykh-ekonomicheskikh-usloviyakh

соотношению невербальных образов реального и идеального подчиненного. В образе реального подчиненного большинство испытуемых выбрали геометрическую фигуру - зигзаг, т.е. непостоянство, непоследовательность. Все остальные качества представлены примерно в равном процентном соотношении. В образе же идеального подчиненного студенты отмечают такие качества как неуравновешенность и непостоянство (зигзаг), а также доброжелательность и отзывчивость(треугольник). Далее идут целеустремленность и лидерство (круг), трудолюбие, исполнительность и доброжелательность (квадрат и прямоугольник).

По результатам методики «Личностный дифференциал» низких значений не обнаружено. Студенты склонны воспринимать руководителя, как носителя положительных, социально одобряемых характеристик. Они оценивают руководителя, как активного, деятельного, независимого человека. Напротив, подчиненного же склонны воспринимать как зависимого человека, не способного к самостоятельному принятию решений.

Таблица 1. Результаты по методике «Личностный дифференциал»

№ Факторы ЛД Характеристика руководителя Характеристика подчиненного

1. Оценка 17,93 15,17

2. Сила 11,31 8,19

3 Активность 23,94 16,21

По методике «Социально-психологические характеристики общения», Лабунской В. А. [2] установлено, что в представлении студентов, руководителю характерно требовательное отношение к людям, стремление занимать в общении

ведущую позицию. При этом руководителю, как отмечали студенты, может быть

5

Ссылка для цитирования: Сеферян Л. А., Мартиросян Е.А.. Особенности «образа» руководителя и подчиненного у студенческой молодежи в современных экономических условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/178-osobennosti-obraza-rukovoditelya-i-podchinennogo-u-studencheskoj-molodezhi-v-sovremennykh-ekonomicheskikh-usloviyakh

свойственно желание навязать свою точку зрения, умение точно оценивать чувства и настроение другого человека, т.е. студентам свойственно представление об образе руководителя как очень проницательного человека. Несколько иные результаты были получены об образе подчиненного. Установлено, что студенты представляют подчиненного, как партнера по общению стремящегося произвести хорошее впечатление, обладающего умением поставить себя на место другого человека, заинтересованное отношение к окружающим.

Студенты в большей степени склонны оценивать руководителя с позиции общительности, активности личности. Они оценивают руководителя, как человека деятельного, но при этом рассудительного, невозмутимого и спокойного. Подчиненного студенты склонны воспринимать с позиции личностных качеств, ожидания деятельности, степени их развития, силы, поведения и пр. В таблице установлены статистически значимые различия по следующим шкалам методики: социально-перцептивные особенности и= 343,00 при р <0,003, отношения-обращения и= 421,50 при р <0,004, умения и навыки организации взаимодействия и= 426,50 при р <0,002, условия общения и= 976,50 при р <0,005.

Структура образа руководителя включает: внешность, стиль поведения, стиль руководства, профессионализм и компетентность, динамизм, быстрая реакция на ситуацию, активность, моральная надежда, умение влиять на людей и правой, словом, гуманитарное образование, психологическая культура менеджера. Проведенное исследование ярко демонстрирует потребность на каждом этапе развития организации в разных менеджерах, имеющих разные особенности характера. Поэтому, формируя собственный имидж, руководитель

6

Ссылка для цитирования: Сеферян Л. А., Мартиросян Е.А.. Особенности «образа» руководителя и подчиненного у студенческой молодежи в современных экономических условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/178-osobennosti-obraza-rukovoditelya-i-podchinennogo-u-studencheskoj-molodezhi-v-sovremennykh-ekonomicheskikh-usloviyakh

должен помнить, что он формирует имидж организации в целом [3].

Положительный имидж может способствовать более быстрому процессу создания общих интересов и мотивировать других как можно более продуктивно. Позитивный имидж дает больше гарантий для осуществления сотрудничества в организации [4,5].

Респонденты склонны воспринимать руководителя, как носителя положительных, социально одобряемых характеристик. Они оценивают руководителя, как активного, деятельного, как человека, имеющего достаточный самоконтроль, как независимого человека, способного рассчитывать на собственные силы. Напротив, подчиненного респонденты склонны воспринимать как зависимого человека, не способного к самостоятельному принятию решений.

Студенты в большей степени склонны оценивать руководителя с позиции общительности, активности личности. Они оценивают руководителя, как человека деятельного, но при этом рассудительного, невозмутимого и спокойного.

Подчиненного студенты склонны воспринимать с позиции личностных качеств, ожидания деятельности, степени их развития, силы, поведения и пр. Наблюдается определенная размытость, неструктурированность в восприятии подчиненного, ориентация на формально принятые группой ценности. Существует жесткая стереотипизация представлений относительно пола и внешнего вида современного руководителя и подчиненного.

Литература

1. Психология сегодня: актуальные исследования и перспективы : материалы Всероссийского психологического форума : в 2 т. Екатеринбург, 287

Ссылка для цитирования: Сеферян Л. А., Мартиросян Е.А.. Особенности «образа» руководителя и подчиненного у студенческой молодежи в современных экономических условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/178-osobennosti-obraza-rukovoditelya-i-podchinennogo-u-studencheskoj-molodezhi-v-sovremennykh-ekonomicheskikh-usloviyakh

30 сентября 2022 года / отв. ред. Л.В. Токарская, М.А. Лаврова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет.— Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022.— Т. 1.— 1026 с.

