Научная статья на тему 'Личностные основания акмеологического роста современных государственных гражданских служащих России'

Личностные основания акмеологического роста современных государственных гражданских служащих России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ДОЛЖНОСТНОЙ РОСТ / ПОДАВЛЕННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / PERSONAL DEVELOPMENT / THE OFFICIAL GROWTH / THE SUPPRESSED INDIVIDUALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Марков В. Н.

Анализируются тенденции личностного развития современных государственных служащих. Показаны противоречия между потребностью государственных служащих в поступательном личностном саморазвитии и функциональными требованиями государственной службы к своим кадрам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSONAL BASES OF ACMEOLOGICAL GROWTH THE MODERN STATE CIVIL EMPLOYEES OF RUSSIA

Tendencies of personal development of modern civil servants are analyzed. Contradictions between requirement of civil servants for forward personal self-development and functional requirements of public service to the shots are shown

Текст научной работы на тему «Личностные основания акмеологического роста современных государственных гражданских служащих России»

13. Специфика человековедческого (психолого-акмеологического) подхода в управлении (руководстве), таким образом, заключается в очеловечивании организационной среды и всего спектра функциональных отношений «руководитель — подчиненный». Следует только отметить, что человекомерность (человекоразмерность) — не механический процесс, а сознательная управленческая задача.

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО РОСТА СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

РОССИИ

Ключевые слова: личностное развитие, должностной рост, подавленная индивидуальность

Keywords: personal development, the official growth, the suppressed individuality шешность решения задач широкой модернизации, встающие перед Россией в на-

чале XXI в., во многом будет зависеть от эффективности и направления деятельности

не только высшего руководства России, но и от непосредственных исполнителей заявленных с «политического олимпа» идей — то есть от кадрового корпуса современной российской государственной службы. Наряду с институциональными преобразованиями деятельность государственной службы определяется и особенностями ее кадрового потенциала. Особый интерес представляют востребованные современной организационной культурой личностные качества государственных служащих, способствующие их поступательному продвижению по карьерной лестнице. Однако прежде чем обсуждать динамику личностных качеств государственных служащих, представляется полезным дать их общую психологическую характеристику.

В 2006 г. психологическую диагностику в РАГС при Президенте РФ прошли 480 государственных гражданских служащих федерального и регионального (за исключением муниципального) уровня. Из них 56 % были мужчины и 44 % — женщины. Средний возраст участников исследования составил 33 года. Исследование показывает, что в целом современные государственные гражданские служащие России характеризуются хорошо развитыми коммуникативными характеристиками. У них выражено практически на уровне акцентуации стремление к межличностному общению (шкала теста Кеттелла А = 7,7 стена) в сочетании с высокой социальной активностью (Н = 7,2 стена) при среднем уровне эмоциональной насыщенности и динамичности процесса общения ^ = 5,0 стенов).

Свою специфику имеют социально-психологические характеристики государственных гражданских служащих, тесно связанные с процессом общения. Их характеризует сочетание среднего уровня выраженности таких качеств, как стремление к доминированию (Е = 5,5 стенов) в сочетании с зависимостью от группы ^2 = 5,2 стена) на фоне высокого уровня дипломатичности и проницательности ^ = 7,5 стенов) и стремления к соблюдению общепринятых норм и правил ^ = 6,6 стенов). Таким образом, протестированные весьма общительны и дипломатичны, что, несомненно, способствует их успешности в рамках больших организационных структур. Успешности в качестве кадров управления помогает очень высокий уровень самоконтроля, умение контролировать свои эмоции и поведение, которые в среднем выражены на уровне акцентуации ^3 = 8,1 стена).

Интеллектуальные качества современных государственных служащих России характеризуются достаточно высоким общим уровнем культуры (В = 7,1 стена) при не более чем средней восприимчивости к новому и аналитичности мышления = 4,9 стенов) в сочетании со средними независимостью (Е = 5,6 стенов) и воображением (М = 5,3 стена). Вряд ли такие люди способны стать искренними сторонниками и проводниками различных инноваций.

В.Н. Марков, Москва

Из эмоциональных характеристик государственных гражданских служащих можно выделить хорошую эмоциональную устойчивость (С = 6,9 стенов) в сочетании с выраженной моральной нормативностью (G = 6,6 стенов), что обеспечивает достаточный уровень уравновешенности, высокие стабильность и контроль поведения. Кроме того, можно отметить достаточную чувствительность государственных гражданских служащих, отражающуюся при диагностике в средне-повышенных оценках чувствительности (J = 6,4 стена) в сочетании средним уровнем воображения (М = 5,3 стена) и средней по выраженности тревожностью (О = 4,8 стена).

Невысокая тревожность в среде государственных гражданских служащих сочетается со взвешенным отношением к людям (О = L = 4,8 стена, то есть без особого доверия или подозрительности) при сниженном уровне эмоциональной напряженности (Q4 = 3,9 стена). То есть, можно говорить о некоторой самоуспокоенности представителей государственной гражданской службы.