2. Овчинникова А. В. Подростки, испытывающие трудности в общении / А. В. Овчинникова // Аллея науки. - 2019. - Т. 2. - № 12(39). - С. 347-359.

3. Карабинская О. А., Изатулин В.Г., Калягин А.Н. Сформированное представление студентов первых курсов о своей будущей профессии // Сиб. мед. журн. (Иркутск). - 2017. - №3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sformirovannoe-predstavlenie-studentov-pervyh-kursov-osvoey-buduschey-professii (дата обращения: 22.10.2022).

4. Рогов Е.И. Представления о будущей профессии у студентов с разными типами педагогической направленности // Мир науки. Педагогика и психология. - 2016. - №3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-o-buduschey-professii-u-studentov-s-raznymi-tipami-pedagogicheskoy-napravlennosti (дата обращения: 22.10.2022).

5. Савенкова И. А., Савина Е.А. Содержание представлений о будущей профессии у студентов-психологов // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2018. - №1 (78).- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-predstavleniy-o-buduschey-professii-u-studentov-psihologov (дата обращения: 22.10.2022).

FEATURES OF THE "IMAGE" OF THE HEAD AND SUBORDINATE AT THE STUDENT YOUTH IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS

Seferyan L. A., Martirosyan E.A.

8

Ссылка для цитирования: Сеферян Л. А., Мартиросян Е.А.. Особенности «образа» руководителя и подчиненного у студенческой молодежи в современных экономических условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/178-osobennosti-obraza-rukovoditelya-i-podchinennogo-u-studencheskoj-molodezhi-v-sovremennykh-ekonomicheskikh-usloviyakh

Don State Technical University, Rostov - on - Don

Annotation. An important place and role in the team is played by the authority of the leader, which is determined by the style and methods of activity, his socio-business, professional and socio-moral qualities, as a result of which a reliable atmosphere of goodwill and diligence is created in the team, and otherwise - nervousness, excessive tension, manifestations of distrust of each other, which ultimately this reduces the authority of the head and the institution itself. A special role in the formation of a modern model of a leader belongs to such qualities as: professional-business, administrative-organizational, socio-psychological and moral qualities.

One of the most important factors of labor efficiency is the interaction of managers and subordinates. Quite often you can face the problem of conflicts that occur between subordinates and managers. There are various reasons for this, but the problem of unjustified expectations of subordinates in relation to the personality of the manager and subordinate is quite common.

When solving specific issues to improve the effectiveness of training specialists in the process of university education, it is necessary to remember about the essence of the professional formation of specialists, about the age characteristics of the studied contingent, about the psychological aspect of educational activities at the university, the specifics of the formation of a specialist and also about their ideas about the head and subordinates.

Keywords: professional development; interaction of the head and subordinate; managerial activity.

References

1. Psychology today: current research and perspectives: materials of the All-

9

Ссылка для цитирования: Сеферян Л. А., Мартиросян Е.А.. Особенности «образа» руководителя и подчиненного у студенческой молодежи в современных экономических условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/178-osobennosti-obraza-rukovoditelya-i-podchinennogo-u-studencheskoj-molodezhi-v-sovremennykh-ekonomicheskikh-usloviyakh

Russian Psychological Forum: in 2 vols. Yekaterinburg, September 28-30, 2022 / ed. L.V. Tokarskaya, M.A. Lavrov; Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Ural Federal University.— Yekaterinburg: Ural Publishing House. un ta, 2022.— Vol. 1.— 1026 p.

2. Ovchinnikova A.V. Teenagers experiencing difficulties in communication / A.V. Ovchinnikova // Alley of Science. - 2019. - T. 2. - № 12(39). - Pp. 347-359.

3. Karabinskaya O.A., Izatulin V.G., Kalyagin A.N. The formed idea of first-year students about their future profession // Sib. med. zhurn. (Irkutsk). - 2017. - No. 3. -Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/sformirovannoe-predstavlenie-studentov-pervyh-kursov-osvoey-buduschey-professii (accessed: 10/22/2022).

4. Rogov E.I. Ideas about the future profession of students with different types of pedagogical orientation // The world of science. Pedagogy and psychology. - 2016. -No. 3. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-o-buduschey-professii-u-studentov-s-raznymi-tipami-pedagogicheskoy-napravlennosti (accessed: 10/22/2022).

5. Savenkova I.A., Savina E.A. The content of ideas about the future profession of psychology students // Scientific notes of OSU. Series: Humanities and Social Sciences. - 2018. - №1 (78).- Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-predstavleniy-o-buduschey-professii-u-studentov-psihologov (accessed: 10/22/2022).

10

Ссылка для цитирования: Сеферян Л. А., Мартиросян Е.А.. Особенности «образа» руководителя и подчиненного у студенческой молодежи в современных экономических условиях [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2022. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/178-osobennosti-obraza-rukovoditelya-i-podchinennogo-u-studencheskoj-molodezhi-v-sovremennykh-ekonomicheskikh-usloviyakh

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.