Для изучения личностной динамики современных государственных служащих России при изменении уровня их должности использовался метод срезов по различным должностным группам. Личностные качества государственных служащих оценивались на основе теста Кеттелла, а для выявления статистически значимых различий в личностных качествах для всей должностей различного уровня государственной гражданской службы использовалась техника дисперсионного анализа (процедура ANOVA). В итоге статистически значимые (на уровне 5 %) различия между госслужащими различного должностного уровня обнаруживаются только по шкалам В и J теста Кеттелла.

Выявленная в исследовании динамика личностных особенностей государственных гражданских служащих демонстрирует специфические направления личностного развития при должностном росте, присущие этой категории лиц. В целом можно констатировать общее падение оценок по шкале В (интеллект) с ростом должностного уровня. Это значит, что чем ниже должность государственных служащих, тем легче они обучаются и лучше оперируют абстракциями, тем выше их вербальный интеллект и культурный уровень. Для руководителей высокого уровня государственной службы в большей степени характерен практический интеллект, общей же уровень развития интеллекта может быть оценен как средний. Эта закономерность, скорее всего, связана с возрастными изменениями, характерными для руководителей более высокого уровня (они, как правило, старше, о чем свидетельствует статистически высоко значимая слабая положительная зависимость, r = 0,19, уровня должности и возраста).

Другая закономерность состоит в снижении чувствительности (шкала J) с ростом должности. При этом снижается эмоциональность личности, ее эстетическая восприимчивость и более низким может становиться общекультурный уровень (последнее хорошо соотносится со снижением оценок по шкале В). У представителей высокого управленческого уровня все это предполагает такие качества, как сниженная сентиментальность, несколько повышенные самоуверенность, рассудочность и гибкость, практичность и рациональность, однако абсолютная выраженность этих качеств близка к среднему уровню. Кроме естественной возрастной динамики подобная закономерность хорошо соотносится с преобладанием женщин на нижних уровнях государственной службы Российской Федерации. В частности, если на уровне специалистов женщин (51%) несколько больше, чем мужчин (49%), то для уровня руководства организации доля женщин не превышает 20%. Подобная особенность присуща не столько исследованной выборке гражданских государственных служащих, сколько отражает специфику комплектования госслужбы в России.

Анализ вариаций по тесту СМИЛ свидетельствует о статистически значимых различиях (на уровне 5%) между государственными гражданскими служащими различного должностного уровня по шкалам К, РА и S.

Средние оценки выделенных черт характера по группам должностей не позволяют отнести ни одну из них к выраженным на уровне акцентуации, однако обнаруживаются интересные закономерности, которые лучше всего заметны при сопоставлении специалистов и руководителей организаций (своеобразные «контрастные группы»). Для руководителей

организации характерны несколько большая открытость (шкала К), более сильная воля (шкала РА) и повышенная (в сравнении с подчиненными) необычность восприятия и мышления (шкала SН), свидетельствующая об их более выраженной индивидуальности в сравнении с повышенным конформизмом специалистов. Впрочем, отмеченные качества не выходят за пределы среднего уровня в норме.

Можно констатировать, что существующие тенденции личностных трансформаций кадров государственной службы при их должностном росте будут способствовать лицам с достаточно выраженной индивидуальностью и открытостью, обладающих сниженной сентиментальностью и несколько повышенной самоуверенностью, с преимущественно практической ориентацией интеллекта. При карьерном росте приветствуются такие качества как рассудочность и гибкость, практичность и рациональность, опирающиеся на способности к волевому самоконтролю и контролю своего окружения.

Можно предположить, что рассмотренные выше тенденции личностного развития современных государственных гражданских служащих выступают как внешние проявления формирующихся под воздействием профессиональной деятельности более глубоких структур психики. Для выявления таких структур используется сопоставление результатов факторного анализа личностных и характерологических качеств в двух профессиональных подгруппах («контрастных группах»), в качестве которых выступают, с одной стороны, специалисты (ниже «специалисты»), а с другой — руководители среднего и высшего уровня (от уровня заместителя начальника управления, департамента и выше, далее «руководители»).

Факторный анализ черт характера, измеренных с помощью теста СМИЛ для обеих групп, дает трехфакторное решение, с примерно одинаковым уровнем качества (порядка 70 % дисперсии исходных шкал). Для группы специалистов можно интерпретировать первый фактор, имеющий достаточно высокие факторные нагрузки по всем клиническим шкалам исходного теста за исключением шкалы МА, как фактор невротизации (сочетание высоких положительных нагрузок на шкалы Ш, D, HY и РТ) невозможности реализовать свою индивидуальность (положительные нагрузки по шкалам PD, РА, РТ и SH) в рамках ограничений современной российской гражданской службы. Это соответствует известному факту, что люди достаточно яркие и неординарные традиционно плохо вписываются в реалии государственной службы. Важно отметить, что этот фактор является самым значимым из трех выделенных — с его помощью можно объяснить 36 % дисперсии по исходным шкалам теста СМИЛ. Его можно обозначить как фактор «подавленной индивидуальности».

Интересно, что в отличие от обнаруженной ранее тенденции к более яркой индивидуальности руководителей, выявленный фактор «подавленной индивидуальности» свидетельствует о том, что сохранение такой индивидуальности в рамках существующей в государственной службе организационной культуры является непростой задачей, с которой справляются лишь немногие, наиболее гибкие и волевые, занимающие, в конечном счете, руководящие посты. Остальные так и остаются на исполнительских должностях, не позволяющих в полной мере реализовать все богатство индивидуальности, что и приводит к невротизации.

В целом, на уровне специалистов можно зафиксировать доминирующую тенденцию к отвержению средой государственной гражданской службы ярких, неординарных личностей (фактор невротизации невозможности самореализации) и стремление использовать не всегда адекватных ситуации активистов-общественников (фактор «активной социальности») или сдержанных и хорошо управляемых приспособленцев (фактор «конформизма»).

Факторный анализ черт характера кадров управления при сопоставлении групп специалистов и руководителей позволяет увидеть в их развитии из первых во вторые определенную систему. Она предполагает существенное преобразование фактора не всегда адекватной «активной социальности» специалистов в фактор «лидерства» для руководителей, а фактора «конформизма» специалистов в противоположный по смыслу фактор «идеологии» для руководителей. Кроме того, наряду с классическими для успешного руководителя глубинными факторами «лидерства» и «идеологии», обращает на себя внимание весомость фактора невротизации невозможности самореализации. Важно отметить, что именно последний фактор является наиболее сильно выраженным.

Следовательно, динамика изменения личности кадров государственной гражданской службы демонстрирует функциональный подход института современной российской госслужбы к своим кадрам, что ставит под вопрос их естественное поступательное саморазвитие одновременно к личностным и профессиональным вершинам и делает актуальным процесс психолого-акмеологического сопровождения деятельности государственной служащих, особенно на период реформирования деятельности государственной службы. В самом процессе реформирования, помимо ориентации на социально-значимый результат, связанный со стремлением развернуть государственную службу лицом к обществу и его проблемам, возникает и другой аспект, связанный с гуманизацией отношений в рамках самой государственной службы.

А.С. Мельничук, Москва

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ

Ключевые слова: ценностные ориентации, акмеологические ценности, личностно-профессиональное совершенствование.

Keywords: valuable orientations, acmeological values, individual professional perfection

Продуктивность личностно-профессионального совершенствования кадров управления зависит от множества условий и факторов, однако ведущую роль в этом процессе играет желание самого человека к повышению и раскрытию своего потенциала. Показателем такой интенции может служить место в системе предпочтений личности, занимаемое акмеологическими ценностями — «саморазвитие», «самореализация», «творчеством». При этом следует принимать во внимание не только иерархичность ценностной сферы личности, но также ее системность.

С одной стороны, определенный характер взаимосвязи ценностей между собой способен блокировать стремление реализовать мотивацию развития на практике даже при весьма высоком ранге акмеологических ценностей. С другой, разработка мер по активизации потребности в развитии требует понимания смысловых причин, влияющих на субъективную значимость саморазвития. Это делает актуальным выявление специфики структуры ценностных ориен-таций у лиц с высокой и низкой акмеологической направленностью.

С целью решения данной задачи нами совместно с Е.В. Селезневой и И.Н. Воробьевой проведен опрос 109 руководителей, проходящих обучение по различным программам профессиональной подготовки. В качестве инструмента использовался разработанный А.Ю. Панасюком вариант семантического дифференциала, с помощью которого оценивалось 16 понятий-ценностей. На основе квартальных оценок были выделены 2 контрастные группы (по 22 чел.) — с выраженными и невыраженными акмеологическими ориентациями. В них вошли респонденты, у которых уровни не менее двух акмеологических ценностей находятся, соответственно, в зоне высокой или низкой значимости, а третья — в диапазоне средней значимости.

Фактор, оказавшийся в акмеологически ориентированной группе наиболее весомым (21,5 % дисперсии), можно обозначить как «экзистенциальная творческая самореализация во внепрофессиональной сфере». Его составили ценности «свобода» (0,863), «самореализация» (0,799), «успех» (0,684), «друзья» (0,595), «творчество» (0,584). Достаточно необычным в этом контексте выступает вхождение в состав фактора ценности материального благосостояния (0,642). Вторым по значимости ценностным вектором выступает «профессионально-жизненная успешность» (17,8 %), включившая в себя такие ценности как «работа» (0,908), «стабильность» (0,762), «здоровье» (0,681), «карьера» (0,647) и «успех» (0,473).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.